Банкротство субъектов естественных монополий

Субъект естественной монополии – организация, осуществляющая производство и реализацию товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии.

Естественная монополия – это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего естественные монополии – это фирмы, управляющие трудоемкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически не оправдано или технически невозможно (например, системы водо- и электроснабжения, железные дороги и т.п.).

Дело о банкротстве субъекта естественной монополии возбуждается арбитражным судом при условии, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику составляют не менее чем 500 тыс. руб. и они не исполнены им в течение шести месяцев с даты обязательного исполнения. При банкротстве данной категории должников лицом, участвующим в деле, наряду с другими лицами признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Если должник – субъект естественной монополии подал в суд исковое заявление о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен или тарифов на товары и услуги, производимые или реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о его банкротстве приостанавливается до вступления в законную силу решения, принятого по его иску.

При введении внешнего управления внешний управляющий не может отказываться от исполнения договоров перед потребителями, если это не допускается федеральными законами и другими нормативными актами, а также не может отчуждать имущество должника, представляющего собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. При продаже это имущество выставляется на торги единым лотом.

Договор купли-продажи должен содержать следующие обязательные условия: покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, согласиться принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, регулируемых законодательством о естественных монополиях, а также обязательства по обеспечению производимого или реализуемого товара для потребителей.

При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и реализации товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов обладают правом преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества, а также могут приостановить его продажу в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Особенности банкротства застройщиков

Изменения в законодательство о несостоятельности (банкротстве) внесены Федеральным законом от 12 июня 2011 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и cm. 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства» в связи с большой социальной значимостью процедур банкротства застройщиков и их серьезными отличиями от обычных процедур банкротства.

Застройщик – лицо, привлекающее денежные средства и имущество участников строительства, к которому имеются требования о передаче жилых помещений (о передаче на основании договора в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, не введенного в эксплуатацию), или денежных требований о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, или возмещении убытков, причиненных нарушением обязательств застройщика передать жилое помещение участнику строительства.

Участник строительства – лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.

Арбитражный суд может признать наличие таких требований в случае:

  • • заключения договора или предварительного договора участия в долевом строительстве;
  • • заключения договора или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;
  • • заключения договора займа, обязательства по которому прекращаются после передачи жилого помещения в собственность;
  • • внесения денежных средств и иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере с последующей передачей жилого помещения в собственность и др.

С даты введения наблюдения в отношении застройщика должник может заключить договоры о передаче жилых помещений, соглашения об изменении и расторжении таких договоров, совершать сделки с недвижимым имуществом и земельными участками только с письменного согласия временного управляющего.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются наряду с другими участники строительства, а также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов.

Зачастую с момента введения в отношении застройщика процедуры наблюдения суды общей юрисдикции возвращают любые иски к застройщику в связи с неподведомственностью, даже если заявленные гражданами требования не охвачены ст. 201.8 закона. Такие определения суды вышестоящих инстанций отменяют (Постановление Президиума Московского областного суда от 12 сентября 2012 г. № 363 по делу № 44г-152/12 ОЖК «Олимп», Постановление Президиума Московского областного суда от 6 февраля 2013 г. № 47 по делу № 44г-28/2013 ООО «СвятоГрад-Инвест»), В случае, если гражданин, которому отказано в рассмотрении требования в районном суде со ссылкой на ст. 201.8, обратится в арбитражный суд, суд обязан рассмотреть спор по существу, поскольку из-за отказа в рассмотрении дела как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом гражданин оказывается лишенным права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 29 октября 2013 г. по делу А40– 4680/06–124–13Б (КТ «Социальная инициатива и компания»), Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № 14520/12 по делу № А41-26287/2009 (ООО «СвятоГрад-Инвест»)).

В большинстве случаев в преддверие банкротства застройщика участники строительства, а также инвесторы нежилых помещений стараются закрепить право собственности в судах общей юрисдикции. До начала процедур банкротства, если жилой дом незавершен строительством, суды общей юрисдикции вправе признать право на квартиру как долю в незавершенном строительством жилом доме (Определение Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 5-В12–11, Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. № 5-В12–10, Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2012 г. № 46-В11–34, Определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. № 46-В11–28, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 4-В10–34 и т.п.).

Момент перехода компетенции от суда общей юрисдикции к арбитражному суду при банкротстве застройщика определен следующим образом: иски, поданные до момента введения процедур, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции и не передаются в арбитраж; иски, поданные после введения процедуры банкротства застройщика, подлежат рассмотрению в деле о банкротстве (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 27 августа 2012 г. № 44г-239/2012, Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 4-КГ13-4).

Арбитражный суд вправе по ходатайству заявителя или участвующих в деле лиц принять обеспечительные меры в виде запрета на заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом и на государственную регистрацию такого договора.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении застройщика наблюдения в ходе наблюдения и всех последующих процедур требования к застройщику, за исключением текущих, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве. При этом в наблюдении исполнение исполнительных документов приостанавливается, а в конкурсном производстве – прекращается.

При банкротстве застройщика ведется реестр требований о передаче жилых помещений, в который включаются:

  • • сумма, уплаченная участником строительства застройщику по договору о передаче жилого помещения и стоимость переданного застройщику имущества;
  • • размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком;
  • • сведения о жилом помещении, являющемся предметом договора.

В ходе конкурсного производства требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • • в первую очередь производятся расчеты с требованиями граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, компенсации морального вреда;
  • • во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • • в третью очередь – расчеты по денежным требованиям граждан – участников строительства;
  • • в четвертую очередь – расчеты с другими кредиторами.

Если у застройщика имеются объекты незавершенного строительства, арбитражный управляющий не ранее чем через один месяц и не позднее чем через два месяца с даты своего утверждения обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований данных участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу. Кооператив должен соответствовать следующим требованиям:

  • • основными целями его деятельности являются завершение строительства многоквартирного дома и предоставление в нем жилых помещений участникам строительства после его завершения;
  • • членами кооператива являются все участники строительства, требования которых внесены в реестр, за исключением отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства;
  • • в качестве паевых взносов члены кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также денежные средства для завершения строительства.

Если в течение еще двух месяцев после истечения двухмесячного срока собрание участников строительства не приняло никакого решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о передаче объекта незавершенного строительства, арбитражный управляющий уведомляет об этом арбитражный суд и направляет участникам строительства уведомления о возможности предъявления в течение месяца в арбитражный суд денежного требования при условии отказа участника строительства от исполнения договора о передаче жилого помещения. Эти требования рассматриваются арбитражным судом, который выносит определение об их включении в реестр требований кредиторов.

Если у застройщика имеется многоквартирный дом, строительство которого завершено, арбитражный управляющий в те же сроки обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований путем передачи им в собственность жилых помещений в этом доме.

Собрание участников строительства проводится по правилам проведения собрания кредиторов, но с некоторыми особенностями.

Участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, являются участниками собрания с правом голоса; без права голоса в собрании вправе участвовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Участники строительства обладают на собрании числом голосов, пропорциональным размеру их денежных требований и требований о передаче жилых помещений по отношению к общей сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений. Решения собрания участников строительства по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются 3/4 голосов участников строительства, имеющих право голоса.

В ходе конкурсного производства в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого завершено, текущие платежи и требования кредиторов первой и второй очереди, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены третьим лицом.

Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц — Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Антимонопольное регулирование » Судебная практика арбитражных судов по делам о признании банкротами юридических лиц, являющихся субъектами естественных монополий

Закон, регулирующий отношения в сфере признания хозяйствующих субъектов банкротами, предъявляет особые требования к признанию юридических лиц, являющихся субъектами естественных монополий, несостоятельными в финансовом плане.

В отличие от предприятий, не являющихся монополистами, дело о банкротстве в отношении указанных лиц можно возбудить в том случае, если денежные претензии к должнику составляют не меньше одного миллиона рублей.

Требования должны подтверждаться исполнительными документами, находящимися на момент подачи заявления на исполнении у судебных приставов.

Согласно закон, естественной монополией является такое состояние рынка, при котором спрос потребителей на производимую продукцию эффективнее и лучше всего удовлетворяется, если отсутствует конкуренция между производителями, а производимые товары не могут быть заменены другими.

Арбитражный суд рассмотрел заявление хозяйствующего субъекта о признании несостоятельным в финансовом отношении юридического лица – межмуниципального общества с ограниченной ответственностью, поставляющего тепловую энергию потребителям, которое в соответствии с Законом № 147-ФЗ является естественным монополистом.

В обоснование своих требований, заявитель указал, что ответчик не выполняет денежные обязательства, размер которых был установлен ранее решением арбитражного суда, вступившим в законную силу.

Анализируя указанные нормы закона и сопоставив доказательства, подтверждающие деятельность ответчика, суд пришел к выводу, что последний является естественным монополистом, осуществляя теплоснабжение юридических лиц и населения.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о необходимости применения статьи 179 закона о банкротстве, которым предусматривается очередь погашения задолженностей путем обращения взыскания на имущество.

Указанной статьей закона предусматривается, что, во-первых, взыскание происходит на движимое имущество, которое непосредственно не участвует при производстве товаров и оказываемых услуг организацией, признаваемой банкротом.

Во-вторых, взыскание производится на имущественные права, также не участвующие в производстве товаров и услуг.

В-третьих, взыскание производится на недвижимость, имеющуюся у организации и также не участвующую в производстве товаров и услуг.

При детальном рассмотрении дела судом было установлено, что при подаче заявления истец не учел ряд обстоятельств.

Исследуя материалы дела, суд установил, что государственное должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных актов, оценило не все имущество, на которое возможно наложить взыскание.

Материалы дела не содержат в себе сведения в том, что имеющегося имущества недостаточно для покрытия претензий кредиторов юридического лица, следовательно, сделать однозначный вывод о невозможности удовлетворения денежных требований в том числе организации — заявителя.

Таким образом, размер денежных требований заявителем в заседании подтвержден не был, и суд отказал в удовлетворении просьбы истца.

Получить заключение эксперта по делам о признании банкротами юридических лиц, являющихся субъектами естественных монополий в два клика

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

  • согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
  • принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
  • наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов

  • имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
  • вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Опубликован в «Российской газете” от 01.07.99, в Собрании законодательства РФ от 28.06.99, N 26, ст. 3179

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ
«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического комплекса”

Принят Государственной Думой 4 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)” настоящий Федеральный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии (далее – организация-должник), и проведения процедур их банкротства.

2. Настоящий Федеральный закон применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В целях настоящего Федерального закона под основной деятельностью организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи и настоящем пункте, понимается деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации.

3. Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)”.

Статья 2. Признаки банкротства

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.

Статья 3. Обязанность руководителя организации-должника обратиться в арбитражный суд с заявлением должника

1. Помимо случаев, указанных в статье 8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, руководитель организации-должника обязан обратиться с соблюдением требований статьи 6 настоящего Федерального закона в арбитражный суд с заявлением должника в случае, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса, определенного в пункте 2 настоящей статьи, в течение десяти дней с момента получения организацией-должником решения об обращении взыскания на указанное имущество.

2. Единый производственно-технологический комплекс организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности организации-должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами (далее – единый производственно-технологический комплекс).

Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого производственно-технологического комплекса, устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Арбитражные управляющие

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Арбитражный управляющий действует на основании лицензии арбитражного управляющего, а также аттестата, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса (далее – орган управления топливно-энергетическим комплексом).

Статья 5. Государственные органы, обеспечивающие предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса

Предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению совместно с органом управления топливно-энергетическим комплексом.

Глава II. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде

Статья 6. Подведомственность дел о банкротстве

Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

К заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

Статья 7. Лица, участвующие в деле о банкротстве

Лицами, участвующими в деле о банкротстве организации-должника, наряду с лицами, указанными в статье 30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, признаются:

орган управления топливно-энергетическим комплексом;

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.

Статья 8. Отказ в принятии заявления о признании организации-должника банкротом

Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании организации-должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Отзыв организации-должника на заявление о признании организации-должника банкротом

Помимо сведений, указанных в статье 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, в отзыве организации-должника должны содержаться сведения об исковых заявлениях организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом, о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника.

В отзыве организации-должника должны также указываться задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), поставки продукции (товаров, услуг) которым осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 10. Срок рассмотрения дела о банкротстве

1. Дело о банкротстве рассматривается в срок, установленный статьей 47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. В случае, если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.

Статья 11. Решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом

Решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом кроме случаев, предусмотренных статьей 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, принимается также в случае признания арбитражным судом недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника.

Глава III. Особенности процедур банкротства,
применяемых к организациям-должникам

Статья 12. Окончание наблюдения

Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов в случае, если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”.

Помимо случаев, предусмотренных статьей 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства о введении внешнего управления участвующего в деле о банкротстве организации-должника органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.

Статья 13. Особенности банкротства градообразующих организаций-должников

При рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников – градообразующих организаций применяются правила о банкротстве градообразующих организаций, установленные статьями 132 – 138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 14. Срок внешнего управления

1. Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.

При продлении арбитражным судом срока внешнего управления до пяти лет организация-должник приступает к расчетам с кредиторами через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего управления.

2. В случае несостоятельности организации-должника – градообразующей организации срок внешнего управления может быть продлен в порядке, установленном статьей 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”.

Статья 15. Особенности представления кандидатуры внешнего управляющего

1. Кандидатуру внешнего управляющего представляет арбитражному суду орган управления топливно-энергетическим комплексом.

2. В случае непредставления кандидатуры внешнего управляющего арбитражному суду органом управления топливно-энергетическим комплексом назначение внешнего управляющего производится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”.

3. В случае, если не представлено ни одной кандидатуры внешнего управляющего в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, арбитражный суд назначает внешнего управляющего из числа сотрудников органа управления топливно-энергетическим комплексом.

Статья 16. Обязанности внешнего управляющего

1. Помимо полномочий, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, внешний управляющий обязан в течение одного месяца с момента своего назначения разработать с учетом предложений органа управления топливно-энергетическим комплексом план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение.

2. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договора энергоснабжения, договора поставки газа, договора транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договора распределения газа, нефти и нефтепродуктов, заключенных с потребителями, подача (поставки) топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Внешний управляющий не вправе также отказаться от поставок газа, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 17. Распоряжение имуществом организации-должника во внешнем управлении

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество (часть имущества) организации-должника, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.

Статья 18. Недействительность сделок организации-должника

Сделка по отчуждению имущества (части имущества) организации-должника, совершенная в нарушение требований статьи 17 настоящего Федерального закона внешним управляющим или организацией-должником после возбуждения дела о банкротстве и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании организации-должника банкротом, может быть признана недействительной на основании решения арбитражного суда.

Статья 19. Особенности применения мер по восстановлению платежеспособности организации-должника во внешнем управлении

Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в статье 85 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)”, применяются со следующими особенностями:

продажа указанного в статье 17 настоящего Федерального закона имущества (части имущества) организации-должника не допускается;

уступка прав требований организации-должника может быть осуществлена, в том числе по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электрической энергии, тепловой энергии, газа, нефти и нефтепродуктов;

перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса, не допускается;

иные меры по восстановлению платежеспособности организации-должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса.

Статья 20. Продажа имущества организации-должника в ходе конкурсного производства

Продажа имущества организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Указанное имущество выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями участия в конкурсе являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов;

обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 21. Регулирование отношений, связанных с банкротством

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании организации-должника банкротом.

В случае, если заявление о признании организации-должника банкротом принято арбитражным судом до вступления в силу настоящего Федерального закона и у организации-должника отсутствуют установленные статьей 2 настоящего Федерального закона признаки банкротства, дело подлежит прекращению производством.

3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *