Аудит бюджетных организаций

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ УЧРЕЖДЕНИЙ

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Проведение плановых проверок внутреннего государственного финансового контроля вузов осуществляется по Сводному плану проверок на 2019 год, утвержденному приказом Министра науки и высшего образования РФ от 05.12.2018 № 1121.
В состав комплексной проверки включены контрольные мероприятия по нескольким направлениям деятельности учреждения: проверка финансово-хозяйственной деятельности, проверка использования и распоряжения госимуществом и проверка соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Данный материал отвечает на вопрос: по какой программе сегодня проверяют государственное бюджетное или автономное учреждение (вуз) и какие материалы запрашивают?

При проведении контрольного мероприятия (комплексной проверки бюджетного или автономного учреждения) следует руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами РФ.
Перед проведением комплексной проверки на основании распоряжения Министерства науки и высшего образования РФ учреждению направляется ПРОГРАММА плановой комплексной проверки деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего образования, подведомственного Минобрнауки России (далее – подведомственной организации) и ЗАПРОС документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, в части проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2019 году (за отчетный период 2018 года) от отдела проверок финансово-хозяйственной и финансово-бюджетной деятельности Департамента контрольно-ревизионной деятельности и аудита Минобрнауки России в следующем обновленном формате.

Содержание программы в сфере финансово-хозяйственной деятельности

Программа в сфере финансово-хозяйственной деятельности состоит из 15 разделов. Каждый раздел программы по результатам проверки всех рассматриваемых вопросом подлежит отражению в Акте проверки. Кроме того, направляется запрос о представлении до начала проверки в электронном виде информации в табличной форме (25 таблиц) и в виде справок по всем разделам для камеральной проверки и выявления рисков нарушений.
1. Общая информация о подведомственной организации:
— полное и краткое наименование, реквизиты, основные цели и предмет деятельности;
— наличие лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
— перечень должностных лиц, имеющих право подписи финансовых документов;
— перечень и реквизиты всех счетов в территориальных органах Федерального казначейства и в кредитных организациях (в том числе счетов, закрытых на момент проверки, но действовавших в проверяемом периоде);
— соответствие деятельности подведомственной организации уставным целям и задачам.
2. Анализ Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – План)
2.1. Источники и объемы доходной части денежных поступлений в проверяемом периоде (см. Таблицу № 1):
— анализ исполнения показателей Плана по поступлениям (субсидии, целевые субсидии, гранты в форме субсидий, бюджетные инвестиции, поступления от приносящей доход деятельности и пр.).
2.2. Проверка законности расходования средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ):
— соблюдение целей и условий предоставления субсидии (см. Таблицу № 2);
— обоснованность расходования средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
2.3. Анализ исполнения показателей Плана в части субсидии, предоставленной подведомственной организации в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (субсидия на иные цели):
— соблюдение целей и условий предоставления субсидии;
— выборочная проверка формирования и расходования стипендиального фонда, соблюдение установленного порядка назначения и выплаты стипендий (см. Таблицу № 3).
2.4. Проверка законности расходования средств и выполнения отдельных показателей по доведенным Минобрнауки России программным мероприятиям, в том числе в части организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки (в том числе в целях реализации проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров).
2.5. Выборочная проверка соблюдения требований нормативных правовых актов при формировании затрат на обучение и определении размера платы за оказание образовательных и прочих услуг.
2.6. Проверка доходной части и произведенных расходов, предусмотренных Планом по приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, оказание платных (научных, образовательных, экспертных и т.д.) услуг, внереализационные доходы и т.д.), в том числе (см. Таблицу № 20):
— анализ финансовых обязательств в договорах (контрактах), заключенных на предмет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или оказания научных услуг (предмет хозяйственного договора, техническое задание, календарный план), обоснованность формирования фактических затрат;
— наличие карточек по темам (учет плановых и фактических затрат) и свода аналитического учета хозяйственных договоров;
— учет и движение готовой продукции и научных наработок, изготовленных в рамках договорной деятельности с заказчиками;
— анализ объемов денежных средств, перечисленных соисполнителям по контрагентским договорам;
— учет оборудования, приобретенного по хозяйственно-договорной деятельности;
— учет внереализационных доходов в части наличия отдельных договоров, заключенных с арендаторами (ссудополучателями) на предмет возмещения подведомственной организации стоимости потребленных арендаторами (ссудополучателями) коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений и др.), в том числе выявление фактов невозмещения арендаторами (ссудополучателями) стоимости потребленных коммунальных и эксплуатационных услуг (см. Таблицы № 23, 24, 25).
3. Штатная дисциплина. Фонд оплаты труда (см. Таблицы № 5, 6, 7, 8, 9, 17)
3.1. Наличие организационной структуры у подведомственной организации, анализ соответствия перечня структурных подразделений организационной структуры и перечня структурных подразделений штатного расписания (см. Таблицы № 4 и 9).
3.2. Наличие утвержденных положений об оплате труда работников, премировании и выплате надбавок стимулирующего характера.
3.3. Проверка соблюдения требований нормативных правовых документов при планировании фонда оплаты труда, начислений и выплате должностных окладов, надбавок, премий и иных стимулирующих выплат профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам и иным работникам образовательного учреждения:
— проверка использования бюджетных средств, выделенных учреждению целевым назначением, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (см. Таблицы № 4, 5, 6, 7, 8);
— проверка соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров к среднемесячной заработной плате работников подведомственной организации (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) (см. Таблицу № 9);
— проверка условий оплаты труда руководителя подведомственной организации, его трудового договора и документов, подтверждающих начисление ему выплат стимулирующего и компенсационного характера;
— проверка назначения стимулирующих выплат работникам подведомственной организации в соответствии с утвержденным положением об оплате труда работников;
— проверка документов, подтверждающих начисление стимулирующих выплат работникам;
— наличие документов, подтверждающих проведение специальной оценки условий труда, послуживших основанием для установления компенсационных выплат.
4. Договоры гражданско-правового характера (см. Таблицы № 17, 18 19)
4.1. Анализ обоснований для начисления и выплаты денежного вознаграждения лицам несписочного состава.
5. Денежные средства (рублевые) на счетах (см. Таблицу № 10)
5.1. Наличие первичных оправдательных документов по безналичным операциям (платежные поручения, договоры, счета, счета-фактуры и пр.), выявление фактов бездокументального списания денежных средств.
5.2. Выявление случаев неправомерного перечисления средств сторонним организациям на оказание финансовой помощи и другие цели, не предусмотренные уставом подведомственной организации и Планом.
6. Денежные средства в валюте (см. Таблицы № 15, 16)
6.1. Законность поступления и расходования финансовых активов по валютным операциям, правильность их отражения в учете и отчетности (организация аналитического учета затрат по совершенным сделкам, обоснованность формирования фактических затрат).
7. Проверка расчетов по обязательствам, включает:
— анализ состава (в разрезе кодов видов расходов и контрагентов) дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты;

Аудит бюджета как метод государственного финансового контроля широко используется контрольными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Действующее законодательство не дает определения понятию «аудит бюджета». В соответствии с российским законодательством под аудитом понимается предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по проведению независимых вневедомственных проверок бухгалтерско-финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов (предприятий, организаций, предпринимателей и т.д.), а также оказанию иных аудиторских услуг. В статье 270.1 БК РФ указывается на внутренний финансовый аудит. Под внутренним финансовым аудитом понимается разработка и контроль над соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, а также подготовка и организация проведения мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Внутренний финансовый аудит осуществляют подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), создаваемые органами исполнительной власти (органами местной администрации).

Различают внешний аудит бюджета (используется при проведении внешнего финансового контроля) и внутренний аудит бюджета (как метод внутреннего финансового контроля).

Внешний аудит бюджета проводится извне и позволяет законодательной (представительной) власти определить степень достоверности информации исполнительной власти об исполнении бюджета за отчетный финансовый год или о прогнозируемых параметрах социально-экономического развития страны и показателях бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год (или годы) <1>.

<1> См.: Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 159.

Внешний аудит включает в себя аудит отчетности, соответствия и эффективности использования государственных (муниципальных) финансовых ресурсов и государственной (муниципальной) собственности.

Внешний аудит бюджета представляет собой ежегодную обязательную проверку органом внешнего государственного финансового контроля отчета исполнительной власти об исполнении бюджета (бюджета внебюджетного фонда) за прошедший финансовый год. Данная проверка осуществляется в виде контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органом внешнего государственного финансового контроля во всех субъектах ведомственной структуры расходов бюджета с целью установления степени достоверности финансовой отчетности, представляемой исполнительной властью представительной власти в форме проекта закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и подготовки заключения органа внешнего государственного финансового контроля по этому законопроекту (проекту решения).

На основании ст. ст. 157, 265 БК РФ с целью проведения внешнего аудита бюджета, в ходе которого осуществляется контроль над исполнением местных бюджетов, проводится экспертиза проектов местных бюджетов, актов органов местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления создает контрольный орган местного самоуправления.

Внешний аудит бюджета должен проводиться профессионально, объективно и независимо ни от исполнительной, ни от законодательной власти.

Главная задача этого метода — определение достоверности и правдивости финансовой отчетности исполнительной власти, реальности показателей бюджета <1>.

<1> См.: Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М., 2005.

Внутренний аудит бюджета проводится органами исполнительной власти в процессе формирования проекта бюджета, исполнения утвержденного бюджета и составления отчета об исполненном бюджете. Так, предварительный контроль бюджетов, бюджетного процесса заключается в проведении экспертиз и подготовке заключений на проекты бюджетов и иных законов и правовых актов по финансовым вопросам, представляемых обычно органам законодательной власти по их запросам.

Как указывают специалисты, среди всех проблем, связанных с государственным бюджетно-финансовым контролем, центральное место занимает проблема эффективности. Дело в том, что категория эффективности в данном случае имеет двойное толкование — эффективность использования бюджетных средств и эффективность самого государственного финансового контроля <1>. Безусловно, важная роль в осуществлении бюджетно-финансового контроля отводится эффективности законодательства, поскольку «степень эффективности тех или иных правовых мер определяется с учетом, во-первых, оценки результата, полученного при регулировании общественных отношений; во-вторых, на основе сопоставления результата и той цели, которую ставил создатель данного нормативного установления» <2>. Совершенствование и эффективность законодательства, регулирующего финансово-бюджетный контроль, должны служить интересам государства, отражать интересы общества в целом и обеспечивать такое состояние финансовой дисциплины, которое сводило бы к минимуму правонарушения в бюджетной сфере.

<1> См.: Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2002. С. 243.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику бюджетного контроля как вида государственного финансового контроля.

2. Раскройте содержание бюджетного контроля.

3. Назовите органы государственной власти, осуществляющие бюджетный контроль.

4. Перечислите формы и методы бюджетного контроля.

5. Дайте характеристику аудита бюджета.

6. В чем заключается роль и значение бюджетного контроля в современных условиях?

Аудит бюджетной организации — это независимая проверка состояния бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности, проводимая в соответствии с требованиями Закона РФ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ.

В соответствии с действующим законодательством в отношении всех бюджетных учреждений регулярно проводятся проверки, основная цель которых — контроль за правильностью осуществления деятельности и соблюдением нормативно-правовых актов. Это позволяет отслеживать движение финансовых средств на объектах контроля, анализировать результаты проведенных хозяйственных операций, выявлять нарушения законодательства, планировать мероприятия по устранению негативных последствий.

Аудит бюджетных учреждений на сегодняшний день является одним из механизмов финансового контроля хозяйственной деятельности учреждений. Главная задача аудита автономного учреждения – подтверждение достоверности учета и отчётности о правильности исполнения бюджетной сметы и сметы за счёт средств, полученных в виде дохода от деятельности.

Особенности оказания аудиторских услуг государственным (муниципальным) учреждениям.

Каков порядок оказания аудиторских услуг КГ «АЮДАР» бюджетным, казённым и автономным учреждениям?

  • Первичная оценка объема документооборота, финансовых показателей (анкета, выезд специалиста);
  • Предоставление коммерческого предложения, согласование сроков и цен;
  • Заключение договора;
  • В рамках действия договора: обеспечение заказчика бесплатными консультациями по вопросам бухгалтерского и налогового учета и оформление бесплатной подписки на журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учёт и налогообложение»;
  • Определение объёма выборки документов;
  • Аудиторская проверка;
  • Предоставление отчёта и аудиторского заключения.

Какие услуги может включать в себя аудит бюджетных, казённых и автономных учреждений?

  • аудит финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
  • постановку и ведение бюджетного учёта и составление бухгалтерской отчётности в соответствии с бюджетным планом счетов;
  • аудит целевого использования бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности;
  • подготовку к проверке вышестоящими ведомствами, государственными контролирующими органами (Минфин, МНС);
  • представительство интересов в проверяющих и контролирующих органах, в судах, в правоохранительных органах;
  • проверку профессионального уровня сотрудников бухгалтерии;
  • помощь руководству учреждения в проведении аттестаций сотрудников;
  • аудит бюджетной организации по специальному заданию;
  • налоговый аудит.

Какие задачи решаются в ходе проверки?

  • установка соответствия деятельности бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
  • проверка правильности составления бюджетной заявки, сметы доходов и расходов, а также обоснованности расчётов по конкретным видам доходов и расходов;
  • установка соответствия показателей сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
  • проверка своевременности представления бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;
  • оценка достоверности составления отчётности бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.

Что входит в отчет о проведенной аудиторской проверке?

  • Оценка общего состояния бухгалтерского учёта на предприятии;
  • Подробное описание выявленных в результате проверки нарушений в бухгалтерском и налоговом учёте;
  • Рекомендации по устранению ошибок.

Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы, получающие все необходимые средства из государственного бюджета.

К бюджетным организациям относятся: органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несёт собственник его имущества.

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым этим учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

С вопросами по аудиту бюджетной организации вы можете обратиться к нашим специалистам.

Обращаем ваше внимание, что первичное обращение юридических и физических лиц принимается в письменном виде по адресу audit@audar.ru. Для отправки вопроса вы также можете воспользоваться формой «Задать вопрос» или «Онлайн-заявка». После ознакомления с вашей проблемой наши специалисты свяжутся с вами.

Для оформления заказа на юридические услуги или получение консультации необходимо заполнить форму и нажать на кнопку «Отправить заявку», наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами.
*минимальная стоимость ответа 2500 р.

Важнейшим направлением деятельности государства является осуществление контроля. Бюджетные средства – это основа функционирования любого государства, поэтому особое значение придается контрольной деятельности в области государственных финансов. Составной частью системы государственного финансового контроля считается государственный аудит. Государственный аудит создан для проведения надзора в области государственного финансирования, а именно для проверки разделения и использования бюджетных денежных средств.

Дискуссионный вопрос – являются ли равноправными понятия «государственный аудит» и «государственный контроль». Несмотря на широкое применение именно государственного аудита, нормативного понятия данный термин не имеет. В законодательстве государственный аудит носит только частноправовой характер. Контроль является одной из функций управления. Его цель – это оценка процесса функционирования объекта, выявление отклонений и недочетов и принятие мер по корректировке.

Аудит государственного сектора – это деятельность, целью которой является предоставление всем заинтересованным сторонам независимой объективной информации об экономических явлениях. Он является универсальным инструментом эволюции экономики, способный эффективно воздействовать на процессы экономического развития .

При осуществлении государственного аудита контролирующие органы осуществляют внешний контроль над правильностью ведения учета и отчетности, а также целевого применения бюджетных средств и легитимности действий.

Финансовый аудит используется с целью документальной проверки достоверности финансовых операций, учета государственного бюджета, целевого использования государственных ресурсов и бюджетной отчетности.

Основные задачи аудита государственных финансов:

рациональное и результативное применение бюджетных средств;

разработка финансовых управленческих стратегий;

целесообразное исполнение административной работы;

предоставление информации государственным органам власти и общественности в форме различных отчетов и публикаций .

Государственный аудит работает на увеличение результативности управления государственных средств, к которым относят: государственные денежные средства, интеллектуальную собственность, предметы собственности, природное имущество.

Сам термин «аудит» можно встретить в Бюджетном Кодексе РФ. Этот комплекс законов является источником регулирования государственного финансового контроля. Но в статье 57 настоящего кодекса аудит отождествляют с контролем. Статья 168.3 определяет аудит как проверку. Законодательное регламентирование аудита государственного сектора осуществляется Федеральным законом №41 (5.03.2013 г.) «О Счетной палате РФ» .

Счетная плата – это постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля, который обеспечивает проведение беспрерывного государственного аудита. Он в свою очередь основывается на правдивости и справедливости.

Кроме счетной палаты финансовый контроль осуществляют и другие учреждения РФ:

Центральный Банк;

основное контролирующее руководство Президента;

Министерство финансов;

отдел внутреннего государственного аудита;

субъекты (регионы) страны;

муниципальные образования и другие структуры .

Рассмотрим основные стадии осуществления аудита государственного сектора.

Рисунок 1 – Стадии осуществления аудита

Последняя стадия предполагает систематизацию выявленных недочетов и нарушений в деятельности бюджетной системы, разработку рекомендаций по устранению недостатков и их прогнозирование.

Первая стадия несет в себе наибольшую нагрузку. Она включает в себя три этапа:

финансовый мониторинг;

предварительное изучение подконтрольных объектов;

планирование государственного финансового аудита (составление программы проведения аудиторских проверок).

В качестве источника информации для государственного аудита выступает статистическая и финансовая отчетность, результаты различных тематических исследований и изучения деятельности конкретных предприятий, учреждений или целых отраслей промышленности и т.д.

Вторая стадия — основная – предполагает оценку организации работы подконтрольного объекта, когда государственные аудиторы проводят анализ существующих систем управления, планирования, учета, контроля.

Результаты государственного финансового аудита документируются не только на 3 стадии, а в рамках всего процесса осуществления финансового контроля.

Необходимость проведения аудита государственных финансов определена и концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В рамках данного документа рассматривается внедрение современных методов и механизмов стратегического планирования и управления на основе результатов бюджетных решений в процесс государственного управления. Целесообразность последних и оценивается в рамках проведения финансового аудита .

Но существует и ряд проблем в законодательном регулировании государственного аудита. Существует несоответствие между определением важности организации современных форм и методов государственного финансового контроля и нормами, которые включены в документы всей государственной администрации.

В Бюджетном Кодексе РФ отсутствует конкретная методология проведения внешнего контроля. Функции внутреннего контроля рассмотрены без подробностей. Также в данном документе не установлены правовые основы контрольной деятельности, отсутствует описание методов проведения контроля, принципов организации специализированных органов бюджетного контроля и механизмов взаимодействия органов, которые проводят контроль госбюджета.

До сегодняшнего дня окончательно не решена проблема разделения функций внутреннего и внешнего аудита госфинансов, поэтому многие функции среди органов государственного финансового контроля дублируются.

Чтобы решить эти проблемы и добиться дальнейшего развития государственного аудита и финансового контроля в России, необходимо провести детальную нормативно-методологическую формализацию функций, принципов государственного финансового контроля и аудита. Это потребует подготовки проектов нормативно-правовых актов Правительства и Министерства финансов Российской Федерации для проведения мероприятий по предварительному контролю, который направлен на обеспечение эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, современный этап развития государственной контрольной деятельности характеризуется созданием необходимых условий для перехода на более качественный уровень, дополняющий контроль за законностью и целевым использованием бюджетных средств.

Список литературы

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)

Аудит : учебник для СПО / Н. А. Казакова ; под общ. ред. Н. А. Казаковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *