Аудиторская тайна

АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА — право аудируемого лица на неразглашение информации, полученной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе проведения аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг, установленное в ст. 8 Закона об аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги;

2) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Закона об аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности (ст. 8 Закона об аудиторской деятельности).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Актуально на: 26 декабря 2018 г.

Любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками (или индивидуальным аудитором и работниками, с которым он заключил трудовые договоры) при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, относятся к аудиторской тайне (ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Исключение составляют:

  • сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
  • сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг;
  • сведения о стоимости аудиторских услуг.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) и их работники, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (ч. 2 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Положение об аудиторской тайне, образец которого аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, может являться тем локальным нормативным актом, который регламентирует вопросы работы со сведениями и документами, составляющими аудиторскую тайну.

Поскольку соблюдение аудиторской тайны – это обязанность аудиторов, ее нарушение грозит им административной и даже уголовной ответственностью.

Ответственность за нарушение аудиторской тайны

За разглашение информации с ограниченным доступом (а аудиторскую тайну составляют преимущественно именно такие сведения) лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может быть оштрафовано. Штраф составляет: на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Поскольку аудиторской тайной являются в том числе и сведения, составляющие коммерческую тайну, незаконные разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по работе, чреваты уголовной ответственностью (ч. 2 ст. 183 УК РФ):

  • либо штраф в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо исправительные работы на срок до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет.

Если разглашение коммерческой тайны причинило крупный ущерб, было совершено из корыстной заинтересованности или повлекло тяжкие последствия, уголовная ответственность за несоблюдение аудитором аудиторской тайны ужесточается (ч.ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ).

Обращаем также внимание, что разглашение аудиторской тайны работником аудиторской организации или индивидуального аудитора рассматривается как грубое нарушение трудовых обязанностей. И даже однократного такого нарушения достаточно, чтобы с работником был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также с лица, виновного в разглашении аудиторской тайны, вправе требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Когда раскрытие аудиторской тайны – не нарушение

В отдельных случаях передача без согласия лица сведений и документов, составляющих его аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, если у аудиторской организации или индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг возникло основание полагать, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, об этом необходимо уведомить Росфинмониторинг (п.п. 2.1, 3 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Постановление Правительства от 16.02.2005 № 82, Информационное сообщение Минфина от 25.04.2018 № ИС-аудит-22).

Кроме этого, с 01.01.2019 НК РФ дополняется статьей 93.2, регламентирующей вопросы истребования налоговиками документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ).

О раскрытии аудиторской тайны налоговикам

С 01.01.2019 на основании решения руководителя (зам.руководителя) ФНС налоговый инспектор по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы и информацию, полученные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (п. 1 ст. 93.2 НК РФ).

Такое решение может быть вынесено, если запрошенные налоговиками документы (информация) не были представлены при проведении в отношении аудируемого лица выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Запрашиваемые документы должны служить основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). Иными словами, речь идет не о внутренних документах аудиторов, а о документах проверяемых ими лиц. При этом запрашивать документы при проведении камеральной проверки налоговики не вправе.

Решение ФНС должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 93.2 НК РФ):

  • реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребовать у аудиторской организации документов (информации), предмет проверки и период, за который она проводится;
  • дата направления проверяемому лицу требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
  • сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации), о получении уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или об отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Копия указанного решения вместе с требованием о представлении документов (информации) направляется аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления соответствующих документов (информации) проверяемым лицом.

Также документы (информация) могут быть запрошены у аудиторской организации (индивидуального аудитора), если в отношении проверяемого ими лица налоговикам поступил запрос компетентного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ) (п. 3 ст. 93.2 НК РФ). В этом случае решение ФНС должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
  • сведения о наличии в запросе компетентного органа запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации (если такого запрета нет, аудиторы могут проинформировать лицо, что в отношении него получен иностранный запрос) (п. 4 ст. 93.2 НК РФ);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны представить истребуемые документы (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.2 НК РФ).

За непредставление в установленный срок запрошенных документов (информации) или представление документов с заведомо недостоверными сведениями аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут быть оштрафованы на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *