Аудит акционерных обществ

Пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса РФ установлено, что акционерное общество, обязанное публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется ФЗ об аудиторской деятельности и уставом общества.

Согласно п.3 ст.1 ФЗ Об аудиторской деятельности аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В соответствии со статьями 3 и 4 ФЗ Об аудиторской деятельности аудиторской организацией может быть только коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.Аудитором может быть физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Требования к независимости аудиторских организаций, аудиторов установлены статьей 8 ФЗ обаудиторской деятельности.

В пункте 1 статьи 5 ФЗ Об аудиторской деятельности установлены случаи проведения обязательного аудита:

1. Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Указанный перечень является открытым, иные случаи установлены федеральными законами (подп.6 пункта 1 ст.5 ФЗ Об аудиторской деятельности).

Обратите внимание, что обязательный аудит проводится ежегодно.

Пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов (инициативный аудит).

Заключение аудитора входит в перечень информации (материалов), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА, при подготовке к его проведению (пункт 3 статьи 52 ФЗ об АО), а также подлежит предоставлению по запросу акционера согласно пункту 1 статьи 91 ФЗ об АО.

Вопрос об утверждении аудитора общества должен решаться на годовом общем собрании акционеров (п.1 ст. 47 ФЗ об АО). Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (п.2 ст.86 ФЗ об АО).

Аудитор общества вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания акционеров (п.1 ст.55 ФЗ об АО) и заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества (п.1 ст.68 ФЗ об АО).

14 января 2014 года Минфин РФ на своем сайте опубликовал Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год (согласно законодательству Российской Федерации). Данный перечень очень удобен с практической стороны. В нем подробно указано, в каких случаях обязательно проводить аудит (указано 57 случаев), какими нормативными актами это установлено, вид отчетности, подлежащей аудиту, кто вправе проводить аудит (требования к аудиторам).

Согласно п. 5 ст. 103 Гражданского кодекса РФ порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора (ст. 86 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Аудиторская проверка должна проводиться таким образом, чтобы результатом ее стало получение объективной и полной информации о деятельности общества.

Аудиторская организация (аудитор) при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества получает информацию, раскрытие которой может иметь для общества неблагоприятные последствия, сохранение полученной в результате проверки конфиденциальной информации является немаловажным этическим требованием к аудиторской организации (аудитору).

Общество должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить утверждение общим собранием акционеров аудитора общества из числа аудиторских организаций (аудиторов), имеющих солидную репутацию и ведущих свою деятельность в соответствии с вышеуказанными принципами.

Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам.

В связи с этим рекомендуется, чтобы аудиторские организации (аудиторы) принимали участие в общих собраниях акционеров и отвечали на любые вопросы акционеров относительно представленных аудиторских заключений.

Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений обществом требований законодательства и доводить информацию об этих нарушениях до совета директоров (через комитет по аудиту) в целях их устранения. Это повышает доверие акционеров к результатам аудита.

Обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных в обществе правил, выявленных в ходе аудиторской проверки в деятельности исполнительных органов общества, в действиях его должностных лиц и работников, рекомендуется сообщать комитету по аудиту для принятия мер.

Аудиторские организации (аудиторы) могут выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Аудиторские организации при выявлении нарушений должны требовать исправления информации, включенной в регулярно раскрываемые отчеты о хозяйственной деятельности общества.

Аудиторские организации (аудиторы) проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательства следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной провести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

В связи с этим рекомендуется, чтобы комитет по аудиту оценивал кандидатов в аудиторские организации (аудиторы) общества и предоставлял оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров обосновывал свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

Когда нужно проводить обязательный аудит АО?

В п. 71.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 № 35989 (придавшем данному документу статус нормативного), установлено:

«В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности».

Далее в п. 71.4 сказано о крайнем сроке раскрытия бухгалтерской отчётности, а значит и аудиторского заключения по результатам проведённого аудита:

«Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода».

Таким образом, бухгалтерская отчётность акционерного общества публикуется вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней и 3 месяцев после окончания отчетного периода. Следовательно, за 2019 год бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение должны быть опубликованы не позднее 3 апреля 2020 года.

Если день подачи приходится на выходной день, то нем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 2.17 вышеуказанного Положения № 454-П).

Поскольку дата 03.04.2020 является рабочим днём, переносов не будет. Следовательно именно эта дата является последней датой публикации бухгалтерской отчётности акционерным обществом вместе с аудиторским заключением.

Александр Титов
Старший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету

Вышеуказанные требования касательно раскрытия аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчётностью и крайней даты такого раскрытия, изложенные в п. 71.3, 71.4 вышеуказанного Положения № 454-П, включены в главу «Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности акционерного общества» раздела VII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами». Это значит, что требования распространяется на все акционерные общества. Ошибкой будет считать, что требования относятся только к публичным, либо осуществляющим публичное размещение ценных бумаг, или имеющим число акционеров более 50.

Указанные подкатегории акционерных обществ обязаны раскрывать дополнительную информацию, помимо годового отчёта и аудиторского заключения, и соответствующие требования для них сгруппированы в пунктах главы 69 «Общие положения об обязательном раскрытии информации акционерными обществами» вышеуказанного Положения № 454-П.

Предыдущая редакция п. 71.4 вышеуказанного Положения , действовавшая до 13.03.2016, допускала иной срок опубликования: без ограничения такого срока включенной в текущую редакцию фразой «не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это и сегодня вызывает сомнения по срокам опубликования у некоторых АО.

Чтобы развеять эти сомнения, поясним, что в этом контексте Банк России выпустил специальное информационное письмо от 30.03.2016 № ИН-06-52/17 «О некоторых вопросах, связанных с раскрытием акционерными обществами годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2015 год». В этом письме разъяснено, что «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества за 2015 год подлежит опубликованию акционерными обществами на странице в сети Интернет вместе с аудиторским заключением не позднее 04.04.2016».

Дополнительно в письме было указано, что «отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением № 454-П, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом для отчётности за 2015 год было допущено исключение для срока предоставления отчетности вместе с аудиторским заключением в случае заключения договора на проведение аудита до вступления в силу новой редакции пункта 71.4, то есть до 13.03.2016.

Кроме того, Текстом Закона об акционерных обществах от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в т.ч. ст.92 «Обязательное раскрытие обществом информации») Банку России предоставлено право устанавливать дополнительные требования к раскрытию информации в дополнение к требованиям, установленным данным Законом для акционерных обществ, являющихся публичными или публично размещающих ценные бумаги. Для иных акционерных обществ текстом данного закона № 208-ФЗ такая возможность для Банка России прямо не указана. Тем не менее, в п. 13 ст. 42 «Функции Банка России» Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что «Банк России… обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг».

Утвержденное Банком России 30.12.2014 № 454-П «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» содержит преамбулу, в которой отмечено, что данное положение в соответствии с указанным выше п.13 ст.42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» «определяет состав, порядок и сроки раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

В п. 1.1 Положения № 454-П указано, что «настоящее положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, …а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам».

В п. 1.2 данного Положения также установлено, что «действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов… размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации».

Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ст.2 дано понятие эмитента, под которым понимается, в том числе, юридическое лицо, несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Акции, размещаемые при учреждении акционерного общества, являются эмиссионными ценными бумагами (см. «Раздел III. Эмиссия акций, размещаемых при учреждении акционерного общества» «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П, зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2014 N 34005).

Таким образом, утвержденное Банком России 30.12.2014 № 454-П Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг распространяется на все акционерные общества, если в тексте пунктов данного Положения прямо не указано иное.

Александр Титов
Старший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету Узнайте стоимость аудита за минуту И получите выдающиеся результаты по итогам аудита Рассчитать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *