Аспекты учетной политики



12.1. Понятие и состав учетной политики

Учетная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

  • руководитель, так как он утверждает учетную политику;
  • бухгалтер, который при формировании учетной политики должен грамотно и всесторонне обосновывать ее содержание;
  • аудитор — учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;
  • налоговый инспектор — от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Таким образом, учетная политика организации — уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.), где нашли отражение изменения в бухгалтерском учете за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения.

Раздел 1. Общие положения. Учетная политика организации определяется как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности». К ним относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации иные соответствующие способы и приемы.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.

При выборе учетной политики исходят из таких требований, как:

  • постоянство учетной политики в течение длительного периода;
  • регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
  • извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Действие Положения распространяется:

  • при формировании учетной политики — на организации, независимо от организационно-правовых форм;
  • при раскрытии учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично, согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в компетенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету.

В п.5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации» (ранее, согласно п.2.1 ПБУ 1/94, право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).

При этом утверждается:

  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Норма законодательства об учетной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обусловливает необходимость хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.

В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учетной политики.

При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право организации на данное имущество.

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверждать, что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в основном относящихся к сфере производства, — на грани банкротства, иные создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реальность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанные этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение называется также принципом начисления.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете (требование полноты);
  • своевременное отражение факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности)
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Причем применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Основное условие — единство учетной политики в организации. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организаций, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики должно быть тесно связано с налоговым учетом.

Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учетной политики, согласно ПБУ, понимается придание ей гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными при этом признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания и применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в п.12 ПБУ 1/98.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обусловлена.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Это правило следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетное процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и иными причинами.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или которые возник ли впервые в деятельности организации.

Изменения учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном п.9 Положения ПБУ 1/98, и вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать как минимум причину изменения учетной политики оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.

Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты.

12.2. Аспекты учетной политики организации (методологическая, организационно-техническая)

Методологические аспекты включают следующие позиции:

  1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам ил средствам в обороте.
  2. Варианты выбытия основных средств (приказ Минфина РФ с 13 октября 2003 г. № 91н).
  3. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
  4. Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
  5. Способы распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  6. Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи».
  7. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей.
  8. Метод расчетов материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
  9. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  10. Перечень резервов предстоящих расходов.
  11. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
  12. Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.
  13. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
  14. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
  15. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
  16. Учет резервного капитала (счет 82).
  17. Варианты создания и распределения расходов на продажу.
  18. Курсовые разницы и порядок их учета.
  19. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.
  20. Порядок учета отложенных налоговых активов и обязательств.
  21. Варианты учета на счете 90 «Продажа».
  22. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
  23. Варианты использования целевого финансирования (счет 86).
  24. Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли.
  25. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
  26. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки».
  27. Порядок использования новых форм бухгалтерской отчетности организации (приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н).

К организационно-техническим аспектам относятся:

  1. Выбор формы бухгалтерского учета.
  2. Организация работы в бухгалтерии.
  3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработка порядка документооборота.
  5. План счетов бухгалтерского учета с учетом приказа Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н.
  6. Технологические обработки учетной информации.
  7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обоснованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть расширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйственной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.

Согласно НК РФ организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организаций. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение учетной политики организации.
  2. Кто формирует и кто утверждает учетную политику организации?
  3. Почему учетная политика организации является важнейшим стандартом регулирования бухгалтерского учета?
  4. Какие требования предъявляются при разработке учетной политики организации?
  5. На какой период действует принятая в организации учетная политика?
  6. Из каких аспектов слагается учетная политика?
  7. Перечислите не более 10 показателей, входящих в состав методологических аспектов учетной политики.
  8. Назовите показатели организационно-технических аспектов учетной политики.
  9. Почему учетная политика организации обязательна для целей налогообложения?

Тесты для программированного контроля

1 Дайте определение учетной политики
Ответы: Совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета
Приемы организации документооборота, инвентаризации и способы применения бухгалтерского учета
Применение системы учетных регистров и порядок их заполнения
Совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности
2 Из каких аспектов слагается учетная политика организации?
Ответы: Методологического, технологического
Организационного, методологического
Организационного, методологического, технологического
Методологического, организационно-технического
3 Кто в организации несет ответственность за формирование учетной политики?
Ответы: Экономисты организации
Руководитель организации
Учетные работники организации
Главный бухгалтер организации
4 В каком разделе учетной политики организации отражается изменение учетной политики?
Ответы: 1
3
4
2
5 Какие требования учитываются при формировании учетной политики?
Ответы: Постоянство, полнота, рациональность
Регламентация принципов, своевременность
Полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность, приоритет содержания перед формой
Извещение внешних потребителей, непротиворечивость и рациональность
6 В каких случаях допускается изменение учетной политики?
Ответы: Изменение законодательства РФ или нормативных актов
Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета
Существенное изменение условий деятельности
Законодательно-нормативные акты, разработка новых способов введения бухгалтерского учета, а также существенное изменение деятельности организации

Ответы по результатам тестирования для программированного контроля

Номер и название главы Номер вопроса Номер правильного ответа
Глава 12. Учетная политика организации 1 1
2 4
3 4
4 4
5 3
6 4

1 См. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98 от 9 декабря 1998 г.) (в ред. от 30 декабря 1999 г. № 107н).

Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.

Методический аспект формирования учетной политики для целей

управленческого учета

Methodological aspect of formation to accounting policy for the purposes of

management accounting

Никонова Ирина Юрьевна, к.э.н , доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, г. Чита, e-mail: nik_ey@mail.ru

Economics and Law, Chita, e-mail: nik_ey@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются элементы учетной политики методического раздела учетной политики в целях управленческого учета. От обоснованного сочетания представленных элементов зависит экономическая эффективность по всем направлениям деятельности организации и структурным подразделениям, возможность заинтересованных пользователей полно и достоверно оценить затраты, результаты деятельности организации, ее финансовое состояние и принять необходимые управленческие решения.

Ключевые слова: управленческий учет, методы, методический аспект, учетная политика, оптимизация.

Keywords: management accounting, methods, methodological aspect, accounting policie, optimization.

Учетная политика является обязательным элементом нормативного регулирования деятельности организации и ее структурных подразделений. В современных условиях хозяйствования существует возможность самостоятельного выбора вариантов ведения учета из допускаемых законодательством РФ и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если способ ведения учета не установлен федеральными стандартами, возможно применение норм МСФО. МСФО определяют учетную политику, как принципы и правила, принимаемые организацией для удовлетворения потребностей в информации о ее деятельности различными заинтересованными пользователями с целью обеспечить возможность анализировать и принимать необходимые управленческие решения .

В нормативно-правовых документах обязанность по разработке учетной политики указана в части бухгалтерского (финансового) учета и налогового учета. Отдельные аспекты, касающиеся управленческого учета затрат, находят отражение в учетной политике бухгалтерского (финансового) учета, что, на наш взгляд, не охватывает всех методических аспектов отражения объектов управленческого учета. Однако от грамотного управления затратами организации зависит как принятие стратегических решений, так и выбор финансовой (бухгалтерской), налоговой и управленческой (бухгалтерской) политики . Учитывая, что каждая организация должна разрабатывать учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности в ней должны быть раскрыты все способы ведения управленческого учета в организации и ее структурных подразделениях.

В настоящее время отсутствует единая методика формирования учетной политики для целей управленческого учета, однако методический аспект является самым обширным и главным в ней разделом. В связи с этим нами сделан особый акцент на разработке методического аспекта учетной политики в системе управленческого учета. При осуществлении управленческого учета ведущая

роль принадлежит его информационной базе, основой которой является бухгал-

терский финансовый учет, отвечающий нормам и требованиям законодательства. Поэтому при разработке учетной политики в целях управленческого учета целесообразно применять правила предоставления информации, удобные для организации, а также исходя из запросов и детализации пользователей формировать информацию опираясь на действующие нормативные акты. Многие ученые , рекомендующие формировать учетную политику для целей управленческого учета берут за основу шаблон учетной политики для целей бухгалтерского учета, но на наш взгляд, при простом копировании элементов не видна цель формирования учетной политики в системе управленческого учета. Мы предлагаем придерживаться следующей группировки элементов формирующих методический аспект учетной политики в управленческом учете: активы; материалы, незавершенное производство, товары, готовая продукция; расходы; доходы; отчетность. Такая учетная политика для целей управленческого учета является оптимальной, т.к. позволяет увидеть суть формирования учетной политики для целей управленческого учета, значимость затрат в деятельности организации и ее структурных подразделений, возможность быстрого управления затратами, а значит и получение желаемого финансового результата.

Рекомендуемые элементы учетной политики для целей управленческого учета в части методического аспекта представлены в таблице 1.

Таблица 1- Элементы учетной политики для целей управленческого учета, раскрывающие ее методический аспект

Элемент учетной политики Возможные варианты Внутренний документ организации

1 2 3

Основные средства

Срок полезного использования ОС — период, в течение которого использование объекта ОС приносит экономические выгоды; — исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования ОС ПБУ 6/01, Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1

1 2 3

Способы начис- — линейный способ; ПБУ 6/01; По-

ления амортиза- — способ уменьшаемого остатка; ложение № 43н

ции основных — способ списания стоимости по сумме чисел лет срока по-

средств лезного использования; — способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

— нелинейный способ НК РФ

— метод единиц производства продукции МСФО 16

Переоценка основных средств — производится переоценка группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости; — переоценка основных средств не производится ПБУ 6/01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— основной подход МСФО 16

— допустимый альтернативный подход (по справедливой стоимости)

Методы контроля использова- — документальный контроль; — обследование; Определяется внутренней по-

ния основных — осмотр; литикой органи-

средств — прослеживание; — инвентаризация; — экспертная оценка. зации

Нематериальные активы

Срок полезного — срок действия НМА, но не больше срока деятельности ор- ПБУ 14/2007

использования ганизации;

НМА — ожидаемый срок использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды; — исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ.

— более 20 лет МСФО 38

Способы начис- — линейный способ; ПБУ 14/2007

ления амортиза- — способ уменьшаемого остатка;

ции нематери- — способ списания стоимости пропорционально объему про-

альных активов дукции (работ, услуг).

— метод единиц производства продукции МСФО 38

Методы контро- — документальный контроль; Определяется

ля использова- -обследование; внутренней по-

ния НМА — прослеживание; литикой органи-

— инвентаризация; зации

Финансовые вложения

Расходы, связан- — включаются в первоначальную стоимость ценных бумаг; ПБУ 19/02

ные с приобрете- — признаются в составе прочих расходов того периода, в кото-

нием ценных бу- ром ценные бумаги приняты к учету и применяется, если ве-

маг личина таких расходов несущественна по сравнению со стоимостью приобретенных ценных бумаг.

Финансовые — по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтер- ПБУ 19/02

вложения при ского учета финансовых вложений;

выбытии оцени- — по средней первоначальной стоимости;

ваются — по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений.

1 2 3

Вариант признания дохода по финансовым вложениям — в составе доходов от обычных видов деятельности; — в составе прочих доходов п. 34 ПБУ 19/02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материально-производственные запасы

Единица учета МПЗ — номенклатурный номер; — партия; — однородная группа товаров; — иное п. 3 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»

Порядок учета поступления МПЗ — с применением счета 10 «Материалы»; — с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 н

Порядок определения учетной цены — исходя из договорной цены; — по данным предыдущего месяца или отчетного периода; — по планово-расчетным ценам; — по средней цене группы. Методические указания по учету МПЗ № 119 н

Способы распределения МПЗ по видам продукции — нормативный; — коэффициентный.

Способ оценки МПЗ при их выбытии — по себестоимости каждой единицы; — по средней себестоимости; — по себестоимости первых по времени приобретения (ФИ-ФО); п. 16 ПБУ 5/01

— ХИФО (оценка по самой высокой цене приобретения независимо от сроков приобретения); — ЛОФО (оценка по самой низкой цене приобретения независимо от сроков приобретения); — по перманентной оценке (оценка по текущим рыночным ценам на дату их списания, разница в оценке материалов рассматривается как результат деятельности службы снабжения); — по твердым ценам (материалы в течение года учитываются по заранее установленным ценам и тарифам, независимо от текущих цен закупки); — по ценам концерна (по ценам продажи МПЗ внутри корпорации); — по ценам приобретения (по фактической цене в момент закупки); — по ценам дня (по цене, закупленной в день приобретения); — по учетным ценам (по средневзвешенным ценам закупки). Международная практика, МСФО 2

1 2 3

Методы контроля использования материальных запасов в производстве — хронологическая проверка; — документальный контроль; — прослеживание; — партионного учета и контроля; — инвентаризация; — контрольный запуск сырья в производство; — лабораторный анализ сырья; — экспертная оценка; — встречная проверка; — контрольное сличение; — контрольная покупка. Определяется внутренней политикой организации

Незавершенное производство

Метод оценки незавершенного производства — по фактической или нормативной производственной себестоимости; — по прямым статьям затрат; — по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. п. 64 Приказа МФ РФ от 29.07.1998 № 34н

Товары

Метод оценки списания стоимости покупных товаров — по себестоимости каждой единицы; — по себестоимости средней; — по себестоимости первых по времени приобретения (ФИ-ФО) п. 16 ПБУ 5/01

Способ учета товаров в розничной торговле 1. В покупных ценах; 2. В продажных ценах (учет наценок (скидок) ведется на счете 42 «Торговая наценка») п. 13 ПБУ 5/01

Порядок отражения товаров, работ (услуг), по которым не признана выручка — по фактической себестоимости; — по нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией п. 61 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

Готовая продукция

Оценка выпущенной готовой продукции — по фактической себестоимости; — по нормативной (плановой) себестоимости; — по прямым статьям затрат. п. 59 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 №

Порядок определения нормативной себестоимости — по прямым статьям затрат; — по себестоимости, включающей затраты, возникшие с использованием основных средств, топлива, энергии и т. д. п. 203 Методических указаний по учету МПЗ, от 28.12.01 № 119н

Учет выпуска готовой продукции — с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; — без использования счета 40. Приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94н

Вариант ведения учета затрат на производство — полуфабрикатный; — бесполуфабрикатный. Внутренняя политика организации

1 2 3

Способ классификации затрат в целях управленческого учета — по экономическим элементам (основные и накладные); — по составу (одноэлементные и комплексные); — по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); — по отношению к объему производства (переменные и условно-постоянные); — по периодичности возникновения (текущие и единовременные); — по участию в процессе производства (производственные и коммерческие); — по эффективности (производительные и непроизводительные); — по возможности оказания на них влияния (регулируемые, нерегулируемые и затраты в пределах норм); — по возможности контроля (контролируемые и неконтролируемые). Определяется внутренней политикой организации

Метод калькулирования себестоимости продукции — попередельный; — позаказный; — попроцессный; — нормативный; — «директ-костинг»; — «стандарт-кост». Определяется внутренней политикой организации

Способ исчисления себестоимости отдельных видов продукции — способ прямого пересчета; — суммирования затрат; — нормативный; — пропорционального распределения затрат; — исключение стоимости попутной продукции из общей суммы затрат; — комбинированный. Определяется внутренней политикой организации

Способы пропорционального разделения затрат в комплексных производствах 1. на основе натуральных показателей: — способ распределения общих расходов пропорционально объему производства различных продуктов; — коэффициентный способ распределения общих расходов. 2. на основе стоимостных показателей: — способ распределения общих расходов пропорционально стоимости продукции по ценам реализации; — способ распределения общих расходов пропорционально себестоимости полуфабрикатов в точке разделения. Определяется внутренней политикой организации

Метод определения расходов и доходов, выручки от продажи продукции — метод начисления; — кассовый. Определяется внутренней политикой организации

Центры ответственности — центр затрат; — центр прибыли; — центр инвестиций; — центр ответственности за снабжение; — центр ответственности за сбыт; — центр управления. Определяется внутренней политикой организации

1 2 3

Метод определе- — на основе рыночных цен; Определяется

ния трансферт- — на основе затрат; внутренней по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных цен — на основе договора. литикой организации

Объекты кальку- — натуральные единицы (штуки, метры, тонны и т.п.); Определяется

лирования себестоимости про- — условно-натуральные единицы, исчисляемые с помощью коэффициентов (тысяча условных банок и т.д.); внутренней политикой органи-

дукции — стоимостные единицы (затраты на 1 рубль проданной продукции и т.п.); — трудовые единицы (нормо-час, нормо-смена). зации

Методы контро- — осмотр; Определяется

ля затрат на — хронологическая проверка; внутренней по-

производство и — документальный контроль; литикой органи-

выпуска про- — прослеживание; зации

дукции — сканирование; — пересчет; — арифметический контроль; — контрольный запуск сырья в производство; — лабораторный анализ качества готовой продукции; — выпуск контрольной партии продукции; -взаимная проверка; — инвентаризация; — экспертная оценка.

Расходы

Момент призна- — расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они ПБУ 10/99

ния расходов имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления; — расходы признаются после поступления денежных средств и иной формы оплаты, и расходы признаются после осуществления погашения задолженности

Порядок призна- — списываются полностью в отчетном году в качестве расхо- ПБУ 10/99

ния коммерче- дов по обычным видам деятельности;

ских и управ- — распределяются с учетом корректировок, имеющих отно-

ленческих рас- шение к получению доходов.

ходов

Способ списания — с отнесением на счета 20 «Основное производство», 23 ПБУ 10/99

общехозяйст- «Вспомогательные производства» и др.

венных расходов — с отнесением на счет 90 «Продажи».

Способ органи- — без отражения на специальных счетах; Приказ Минфи-

зации управлен- — взаимосвязь между управленческим и бухгалтерским (фи- на РФ от

ческого учета нансовым) учетом осуществляется с помощью контрольных 31.10.2000 №

расходов на сче- счетов; 94н

тах бухгалтер- — с отдельным отражением на счетах бухгалтерского учета, Внутренняя по-

ского учета где используются парные контрольные счета одного и того литика органи-

же наименования; зации

— использование специальных передаточных счетов, через

которые передаются обороты из одной системы в другую.

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы

Момент признания выручки в бухгалтерском учете При методе начисления: — организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; — сумма выручки может быть определена; — имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; — право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком; — расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. При кассовом методе: — организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; — сумма выручки может быть определена; — имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; — расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены (метод начисления) ПБУ 9/99

Порядок признания выручки организации — по мере готовности работ, услуг, продукции; — после выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом ПБУ 9/99

Займы и кредиты

Учет дополнительных расходов по займам в составе прочих расходов — единовременно; — равномерно в течение срока займа (кредитного договора) ПБУ 15/2008

Резервы

Виды создаваемых резервов Организация обязана создавать резерв: 1. по сомнительным долгам 2. под обесценение МПЗ; 3. под обесценение финансовых вложений; 4. на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодных вознаграждений, по итогам работы за год и выслугу 1. Приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н; 2. ПБУ 5/01; 3. ПБУ 19/02; 4. ПБУ 8/2010.

Информация по сегментам

Отчетность по сегментам — определение отчетных сегментов; — способы распределения доходов и расходов между отчетными сегментами; — изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями информации по отчетным сегментам ПБУ 12/2010

Определение сегментов — операционный сегмент; -географический сегмент; ПБУ 12/2010

— сегменты определяются на основании управленческого подхода вне зависимости от формы организации. МСФО 8

1 2 3

Отчетность

Отчет о финансовых результатах

Отчетность по центрам прибыли — отчет о прибыли; — отчет о маржинальном доходе. Внутренняя политика организации

Виды отчетов по центрам прибыли — отчет по валовой прибыли; — отчет по прибыли от обычной деятельности. Внутренняя политика организации

Отчет о движении денежных средств

Определение денежных эквивалентов — конкретные объекты учета, — критерии определения эквивалентов, — иные подходы для определения денежных эквивалентов ПБУ 23/2011

Виды денежных потоков — текущим; — инвестиционным; — финансовым ПБУ 23/2011

движения денежных средств предприятия на основе Cash flow Внутренний документ

Определение уровня существенности — 5 %; бухгалтерское законодательст-

— 10 %; вдминистратив-но-правовой кодекс

— иной процент, установленный организацией, исходя из условий хозяйствования и специфики деятельности. Внутренний документ

Как видно из таблицы основное внимание в методическом аспекте учетной политики для целей управленческого учета отводится затратам, это связано с тем, что главная задача управленческого учета — это анализ затрат организации способствующий выбору обоснованной финансовой и налоговой политики.

Представленная группировка элементов учетной политики в системе управленческого учета подробно раскрывает аспекты, касающиеся управленческого учета затрат. Такое раскрытие методического аспекта в учетной политике способствует не только грамотному и эффективному ведению управленческого учета, но и направлена на анализ и прогнозирование результатов деятельности, позволяет увидеть перспективы развития организации и ее структурных подразделений, оптимизировать налогообложение и влиять на формирование прогнозируемых показателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов / М.А. Вахрушина. — М.: Омега-Л. — 2009. — 570 с.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет / Н.П. Кондраков. -М.: ИНФА-М. — 2010. — 612 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / В.Т. Чая, Г.В. Чая. — М.: Рид Групп, 2011. — 368 с.

1. Bakhrushina M.A. Accounting managerial accounting: Textbook for universities / M.A. Bakhrushina. — M.: Omega-HP — 2009. — 570 P.

2. Kondrakov N.P. Accounting management accounting / N.P. Kondrakov. — M.: INFA-M — 2010. — 612 P.

120. Аспекты учетной политики организации (методологическая, организационно-техническая)

Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты.

Методологические аспекты включают следующие позиции:

• Критерии при отнесении предметов к основным средствам ил средствам в обороте.

• Варианты выбытия основных средств (приказ Минфина РФ с 13 октября 2003 г. № 91н).

• Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

• Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.

• Способы распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

• Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи».

• Порядок отражения на счете операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей.

• Метод расчетов материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

• Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

• Перечень резервов предстоящих расходов.

• Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.

• Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.

• Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).

• Варианты создания и распределения расходов на продажу.

• Порядок использования новых форм бухгалтерской отчетности организации (приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н).

• Курсовые разницы и порядок их учета и др.

К организационно-техническим аспектам относятся:

• Выбор формы бухгалтерского учета.

• Организация работы в бухгалтерии.

• Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

• Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработка порядка документооборота и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Законом о бухгалтерском учете установлено, что предприятие самостоятельно определяет учетную политику и выбирает форму бухгалтерского учета. Учетная политика это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности, задачей которой, в свою очередь, является предоставление полной, достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.

Выбор учетной политики предприятия зависит от многих факторов. Во-первых, это стратегия финансово-хозяйственного развития организации. Так, цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу накладывают свой отпечаток на подходы к выбору учетных методов и процедур. Финансовые результаты являются условной величиной, размер которой зависит от выбранных методов учета. Поэтому в зависимости от поставленной цели учетная политика может способствовать или максимизации прибыли текущих периодов, или созданию условий для получения максимальной прибыли в будущем.

Ко второй группе факторов влияния на учетную политику принадлежат форма собственности предприятия, его отраслевая принадлежность, вид деятельности, объемы деятельности, система налогообложения. Каждый из перечисленных факторов раскрывает особенности и ограничения, которые следует учитывать во время выбора элементов учетной политики конкретного предприятия.

Третью группу факторов, влияющих на формирование учетной политики, можно условно обозначить как субъективные, поэтому

что они связаны с уровнем квалификации и ответственности бухгалтерских кадров за выполнение своих обязанностей.

В процессе формирования учетной политики степень свободы предприятия ограничен государственной регламентацией бухгалтерского учета, а именно: допустимыми альтернативными вариантами в перечне методик и учетных процедур. Учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и раскрывается в примечаниях к финансовой отчетности.

Однако учетная политика и организация бухгалтерского учета должны стать отправной точкой не только для составления финансовой отчетности, но и для использования данных при планировании деятельности, для анализа и контроля деятельности предприятия в периодах между составлением финансовой отчетности.

Учетная политика должна учитывать также и подходы к бухгалтерскому учету налогов. Так, по мнению многих ученых, которые исследовали вопросы формирования учетной политики предприятия, распорядительный документ, которым она утверждается, должен состоять из двух основных частей:

— раскрытие основных положений по организации бухгалтерского учета;

— непосредственное освещение учетной политики — наведение перечень принципов оценки статей и применение методов учета относительно отдельных статей отчетности, в отношении которых нормативная база предусматривает более одного варианта их использования.

Такой подход к состав элементов учетной политики позволяет выделить не только финансовые, но и отдельные управленческие и налоговые аспекты. Финансовый, управленческий и налоговый учет как подсистемы бухгалтерского учета, прежде всего, нуждаются в соответствующей организации. Среди вопросов организации бухгалтерского учета раскрываются в учетной политике, должны быть указаны:

— выбранная форма организации учета;

— выбранная форма бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации;

— права работников на подпись документов (список работников приводится в приложении к распорядительному документу);

— утверждение правил документооборота и технологии обработки учетной информации, ответственность работников за нарушение этих правил (правила приводятся в приложении к распорядительному документу, выдержки из правил и графики предоставляются непосредственно исполнителям);

— должностные лица, ответственные за качественное и своевременное составление и предоставление финансовой, статистической, налоговой отчетности;

— система и формы внутрихозяйственного учета, утверждение разработанных собственных форм внутренних и первичных документов (утвержденные формы приводятся в приложении к распорядительному документу);

— наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений (утверждены положения, на основе которых действуют такие подразделения);

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия (состав инвентаризационных комиссий приводится в приложении к распорядительному документу или в отдельном приказе);

— детальный рабочий план счетов (приводится в приложении к распорядительному документу);

— перечень связанных сторон, операции с которыми должны подлежать особому собственном контроля и информацию о которых нужно отражать в примечаниях к финансовой отчетности (перечень связанных сторон, а также характер отношений с ними приводятся в приложении).

Основными вопросами организации налогового учета, которые должны быть решены и зафиксированы в соответствующем распорядительном документе, являются:

— выбор варианта ведения налогового учета с разработкой в случае необходимости специальных учетных регистров налогового учета;

— определение должностных лиц, ответственных за его ведение, составление и представление налоговой отчетности.

В Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» указано, что «финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета». Итак, в действующем законодательстве нет требования обязательного ведения отдельных учетных регистров налогового учета. Сегодня только налоговый учет налога на добавленную стоимость ведется в специальных первичных документах и реестрах утвержденной на законодательном уровне формы. Порядок накопления данных о валовых доходах и валовые расходы предприятия устанавливают самостоятельно. их учет может осуществляться:

1) внесистемно;

2) на отдельных счетах налогового учета.

За внесистемного учета валовых доходов и расходов действующие на предприятии учетные регистры дополняют дополнительными столбиками для накопления соответствующей информации, а также составляют отдельные налоговые расчеты — прироста (убыли) балансовой стоимости материальных активов, амортизации и тому подобное. Лишь небольшие по размеру предприятия с незначительным документооборотом могут получать необходимые данные о валовых доходах и расходах путем выборки со счетов бухгалтерского учета или журнала регистрации хозяйственных операций, то есть без дополнительного обобщение сведений о валовые доходы и расходы.

Системное ведение налогового учета предусматривает определение базы налогообложения по системе записей на специальных счетах налогового учета в определенной взаимосвязи с финансовым учетом по родственным операциям. Однако в действующем Плане счетов не предусмотрено отдельных синтетических счетов для учета валовых доходов и расходов. Поэтому для обеспечения системного учета валовых доходов и расходов предприятия могут воспользоваться правом введения нужных субсчетов утвержденных счетов и субсчетов. В частности валовые доходы можно учитывать на субсчете к синтетическому счету 74 «Прочие доходы», а валовые расходы на отдельном субсчете в составе синтетического счета 84 «Прочие операционные расходы».

Более распространенной практикой является отражение хозяйственных операций, задействованных в системе налогообложения, через транзитные счета «Валовые доходы» и «Валовые расходы». Такая схема является оптимальной по компьютерной формы ведения учета. Она, в частности, использована для ведения налогового учета с помощью программного обеспечения 1С.

Второй вопрос организации налогового учета — распределение служебных обязанностей по его ведению и составлению отчетности. Возможными вариантами здесь являются либо делегирование обязанностей одновременного ведения финансового и налогового учета бухгалтерам, что учитывают отдельные операции, или выделение специалиста или группы бухгалтеров, которые бы занимались исключительно налоговым учетом и отчетностью. В случае применения второго варианта в состав обязанностей такого специалиста может входить не только налоговый учет, как подсистема, в рамках которой формируется база налогообложения налогом на прибыль предприятия и налогу на добавленную стоимость, а начисление и отражение в бухгалтерском учете других налогов и сборов, расчет налоговых разниц по данным бухгалтерского учета, составления и представления соответствующей отчетности.

Как отмечалось выше, основная часть распорядительного документа это непосредственное освещение учетной политики: приведение перечня принципов оценки статей и применение методов учета относительно отдельных статей отчетности, в отношении которых нормативная база предполагает более чем один вариант их использования.

в Основном методы оценки статей отчетности в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. Поэтому налоговый аспект учетной политики раскрывается лишь в нескольких показателях.

Например, в бухгалтерском учете амортизацию основных средств начисляют одним из шести методов: прямолинейным, уменьшения остаточной стоимости, ускоренным уменьшением остаточной стоимости, кумулятивным, производственным, налоговым. А в налоговом учете — путем применения нормы амортизации, установленной в процентном отношении для соответствующей группы основных фондов, к балансовой стоимости групп 2, 3 и 4, отдельных объектов группы 1. И поэтому, даже если в учетной политике выбран налоговый метод начисления амортизации основных фондов, то ее суммы в бухгалтерском и налоговом учете чаще всего будут разными в связи с различиями в определении балансовой стоимости основных фондов, подлежащих амортизации, различными подходами к отражение в финансовом и налоговом учете расходов на ремонт и тому подобное.

Зато от выбора того или иного метода оценки запасов при списании в финансовом учете будет зависеть результат налогового учета прироста (убыли) балансовой стоимости запасов, ведь в обоих учетных подсистемах применяются по выбору предприятия одни методы — идентифицированной стоимости, средневзвешенной стоимости, FIFO, нормативных затрат, цены продажи запасов.

Относительно отражение в финансовой отчетности отсроченных налоговых активов и обязательств, а также расходов по налогу на прибыль, то в учетной политике предприятия фиксируется периодичность проведения таких расчетов:

— отражение в промежуточной финансовой отчетности сумм отложенных налоговых активов или отсроченных налоговых обязательств, определенных на 31 декабря прошлого года без их исчисления на дату промежуточной финансовой отчетности;

— отражение в промежуточной финансовой отчетности сумм отложенных налоговых активов или отсроченных налоговых обязательств, определенных на дату промежуточной финансовой отчетности.

Во время выбора элементов учетной политики, влияющих на формирование налоговой прибыли, существенное значение имеют методические учетные приемы, которые влияют на оценку запасов. Поэтому, при ведении налогового учета, особое значение приобретают следующие элементы учетной политики:

— метод оценки запасов при их списании;

— перечень статей производственной себестоимости;

— методика списания транспортно-заготовительных расходов;

— состав и порядок списания постоянных и заменяемых общепроизводственных расходов;

— база распределения общепроизводственных расходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *