Акт изменения объемов работ

Попробуем разобраться с этой проблемой. Допустим, что у нас есть первоначальная смета, определяющая базовую стоимость работ и цену по договору (с учетом коэффициентов пересчета), рассчитываемую как итог по смете. Она предполагает покрытие затрат подрядчика и его вознаграждение, например, 20 процентов от прямых затрат по смете (сметная прибыль). В процессе строительства в смету вносятся допработы, стоимость которых составляет 4 процента от первоначальной сметной стоимости. По договоренности сторон, общая цена договора при этом не меняется. Допработы нужно внести в смету либо составить к ним дополнительную смету. Но поскольку это привело бы к увеличению итога по смете (суммы по основной и дополнительной сметам), какую-то позицию в ней надо уменьшить, чтобы итог, определяющий цену договора, остался прежним. Поскольку затратные позиции по смете изменить нельзя (ведь старый объем работ не уменьшается), изменить можно, например, сметную прибыль. В данном случае ее следует пересчитать так, чтобы общий итог по первоначальной смете (сумма по первоначальной и дополнительной сметам) остался неизменным. Эта смета и ляжет в основу заполнения № КС-2. При этом в нее попадут все работы, предусмотренные новыми условиями, со своей ценой, но общая сумма по № КС-2, с учетом уменьшенной нормы прибыли, останется неизменной.
Помимо нормы прибыли, можно уменьшить иные расчетные величины: накладные расходы, зимнее удорожание и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос, а почему, собственно, подрядчик должен получить меньшие суммы на покрытие указанных расходов? Ответ очевиден: раз подрядчик согласился за счет старой цены выполнить новый, увеличенный объем работ, значит, нужно пожертвовать какой-либо позицией по смете. Ведь чтобы сохранилось равновесие, если в одном месте прибавилось, в другом должно обязательно убавиться. Где конкретно — выбирать самим сторонам договора. Самое главное, что следует уяснить: речь не идет о безвозмездном выполнении какого-то объема работ, а лишь об изменении состава работ за ту же цену.

В договоре строительного подряда может быть определена обязанность ежемесячного отчета об объемах выполненных работ по форме № КС-2. Какой акт в этом случае необходимо составить при предъявлении работ по законченному этапу, предусмотренному договором? Порядок признания выручки Выручка от реализации строительно-монтажных работ в бухучете признается в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99. Одним из условий признания выручки является факт приемки работ заказчиком. Для целей налогообложения реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица (ст. 39 Налогового кодекса РФ). То есть тоже приемка этих работ заказчиком. Заказчик принимает работы либо в целом по договору, либо поэтапно, если поэтапная приемка предусмотрена условиями договора подряда (ст. 753 Гражданского кодекса РФ). Работы принимаются с составлением акта приемки работ. Применяем унифицированные формы Унифицированные формы первичной учетной документации в капитальном строительстве предусмотрены постановлением Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100. В целях приемки работ заказчиком к таким формам можно отнести № КС-2 и № КС-11. Форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», согласно данному постановлению, призвана отражать приемку работ заказчиком.
Однако обстоятельства, вынуждающие составлять данный документ практически ежемесячно (меняющиеся коэффициенты пересчета сметной стоимости, необходимость ежемесячного заполнения № КС-3, для которой данная форма является основанием и т. д.), не всегда позволяют сказать, что № КС-2 свидетельствует о приемке работ заказчиком.
Например, если договором предусмотрена приемка работ в целом по договору, то ее ежемесячное заполнение лишь подтверждает факт выполнения работ подрядчиком за данный месяц. И если это предусмотрено договором, является основанием для составления формы № КС-3 для очередного промежуточного платежа подрядчику.
Вместе с тем стороны могут договориться, что в процессе выполнения работ подрядчик не предъявляет заказчику форму № КС-2, которую стороны подпишут после выполнения всех работ по договору. Это и будет являться подтверждением факта приемки работ заказчиком. Такое условие нужно обязательно зафиксировать в договоре подряда. В этом случае форма № КС-2 подтвердит реализацию работ подрядчиком. Обычно такой порядок целесообразен, если выполнение работ не носит продолжительный характер.
Форма № КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта» подписывается генподрядчиком и заказчиком, когда первый передает второму завершенный объект, согласно условиям договора, после выполнения всех предусмотренных на объекте строительно-монтажных работ. Других унифицированных документов, отражающих взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком по приемке работ, постановлением не предусмотрено. Очевидно, что в иных ситуациях такие взаимоотношения должны регулироваться условиями договора подряда.

Самостоятельная разработка документа В соответствии со статьей 9 закона «О бухгалтерском учете», если для оформления какой-либо хозяйственной ситуации не предусмотрены унифицированные формы первичной учетной документации, то организация обязана сама составить такой документ. Он должен содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование;
б) дату составления;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Поскольку документ должен быть подписан двумя сторонами, важным является согласование данной формы между сторонами и фиксация этой договоренности в условиях договора подряда. Лучше, если форма такого акта будет приложена к договору как его неотъемлемая часть.
Если у организации нет навыков в составлении указанных документов, то рекомендуется за основу брать действующие унифицированные документы, меняя в них некоторые позиции, вплоть до названия документа. Это допустимо, поскольку речь идет не о дополнении унифицированного документа новыми реквизитами, а о создании нового с целью оформления операции, для которой унифицированного первичного документа не предусмотрено. И формы № КС-2 и № КС‑11 могут подойти как основа для составления нового документа, в зависимости от условий договора строительного подряда. Автор умышленно не дает образец акта приемки, например, этапа работ, поскольку разработка такого документа целиком зависит от условий заключенного договора и не может быть универсальной для всех случаев. 📌 Реклама Отключить Подводим итоги Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что ежемесячно подписанная форма № КС-2, как правило, не подтверждает приемку работ заказчиком. В этом случае необходимо при приемке заказчиком этапа работ или всех работ по договору в целом составлять собственный акт приемки (за исключением случаев сдачи заказчику законченного строительством объекта по форме № КС-11), соблюдая указанные выше правила. Если работы носят непродолжительный характер, их можно сдавать по форме № КС-2, которая будет заполняться не ежемесячно, а только по окончании выполнения всех работ или этапа работ. Самое важное условие – согласованность применяемых документов между заказчиком и подрядчиком. Для этого указанные документы неунифицированной формы следует приложить к заключаемому договору, в котором необходимо также описать порядок и сроки их заполнения.
Важно запомнить
Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (п. 3, 6 ст. 753 Гражданского кодекса РФ).
📌 Реклама Отключить Заказчик принимает работы либо в целом по договору, либо поэтапно
Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты
Акт приемки работ можно разработать на основании унифицированной формы Статья напечатана в журнале «Учет в строительстве» №8, август 2010 г.

При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

6 декабря 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика — контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ, в связи с чем правило пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 16.11.2015 N Д28и-3363).
Однако, как следует из пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898, от 22.06.2016 N Д28и-1675, от 18.04.2016 N Д28и-1055, от 17.03.2016 N Д28и-642, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 18.08.2015 N Д28и-2497). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно (постановление АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *