Акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность

К ним, в частности, относятся:

  • открытые акционерные общества;
  • банки и другие кредитные организации;
  • страховые организации;
  • общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Согласно информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»» публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо в случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Это требование касается и закрытых акционерных обществ, если они публично размещают облигации или иные ценные бумаги. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

Если общество не имеет обязанности раскрывать ежеквартальный отчет, то сроки раскрытия годовой бухгалтерской отчетности таковы:

  • не позднее двух дней с даты истечения срока представления отчетности;
  • если отчетность составлена до истечения срока представления отчетности, то не позднее двух дней с даты ее составления;
  • если годовая отчетность общества подлежит обязательному аудиту, то до двух дней с даты составления аудиторского заключения (п. 8.1 приказа ФСФР РФ от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н).

Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности обществом осуществляется путем публикования информации на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 1.7 приказа ФСФР РФ № 11-46/пз-н).

Публикация бухгалтерской отчетности в печатных изданиях для акционерных обществ отменена (приказ Минфина России от 5 июня 2014 г. № 45н);

б) в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

В случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В каких случаях организация должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, читайте в бераторе. Установить Бератор для Windows

Обратите внимание

Организации, обязанные составлять консолидированную финансовую отчетность, также обязаны ее опубликовать. Но такая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Эти вопросы регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ. В частности, консолидированную отчетность придется составлять фирмам, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (п. 1 ст. 8 Закона № 208-ФЗ).

Составление консолидированной финансовой отчетности не освобождает фирму от необходимости составлять и представлять (а также – в установленных случаях публиковать) бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с ПБУ.

Если у компании нет законодательно установленной обязанности публиковать свою отчетность, не стоит думать, что отчетность становится недоступной пользователям. Публичность отчетности достигается в том числе и передачей ее в органы статистики (письмо Минфина РФ от 31 октября 2006 г. № 07-05-04/13). Пунктом 5.10 постановления Правительства России от 2 августа 2008 года № 420 «О государственной статистике» на Росстат возложены функции по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности компаний, расположенных на территории России.

Как сдать бухгалтерскую отчетность в статистику и что будет, если организация не вовремя сдаст отчетность, читайте в бераторе. Установить Бератор для Windows

Лучшее решение для бухгалтера

Бератор — это электронное издание, которое найдет лучшее решение для любой бухгалтерской задачи. По каждой конкретной теме есть все необходимое: подробный алгоритм действий и проводки, примеры из практики реальных компаний и образцы заполнения документов. Установить Бератор для Windows >>

Источник: ООО «Гестион-Консалт”

Правовой режим раскрытия информации российскими акционерными обществами определяется видом ценных бумаг и порядком их размещения. Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» характеризует публичное размещение ценных бумаг как размещение их путем открытой подписки. В большей степени это относится к приобретению ценных бумаг на торгах фондовой биржи и/или иных организаторов торговли.

В этой связи на практике называют публичными компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовой бирже. Обращение акций на фондовом рынке означает их доступность неограниченному кругу инвесторов. Поэтому законодатель обязывает публичную компанию обеспечить широкую информативность и доступность сведений о себе уполномоченным государственным органам, а также любым заинтересованным лицам в форме раскрытия информации, предусмотренной законодательством о рынке ценных бумаг.

📌 Реклама Отключить

Под обязанность раскрывать информацию, таким образом, подпадают все открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг. Пункт 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает перечень документов, в обязательном порядке раскрываемых акционерным обществом: годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность; проспект эмиссии ценных бумаг в определенных случаях; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения.

Раскрытие информации, в соответствии с п. 2 той же статьи, осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Основные требования к раскрытию информации определены статьей 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.

📌 Реклама Отключить

Разделом VIII Положения установлено, что акционерное общество, осуществившее публичное размещение ценных бумаг, обязано также раскрывать устав и внутренние документы общества, сведения об аффилированных лицах и дополнительные сведения, например, сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг общества, о приобретении обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества и адрес сайта в сети Интернет, на котором общество публикует годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность.

Положением вменяются акционерным обществам следующие способы раскрытия информации:

  • в форме ежеквартального отчета
  • в форме сообщения о существенных фактах
  • обязательное раскрытие информации акционерными обществами.

Кроме того, в случае размещения ценных бумаг акционерное общество осуществляет раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг. 📌 Реклама Отключить

Итак, состав, порядок и сроки раскрытия информации открытым акционерным обществом и закрытым акционерным обществом в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг определены в достаточном объеме указанным Положением.

Что же касается большинства российских ЗАО, которые не проводили и не проводят публичного размещения своих ценных бумаг, по смыслу пунктов 8.1.1-8.1.3 главы VIII Положения, обязанности по раскрытию указанной информации у них не возникает. Однако в отношении непубличных компаний закон также устанавливает определенные правила информативности.

Во-первых, при приобретении обыкновенных акций другого акционерного общества. В соответствии с абз. 29 ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5,10,15,20,25,30,50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций. Владелец обыкновенных акций направляет эмитенту и в ФСФР уведомление, содержащее сведения об имени или наименовании владельца, наименовании эмитента, государственном номере выпуска (дополнительного выпуска) акций, количестве принадлежащих эмитенту акций. Иных требований к содержанию и форме уведомления закон не устанавливает. Сама форма уведомления была рекомендована к применению ФСФР в информационном письме от 18.03.2008 г. № 08-ВМ-03/4874.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, закрытое акционерное общество должно раскрывать информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций других акционерных обществ.

В отношении публичных компаний, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, информация раскрывается ими в форме не уведомления, а сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг. Такая информация должна раскрываться путем опубликования в ленте новостей уполномоченных информационных агентств, на странице в сети Интернет и путем направления в регистрирующий орган. К слову сказать, обязанность иметь сайт в Интернете и опубликовывать в ленте новостей информационного агентства информацию о деятельности общества, существует только у эмитентов эмиссионных ценных бумаг, к которым мы обратились в начале статьи.

📌 Реклама Отключить

Во-вторых, определенный объем информации должны предоставлять в регистрирующий (выпуск акций) орган акционерные общества, самостоятельно ведущие реестр владельцев именных ценных бумаг. Согласно п.3 ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах» общество само может выступать держателем реестра своих ценных бумаг, если число его акционеров (в том числе владельцев акций всех категорий и типов, а также облигаций) не превышает 500. Особенности самостоятельного ведения реестра эмитентами ценных бумаг определяет Приказ ФСФР от 13.08.2009 г. № 09-33/пз-н. Приказ распространяется на все акционерные общества, в том числе непубличные ЗАО.

Пункт 2.1. Приказа устанавливает, что акционерное общество, самостоятельно ведущее реестр, обязано разработать и утвердить особый внутренний документ — Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также обеспечить их доступность любому заинтересованному лицу независимо от целей получения данной информации. Таким образом, все акционерные общества, ведущие реестр самостоятельно, обязаны осуществлять раскрытие указанных Правил, обеспечив возможность любому лицу ознакомиться с Правилами в помещении исполнительного органа общества или в помещении, используемом для осуществления функций ведения реестра. По требованию любого заинтересованного лица общество обязано предоставить (направить) ему заверенную копию Правил в течение семи дней бесплатно или за плату, не превышающую затрат на ее изготовление.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, акционерные общества обязаны раскрывать Правила в сети Интернет для открытого доступа. При этом публичные компании обязаны размещать их на своей либо любой другой странице в Интернете, используемой для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности и иных обязательных к раскрытию документов. Все иные ЗАО могут выбрать альтернативный вариант — вместо размещения Правил в сети Интернет разослать заверенные копии Правил всем лицам, зарегистрированным в реестре.

Акционерные общества обязаны обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, размещенной в Интернете, а также сообщать адрес страницы в Интернете, на которой осуществляется раскрытие Правил, любому заинтересованному лицу. Кроме того, информация о сайте в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие Правил, должна входить в состав ежегодного отчета.

📌 Реклама Отключить

Такая обязанность установлена названным Приказом: все акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, обязаны представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР по месту своего нахождения. Такая отчетность должна содержать следующую информацию:

  • общие сведения об акционерном обществе (в том числе полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
  • сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;
  • сведения о доле государственной и муниципальной собственности (в том числе наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, «золотая акция»);
  • сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.

Представляемая отчетность составляется по форме, рекомендованной ФСФР в письмеФСФР от 11.02.2010 г. № 10-ВМ-02/2620. Она должна содержать указание на дату ее составления и должна быть подписана уполномоченным лицом акционерного общества с указанием его должности и скреплена оттиском печати. 📌 Реклама Отключить

Закрытые акционерные общества, осуществляющие раскрытие Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг путем направления заверенных в надлежащем порядке копий Правил лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, направляют в качестве приложения к отчетности заверенную в надлежащем порядке копию действующих Правил.

До недавнего времени у всех акционерных обществ существовала еще одна обязанность – уведомлять уполномоченный государственный орган о стоимости своих чистых активов. Такое положение было предусмотрено подп. «ф» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю дату отчетного периода. Однако в последний раз акционерные общества должны были предоставить такие сведения до 31 октября 2011 года. Дело в том, что с 1 января 2012 года в ЕГРЮЛ более не содержатся сведения о чистых активах. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 228-ФЗ (далее — Закон).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, отныне ежеквартально информировать органы ФНС о стоимости чистых активов не придется, однако ее все равно необходимо будет рассчитывать для целей ведения бухгалтерского учета. Тем более что раздел о состоянии чистых активов теперь должен содержаться в годовом отчете не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью. При этом все общества должны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости их чистых активов. Для ООО это нововведение, предусмотренное названным Законом — сведения о размере чистых активов, а также иные сведения будут теперь отражаться в новом федеральном информационном ресурсе — Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Единый реестр). Соответствующие изменения Закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

📌 Реклама Отключить

Сведения Единого реестра должны быть открытыми, общедоступными и размещаться в сети Интернет. При этом перечень сведений дублирует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ):

  • запись о создании юрлица, о нахождении в стадии реорганизации или ликвидации;
  • решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ;
  • запись об увеличении или уменьшении уставного кпитала;
  • данные о назначении и прекращении действия полномочий единоличного исполнительного органа;
  • сведения о стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату;
  • информация о лицензии;
  • решения арбитражного суда о начале процедуры наблюдения;
  • иные сведения, которые юрлицо разместит по собственному усмотрению, за исключением той, которая не может распространяться в соответствии с ограничениями законов.

Таким образом, сведения в Единый реестр вносятся как регистрирующим органом, так и самими юридическими лицами через специального оператора, отобранного Правительством. Для юрлиц срок опубликования сведений составляет три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта. Причем регистрирующий орган вносит соответствующие сведения бесплатно, а юридические лица — за плату. Примечательно также, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесения сведений несет лицо, внесшее сведения. 📌 Реклама Отключить

Итак, в скором времени нас ожидает появление альтернативной системы раскрытия информации о юридических лицах – наряду с государственной (ЕГРЮЛ), сведения которой вносятся юрлицом бесплатно при государственной регистрации и доступны любому заинтересованному лицу, в том числе в сети Интернет, дублирующая, отданная частному оператору и платная для юрлиц, вносящих сведения о себе. В этой связи логика законодателя, создавшего дополнительную информационную и материальную нагрузку на бизнес, становится непонятной.

Немаловажным будет отметить, что за нарушение порядка раскрытия обязательной информации Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В 2009 году Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ были внесены поправки, которые усилили ответственность за нарушение требований законодательства об акционерных обществах: расширили круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, увеличили срок давности привлечения к ней до одного года со дня совершения правонарушения, а самое главное — значительно увеличили размеры штрафов за подобные нарушения.

📌 Реклама Отключить

В частности, административная ответственность предусмотрена в отношении публичных компаний за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а равно представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной или вводящей в заблуждение информации. Такие нарушения караются для должностных лиц штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет, для юридических лиц – штрафом от 700 до 1000 тыс. руб.

Статья 19.7.3 КоАП предполагает несение ответственности за несоблюдение правил сдачи отчетности в ФСФР (которая, напомним, сдается всеми акционерными обществами ежегодно до 15 февраля): за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ФСФР отчетов, уведомлений и иной обязательной информации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации предусмотрены: для должностных лиц — штраф от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификация, для юридических лиц — штраф от 500 до 700 тыс.руб., для граждан — штраф от 2 до 4 тыс. руб.

📌 Реклама Отключить

Наконец, ответственность предусмотрена и за невыполнение в установленный срок законного предписания ФСФР – такое деяние или бездействие карается штрафом для должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. руб. (ч. 9 ст. 19.5 КоАП)

Целесообразно отметить, что на практике встречались случаи, когда неправильная квалификация правонарушения приводила к отмене постановления о привлечении к административной ответственности (см., например, Постановление ФАС УО от 07.09.2010 г. № Ф09-6858/10-С1: постановление о привлечении к ответственности по ст. 19.7.3. КоАП за неисполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа о представлении документов отменено ввиду неправильной квалификации правонарушения, поскольку ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП; см. также постановление ФАС УО от 14.05.2010 г. № Ф09-3453/10-С1, постановление ФАС ПО от 01.12.2009 г. № А65-16690/2009, постановление ФАС ЗСО от 29.09.2010 г. № А70-14476/2009 и др.).

Административная ответственность ПАО за некорректное раскрытие информации 10 января 2019

Административная ответственность публичных акционерных обществ за нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках

1. Введение

Обязанность по предоставлению и раскрытию публичными акционерными обществами информации на финансовых рынках установлена главой 7 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», главой XIII Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Положениями о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П) и др. актами.

Действующим законодательством, а именно ст. 15.19. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязанности по предоставлению и раскрытию информации на финансовых рынках.

Необходимо различать ответственность по ст. 15.19. КоАП РФ, и ответственность по ст. 185.1. УК РФ, регулирующей привлечение к уголовной ответственности за злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Под ст. 185.1 УК РФ попадают исключительно злостные (неоднократные, продолжительные) действия (бездействия) при уклонении от раскрытия или предоставления информации, либо действия по предоставлению заведомо неполной или ложной информации, в результате которых причинен крупный ущерб в размере от одного миллиона пятисот тысяч рублей.

Появление ст. 15.19. КоАП РФ связанно с необходимостью обеспечения участников рынка ценных бумаг максимальным объемом достоверной информации, наличие или отсутствие которой влияет на стоимость финансовых инструментов. Тем самым законодатель поддерживает информационную открытость для целей совершения сделок с ценными бумагами, реализации прав из них и принятия необходимых решений. Именно информация в условиях сложившихся рыночных отношений существенно влияет на стоимость активов выраженных в ценных бумагах.

Некоторые суды отмечают, что существенная угроза охраняемым ст. 15.9 КоАП РФ общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 № 07АП-9083/2015 по делу № А45-12118/2015), т.е. делают акцент на формальном составе данного правонарушения.

Согласно ст. 15.19. КоАП РФ к таким нарушениям относят:

— непредставление и нераскрытие информации;

— нарушение порядка и сроков представления либо раскрытия информации;

— предоставление либо раскрытие информации не в полном объеме;

— предоставление либо раскрытие недостоверной информации;

— предоставления либо раскрытие информации вводящей в заблуждение.

Перечень должностных лиц Банка России уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 15.19 КоАП РФ содержится в Приказе Банка России от 11.08.2017 № ОД-2280 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях»

2. Административная ответственность,

связанная с нарушениями обязанности по раскрытию информации, перечень и

порядок раскрытия информации

Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по раскрытию информации определена в виде штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг законодатель определяет как обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Условия о сроках и способе раскрытия информации содержатся положениях о раскрытии информации и зависят от характера предоставляемой информации. Раскрытие информации может осуществляться в ленте новостей и/или на сайте в сети Интернет одного из распространителей информации на рынке ценных бумаг.

Для АО, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, установлено дополнительное требование о размещении на главной (начальной) странице эмитента в сети Интернет ссылки на страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку.

П. 2.17 Положений о раскрытии информации предусмотрено, что если последний день для предоставления либо раскрытия информации приходится на выходной или нерабочий праздничный день, АО вправе исполнить эту обязанность в ближайший рабочий день.

Перечень информации подлежащей раскрытию ПАО является достаточно обширным. Его можно подразделить на общую информацию подлежащую размещению любым эмитентом эмиссионных ценных бумаг и специальную информацию, которую должно раскрывать именно ПАО.

Перечень информации подлежащей раскрытию (Раздел VII Положений о раскрытии информации) и сроки, за исключением информации, обязанность по раскрытию которой возложена на отдельные категории ПАО:

Информация, подлежащая раскрытию

Срок для раскрытия информации

ежеквартальные отчеты

не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала

сообщения о существенных фактах

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней

годовой отчет публичного акционерного общества

в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности

не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества

устав — в течение двух дней с даты, в которую узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации

Изменения (дополнения) в устав или устав в новой редакции не позднее двух дней с даты получения акционерным обществом документов уполномоченного государственного органа, свидетельствующих о государственной регистрации таких изменений и (или) дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и (или) дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа — не позднее двух дней с даты такого уведомления

сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества

в срок не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества

не более двух дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг акционерного общества на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.

текст зарегистрированных изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (в программу облигаций, в условия выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций)

в срок не более двух дней с даты опубликования информации о регистрации таких изменений на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа о регистрации указанных изменений посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше

уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества

в срок не более трех дней с даты получения уведомления

уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества

не более трех дней с даты получения подтверждения о принятии судом соответствующего иска к производству

о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества;

в ленте новостей — не позднее чем за четыре рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи;

на странице в сети Интернет — не позднее чем за три рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения;

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного акционерного общества;

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

о принятии судом к производству иска об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества.

в ленте новостей — не позднее одного дня;

на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

годовая консолидированная финансовая отчетность

не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года;

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность

не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала;

3. Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по предоставлению информации, перечень и порядок предоставления информации

Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по предоставлению информации определена в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Общее понятие предоставления информации содержится в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Предоставление информации ПАО регулируется 2.9 Положений о раскрытии информации, ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Указаниями Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов», Письмо Банка России от 07.07.2015 № 06-59/5740 «О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества». Некоторые разъяснения даны в информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».

ПАО при поступлении от управомоченного лица запроса на предоставление информации обязано предоставить такую информацию в сроки и форме установленные законодателем с учетом положений устава и законных требований заявителя.

Предоставление информации для акционеров возможно путем ознакомления либо предоставления копий документов (абз. 2 п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»).

Кроме акционеров право на предоставление информации имеют: лица, у которых были выкуплены акции публичного акционерного общества, лицам, реализующие права по акциям, представители РФ, субъекта РФ, муниципального образования при использовании в отношении общества специального права на участие в управлении им, т.е. «золотой акции» (п. 2 Указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У).

Лица, у которых были выкуплены акции публичного акционерного общества вправе требовать предоставление информации о деятельности общества, связанной соответственно с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом, либо с определением цены выкупленных акций (абз. 2 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144).

Перечень документов, которые обязано ПАО предоставить акционерам, а так же специальные требования к акционерам, которые вправе получать определенную информацию содержатся в ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Важно отметить, что если документ, требуемый управомоченным лицом, размещен ПАО в сети «Интернет» в свободном доступе, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации, то акционерное общество на основании пп. 1 п. 8 ст. 91 Закона «Об акционерных обществах» вправе отказать в доступе к документу.

Также Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 10 установлены случаи, когда ПАО освобождается от обязанности по раскрытию и (или) предоставению информации, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

К данным случаям относятся:

совершение сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;

совершение сделки, заключенной с российскими юридическими лицами и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера.

Перечень документов обязательных для предоставления ПАО акционерам:

Предоставляемая информация

Наличие дополнительных требований к акционеру, заявившему требование о предоставлении информации

договор о создании общества

по требованию любого акционера

документ, подтверждающий государственную регистрацию общества

решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг

утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;

положение о филиале или представительстве общества;

годовые отчеты;

годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;

формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;

документы, полученные обществом при

приобретении более 30 процентов акций

протоколы общих собраний акционеров

списки аффилированных лиц общества

заключения ревизионной комиссии общества

проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию подлежащую раскрытию

уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.

информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок;

по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества при условии указания деловой цели получения данной информации

протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;

отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность

протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества

документы бухгалтерского учета.

гражданско-правовые договора (п. 30 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Предоставление указанной выше информации осуществляется в течение семи рабочих дней, при соблюдении дополнительных требований установленных законом, и уставом (предварительная оплата расходов, заключения соглашения о конфиденциальности др.).

Если управомоченным лицом запрашиваются копии документов значительного объема (более 10 документов и (или) более 200 страниц) срок предоставления документов может быть продлен не более чем двадцать рабочих дней (п. 15 Указаний Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов»).

Дополнительный перечень документов, которые ПАО обязано хранить и представлять по требованию акционера, определен также Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

4. Судебная практика применения норм об административной ответственности, связанной с нарушениями ПАО обязанности по раскрытию и предоставлению информации на финансовых рынках.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П суд указал на возможность судами снижения минимального размера штрафа для юридических лиц по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела. В дальнейшем эта возможность была законодательно закреплена в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В этом же Постановлении Конституционного Суда РФ указаны основания для снижения штрафа, к которым относится: характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания.

Необходимо отметить, что некоторые суды при рассмотрении подобных дел применяют нормы регулирующие освобождение от административной ответственности вследствие малозначительности административного правонарушения, а именно ст. 2.9 КоАП РФ (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2018 № Ф06-31139/2018 по делу № А57-15284/2017, Постановление ФАС Центрального округа от 26.08.2010 по делу № А54-120/2010).

Согласно п. 18. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Применяя данное положение суды должны учитывать характер информации, в отношении которой была нарушена обязанность по раскрытию и предоставлению. Если отсутствие данной информации не может причинить ущерб отношениям на финансовых рынках, а также причинить вред конкретным управомоченным лицам, то формальное разовое неисполнение данной обязанности, при отсутствии недобросовестности в действиях ПАО должно расцениваться судами как малозначительное правонарушение либо являться основанием для снижения штрафа, в том числе ниже предела установленного ст. 15.9 КоАП РФ.

В тоже время есть и иная позиция судов, согласно которой наступление общественно — опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния и отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 № 02АП-10544/2015 по делу № А29-8364/2015).

Суды должны оценивать обстоятельства, при которых ПАО нарушило обязанности по предоставлению и/или раскрытию информации: связано ли неисполнение обязанностей с корпоративным спором; намерено ли акционерное общество скрыло информацию; добросовестно ли действует управомоченное лицо; не может ли исполнение в срок требование акционера привести к приостановлению или существенному затруднению деятельности ПАО (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П, абз. 2 п. 11 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144); на какой срок была нарушена обязанность по раскрытию и предоставлению информации; были ли своевременно приняты ПАО меры по изменению (корректированию) информации, в соответствии с п. 2.4. Положений о раскрытии информации; сообщило ли ПАО об отсутствии у него требуемых документов в соответствии с п. 12 Указаний Банка России от 22.09.2014 № 3388-У.

Если же ПАО совершает несколько действий (бездействий), входящих в объективную сторону одного состава административного правонарушения предусмотренного ст 15.9 КоАП РФ с альтернативно указанными действиями, то указанные обстоятельство не свидетельствуют о совокупности административных правонарушений, а являются основанием для квалификации данных действий как одного административного правонарушения (п. 3 «Обзора судебной практики по актуальным вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утвержден на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 23.06.2017).

По некоторым делам суды признают незаконным и отменяют постановления о привлечении к административной ответственности из-за нарушения процедуры привлечения к административной ответственности (Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 № 304-АД16-13985 по делу № А67-4942/2015, Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 № 304-АД16-10429 по делу № А67-4940/2015), либо истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2014 № Ф07-1909/2014 по делу № А21-6646/2013).

В результате анализа действующего законодательства, а также судебной практики применения ст. 15.19 КоАП РФ можно сделать вывод, что в настоящий момент установлены и рекомендуются достаточно жесткие санкции в отношении правонарушителей, что связано с повышенным интересом государства в привлечении инвестиций, в развитии рынка ценных бумаг и в создании более совершенного правового регулирования, обеспечивающего защиту интересов участников рынка.

Специально для журнала «Акционерное общестов»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *