Федеральным законом от 3 июля 2016 года N360-ФЗ статья 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 года. В соответствии с вступившими в силу изменениями сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс): https://fedresurs.ru/. Законодательством установлен срок опубликования сообщения о результатах обязательного аудита: 3 рабочих дня с момента подписания аудиторского заключения аудитором. Субъектом, обязанным осуществлять публикацию в данном случае является заказчик аудита. Указанные нормы применяются только к результатам аудита, проведение которого закреплено, как обязанность. Следовательно, если в организации проводится аудит на добровольной основе, то обязанность публиковать его результаты в Едином федеральном реестре (Федресурс) не возникает. По разъяснениям Минфина, изложенным в Письме № ИС-аудит-4 от 06 июля 2016 года, данные требования для заказчика вступают в силу, начиная с 01 октября 2016 года. На основании этого можно сделать вывод, что все аудиторские заключения, полученные в обязательном порядке и выданные после 01 октября 2016 года, должны быть опубликованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Исключением из этого правила является ситуация, в которой результаты аудита содержат коммерческую или иную охраняемую законом тайну — в этом случае публиковать их в открытом реестре не требуется.
Процесс опубликования сообщения о результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс) состоит из несколько этапов:
1.Оформление квалифицированной электронной подписи (КЭП) в удостоверяющем центре;
2.Осуществление входа в личный кабинет Единого федерального реестра (Федресурс);
3.Выставление счета на пополнение личного кабинета (Госпошлина) на сайте Федресурс для публикации сообщения о результатах обязательного аудита. Оплата осуществляется специализированному оператору, функции которого в настоящее время выполняет АО «Интерфакс». В настоящее время госпошлина за публикацию 1 сообщения составляет 860 рублей 35 копеек (в том числе НДС 20 % 143 рубля 39 копеек).
4. Поступление денежных средств в личный кабинет на сайте Федресурс;
5.Формирование и опубликование сообщения о результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс).
Сообщение о результатах обязательного аудита должно отражать следующую информацию, которая является обязательной для публикации: Наименование, ИНН, ОГРН аудируемого лица; наименование, ИНН, ОГРН аудитора; отчетный период, за который проводилась аудиторская проверка; перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит; дата подписания аудиторского заключения аудитором; мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (В случае, если в аудиторском заключении мнение отражено с оговоркой — в сообщении также необходимо это указать).
За отсутствие сведений о результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс), либо внесение в Реестр недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения — от 10 до 50 тысяч рублей. Так же могут применяться меры по дисквалификации должностных лиц на срок от 1 до 3 лет (ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП). Контролирующим органом в данном случае является Росреестр.
CATBACK.RU
Все темы: Аудит
Аудиторкое заключение
Завершающая стадия аудиторской проверки включает обобщение и оценку результатов проверки правильности составленной клиентом финансовой отчетности, формирования и представления аудиторского заключения. Это наиболее ответственный этап сложной и многофункциональной работы аудитора.
Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Заключение представляет собой официальное свидетельство независимых дипломированных профессиональных бухгалтеров, представляемое заказчику: совету директоров и акционерам предприятия, а также банку, финансовому или налоговому органу и другим заинтересованным лицам. В нем приводится перечень форм отчетности, которые подверглись изучению на определенную дату, период, за который составлена эта отчетность, указание, какими стандартами руководствовался аудитор, заключение по существу результатов проверки и оценку применяемых предприятием принципов бухгалтерского учета. Положительное аудиторское заключение завершается утверждением, что бухгалтерская отчетность предприятия достоверно отражает его финансовое положение и отвечает принципам и правилам бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством. Приложением к заключению аудитора могут быть рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета, финансовой стратегии предприятия, изменению его организационной структуры и систем управления.
Аудиторское заключение включает в себя:
а) наименование;
б) адресата;
в) следующие сведения об аудиторе:
• организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора — фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
• место нахождения;
• номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
• номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
• членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
г) следующие сведения об аудируемом лице:
• организационно-правовая форма и наименование;
• место нахождения;
• номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
д) вводную часть;
е) часть, описывающую объем аудита;
ж) часть, содержащую мнение аудитора;
з) дату аудиторского заключения;
и) подпись аудитора.
Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.
Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение события и операции, известные аудитору и возникшие до этой даты.
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью.
К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Виды аудиторских заключений.
1. Безоговорочно положительное аудиторское заключение. Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого 33 лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.
2. Модифицированное аудиторское заключение. Модифицированным считается заключение, если возникли:
• факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности или не оказывающей влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
• факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:
а) имеется ограничение объема работы аудитора: обстоятельства, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.
б) имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики и (или) метода ее применения, а также адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Обстоятельства, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.
Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Источник — Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.
Все теоретические статьи
Отзыв аудиторского заключения
Отзыв аудиторского заключения — это одна из вынужденных мер, к которым прибегает аудиторская компания. Процедура происходит, когда становится очевидным несоответствие финансовой информации, предоставленной для проверки, и реальным фактам, которые могли бы существенно повлиять на итоги аудита, но были открыты после подписания заключения.
Процедура отзыва аудиторского заключения
Отзыв заключения аудиторская компания может совершить в соответствии с положениями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 10 «События после отчетной даты», утвержденного 696-м постановлением правительства Российской Федерации от 23.09.2002 года. В частности, аудиторы могут руководствоваться пунктами четыре и пять.
Основанием для отзыва заключения являются обнародованные любым способом данные, которые на момент подписания заключения были недоступны / неизвестны аудиторам, фундаментальны и могли бы привести к значительной модификации мнений аудиторов, будь они раскрыты до даты подписания заключения.
Если отзыв не произойдет, возникнут основания для признания заключения заведомо ложным, что повлечет ответственность аудиторов, принимавших участие в проверке, и аудиторской компании в целом.
Когда раскрыты ранее неизвестные факты по финансовой отчетности и учету, аудиторская компания должна направить письмо пользователям документации об отзыве заключения за отчетный период, результаты которого оказались спорными, и переложить всю ответственность на них. Аудиторы выражают требование уведомить всех, кто ранее получил заключение, о его отзыве, т.е., недействительности заключения.
Если руководство объекта, где проводилась проверка и были предоставлены неполные/ложные сведения, не приминает никаких мер, аудиторская фирма должна самостоятельно позаботиться о том, чтобы придать гласности информацию об отзыве заключения, и отразить все действия после даты подписания заключения в своей рабочей документации. На каждой из стадий отзыва необходима квалифицированная помощь юриста.
Многие организации не знают о том, что с 01.10.2016 года вступила в силу обязанность, предусмотренная частью 6 статьи 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», согласно которой сведения о результатах аудита в Федресрусе (на сайте https://fedresurs.ru/) размещаются самим юридическим лицом, в отношении которого проводится аудит (заказчиком аудита) в обязательном порядке.
Полное название реестра — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Какие юридические лица подлежат аудиторской проверке?
1) Все акционерные общества (ПАО, АО, ОАО, ЗАО);
2) ООО в случаях:
— если превышены критерии выручки от реализации (400 млн. рублей),
— если превышен критерий суммы активов (60 млн. рублей);
3)Кредитные организации;
4)Негосударственные пенсионные или иные фонды;
5)Страховая организация;
6) Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
7) Иные случаи, установленные законом.
Кто публикует сведения о результатах обязательного аудита в Федресурсе?
Данная обязанность возложена на плечи самого юридического лица (заказчика аудита) следовательно, опубликовать результаты должна организация, в отношении которой проводится аудит.
Что указывается в сообщении при публикации аудиторского заключения в Едином федеральном реестре сведений на сайте Федресурса? Состав данных состоит из:
— аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии);
— наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии);
— перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
— периода, за который составлена отчетность;
— даты подписания заключения;
— мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Какие предусмотрены сроки для размещения информации об обязательном аудите в Федресурсе?
Сроки размещения сведений в Федресурсе установлены в общем порядке для всех сообщений, которые вносятся в Федресурс, а именно: в течение трех рабочих дней даты наступления соответствующего факта. В данном случае, сообщение результатах аудита вносится в Федресурс в течение трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременную публикацию, отсутствие публикации уведомления на Федресурсе?
Если организация не опубликует любое обязательное сообщение в Федресурсе, включая аудиторское заключение, то ей грозит административный штраф в размере до 50 000 рублей. За повторное нарушение могут дисквалифицировать должностное лицо на срок от одного года до трех лет (ч. 6—8 ст. 14.25 КоАП РФ). Кроме того, в случае банкротства организации, не опубликовавшей обязательные сообщения в Федресурсе, лица, контролирующие ее, рискуют быть привлечены к субсидиарной ответственности, поскольку такая организация скрыла от своих кредиторов важные сведения о своем финансовом состоянии.
Разместить аудиторское заключение в Едином федеральном реестре сведений можно на официальный сайте Федерального ресурса: https://fedresurs.ru
Для опубликования обязательного аудита в Федресурсе нужно будет пройти следующие шаги:
— получение КЭП для Федресурса
— установка криптопровайдера для обеспечения работоспособности электронной подписи
— регистрация в личном кабинете на официальном сайте
— подготовка и формирование текста сообщения подлежащего публикации
— выставление в личном кабинете счета на оплату сообщения
— оплата факта публикации
— опубликование сообщения об аудите
Если Вы ни разу не размещали сведения в Федресурсе, будьте готовы, к тому, что это вызовет большие трудности, даже, у квалифицированных пользователей, при этом срок публикации аудита в данном случае будет не менее 3 рабочих дней, что зачастую является неприемлемо большим, т.к. максимальный срок для размещения аудиторского заключения — 3 дня, в соответствии с законодательством РФ. В случае, если Вам необходимо разместить сообщение об аудите быстро, без очередей, ошибок и в соответствии с законодательством, то оставьте заявку на публикацию и разместите сообщение в течение 1 часа, воспользовавшись услугой по публикации на данным сайтом. Также Вы можете воспользоваться аналогичными сервисами онлайн-публикации сведений об аудиторском заключении в Федресурсе.
Например:
S: Аудиторское заключение, подготовленное аудиторской организацией, должно быть подписано
-: руководителем аудиторской организации
-: руководителем аудиторской проверки
+: руководителем аудиторской организации и руководителем аудиторской проверки
S: Модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, содержит отдельную часть, которая
-: располагается после части, содержащий мнение аудитора
+: предшествует части, содержащей мнение аудитора
-: располагается по мнению аудитора
S: Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения для аудиторов, осуществляющих деятельность на территории России, определены
+: федеральным стандартом аудиторской деятельности
-: Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
-: внутрифирменным стандартом аудиторской деятельности
S: Если аудитор приходит к мнению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и финансовых результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в РФ, то он готовит
+: безоговорочно положительное аудиторское заключение
-: модифицированное аудиторское заключение с факторами, не влияющими на мнение аудитора
-: модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора
S: Модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на аудиторское мнение, может быть
-: отрицательное или с отказом от выражения мнения
-: только с оговоркой
+: с оговоркой, отказом от выражения мнения, отрицательным
S: Дата подписания аудиторского заключения означает дату:
-: составления финансовой отчетности
+: окончания аудиторской проверки
-: сдачи аудитором рабочих документов в архив
S: Дата подписания аудиторского заключения должна быть:
-: до даты подготовки финансовой отчетности
+: не ранее даты подготовки финансовой отчетности
-: до даты окончания финансового года, который подлежит проверке
S: Сведения, сообщаемые аудитором руководителю аудируемого лица, включают:
+: только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита
-: всю информацию, которая стала известна аудитору
-: только те вопросы, которые согласованы с главным бухгалтером
S: Отсутствие в аудиторском заключении указания на серьезное сомнение в применении допущения непрерывности деятельности:
-: должно трактоваться пользователями как абсолютная гарантия аудиторской организации, что экономический субъект будет продолжать деятельность
+: не должно трактоваться пользователями как гарантия аудиторской
организации, что экономический субъект будет продолжать деятельность как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным
-: должно являться основанием для получения отчета аудитора
S: События, происходящие с момента окончания отчетного периода до
даты подписания аудиторского заключения, а также факты, обнаруженные после даты аудиторского заключения, называются:
-: событиями до отчетной даты
-: оценочными значениями
+: событиями после отчетной даты
S: Аудитору следует принимать во внимание влияние на финансовую отчетность событий, произошедших после отчетной даты:
+: как благоприятных, так и неблагоприятных
-: только благоприятных
-: только неблагоприятных
S: Ведет ли аудиторская организация в процессе аудита специально поиск фактов, указывающих на наличие искажений бухгалтерской отчетности?
-: Ведет;
+: Не ведет;
-: Ведет, поскольку это основная цель аудиторской проверки.
S: При выявлении преднамеренных и непреднамеренных искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта их влияние на достоверность проверяемой отчетности аудиторская организация:
+: Оценивает во всех существенных отношениях;
-: Оценивает с абсолютной точностью;
-: Не оценивает
S: За возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности несет ответственность:
-: Аудиторская организация, осуществляющая абонентское обслуживание аудируемого лица;
-: Аудиторская организация, осуществляющая аудит по окончании отчетного периода;
+: Персонал аудируемого лица.
S: За неустранение или несвоевременное устранение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности несет ответственность:
-: Аудиторская организация, осуществляющая абонентское обслуживание аудируемого лица;
-: Аудиторская организация, осуществляющая аудит по окончании отчетного периода;
+: Персонал аудируемого лица.
S: Цель внутренней проверки качества аудита:
+: Установление того, что все пункты общего плана и программы аудита выполнены, а по итогам проведения аудиторских процедур рядовые исполнители сделали правильные выводы;
-: Составление отчета перед органом, регулирующим аудиторскую деятельность;
-: Подтверждение, что сотрудники проверяемой организации удовлетворены деятельностью специалистов-аудиторов.
S: Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству аудируемого лица, чтобы:
-: Проверить факт выполнения договора аудиторской проверки;
+: Иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности;
-: Выявить недостатки в учетных записях, бухгалтерских регистрах, трудовой дисциплине.
S: Письменный отчет аудитора — полный отчет о всех существующих недостатках аудируемого лица:
-: Да;
+: Нет, в нем указываются лишь те из них, которые обнаружены в процессе аудиторской проверки.
S: Письменный отчет аудитора — конфиденциальный документ:
-: Да, поэтому он не представляется лицам, относящимся к руководству аудиторской организации;
+: Да, поэтому он представляется только лицам, перечень которых определен аудиторским стандартом;
-: Нет.
S: Предварительный вариант письменного отчета аудитора составляется:
+: Для предъявления требования по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности;
-: Для предъявления требования о дополнительной оплате услуг аудиторской организации;
-: Для согласования с руководством аудируемого лица формулировки безоговорочно положительного аудиторского заключения.