Бюджетное управление

Система бюджетного управления — система предприятия, при которой деятельность предприятия реализуется при помощи бюджетов, положений по работе с ними.
На любом коммерческом предприятии (а другие предприятия сейчас сложно найти в постсоветских республиках, даже если они являются государственными, это не меняет их сути) главной целью в настоящее время является получение прибыли как финансового результата предприятия. Целью управления предприятием, следовательно является управление процессом получения прибыли, через планирование прибыли и ее последовательного достижения.
Фактические результаты работы предприятия выражаются через бухгалтерские документы: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках. Эти документы отражают лишь фактические результаты, весь контур управления представляет собой вы­полнение следующих функций:

  • планирование (определение прогнозных значений ожидае­мых результатов);
  • учет (регистрация фактических значений полученных результатов);
  • контроль (сопоставление плана с фактом и выявление отклонений);
  • анализ (выяснение причин отклонения факта от плана);
  • регулирование (принятие мер по ликвидации отклонений).

На предприятии для внедрения полного контура бюджетирования считается необходимым со­ставлять следующие операционные бюджеты и финансовые бюджеты:

  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • бюджет доходов и расходов (БДР);
  • бюджет по балансовому листу (ББЛ).

Операционные бюджеты

Финансовое планирование – это лишь один аспект бюджетирования на предприятии. Другой важный аспект проявляется при составлении операционных бюджетов.
Принято выделять, по крайней мере, 8-12 операционных бюджетов (плановых документов):

  1. Бюджет продаж.
  2. Бюджет поступлений денежных средств.
  3. Бюджет производства.
  4. Бюджет прямых материальных затрат.
  5. Бюджет снабжения.
  6. Бюджет прямых затрат на оплату труда.
  7. Бюджет производственных накладных расходов.
  8. Бюджет себестоимости продукции.
  9. Бюджет коммерческих расходов.
  10. Бюджет административных расходов.
  11. Бюджет расчетов с кредиторами.

Операционные бюджеты являются основой для составления результирующих, финансовых бюджетов. Именно в опе­рационных бюджетах содержится информация для финансового планирования. При составлении всей совокупности бюджетов (операционных и финансовых) необходимо:

  • спрогнозировать объем продаж;
  • определить ожидаемый объем производства;
  • рассчитать производственные издержки и операционные за­траты;
  • определить денежный поток и другие финансовые парамет­ры;
  • сформировать прогнозные финансовые документы.

Совокупность операционных и финан­совых бюджетов охватывает все основные стороны хозяйствен­ной деятельности предприятия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что бюджетирование является, по сути дела, тех­нологией комплексного хозяйственного планирования.

Аспекты бюджетирования

Бюджетный подход как технологию комплексного хозяйст­венного планирования отличает смысловая нацеленность на сбыт. Как было уже показано, первый, исходный бюджет предпри­ятия — это бюджет продаж. Именно с него начинается бюджет­ный процесс.
Следующий важный аспект бюджетирования – введение на основе бюджетов завершенных управленческих технологий. В этом смысле бюджетирование понимается уже не как техноло­гия планирования, но как технология управления хозяйственной деятельностью предприятия, в рамках которой выполняются функции планирования, учета, контроля, анализа и регулирова­ния.
Внедрение этих технологий на предприятии требу­ет:

  • определения состава бюджетных форм, а также совокупно­сти плановых показателей и методов их расчета для каждой формы бюджета;
  • построения системы учета в разрезе принятой на предпри­ятии совокупности бюджетных форм;
  • разработки методов контроля и анализа исполнения бюд­жетов;
  • внедрения регламентов рассмотрения и корректировки бюджетов должностными лицами и руководящими органами предприятия, включая процедуры принятия решений по регулированию возникающих отклонений, выявленных по результатам анализа фактического исполнения бюдже­тов.

Реализация первой группы мер (определение состава бюдже­тов и методов их составления) по сути дела означает разработку технологии планирования хозяйственной деятельности пред­приятия. В зависимости от специфики предприятия, а также от вида бюджета (продажи, производство, запасы, финансы и т.д.) для планирования можно применять различные методы и под­ходы.
При по­становке бюджетирования на предприятии требуется, прежде всего, решить весьма объемную и нетривиальную задачу – вы­брать методологию планирования хозяйственной деятельности предприятия в различных ее аспектах. Вопросы методологии хозяйственного планирования на уровне предприятия неоднозначно трактуются различными научными школами и практи­ческими работниками. А сама методология находится в постоянном развитии. На аспекте оптимизации планирования и осуществления хозяйственной деятельности мы остановимся ниже.
Кроме того, при определении состава бюдже­тов нужно определить структурные звенья, для которых будут составляться те или иные бюджеты. Такие структурные зве­нья принято называть «центрами хозяйственной ответственно­сти» (иногда их называют «центрами финансовой ответственности»).
Реализация второй группы мер (построение системы учета) связана с решением вопросов организации так называемого управленческого учета. Здесь возможны два направления дейст­вий: взять за основу систему бухгалтерского учета, «привязав» ее к технологии бюджетного управления (в этом случае изменяется периодичность составления бухгалтерских документов и состав учитываемых показателей, в некоторых случаях внедряются дополнительные учетные формы); поставить на предприятии соб­ственно управленческий учет, то есть автономную (от бухгалте­рии) совокупность учетных регистров и регламентов.
Реализация третьей группы мер (разработка методов контроля и анализа) предполагает введение на предприятии нормативов допустимых отклонений «факта» от «плана», а также создания постоянно обновляемого «пакета» типовых причин таких откло­нений. Для выявления обстоятельств появления «нетипичных» причин отклонений создаются методики экспресс-анализа таких обстоятельств.
Реализация четвертой группы мер (регламенты рассмотрения и корректировки бюджетов) означает разработку и внедрение организационных схем бюджетного управления. При этом выявля­ются должностные лица и руководящие органы, ответственные за принятие управленческих решений, а также режим их работы.
Бюджетирование в этом плане раскрывается как техно­логия управления финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятия. В рамках таких технологий выполняются планирова­ние, учет, контроль, анализ и регулирование всех видов деятель­ности, реализуемых фирмой.

Система бюджетного управления и оптимизация

Рассмотрим оптимизацию хозяйственной деятельности предприятия. Сам по себе сбор информации, ее обработка в системе бюджетного управления еще не гарантируют повышения прибыльности компании. Оперативные планы компании и подразделений: бюджет движения денежных средств, бюджет кредиторской и дебиторской задолженностей, бюджет продаж и закупок в плане на 1-3 месяца имеют, например, своей главной целью обеспечить всего лишь платежеспособность и финансовую устойчивость компании.
Задача повышения прибыльности решается посредством составления и исполнения бюджета доходов-расходов, бюджетов производства и продаж, как минимум на год из-за сезонности, влияющей на деятельность компании.
Речь идет, в первую очередь, о построении строгих математических моделей и решении оптимизационных задач. Данный вопрос не затрагивался существенно в отечественной литературе достаточно продолжительное время, во многом из-за только еще складывающегося рынка в России. Теперь же эта проблема встала перед многими предприятиями, внедрившими уже базовые элементы системы бюджетного управления, наладившими единый контур сбора и обработки бухгалтерской, производственной и финансово-управленческой информации.
Целесообразным представляется расширение аппарата бюджетного управления и включение в него методов оптимизации производства и продаж.
Постановка задачи оптимизации в высокой степени зависит от существования и единственности критерия эффективности управления, количества и взаимосвязанности лиц, управляющих на предприятии, структуры множества допустимых управлений и других факторов. После постановки системы бюджетирования на предприятии проблему повышения прибыльности можно считать хорошо структурированной, в которой существенные зависимости могут быть выяснены и выражены количественно, в отличие от неструктурированных, в которой содержатся лишь описания основных признаков и взаимосвязанностей, а их количественные показатели совершенно не известны, и от слабо структурированных, содержащих как количественные, так и качественные элементы, имеющие доминирующие тенденции.
Методы решения структурированных проблем основаны на применении математического программирования. Задача математического программирования может быть записана в общем виде как

где – вектор переменных величин, соответствующих компонентам альтернативы выбора; –скалярные функции, представляющие собой формализованное отражение взаимодействия затрат ресурсов на реализацию альтернативы выбора, которой соответствует вектор переменных x и присутствующих лимитов на расходы. – ограничения задачи, заданные равенствами и неравенствами, соответственно; – критерий эффективности, количественно заданный признак, в соответствии с которым устанавливается качество выбираемой альтернативы. – целевая функция, ставящая в соответствие каждой альтернативе выбора значения ее показателя эффективности.
В математическом программировании принято выделять следующие разделы: линейное, нелинейное, квадратичное, целочисленное, стохастическое, динамическое программирование, каждый из которых имеет свою область применения в экономике.

Бюджетирование и математическое программирование

Далеко не во всех трудах по бюджетированию раскрывается приложение математического программирования к разработке методологии планирования на предприятии. Оптимизация производства, продаж встречается лишь в работах по экономико-математическому моделированию, где исследуются вопросы оптимизации, но при этом не выводится их связь с бюджетированием. Связь между моделями с математическим программированием устанавливается в «Системе оптимально развития предприятия».

Коммерческое бюджетирование

Коммерческое бюджетирование связано с бюджетированием торговой деятельности. Но любое предприятие чем-нибудь да торгует, трудно представить себе предприятие, которое ничего не продаёт. Поэтому сам термин «коммерческое бюджетирование» не вводит ничего нового по сравнению с основным термином «бюджетирование». Его использование нецелесообразно ни в теории, ни на практике.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. Для улучшения эффективности деятельности организаций необходимо применение современных управленческих технологий. Одной из таких технологий является система бюджетирования, которая нацелена как на решение задач текущего управления, так и на достижение стратегических целей. Бюджетирование является одним из важнейших факторов успеха организации на рынке, поскольку позволяет руководству организации понять и реализовать поставленные задачи, оценить возможность их достижения, своевременно внести необходимые коррективы и обеспечить организацию необходимыми ресурсами. С помощью системы бюджетирования происходит разработка стратегии эффективного развития компании, осуществляется анализ ее деятельности и контроль над выполнением бюджетов.

Ключевые слова: бюджетирование, управленческие технологии, планирование, управление, финансово-хозяйственная деятельность.

Для улучшения результатов ведения финансово-хозяйственной деятельности, поиска наиболее оптимальных путей развития, реализации намеченных стратегических планов и оценки эффективности деятельности организации в целом, необходима организация системы финансового планирования. Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Одной из форм финансового планирования выступает бюджетирование, которое является важнейшей функцией финансового управления .

Термин «бюджетирование» начал использоваться в отечественной практике сравнительно недавно. До сих пор отсутствует единый подход к определению данного понятия. А.Г. Мельник и А.Е. Кузьмин определили даны термин следующим образом: «Бюджетирование -это управленческая технология, которая предусматривает формирование бюджетов для выбранных объектов и их использование с целью обеспечения оптимальной структуры и соотношение доходов и расходов, поступлений и расходов, активов и пассивов организации для достижения поставленных целей с учетом влияния среды функционирования» .

Без формирования бюджета на предприятии невозможно осуществить качественное оперативное планирование, и, следовательно, становится невозможным и предоставление руководству точной, полной и достоверной информации по достижению поставленных целей стратегического развития . В связи с чем, разработка системы бюджетирования поможет решить ряд важных управленческих задач, таких как:

— планирование операций, направленных на достижение целей стратегического развития организации;

— контроль над отклонениями плановых показателей деятельности организации от его фактических результатов;

— выявление и анализ причин обнаруженных отклонений;

— принятие своевременных решений о проведении регулирующих мероприятий, способствующих устранить выявленные отклонения;

— осуществление своевременного контроля за расходом финансовых и материальных ресурсов;

— оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их непосредственными руководителями и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетирование, с одной стороны,

является процессом составления финансовых планов (бюджетов), а с другой -управленческой технологией, нацеленной на принятие финансово обоснованных управленческих решений.

Бюджетирование, как управленческая технология, представляет собой взаимосвязь трех важных составных частей:

1. Технологии процесса бюджетирования, которая представляет собой виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок объединения ряда отдельных бюджетов в единый сводный бюджет.

2. Организации процесса бюджетирования, которая предусматривает разработку финансовой структуры организации, путем выделения центров финансовой ответственности, формирования бюджетного регламента, составления этапов бюджетного процесса, графика документооборота, становления системы внутреннего документооборота.

3. Информационных технологий, позволяющих разработать стратегии развития и определения будущего финансового состояния организации, а также произвести оперативный сбор, обработку и обобщение полученной информации, которая, прежде всего, необходима для бюджетного контроля .

Для реализации системы бюджетирования на практике необходимо наличие ряда обязательных условий, позволяющих обеспечить эффективную работу системы в целом:

1. Соответствующая методическая и методологическая базы для разработки бюджета и осуществления последующего анализа и контроля за его исполнением.

2. Высокий уровень квалификации работников служб управления.

3. Достаточная количественная информация о деятельности организации, характеризующая реальное финансовое положение организации, движение ее денежных потоков, основные хозяйственные операции.

4. Система управленческого учёта для обеспечения процесса составления, контроля и анализа бюджета в организации.

Таким образом, реализации бюджетного процесса требует соответствующую организационную структуру и систему управления организацией.

Необходимость внедрения системы бюджетирования на отечественных предприятиях можно обосновать и с помощью возникновения необходимости в нахождении внутренних резервов снижения затрат, обосновании оптимального уровня затрат финансовых средств, оптимизации налоговой политики и других задач, связанных с совершенствованием системы управления предприятием .

Таким образом, внедрение системы бюджетирования характеризуется рядом преимуществ:

— улучшением финансовых результатов, более рациональным распределением и использованием ресурсов;

— оптимизацией затрат и внедрением оперативного контроля за постоянными и переменными затратами;

— улучшением платежеспособности предприятия на основе эффективного управления денежными потоками;

— четкостью и целенаправленностью деятельности организации, ритмичностью и непрерывностью производственно-хозяйственных процессов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повышением качества и оперативности принятия управленческих решений;

— улучшением процессов коммуникации на предприятии, возможностью стимулирования персонала.

В итоге, можно сделать вывод, что правильно поставленная система бюджетирования позволит определить достаточность финансовых ресурсов для осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, поможет усовершенствовать координацию всех подразделений организации, мотивировать сотрудников на более качественное выполнение своих обязанностей, повысить ответственность руководителей всех уровней, а также предскажет возможный финансовый результат и предотвратит появление кризисных ситуаций.

Библиографический список

2. Кузьмин А.Е. Бюджетирование на предприятии: учебное пособие / А.Е. Кузьмин, О.Г. Мельник — К.: Кондор, 2008. — 312 с.

3. Информационный портал .

5. Щиборщ К.В. Бюджетное планирование деятельности промышленного предприятия // Аудитор. — 2003. — №2.

BUDGETING IN THE SYSTEM OF THE ORGANIZATION

Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмо­тренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием госу­дарственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятель­ного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.

Основными задачами Министерства финансов являются:

обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслу­живания исполнения местных бюджетов, контроль за эффективным и це­левым использованием их средств, а также методологическое руководство по исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту;

обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных пла­тежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, пенсионных взносов, пере­числений средств в Национальный фонд Республики Казахстан;

участие в разработке и реализации государственной налоговой поли­тики;

государственный контроль за проведением процедур банкротства, а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопас­ности Республики Казахстан;

осуществление международного сотрудничества в пределах своей ком­петенции;

иные задачи, возложенные на него законодательством.

Министерство в соответствии с законодательством осуществляет сле­дующие основные функции:

участие в разработке проекта республиканского бюджета, государ­ственных и иных программ, стратегических планов Республики Казахстан и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, основных макроэкономических показателей;

участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении це­лей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;

участие, в пределах своей компетенции, в определении целей и при­оритетов государственной политики в сфере управления государственными

финансами;

обеспечение рационального правительственного и гарантированного государством заимствования, а также управление государственным дол­гом;

в пределах своей компетенции разработку и подготовку проектов (или принятие) нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгал­терского учета и аудита, финансового контроля;

в пределах своей компетенции функции уполномоченного органа в во­просах международных налоговых соглашений об избежании двойного на­логообложения;

налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также про­ведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;

разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета го­сударственных учреждений, а также, в пределах своей компетенции, отчет­ности об исполнении республиканского и местных бюджетов;

утверждение и внесение изменений в сводный план финансирования республиканского бюджета;

финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование, контроль и анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;

контроль за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюд­жета, а также за целевым использованием средств республиканского бюд­жета, средств правительственных займов, негосударственных займов, име­ющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием и иного имущества, находящегося в государственной собственности;

ведение и учет валютных операций государственных учреждений;

выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по не­государственным займам резидентов Республики Казахстан;

проведение финансовой экспертизы условий правительственных за­ймов, проведение переговоров, подписание договоров займов, получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям не­государственных займов резидентов Республики Казахстан;

кредитование инвестиционных проектов, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете;

составление отчетов об исполнении республиканского бюджета, совер­шенствование форм и методов сбора государственной отчетности по госу­дарственным доходам;

исполнение в пределах своей компетенции международных обяза­тельств Республики Казахстан по вопросам борьбы с налоговыми право­нарушениями;

государственный контроль за проведением процедур, а также во внесу­дебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

иные функции, возложенные на него законодательством.

В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функ­циями, состав и структура этих подразделений постоянно ме­няются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На конец 2008 года центральный аппарат Министерства финан­сов включал:

комитеты: казначейства, налоговый, финансового контроля и государственных закупок; таможенного контроля; по работе с несостоятельными должниками; государственного имущества и приватизации, финансового мониторинга;

департаменты: анализа и методологии исполнения государ­ственного бюджета; свода и исследования финансовых моделей; финансирования государственных органов; методологии управления государственными активами; государственного заимствования и меж­дународных финансовых соглашений; кредитования; развития бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансового контроля; кадрового обеспечения и документооборота; отчетности и статистики; вну­треннего администрирования финансов; информационных тех­нологий; юридической службы.

Департаменты и комитеты состоят из управлений, а последние — из отделов; названия подразделений характеризует выполняе­мые функции с уточнением от управления к отделу. Отделы кон­кретизируют функции, выполняемые управлениями.

В структуре Министерства выделены также Управление коор­динации государственных закупок и Отдел защиты информации и мобилизационной работы.

Соответственно строение структуры комитетов Министерства.

Организационная структура Комитета Казначейства со­стоит из Центрального аппарата казначейства в составе Мини­стерства финансов и подчиненных ему территориальных под­разделений по областям, городам. Комитет казначейства Мини­стерства финансов Республики Казахстан является ведомством в пределах компетенции Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую ко­ординацию по обслуживанию исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовому обслуживанию государственного бюджета, государственных учреждений и предварительному и текущему контролю за целевым использованием средств госу­дарственного бюджета.

Основными задачами Казначейства являются:

организация и контроль кассового исполнения республиканского бюджета и улучшение расчетно-кассового обслуживания государственного бюджета;

участие в развитии и совершенствовании бухгалтерского учета и отчет­ности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казна­чейства;

обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюд­жетов;

Казначейство в установленном законодательством порядке осуществля­ет следующие функции:

обслуживание исполнения государственного бюджета;

прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета;

обеспечение распределения государственных налогов и платежей меж­ду республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней;

осуществление переводов денег по поручениям государственных учреждений, контроль платежных документов, предоставляемых государ­ственными учреждениями;

осуществление перевода денег при погашении и обслуживании госу­дарственных внешних займов и негосударственных внешних займов, име­ющих государственную гарантию;

разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета и представле­ние информации о кассовом исполнении местных бюджетов в местные исполнительные органы и в Министерство финансов Республики Казах­стан;

ведение и учет валютных операций государственных учреждений, орга­низация проверок по соблюдению законодательства при их проведении;

разработка и утверждение порядка ведения бухгалтерского учета в бюд­жетной системе и внутреннего аудита в органах казначейства;

участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений;

управление текущими остатками на счетах Казначейства;

анализ состояния рынка драгоценных металлов, проведение операций с драгоценными металлами и камнями на внутреннем и внешнем рынках;

осуществление предварительного и текущего контроля за целевым ис­пользованием средств республиканского бюджета и, в пределах своей ком­петенции, местных бюджетов;

составление ежедневной информации о состоянии доходных и расхо­дных счетов республиканского и местных бюджетов;

подготовка отчетности об исполнении республиканского бюджета;

осуществление других функций, возложенных на него законодатель­ством Республики Казахстан.

Комитет финансового контроля осуществляет организационно методологическую и аналитическую работу в сфере контро­ля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и органи­заций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение за­конодательства по ценным бумагам.

Министерство экономики и бюджетного планирования Ре­спублики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, и в пределах, пред­усмотренных законодательством, межотраслевую координацию разработки основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан, стратегических и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казах­стан, управления государственными финансами, формирования прогнозных показателей государственного бюджета на средне­срочный период и проекта республиканского бюджета на соот­ветствующий финансовый год.

Структура аппарата Министерства экономики и бюджетного планирова­ния Республики Казахстан включает департаменты: бюджетной политики и планирования; экономической политики и прогнозирования; методологии государственного планирования; международных экономических и финансовых отношений; методологии бюджетного процесса и функционального анализа; на­логовой политики и прогнозов; отраслевой политики и программ; пла­нирования государственного заимствования и кредитования; планирования расходов в сфере информатизации и инноваций; планирования расходов социальной сферы; планирования расходов госаппарата, обороны, обще­ственного порядка и безопасности; планирования расходов отраслевых ор­ганов; региональной политики и межбюджетных отношений; стратегиче­ского планирования и инвестиционной политики; экономической политики и индикативного планирования.

Исходя из названий департаментов можно судить о задачах министер­ства:

формирование стратегических целей и приоритетов, основных направ­лений социально-экономического развития Республики Казахстан;

экономический анализ, макроэкономическое прогнозирование и регу­лирование социально-экономического развития Республики Казахстан и оценка хода реформ;

формирование и совершенствование системы стратегического, индика­тивного и бюджетного планирования;

формирование и реализация государственной налогово-бюджетной и инвестиционной политики во взаимодействии с денежно-кредитной поли­тикой государства, а также политики в сфере международных экономиче­ских и финансовых отношений;

участие в выработке политики эффективного управления государствен­ными активами и ее реализации;

выработка предложений по совершенствованию системы государствен­ного управления;

иные задачи, возложенные на него законодательством.

Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка основных направлений государственной социально-жо-номической политики,проведение работ по совершенствованию системы стратегического, индикативного и бюджетного планирования в Республике Казахстан;

анализ и координация деятельности государственных органов по реали­зации стратегических планов;

формирование Программы Правительства Республики Казахстан и Плана мероприятий по ее реализации, осуществление мониторинга их ис­полнения, разработка среднесрочных индикативных планов;

формирование, приоритетных направлений государственных инвести­ций;

координация деятельности государственных органов по разработке го­сударственных, отраслевых (секторальных) программ;

прогнозирование поступлений в республиканский и местные бюджеты, разработка проекта республиканского бюджета на соответствующий фи­нансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период; анализ испол­нения республиканского и местных бюджетов;

проведение мониторинга социально-экономического развития страны, регионов и отраслей Республики Казахстан, анализа состояния и развития мировой экономики;

методологическое обеспечение, организация разработки и мониторинг осуществления государственных инвестиций;

участие в проведении экономической экспертизы контрактов, заключа­емых с инвесторами, включая экспертизу инвестиционных программ; ин­вестиционных проектов, предлагаемых для финансирования из республи­канского бюджета;

участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной соб­ственностью;

доведение до местных исполнительных органов лимитов заимствова­ния, а также минимальных размеров расходов по особо важным местным бюджетным программам;

разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов;

методологическое руководство бюджетным процессом, внедрение ме­тодов бюджетного программирования и методики функционального анали­за государственных расходов;

разработка политики, осуществление планирования и мониторинга го­сударственного и гарантированного государством заимствования и кредит­ной политики;

осуществление ежегодной оценки состояния и прогнозирование на предстоящий 10-летний период государственного и гарантированного го­сударством долга и заимствования;

координация работы государственных органов по международному эко­номическому сотрудничеству, взаимодействие с международными финан­совыми и экономическими организациями, странами-донорами, рейтинго­выми агентствами;

разработка государственных и отраслевых (секторальных) программ по направлениям, входящим в компетенцию Министерства;

осуществление иных функций, возложенных на него законодатель­ством.

Аппарат местных финансовых органов включает област­ные, городские, районные финансовые управления и отделы. Они проводят работу по оперативному управлению финанса­ми, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресур­сов во всех звеньях государственного хозяйственного комплекса и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование из бюджетов организаций и учреждений и контролируют целе­вое использование бюджетных средств. Финорганы находятся в подчинении местной администрации.

Целевая установка: раскрыть сущность региональных бюджетов как центрального звена территориальных бюджетов.

После изучения данной темы слушатели смогут:

объяснить сущность управления бюджетами;

назвать основные функции управления бюджетами;

охарактеризовать бюджетное регулирование с точки зрения вертикального и горизонтального выравнивания.

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

7.1. Сущность управления бюджетами

7.2. Функции управления бюджетами

Контрольные вопросы для самопроверки

7.1. Сущность управления бюджетами

Для успешного функционирования государства, развития национальной экономики необходимо четкое понимание имеющихся финансовых возможностей и наличия необходимых финансовых ресурсов. Базой для таких сведений является бюджетная система, основой которой является государственный (федеральный) бюджет. Бюджет является не только аккумулятором денежных средств, но и отражением бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов государства централизуется в распоряжении органов власти на обеспечение функций управления и национальной безопасности как в политическом, так и в экономическом смысле.

Управление — это совокупность действий, выбранных на основании определенной информации и направленных на обеспечение решаемых задач. Любое управление состоит из ряда взаимосвязанных действий:

ставится цель;

принимается решение;

собирается необходимая информация и т.д.

Управление бюджетными средствами представляет собой законодательное регулирование бюджетных отношений, разработку бюджетной политики, составление и принятие бюджета и деятельность по исполнению бюджета в рамках принятых законодательных актов. Осуществление управления бюджетами в рамках бюджетного процесса требует решения несколько важных задач:

оптимизации бюджетной процедуры;

мониторинга факторов, влияющих на наполняемость бюджетов и увеличение расходов;

разработки и контроля системы показателей бюджетной деятельности;

разработки системы мотивации и ответственности конкретных исполнителей за выполнение установленных показателей бюджетной деятельности.

7.2. Функции управления бюджетами

В теории менеджмента принято процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий называют функциями управления. Для бюджетной системы в целом решающее значение имеют следующие функции управления бюджетами:

планирование;

организация;

стимулирование;

контроль;

распределительная.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения. В основе лежит разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами бюджетных правоотношений. Одним из этапов управления бюджетами является процедура планирования доходов и расходов как в долгосрочном, так и кратковременном периоде. Составление проекта бюджета начинается с подготовки документов, содержащих финансовую информацию, и контрольных цифр необходимых параметров бюджетов, в том числе с разработки бюджетной политики. Основное требование к бюджетной политике — долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней. На стадии формирования бюджета органы управления должны обеспечить оптимальное соотношение имеющихся ограниченных финансовых ресурсов и необходимого объема бюджетных обязательств для обеспечения поставленных задач и осуществления необходимых функций исходя из приоритетов и целей развития территории.

Каким бы способом ни составлялся бюджет, его целью является выбор наиболее приемлемой формы финансирования расходных обязательств государства или его территориальных образований. При этом органы управления должны максимально увеличить степень покрытия расходов доходами, обеспечить сбалансированность финансовых потоков, наметить первоочередные направления расходования средств, приоритеты в решении социально-экономических проблем.

Одним из важных направлений процесса управления бюджетами является наличие механизмов реальной оценки будущих доходов и расходов, так как сбалансированность бюджета во многом зависит от того, насколько расходные обязательства ориентированы на реальность получаемых доходов, причем именно из собственных источников. Установление правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, наличие финансовых резервов дают возможность обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между отраслями экономики, экономическими регионами.

Благодаря реализации функции планирования увязываются различные аспекты управления бюджетом, согласуются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, координируются всевозможные направления финансовых потоков. Осуществление функции планирования позволяет:

формировать количественные показатели потенциальных финансовых ресурсов;

оценивать возможность финансирования планируемых задач;

проводить предварительный анализ необходимости осуществления тех или иных расходов.

Особое внимание обращается на оптимальность сроков составления и утверждения самого бюджета.

2. Функция организации реализуется через бюджетное устройство и бюджетное законодательство. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства. На данном этапе важно обеспечить:

законодательное утверждение порядка и сроки осуществления бюджетного процесса;

разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти;

определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

3. Функция стимулирования направлена на изучение факторов, влияющих на финансовые потоки данной территории и создание условий для реализации поставленных целей.

4. Функция контроля осуществляется на каждом этапе бюджетного процесса и направлена на достоверную оценку заданных параметров. Особую роль в этом играет экономический анализ бюджетных показателей и организация бюджетного контроля.

5. Распределительная функция направлена на осуществление государственного регулирования бюджетных потоков с целью создания равных условий социально-экономического развития на территории страны, сбалансированности бюджетов всех уровней и стимулирования экономики.

Централизация этих функций на уровне государства в целях оптимизации процессов управления бюджетом должна происходить в разумных пределах. Государство должно стремиться к тому, чтобы повсеместно в регионах формировались и исполнялись бездефицитные бюджеты, соблюдался принцип самостоятельности и сбалансированности бюджетов, единство бюджетного законодательства.

Составной частью управления бюджетами является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней с целью выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований (субъектов Федерации, муниципальных образований), которое подразделяется на:

вертикальное;

горизонтальное.

Вертикальное выравнивание — это процесс достижения баланса между объемом расходных обязательств и потенциальными доходами каждого уровня власти. При этом органы управления вышестоящего уровня либо обеспечивают наполняемость доходной части бюджета нижестоящего уровня для обеспечения возможности финансирования возложенных на него функций, либо предоставляют им недостающие бюджетные средства.

Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства их экономического потенциала. Это позволяет любому гражданину, проживающему в России, обеспечить определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на какой территории он проживает.

На стадии исполнения бюджета управление его доходами и расходами происходит за счет создания системы мер по стимулированию и контролю за полнотой и своевременностью поступлений денежных средств в бюджет и их целевым использованием. Особое внимание обращается на ритмичность движения бюджетных средств и организацию бюджетного оборота. Существенную роль в этом процессе играет Федеральное казначейство, осуществляющее в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Именно оно на сегодняшний день обладает полнотой информации о поступающих и расходуемых бюджетных средствах.

Главный способ формирования действительно надежной бюджетной системы в государстве — обеспечение стабильного экономического роста. В этом процессе крайне важную роль играет бюджетная политика, помогая созданию экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие «управление бюджетами».

2. Каковы функции управления бюджетами?

3. Охарактеризуйте функцию планирования в системе управления бюджетами.

4. Охарактеризуйте функцию организации в системе управления бюджетами.

5. Назовите основные направления бюджетного выравнивания.

Литература

1. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 234 с.

2. Ермасова, Н. Б. Бюджетная система РФ. — М.: Высшее образование, 2009. — 715с.

4. Финансы: учебник для вузов/ С. А. Белозеров ; ред. В. В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби; М.: Проспект, 2008. — 640 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *