Аудит субъектов малого предпринимательства

Актуально на: 11 мая 2018 г.

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили .

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.



Данная статья раскрывает особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса. В статье раскрываются особенности порядка проведения аудита на данных субъектах, рассмотрены факторы риска при проведении аудита предприятия малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, аудиторская проверка, аудит предприятия, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, ФСАД.

В современной российской экономике предприятия малого бизнеса стали важным сектором, оказывающим большое влияние на улучшение социально — экономической ситуации в России. Следовательно, приобретает актуальность правильная организация бухгалтерского учета и аудита предприятий малого бизнеса.

Становление и развитие аудита как в России, так и за рубежом, привело к необходимости унификации всей аудиторской деятельности. Впоследствии стали развиваться аудиторские стандарты, применяемые сначала в национальных рамках, а затем и в международной практике. Отметим, что среди современных нормативных актов нет единого, который всецело регулировал бы аудит предприятий, относящихся к малому бизнесу.

При проведении аудита на предприятии малого бизнеса, применяются такие же стандарты, как и на других видах предприятий в РФ. Необходимо подчеркнуть, что при проведении аудита на предприятиях малого бизнеса, аудиторам следует применять стандарты аудиторской деятельности в полном объеме.

В тоже время, процесс аудита на предприятиях малого бизнеса обладает рядом специфических особенностей .

Данные особенности вызваны следующими обстоятельствами:

– полным отсутствием или ограничением разделения полномочий сотрудников, которые должны отвечать за подготовку и ведение бухгалтерского учета на данном предприятии;

– превышающим влиянием руководства на все стороны деятельности предприятия.

При проведении аудита на предприятиях малого бизнеса, особое внимание нужно обратить на следующие факторы риска:

– учетные записи на предприятии могут вестись нерегулярно, без соблюдения формальных требований и не полностью отражать положение дел, что существенно повышает риск искажений бухгалтерской и финансовой отчетности;

– вследствие небольшого количества учетных работников, очень трудно обеспечить соответствующее разделение их ответственности и полномочий;

– если на предприятии малого бизнеса осуществляется значительное количество операций за наличные деньги, может быть ситуация, когда выручка занижается или вовсе не фиксируется, а расходы при этом завышаются;

– при небольшом числе сотрудников, которые ведут бухгалтерский учет, осложнены или вовсе невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что в свою очередь повышает риск образования ошибок и искажений бухгалтерской отчетности .

На предприятиях малого бизнеса еще один риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной техники. Если на аудируемом предприятии применяется лишь один компьютер с упрощенной программой учета, то для бухгалтера или у его подчиненных возникает возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом и вносить в систему операции задним числом или проводить операции, которые не получили одобрения у руководства.

Превышающее влияние руководства на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса может быть как положительным, так и отрицательным при воздействии на систему внутреннего контроля и достоверность составления бухгалтерской отчетности.

«Также необходимо отметить, что оценка и документирование ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны соответствовать масштабу аудируемого экономического субъекта, для предприятий малого бизнеса, такое документирование возможно проводить в упрощенном варианте, по сравнению с документированием более крупных экономических субъектов» .

На стадии составления плана проведения аудита на предприятии, аудиторской организации следует всесторонне ознакомиться с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого субъекта.

Перед началом процесса аудита на предприятии малого бизнеса, следует провести согласование договорных условий проведения аудита, раскрыть права и обязанности аудиторской организации и аудируемого субъекта. Также обязательно необходимо огласить руководству предприятия о том, что все этапы составления бухгалтерской финансовой отчетности подлежат его ответственности. То есть подготовка, составление и своевременное предоставление бухгалтерской финансовой отчетности несет руководитель аудируемого предприятия.

Аудиторская организация в свою очередь, несет ответственность за все этапы проведения аудита. То есть подготовку, составление, формирование акта о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого предприятия.

В процессе проведения аудита предприятия малого бизнеса, в прочем как и в случае аудита любых экономических субъектов, необходимо тщательно составлять план работы, проводить анализ специфики деятельности аудируемого субъекта, изучать применяемую систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

«На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для предприятий малого бизнеса значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок» .

При учете специфики аудиторского риска на малых предприятиях, аудиторской организации необходимо исходить из того, что

составленный акт аудиторской проверки о степени достоверности бухгалтерской отчетности должен в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, которые были получены при проведении аудиторских процедур.

В процессе сбора и оценки информации о малом предприятии, аудиторской организации следует учитывать специфику нормативной базы данных субъектов, а именно:

– упрощенный порядок регистрации, сертификации и лицензирования предприятий малого бизнеса;

– упрощенный порядок составления государственной и статистической бухгалтерской, финансовой отчетности;

– разрешенность применения субъектами малого бизнеса без помощи иных удостоверенных форм при документировании хозяйственных операций, представление форм бухгалтерской финансовой отчетности на бланках, которые выполнены без помощи других;

– меры поддержки со стороны государства субъектов малого бизнеса, воздействующие на их финансово-хозяйственную деятельность;

– специфические особенности регионального и местного законодательства, которое оказывает значительное влияние на функционирование малого бизнеса.

«У предприятий малого бизнеса доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем у средних и больших экономических субъектов. Вся база данных субъекта малого предпринимательства должна быть исследована при помощи контрольного программного обеспечения» .

Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что аудит на предприятиях малого бизнеса проводится с применением общих правил проведения аудиторских проверок, но с учетом специфики малых предприятий, в частности, ограничения и отсутствия разделения полномочий сотрудников, которые несут ответственность за подготовку, составление и сдачу отчетности, а также преобладающего влияния владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

Литература:

  1. Васильчук, О. И. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения: учебное пособие / под редакцией О. И. Васильчук. — М.: Форум, 2016. — 408с. -(Высшее образование)
  2. Медведев А. Н. Аудиторская проверка предприятия // Бухучет на предприятии — 2016. — № 5. — С. 116
  3. Райимбердиева О. Р. Особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 2. — С. 48–50.
  4. Старостин С. Н. Аудит предприятия малого бизнеса// Аудит на предприятии — 2015 — № 8 — С. 90
  5. Фомичева Л. П. Аудиторская проверка субъекта малого предпринимательства. // Аудит на предприятии — 2016 — № 11 — С. 39

При проведении проверки на малых предприятиях аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может различаться. В соответствии с действующими нормативными документами малые предприятия сами выбирают форму отчетности, которую они будут составлять: либо общепринятую для всех экономических субъектов, либо упрощенную. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

Если малое предприятие выбрало в соответствии с общеустановленным порядком упрощенную систему отчетности, то аудитору при проверке необходимо руководствоваться еще и Федеральным законом РФ № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и приказами МФ РФ о форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

С 1 января 2004 г. вводится в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая заменяет вышеназванный федеральный закон.

Упрощенная система отчетности для субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей — применяется наряду с принятой ранее системой отчетности, предусмотренной законодательством РФ.

Право выбора системы отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Применение упрощенной системы отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.

В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений, а именно:

  • а) отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;
  • б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
  • в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства;
  • г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен в случае выявления искажений бухгалтерской отчетности корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:

  • а) видов нарушений, имевших место в организации и ведущих к появлению искажений;
  • б) степени существенности выявленных искажений;
  • в) риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не влияют на законность функционирования, не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения и выдает положительное заключение.

При обнаружении нарушений, влияющих на законность функционирования или наносящих ущерб государству, учредителям или акционерам, аудитор фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения, предоставляя организации время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдать положительное заключение.

24. Особенности аудита малых экономических субъектов

Аудит малых экономических субъектов позволяет своевременно находить и исправлять текущие ошибки, возникающие в результате функционирования конкретного предприятия. Таким образом, для руководителя ежегодный обязательный аудит малого предприятия, утвержденный законодательно, – это не только залог отсутствия штрафов и санкций, но и возможность повышения эффективности ведения хозяйственной деятельности, ориентируясь на рекомендации профессиональных консультантов.

Обязательный аудит предприятий малого бизнеса подразумевает наличие некоторых характерных особенностей.

1. Очень часто в условиях недостатка кадров или же повышенной экономии ведение бухгалтерского учета осуществляется недостаточным количеством специалистов, кроме того, не редки случаи совмещения бухгалтерских обязанностей с какими-либо другими, что, естественно, приводит к появлению некоторых неточностей или ошибок при оформлении финансовой документации. Поэтому специалисты, проводящие аудит деятельности предприятия, должны учитывать характерный симбиоз ответственности и полномочий работников проверяемой компании.

2. Аудит отчетности предприятий в случае малого предпринимательства подразумевает самостоятельное решение проверяющей компании об использовании методики, характерной или нет для субъектов малого бизнеса. Данная особенность обусловлена тем фактом, что первоначальное доверие аудитора к используемой на предприятии системы внутреннего контроля обоснованно невысоко. Однако в то же время аудиторская компания должна обосновать и отразить в заключении выбор той или иной методики.

3. Очевидно, что документирование исследования и оценки системы бухгалтерского учета малого предприятия должно осуществляться по значительно более упрощенной технологии, сравнительно с аналогичными процедурами, используемыми для крупных экономических объектов. Поэтому аудит малого бизнеса проводится в соответствии с масштабом клиентской организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *