Аттестация аудиторов

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 января 2011 г. Регистрационный N 19556

1. Утвердить Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму квалификационного аттестата аудитора согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Заместитель

Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации

А. Кудрин

Приложение N 1

Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов.

2. Квалификационный аттестат аудитора выдается по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

3. Квалификационный аттестат аудитора выдается на основании заявления лица, претендующего на его получение (далее — претендент). Заявление о выдаче квалификационного аттестата аудитора (далее — заявление) подается в письменном виде в саморегулируемую организацию аудиторов по выбору претендента.

4. К заявлению претендентом прилагаются:

а) документы, подтверждающие наличие у претендента ко дню объявления единой аттестационной комиссией результатов квалификационного экзамена стажа работы, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

б) документ, подтверждающий внесение платы за выдачу квалификационного аттестата аудитора (при наличии такой платы).

5. Заявление подается претендентом лично или его представителем на основании оформленной в установленном порядке доверенности. Заявление подается непосредственно в саморегулируемую организацию аудиторов или направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

6. Заявление рассматривается саморегулируемой организацией аудиторов в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления, при условии поступления в саморегулируемую организацию аудиторов решения единой аттестационной комиссии, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о сдаче претендентом квалификационного экзамена, предусмотренного указанным Федеральным законом. В случае если по состоянию на день поступления заявления в саморегулируемую организацию аудиторов решение единой аттестационной комиссии о сдаче претендентом квалификационного экзамена не поступило, саморегулируемая организация аудиторов рассматривает указанное заявление в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления решения.

Днем поступления заявления в саморегулируемую организацию аудиторов считается:

а) дата, указанная в отметке саморегулируемой организации аудиторов о принятии заявления;

б) дата вручения почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.

7. По результатам рассмотрения заявления саморегулируемая организация аудиторов принимает решение:

а) о выдаче квалификационного аттестата аудитора претендентам, соответствующим требованиям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

б) об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора в случаях, установленных частью 6 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

8. Решение саморегулируемой организации аудиторов о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора оформляется в письменном виде.

9. Саморегулируемая организация аудиторов уведомляет претендента о принятом ею решении о выдаче квалификационного аттестата аудитора не позднее 5 календарных дней со дня принятия решения. Порядок уведомления претендентов о принятом саморегулируемой организацией аудиторов решении о выдаче квалификационного аттестата аудитора, в том числе о месте и времени получения квалификационного аттестата аудитора, устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов.

10. В случае принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора саморегулируемая организация аудиторов не позднее 10 календарных дней со дня принятия этого решения уведомляет претендента. Уведомление в письменном виде вместе с заверенной саморегулируемой организацией аудиторов копией указанного решения направляется претенденту почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Датой направления саморегулируемой организацией аудиторов уведомления о принятии ею решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора считается дата, указанная в почтовом отправлении.

11. Выдаваемому квалификационному аттестату аудитора присваивается номер. Номер квалификационного аттестата аудитора состоит из двухзначного регистрационного номера записи о внесении сведений о саморегулируемой организации аудиторов в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов и шестизначного порядкового номера квалификационного аттестата аудитора, выдаваемого саморегулируемой организацией аудиторов (ХХ-ХХХХХХ). Порядковые номера присваиваются квалификационным аттестатам аудитора последовательно без пропусков, начиная с номера 000001.

12. В случае изменения фамилии, имени или отчества аудитора ему выдается квалификационный аттестат аудитора, оформленный на новом бланке (далее — переоформленный квалификационный аттестат аудитора).

13. Переоформленный квалификационный аттестат аудитора выдается по письменному заявлению аудитора, в котором указывается основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (ОРНЗ), причина переоформления квалификационного аттестата аудитора. К заявлению о выдаче переоформленного квалификационного аттестата аудитора прилагается копия документа, подтверждающего изменение фамилии (имени, отчества).

14. Взамен утерянного (утраченного) действительного квалификационного аттестата аудитора выдается дубликат квалификационного аттестата аудитора.

15. Дубликат квалификационного аттестата аудитора выдается по письменному заявлению аудитора, в котором указывается основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (ОРНЗ), причина получения дубликата.

16. Заявление о выдаче переоформленного квалификационного аттестата аудитора (заявление о выдаче дубликата квалификационного аттестата аудитора) подается лично аудитором или его представителем на основании оформленной в установленном порядке доверенности. Заявление о выдаче переоформленного квалификационного аттестата аудитора (заявление о выдаче дубликата квалификационного аттестата аудитора) подается непосредственно в саморегулируемую организацию аудиторов, которая выдала квалификационный аттестат аудитора, или направляется в эту саморегулируемую организацию аудиторов почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

17. Саморегулируемая организация аудиторов рассматривает заявление о выдаче переоформленного квалификационного аттестата аудитора (заявление о выдаче дубликата квалификационного аттестата аудитора), переоформляет квалификационный аттестат аудитора (оформляет дубликат квалификационного аттестата аудитора) и выдает его в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления.

Днем поступления заявления о выдаче переоформленного квалификационного аттестата аудитора (заявления о выдаче дубликата квалификационного аттестата аудитора) в саморегулируемую организацию аудиторов считается:

а) дата, указанная в отметке саморегулируемой организации аудиторов о принятии заявления;

б) дата вручения почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.

18. На дубликате квалификационного аттестата аудитора в правом верхнем углу лицевой стороны бланка проставляется оттиск штампа «ДУБЛИКАТ».

19. Присвоенный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Порядком номер квалификационного аттестата аудитора сохраняется при выдаче переоформленного квалификационного аттестата аудитора (дубликата квалификационного аттестата аудитора).

20. Выдача квалификационного аттестата аудитора (переоформленного квалификационного аттестата аудитора, дубликата квалификационного аттестата аудитора) осуществляется претенденту (аудитору) по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, либо представителю претендента (аудитора) на основании оформленной в установленном порядке доверенности. По письменному заявлению претендента (аудитора) квалификационный аттестат аудитора (переоформленный квалификационный аттестат аудитора, дубликат квалификационного аттестата аудитора) может быть выслан ему заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

21. Саморегулируемая организация аудиторов ведет учет выданных квалификационных аттестатов аудитора, переоформленных квалификационных аттестатов аудитора, дубликатов квалификационных аттестатов аудитора.

22. Саморегулируемая организация аудиторов обеспечивает хранение и ведет учет бланков квалификационных аттестатов аудитора как бланков строгой отчетности.

Статья: «Внутренний аудит в системе дополнительного образования»

Термин «аудит» традиционно связывается с экономикой и бухгалтерскими документами.

Для аудирования в этих сферах разработаны пособия и рекомендации.

Применение термина «аудит» в практике ОУ связано с попыткой создания системы управления качеством образования, ориентированной на международные стандарты серии ISO, TQM

В стандартах ISO 9001:2000 (ГОСТ З ИСО 9000-2001) обозначены следующие требования:

  • проверка всех аспектов деятельности и процессов системы качества ОУ;
  • планирование аудитов;
  • документирование результатов проверки;
  • компетентность аудиторов:
  • проведение по результатам аудитов анализа системы качества со стороны администрации; своевременное исправление несоответствий.

Аудит — это независимая контрольная деятельность, которая обеспечивает реальную оценку работы субъекта в целом и по отдельным структурным подразделениям.

Данный вид деятельности имеет ряд основных характеристик:

  • независимость (понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита);
  • объективность (индивидуальные качества внутреннего аудитора — компетентность, беспристрастность в оценках и выводах);
  • совершенствование деятельности организации (увидеть и оценить слабые стороны в работе цчрежденя, личности и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности процессов, результатов);
  • предоставление заказчикам аудита объективного анализа надежности и эффективности системы, процессов, результатов и консультаций по вопросам повышения их эффективности.

Применительно к образованию аудит — это:

  • деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности ОУ;
  • независимое оценивание результатов образовательного процесса;
  • систематическая проверка деятельности, результатов работы ОУ с точки зрения их соответствия установленным требованиям, внедрения установленных требований и изучения их соответствия заявленным целям.

Как правило, теория аудита в западных странах рассматривает следующие виды аудита: операционный аудит, аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности.

Операционный аудит проводится как проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача управленческому персоналу рекомендаций по совершенствованию деятельности.

В зависимости от поставленных целей операционный аудит проводится:

  • на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях;
  • внешними и внутренними аудиторами;
  • в интересах внешних либо внутренних пользователей.

При аудите соответствия устанавливается степень, с которой система качества понята, внедрена и соблюдается персоналом (фактическое выполнение персоналом требований, установленных в документации соответствия качества ОУ).

Цель аудита на соответствие требованиям — проверка соблюдения хозяйственной системой (персоналом) правил и процедур, предписанных вышестоящим руководством. Проверки на соответствие предназначены для выявления соблюдения организацией конкретных правил, законов, пунктов договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности.

Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления:

  • соответствия деятельности государственных организаций установленным вышестоящими органами предписания;
  • соответствия действий внутренних подразделений организаций требованиям и правилам, закрепленным распоряжениями администрации, и т.д.

Выявленные аудитором несоответствия в документах заносятся в протоколы.

Аудирование может происходить по двум формам:

  • внешний аудит
  • внутренний аудит

По своему характеру и внешний (независимый) и внутренний аудиты имеют много общего. Но существуют и принципиальные различия между этими видами деятельности (таблица 2)

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Осуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе

Осуществляется профессионалами, которые не являются наемными работниками, а выполняют функцию засвидетельствования главным образом на договорной основе

Основная задача — удовлетворение потребностей администрации в рамках данной хозяйственной системы

Главная задача — высказать свое мнение для нужд третьих лиц

Действенность и эффективность прямо влияют на объем, содержание и характер внешнего аудита

Объем, содержание и характер, а также аудиторский риск определяются в зависимости от качества и действенности внутреннего аудита

Хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля проверяются на соответствие установленной учетной политике и обще методическим положениям

Эффективность использования ресурсов, состояние учета и отчетности, уровень внутрихозяйственного контроля проверяются, чтобы определить масштаб внешнего аудита и уровень первоначального доверия к данным учета и отчетности клиента

Ориентация работы аудиторов на отношения по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе

Аудит ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов, с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям

В остальном методические приемы контроля могут быть весьма сходными, хотя применяемое аудиторами их соотношение – различное

В остальном методические приемы контроля могут быть весьма сходными, хотя применяемое аудиторами их соотношение – различное

Внутренний аудит прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям

Связь с выявлением фактов мошенничества и хищений, с контролем постановки материальной ответственности является не прямой, а случайной, т. е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности

Внутренние аудиторы должны быть организационно независимыми от ревизуемых объектов, а в целом они должны удовлетворять потребностям руководства данной хозяйственной системы и получать от него заработную плату

Внешний аудит должен быть независимым от клиента не только организационно, но и в материальном отношении (практикуя денежные залоги за предстоящий аудит или имея иные источники финансирования, как в деятельности налоговой полиции. Счетной палаты и т. д.)

Внутренний аудит есть часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным

Внешний аудит является периодическим, осуществляется примерно с годовым интервалом

http://bus.znate.ru/docs/index-19261.html?page=13 доступ 2.12.2013

Определение сущности внутреннего аудита.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. (Документы Международного института внутренних аудиторов)

Внутренний аудит — деятельность подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. (Международный стандарт аудита 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»).

Внутренний аудит — это организованная экономическим субъектом, действющая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. (Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (в настоящее время отменено).

Внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. (Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»).

В организационно-правовом аспекте аудит регламентируется нормативными актами разного уровня, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации. К первому уровню относится Закон РФ «Об образовании» ст.32 и вступивший в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.

Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам.

Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

С учетом рекомендации нормативов, внутренний аудит является индивидуальным для каждой организации, поскольку зависит от особенностей ее деятельности.

В экономической литературе выделяются следующие организационные формы внутреннего аудита:

Формирование собственной службы внутреннего аудита предполагает его осуществление собственными силами компании, чему способствует хорошая осведомленность сотрудников о внутренней структуре компании и отраслевых особенностях бизнеса.

Аутсорсинг предполагает полную или частичную передачу функций внутреннего аудита сторонней компании или внешнему консультанту.

Ко-сорсинг предполагает, что внутри организации создаются органы внутреннего аудита, но в некоторых случаях могут привлекаться эксперты сторонних организаций или внешние консультанты, т. е. Ко-сорсинг представляет собой частичный аутсорсинг.

В России наиболее распространенной формой является первая форма внутреннего аудита, которая позволяет полученные навыки и опыт оставить внутри компании.

Цель внутреннего аудита применительно к образованию

Внутренний аудит качества образования призван осуществлять внутреннюю экспертизу образовательного процесса, с использованием самого широкого диапазона методов и средств оценивания.

Образовательный аудит — это независимое оценивание результатов учебной деятельности специальными аттестационными службами, имеющими сертификат на проведение контрольно-оценочных процедур стандартизированными педагогическими измерителями при соблюдении правил, установленных Законом РФ «Об образовании» или другими нормативными документами.

Целью образовательного аудита является составление мнения о достоверности уровня подготовленности обучающихся. Образовательный аудит не применяет контроль со стороны органов управления образованием, указание по его итогам не является обязательным для исполнения, и проводится он только по заявкам отдельных лиц или ОУ для выявления соответствия уровня подготовленности требованиям стандарта или статистическим нормам

Важно иметь в виду, что внутренний аудит касается системы менеджмента качества, а не оценки персонала ОУ. Система внутреннего аудита необходима для постоянного совершенствования внутришкольной системы обеспечения качества образования. Аудит результативен, если он обеспечивает свободный и беспристрастный подход к принятию решений; выявление возможностей для совершенствования; улучшение прохождения информации; усиление мотивации; оценку возможности имеющейся системы.

Эффективность внутреннего аудита, качество образовательного процесса ОУ обеспечивается созданием надежных организационно-управленческих механизмом оценивания.

Для этого в ОУ рзрабатывается документированная процедура «внутренний аудит» (Приложение 1). Документами аудита общепринято считать:

  • программу аудита (Приложение 2);
  • план внутреннего аудита системы качества (Приложение 3);
  • чек-лист (опросный лист) (Приложение 4);
  • протоколы несоответствия (Приложение 5);
  • листы регистрации изменений (Приложение 6);
  • отчеты по аудитам;
  • планы корректирующих и предупреждающих действий;
  • отчеты по последующим аудитам.

Под программой аудитов понимается совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение определенных целей. В соответствии с установленной программой аудитов (проверок) могут переодически проводится аудиты различных подразделений ОУ, различных процессов и видов деятельности, результатов деятельности ОУ или общие системные аудиты системы качества ОУ.

В ОУ может быть принята одна или несколько программ аудита. При этом администрация школы должна предоставить полномочия для менеджмента программы аудиты соответствующим лицам.

Для систематического аудирования рекомендуют разработать стандартную форму, которая должна включать в себя следующие составляющие:

  • цель аудита;
  • область аудита (устанавливаются пределы, в которых действует проверка: конкретные подразделения ОУ, виды деятельности, основные или обеспечивающие процессы);
  • аудиторская группа, проводящая аудит (указывается ведущий аудитор и члены аудиторской группы);
  • нормативные документы, по которым ведется проверка (перечисляются конкретные документы и критерии, на соответствие которым проводится проверка);
  • ход проверки (указываются основные виды деятельности при проверки, обязанности и планируемые даты выполнения);
  • перечень интервью (перечисляются все кого нужно интервьюировать для определения эффективности системы. Если интервью планируется по определенному граффику, то должны быть указаны даты их проведения);
  • опросные листы (опросные листы должны быть подготовлены для каждого интервью и вида деятельности, который будет рассматриваться при аудите. Опросные листы помогают аудиторам сконцентрировать все ключевые элементы и требования из различных документов, на соответствие которым ведет проверка. Опросные листы помогают аудиторам полностью охватить все этап проверки).

Для проведение внутренних аудитов качества образования создается специальное структурное подразделение (непосредственно в рамках администрации ОУ, в составе учебно-методического управления ОУ и т. д.). Таким структурным подразделением может стать центр аудита качества образования.

Формирование собственной службы внутреннего аудита должно быть инициировано наличием реальных предпосылок для ее создания. Такие предпосылки представлены в таблице 2.

Предпосылки необходимости

Организационные предпосылки

Наличие установленной законодательством контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим

Отсутствие реально существующего органа внутреннего контроля на любом уровне организации

Наличие многоступенчатой организационно-управленческой структуры компании

Наличие предпосылок законодательства для формирования органа внутреннего контроля

Увеличение масштабов деятельности и изменение ее видов

Существование не забытых ранее традиций функционирования ведомственного контроля

Отсутствие регулирования процессов взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными контрольными органами различного уровня

Реальная работа различных органов контроля, выполняющих отдельные функции внутреннего контроля в системе по вертикальной и горизонтальной составляющим

Отсутствие единой методики организации внутреннего контроля

Реальная работа различных структурно-функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту

Потребность в профессиональном консалтинге

Привлечение иностранных инфестиций

Целью работы центра аудита качества образования является повышение качества подготовки выпускников ОУ через реализацию следующих мероприятий:

  • проведение мониторинга, то есть отслеживание, получение, анализ и оптимальное использование информации результатов объективной, достоверной и независимой оценки освоения обучающимися основных образовательных программ в ОУ;
  • прогнозирование возможный проблем обеспечение качества образовательного процесса в ОУ;
  • разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности систем и процессов, реализуемых в ОУ;
  • предоставление гарантий качества и консультаций с заказчиком внутриорганиазционного аудита.

Функции центра аудита качества образования:

  • Методическая и консультационная поддержка при разработке концепции внедрения принципов и методов менеджмента качества в ОУ, миссии, видения, политики, целей и задач в области качества образования;
  • разработка гарантий качества, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов по вопросам менеджмента качества образования включая методические указания и рекомендации по построение и внедрению системы качества ОУ, пособия, курсы лекций, учебники, компакт-диски и т. п.;
  • организация и проведение семинаров, циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области оценивания качества образовательного процесса;
  • методическая и консультационная помощь в работе по созданию, внедрению и совершенствованию системы качества ОУ, включая разработку методик, типовых форм документов, форм анкет для различных групп потребителя и т. п.;
  • организация и проведение исследований по проблемам оценивания качества образовательного процесса в ОУ;
  • организация и проведение педагогических измерений качества подготовки обучающихся, выпускников ОУ;
  • проведение мониторинга удовлетворенности педагогов, сотрудников, обучающихся качеством организации образовательного процесса в ОУ;
  • осуществление мониторинга качества образовательного процесса в ОУ;
  • организация консультаций педагогов по вопросам проектирования и внедрения системы качества образования;
  • организация работы по участию в проведению конкурсов по качеству и др.

Главные требования к аудиторам:

  • безупречная честность;
  • независимость;
  • соответствующая профессиональная подготовка;
  • использование современных контрольно-оценочных средств и процедур.

Внутренние аудиторы назначаются приказом директора.

Внутренние аудиторы не могут проверять свою собственную деятельность.

Аудит может проводить один аудитор или группа аудиторов.

Руководителем группы аудиторов является главный аудитор.

Персонал организации, ответственный за проведение внутренних проверок и осуществляющий их проходит обучение по образовательным программа повышения квалификации «Проблемы качества образования», «Управление качеством образования в школе», «Требования международного стандарта ISO 9001: 2000. Внутренний аудит системы менеджмента качества», «Система оценивания качества образовательного процесса в ОУ» и имеют соответствующую экспертную компетенцию или квалификацию внутреннего аудитора.

Общие требования к внутренним аудиторам (на основе рекомендаций ГОСТ Р ИСО 19011 — 2003):

  • наличие высшего образования и опыта работы не менее 3 лет;
  • наличие специальной подготовки по проведению внутренних аудиторов или сертификата внутреннего аудитора;
  • знание требований нормативных документов к СК (в т.ч. ГОСТ Р ИСО серий 9000; ГОСТ Р ИСО 19011 — 2003, документов СК) к принципам, методам и организации внутренних аудитов;
  • умение устанавливать личные контакты, коммуникабельность, уравновешенность, умение владеть собой;
  • реалистичность и объективность, умение аналитически и гибко мыслить, целеустремленность;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли, тактичность, работоспособность.

Внутренние аудиторы должны ответственно подходить к сохранению конфиденциальной информации, если она имеется.

Внутренний аудитор несет ответственность в рамках своей деятельности за выполнение плана аудита, достоверность и объективность информации по внутреннему аудиту.

Центр аудита качества образования выполняет комплекс функций обеспечения и контроля качества образования: сервисную, диагностическую, компенсаторную, прогностическую, обучающую, консалтинговую и консультативную.

  1. Сервисная функция заключается в обеспечении методического, технологического, информационного сопровождения системы управления качеством образования; осуществлении сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о качесве образовательной подготовки обучающихся.
  2. Диагностическая функция включает изучение и анализ качества образовательного процесса в ОУ, постоянное отслеживание, оценивание его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятие к реализации управленческих решений по регулированию и коррекции в соответствии с прогнозируемыми результатами.
  3. Компенсаторная функция, реализуемая на основе диагностической функции, нацелена на разработку рекомендаций и предложений в адрес структурных подразделений ОУ по оцениванию качества освоения школьниками основных образовательных программ.
  4. Прогностическая функция включает разработку опережающих конструктивных моделей разрешения проблем, возникающих в образовательной деятельности ОУ по вопросам развития и совершенствования образовательного процесса
  5. Обучающая функция подразумевает участие центра аудит качества образования во внутриорганизационной системе повышения квалификации по вопросам гарантии качества образования.
  6. ?????????

Сегодня внутренний аудит может применяться как совместно с внутренним контролем, так и независимо от него. Внутренний аудит стал выполнять функцию оценки надежности и гарантирования эффективности системы внутреннего контроля.

Набрана в виде таблицы, вариант сделать в виде цветной схемы с расшифровкой этапов.

Схема разрботки документации внутреннего аудита

(схема разработана на основе ст. Белова С.Н.)

Название этапов

Начальная документация этапа

Выполняемая работа

Итоговая документация этапа

Подготовительный этап

Требования клиентов

Рекламации

Указания администрации

Предложения подразделений

Разработка и утверждение программы внутренних аудитов

Годовая программа внутренних аудитов

Рекомендации для ведения документации по внутреннему аудиту

Годовая программа внутренних аудитов

Подготовка и утверждение плана внутреннего аудита

План аудита

Установочный

Проведение вступительного совещания

Информационный

План внутреннего аудита

Чек-лист, Протокол несоответствия

Сбор и проверка информации в структурном подразделении

Документация; Чек-лист, Протокол Несоответствия

Опытный

План отчета по аудиту

Подготовка отчета по результатам аудита

Отчет по внутреннему аудиту

Проведение итогового совещания

Информация о результатах аудита

Коррекционно-архивный

Отчет по аудиту, протоколы несоответствий

Утверждение, рассылка и хранение аудита

Отчет по внутреннему аудиту

Работа с несоответствиями аудита

Документирование результатов, корректирующих и предупреждающих действий

ISO 9001 — серия стандартов, применяемых при организации, внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества.

Системная разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization).

Стандарты серии ISO 9001 приняты более чем в 90 странах мира в качестве национальных и применимы к любым предприятиям, независимо от их численности и сферы деятельности.

Аудитор – специалист-эксперт, который осуществляет проверку финансовой отчетности компании и налоговой документации, а также занимается консультацией, оценивая экономическую эффективность работы.

Существует два направления аудиторской работы – частный и государственный аудит. Частный аудит – это работа на конкретную организацию, проверка и контроль ее финансовой отчетности на предмет ошибок. Аудит в государственной сфере – это работа с бухгалтерской и налоговой отчетностью на предмет соответствия финансовой документации и заключаемых сделок законодательным требованиям.

Также аудит подразделяется на внутренний и внешний. В первом случае аудитор работает в структуре определенной организации, как правило, это крупные компании. Во втором случае он представляет собой внештатного специалиста, работающего на аудиторскую фирму, который привлекается для работы в различных организациях.

Личные качества

Аналитический склад ума, способность к логическому мышлению и внимание к деталям – главные качества, которыми должен обладать аудитор. Кроме того, человек, работающий в данной сфере, должен быть ответственным, предельно аккуратным и рассудительным.

Где учиться на данную профессию

Обучиться как внутреннему, так и внешнему аудиту можно как в ВУЗах с академической системой образования, так и с экономической направленностью. Обучение аудиту в Москве осуществляется на экономических факультетах, имеющих специальность «бухгалтерский учет и аудит».

Получить данную специальность можно, закончив курсы бухучета и аудита после получения смежной экономической специальности, а также, получив второе высшее образование (либо брать в кавычки, либо добавлять, например, «в области») бухгалтерский учет и аудит.

Особенность получения профессионального образования аудитора – получение квалификационного аттестата после сдачи специального экзамена Минфина.

Университеты, где можно получить данную специальность:

  • Финансовый университет при Правительстве РФ (ФА)
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ)
  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ)
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Негосударсвтенные вузы:

  • Московский институт бухгалтерского учета и аудита (МИБУА)
  • Международная академия бизнеса и управления (МАБИУ)

Плюсы и минусы профессии аудитора

«+»

  • Высокая заработная плата
  • Постоянный спрос на профессиональных аудиторов
  • Высокий социальный статус профессии

«- «

  • Ненормированный рабочий график
  • Стрессовый характер работы
  • Высокая степень ответственности при работе с отчетностью

Карьера. Места трудоустройства

При трудоустройстве у аудитора есть несколько путей развития профессиональной карьеры – работа в аудиторской фирме, в структуре коммерческой организации или в государственных органах (например, в налоговой службе).

Работа в Москве аудитором предполагает получение квалификационного аттестата в саморегулируемой организации «Московская аудиторская палата».

Наиболее перспективными аудиторскими компаниями в России на данный момент являются: ЗАО КПМГ (KPMG, Москва), PwC (Москва), ЗАО БДО (Москва), ООО Финэкспертиза (Москва), аудиторско-консалтинговая группа Интерком-аудит (Москва). Статус крупных международных компаний, представленных на российском рынке запятая имеют KPMG, KPMG, Ernst&Young, Delloite и PrisewaterhouseCoopers.

Смежные профессии

В экономической сфере, куда входит аудит, представлены также смежные профессии, отличающиеся своей спецификой.

Это, например, профессия финансового аналитика. Она носит исследовательский характер и заключается в анализе рынка, выявлении тенденций его развития и составлении финансовых прогнозов.

Трейдер выполняет задачи, связанные с торговлей на финансовых рынках и фондовых биржах при покупке/продаже ценных бумаг.

Центральной профессией в экономической сфере является работа экономиста, который выполняет большое количество функций, включая анализ производственной деятельности компании и разработку общего комплекса действий по ее оптимизации.

Эта страница посвящена существующим квалификациям, подтверждающим то, что перед вами – специалист, а не кто-то другой. Навеяно многочисленными вопросами на собеседованиях: внезапно оказалось, что у меня нет ни одного документа, подтверждающего квалификацию, и ни одной бумажки о прослушанном курсе хоть о чем-нибудь про управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит. То есть я проигрываю очень многим соискателям именно с точки зрения резюме. Может быть, выглядит как плач Ярославны, но все равно решил углубить соображения, приведенные . Кстати, у эксперта сайта такая же плачевная ситуация с подтверждением квалификации.

Квалификации с экзаменом.

Единственная из доступных и известных профессиональных квалификаций называется CIA (Сертифицированный Внутренний Аудитор). Ключевая проблема этих и других буржуйских распространенных квалификаций: сдавший человек умеет отвечать на вопросы из четырех предложенных. Это проблема ЕГЭ.

Вопросы правильные. Например, из материалов Hock Training:

Какое доказательство подходит для определения того, были ли завершенные операции по закупкам действительными и были ли они сделаны по оптимальной цене?

Согласитесь, что внутреннему аудитору очень полезно уметь отвечать на этот вопрос: для ответа на него действительно нужно понимать сам процесс, уметь выявлять индикаторы мошенничества, делать аудиторские суждения и т.п. И ответ на этот вопрос подразумевает достаточно нетривиальное изложение того, в каких случаях это самое доказательство подходит, как работать с материалами и проч.

Что же не так? Немного истории. Что было раньше при получении аттестата о среднем образовании (раньше – это, например, в 90-х годах). Конкретному персонажу нужно было «поддержать беседу» по большинству предметов, в т.ч. таких «ненужных», как химия, биология, литература, ОБЖ и далее по списку. «Поддержать беседу» означает, что будущий выпускник, получив билет, должен был изложить свою версию ответа либо на доске, либо на листе бумаги. Далее он подвергался вопросам экзаменатора, отвечал (что подразумевает хотя бы общие навыки связной речи), и после этого выставлялась оценка, представляющая собой профессиональное суждение. Что происходит сейчас: достаточно научиться тыкать в подходящие кнопочки, расчет оценки происходит автоматически. Умение внимательно читать и понимать суть объемного текста (например, журнальную статью), писать, связно говорить и, тем более, углубленно размышлять – скажем так, не очень нужно для получения аттестата и поступления в ВУЗ.

Возвращаясь к вопросу из примера. Если отвечать на приведенный вопрос в «старой» системе образования, то от потенциального дипломированного внутреннего аудитора потребовалось бы как минимум продемонстрировать знание контрольных точек процесса закупок и, исходя из этого, умение хотя бы затребовать некоторые документы, которые могли бы стать доказательствами. А в ЕГЭ-системе образования ему нужно правильно ткнуть на один из вариантов:

  • отчеты о приемке, заказы на закупку и требования на закупку;

  • требования на закупку, заказы на закупку и предложение цены;

  • требования на закупку, журнальные проводки первичных документов и предложение цены;

  • заказы на закупку, отчеты о приемке и предложение цены.

Достаточно для CIA? Да, вполне. Достаточно ли для жизни? Решать Вам. Но очевидно, что уровень знаний для ответа на заданный вопрос по «старой» системе образования и в соответствии с ЕГЭ-подходом, в т.ч. при получение CIA – принципиально разный.

Что еще можно отметить про экзамен CIA (исходя из пробных вопросов). Много аспектов:

  • нацелено на «бдительность». Например, нужно различать просто руководство и руководство соответствующего уровня;
  • нелогично для людей, которые долго живут в России. Например, отслеживание операций с ТМЦ не позволяет выяснить, были ли случаи кражи материалов;
  • много требований о знаниях конкретных формулировок (например, результат фотогрОфирования рабочего места – это вещественная, документальная, аналитическая или свидетельская информация? Я так сразу затруднюсь ответить…)

и пр.

Больший объем приводить не очень корректно, но хочется отметить большое количество вопросов в стиле

поэма александра блока
вопрос в задании егэ
и варианты эскалибур
двенадцать жопа карандаш,

то бишь очевидных.

Тем не менее, сдавший CIA человек – это, безусловно, человек-молодец. Но сам экзамен – подтверждение очень общих знаний. И далеко не факт, что обладатель квалификации сможет улучшить внутренний контроль на предприятии (даже если его подпустят к этому, что тоже бывает не всегда). Например, эксперт сайта в одной из тем LI прокомментировал это как «где CIA, а где борьба с мошенничеством». Также нужно отметить, что периодически для продвинутых специалистов других специальностей проводятся акции типа «для тех, у кого есть ACCA, CIA можно получить за одну часть». Результат – человек, ни разу не работавший во внутреннем аудите, становится квалифицированным внутренним аудитором с минимальными усилиями, что, вообще говоря, странно.

Если честно, сам бы пошел сдавать, но: (1) см. соображения выше; (2) лениво; (3) наткнулся на фразу из отчета ИВА за 2014 год: «Завершена работа над повышением качества перевода на русский язык экзамена CIA (новый перевод будет доступен к осени 2015)». То есть за 10 лет постоянного перевода на русский язык качество перевода все-таки повысилось, но на момент создания этой страницы все-таки пока не доступно простым пользователям. Огромное спасибо Институту внутренних аудиторов, я в него, если честно, вступил для того, чтобы скидку на экзамен получить.

Из аналогичных квалификаций для внутреннего контроля нет ничего, для риск-менеджеров появится с осени 2015 года. Квалификация, судя по всему, будет преинтереснейшая. Автор выложил тесты на LI с предложением пройти все желающим. Нам с экспертом очень понравился пример (орфография сохранена):

Главный бухгалтер утверждает, что в случае некорректного расчета, придется произвести повторный расчет, возможно уплатить существенный штраф и к тому же пострадает репутация компании, а следовательно возможны более жесткие проверки в будущем. Законодательство в области налогообложения недавно изменилось. Налоги уплачиваются на ежеквартальной основе. Процесс расчета налоговых платежей автоматизирован и система регулярно обновляется. Все платежи сверяются и утверждаются главным бухгалтером.

Задачка – оценить риск. Варианты ответа:

  • высокий;

  • катастрофический;

  • низкий;

  • средний.

Пожалуйста, ответьте. Именно одним универсальным вариантом абсолютно для всех случаев жизни.

В общем, мы с экспертом сайта не смогли набрать ни разу больше 7 из 10. По словам автора теста, его жена набрала сразу именно столько. В общем-то, характеризует в целом подход к ЕГЭ-варианту экзаменов. Вы действительно верите в то, что пара человек с опытом работы в 25 лет на двоих примерно соответствует по уровню понимания бизнеса жене «фасилитатора», с рисками не связанной? В общем, всего за 60 тыс. руб. (или 80 тыс. руб. при поздней регистрации) можно будет поучиться и получить первый русский диплом о рисках, отвечая на такие вопросы. При этом, сами понимаете, форма собственности организации, которая получает денежные средства – не НП, а ООО («Центр сертификации Русриск»), то бишь основная задача даже исходя из организационно-правовой формы – не развитие профессий, а извлечение прибыли. И люди будут покупать, сдавать и гордиться, а у нас таких бумажек не будет, увы.

Квалификации без экзаменов.

Здесь все проще. Есть несколько основных направлений получения дипломов:

  • семинары при Институте внутренних аудиторов;
  • семинары при big4;
  • тренинги от частнопрактикующих людей;
  • рисованные бумажки (например, PIA и CPIA), как правило, выросшие из курсов повышения квалификации для аудиторов/бухгалтеров.

Что хочется отметить. Во-первых, все эти квалификации, подтвержденные красивыми бумажками – это подтверждение не умений, а факта «прослушивания» (слово «прослушал» имеет несколько значений). Во-вторых, для большинства людей во внутреннем аудите это обучение не то, чтобы очень нужно. Да, иногда случается полезность (я бы побывал на паре курсов, каких – не скажу). Но, вообще говоря, нормальный внутренний аудитор умеет решать проблемы по факту их возникновения. Безусловно, есть люди, которые патологически стремятся к совершенствованию и прослушали все возможные курсы (особенно интересно, если это происходит за счет государства работодателя), но нужно ли это новому работодателю? В-третьих, таких бумажек априори много у обладателей и так подтвержденного умения, а именно CIA. Много – ровно потому, что нужно чему-то учиться для подтверждения так называемых CPE.

Также отмечу про Б.Н. Соколова, автора PIA и CPIA, которого уже называл «Петриком внутреннего аудита». Человек за последние годы умудрился: организовать новое профессиональное сообщество, которое является конкурентом Института внутренних аудиторов, собрав в него представителей госструктур – возможный уровень см. и ; протащить стандарт «Внутренний контролер»; организовать найм всех свободных внутренних аудиторов в какой-то проект, собирая резюме не совсем честным способом и т.п. В общем, думаю, не позже осени 2015 года возникнет фантастическая квалификация «Сертифицированный внутренний контролер», выдаваться будет очередным ООО (возможно, ООО «КУМЦ АПР», возможно — другим), но уже на территории России (так как деофшоризация, холодная война и пр., мировые сертификаты теперь не в тренде). Не попадитесь.

Как поступать?

Итого, если честно: при принятии решения о качестве сотрудников на основании формальных критериев (квалификации, сертификаты и прочие дипломы) пока доступно два варианта – ЕГЭ и купленный диплом. Понятное дело, что ЕГЭ (CIA) лучше, чем остальное из доступного.

Но есть более разумные варианты. Простой вариант – это попросить образцы работ. В принципе, сразу увидите, что человек умеет. Сложность состоит в том, что человек может обмануть, я так лично попадал. Но, вообще говоря, есть испытательный срок, и человека можно после него выгнать.

Более сложный вариант – сделать некий входной тест. Если у вас есть регламент закупок – дайте потенциальному соискателю его откомментировать. Если найдет 80% дырок, известных Вам – это стоящий человек, гарантирую. Попросите набросать реестр рисков для предприятия. Если «привезёт» штучки три интересных, о которых Вы не знаете – человек с хорошей вероятностью подходит. Попросите прокомментировать организационную структуру, попросите проанализировать набор реальных материалов и сделать из них выводы, попросите написать эссе об организации инвестиционного процесса и т.д. и т.п. Отдельно скажу о том, что человек может реально не подходить. У меня вспоминается «кейс» в одной очень уважаемой консультационной компании, которая подвизалась на подготовке отчетов по диагностике ФГУП и прочих ОАО в ведении Российской Федерации. Меня туда даже на повторное собеседование не позвали: достаточно самого кейса. Я не верю в аутсорсинг всего и вся, коллеги верят. Думаю, что даже если бы они меня взяли, всё равно бы не договорились.

Безусловно, авторы отдают себе отчет в том, что подходит конкретный человек в конкретную команду или нет – решать Вам, и все зависит от того, какие цели Вы ставите перед аудитором. Мы же исходим из того, что высококвалифицированный аудитор – это аудитор, способный увидеть нестандартные проблемы в стандартных процессах и стандартные проблемы в нестандартных процессах, и привнести Value путем грамотных рекомендаций, которые он же самолично, либо в трудовом экстазе с менеджментом сможет претворить в жизнь. Надеемся, что нам удалось на примерах показать, почему существующая сертификация – не гарантия наличия у человека подобных навыков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *