Бензин цена 2008

Стоимость автомобильного топлива в России всегда росла, и 2020-й, несмотря на падение стоимости нефти, не станет исключением. Впрочем, темпы роста цен на топливо будут ниже инфляции. Об этом на днях заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

«При инфляции в 1% с 1 января этого года бензин и нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским правительством в этом году», — уточнил Артемьев. При этом ранее президент Владимир Путин удивился росту стоимости бензина за год на 10,4% и призвал чиновников контролировать цены на бензин. После этого в ФАС заявили, что предпосылок для роста цен на топливо в стране сейчас нет.

2000–2005

В конце 1999 г. стоимость топлива составляла в среднем 7 руб. за литр. За первые шесть месяцев 2000 г. цена на бензин выросла на незначительные 2,1%, но уже в сентябре бензин подорожал на 27% из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены стало отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере российские нефтеперерабатывающие предприятия. Однако к концу декабря 2000 г. цена на топливо начала снижаться. С января 2001 г. акциз на бензин начали взимать с заправочных станций.

В течение 2001 г. Россия поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому стоимость бензина практически не менялась полтора года. Но в 2002 г. Россия вышла из соглашения, и уже в мае цена бензина выросла сразу на 15%. Следующий скачок цен на бензин в России произошел летом 2004 г. вслед за Европой. Экспортировать топливо нефтяникам было выгоднее, чем производить бензин внутри страны. Правительству пришлось принять меры — были повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз сырья. В 2005 г. стоимость бензина повысилась на 4%. Для остановки роста цены топлива правительство снова увеличило экспортные пошлины, а цены на бензин были заморожены.

2005–2010

В январе 2006 г. в России отменили государственный мораторий на повышение стоимости бензина, и за полгода он подорожал на 4%. В августе пошлины на нефть повысили до рекордных 216 долларов за тонну. За 2007 г. бензин подорожал всего на 2,8%. В то время активную работу вела антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». В конце 2007 г. и в первые месяцы 2008 г. оптовый бензин подорожал из-за закрытия девяти нефтеперерабатывающих заводов на профилактику. Правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть (230 долларов). С января по апрель 2008 г. рост цен на бензин составил 7%.

После увеличения пошлины на экспорт до 460 долларов за тонну цены на бензин начали снижаться. В первом полугодии 2009 г. снижение розничных цен на бензин продолжилось, правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании. С августа 2008 по май 2009 г. бензин подешевел на 25%. Но после из-за мирового повышения цен на нефть стоимость бензина в рознице выросла на 9%. В 2010 г. бензин вырос в цене еще на 4%. В росте цен ФАС тогда обвинила вертикально интегрированные корпорации, которые контролировали более 30% бензинового рынка России, такие как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». В январе 2010 г. произошло первое за пять лет повышение акцизов на бензин. До этого акцизы не повышали как раз для сдерживания роста цены на топливо.

Рост цен топлива всегда беспокоит граждан России, так как это связано всегда не только с дополнительными расходами владельцев автотранспорта, но также и с повышением стоимости всех продовольственных и непродовольственных товаров. Связано это с доставкой продукции в розничные точки торговли и закладыванием в цену транспортировки.

На сегодняшний день Росстат предлагает следующую статистику того, как вели себя показатели на дизельное топливо, бензин и остальные виды ГСМ в России за последние 20 лет.

Актуальные показатели

Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.

Бензин

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 30,6.
  • В 2015 составляла уже 32,2 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,4.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2018 – 40,9.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Дизель

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

На графике отражена динамика роста на тот период времени.

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Прогноз

Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.

Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:

  • Инфляция на 2020 год планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
  • В 2022 году прогнозная «вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
  • К 2024 году от 48,67 до 51,41.

Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.

«За несколько дней цены на бензин выросли более, чем на 1 рубль», — сообщил на пленарном заседании нижней палаты российского парламента депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть. Причем, отдельные регионы сильнее ощутили это подорожание, чем жители столицы. Сегодня, 9 апреля, во Владивостоке цены на бензин увеличились, в среднем, на 1,5 рубля. Так, стоимость литра Аи-92 выросла с 24,3 руб. до 25,99 руб., Аи-95 — 25,49 руб. до 26,99 руб., а Аи-98 теперь продается по 28 руб.

Многие специалисты объясняют такое подорожанием ростом мировых цен на нефть. «Это совершенно нормальный процесс, — считает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. – Просто, цены (особенно розничные) на нефтепродукты приспосабливаются к росту цен на сырье с неким временным интервалом (в России этот интервал составляет 2-3 месяцам)».

Директор департамента Маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая отмечает, что на мировом рынке только за первые два месяца этого года цены на бензин выросли на 5,1%. В России за первый квартал 2008 года, по официальным данным, рост цен на бензин составил 3,2%. «Очевидно, что власти пытаются оградить внутренний рынок от внешних факторов, однако роста цен избежать не удается», — говорит эксперт.

Старший аналитик компании «АнтантаПиоглобал» Тимур Хайруллин отмечает, что АЗС вынуждены повышать стоимость бензина для сохранения рентабельности. Так как в последние время оптовые цены на бензин росли, а темпы роста розничных цен были менее значительными.

С таким мнением согласна и Наталья Мильчакова. В то же время, эксперт отмечает, что если власти будут пытаться искусственным путем остановить рост цен на бензин, а нефть продолжит дорожать, то, рано или поздно, наступит момент, когда государство больше не сможет сдерживать этот рост. «В итоге, все кончится эффектом парового котла, который держат закрытым и не дают выпустить пар. Со временем он взорвется», — рассуждает специалист.

В то же время, эксперты отмечают, что благодаря практике сдерживания цен на топливо внутри страны, уровень стоимости автомобильного бензина на внутреннем рынке составляет почти 69,9% от цен мирового рынка. Впрочем, это говорит о высоком потенциале роста цен на бензин в России. И, судя по скачку цен на топливо во Владивостоке, топливные компании уже готовы начать реализовывать этот потенциал.

«Помимо высоких мировых цен на нефть, на стоимость бензина также влияет и недостаток предложения со стороны московского НПЗ, — считает Наталья Мильчакова. – Сейчас там идет процессы изменения структуры собственности и управления. Там пока еще не началась реконструкция, которая бы позволила увеличить выпуск и предложение светлых нефтепродуктов». Пока основной вид продукции, выпускаемой московским НПЗ, — это мазут. Сейчас же, по мнению специалиста, необходимо выпускать современное топливо новых стандартов.

«Ситуация во Владивостоке может отразиться на всей России, а может остаться в рамках региона, — считает Вице-президент инвестиционной компании «CTrust» Владислав Личинин. – Но вероятность закрепления цены на бензин равна единице. Ибо, на фоне инфляционных ожиданий населения в целом, снижения я бы не прогнозировал. Если, конечно, не включить регулирующе-запретительный, априори нерыночный, механизм». По прогнозам специалиста, бензин должен дорожать неуклонно, в связи с ростом цен на нефть и общим уровнем инфляции в стране.

В то же время, Елизавета Толстая не исключает возможность закрепления цен на новом уровне, поскольку нынешнее повышение связано с общей тенденцией подорожания на топливном рынке. «Кроме того, если власти оставят повышение цен во Владивостоке без внимания, или признают правомерность таких мер, то бензин начнет дорожать по всей стране. Вполне возможно, что в ближайшее время цены на бензин на внутреннем рынке вырастут на 5-7%», — прогнозирует эксперт.

По прогнозам аналитиков компании «АнтантаПиоглобал», рост цен на бензин, по итогам года, может составить около 20%. «Несмотря на все заявления, что такой рост не является нормальным и обоснованным, очевидно, что цена на бензин в 30 рублей не является критичной для автомобилистов. Достаточно посмотреть, как растет парк автомобилей в России, и какие пробки существуют в Москве, чтобы понять, что автомобилисты готовы платить больше», — заключает Тимур Хайруллин.

Людмила Дудиева, Finam.ru

В нашем рейтинге событий произошли изменения.

Рейтинг событий, влияющих на Российский рынок

Событие Рейтинг Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках D
Макроэкономическая ситуация в CША C
Макроэкономическая ситуация в России C
ПОЛИТИКА
Госдума рассмотрит закон о допуске иностранных ценных бумаг в РФ C
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть B (C)
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
Чистая прибыль Роснефти выросла в 3,64 раза до $12,862 млрд C
Вероятность объединения «Норникеля» с «Газметаллом» растет B
«Мечел» приобрел 100% акций румынской компании «Ductil Steel» D
«Ростелеком» покупает долю «Синтерры» в «РТКомм» (68.4%) за $66 млн C

ПРИМЕЧАНИЕ: В столбце 2 в скобках указан рейтинг события, присвоенный ему в прошлом прогнозе. В столбце 3 указано знак влияние события на рынок.
Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события имеющие рейтинг D по нашей шкале оказывают слабое влияние.

Инвестиционный фон — нейтральный

Итак, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, с начала года по 25 июля цены на бензин в России выросли в среднем на 3,7 процента, а за период с 25 по 31 июля — еще на 0,9 процента. Таким образом, по нашим подсчетам, к середине августа бензин по сравнению с началом года подорожал более чем на 10 процентов (напомним, что в начале года Аи-95 стоил чуть меньше 17 рублей за литр. — Прим. авт.). По мнению же ряда экспертов, рост цен на бензин с начала года составил аж 15 процентов. Однако спорить, кто подсчитает больший процент, смысла нет. Главное, что рост цен продолжается, несмотря на некоторое затишье на мировых рынках нефти. Стоимость литра бензина в среднем по России 7 августа составила 17 рублей 2 копейки, 31 июля — 16 рублей 76 копеек. А если бензин и дальше будет дорожать, то его рост превысит темпы инфляции. И в конечном итоге подстегнет и ее.

Правда, глава минэкономразвития Герман Греф утверждает, что рост цен на нефтепродукты не превысит инфляции. Он напомнил членам кабинета министров, что само же правительство совместно с нефтяными компаниями разрабатывало соответствующий пакет мер для того, чтобы динамика цен на нефтепродукты в текущем году сохранялась в пределах инфляции — 9 процентов. Правительство, отметил Греф, в полной мере реализовало пакет этих мер, кроме введения биржи нефтепродуктов, которая, как предполагается, заработает во втором полугодии нынешнего года. Но получается, что пакет этих мер не помогает сдерживать рост цен на бензин, если он с начала года по самым скромным подсчетам уже составил 10 процентов.

Отметим при этом, что и глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша на днях заявил, что к середине сентября текущего года цены на бензин перешагнут за отметку в 20 рублей за литр Аи-92 и 21 рубль — Аи-95. Но рост цен на бензин происходит, по его мнению, в рамках ожидаемых значений и не превышает роста инфляции. Считать, похоже, ни российские чиновники, ни российские нефтяники не умеют: 17 рублей на начало года против 20 к осени уже превышает годовой показатель инфляции.

Наверное, поэтому глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что такие формулировки неприемлемы и направлены на то, чтобы подготовить общественность к очередному росту цен на бензин. К слову сказать, отметил он, несмотря на рост цен на мировых нефтяных рынках, у российских нефтяных компаний нет особых причин для повышения цен на нефтепродукты. И закон о защите конкуренции, который вступает в силу 26 октября, позволяет применять санкции к компаниям за «картельные соглашения». Остановит ли этот закон рост цен на бензин, покажет время. Пока же «короли бензоколонок» готовят новые ценники, и конечно же, в сторону увеличения цены бензина.

Отметим, что тот же Греф не верит, что бензин марки Аи-92 будет стоить 22 рубля. Об этом он заявил на последнем заседании правительства. В Москве, правда, он уже приблизился к отметке в 18,50 рубля за литр, а в сентябре нефтяники обещают, что он подорожает еще как минимум на 50-60 копеек. Глава российского правительства, похоже, мало поверил своему министру, заявив, что без помощи ФАС, которая вооружена всеми необходимыми инструментами, в этом вопросе не обойтись. Тем более что в Калининграде цена на бензин марки Аи-95 уже перевалила за 20-рублевую отметку. Если 16 августа, передает агентство REGNUM, литр бензина стоил 19 рублей 50 копеек, то уже 17 августа цена на всех АЗС города выросла на рубль.

Между тем

Уже в 2007 году темпы роста добычи нефти начнут снижаться. Так, в 2007 году добыча вырастет только на 2,1 процента (492 миллиона тонн), в 2008 году — на 1,6 процента (500 миллионов тонн), в 2009-м — на 1,4 процента (507 миллионов тонн). А, как известно, сокращение темпов роста добычи ведет к очередному росту цен. Так что, похоже, и в следующем, и в 2008 году цены на бензин в России будут расти, подтягиваясь к мировому уровню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *