Административная ответственность в сфере закупок ФЗ 44

Содержание

Закупки проводятся с целью обеспечения государственных организаций (включая муниципальные) необходимыми товарами и услугами. Законодательное регулирование гарантирует получение предмета торга с наиболее выгодной ценой, качеством, скоростью поставки. Ежегодно обновляется и дополняется законодательная база, позволяющая эффективно защищать интересы всех участников и предотвращать возможные правонарушения в этой сфере.

Типы правонарушений

Различают 4 основных типа преступлений, прямо или косвенно касающихся процедуры проведения торгов.

  1. Коррупционные правонарушения. Должностное лицо получает часть стоимости государственного контракта в обмен на предоставление условий, гарантирующих победу нужной организации.
  2. Вымогательство. Потерпевшими выступают как заказчики, так и добросовестные поставщики. Нарушитель грозится сорвать закупку, используя систему обжалования.
  3. Расходование средств, идущее вразрез с целями ТЗ. В эту категорию попадают: приобретение имущества с целью последующей перепродажи, использование предмета закупки в личных целях, покрытие расходов, не предусмотренных статьями соответствующего бюджета и т.п.
  4. Фальсификация документов. Подобное нарушение чаще всего допускают поставщики. Участники предоставляют заведомо ложные сертификаты или лицензии, дающие им право участвовать в торгах.

К нарушителям применяется административная и уголовная ответственность.

Признаки коррупционного правонарушения

Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:

  • Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
  • Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
  • Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
  • Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
  • Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
  • Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
  • Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
  • Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
  • Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.

Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.

Субъекты правонарушений

К ним относятся:

  • должностные и уполномоченные лица;
  • представители закупочной комиссии;
  • эксперты;
  • лица, ответственные за осуществление договора;
  • члены приемной комиссии;
  • лица, обеспечивающие проведение электронных торгов;
  • представители банка.

В отношении этих субъектов правонарушений применяются административные и уголовные наказания:

  • штраф,
  • принудительные или исправительные работы,
  • запрет на ведение конкретной деятельности или на возможность занимать определенные государственные посты,
  • лишение свободы.

Что именно применяется в отношении нарушителя, зависит от степени его вины, размера причиненного ущерба.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс. рублей Субъект правонарушения Статья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30
Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31
Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор электронной площадки ст.7.31.1
Неверный порядок заключения контракта От 5 до 300 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) От 20 до 500 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа От 30 до 50 ДЛ ст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключения От 30 до 50
От 100 до 150
Член экспертной комиссии Экспертная организация ст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой От 30 до 100 ДЛ ч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу От 40 до 1000 Участник-победитель ст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказу От 30 до 100 ДЛ, участник-победитель ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки От 30 до 1000 ДЛ ст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий От 10 до 50 ДЛ ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного задания От 0,1 до 30 ДЛ ч.1, 2 ст.15.15.5-1
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств От 20 до 50 ДЛ ст.15.15.10
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности От 30 до 1000 ДЛ, участник-победитель ч.1, 2 ст.15.37
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа От 100 до 1000 Представитель банка ст.15.40
Вмешательство в работу контролирующего органа От 20 до 500 ДЛ ст.19.4.2
Нарушение предписаний контролирующих органов От 20 до 500 ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5
Непредставление информации От 0,3 до 500 ДЛ ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Когда наступает уголовная ответственность

До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.

По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).

Ответственность за коррупцию и вымогательство

Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:

  • использование должностных полномочий в личных целях;
  • получение взятки;
  • подкуп должностного лица.

Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.

Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).

Наказания за получение подкупа представлены в таблице 4 и могут быть дополнены запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком от 3 до 7 лет.

Таблица 4. Наказания за получение подкупа (ч.4,5,6 ст.200.5 УК РФ).

Лицо, подкупившее заказчика, также несет ответственность в зависимости от суммы подкупа и наличия отягчающих обстоятельств (см. таблицу 5). Суд оправдает сознательного гражданина, активно помогавшего следствию или самостоятельно заявившего о преступлении. Ответственность также снимается с лица, совершившего подкуп под давлением вымогающей стороны.

Таблица 5. Наказания для лиц, совершивших подкуп (ч.1, 2, 3 ст.200.5 УК).

Ответственность за нецелевое расходование средств

Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.

При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.

Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).

Ответственность за фальсификацию документов

Фальсификация экспертных документов попадает под статью 200.6 УК РФ (выдача несправедливого заключения в области закупок товаров, работ, услуг). Предусмотренное наказание – в таблице 7. Дополнительно виновному лицу могут запретить вести определенную деятельность или занимать ответственные посты в течение 3-5 лет.

Таблица 7. Виды наказаний.

Наиболее распространенные правонарушения в сфере закупок

Согласно статистике ФАС, чаще всего заказчики нарушают законодательство, ограничивая число участников. В техническом задании прописываются конкретные требования к характеристикам предмета закупки: химический состав, результаты технологического процесса изготовления или испытания товара. ТЗ не должно ограничивать возможности по выбору методов и способов производства товаров или выполнения услуг.

Другой ошибкой является объединение в один лот товаров, обладающих принципиальными отличиями, или услуг, требующих определенной лицензии, и работ, которые можно провести без разрешительной документации. Неправомерность таких объединений подтверждалась в Верховном суде РФ.

Замыкает тройку лидеров ограничение на привлечение субподрядчиков. Участник-победитель закупки не должен лишаться права вести хозяйственную деятельность по своему усмотрению и привлекать сторонних исполнителей. Также он не обязан согласовывать субподрядчиков с заказчиком.

Разрешение споров в сфере закупки

Любой участник вправе призвать к ответственности других лиц, нарушивших его права в процессе проведения торгов. Жалоба подается в контрольный орган или в судебную инстанцию в течение 5 дней после публикации в системе ЕИС протоколов рассмотрения заявок.

Участники вправе обратиться с заявлением о возмещении убытков и обжаловать

  • действия и бездействия заказчиков;
  • способ заключения контракта;
  • принуждение заключить договор либо внести изменения, расторгнуть.

Не рассматриваются жалобы, связанные с оценкой заявок, окончательными предложениями, квалификацией участников закупки.

Подача заявления в контрольный орган не исключает возможности продублировать жалобу в судебную инстанцию. В роли контрольного органа могут выступать:

  • территориальный орган ФАС – рассматривает обращения, связанные с проведением федеральных закупок и закупок по государственному заказу в области обороны;
  • орган исполнительной власти, действующий в регионе проведения закупки и определенный нормативно-правовыми актами;
  • орган местного самоуправления.

Разрешение споров осуществляется в 5 основных этапов:

  1. Изучение федеральных законов и сбор доказательной базы.
  2. Подготовка жалобы в письменном виде и определение места и способа ее подачи.
  3. Передача жалобы в контрольный орган и направление копии заказчику.
  4. Ожидание официального ответа.
  5. Обращение с требованием исполнения предписания к заказчику либо обжалование в судебном порядке решения, принятого контрольным органом.

В жалобе должна быть отражена конкретная просьба. Помимо предписания, обязательного для исполнения заказчиком, участник вправе попросить приостановить процедуру определения победителя, отменить результаты торгов, проверить деятельность организации.

Последние изменения в законодательстве, регулирующем сферу закупок, направлены на увеличение степени ответственности участников торгов. Во избежание совершения правонарушений в этой сфере следует внимательно ознакомиться с действующими законами и положениями, информативными сообщениями от ФАС. Учесть все нюансы и аспекты деятельности в сфере закупок помогут специалисты.

Здравствуйте.

Ваше мнение правомочно ли привлечение заказчика к административной ответственности за нарушение срока размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения по статье 7.30 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?
Татьяна Юрьевна Дерябкина

В соответствии Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 (1) Вы нарушили срок размещение в ЕИС отчета об исполнении контракта…

N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена административная ответственность за (1)нарушение законодательство контрактной системе в сфере закупок.

По моему мнению за всякие такого рода нарушения в сфере закупок будет предусмотрено Административная Ответственность по ст.7.30 КоАП

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 декабря 2015 г. N АЦ/75921/15
В связи с поступающими вопросами о порядке применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля в сфере закупок, ФАС России сообщает следующее.
1. По вопросу привлечения к административной ответственности по части 1.4 статьи
7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП) должностных лиц заказчиков, ответственных за размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) отчетов об исполнении контрактов, ФАС России сообщает следующее.
Согласно части 9 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе)
результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта,
заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.
В соответствии с частью 11 статьи 94 Закона о контрактной системе, порядок
подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требования части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение).
Согласно Положению, заказчики обязаны не позднее семи рабочих дней размещать информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в
определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 статьи 7.30 КоАП, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, по мнению ФАС России, нарушение сроков размещения информации об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 г. Москва «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»

В соответствии с частью 11 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, подписанный электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан Федеральным казначейством, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииД. Медведев Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru/, 02.12.2013.
Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок и сроки подготовки, размещения отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в единой информационной системе в сфере закупок (далее соответственно — единая система, отчет), содержащего информацию, предусмотренную частью 9 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон).
2. В отчете сроки отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта (далее — контракт), наименование и цена поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, размер аванса и сроки оплаты обязательств по контракту указываются в соответствии с условиями контракта, а также документами о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и документами о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта.
3. Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее — исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

С Уважением

Ответственность за нарушение 223 ФЗ о закупках — это штрафы от 3000 рублей и до 500 000 рублей. Их выплачивают организации за отклонение от законодательных норм Федерального закона о закупках отдельными видами юридических лиц.

Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223 ФЗ

Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223 ФЗ 2020 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц.

В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона № 223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными.

Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ могут повлечь за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:

  1. Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
  2. Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». В данном случае последует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223 ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000,00 рублей и максимум — 1 000 000,00 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафовать могут и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. При этом последует и лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самым строгим наказанием в этом случае будет лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.

Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика.

Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и свои обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ.

Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привлекло к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора.

Существует норматив, по которому заказчик будет обязан закупать товары, работы и услуги по 44 ФЗ, а не по Федеральному закону № 223. Такое наказание последует, если организации не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным.

С учетом обновленных положений 223 ФЗ действует еще одно правило. Если повторный тендер, который должен осуществляться электронно, будет проведен не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.

Не только заказчики подвергаются ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. Если нарушителем стал претендент на контракт, то сведения о нем направят в реестр недобросовестных поставщиков.

Как применяется административная ответственность

Меры административного наказания за несоблюдение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц стали применяться, начиная с 2014 года. После разработки системы наказания в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли поправки, добавили новые штрафы.

Рассмотрение дел о нарушении законодательства о закупках — это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы РФ и ее региональных подразделений. Если органы ФАС примут положительное решение и признают правонарушение организации, то заказчика ждут штрафные санкции в размере от 2000 до 50 000 рублей — на должностное лицо и от 5000 до 500 000 рублей — на юридическое лицо.

Рассматривает дела по правонарушениям и прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок после прокурорских проверок анализируют сотрудники этого ведомства, после чего нарушитель должен предоставить объяснения и перечень мероприятий по устранению выявленных ошибок.

Ведомства, которые контролируют нарушения закупок по оборонному заказу, — МВД (в качестве представителей заказчика), ФАС и прокуратура. Контроль по ГОЗ ведется как по законодательству о закупках, так и по Закону о государственном оборонном заказе № 275 ФЗ.

Что может повлиять на выбранную меру ответственности

При выборе наказания исполнительные органы учитывают различные аспекты: на кого будут возлагаться санкции по КоАП (должностное лицо или организация), в результате чего были нарушены правила, повлияли ли проступки на третьих лиц, получили ли участники закупок ущерб и проч.

Бывают ситуации, когда после тщательного анализа конкретного дела сотрудники ведомств могут посчитать ошибки несущественными. Ответственность за это будет в виде устного взыскания, а не штрафа, на основании статей КоАП.

Влияет на выбор ответственности изучение личностных характеристик должностного лица, в результате действий которого и был установлен проступок. Учитывают все существенные факторы: наличие за виновником других нарушений и штрафов, отягчающих или смягчающих обстоятельств, его финансовое состояние, имущественную базу. Если виновник попытался предотвратить или по возможности исправить последствия своих ошибок, это может смягчить меру ответственности. Если противоправные действия совершаются должностным лицом не впервые, а исполнительный орган ранее выставлял свои предупреждения, то это, наоборот, будет считаться отягчающими обстоятельствами и приведет к ужесточению ответственности.

Таблица штрафов по 223 ФЗ

Ответственность за нарушения лежит как на самой организации, выступающей в роли заказчика, так и на должностных лицах, ответственных за ведение закупочной деятельности. Для удобства пользователей мы подготовили весь список существующих нарушений по 223 ФЗ в виде таблицы.

Вид нарушения Штраф на должностное лицо, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб. Правовая основа в соответствии с КоАП
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид 10 000,00-30 000,00 100 000,00-300 000,00 Ч. 1 ст. 7.32.3
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид и при этом закупку осуществило должностное лицо, подвергавшееся административной ответственности более двух раз От 40 000,00-50 000,00 вплоть до отстранения от занимаемой должности от полугода до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Проведение госзакупки, которую надлежит осуществлять в рамках действия Федеральной контрактной системы (44 ФЗ) по нормам 223 ФЗ 20 000,00-30 000,00 50 000,00-100 000,00 Ч. 3 ст. 7.32.3
Несоблюдение положенных сроков размещения данных о закупке 2000,00-5000,00 10 000,00-30 000,00 Ч. 4 ст. 7.32.3
Отсутствие в ЕИС опубликованной информации о заказе 30 000,00-50 000,00 100 000,00-300 000,00 Ч. 5 ст. 7.32.3
Несоблюдение сроков размещения в ЕИС изменений по проводимой госзакупке 5000,00-10 000,00 10 000,00-30 000,00 Ч. 6 ст. 7.32.3
Согласована закупочная документация, которая противоречит действующим нормам 223 ФЗ 2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00 Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонение участника по основаниям, не предусмотренным документами о закупке.

Заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации

2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00 Ч. 8 ст. 7.32.3
Направление в реестр недобросовестных поставщиков ошибочных сведений об участниках 10 000,00-15 000,00 30 000,00-50 000,00 Ст. 19.7.2-1
Неисполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы 30 000,00-50 000,00 300 000,00-500 000,00 Ч. 7.2 ст. 19.5

Ближайшие изменения по штрафам

В 2018 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223 ФЗ.

Вид нарушения Штраф на должностных лиц, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб.
Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований 50 000,00
Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке 2000,00-3000,00 10 000,00-30 000,00
Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223 ФЗ 2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00
Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223 ФЗ для отмены закупки 10 000,00-30 000,00 100 000,00-300 000,00
Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223 ФЗ 30 000,00-50 000,00 100 000,00-300 000,00
Несоблюдение существенных условий договора по 223 ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения 30 000,00-50 000,00 50 000,00-100 000,00

Штрафы за несоблюдение сроков закупки

Самые распространенные нарушения в госзакупках по 223 ФЗ — это несоблюдение положенных законом сроков по различным видам конкурентных процедур, а также ошибки при публикации извещений. Многие заказчики забывают, что в составе извещения, размещаемого для заказов отдельными видами юридических лиц, необходимо публиковать документацию о закупке и проект договора. Исключением из этого правила является только одна процедура — запрос котировок.

Чтобы избежать ответственности за нарушения, пользуйтесь сводной таблицей сроков для размещения закупочных документов по Федеральному закону № 223.

Публикуемый документ Предельный срок Нормативно-правовая база
Локальные нормативы заказчика
Положение о закупке заказчика, решение о присоединении к положению о закупке, к изменениям положения 15 дней с момента согласования Ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 223 ФЗ
План закупки В течение 10 дней с момента подписания, но не позже 31 декабря года, предшествующего году планирования Ч. 2 ст. 4 223 ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Сведения о вносимых в план закупок изменениях В течение 10 дней с момента принятия новой версии документа Ч. 2 ст. 4 223 ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Закупочная документация
Извещение — конкурс, аукцион Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок Ч. 17, 19 ст. 3.2 223 ФЗ
Извещение — запрос котировок Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 21 ст. 3.2 223 ФЗ
Извещение — запрос предложений Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 23 ст. 3.2 223 ФЗ
Извещение — электронный конкурс, электронный аукцион, принимать участие в которых могут только субъекты МСП Не позднее 7 рабочих дней до даты проведения процедуры при начальной (максимальной) цене договора не более 30 млн руб.

Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок при начальной (максимальной) цене договора свыше 30 млн руб.

П. 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 223 ФЗ
Извещение — запрос предложений в электронной форме только для субъектов МСП, цена договора в данном случае не может быть более 15 млн руб. Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 3 ч. 3 ст. 3.4 223 ФЗ
Извещение — запрос котировок в электронной форме только для субъектов МСП, цена договора в данном случае не может быть более 7 млн руб. Не позднее 4 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 4 ч. 3 ст. 3.4 223 ФЗ
Внесение изменений в извещение, документацию В течение 3 дней с даты принятия решения об изменении документов. При этом надлежит продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок участниками осталось не менее половины срока, установленного положением о закупке заказчика Ч. 11 ст. 4 223 ФЗ
Разъяснение положений закупочной документации В течение 3 дней с момента их предоставления Ч. 11 ст. 4 223 ФЗ
Решение об отмене конкурентного заказа Непосредственно в день подписания такого документа Ч. 6 ст. 3.2 223 ФЗ
Все закупочные протоколы В течение 3 дней с момента подписания Ч. 12 ст. 4 223 ФЗ
Отчетность по 223 ФЗ
Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 закона № 223 Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 1 ч. 19 ст. 4 223 ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 2 ч. 19 ст. 4 223 ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 3 ч. 19 ст. 4 223 ФЗ
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным Ч. 21 ст. 4 223 ФЗ
Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным П. 2 ПП РФ № 1442 от 25.12.2015
Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе В течение 10 дней с даты внесения изменений Ч. 5 ст. 4 223 ФЗ
Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком, если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров В течение 3 дней с момента заключения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223 ФЗ
Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров В течение 10 дней с момента внесения изменений, исполнения или расторжения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223 ФЗ

Какие нарушения встречаются на практике

Для изучения существующих правонарушений заказчик может использовать классификатор нарушений в сфере закупок — перечень, разработанный специалистами Счетной палаты и систематизирующий итоги проведенных процедур внешнего государственного аудита. Классификатор включает 55 пунктов несоблюдения законодательства в области государственных и корпоративных закупок.

По 223 ФЗ выделяют такие группы отклонений:

  • несоблюдение установленного порядка закупок (заказ осуществлен в бумажном виде вместо надлежащего электронного, торги проведены по 223 ФЗ вместо 44 ФЗ);
  • неисполнение регламента по публикации сведений в ЕИС (нарушены сроки размещения информации, заказчик не опубликовал надлежащие данные и отчеты);
  • установление в закупочной документации излишних или не предусмотренных законом требований к участникам закупки, нарушение содержательного порядка оформления документации и извещения о заказе.

Если организация-заказчик несвоевременно выполнила или не исполнила определенные предписания или решения Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, закрепленных в КоАП, то это также будет серьезным административным проступком, за которым последует ответственность в виде штрафа.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Обзор судебной практики по вопросам применения 223 ФЗ Б/н от 16.05.2018 Скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *