Банк отозвал лицензию

Банковские услуги плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако при выборе компании, с которой будет выстраиваться сотрудничество, следует быть крайне внимательными. Недостаточно обращать внимание только на выгоду предлагаемых условий. Крайне важно иметь дело с надежным банком, в противном случае есть шансы столкнуться с неприятной ситуацией. Что делать, если у банка отозвали лицензию – таким вопросом задаются те, кто доверил свои денежные средства недобросовестному учреждению, у которого отобрали лицензию. Как вкладчиком, так и физическому лицу, который взял кредит в банке, который подлежит ликвидации, следует четко знать, какие действия нужно предпринимать.

Действия при отзыве лицензии у банка

Клиент закрывшегося банка теряет доступ к свои счетам и не может свободно распоряжаться собственными средствами. Что делать, если вы оказались в числе таких клиентов? В первую очередь необходимо возобновить возможность осуществления безналичных платежей.

  • Вам следует открыть счет в другом банке или перевести все платежи на другой счет, если он у вас имеется.
  • Не забудьте сообщить всем контрагентам о смене ваших платежных реквизитов и поменять реквизиты везде, где они могут встречаться (договоры, сайты, реклама и др.)
  • Если в закрывшемся банке остались средства, то обратитесь в банк с заявлением о расторжении договора и возврате денег.

Как платить по кредиту банка, у которого отозвали лицензию?

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, что если у банка отозвали лицензию как платить кредит. Здесь важно не выбиваться из графика ежемесячных платежей, так как любая просрочка отразится в кредитной истории, что в дальнейшем может неблагоприятно повлиять на выстраивание отношений с другими банковскими организациями.

Ликвидация банковского учреждение не освобождает заемщиков от обязательств по выплате имеющегося долга, его необходимо будет вернуть в любом случае. Право требовать погасить задолженность остается за банковским учреждением до момента признания его банкротом. Однако после этого оно никуда не исчезает, а переходит к конкурсному управляющему. Обратите внимание, что досрочное погашение имеющейся задолженности может осуществляться только при согласии клиента, банк не имеет права требовать его.

При отзыв лицензии у банка происходит передача кредита в таком порядке:

  • На сайте Центробанка публикуется новость об отзыве лицензии.
  • Происходит расторжение кредитного договора по причине закрытия банка.
  • Агентство по страхованию принимает на себя обязательства кредитора, и именно ему вы будете должны выплачивать средства. На официальном сайте агентства будут размещены реквизиты для внесения платежей. В случае введения временной администрации, Центробанк назначает кредитором другой банк.

Внимательно проверяйте условия по кредитному договору. Несмотря на то, что кредитор поменялся, сумма и процентная ставка меняться не должны.

Нелишним будет проявить инициативу и проконсультироваться по поводу имеющейся задолженности и новом порядке ее погашения. Как правило, клиентов ставят в известность о происходящих изменениях условий кредитного договора сразу после окончательного проявления всех условий переуступки требований. Однако этот процесс может затянуться. Если в этот переходный период будет пропущен очередной платеж по кредиту, с клиента вправе потребовать выплату штрафа. Также такая ситуация негативно отразится на кредитной истории.

Все квитанции о внесении платежей необходимо сохранять, так как в этот период могут наблюдаться

Если новые реквизиты не предоставлены, но вы продолжаете перечислять средства на банк с отозванной лицензией, сохраняйте квитанции об оплате. Это необходимо, чтобы вычесть эти суммы из начисленных штрафов, если вдруг дело дойдет до суда.

В том случае если в банке, у которого отзывают лицензию, у клиента оформлен кредит, и депозит, расчет по этим двум операциям проходят отдельно друг от друга, взаимозачет не предусмотрен.

Как вернуть деньги по вкладу, если банка лишили лицензии?

Главное, на что следует обращать внимание при заключении договора с банком – входит ли он в число участников системы обязательного страхования вкладов. К числу клиентов, чьи вклады страхуются, относятся частные лица и индивидуальные предприниматели. Однако здесь имеются определенные ограничения, о которых речь пойдет дальше.

Средств, размещенные в банке юридическими лицами, а также те депозиты, которые превышают установленный Агентством страхования лимит, наравне с прочими подлежат возврату. Однако срок реализации обязательств в данном случае переносится. Первоначально должна пройти процедура признания банка банкротом, после чего проводится конкурсное производство или ликвидация по принуждению. В первом случае необходимо собрать нужную сумму, так как имеющегося имущества недостаточно. Во втором случае достаточно дождаться юридического оформления всех процессов, так как банк располагает нужной суммой денежных средств.

По всем возникающим вопросам о возврате вкладов можете обращаться на горячую линию Агентства Страхования вкладов 8 800 200 08 05.

В соответствие с действующими правилами, возврат средств клиентам происходит в порядке определенной очереди:

  • вкладчикам;
  • Центральному Банку и Агентству по страхованию вкладов;
  • сотрудникам банка (выходные пособия и заработная плата);
  • прочим контрагентам.

Система страхования вкладов гарантирует возврат средств даже в том случае, если банковское учреждение ликвидировано.

Всем вкладчикам, чей суммарный размер депозита или остатка на дебетовых картах меньше 1 400 000 рублей, гарантируется полный стопроцентный возврат всех денег. Однако больше установленной величины Агентство вернуть не гарантирует, лишь при наличии достаточных средств у банка.

Однако если у банка отозвали лицензию, то вернуть деньги физическому лицу, хранившему более 1,4 миллиона рублей, будет непросто. Именно эта сумма является максимальным порогом для возврата. Обратите внимание, что сюда входят и проценты, которые должны быть начислены по вкладу. Если речь идет о вкладах в валюте, то размер имеющихся средств пересчитывается в рубли по курсу на день наступления страхового случая.

После того как банк лишился лицензии, не позднее чем в двухнедельный срок ответственная организация должна опубликовать информацию для вкладчиков касательно того, каким образом будут происходить страховые выплаты. Сведения о том, где и когда можно будет получить свои денежные средства, следует искать на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов в разделе, посвященному ликвидируемым банкам.

Даже если сразу несколько банков, в которых у клиента открыты депозиты, признаны банкротами, ему полагается выплата страховки за каждый вклад отдельно, однако не более максимальной установленной суммы.

Порядок возврата денег физическому лицу при отзыве лицензии у банка следующий:

  • У банка отзывают лицензию.
  • В течение одной-двух недель агентство по страхованию вкладов составляет список вкладчиков и публикует их на официальном сайте АСВ (www.asv.org.ru).
  • Затем агентство решает, какой банк будет заниматься выплатами. Вкладчики могут написать заявление на возврат своих средств или же оставить их для дальнейшего хранения.

Какие вклады не страхуются?

Важно знать, что страхуются далеко не все вклады. К числу тех, на которые не распространяется обязательное страхование, относятся следующие вклады:

  • на предъявителя;
  • размещенные на счетах филиала, находящегося за границей;
  • на условиях доверительного управления;
  • средства на обезличенных счетах или хранящиеся в металлах;
  • на электронных кошельках.

Таким образом, не стоит паниковать, если банк лишили лицензии, что делать вам всегда подскажут специалисты, работающие в организации.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 4 724 просмотра 10 Расскажите друзьям: Подпишитесь на Bankiros.ru

1. Банк, лишенный лицензии на проведение всех банковских операций, не вправе осуществлять банковскую или иную деятельность.
С даты лишения банка лицензии на проведение всех банковских операций:
1) прекращаются все операции по банковским счетам клиентов и самого банка, за исключением случаев, связанных с расходами, предусмотренными нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и зачислением поступающих в банк денег;
2) учредители (участники), органы банка не вправе распоряжаться имуществом банка;
3) руководящие, а при необходимости и иные работники банка отстраняются от работы в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
4) требования кредиторов к банку могут быть предъявлены только в ликвидационном производстве, за исключением требований, связанных с текущими расходами на содержание банка;
5) не допускаются взыскание денег с банковских счетов банка по требованиям кредиторов, органов налоговой службы, в том числе подлежащим удовлетворению в бесспорном (безакцептном) порядке, а также обращение взыскания на имущество банка;
6) должностным лицам банка запрещается отчуждение принадлежащих им акций банка;
7) исполнение ранее принятых решений судов в отношении банка приостанавливается;
8) обязательства по погашению основного долга, вознаграждения и неустойки (штрафа, пени) исполняются должниками банка согласно заключенным договорам банковского займа и иным видам сделок.
2. Порядок работы банка, назначения его временной администрации (временного администратора), а также полномочия временной администрации (временного администратора) определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
3. Временная администрация (временный администратор) банка осуществляет свою деятельность в период до назначения уполномоченным органом ликвидационной комиссии банка.
Контроль за деятельностью временной администрации (временного администратора) банка до назначения ликвидационной комиссии банка осуществляет уполномоченный орган.
4. Отчет временной администрации (временного администратора) банка о выполненной работе представляется в уполномоченный орган для утверждения.
5. Временная администрация (временный администратор) банка складывает свои полномочия и передает документы и имущество банка председателю ликвидационной комиссии банка в срок не более одного месяца с даты назначения ликвидационной комиссии банка.
6. Прием-передача документов и имущества банка от временной администрации председателю ликвидационной комиссии оформляется актом, который составляется в четырех экземплярах, один экземпляр которого направляется в уполномоченный орган, другой — в суд, принявший решение о ликвидации банка.
7. В период своей деятельности временная администрация (временный администратор) банка не вправе осуществлять расходные операции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и изменять условия заключенных ранее банком договоров.
8. Запрещается финансирование уполномоченным органом расходов, связанных с принудительной реорганизацией и прекращением деятельности банков по основанию принудительной ликвидации, за исключением расходов, связанных с оплатой труда работников уполномоченного органа, включенных в состав временной администрации (временного администратора) банка и ликвидационной комиссии, а также расходов по опубликованию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции Республики Казахстан на казахском и русском языках информации о принятом судом решении о принудительной ликвидации банка и расходов, связанных с государственной регистрацией прекращения деятельности банка по основанию принудительной ликвидации органом юстиции и со сдачей документов для хранения в архив после завершения ликвидации банка в случаях отсутствия имущества банка либо если его стоимость недостаточна для покрытия данных расходов.
Сноска. Закон дополнен статьей 48-1 в соответствии с Законом РК от 11.07.1997 N 154; в редакции Закона РК от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 49. Основания и порядок отзыва разрешения на
открытие банка
1. Уполномоченный орган отзывает выданное разрешение на открытие банка в случаях:
а) принятия банком решения о добровольном прекращении своей деятельности путем реорганизации или ликвидации;
б) принятия судом решения о прекращении деятельности банка;
в) установления в деятельности юридического лица, зарегистрированного в качестве банка, нарушений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Отзыв разрешения на открытие банка, выданного юридическому лицу, производится уполномоченным органом по любому из следующих оснований:
а) обнаружение в течение одного года со дня государственной регистрации юридического лица в качестве банка недостоверности сведений, на основании которых было выдано разрешение;
а-1) нарушение сроков, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона;
б) неполучение лицензии на проведение банковских операций в течение одного года со дня государственной регистрации юридического лица в качестве банка;
в) неоплата уставного капитала в течение одного года после государственной регистрации юридического лица в качестве банка;
г) нарушение условий деятельности, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан для юридического лица, зарегистрированного в качестве банка.
3. (Пункт исключен — Законом Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 483 (вводится в действие с 1 января 2004 года).
4. Решение уполномоченного органа об отзыве разрешения на открытие банка является основанием для перерегистрации или прекращения деятельности юридического лица.
Сноска. Статья 49 в редакции Закона РК от 11.07.1997 N 154; от 16.05.2003 N 416; с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2003 N 483 (вводится в действие с 01.01.2004); от 11.07.2009 N 185-IV (вводится в действие с 30.08.2009); от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 50. Банковская тайна

1. Банковская тайна включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах банковских счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка.
Не относятся к банковской тайне сведения о кредитах, выданных банком, находящимся в процессе ликвидации.
2. Банки гарантируют тайну по операциям и депозитам своих депозиторов, клиентов и корреспондентов, а также тайну имущества, находящихся на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банков.
3. Должностные лица, работники банков, банковских холдингов-резидентов Республики Казахстан, юридических лиц, указанных в подпункте 8) пункта 4 настоящей статьи, и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, за их разглашение несут уголовную ответственность за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 настоящей статьи.
4. Банковская тайна может быть раскрыта только владельцу счета (имущества), любому третьему лицу на основании письменного согласия владельца счета (имущества), данного в момент его личного присутствия в банке, кредитному бюро по банковским заемным, лизинговым, факторинговым, форфейтинговым операциям, учету векселей, а также выпущенным банком гарантиям, поручительствам, аккредитивам в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, а также лицам, указанным в пунктах 5-8 настоящей статьи, по основаниям и в пределах, предусмотренных настоящей статьей.
Не является разглашением банковской тайны:
1) обязательное уведомление банками налоговых органов об открытии банковских счетов физическому лицу, состоящему на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, иностранцу и лицу без гражданства, юридическому лицу, включая нерезидента, его структурным подразделениям;
1-1) обязательное уведомление банками уполномоченного органа по финансовому мониторингу об операциях, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма»;
2) представление эмитенту ценных бумаг и представителю держателей ценных бумаг сведений по выданным кредитам, права требования по которым передаются в качестве обеспечения по ценным бумагам, в том числе в рамках осуществления сделки секьюритизации;
3) представление сведений об остатках денег на банковских счетах физических лиц и начисленному по ним вознаграждению банком и (или) временной администрацией, введенной в связи с лишением лицензии на проведение всех банковских операций, организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, и банкам-агентам для осуществления мероприятий, связанных с возвратом денег вкладчикам; аудиторской организации на основании письменного согласия владельца счета;
4) представление другим банкам сведений, необходимых для проведения операций, предусмотренных статьями 61-2, 61-3 настоящего Закона;
5) представление сведений банками второго уровня, права требования которых приобретаются или принимаются в управление юридическим лицом, созданным государством для приобретения классифицированных активов банков второго уровня, указанному юридическому лицу;
6) представление сведений реструктурируемым банком кредиторам банка, обязательства перед которыми предполагается реструктурировать, другим банкам в рамках реструктуризации по реструктурируемым активам и обязательствам;
7) предоставление банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, негативной информации в кредитные бюро и предоставление кредитными бюро негативной информации о субъекте кредитной истории в части просроченной задолженности свыше ста восьмидесяти календарных дней;
8) предоставление банками юридическому лицу информации, связанной с кредитом (займом), классифицированным как сомнительный и безнадежный актив и по которому имеется негативная информация, при уступке прав требований по данному кредиту (займу) указанному лицу;
9) представление банком сведений банковскому холдингу-резиденту Республики Казахстан для целей расчета пруденциальных нормативов банковским конгломератом, а также формирования системы управления рисками и внутреннего контроля банковского конгломерата;
10) представление другим банкам документов, подтверждающих факт выдачи банковского займа;
11) представление уполномоченному органу в области банкротства и конкурсному управляющему сведений по банковскому счету лица, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о признании банкротом.
5. Справки о наличии и номерах банковских счетов выдаются банку, по отношению к которому владелец счета (счетов) является заемщиком, гарантом, поручителем, лизингополучателем или залогодателем, на основании письменного запроса, подписанного председателем правления банка или его заместителями, при условии представления документов, подтверждающих получение кредита, перечень и порядок представления которых устанавливаются в нормативных правовых актах уполномоченного органа.
6. Справки о наличии и номерах банковских счетов юридического лица и (или) его структурного подразделения, а также текущих счетов физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката об остатках и движении денег на этих счетах выдаются:
а) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам с санкции прокурора;
б) судам: по находящихся в их производстве делам на основании определения суда;
в) прокурору: на основании постановления о производстве проверки, в пределах его компетенции, по находящемуся у него на рассмотрении материалу;
г) таможенным органам по экспортным и (или) импортным операциям клиентов с санкции прокурора;
д) органам налоговой службы в отношении:
проверяемого юридического лица и (или) его структурного подразделения по вопросам, связанным с налогообложением;
проверяемого физического лица, состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, частного судебного исполнителя, по вопросам, связанным с налогообложением;
индивидуального предпринимателя, на которого распространяется особый порядок исполнения налогового обязательства при прекращении деятельности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
юридического лица и (или) его структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, фактическое отсутствие которых по месту нахождения подтверждено в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, и не представивших налоговую отчетность до истечения шести месяцев после установленного налоговым законодательством Республики Казахстан срока ее представления, за исключением периода продления такого срока в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;
бездействующих юридического лица, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката;
д-1) органам исполнительного производства: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органа исполнительного производства и санкционированного судом, либо его копии, заверенной печатью территориального отдела органа исполнительного производства;
д-2) частным судебным исполнителям: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления частного судебного исполнителя, заверенного личной печатью и санкционированного судом, либо его копии, заверенной личной печатью.
6-1. Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица, об остатках и движении денег на этих счетах выдаются органам налоговой службы в отношении:
лица, зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихата, а также в члены органов местного самоуправления, и его супруги (супруга);
лица, являющегося кандидатом на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, и его супруги (супруга);
лица, занимающего государственную должность, в период выполнения им своих полномочий и его супруги (супруга) в этот же период;
лица, освобожденного условно-досрочно от отбывания наказания.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом и подпунктом д) пункта 6 настоящей статьи, представляются на основании запроса органа налоговой службы по форме, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, по согласованию с уполномоченным органом.
7. Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица, об остатках и движении денег на этих счетах, а также имеющиеся сведения о характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, выдаются:
а) представителям физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности;
б) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам в случаях, когда на деньги и иное имущество физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества на основании письменного запроса, подписанного первым руководителем или следователем, заверенного печатью органа дознания или предварительного следствия и санкционированного прокурором;
в) судам: по находящимся в их производстве делам на основании определения, постановления, решения, приговора суда в случаях, когда на деньги и иное имущество физического лица, находящиеся на счетах или на хранении в банке, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества;
г) прокурору: на основании постановления о производстве проверки, в пределах его компетенции, по находящемуся у него на рассмотрении материалу.
7-1. Если иное не установлено пунктом 6-1 настоящей статьи, справки о движении денег по банковским счетам клиента, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящей статьи, представляются в форме выписки о движении денег по банковским счетам клиента. Сведения, которые должна содержать выписка о движении денег по банковским счетам клиента, определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа.
7-2. Банковская тайна может быть раскрыта банковскому омбудсману по находящимся у него на рассмотрении обращениям заемщиков — физических лиц по урегулированию разногласий, возникающих из договоров ипотечных займов.
8. Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица и об остатках денег на них, а также имеющиеся сведения о наличии, характере и стоимости его имущества, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка, в случае смерти владельца выдаются:
а) лицам, указанным владельцем счета (имущества) в завещательном распоряжении;
б) судам и нотариусам: по находящимся в их производстве наследственным делам на основании определения, постановления суда или письменного запроса нотариуса, заверенного его печатью. К письменному запросу нотариуса должна быть приложена копия свидетельства о смерти владельца счета;
в) иностранным консульским учреждениям: по находящимся в их производстве наследственным делам.
9. Исключен Законом РК от 29.06.1998 N 236.
10. Информация, содержащая банковскую тайну, предоставляется на основании международных договоров Республики Казахстан, предусматривающих обмен информацией.
Уполномоченный орган предоставляет информацию, полученную в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, другим государственным органам Республики Казахстан только с согласия стороны, предоставившей ему такую информацию.
11. Требования настоящей статьи распространяются также на организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.
Сноска. Статья 50 с изменениями, внесенными законами РК от 27.09.1996 N 37; от 11.07.1997 N 154; от 29.06.1998 N 236; от 29.03.2000 N 42; от 10.07.2003 N 483 (вводится в действие с 01.01.2004); от 06.07.2004 N 572; от 13.12.2004 N 11 (вводится в действие с 01.01.2005); от 0 8.07.2005 N 69; от 23.12.2005 N 107 (порядок введения в действие см. ст. 2 Закона N 107); от 22.06.2006 N 147; от 19.02.2007 N 230 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 23.10.2008 N 72-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 13.02.2009 N 135-IV (порядок введения в действие см. ст. 3); от 11.07.2009 N 185-IV (вводится в действие с 30.08.2009); от 28.08.2009 N 192-IV (вводится в действие с 08.03.2010); от 30.12.2009 № 234-IV; от 02.04.2010 № 262-IV (вводятся в действие с 21.10.2010); от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 21.07.2011 № 467-IV (вводятся в действие с 01.07.2011); от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2012 № 30-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 51. Наложение ареста и обращение взыскания на
деньги и имущество, находящиеся в банке
1. На деньги и другое имущество физического или юридического лица (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций, накопительных пенсионных фондов, лишенных уполномоченным органом лицензии и (или) находящихся в процессе принудительной ликвидации), находящиеся в банке, арест может быть наложен не иначе, как на основании постановлений органов дознания и предварительного следствия и постановлений органов исполнительного производства и частных судебных исполнителей, санкционированных судом, а также постановлений, решений, приговоров, определений судов. При наложении ареста в обеспечение исковых требований сумма денег, на которые налагается арест, не должна превышать суммы иска и размера государственной пошлины и расходов, связанных с исполнением решений, приговоров, определений и постановлений суда. При наложении ареста органами исполнительного производства, частным судебным исполнителем в обеспечение исполнения исполнительного документа сумма денег и стоимости имущества, на которую налагается арест, не должна превышать сумму, необходимую для погашения присужденной взыскателю суммы, а также штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа, сумм оплаты деятельности частного судебного исполнителя и расходов по исполнению исполнительного документа.
Все расходные операции на банковских (за исключением корреспондентских) счетах юридического лица, его структурных подразделений, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката в установленных законодательными актами Республики Казахстан случаях могут быть приостановлены по распоряжениям налоговых и (или) таможенных органов, а взыскание может быть обращено лишь по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.
Операции по банковским счетам физического и юридического лица могут быть приостановлены уполномоченным органом по финансовому мониторингу в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
При этом распоряжения налоговых и (или) таможенных органов могут направляться в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на бумажном носителе или в электронном виде посредством передачи по информационно-коммуникационной сети.
Распоряжение, направляемое на бумажном носителе, должно быть подписано первым руководителем и заверено печатью налоговых и (или) таможенных органов.
Распоряжение, направляемое в электронном виде, формируется в соответствии с форматами, установленными государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет по согласованию с уполномоченным органом.
2. Конфискация денег и другого имущества юридического и физического лица, находящихся в банке, за исключением пенсионных активов накопительных пенсионных фондов, может быть произведена только на основании вступившего в законную силу судебного решения (приговора).
Сноска. Статья 51 с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.1997 N 154; от 29.03.2000 N 42; от 09.08.2002 N 346; от 22.06.2006 N 147; от 10.12.2008 N 101-IV (вводятся в действие с 01.01.2009); от 28.08.2009 N 192-IV (вводятся в действие с 08.03.2010); от 02.04.2010 № 262-IV (вводятся в действие с 21.10.2010); от 10.02.2011 № 406-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 21.06.2012 № 19-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2012 № 30-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

В России функцию контроля над деятельностью кредитных организаций осуществляет Центральный банк. При выявлении нарушений и фактов несоблюдения законодательства ЦБ может лишить недобросовестную организацию права на осуществление финансовых операций. В 2019 году отзыв лицензии коснулся 28 банков, еще 15 были ликвидированы. По мнению аналитиков, в 2020 году темпы отзыва лицензий у банков сохранятся, и ликвидация может ожидать несколько десятков кредитных учреждений.

Какие банки ЦБ лишил лицензии в 2020 году — список

ЦБ РФ ведет активную борьбу с неблагонадежными банками, поэтому перечень ликвидированных организаций постоянно пополняется. Ежегодно рынок покидают несколько десятков игроков. На сегодняшний день в список банков, лишенных лицензии, входят следующие организации:

Банки, закрывшиеся в 2020 году

Название банка

Дата

Причина

№ лицензии

Город

Центрально-Азиатский

аннулирована лицензия

Абакан

Невастройинвест

аннулирована лицензия

Санкт-Петербург

Народный банк

аннулирована лицензия

Москва

Ресурс-траст

аннулирована лицензия

Москва

Проминвестбанк

аннулирована лицензия

Москва

Кузнецкий мост

аннулирована лицензия

Москва

Народный банк Тувы

отзыв лицензии

Кызыл

Экспресс-Волга

ликвидация

Саратов

Морган Стэнли Банк

аннулирована лицензия

Москва

Зенит Сочи

ликвидация

Сочи

Спиритбанк

ликвидация

Тула

Банк Реалист

ликвидация

Москва

Связь-Банк

ликвидация

Москва

Объединенная расчетная система

аннулирована лицензия

3342-К

Москва

Московский Нефтехимический Банк

ликвидация

Москва

Курскпромбанк

ликвидация

Курск

Апабанк

отзыв лицензии

Москва

Нижневолжский Коммерческий Банк

отзыв лицензии

Саратов

Промышленно-финансовое сотрудничество

отзыв лицензии

Москва

Нэклис-Банк

отзыв лицензии

Москва

Крайинвестбанк

ликвидация

Краснодар

Русь

ликвидация

Оренбург

Банки, лишенные лицензии в 2016 году

Банки, лишенные лицензии в 2017 году

Банки, лишенные лицензии в 2018 году

Банки, лишенные лицензии в 2019 году

Причины отзыва лицензии у банков

Лишение банка лицензии, как правило, происходит вследствие нарушений финансовым учреждением федеральных законов и нормативных актов, регулирующих деятельность банковских организаций. Причины для применения таких санкций можно условно разделить на две группы: те, которые приведут к аннулированию лицензии в обязательном порядке, и те, которые могут стать основанием для лишения лицензии.

По закону, регулятор обязан лишить лицензии банк в следующих ситуациях:

  • Показатель достаточности собственных средств меньше 2%.
  • Несоответствие соотношения собственного и уставного капитала нормативам.
  • Неисполнение предписаний ЦБ РФ о приведении в соответствие с нормативами уровня собственных средств и активов.
  • Наличие кредитной задолженности и неисполнение требований по ее погашению в установленные сроки.

Перечень нарушений, которые могут повлечь отзыв лицензии:

  • Выявление факта предоставления недостоверных сведений при получении лицензии.
  • Фальсификация отчетных данных.
  • Задержка предоставления ежемесячной отчетности более чем на 15 дней.
  • Отсутствие финансовой деятельности, предусмотренной лицензией, более одного года с момента ее выдачи.
  • Проведение банковских операций и сделок, не указанных в лицензии.

По оценке экспертов, ряд банков со слабыми запасами по капиталу и низким качеством активов могут лишиться лицензии в 2020 году. Список банков, уже лишившихся права на ведение банковской деятельности, публикуется на сайте Банка России.

Что происходит c банком, лишенным лицензии

В первую очередь регулятором назначается временная администрация. Впоследствии ее функции примет ликвидатор. Затем в течение 15-ти дней Центробанк подает в арбитражный суд заявление с требованием о ликвидации данного финансового учреждения или признании его банкротом. В течение месяца суд должен вынести решение. Если суд удовлетворяет требование ЦБ о лишении банка лицензии, назначается ликвидатор. Чаще всего им выступает АСВ – Агентство по страхованию вкладов. Если банк признается банкротом, назначается конкурсный управляющий.

В этот период полностью прекращается расчетно-кассовое обслуживание, запрещаются любые сделки, операции и выплаты, закрываются филиалы банка и производится инкассация средств. Клиентам возвращается имущество, оформленное по договору хранения или доверительного управления. Если у банка достаточно средств, они возвращаются вкладчикам и кредиторам. В противном случае имущество банка продается, а вырученные средства направляются на выплаты. Если полученных от реализации имущества средств недостаточно для покрытия обязательств перед кредиторами и вкладчиками, банк признается банкротом.

Как проверить черный список банков на сайте ЦБ?

Самостоятельно проверить и оценить результаты финансовой деятельности банка можно на сайте Центрального банка РФ. Для этого достаточно знать официальное название банка и его регистрационный номер. Проверка проводится бесплатно.

В разделе «Информация по кредитным организациям» представлены различные данные о банке, включая отчеты о финансовых результатах и сведения об обязательных нормативах.

Провести полноценный анализ возможно только при наличии специальных знаний, но и совершенно неподготовленному человеку может быть полезна размещенная на сайте информация. К примеру, если рассматриваемый банк не раскрывает результаты своей финансовой деятельности, это можно считать одним из признаков неблагополучия. Часто перед возможным отзывом лицензии банки не передают отчетность в ЦБ, поэтому ее отсутствие на официальном сайте главного регулятора свидетельствует о проблемах.

Как узнать, что у банка могут отозвать лицензию

Специального списка банков, находящихся на грани закрытия, не существует. Проверка финансовых учреждений проводится в определенные периоды времени, после предоставления банками отчетности о результатах их финансовой деятельности. При возникновении сомнений более тщательная проверка проводится в конкретном учреждении. Публикации такие сведения не подлежат. Клиенты же узнают новости о том, что их банк лишился лицензии, уже после принятия соответствующего решения. Узнать об этом заранее практически невозможно.

К признакам, указывающим на относительную надежность кредитной организации, можно отнести длительное присутствие на финансовом рынке, наличие развитой филиальной сети и право на ведение кредитной деятельности.

О возможных проблемах могут свидетельствовать:

  • ухудшение финансовой отчетности;
  • ведение рискованной кредитной политики;
  • проведение сомнительных операций;
  • вовлеченность банка в операции по обналичиванию средств;
  • значительное повышение ставок по депозитам относительно среднерыночных значений.

Косвенным признаком, указывающим на наличие проблем, можно считать запрет на открытие вкладов. ЦБ РФ вводит такие меры, чтобы ограничить наращивание банком обязательств перед держателями депозитов, если есть угроза отзыва лицензии. Поэтому невозможность открыть вклад может свидетельствовать о том, что банк находится под особым контролем регулятора.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.Редакция Bankiros.ruРедакция 30 228 просмотров 90 Расскажите друзьям: Подпишитесь на Bankiros.ru

Список банков, у которых отзывают лицензии, продолжает расти. Что происходит?

Почему Центробанк, в принципе всегда выполнявший функцию «надсмотрщика» за подконтрольными учреждениями, проявляет такую активность именно сегодня? Как это связано с событиями в мире, что делать клиентам и когда же закончится чистка? Попытаемся разобраться.

Основные факты

Массовая «зачистка» банковского сектора началась еще в 2013 году. С назначением на пост главы ЦБ Набиуллиной Эльвиры более 100 кредитных организаций уже лишились лицензий. Такая активность, видимо, была обусловлена необходимостью оздоровления финансовой стороны российской экономики и подготовкой к углубляющемуся кризису. Причем не все банки закрылись по причине сомнительных операций и отсутствия мер по нормализации деятельности, большинство просто-напросто обанкротились.

Первым попал «под раздачу» известный «Мастер-Банк». В ноябре 2013 года это нашумевшее дело повергло в панику тысяч вкладчиков филиалов по всей России. Озвученная причина официально звучит как «нарушение законов по противодействию легализации и отмыванию денежных средств, способствование террористическим операциям». Проще говоря, за этим скрываются сомнительные и рискованные принципы кредитной политики, которыми чересчур увлеклось руководство Мастер-банка, выдав кредиты аффилированным физическим и юридическим лицам на без малого 11 млрд. руб. Поплатились за прегрешения ликвидированного банка, конечно, вкладчики, в первую очередь организации.

Далее таким же образом закрылись еще несколько финансовых учреждений: Банк развития бизнеса, Банк24.ру, КБСР Дагестан и др. Всего за 2013 год лишили лицензии – 46 банков, за 2014 – 86, 2015 (по состоянию на 6 октября) – 64.

У каких банков могут отозвать лицензию

Список нарушений зафиксирован законодательно и различается по степени серьезности противоправных действий:

Обязательный отзыв происходит в следующих ситуациях:

  • Кредитный капитал меньше положенного на 2 %.
  • На момент гос. регистрации собственные средства банковской структуры ниже уставного капитала.
  • Нет возможности самостоятельно рассчитаться со всеми кредиторами в течение 2 недель.
  • Самовольное сокращение уставного капитала, установленного изначально, до величины ниже размера средств, находящихся в распоряжении.

Возможен отзыв, но необязателен в следующих ситуациях:

  • Отчетность задержана и не сдана более, чем на 15 дней.
  • Данные отчетов содержат ложную информацию – к примеру, не отражается реальная картина кредитования, цифры фальсифицируются.
  • Лицензия, выданная ранее, получена на основании недостоверных данных.
  • Осуществление деятельности, не подпадающей под лицензию.
  • Судебные решения о взысканиях с депозитов клиентов игнорируются и не выполняются.
  • Прочие нарушения.

Огромное значение имеют также вымышленные слухи, которые, просочившись в средства массовой публикации, могут вызвать панику и создать неприятную ситуацию для конкретной кредитной организации. Так уже случилось с Инвестбанком (занимал 80 место в рейтинге крупнейших российских банков). Именно «утка» в прессе стала причиной того, что большинство вкладчиков кинулись одновременно забирать свои «кровные». Результат предсказуем. Центробанк действовал молниеносно, лицензию отозвали.

А что происходит дальше?

После того как разрешение на работу отобрано, банковская организация подлежит ликвидации – добровольной при наличии средств и принудительной (путем банкротства) при их отсутствии. Чтобы не лишиться своих накоплений, вкладчикам необходимо написать заявление на выплату денег, а также выяснить через АСВ, входит ли ликвидируемый банк в систему страхования вкладов.

Если входит, суммы в пределах 1,4 млн. руб. компенсируются другими (назначенными АСВ) кредитно-финансовыми учреждениями. Если же нет, процедура возврата значительно усложняется. В этом случае целесообразнее не добиваться справедливости самостоятельно, а обратиться за помощью к квалифицированным юристам, которые на практике знают, как выставить требования о выплате долгов к банкроту.

Существует ли черный список?

Некоторые эксперты предполагают, что у главного Банка России имеется некий перечень, на основании которого ЦБ планирует, кто следующий в очереди на лишение лицензии. Интернет новости буквально бурлят различными черными списками, фигурируют даже конкретные цифры и даты. Естественно, представители и руководство Центробанка отрицают подобные нелепые предположения.

Для справки – официальный сайт https://www.cbr.ru/.

Разумеется, все не происходит вдруг и за один день. Предпосылки складываются задолго до того, как ситуация разрешается неприятным образом, и банк закрывают. Нельзя полностью отрицать, что Центробанку известно о конкретных учреждениях, в которых не все соответствует установленным нормам закона. Сначала проводится тщательная проверка, затем, при выявлении нарушений, организации дается время для их устранения. И только, если проблема никак не решается, следуют кардинальные меры в виде санации либо отзыва лицензии. Как поступить во втором случае, мы уже рассказывали. В первом же варианте проводится оздоровление учреждения, и все остаются в выигрыше.

Обобщая сказанное, нужно отметить, что даже если какие-то рейтинги и существуют, в открытом доступе они опубликованы не будут, чтобы не усугубить ситуацию. Но что же все-таки делать обычным людям? Специалисты советуют не сотрудничать с мелкими финансовыми учреждениями, которых в последние года развелось чересчур много. Обращаться безопаснее в крупные, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны, учреждения – Сбербанк, ВТБ24 и ВТБ, Альфа-Банк. Но даже эти проверенные временем организации, к сожалению, не застрахованы стопроцентно от возможных неприятностей. Таковы реалии экономики, особенно в наше непростое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *