Бюджет формула

Тесты по технологии для 8 класса

ТЕМА: «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Учитель: Уткина Т. Т.

1 ЧАСТЬ

1. Основные функции семьи.
2. Классификация покупок по признаку рациональной потребности.
3. Объясните термин «уровень благосостояния».
4. Что такое «прибыль»?
5. Из пяти понятий выбери три, которые наиболее тесно связаны с понятием «бизнес»…

А) собственность

Б) цивилизация

В) предприниматель

Г) прибыль

Д) уклад семьи

6. Существует шесть основных функций семьи, выбери ту, которая отвечает за общение между членами семьи…

А) репродуктивная

Б) рекреативная

В) коммуникативная

Г) экономическая

Д) регулятивная

7. Напиши формулу бюджета:

А) сбалансированный

Б) избыточный бюджет

В) дефицит бюджета

8. Что такое «Бюджет семьи»?

9. Что такое «потребность», выбери верное определение…

А) наука о повседневной экономической жизни семьи

Б) инициативная деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия

В) осознанное желание иметь что-то

10. Потребности бывают:

А) Материальные и духовные

Б) Не материальные и духовные

В) Материальные

2 ЧАСТЬ

11. Что называется разницей между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство?

А) Убыль

Б) Прибыль

В) Доход

Г) Расход

12. Практичность – это?

А) способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях

Б) соответствие эстетическим вкусам, качество исполнения

В) надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара

Г) соответствие моде, современность

13. Что называется осознанной необходимостью иметь что-либо материальное или духовное?

А) Желание

Б) Потребность

В) Жажда

14. Распредели по уровню возрастания от низшего к высшему потребности в пирамиде А. Маслоу.

А) социальные потребности (в любви, дружбе, общении)

Б) физиологические потребности (еда, питье, жилье)

В) потребность в самореализации (достижение лучших результатов)

Г) потребность в безопасности

Д) потребность в уважении

15. Что является видом инициативной деятельности человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров или услуг с целью получения прибыли

А) Предпринимательская деятельность

Б) Личная деятельность

В) семейная деятельность

16. Ценность — это?

А) Совокупность всех свойств покупки

Б) Соответствие ранее купленным вещам

В) Свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость

Г) соответствие моде, современность

17. Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство называется…

А) потребности семьи

Б) предпринимательство

В) прибыль

Г) расход

18. Основной вопрос, который решает экономика:

А) что производить

б) как производить

В) для кого производить

г) все перечисленное

19. Комфорт — это?

А) Соответствие ранее купленным вещам

Б) способность создавать чувство удобства в доме или в индивидуальных ощущениях

В) соответствие моде, современность

Г) надежность в пользовании, полезность, соответствие названию товара

20. Источником доходов школьников являются:

А) Предпринимательская деятельность

Б) Коммерческая деятельность

В) Индивидуальная трудовая деятельность

Г) оказание услуг

ОТВЕТЫ на 1 часть:

1. Функции семьи:

  • репродуктивная

  • регулятивная

  • коммуникативная

  • экономическая

  • воспитательная

  • рекреативная

  • Срочные

  • обязательные

  • желательные

  • престижные

3. Обеспеченность семьи необходимым для комфортного и безопасного существования.

4. Прибыль = Доход – Зарплата

5. А), В), Г).

6. В), Д).

7. А) Р = Д

Б) Д > Р

В) Р > Д

8. Семейный бюджет – это совокупность доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год)

9. В)

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 24

К числу важных теоретических понятий, знание которых необходимо при построении системы бюджетирования относятся понятия жесткого и гибкого бюджетов. Различие состоит в том, учитывается ли при составлении бюджета зависимость бюджетных показателей от интенсивности операций (уровня деловой активности) предприятия.

Жесткий бюджет, составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и поэтому не учитывает различий между постоянными и переменными затратами. Поэтому такой бюджет малопригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

Гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Другими словами, гибкий бюджет обеспечивает заинтересованных лиц прогнозными данными, скорректированными на изменения в уровне выпуска. Проигрывая и анализируя различные варианты, можно выбрать оптимальный объем продаж или производства.

Необходимость расчета нескольких вариантов вызвана прежде всего тем, что на практике никогда не удается абсолютно точно предсказать будущий объем продаж компании, и как следствие — точно угадать будущий уровень деловой активности для вычисления бюджетируемых затрат. Скорее, варианты возможных сценариев развития событий носят вероятностный характер. Следовательно, стоит рассчитать несколько сценариев развития деловой активности и бюджетируемых затрат. В этом и состоит сущность гибкого бюджетирования.

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.

Статический (жесткий) бюджет— это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет — это связующее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде:

Зпер х Опрод + Зпост, где: Зпер — переменные затраты на единицу продукции; Опрод — объем продаж; Зпост — бюджетные постоянные затраты.

Гибкий бюджет исходит из различий в поведении постоянных и переменных затрат и представляет собой «комплект», состоящий из нескольких жестких бюджетов, каждый из которых соответствует определенному уровню активности (или диапазону уровней). При этом значения уровней активности выбираются так, чтобы отразить существенные точки, по достижении которых поведение затрат существенно меняется. При контроле исполнения бюджета плановая часть пересчитывается, исходя из фактического уровня активности или других факторов, относительно которых был запланирован жесткий бюджет. Это позволяет обеспечить сопоставимость плановых и фактических данных.

Статичный бюджет — бюджет, рассчитанный на один определенный ypовень ожидаемых (плановых) продaж и производства.

Главный бюджет, включающий все периодические бюджеты (год, квартал, месяц) обычно разрабатывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска. Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует привести к сопоставимому виду, т.e. Скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям служит гибкий бюджет (переменный), который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (допустимых пределов уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

11.2. Система гибких бюджетов при планировании различных уровней производственных и сбытовых программ.

Для составления гибкого бюджета используют формулу гибкого бюджета — уравнение, которым корректно определяются бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:

Гибкий бюджет = (зПер x K) + Зпост бюджет,

где зПер — переменные затраты на единицу продyкции.

зПер = ЗПер по видам затрат: объем производства по вариантам,

где ЗПер — совокyпные переменные затраты по элементам затрат;

K — количество произведенных единиц продyкции;

Зпост бюджет — постоянные бюджетные затраты.

Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе — оценить фактические результаты.

Анализ исполнения бюджета (уровень 0 и 1): статический бюджет

Рассмотрим деятельность компании Webb. Для простоты примем, что компания производит и продает один продукт, а именно оригинальную зимнюю куртку, что требует много материалов, пошива с использованием ручных операций. Естественно, что продукт изготавливается разных размеров, но компания считает существенным, чтобы при этом цена изделия не менялась. Webb Co строила свой бюджет, исходя из результатов деятельности за прошлый год, общих экономических условий и ожидаемых объемов продаж в отрасли. Webb Со выпускает куртки так, чтобы все они продавались в тот же период, что и произведены.

Таблица 11.1 — Обзор результатов вариационного анализа на уровне 0 деятельности Webb Cо за апрель

Показатели Ден. ед.
Реальный доход от оперативной деятельности
Доход от оперативной деятельности по бюджету
Отклонения дохода от оперативной деятельности по сравнению с бюджетом 237000 (90,5%)

Большинство менеджеров не будет довольно таким исходом. Однако знания, что есть большие нежелательные отклонения от бюджета недостаточно. Менеджеры должны взглянуть по крайней мере на уровень 1 анализа.

Таблица 11.2 — Обзор результатов вариационного анализа на уровне 1

Показатели Действительные результаты % Статический бюджет % Отклонения по отношению к статическому бюджету
Продажи ед. 2000 U
Выручка 100,0 100,0 310000 U
Переменные издержки 60,5 55,0 68000 F
Доход 39,5 45,0 242000 U
Фиксированные издержки 38,1 32,9 5000 F
Доход от оперативной деятельности 1,4 12,1 237000 U

Знаком U (unforable) обозначен нежелательный эффект, а знаком F (forable) — желательный.Результаты показывают, что анализ по табл. 1 явно недостаточен. Итак было продано только 10000 изделий вместо 12000 по бюджету. Этот спад в продажах сопровождался падением переменных издержек, которые уменьшились только на 68000 и составили 60,5% от продаж вместо планируемых 55%. Соответственно процент дохода составил 39,5 вместо 45%. Таким образом, основной причиной провала фирмы в апреле является повышение переменных издержек на единицу продукции, низкая оперативность в принятии соответствующих решений менеджментом.

Рекомендуемые страницы:

Сущность и значение бюджетирования

Определение 1

Бюджетирование представляет собой комплексную систему мероприятий, охватывающую и координирующую все основные стороны деятельности компании, включая финансы, сбыт и производство.

В контексте бюджетирования, при принятии управленческих решений, делается акцент преимущественно на финансовую сторону деятельности предприятия. Этот процесс осуществляется на всех уровнях менеджмента и позволяет добиться таких важных тактических целей, как оптимизация издержек, максимизация прибыли, повышение финансовой устойчивости и улучшение уровня платежеспособности предприятия. Бюджетирование позволяет сбалансировать финансы предприятия в соответствии с направлениями использования средств, по объемам, по временным параметрам и т. д. Эффективное бюджетирования оказывает положительное воздействие на работу компании и улучшает ее финансовое состояние в целом.

Бюджет представляет собой количественно определенное выражение производственных и маркетинговых планов, которые необходимы для достижения поставленных на предстоящий период целей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гибкое бюджетирование 440 руб.
  • Реферат Гибкое бюджетирование 250 руб.
  • Контрольная работа Гибкое бюджетирование 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Существуют две основные разновидности бюджетов – жесткий и гибкий. Так, жесткий бюджет является статичным, жестко рассчитанным под конкретный уровень деятельности предприятия. Жесткие бюджеты входят в общий бюджет предприятия. Когда аналитики сравнивают показатели жесткого бюджета с фактическими данными, то они не учитывают реально достигнутых показатели деятельности, а преимущественно сравнивают фактические результаты с плановыми. Другими словами, при анализе жесткого бюджета часто не учитываются многие детали и аспекты, повлиявшие на показатели деятельности предприятия.

Антиподом жесткого является гибкий бюджет, который используется для гораздо более глубокого и подробного анализа.

Гибкий бюджет

Определение 2

Бюджет, учитывающий различные вероятные варианты изменения показателей деятельности предприятия в границах заданного диапазона, называют гибким (или, несколько реже – динамичным).

В первую очередь, гибкий бюджет требуется для анализа издержек, включающих и постоянный и переменный компоненты. Последний включает административные и накладные расходы, производственные издержки, расходы на маркетинговую деятельность и т. д.

Гибкий бюджет составляется не для какого-либо конкретного уровня деловой активности или показателя, а для некоторого их диапазона. Например, гибкий бюджет может быть составлен для нескольких различных объемов реализации. Другими словами, в динамичных бюджетах могут быть предусмотрены несколько различных сценариев. В случае с объемами реализации, для каждого из возможных объемов выручки определяется соответствующий объем расходов.

Основы методики составления гибкого бюджета

Как правило, при составлении динамического бюджета издержки делят как минимум на постоянные и переменные. В идеале гибкий бюджет составляют уже после анализа влияния объема реализации продукции на каждый из видов расходов. Так, для переменных издержек отталкиваются от удельных переменных расходов, на основе которых затем определяется общая сумма переменных издержек в зависимости от того или иного уровня реализации. Анализируя различные варианты выпуска и издержек, можно выбрать оптимальный объем производства и продаж.

Замечание 1

Как известно, постоянные издержки не меняются при различных объемах производства. Соответственно, они остаются неизменными для обоих из вариантов бюджетов.

Гибкий бюджет также активно используется стейкхолдерами (заинтересованными сторонами), например, в качестве прогнозных данных, которые корректируются, в соответствии с изменениями основных показателей деятельности предприятия.

Определение 1

Фиксированный бюджет – это бюджет, составленный в процессе планирования на предстоящий календарный год, а расчет его производится исходя из конкретного уровня продаж и производства. Еще такой бюджет может называться статичным.

Для контролирующих целей, перед анализом отклонений в бюджетных данных, изначально необходимо скорректировать эти самые данные на соответствующий фактический выпуск. Для осуществления подобного применяется переменный, или гибкий бюджет. Он обеспечивает прогноз для различных ступеней выпуска в релевантном промежутке. Также гибкий бюджет позволяет сформировать четкую связь между фиксированным бюджетом и фактическими результатами.

Сравнительная характеристика бюджета

Для более полного понимания структуры формирования и расчета бюджета стоит рассмотреть этот процесс на примере.

Пример 1

Бюджет организации рассчитан на предположительное производство 18000 единиц продукции. Далее представлены бюджетные данные и результаты деятельности при поставленных условиях.

Таблица 1. Данные бюджета и деятельности организации

Статьи затрат

Бюджет

Фактически

Отклонения

Прямые затраты

Материальные

54000

59000

-5000

На заработную плату

72000

80000

-8000

Общепроизводственные расходы

Переменные общепроизводственные расходы

Косвенные материальные затраты

12600

12800

-200

Косвенные, на оплату труда

14400

16100

-1700

Коммунальные платежи

7200

8400

-1200

Прочие

5400

10100

-4700

Постоянные общепроизводственные расходы

Заработная плата контролеров

20000

19100

+900

Амортизация

16000

16000

Коммунальные платежи

5000

5000

Прочие

12000

12300

-300

Итого

218 600

237 800

-20200

Вывод 1

Учитывая произведенные расчеты можно определить, что фактически, затраты оказались существенно выше предполагаемых, что отражается в сумме 15500 руб. разницы или в процентном соотношении на 9.2%.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Расчет затрат по формуле гибкого бюджета

Чтобы получить более объективную оценку исполнения бюджета стоит пересчитать расходы на фактический производственный объем (19 000 ед., 21 000 ед) взяв за основу формулу гибкого бюджета:

Гибкий бюджет=Средние переменные затраты··Количество произведенных единиц+Бюджетные постоянные затраты..

Данные гибкого бюджета приведены в таблице ниже.

Таблица 2. Гибкий бюджет

Статьи затрат

Удельные переменные затраты

Объем производства ед.

18000

19000

21000

Прямые материальные затраты

3.0

54000

57000

63000

Прямые затраты на оплату труда

4.0

72000

76000

84000

Переменные общепроизводственные расходы

Расходы косвенные материальные

0.7

12600

13300

14700

Косвенные затраты на оплату труда

0.8

14400

15200

16800

Коммунальные платежи

0.4

7200

7600

8400

Прочие

0.3

5400

5700

6300

Итого переменных затрат

165 600

174 800

193 200

Постоянные общепроизводственные расходы

Заработная плата контролеров

20000

20000 20000

Амортизация

16000

16000 16000

Коммунальные платежи

5000

5000 5000

Прочие

12000 12000 12000

Итого постоянных общепроизводственных расходов

53000

53000 53000

Всего затрат

218 600

227 800

246 200

Основываясь на подобном примере можно производить расчет бюджета любого производственного уровня. Чтобы получить бюджетные суммы переменные затраты на единицу продукции умножаются 19100 ед. Данные о постоянных общепроизводственных расходах переносятся из гибкого графика.

Формирование отчета об исполнении бюджета

Отчет о формировании бюджета позволяет увидеть, что фактические затраты при расчете методом гибкого бюджета ниже бюджетных на 7400 руб., а в процентном соотношении на 3%, что доказывает экономическую выгоду и факт экономии затрат.

Таблица 3. Отчет об исполнении бюджета

Статьи затрат

Бюджет в расчете на 21000 ед.

Фактические затраты в расчете на 21000 ед.

Отклонения от бюджета

Прямые материальные затраты

63000

59000

+4000

Прямые затраты на оплату труда

84000

80000

+4000

Переменные общепроизводственные расходы

Косвенные материальные затраты

14700

12800

+1900

Косвенные затраты на оплату труда

16800

16100

+700

Коммунальные платежи

8400

8400

Прочие

6300

10100

-3800

Постоянные общепроизводственные расходы

Заработная плата контролеров

20000

19100

+900

Амортизация

16000

16000

Коммунальные платежи

5000

5000

Прочие

12000

12300

-300

Итого постоянных общепроизводственных расходов

246 200

238 800

+7400

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Книги по бюджетированию
CD-решение по бюджетированию
Программа для автоматизации бюджетирования
Семинар-практикум по бюджетированию:
— открытый семинар
— корпоративный
— интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию Бюджетирование – это довольно жесткий инструмент управления, но эта жесткость обусловлена внешней средой, в которой приходиться работать компании. Поэтому, если компания даст слабину, она просто может погибнуть, не выдержав конкуренции. Тем не менее есть такой термин как «гибкое бюджетирование». Что же тогда может подразумеваться под гибкостью?

В данном случае имеется ввиду подход к оценке эффективности работы центров финансовой ответственности (ЦФО) компании. Основная идея гибкого бюджетирования заключается в том, что при оценке ЦФО нужно максимально полно исключить влияние смежных ЦФО на работу анализируемого ЦФО (см. Рис. 1).

Рис. 1. Принципы гибкого бюджетирования для анализа деятельности ЦФО
Для этого в финансовой модели бюджетирования должны быть прописаны взаимосвязи показателей, чтобы можно было разделить влияние различных ЦФО на показатели анализируемого центра ответственности (см. Книгу 3 «Финансовая модель бюджетирования»). Таким образом, фактические показатели ЦФО должны сравниваться не с плановыми, а с теми, которые пересчитаны с учетом влияния на них других ЦФО.
То есть сначала должен быть рассчитан так называемый гибкий план, который нужно сравнить с фактом. Если при этом будут обнаружены существенные отклонения факта от гибкого плана, то необходимо провести соответствующий анализ, чтобы выявить причины отклонений и принять необходимые решения.
Итак, процедура план-фактного анализа бюджетов ЦФО при использовании принципа гибкого бюджетирования должна выглядеть следующим образом (см. Рис. 2). После завершения отчетного периода финансовая дирекция направляет в ЦФО плановый и фактический бюджет. Точнее говоря, в плановом бюджете, как уже упоминалось, должен быть не план, а гибкий план, учитывающий влияние других ЦФО на показатели бюджета.
Рис. 2. Схема использования методики анализа деятельности ЦФО в системе бюджетирования
В случае если обнаружены существенные план-фактные отклонения, ЦФО проводит анализ и направляет предварительные результаты в финансовую дирекцию. Результаты анализа должны быть оформлены в виде аналитической записки в установленной форме. После этого проводится согласование результатов анализа между ЦФО и финансовой дирекцией. Затем результаты анализа представляются на бюджетном комитете.
Если они принимаются, то ОТиЗ производит соответствующие расчеты, и ЦФО либо выписывается премия, либо они штрафуются. Что касается штрафов, то в некоторых компаниях их нет, и они заменяются соответствующими разъяснительными беседами с руководством, на которых директор, так сказать, «трамбует» руководителей ЦФО, объясняя им, как они нехорошо поступили.
Если подытожить вышесказанное, то схема использования гибкого бюджетирования для анализа деятельности ЦФО должна быть организована так, как это представлено на рисунке 3. Следует отметить, что в ходе такого анализа не только делаются выводы о причинах отклонений и готовятся проекты решений, но в том числе совершенствуется и сама модель бюджетирования. Ведь причина план-фактных отклонений может заключаться и в том, что качество планирования или учета пока еще оставляет желать лучшего.
Рис. 3. Схема использования принципа гибкого бюджетирования для анализа деятельности ЦФО
То есть в результате анализа может быть сделан вывод о том, что нужно внести определенные изменения в финансовую модель бюджетирования и, в частности, в информационное поле системы бюджетирования (см. Книгу 3 «Финансовая модель бюджетирования»). Имеется в виду, что в результате такой процедуры план-фактного анализа могут быть сделаны выводы, например, о пересмотре системы нормативов, системы ограничений (лимитов), о недостаточном учете факторов, существенно влияющих на бюджетные показатели и т.д. Таким образом, данная система позволит и повышать эффективность работы, и увеличивать точность финансовой модели бюджетирования.
При этом необходимо обратить внимание, что такой принцип гибкого бюджетирования ни в коем случае не должен применяться к компании в целом. Иначе это приведет к тому, что финансовый директор, докладывая на бюджетном комитете о низких финансово-экономических показателях компании, при этом будет ссылаться на то, что такая вот нехорошая внешняя среда им досталась, и ничего с этим не поделаешь. Такого допускать ни в коем случае нельзя. Принципы гибкого бюджетирования могут применяться к компании в целом только в том случае, если она входит в группу компаний. Тогда по отношению к холдингу в целом, действительно, можно говорить о гибком бюджетировании компаний, входящих в эту группу.
При построении финансовой модели бюджетирования и определении взаимосвязи показателей не всегда удается построить четкий алгоритм гибкого бюджетирования. Речь идет о том, что не всегда можно на методическом уровне четко разделить влияние нескольких ЦФО на какой-то важный показатель. При использовании принципов гибкого бюджетирования для дирекции по маркетингу и продажам можно попытаться выделить внутренние факторы, влияющие на объем продаж, но независящие от этого ЦФО.
Например, если из-за проблем с отгрузкой продукции на складе получилось так, что вовремя не отгрузили продукцию, или из-за большого срока отгрузки клиент ушел к конкуренту, то получается, что вроде как это нужно учитывать при оценке эффективности работы ЦФО. Но как уже отмечалось в этой книге, к сожалению, построить абсолютно точную модель на практике не получается, поэтому такими факторами чаще всего пренебрегают. Но если есть такая проблема с отгрузкой, это не значит, что на нее не нужно обращать внимание. Один из вариантов решения данной проблемы – введение соответствующего показателя в систему показателей ЦФО «Склад» и использование этих показателей в схеме мотивации при формировании ФМП ЦФО.
К тому же, что касается такого показателя, как объем продаж, то при использовании принципов гибкого бюджетирования для ЦФО, входящих в состав дирекции по маркетингу и продажам, также могут возникнуть проблемы. Ведь на показатель объема продаж влияет и отдел маркетинга, и сбытовые подразделения. Здесь также очень сложно разделить степень влияния на показатель указанных ЦФО. Да еще нужно не забывать, что ФМП этих ЦФО может зависеть не только от фактического значения объема продаж, но также и от план-фактного отклонения. Например, отдел маркетинга запланировал проведение рекламных акций и оценил их эффективность, то есть ожидаемое увеличение объема продаж, которое было заложено в бюджет.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 23-25 сентября 2020 г.
А потом по каким-то причинам не выделили финансирования на эту акцию, или по другим причинам акция не была проведена, и план не был выполнен. Получается, что вины сбытовых подразделений в этом нет, но они будут наказаны. С другой стороны, очень сложно выделить причину невыполнения плана продаж.
Может быть, сами сбытовые подразделения тоже сработали неэффективно и без рекламы. Поэтому и в таком случае при формировании ФМП ЦФО проще не разделять влияние отдела маркетинга и сбытовых подразделений на показатель объем продаж. Это значит, что объем продаж должен быть среди показателей и отдела маркетинга, и сбытовых подразделений.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *