Бессрочная лицензия

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности.

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статья 8. Лицензионные требования.

1. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

4. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Статья 9. Действие лицензии.

2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

4. Лицензия действует бессрочно.

Статья 22. Заключительные положения.

3. Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.

4. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Информация об оформленных лицензиях размещена на сайте Роспотребнадзора: http://fp.crc.ru/

За предоставление государственной услуги (предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата) взимается государственная пошлина – образцы платежных поручений размещены в разделе государственные услуги/ новые образцы платежных поручений.

Прием заявлений о предоставлении лицензии (переоформлении лицензии, выдачу дубликата), о прекращении действия лицензии организована в режиме «Одного окна» в вестибюле центрального входа Управления Роспотребнадзора по городу Москве по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер., д. 4, корп. 3, окно № 4.

Предоставление информации (консультации) по предоставлению государственной услуги осуществляется специалистом, предоставляющим государственную услугу.

Место нахождения Управления Роспотребнадзора по городу Москве:

129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4, корп.3, кабинет 116

Телефон для справок: 8 495 6165093

Официальный сайт: http://77.rospotrebnadzor.ru.

Источник: Актуальная бухгалтерия

Экспертиза статьи: Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор; Алексей Александров, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт В ноябре вступит в силу новый закон о лицензировании. Он предусматривает сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Сами же лицензии станут бессрочными, что упростит порядок их учета.

Российское законодательство не стоит на месте: принят новый Федеральный закон (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ)), который заменит действующий закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее — Закон № 128-ФЗ)). Большинство положений Закона № 99-ФЗ вступит в силу 3 ноября 2011 года.

Среди главных изменений — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (со 105 до 49 видов), объединение нескольких видов деятельности, для которых раньше требовалось получение отдельных лицензий, в один, а также неограниченный срок действия новых лицензий. Кроме того, полномочия лицензирующих органов заметно «урезали» и более детально прописали права и обязанности их должностных лиц (ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона № 99-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Сроки действия лицензий

Сама процедура получения лицензии по сравнению с Законом № 128-ФЗ практически не изменилась. Основания для отказа в выдаче лицензии тоже остались прежними. Но зато правила взаимодействия компаний и органов, выдающих лицензии, теперь изложены более детально, что, скорее всего, позволит снизить количество споров между ними. Также сведения о конкретной лицензии теперь будут предоставляться всем желающим бесплатно (по Закону № 128-ФЗ плата составляла 100 руб.) (ч. 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Но, пожалуй, самым важным для бухгалтеров изменением в порядке лицензирования является изменение срока действия лицензий. В отличие от старого закона, который предусматривал выдачу лицензий на 5 лет, в соответствии с Законом № 99-ФЗ полученные лицензии будут действовать бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

«Старые» лицензии на виды деятельности, по которым лицензирование будет отменено, прекращают действовать с даты вступления в силу нового закона. В большинстве случаев этим днем будет являться 3 ноября 2011 года. Но есть и исключения (например, деятельность по тушению пожаров, производству и обслуживанию медтехники и др.), для которых установлены другие сроки (ч. 5—7 ст. 22, ч. 4 ст. 24 Закона № 99-ФЗ).

Если же наименование вида деятельности изменилось, а также если в «старой» лицензии не указан перечень работ или услуг, которые выполняются в составе конкретного вида деятельности, то эти лицензии по истечении срока действия нужно переоформить. После этого они становятся бессрочными (ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Что касается остальных лицензий, которые компания получила до вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то они действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание: все эти изменения не распространяются на «особые» лицензии, в отношении которых действует отдельный порядок регулирования. Например, лицензии на производство и оборот этилового спирта, страховую, клиринговую, банковскую деятельность и др. (ч. 2, 3 ст. 1, ч. 2 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Отражаем расходы в учете

В связи с нововведениями у бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Например, как теперь списывать стоимость бессрочной лицензии, что делать с «недосписанной» стоимостью лицензии на те виды деятельности, по которым лицензирование отменено?

Раньше в бухгалтерском учете затраты на приобретение лицензии учитывались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывались в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока ее действия. Соответственно, если лицензия уже не нужна, ее «остаточную» стоимость, которая числится на счете 97, можно полностью списать в состав прочих расходов текущего периода (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

📌 Реклама Отключить

В налоговом учете эти расходы списываются в аналогичном порядке: на дату прекращения действия лицензии ее стоимость единовременно включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89).

Пример:

Организация занималась изготовлением протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. В соответствии с Законом № 99-ФЗ лицензирование этой деятельности отменено. В бухгалтерском и налоговом учете осталась «недосписанная» стоимость лицензии — 1000 руб.

На дату вступления в силу закона (03.11.2011) бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 97

— 1000 руб. — списана оставшаяся стоимость лицензии.

В налоговом учете на эту же дату организация единовременно отнесет стоимость «недосписанной» лицензии в состав прочих расходов.

Этот же порядок учета применяется и в отношении переоформленных лицензий, а также лицензий, которые получены «по-старому», но после вступления в силу Закона № 99-ФЗ станут бессрочными.

📌 Реклама Отключить

Что касается новых лицензий, которые теперь будут выдаваться на неограниченный срок, то их учитывать станет проще.

Ведь отражать стоимость лицензий на счете 97 как расходы будущих периодов не имеет смысла. Во-первых, у лицензии теперь нет срока действия, в течение которого ее можно было бы списывать в состав расходов по обычным видам деятельности. Во-вторых, в бухгалтерском учете с этого года (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 № 186н)) затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, учитываются так же, как и активы этого вида (подробнее об этом см. в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2011 на с. 14). А в нормативных актах по бухгалтерскому учету не указано, что расходы на лицензирование следует отражать как расходы будущих периодов.

То есть стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, теперь можно учесть в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Причем это касается не только бухгалтерского, но и налогового учета.

📌 Реклама Отключить

Пример:

В соответствии с Законом № 99-ФЗ производственная организация получила лицензию на фармацевтическую деятельность.

Стоимость лицензии (допустим, 15 000 руб.) в бухгалтерском учете она полностью спишет в состав расходов по обычном видам деятельности в месяце их возникновения:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76

— 15 000 руб. — стоимость лицензии отражена в составе расходов.

На эту же дату расходы на приобретение лицензии в полном объеме отражаются и в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Проверки станут разнообразнее

Изменения коснулись и порядка проведения лицензионного контроля, который в новом законе изложен более подробно (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Причем этот порядок действует уже с 1 июля 2011 года.

Проводить проверки лицензиатов и соискателей лицензии будет, как и прежде, лицензирующий орган. Но сам порядок их проведения теперь стал более унифицированным.

📌 Реклама Отключить

В Законе № 99-ФЗ предусмотрено проведение документарных, внеплановых выездных, а также плановых проверок (только в отношении лицензиата).

Плановые проверки будут проводиться в соответствии с ежегодным планом, разработанным лицензирующим органом. Компания-лицензиат может попасть в него, если:

— прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформления;

— прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

— истек срок, который установлен Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (для деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере).

Что касается внеплановых выездных проверок лицензиата, то они могут проводиться по следующим основаниям:

— при прекращении срока, в течение которого нужно было исполнить ранее выданное лицензирующим органом предписание об устранении нарушения;

📌 Реклама Отключить

— при обращениях и заявлениях граждан, организаций, органов власти и т. д. о фактах грубых нарушений компанией лицензионных требований;

— при истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии;

— по ходатайству самого лицензиата, если он досрочно исполнил предписание лицензирующего органа;

— при наличии приказа или распоряжения, изданного лицензирующим органом по поручению Президента России или Правительства РФ.

Закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

Мнение:

Ирина Полозова, генеральный директор ПБК «Главный бухгалтер»

Фирма может выбрать порядок списания расходов

В соответствии с новым законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» все полученные лицензии будут действовать бессрочно. Но как определить период, в течение которого необходимо списать затраты на приобретение «новой» лицензии в бухгалтерском учете?

📌 Реклама Отключить

На основании пункта 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы должны обоснованно распределяться между отчетными периодами, если в результате доходы планируется получать в течение нескольких отчетных периодов или связь между доходами и расходами не может быть четко определена. Таким образом, организация должна самостоятельно определить порядок списания этих расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Что касается налогового учета, то здесь ситуация следующая.

Расходы на приобретение лицензий, как и раньше, признаются прочими расходами. Они уменьшают базу по налогу на прибыль с учетом положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса.

То есть расходы признаются в периоде их возникновения или фирма распределяет их самостоятельно (если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем).

📌 Реклама Отключить

В случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. Но при этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Отдельный порядок учета будет у «недосписанных» расходов на лицензии, действие которых будет отменено после вступления в силу нового закона.

В связи с изменением условий, на основании которых расходы распределялись между отчетными (налоговыми) периодами, остаток суммы расходов на приобретение лицензии может быть отнесен организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно (письма Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21.01.2010 № 3-2-13/6@).

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

1. Согласно действующему гражданскому законодательству, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Следовательно, права, связанные с такой деятельностью, возникают только с момента получения лицензии, а сделки, заключенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, являются недействительными (ст. ст. 167, 173 ГК РФ).
Действие лицензии как документа, дающего разрешение на осуществление отдельных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, ограничено определенным сроком. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен минимальный срок, на который может быть выдана лицензия, — это пять лет. Минимальный срок действия лицензии является единственным из временных параметров, который специально оговорен в комментируемой статье, срок действия лицензии при его пролонгации предусматривается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В основном положения о лицензировании конкретных видов деятельности предусматривают пятилетний срок действия лицензии. Однако в Положении о лицензировании космической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 403, прямо указано, что лицензия может быть предоставлена на срок более чем 5 лет головной организации-разработчику (производителю), если государственным контрактом предусмотрен более длительный, чем 5 лет, срок выполнения работ по целевым программам (п. 8).
Пятилетний срок, по сравнению с ранее действовавшим законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, увеличен (ранее лицензия выдавалась на срок не менее трех лет). Как представляется, данное решение законодателя целесообразно и обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, что отвечает реальным потребностям современного бизнеса.
Действие лицензии исчисляется со дня ее выдачи лицензирующим органом, а в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом. В срок действия лицензии засчитывается время фактического бездействия лицензиата — при переоформлении лицензии, а также в случае приостановления действия лицензии. Истечение срока действия лицензии или ее аннулирование означают прекращение правомочий лицензиата.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока действия лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для этого лицензиату — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
В заявлении указываются:
— организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные индивидуального предпринимателя;
— сокращенное наименование, фирменное наименование, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя (с указанием почтового индекса);
— адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (с указанием оснований использования помещений и оснований изменения адресов мест осуществления деятельности);
— виды обособленных объектов с указанием видов осуществляемых работ на объекте;
— почтовый адрес лицензиата (с указанием почтового индекса);
— ОГРН;
— ИНН;
— данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр (кем выдан, дата, серия и N бланка);
— наименование, код подразделения, адрес налоговой инспекции (с указанием почтового индекса);
— ГРН;
— данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
— данные документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре;
— решение учредителя (иного уполномоченного органа юридического лица) (когда оформлено, утверждено, N решения), контактный телефон, факс, адрес электронной почты, подпись и дата.
Кроме того, к заявлению прилагается копия платежного поручения с оригинальной отметкой банка о принятии к исполнению платежа за рассмотрение заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 04.08.2005 N 02И-395/05).
В ст. 11 комментируемого Закона законодатель указал, что заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное. Конкретно о случаях продления срока действия лицензии в статье указаний нет. Но исходя из ее положений можно сделать вывод, что лицензиат должен подать заявление о переоформлении не позднее пятнадцати дней со дня наступления того или иного события, в конкретном случае — истечения срока действия лицензии. При этом переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления, то есть лицензиату будет необходимо 25 дней на то, чтобы получить новую лицензию, но не следует забывать, что срок действия прежней лицензии уже истек. В связи с чем представляется, что положения ст. 11 комментируемого Закона не совсем корректны по отношению к случаям продления срока действия лицензии и требуют уточнения, а лицензиат, учитывая положения ныне действующего законодательства о лицензировании, дабы избежать неприятностей, должен заблаговременно позаботиться о продлении срока действия лицензии.
Важной новеллой ныне действующего Закона о лицензировании является то, что в комментируемой статье не предусматривается возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Единственным основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть только представление лицензиатом неполных или недостоверных сведений (ст. 11 комментируемого Закона). По ранее действующему законодательству лицензирующий орган был вправе отказать в пролонгации срока действия лицензии по заявлению лицензиата в случаях, если продление срока действия лицензии сопряжено с дополнительными лицензионными требованиями и если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Таким образом, налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности. Указанные положения подтверждаются и судебной практикой. Так, ФАС Уральского округа от 29.11.2007 N Ф09-9907/07-С1 по делу N А07-5979/07 постановил, что, удовлетворяя требования о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, суды правомерно исходили из того, что пропуск предпринимателем срока на подачу заявления о продлении срока действия имевшейся лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.
3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает также и бессрочное действие лицензии, которое устанавливается конкретными положениями о лицензировании. Из всех ныне действующих положений о лицензировании о бессрочном действии лицензии говорится только в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2006 N 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках», а также в Постановлении Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», где сказано: «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *