Бизнес процесс 1С

Бизнес-процессы — это прикладные объекты конфигурации. Они описывают бизнес-логику в карте маршрута и управляют жизненным циклом созданных бизнес-процессов (экземпляров) от момента старта до момента завершения. Необходимым свойством описания бизнес-процесса является связь с задачей, которая задает систему адресации и позволяет проектировать карты маршрута в соответствии с поддерживаемой в прикладном решении организационной структурой.

Карта маршрута

Логика бизнес-процесса (взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и пр.) наглядно описывается в виде карты маршрута, которая позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа и позволяет легко описывать алгоритмы условных переходов, и реакцию бизнес-процесса на различные события:

Для создания карты маршрута бизнес-процесса могут быть использованы все оформительские возможности, предоставляемые графической схемой.

При работе пользователя с системой предусмотрена возможность отображения актуальной карты маршрута для конкретных экземпляров бизнес-процессов с учетом пройденных и активных точек маршрута.

Точка действия

Точки этого вида описывают отдельную операцию (единицу работы), соответствующую определенному этапу (шагу) в жизненном цикле бизнес-процесса:

Точка действия содержит информацию кто и что должен сделать на данном этапе, например:

  • бухгалтер — принять оплату наличными;
  • кладовщик — выдать товар со склада по накладной;
  • системный администратор — зарегистрировать нового сотрудника в сети и электронной почте.

Формулировка задания обычно составляется из глаголов и отглагольных существительных. Исполнитель может определяться персонально (Иванов), или с учетом ролевой маршрутизации («Кладовщик», «Руководитель отдела продаж»). При переходе бизнес-процесса на точку действия он автоматически формирует задачи, устанавливая в них реквизиты адресации, предусмотренные в точке действия.

Групповая и коллективная маршрутизация

  • групповая — данное действие должны выполнить все члены группы. При этом формируется несколько задач (по количеству сотрудников, входящих в группу) и бизнес-процесс ожидает завершения всех задач для продвижения дальше по маршруту. Примером групповой маршрутизации может служить задача, например, всем менеджерам предоставить ежемесячный отчет;
  • коллективная — только один из членов группы должен выполнить данное действие. Формируется одна задача. Пример коллективной задачи: кладовщики — выдать товар по данной накладной со склада.

В точке действия можно описать проверку необходимых условий выполнения задачи, интерактивный диалог с пользователем при переходе далее по маршруту, и указать, например, какие документы следует открывать при активации задач, связанных с этой точкой маршрута бизнес-процесса.

Персональная и ролевая маршрутизация

Ролевая маршрутизация позволяет назначать задания не только конкретным исполнителям, но и ролям, группам, подразделениям и т. д. как это определено в прикладном решении.

Ролевая маршрутизация построена на взаимодействии объектов задача и регистра сведений. Задача определяет состав реквизитов адресации (роли, подразделения и т. д.), а регистр сведений отражает актуальную, т. е. соответствующую текущему моменту информацию о принадлежности сотрудников ролям, подразделениям, рабочим группам и т. д. и поэтому называется регистром адресации.

Регистр сведений можно использовать для реализации механизмов замещения или учета отсутствия сотрудников. Например, если в регистре сведений указано, что роль главного бухгалтера исполняет Иванов, и Иванов уходит в отпуск и его обязанности передаются Петрову, то запись в регистре сведений меняется так, чтобы роль главного бухгалтера исполнял Петров. По возвращении Иванова из отпуска запись в регистре сведений восстанавливается.

Условная маршрутизация

Механизм бизнес-процессов в 1С:Предприятии 8 позволяет автоматизировать не только последовательные цепочки работ, но и осуществлять условную маршрутизацию, управляя выбором заранее предусмотренных маршрутов, на основе описанной разработчиком карты маршрута.

Условная маршрутизация обеспечивается точками маршрута двух видов:

  • условный переход;
  • выбор варианта.

Условный переход предоставляет возможность выбора одного из двух возможных вариантов дальнейшего маршрута (да/нет, больше/меньше, запрещено/разрешено и т. д.):

Точка выбора варианта предоставляет возможность выбора дальнейшего маршрута из неограниченного количества вариантов:

Использование в прикладных решениях

Для использования механизма бизнес-процессов не требуется изменения готовых решений, или эти изменения несущественны. Например, внесение незначительных изменений в конфигурацию позволит бизнес-процессам должным образом реагировать на запись важных для них объектов базы данных. В этом случае пользователи смогут работать привычным образом, не пользуясь списком заданий и не подозревая о существовании бизнес-процессов. Однако выполняемые ими операции будут приводить к продвижению соответствующих бизнес-процессов дальше по маршруту.

Перед тем как отправить новую модель самолёта в свой первый полёт тысячи специалистов выполняют огромную конструкторскую работу. Входящим сигналом для первых этапов проекта является бизнес-требования авиакорпораций (создать более конкурентный продукт), правительственная программа разработки (поддержать производственные предприятия страны), новые достижения науки (появление новых композитных материалов). Но до создания какого-либо прототипа надо определить: полетит ли самолёт вообще? Какие критические углы наклона? Какая подъёмная сила и много другое. До компьютерной революции помогали карандаш, бумага и законы математики и физики.

Выдержка из публикации профессора Н.Е. Жуковского «О парении птиц». 1891 г.

Сегодня же необходимо создать программную модель самолёта, поместить её в виртуальную среду, подать возмущающие воздействия и получить результат в виде сильных и слабых сторон исследования. Нет, это не так просто, но это стало технически возможно. Более того, существуют инженерные авиасимуляторы, например, «X Plane», которые учитывают всю физику происходящего с самолётом и рядом с ним, и, даже если задаться вопросом что произойдёт, когда выпустят интерцептор на крейсерской скорости, то можно получить достаточно точный ответ.

На выходе функциональное моделирование (ФМ) даёт приблизительный результат (точный даст — опытная эксплуатация):

  • работает ли концептуальная модель?
  • соответствует ли она поставленным техническим- или бизнес-требованиям?
  • какие ограничения и границы модели?
  • уязвимости, ограничения, экономика проекта и др.

Должен ли владелец бизнеса ответить на те же вопросы при запуске новой системы 1С:Предприятие (1С ERP, КА, УТ и др.) да и всего остального? Однозначно. Функциональное моделирование как раз для этого и предназначено.

Предлагаю оглавление по документу ФМ:

  • Описание бизнес-процессов предприятия (As is/To be).
  • Выбор решений программного и аппаратного обеспечений.
  • Насколько соответствует типовое решение техническим требованиям и бизнесу?
  • Какая допустимая нагрузка на систему / подсистемы?
  • Какие условия информационной безопасности?
  • Обзор текущей инфраструктуры.
  • Какие функциональные разрывы между системой и бизнес-процессами и способы их устранения?

As is/To be

Модель «To be» описывается всегда.

Модель «As is» описывается в случаях работающих (управляемых и осознанных) процессов предприятия, составления стратегии плавной реорганизации, для определения критериев эффективности новой архитектуры.

Типовое решение и функциональные разрывы

Вернёмся к математике, к формуле нормального распределения, график которого имеет следующий вид:

В общих словах, большие отклонения имеют малую вероятность (незаштрихованные области) и чем больше отклонение, тем реже оно встречается. Разработчик массового программного обеспечения должен укладывать функционал системы в среднеквадратическое отклонение (заштрихованную область) — в то, что с наибольшей вероятностью будет использоваться на большинстве предприятий.

В ФМ требуется определить попадание бизнес-процессов в функциональность системы. Если количество редких бизнес-процессов велико, то требуется выбирать иное программное обеспечение (комплекс программ) или значительно дорабатывать существующее. Требуется компетенция аналитика, то есть знание продукта и отсутствие неловкости в вопросах «почему? и «зачем?».

Ниже представлен слайд отчёта фирмы 1С по программному продукту 1С ERP, который резюмирует, что «89% функционала внедряется без доработок или с небольшими доработками».

Возражения пользователей на тему «1С не делает самый необходимый важный функционал» остаются лишь эмоциями.

Нагрузочное тестирование

Фирма 1С разрабатывает и предоставляет внедренцам комплекс программ «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8» для повышения успеха проектов, в том числе на этапе функционального моделирования.

Основные задачи «1С:Корпоративного инструментального пакета 8»:

  • автоматизированное проведение многопользовательских нагрузок без участия пользователей;
  • оценка применимости и масштабируемости системы в соответствии технических требований;
  • выбор аппаратного(серверного) и программного обеспечения;
  • расчёт показателей производительности системы во время ее нагрузочных испытаний или рабочей эксплуатации;
  • информация по динамике производительности системы;
  • поиск и «узких мест» и оптимизация кода системы;
  • автоматизированное функциональное тестирование конфигураций.

Это больше чем необходимо на ФМ, но крайне важно на средних и крупных проектах (внедрения по технологиям ТБР и ТКВ). Для внедрения ТСВ (Технология стандартного внедрения) допускается не делать нагрузочное тестирование.

Документирование

Результатом функционального моделирования должен стать:

  • одноимённый документ, в котором описаны бизнес-процессы, поведения системы, результаты тестирования и требуемые функциональные доработки,
  • база(ы) данных.

Несколько моделей предназначены для варианта нескольких кандидатов типовых/отраслевых решений Для принятия правильного решения требуется предоставить сравнительную характеристику, например SWOT-анализ.

Рабочая папка наполняется большим количеством файлов, которые созданы в работе следующим программным обеспечением:

  • Предполагаемое типовое/отраслевое решение;
  • MS Word для описания результатов;
  • MS Visio, Coral Draw для описания бизнес-процессов, блок-схем, граф-схем и т.п.;
  • MS Paint, Joxi, Screenshoter Mail для снимков экрана;
  • MS Project для планирования работ, затрат, трудозатрат;
  • MS Excel для описания структуры отчётов, печатных форм.

Пример документа «Функциональное моделирование» упрощённой версии можно получить по email «doc@ingraf.su» с темой «Лайт».

Удачных проектов!

Сергей Куканов

Механизм бизнес-процессов — это один из прикладных механизмов платформы. Он позволяет описывать, создавать и управлять выполнением бизнес-процессов в прикладных решениях. Целью этого механизма является автоматизация цепочек связанных операций, направленных на достижение общей цели, обычно в контексте организационной структуры, определяющей функциональные роли и связи.

Механизм бизнес-процессов обеспечивается следующими объектами прикладного решения:

Б

Бизнес-процесс

З

Задача

Этот механизм включает средства для описания схем бизнес-процессов, и их ролевой маршрутизации, средства для формирования заданий, выполняющихся в каждой точке маршрута, средства для управления бизнес-процессом и организации его связи с другими функциями прикладного решения.

Данный механизм предоставляет разработчику гибкие возможности управления ветвлением процесса и формирования задач. Например, кроме обычного условного ветвления разработчик может визуально описать параллельное прохождение нескольких веток маршрута, и указать точку их слияния. Допускается направление одного задания группе потенциальных исполнителей, например, если выписать счет должен один из менеджеров отдела. И наоборот, в некоторой точке маршрута можно инициировать несколько заданий, например, если финансовые отчеты должны представить все руководители отделов.

Ролевая маршрутизация позволяет формировать задачу не только непосредственно конкретному сотруднику, но и распределять задачи по ролям, подразделениям и другим критериям, которые может описать разработчик прикладного решения. При осуществлении ролевой маршрутизации разрешается указывать текущее распределение обязанностей сотрудников с учетом временных замещений, совмещений нескольких должностей и т. д.

Механизм бизнес-процессов предлагает готовую стратегию автоматизации совместной деятельности работников предприятия. Для описания простейших бизнес-процессов достаточно визуального задания схемы маршрута и указания условий ветвления в их узловых точках. Все остальные действия выполняются системой автоматически. При реализации сложных бизнес-процессов усилия разработчика требуются в основном для тесной их увязки с функциями прикладного решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *