Авторитет власти

Кто умеет владеть собою, тот может повелевать людьми.
Вольтер

Обладать властью хотят все, потому что это одна из наиболее значимых потребностей любого нормального человека. И, как мы с вами можем видеть, разные люди с разной степенью успешности стремятся ее удовлетворить. Кто-то удовлетворяет эту потребность за счет обретения власти над своей семьей, кто-то за счет власти над своими сотрудниками, а кто-то с помощью власти над целой страной. Но чтобы обрести власть, особенно большую власть – необходимо иметь нужные знания, умения и что особенно важно, соответствующую психологию, которая делает человека лидером, вожаком, сильной личностью, способной подчинить себе волю других людей. Мы с вами видим, что люди делятся на тех, кто правит, и тех, кто подчиняется. И это абсолютно разные люди. Прежде всего они разные по складу своего ума и по своему психологическому состоянию. Люди, имеющие власть – сильно отличаются от тех, кто ее не имеет, и психология власти как раз-таки изучает особенности жизни и психики таких людей. Для вас, уважаемые читатели, знание психологии власти может быть полезно тем, что с ее помощью и при желании, вы сможете обрести определенную власть, возможно даже очень большую, это будет зависеть от того, насколько сильно она вас интересует. А также, при необходимости, вы научитесь защищать свои интересы от тех, кто эту власть уже имеет.

Что такое власть

Прежде всего давайте с вами выясним, что такое власть. А то разговоров о власти много, а что это такое понимают далеко не все. В то время как от нашего понимания власти, будет зависеть и наше понимание психологии власти. Власть, друзья – это подчинение. Или еще можно сказать так – это умение и способность подчинять своей воле волю других людей. А с другой стороны, со стороны подчиняющихся чужой воле – это склонность к подчинению. Именно желание и умение одних людей подчинять себе волю других людей и склонность других людей к подчинению – рождают власть. Вот, собственно, и все. Я знаю, что в словарях дается другое определение власти, но если вы повнимательнее присмотритесь к любой власти, то сами увидите, без всяких философских размышлений, что корнем всякой власти является именно подчинение и подчиненность, а затем уже все остальное на эту основу нанизывается. Так что в первую очередь это именно подчинение, а уже затем все остальное, включая те методы, с помощью которых одни люди подчиняют себе других людей, с помощью которых один человек подчиняет себе другого человека. Если не будет подчинения – не будет и власти. Обязательно запомните эту железную истину. Нет подчинения – нет власти!

Но подчинение есть, поэтому есть и власть. Люди так устроены, что не могут не властвовать и не подчиняться. Ведь от природы человек склонен к тому, чтобы властвовать и повелевать над кем-то, и одновременно к тому, чтобы кому-то подчиняться. За эти способности у нас отвечает иерархический инстинкт. И в зависимости от того, в каких условиях живет человек и как он воспитывается – в нем развивается либо господин и лидер, либо слуга и раб. Если вам не нравится слово раб – его можно заменить словом подчиненный. Таким образом, в нас развивается именно та личность – которая по мнению природы идеальным образом вписывается в окружающую среду. То есть, в нас активизируются именно те инстинкты, которые наилучшим образом способствуют нашему выживанию. Ведь основная задача любого живого существа – выжить. Поэтому от того, каким будет окружение человека, зависит то, какие именно качества в нем будут развиваться. Если человека все время подавлять, унижать, оскорблять, ругать, наказывать, а также применять к нему физическую силу, заставляя его таким образом подчиняться, тогда в нем начнет преобладать рабский инстинкт или инстинкт подчинения – как вам больше нравится, который будет побуждать этого человека к подчинению, к служению другим людям, к преклонению перед ними и к страху перед более сильными личностями. Другими словами – насилие и принуждение, пусть даже легитимное – это низкокачественная форма власти. Ведь из униженного, подавленного, лишенного всякого чувства собственного достоинства человека – получается плохой работник, плохой воин, плохая опора для власти. Со временем такой человек становится абсолютно пассивным, безразличным ко всему, посредственным и начинает деградировать. Если же вселять в человека уверенность и позволять ему чувствовать себя значимым, сильным, особенным, не говоря уже о предоставлении ему возможности управлять другими людьми, тогда в нем будет развиваться инстинкт доминирования, инстинкт власти, инстинкт лидера, вожака. Вот так мы и получаем лидеров и вожаков с одной стороны и слуг и подчиненных с другой. Так что сами видите, в чем отличие инстинкта власти от инстинкта подчинения.

Инструменты власти

Теперь давайте поговорим о тех инструментах, которые позволяют прийти к власти и удерживать ее, а также о тех качествах, которыми необходимо обладать, чтобы пользоваться этими инструментами. Физическая сила – это самый примитивный инструмент власти, но не самый эффективный. С помощью физической силы можно заставить людей подчиняться твоей воле, но это подчинение не будет достаточно эффективным и стабильным. Когда людей силой заставляют что-то делать, чего они делать не хотят – люди или сопротивляются, или превращаются в пассивных, подавленных, безвольных, безынициативных, равнодушных, склонных к деградации и как правило деградирующих и умственно, и физически существ. Конечно, применять физическую силу для того, чтобы удерживать власть и поддерживать порядок в обществе, коллективе, семье, нужно, но это следует делать очень грамотно, чтобы любое насилие, любое применение физической силы выглядело справедливым и легитимным. Без справедливости физическая сила становится началом конца для того, кто ее применяет. Потому что когда люди консолидировано начинают противостоять агрессору, несправедливость которого сплачивает людей для борьбы с ним, то каким бы сильным он не был, неважно, идет ли речь о каком-то человеке, группе людей или целом государстве – в конечном счете он, они, оно проиграет. А если и не проиграет, если, скажем, государству удастся подавить своих граждан силой, чтобы заставить их подчиняться исключительно из-за страха, тогда эти граждане начнут деградировать и озлобляться, и опереться на них в сложный момент государство не сможет. Так что не все так просто в этой жизни, одной только силой в ней все проблемы и задачи не решишь. Потому что люди нуждаются не только в кнуте, но и в прянике. Вообще, если бы с помощью насилия можно было решить все проблемы и задачи, мы бы до сих пор имели рабство , как самую эффективную модель устройства общества и все свои вопросы решали бы исключительно с помощью силы, не заботясь о ее легитимности и правомерности. Но даже на примере воспитания детей мы видим – что с помощью физической силы, с помощью насилия, с помощью наказания, с помощью кнута, многого не добьешься. Обязательно должны быть еще и пряники, то есть, поощрения, чтобы власть была действительно сильной и устойчивой.

Поощрения, подарки, вознаграждения, карьерный рост, похвала, слава – это как раз тот пряник, который необходим для удержания власти. Людям надо что-то давать, их нужно прикармливать, делая их зависимыми от себя, тогда они сами захотят тебе подчиняться. Поэтому пряник является очень сильным инструментом власти, и часто он оказывается намного эффективнее физической силы, кнута. Лишь бы эти пряники были у того, кто имеет власть, и не только в виде идей, но и реальных материальных благ. Одними идеями сыт не будешь, какими бы замечательными они не были. Так что как показывает исторический опыт – мотивировать людей пряниками выгоднее, нежели кнутом, поскольку производительность труда выше именно у тех подчиненных, которые мотивированы материальной выгодой, а не страхом. Хотя должно быть и то, и другое. У людей всегда должен быть выбор между страхом и удовольствием. Бывают и исключения, когда некоторые люди могут что-то делать исключительно из-под палки, тогда только грубая физическая сила или страх перед ее применением – вынуждает их кому-то или чему-то подчиняться. Здесь все зависит от менталитета человека. Но повторюсь, у людей должен быть выбор между выгодой и страхом, между удовольствием и болью, тогда ими будет легче управлять. Так что и одними пряниками не обойтись, иначе люди и за очень большую награду откажутся подчиняться. А без подчинения, как вы помните, нет и власти. Поэтому с одной стороны, должно быть строгое, а в зависимости от ситуации и очень суровое наказание за неповиновение, а с другой, солидное поощрение за послушание. Умный лидер это понимает и умело использует оба инструмента власти, для мотивации своих подчиненных. Всего должно быть в меру. Безнаказанность порождает вседозволенность, а та в свою очередь беспредел и анархию. А отсутствие поощрения и похвалы делает людей ленивыми и равнодушными ко всему, чем они занимаются. Так что надо умело манипулировать кнутом и пряником, чтобы сохранять и приумножать свою власть над другими людьми.

Следующий инструмент власти – это информация. Очень важный, надо заметить, инструмент. Кто владеет информацией, тот владеет миром, как сказал Натан Ротшильд или Уинстон Черчилль. Но и без слов этих великих людей, я уверен, многие знают о том, что информация, знания, дают силу. Это действительно так, это правда. Но это не вся правда. Это только одна из сторон медали власти и могущества, связанная с информацией. Есть и другая, о ней я напишу ниже. Пока же давайте выясним, как именно информация и знания помогают обрести силу и власть. А делают они это очень просто – качественная информация и полезные знания помогают нам делать правильный выбор и повышают эффективность наших решений и действий. Вы ведь знаете о том, что вся наша жизнь – это постоянный выбор в пользу чего-то и в ущерб чему-то? Мы каждый день делаем выбор, большой и маленький. Мы решаем, как поступить в той или иной ситуации, что нам купить, куда пойти, с кем встретиться, кого проигнорировать, на что потратить свое время и силы, и так далее и так далее. Мы, словно находясь в лабиринте – постоянно выбираем, куда нам двигаться, стараясь не попасть в тупик. Это как в русских сказках, когда надо выбирать, куда пойти – прямо, налево, направо. И у каждого решения, у каждого направления есть свои последствия, есть своя цена. При всем при этом, мы часто даже отдаленно не представляем себе, куда наш выбор может нас завести, какую цену нам придется заплатить за то или иное свое решение.

Так вот, сила информации заключается как раз в том, что она проясняет для нас этот вопрос. Информация, которую мы получаем, она как пророк – показывает нам, к чему мы можем прийти, если будем поступать тем или иным образом. Она указывает нам на алгоритм , с помощью которого мы можем к чему-то прийти или чего-то избежать. Это как пользоваться инструкцией к жизни – чем больше ты знаешь, благодаря качественной информации и богатому личному опыту, тем более разумными и правильными будут твои решения и действия. Хотите вы, допустим, заработать много денег – нужная информация поможет вам это сделать. Она подскажет вам, какие действия необходимо предпринять и в какой последовательности, чтобы при минимуме усилий, с высокой степенью вероятности получить максимальный положительный результат. Неплохо, согласитесь. Но это при условии, что информация, которую вы получаете, является качественной, достоверной, своевременной, и вы при этом умеете ею пользоваться. А качественную информацию добыть не так уж и просто. Поэтому нужно уметь ее находить, отбирать и анализировать. Ведь информация бывает полезной и вредной. Полезную информацию нужно собирать, выстраивая из нее целостную картину мира, а от вредной необходимо избавляться, чтобы не отравлять ею свой ум.

Кстати, для власти, важна не только и даже не столько информация о деньгах, сколько информация о людях. Деньги без людей ничто, и власти никакой без людей быть не может, потому что в таком случае не над кем будет властвовать, некем будет управлять. Поэтому, друзья, деньги, если вы этого не знаете, этим миром не правят – им правят те, кто знает, как с помощью денег управлять людьми. Деньги никому не подчиняются – это люди подчиняются другим людям, в том числе и за деньги. И когда вы знаете, как влиять на людей, как ими управлять, как ими манипулировать, как их организовывать, как заставлять их чего-то хотеть и чего-то бояться, как подчинять их своей воле – вы обретаете над ними власть. А деньги можно придумать – это не сложная задача. Бумаги с цифрами вам сколько угодно напечатают – важно убедить и заставить вас работать за эту бумагу, подчиняться ей. И для этого также задействуется такой инструмент, как информация, с помощью которой людям внушают ценность денег. А тех, кто не соглашается их ценить – наказывают. Так что когда сила информации не срабатывает – применяют физическую силу.

Вторая, более важная сторона власти, связанная с информацией – это дезинформация. Вот что действительно позволяло и позволяет управлять людьми и иметь над ними власть. Нам говорят, что главное сегодня – это уметь собирать информацию, оценивать ее, анализировать, а затем грамотно ее использовать. Это действительно важно уметь делать, но это не главное, что нужно для того, чтобы иметь преимущество над другими людьми в современном мире. Гораздо важнее – создавать информацию и умело внедрять ее в общество, с целью манипулирования им. А поскольку качественную и полезную для других людей информацию распространять невыгодно, тем, кому нужна власть и тем, кто уже ее имеет, то вместо этого эти люди активно распространяют в обществе дезинформацию, тем самым побуждая людей делать неправильный выбор и принимать ошибочные решения. Борьба за власть – это война. А война – это, как писал Сунь-цзы – путь обмана. Поэтому без обмана войну не выиграть. А люди, как мы с вами знаем, воют друг с другом в течение всей своей истории. Они воюют за ресурсы, за власть, за возможность подчинять себе других, а самим никому не подчиняться. Сегодня, правда, война сменилась конкуренцией, когда все со всеми конкурируют за большой кусок пирога, за место под солнцем, за власть, за ресурсы. И для этого активно используется дезинформация – самое сильное оружие на любой войне. Войны, они ведь тоже, как видите, никуда не ушли. Они как были, так и есть. Только в основном они локальные. Глобальные войны вести сегодня не выгодно, особенно с теми странами, которые обладают оружием массового поражения.

Таким образом, друзья, именно обман, ложь – вот что действительно важно, вот что дает силу, вот что позволяет обрести власть. Информация, знания – тоже важны, но ложь важнее. Вернее, важнее – умение лгать, дезинформировать, сбивать с толку, манипулировать обществом с помощью информационных ресурсов, умение дезинформировать врага. Тот, кто умеет лгать, красиво лгать – всегда будет иметь преимущество перед тем, кто этого делать не умеет. И можно с абсолютной уверенностью утверждать, что психология власти неразрывно связана с ложью. Поэтому многие авторитетные личности лгут, политики лгут, причем постоянно. Причем, многие известные личности не только не стесняются намеренно вводить людей в заблуждение, но даже не скрывают этого. Почему? Потому что с них никто не спрашивает за ложь. Потому что им все равно верят, несмотря на то, что они регулярно лгут. Потому что люди действуют, руководствуясь словами авторитетных лжецов, даже будучи неоднократно ими обманутыми. Подчинение, смирение, поддержка – вот что позволяет власти существовать и укрепляться, в том числе и за счет дезинформации. Пока люди хотят быть обманутыми – их будут обманывать. А о том, почему люди хотят быть обманутыми, мы с вами поговорим в другой раз.

Следующий инструмент власти – это ресурсы. Те самые, без которых мы не можем обойтись. Ресурсы — это очень важная для власти опора, без нее невозможно подчинить себе волю других людей. Собственно говоря, ради в том числе и ресурсов люди стремятся к власти, и поэтому совершенно неудивительно, что обретя эту самую власть – они берут под контроль все наиболее значимые ресурсы, чтобы не только обеспечить себя всем необходимым, но и усилить с их помощью свою власть. Те же средства массовой информации, финансовые и силовые структуры – это все очень ценные для власти ресурсы, это рычаги управления обществом. Для отдельно взятого человека эти ресурсы также ценны, ибо информация, деньги и физическая сила, а также сила оружия – это все то, с помощью чего он может подчинять себе волю других людей. При этом важно понимать, что ресурсов много быть не может – к их увеличению следует стремиться постоянно. Иначе другие люди это сделают. Из этого следует, что психология власти – это хищническая психология, поэтому имея власть – человек никогда не насытится тем, что имеет, и будет постоянно стремиться к обретению все большего количества ресурсов и приумножению с их помощью своей власти. Начиная со средств массовой информации и заканчивая важными для каждого человека жизненно важными ресурсами, такими как продовольствие, кров, лекарства и прочее – все это власть берет под свой контроль. Всевозможные удовольствия также можно причислить к ресурсам, которыми стремится управлять и как правило управляет власть, чтобы замкнуть на себе все аспекты человеческой жизни. Таким образом власть ставит от себя в зависимость тех, кем она управляет и благодаря кому имеет эту самую власть. Когда в тебе нуждаются, когда тебя одновременно любят, боятся и уважают – тебе будут подчиняться. И особенно важно для власти сделать так, чтобы ее не кем было заменить. В действительности заменить можно многих людей, но те, кто благодаря своей хитрости, силе, коварству, лжи приходит к власти, разумеется, будет внушать всем свою исключительность и незаменимость. Поэтому умение красиво лгать здесь опять-таки крайне полезно.

Полезно использовать ложь и для красивых обещаний. Это тоже очень сильный инструмент власти, с которым должен уметь грамотно обращаться каждый амбициозный человек, желающий подчинить себе волю других людей. Обещания – это умение проецировать красивое будущее, к которому придут люди под руководством того, кто им его обещает. Вот почему политики так много и так часто обещают много всего хорошего, при этом, как правило, не называя конкретных сроков, когда это хорошее наступит. Ведь дело не в том, чтобы сдержать обещание, хотя частично и это нужно делать, чтобы поддерживать огонь в глазах людей, а в том, чтобы постоянно говорить о светлом будущем, на фоне которого меркнет невзрачное настоящее – гипнотизируя таким образом людей. К тому же, если даже выполнить все обещания и тем самым подтвердить делами свои слова – люди все равно не успокоятся, и возможно даже спасибо не скажут, они просто захотят большего. Они будут требовать большего, забыв обо всем том, что у них уже есть. Помните, как в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О рыбаке и рыбке” старуха себя вела, помните, что она говорила: «Не хочу быть вольную царицей, хочу быть владычицей морскою!» Вот так говорит подавляющее большинство людей. В смысле – все хотят большего. Поэтому каждый, кто хочет обрести власть, должен не столько слово свое держать, сколько красиво говорить и обещать, обещать, обещать. Частично свои обещания нужно исполнять, чтобы, как я уже сказал, подогревать в людях надежду на лучшее будущее, чтобы они видели, что обещания исполняются, чтобы у них складывалась иллюзия того, что те, кому отдали власть над собой – действительно заслуживают того, чтобы ими управлять. Так людям проще подчиняться, они чувствуют, что это справедливо – подчиняться тем, кто делает их жизнь лучше.

Тут еще очень важно понимать то, что людям необходимо обещать именно то, в чем они, во всяком случае большинство из них, действительно нуждаются, а также то, чего они хотят. У всех людей свои убеждения, в чем-то они совпадают, в чем-то расходятся, но независимо от того, какие они – их необходимо учитывать. Обычно, если люди в чем-то убеждены, особенно с детства, когда та или иная информация производила на них очень сильное впечатление, а критическое мышление не было достаточно развитым, чтобы эту информацию грамотно анализировать и поэтому они верили во все, что им говорят, то их практически невозможно переубедить. Это парадокс человеческой природы – люди могут носить в себе чужие знания, чужие идеи, чужие убеждения, считая их при этом своими и защищая их, даже если они неверные и даже если они вредят людям. Я считаю, в этом отчасти виновата лень – ведь отказавшись от старых, неверных убеждений, нужно не только ущемить свое Эго, показав ему, что все это время ты заблуждался, но еще и новые убеждения сформировать, чтобы заполнить пустоту, а для этого требуется время и силы. Поэтому многим людям проще оставаться при своем мнении, не обращая внимания на его ошибочность, а порой и вредность для них же самих. А раз так, то для человека, желающего обрести власть над людьми целесообразнее принципиально не менять их картину мира, а лишь раскрашивать ее своими красивыми сказками. Это намного проще, чем переубеждать людей, а в некоторых случаях и намного выгоднее. Может, конечно, это и неправильно – потакать заблуждениям других людей, которые им вредят, но для достижения власти все средства хороши. Поэтому у тех, кто стремится к власти, совесть и мораль напрочь отсутствуют.

Следующий, достаточно старый и очень мощный инструмент власти – это вера. С помощью веры, сами знаете, можно управлять миллионами людей, в том числе и достаточно образованными. Просто одни люди верят в одно, другие в другое. Одни верят в Бога, другие в него не верят, а значит, верят в то, что его нет, даже не пытаясь понять, что такое Бог. Кто-то верит в непроверенные научные данные, кто-то в искаженную или вовсе придуманную историю, а кто-то в инопланетян, которых никогда не видел. Неважно, во что верит человек, важно то, что он действует исходя из своей веры. А это говорит о том, что если умело использовать веру человека для внушения ему определенных убеждений, не противоречащих, а наоборот, дополняющих его веру, то он будет действовать исходя из них, то есть, будет подчиняться им. А подчиняясь чьим-то, например, вашим убеждениям, человек подчиняется вам. Следовательно, вы имеете над ним власть. При этом, повторюсь, не имеет значения, во что верит человек, лишь бы он верил, не проверял, не искал, не думал и не размышлял, а просто верил. Ведь вера сама по себе слепа – она важна для нашей жизни, более того, она неизбежна – мы всегда будем во что-то верить, даже не желая этого, но тем не менее вера слепа. Поэтому веря во что-то или в кого-то – мы всегда рискуем. И это неизбежный риск. Всего знать невозможно, как невозможно и все проверить, поэтому приходится во что-то и кому-то верить. И этим умело пользуются те, кто использует веру для того, чтобы подчинять себе волю других людей, то есть, для обретения власти.

Как прийти к власти

Говоря о том, как прийти к власти, следует хорошенько осмыслить все то, что написано выше. Ведь те инструменты власти, которые я описал – сами по себе указывают на то, каким должен быть человек и что ему нужно уметь делать, чтобы иметь над кем-то власть. И это далеко не все инструменты, которые существуют, их намного больше. Мною были описаны только самые важные из них. Так вот, теперь представьте себе, какую надо иметь психологию, чтобы всеми этими инструментами умело пользоваться. Ни знания, ни умения для этого нужны – эти вещи любой может при желании получить, нужна и важна именно психология – которую в себе необходимо развивать. Получить эту психологию в готовом виде, с помощью других людей, как это бывает со знаниями, которые мы друг другу передаем, вы не сможете. Вы можете только развить ее в себе, с помощью специальной работы над собой. Понятно, что это должна быть нестандартная психология, не такая, как у большинства людей. Ну, собственно, поэтому и власть имеют не все, особенно большую. Можно сказать, что для того, чтобы прийти к власти, необходимо быть бесчувственным, циничным, хладнокровным, бессовестным и временами безжалостным человеком, умеющим перешагивать через людей для достижения своих целей. И я совру, если скажу, что это не так. Но можно также сказать и о том, что для обретения власти необходимо быть расчётливым, практичным, смелым, организованными, целеустремленным, дисциплинированным, ответственным, амбициозным и максимально адекватным человеком, понимающим, в каком мире мы все живем и какие законы в нем действуют, как природные, так и социальные. И можно также сказать, что такой человек должен уметь и заинтересовывать, и запугивать людей, чтобы вынуждать их подчиняться ему и иметь над ними власть. Такой подход к психологии власти мне кажется более объективным. Хотя, на самом деле, никакой оценки власти, как таковой и способам ее достижения, я считаю, быть не может, ибо подобные вещи целесообразнее изучать, а не оценивать. В конце концов, если что-то в этом мире устроено так, а не иначе, если, скажем, власть требует от человека некоторых качеств, в том числе и таких, которые большинством людей воспринимаются негативно, то есть вероятность, что именно так и должно быть. Мы, конечно, можем и, пожалуй, должны менять некоторые правила жизни для ее улучшения, но и существующие законы природы игнорировать не стоит. Ведь от нашего к ним отношения они не изменятся.

Таким образом – тщеславие и честолюбие, жадность и агрессивность, хитрость и коварство, расчетливость и хладнокровность, амбициозность и целеустремленность, смелость и стойкость, самоуверенность и самодисциплина, а также умение жертвовать малым ради достижение большего и умение рисковать – все это те качества, которыми должен обладать человек, чтобы – прийти к власти, иметь власть, удерживать власть. Не стоит забывать и про ответственность, которая присуща сильным лидерам, настоящим вожакам, готовым и умеющим нести ее за тех, над кем они властвуют. Из этого следует, что психология власти – это психология агрессора, хищника, охотника, доминанта, сильного лидера и ответственного вожака. Не всегда эти черты личности идеальным образом сочетаются у стремящихся к власти и имеющих ее людей. Поэтому и качество власти бывает разным. Тем не менее, даже частичное обладание нужными для обретения власти чертами характера и складом ума позволяет ее обрести. У психологии власти есть и негативные стороны, и позитивные. Но независимо от нашего к ней отношения, мы должны ее понимать, принимать и если нам это необходимо, если мы хотим обладать хоть какой-то властью, то и развивать ее в себе. И помните, что перед тем как обрести власть над людьми – вам необходимо обрести ее над самим собой!

I. Установите верность или ложность утверждений ( «да» или «нет») и занесите ответы в таблицу:

1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны , то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.
2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов . Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур , в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.
3) Гражданское право относится к отраслям частного права
4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.
5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.
6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ
7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

Ответ:

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1) Авторитет, страх, сила, убеждение
2) Т.Гоббс, Д.Локк, Г. Гроций, А.Н.Радищев

Ответ: 1) Основания (ресурсы) власти. 2) Мыслители сторонники теории естественного права.

III 1. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1) Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
2) Налог на прибыль, поимущественный налог, налог на добавленную стоимость. Подоходный налог.

Ответ: 1) Комитет государственной Думы по охране здоровья – относится к законодательной ветви власти – остальное к исполнительной.
2) Подоходный налог – прямой налог , остальные –косвенные.

IV. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны.

«Ролью называется ожидаемое—————-, ассоциируемое с определённым——————.
Совокупность ролей, соответствующих данному ————, называется ——————-. Наши роли определяются ожиданиями других—————. Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются—————, а другие, вроде умения вести себя за столом,- ———————. Когда ———-человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные ————-(такие как деньги или———-)».

1.Формальный2. Поощрение

3. Социализация

4. Уважение

5. Поведение

6. Предписанный статус

7. Ролевой набор8. Порицание

9. Статус

10. Член общества

11. Неформальный

12. Социальная мобильность

Ответ: 5,9,9,7,10,1,11,9,2,4

V. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, который раскрывает суть политики государства в области экономики. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя разновидностями этой политики.
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив название соответствующей разновидности государственной политики в области экономики;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1) Во время кризиса ( спада производства) государство снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса.2)Оно регулирует денежное обращение и количество денег в экономике.3) Государство проводит совокупность финансовых мероприятий по регулированию правительственных расходов и доходов.4)Проводится сознательная манипуляция налоговыми ставками.5)При обсуждении данной политики вмешательство государства в экономику предполагается максимальным.6)Организуется широкомасштабные общественные работы за государственный счёт.7)Государство ограничивает своё вмешательство в деятельность товаропроизводителей только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.8)Осуществляется повышение учётной ставки процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объём заимствований у государства и повысить процентные ставки по свом кредитам.9)Проводится выплата пособий по безработице , субсидий фермерам.10)Данная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком.

Ответ:

Фискальная политика

Кредитно-денежная (монетарная) политика

1,3,6,9

2,4,5,7,8,10

VI. Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями.
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Характер самостоятельности человека Показатели самостоятельности
  1. экономическая
  2. социальная
  3. политическая
А. вступление в брак

Б допуск к голосованию на всех выборах

В.самостоятельность в выборе образа жизни

Г. способность обеспечивать себя средствами существования

Д. проживание независимо от родителей

Е. распоряжение деньгами независимо от других

Ж. способность отвечать перед законом

Ответ:

Г, Е, Д

А, В, Ж

Б

VII. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

» Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1), основ его легитимности (2) и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения , которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвёртых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создаёт или порождает нового человека».
1) Дайте определение всем подчёркнутым и пронумерованным терминам
2) В результате, какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе.

Ответ: 1) Система приёмов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе.
2)Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти .
3) Выражение идей , понятий, действий с помощью условных знаков или предметов ( символов).
4) Избранная часть общества, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики.
5) Общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми. ( Может быть другое определение)
6)Процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.

VIII Проанализируйте стихотворные отрывки. Ответьте на вопросы к ним.

2) Род человеческий ведь из единого корня выходит.
Он заключил наши души в тела, устремлённые к свету.
В смертных знанье вложил о высоком их корне не зря ведь!
Что ж ты кричишь, человек, о знатности рода, о предках?!
(С.Боэций)
1) Какой обществоведческий термин обозначает процесс, отражённый в образной форме в первом отрывке?
2)Как называется философская позиция , занятая автором второго отрывка?

Ответ: 1) Социализация 2) Креационизм

IX. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имён мыслителей больше, чем высказываний.

Высказывания Имена мыслителей
А. «Несчастье — и в нём заключено счастье. Счастье – в нём заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства».

Б. «Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвёртой в ход пойдут камни и дубинки».

В. «Но если Россия , скажут нам, не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась ( или по крайней мере, должна сделаться) участницей в её трудах, в её триумфах»

Г. «Если ты столкнулся с противником, победи его любовью»

Д. «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы , что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной»

Е. «Основная задача культуры- защищать человека от природы. Это только иллюзия, что природа позволяет нам делать все , что угодно, она ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его»

Ж. «Человек – это канат , натянутый между животным и сверхчеловеком,- канат над крепостью»

1. 3. Фрейд

2. Ф.М. Достоевский

3.Ф. Ницше

4. Лао Цзы

5. А. Энштейн

6. Ж. Руссо

7. Н.Я. Данилевский

8. Г.В. Плеханов

9. М. Ганди

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

X. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно – конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг. Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в последние годы увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Год

Россия

США

9,6 млрд.долл.

161 млрд.долл.

6, 0 млрд. долл.

173 млрд. долл.

Ответ: В ответе должны присутствовать следующие элементы.
1) Сформулированы выводы, например:
-государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;
-в указанный период это отставание возрастало;
-в России в указанный период это финансирование увеличивалось;
-в США в указанный период это финансирование увеличивалось;
2) Дано объяснение , например:
-Россия предпринимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;
-вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире. ( Возможны иные правильные позиции)

XI. Перед вами таблица. В первой её колонке помещён дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значение. В случае многозначности термина указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значение
«Отсутствующий» Выборы, референдум
«Вещь, отданная на хранение» Кредитные учреждения
«Отвлечение» Конкретные признаки предметов, явлений
«Отрицание знания» Сущность вещей
«Ум» Природа и общество
«Затемняющий» Науки и просвещение

Ответ:

Перевод латинского термина Общественное явление Термины и их значения
«Отсутствующий» Выборы, референдум Абсентеизм- неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.
«Вещь, отданная на хранение» Кредитные учреждения Депозит-деньги или ценные бумаги, вносимые в государственные или кредитные учреждения с правом возврата
«Отвлечение» Конкретные признаки предметов, явлений Абстрагирование-процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств
«Отрицание знания» Сущность вещей Агностицизм- философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей
«Ум» Природа и общество Ноосфера — высшая стадия развития биосферы, сферы взаимодействия общества и природы в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
«Затемняющий» Наука и просвещение Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие.

XII. Перед вами схема, иллюстрирующая причинно- следственную связь между экономическими явлениями с точки зрения одного из известных вам экономических учений.

1) Восстановите эту причинно-следственную связь и заполните схему, проставив в ней порядковые номера экономических явлений.
1. Уменьшение цен на готовую продукцию
2. Увеличение производства и занятости
3. Стимулирование спроса
4. Сокращение денежной массы, заработной платы.
2) Напишите название этой теории и имя её создателя.

Ответ:

XIII. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имён и фамилий деятелей по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами четыре таких термина.

Укажите:
1) Краткое определение термина
2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он является и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

а) Эпикуреец-
б) Цезиризм-
в) Карамазовщина-
2 Гандизм –

Ответ: А) Эпикуреец.
1) Человек, который, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни.
2) Эпикур ( IV-III вв. до н.э.)- древнегреческий философ- моралист эпохи эллинизма. Считал главной целью философии- обеспечение безмятежности духа, истинной природой человека-способность к ощущениям. Ложно истолковывая идеи Эпикура , сторонники чувственных удовольствий, объявляли себя его последователями.
Б) Цезыризм.
1) Политический режим во главе с наследственным монархом, пришедшим к власти как узурпатор.
2) Юлий Цезарь ( I в. до н.э.)-римский полководец и государственный деятель, сосредоточивший в своих руках верховную власть в полном объёме, стал пожизненным диктатором, сохранив для вида старые республиканские учреждения.
В) Карамазовщина.
1) Крайняя степень моральной безответственности , сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам.
2) Карамазовы-герои романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», в поведении которых ярко проявились черты аморализма и высокой нравственности
Г) Гандизм.
1)Социально-политическое и религиозно- философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс.
2) М.Ганди (1869-1948) один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины , названной его именем.

XIV. Замените выделенный фрагмент текста обществоведческим термином.

1) «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых поколение тех или иных социальных систем последовательно подчинённых элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение.
2. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трёх групп расходов: личных, потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты.
3. » В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым професситональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия , фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием».

Ответ: 1) Иерархия 2) Инвестиции 3) Менеджеры

XV. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Ответ: Могут быть названы такие черты сходства:
1) высокий уровень развития промышленного производства;
2) развитие техники и технологий;
3) внедрение научных достижений в производственную сферу;
4)ценность личностных качеств человека, его прав и свобод.
Могут быть названы другие черты сходства

XVI. К характеристикам личности учёные относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трёх примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Ответ: В ответе могут быть приведены примеры, раскрывающие различные проявления отношений:
1) Неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке и др.)
2)Формальные отношения в школе ( отношения в классном коллективе с организаторами- старостой, членами совета школы; деловые отношения с учителями и др. )
3) Неформальные приятельские отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом и др.
Могут быть приведены другие примеры.

XVII. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1) Столкновение противоположных интересов , взглядов, стремлений, серьёзное разногласие , острый спор, приводящей к борьбе.
2)Способность к творчеству , к созиданию чего-либо нового.
3)Состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека.
4) Направление в философии, признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты.
5) Нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к морали, идее достоинства человека.
6) Нелюбовь к людям , отчуждение от них, человеконенавистничество.
7) В этике Канта безусловное повеление нравственного долга
8) Враг общественного, культурного, научного прогресса
9) Вызывающее поведение ; скандальная выходка, с целью вызвать общественное удивление
10) Стремление к противодействию всякому внешнему влиянию
11) Безразличное, безучастное отношение к окружающему;
состояние при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения , интересы, эмоциональные реакции.

18. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Философия- » Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» ( А.И Герцен);
2. Социальная психология-» С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». ( А. Радугин)
3. Экономика-» Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф.Хайек)
4. Социология –»Свобода –есть право на неравенство» ( Н.Н. Бердяев)
5. Политология — «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)
6. Правоведение –»Наказание не может быть вечным , но вина пребывает вовек» (изречение из римского права)

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.
а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.
2) Представление и пояснение собственной позиции
а) Представлена и пояснена собственная позиция.
б) Собственная позиция не представлена.
3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.
б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.
в) Перечислены несколько аспектов проблемы ( темы) без аргументации.
г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

1. Сущность и специфика власти.

2. Сущность и специфика влияния.

3. Взаимосвязь власти и влияния.

4. Типы политики в организации.

5. Стратегия и тактика приобретения власти в современных организациях.

6. Политические выгоды власти.

Контент-тест:

1. Полномочия руководителя определяются как:

a. возможность выполнять задания;

b. право принимать решения на своей должности без их одобрения вышестоящим руководителем;

c. право принимать решения по всем вопросам;

d. права руководителя.

Правильный ответ: b

2. Основой власти в организации является:

a. добровольное подчинение;

b. авторитет руководителя;

c. приказы и распоряжения руководства;

d. принуждение, ресурсы, добровольное подчинение.

Правильный ответ: d

3. Необходимость власти в организации определяется тем, что:

a. власть приводит к дезорганизации;

b. власть существует для подавления личности;

c. власть является организующим началом;

d. власть служит для обособления организации.

Правильный ответ: c

4. Эффективность работы руководителя определяется:

a. объединением людей с целью совместной работы;

b. объемом производства продукции;

c. развитием рыночных отношений;

d. предпринимательской деятельностью подчиненных.

Правильный ответ: a

5. Реализация функций, которые должен выполнять любой руководитель:

a. тактика;

b. цель;

c. управление;

d. планирование.

Правильный ответ: c

6. Методы, опирающиеся на власть руководителя, его право отдавать распоряже­ния являются:

a. демократическими;

b. организационно-распорядительными;

c. авторитарными;

d. официально-прагматическими.

Правильный ответ: b

Типовые оценочные материалы по теме 11.

Тема 11. Лидерство в организации.

Контент-тест:

1. В практическом менеджменте под термином «лидерство» предполагают … лидерство

a. Проектное

b. Деструктивное

c. Программно-целевое

d. Неформальное

Правильный ответ: d

2. Модель ситуационного лидерства Херши и Бланчарда предполагает следующий стиль руководства для подчиненных с низким уровнемготовности:

a. «продающий» стиль;

b. «делегирующий» стиль;

c. «вовлекающий» стиль;

d. «излагающий» стиль.

Правильный ответ: d

3. Рольлидерствасостоит в том, чтобы обеспечивать:

a. стабильность функционирования;

b. гарантии работоспособности;

c. устойчивость функционирования;

d. полезные изменения.

Правильный ответ: d

4. Эффективные способы поведения руководителя – это:

a. стили руководства;

b. условия руководства;

c. руководящие принципы;

d. использование власти.

Правильный ответ: a

Практическое задание

Задания для выполнения практического задания.

Задание: проанализируйте приведенные в таблице должности с точки зрения объема власти, которую он могут иметь в своих организациях и проранжируйте их по этому принципу. Письменно обоснуйте свою точку зрения.

Методические рекомендации по выполнению (этапы работы):1) Индивидуально заполните столбец 2 таблицы. Наиболее «властная» должность получает ранг 10, следующая – 9 и т.д. 2) Обсудите полученные результаты по подгруппам и выработайте обоснованное коллективное решение, заполнив столбец 3 таблицы:

Власть — это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне нее.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

Власть может принимать разнообразные формы, Френч и Рэйвен — исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти.

  • 1. Власть, основанная на принуждении». Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
  • 2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
  • 3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
  • 4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
  • 5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг — подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.
  • 1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Власть посредством принуждения, влияние через страх — так представляют себе власть люди, критикующие ее. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха, это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности — выживанию или защищенности.
  • 2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме..
  • 3. Законная власть (влияние через традиции). Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако, этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.

Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Ученые — бихевиористы применяют три подхода к определению значимых факторов среднего лидерства:

  • — подход с позиции личных качеств;
  • — поведенческий подход;
  • — ситуационный подход.

В 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.

Согласно личностной теории лидерства иди теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Эти черты следующие:

Однако в разных ситуациях требуются различные способности и качества.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства иди стилей поведения.

Согласно этому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Хотя поведенческий подход и продвинул вперед изучение проблемы лидерства, однако, у него есть существенный недостаток — он исходит ив предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

Ситуационный подход. Его представители считают, что оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.

Рассмотрим подробно каждый подход. Важный вклад поведенческого подхода в теории лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Стиль руководства — это привычная манера поведения по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота о человеческих отношениях, о выполнении задачи — все это отражает стиль руководства.

Различают автократичный и либеральный стили. Автократичиый лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных. Дуглас Мак Грегор, назвал предпосылки автократического руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:

  • o люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
  • o у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
  • o больше всего люди хотят защищенности;
  • o чтобы заставить людей трудиться необходимо использовать принуждение.

На основе этих исходных предположений автократ как можно больше централизует полномочия, почти не дает подчиненным свободы в принятии решений.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных, но сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.

Представление демократического руководителя о работниках отличается от представления автократического руководителя. Мак Грегор назвал их теорией «У»:

  • — труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
  • — если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
  • — приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цеди;
  • — способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Демократический руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня:

  • — потребность в принадлежности;
  • — высокой цели;
  • — автономии и самовыражении.

Демократичный руководитель избегает навязывать подчиненным свою волю.

Организация, где доминирует демократический стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятие решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Руководитель тратит большую часть своего времени, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и, заботясь, чтобы группа подучила необходимые ей ресурсы.

Либеральный руководитель — подчиненным представляет почти полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой.

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя. Группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью

единоличной власти руководителя: руководитель определяет вое стратегии группы: группе не делегируется никаких полномочий.

Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении. Ответственность распределяется.

Кроме выше перечисленных различают:

  • — руководителей, сосредоточенных на работе;
  • — руководителей сосредоточенных на человеке. Первый, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером такого руководителя является Ф. У. Тейлор.

Первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Такой руководитель делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам участвовать в принятии решений, считается с нуждами подчиненных.

Стиль некоторых руководителей одновременно ориентируется на работу и на человека.

Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.

Руководители первой системы — это эксплуататорско-авторитарные.

Вторая система называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать с подчиненными авторитарные отношения, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением или наказанием.

Руководители третьей системы, называемой консультативной проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Четвертая система подразумевает групповое решение и участие работников в принятии решений. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителями и подчиненными дружеские. Руководители этой системы ориентированы’ на человека. Принятие решений децентрализовано.

Группа ученых в университете Огайо разработала систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам:

  • — структуре;
  • — вниманию к подчиненным.

Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней.

Внимание к подчиненным подразумевает такое поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения.

Автократический подход и подход с позиций человеческих отношений завоевали много сторонников. Но, и первый и второй стиль не являются совершенными. Они имеют как преимущества, так и недостатки.

Проведенные исследования показали, что стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих условий:

— стиль поведения приводит к повышению производительности;- более высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности

Ранние попытки объяснить феномен эффективности руководства сосредоточивались на одном параметре поведения руководителя — ориентация на задачу. Более поздние исследования концентрировали внимание на поведении руководителя, не учитывая других переменных.

Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, т.к. она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора. влияющие на поведение руководителя:

  • — отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевается лояльность, проявляемая подчиненными, их доверие к руководителю;
  • — структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки;
  • — должностные полномочия — это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение.

Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечивает баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией и личными качествами руководителя.

Отношения между руководителем и подчиненными могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большие иди малые.

Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства.

Модель Фидлера не лишена недостатков. Однако он заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению.

Модель Митчела и Хауса «Путь — цель» указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее подходящий к ситуации. Эта теория пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность труда подчиненного. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей.

Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути достижения целей:

  • — разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
  • — оказание поддержки, наставничество;
  • — направление усилий подчиненных на достижение целей;
  • — создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
  • — удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Вначале Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства;

  • — стиль поддержки;
  • — инструментальный стиль.

Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека.

Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.

Позже Хаус включил еще два стиля:

  • — стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решения;
  • — стиль, ориентированный на достижение.

Стиль, поощряющий участие характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для решений группы.

Стиль, ориентированный на достижение характеризуется постановкой перед подчиненными довольно напряженной цели, ожиданием, что они будут работать в полную меру своих возможностей.

Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации зависит от двух ситуационных факторов: личные качества подчиненных требования и воздействия со стороны внешней среды.

Когда у подчиненных наблюдается потребность в самоуважении и принадлежности, самым подходящим будет стиль поддержки. Если у подчиненных существует сильная потребность в автономии и самовыражении, то они предпочитают инструментальный стиль.

Другой личностной характеристикой является убежденность подчиненных, что они способны воздействовать на внешнюю среду.

Подчиненные, которые верят в то, что они влияют на окружение, предпочитают стиль руководства, подразумевающий участие подчиненных в принятии решений. Те, кто считают, что они слабо влияют на происходящее вокруг, предпочитают авторитарный или инструментальный стиль.

Как и модель Фидлера этот подход также требует дополнительного исследования.

Поль Херен и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стяги зависят от зрелости исполнителей. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.

В зависимости от выполняемой задачи, отдельные лица и группы проявляют различный уровень зрелости.

Авторы выделяют четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: давать указания, продавать, участвовать, делегировать.

Первый стиль требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую — на человеческие отношения. Этот стиль характерен для подчиненных с низким уровнем зрелости.

Второй стиль подразумевает, что стиль руководителя, в равной степени ориентирован на задачу и на отношения. Она характерна для ситуации, когда у подчиненных средний уровень зрелости.

Третий стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.

Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут и хотят нести ответственность.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно этой модели имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений:

  • — Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у Вас информацию;
  • — Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сами решаете проблему;
  • — Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, выслушиваете их идеи, но не собираете их вместе в одну группу. Затем принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных;
  • — Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает идеи и предложения. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных;
  • — Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия.

Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Ситуационный подход к лидерству выявляет несколько способов повышения эффективности руководства: переформирование групп, перепроектирование задач, модификация должностных полномочий.

Источник фотографии

Что делать, если ваши сотрудники стали незаменимыми

Любой руководитель так или иначе зависит от своих подчиненных, но иногда эта зависимость становится слишком сильной. «Труд» расскажет, как восстановить равновесие в отделе.

Не только подчиненные зависят от начальника, но и начальник от подчиненных. Увы, далеко не все руководители способны признать этот факт. Тем не менее зависимость эта очевидна. Работа отдела, равно как и репутация его руководителя, строится на ответственности, исполнительности и мастерстве сотрудников. Понятно, что начальник не может контролировать каждый шаг подчиненного — у него и без того хватает обязанностей, — поэтому рабочий процесс во многом строится на доверии между боссом и работником.

Хвост виляет собакой

Чем незаменимее работник, тем больше от него зависит начальник. С одной стороны, такие сотрудники — удача, а с другой — проблема, поскольку даже временное их отсутствие может привести к коллапсу.

«Моя секретарша выполняла не только обязанности помощника начальника, но и переводчика, — рассказывает коммерческий директор Ирина Медведева. — Причем обязанности переводчика она решила взять на себя сама, когда узнала, что я ищу сотрудника для перевода документации. Девушка отлично справлялась и с этой, и с другой работой. Но однажды произошло ЧП — сотрудница слегла с температурой. Если без секретарши я еще как-то могла обойтись, то без переводчика все оказалось очень сложно. Я не могла заключить ни один контракт, а у нас в компании, как назло, никто не знал немецкого. Пришлось тревожить своих друзей и просить их о помощи».

Как правило, незаменимые работники давно работают в компании и демонстрируют максимальную ей приверженность. «Часто практически незаменимыми становятся сотрудники, которые выросли в этой компании и своими руками создавали систему работы на определенном участке, — комментирует заместитель генерального директора компании «Велес Персонал» Марина Миронова. — Такое положение зарабатывается годами и чаще всего основано на довольно высокой лояльности. Жизненно важными для компании становятся сотрудники, которые в силу определенных обстоятельств не делегировали полномочия коллегам и не собирали вокруг себя людей, способных наравне с ними решать те же задачи».

Работа с подстраховкой

Если вы осознали, что слишком сильно зависите от своих подчиненных, подумайте, как можно минимизировать эту зависимость. Старайтесь подстраховаться от возможных катастроф. Если у вас в отделе работает незаменимый сотрудник, постарайтесь некоторые его обязанности отдать другим работникам. Сделайте своих сотрудников взаимозаменяемыми, чтобы в случае болезни одного из них работа не была заморожена.

«Выстраивать работу нужно так, чтобы стратегически важные бизнес-процессы не были замкнуты на одном человеке или ограниченной группе людей, — советует Марина Миронова. — Чтобы не попасть в зависимость от конкретного сотрудника или группы сотрудников, нужно стремиться к взаимозаменяемости. Пусть сменщики не будут такими же креативными и талантливыми, как основной состав, но они по крайней мере будут способны выполнить необходимые обязанности».

Не забывайте также и об управленческом контроле. Вы должны располагать необходимой информацией и нужными бумагами, если сотрудник отсутствует, а проект, которым он руководил, еще не доделан. И вообще, чем меньше незаменимых работников у вас будет в команде, тем лучше.

Взаимозависимость

Если вы осознали, что зависите от своих подчиненных куда сильнее, чем хотели бы, не теряйте спокойствия. Вы должны излучать уверенность в себе и внушать сотрудникам уверенность в том, что только вы контролируете весь рабочий процесс.

«Обычно талантливые сотрудники и без положительных отзывов руководства догадываются о том, насколько они полезны для компании, — говорит Марина Миронова. — Более того, многие из них даже склонны переоценивать свою роль и считать, что дело без них пропадет. Часто, уходя из компании, они очень трепетно следят за тем, как идут дела у бывшего работодателя, и ожидают, что без них компания вот-вот рухнет. Довольно часто переоценивают себя даже рядовые работники, функции которых немного отличаются от стандартных».

Поэтому не стоит в текущих беседах акцентировать внимание на незаменимости работников и культивировать тем самым их самоуверенность. Такие разговоры могут быть полезны только в кризисных ситуациях, когда команду нужно срочно нацелить на выполнение каких-то конкретных задач. Только тогда признание начальником того, как сильно ему необходима поддержка подчиненных, будет сильным мотивирующим фактором. В других случаях вы лишь даете повод сотрудникам усомниться в вашем лидерском статусе.

Не нужно лишний раз паниковать из-за незаменимости своих подчиненных. Но и в другую крайность впадать нельзя: ни в коем случае не нужно самоутверждаться за счет работников, постоянно напоминая им о том, что это они без вас пропадут, а не наоборот.

Ваши подчиненные так же зависят от вас, как и вы от них. И если вы не будете помогать своим работникам и приметесь демонстрировать свой авторитет, рано или поздно ваше поведение повлияет на общую мотивацию и отразится на результатах деятельности отдела. Подчиненные должны осознавать, что если они не будут исполнять указания руководителя и начнут игнорировать просьбы, то подставят не начальника, а в первую очередь самих себя.

Так что дайте понять своим сотрудникам, что все вы находитесь в одной лодке и гребете в одну сторону. Ваша взаимозависимость должна представлять собой симбиоз, а не перетягивание одеяла друг на друга.

Карьерный совет дня

Подготовьте кадровый резерв

В вашем отделе должно быть минимум незаменимых сотрудников. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши работники могли друг друга замещать и подстраховывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *