Бюджетные доходы

Ст. 249 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 249 НК РФ

Ст. 249 НК РФ: вопросы и ответы

Какие доходы относит к доходам от реализации статья 249 НК РФ?

Какие существуют методы учета доходов от реализации?

Что не включается в доходы от реализации?

Какие доходы относит к доходам от реализации статья 249 НК РФ?

Глава 25 НК РФ классифицирует доходы следующим образом:

  • доходы от реализации (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Доходы от реализации — это выручка, а именно поступления от (п. 1 ст. 249 НК РФ):

  • сбыта произведенной продукции;
  • перепродажи покупных товаров;
  • реализации имущественных прав;
  • выполнения работ;
  • оказания услуг.

Очень важно правильно учитывать доходы от реализации в налоговом учете. Иначе возможны споры с налоговиками. Узнайте, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 249 НК РФ, из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

О том, как доходы от реализации отражаются в декларации по прибыли, читайте в статье .

Какие существуют методы учета доходов от реализации?

Метод учета доходов (и расходов) — это первое, с чем нужно определиться плательщику налога на прибыль. Существуют 2 таких метода:

  • метод начисления — в этом случае доходы учитываются при расчете налога в том периоде, в котором фактически имели место (налогоплательщик получил право на них), независимо от периода оплаты (ст. 271 НК РФ);

О применении этого метода в бухучете читайте в материале «В чем суть и особенности метода начисления в бухгалтерском учете».

  • кассовый метод — это так называемый метод «по оплате», когда доход увеличивает базу в момент поступления денег или погашения задолженности иным способом (ст. 273 НК РФ).

Подробнее о нём читайте в статье «Какой порядок (условия) признания доходов и расходов кассовым методом?».

При выборе метода учитывайте, что первый могут использовать все налогоплательщики, а сфера применения второго ограничена.

Подробнее об этом читайте в материале «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

Обратите внимание: оценивать доходы следует из всех поступлений, связанных с реализацией, в том числе доходы, полученные в неденежной (натуральной) форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по определению величины доходов от реализации в налоговом учете:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно.

Что не включается в доходы от реализации?

Прежде всего, это доходы, не учитываемые при налогообложении в силу прямого указания НК РФ. В числе наиболее часто встречающихся:

  • суммы полученной предоплаты за ТРУ, имущественные права (у налогоплательщиков, признающих доходы и расходы методом начисления);
  • суммы залога или задатка (также при методе начисления);
  • взносы в уставный капитал;
  • поступления в рамках посреднических договоров (комиссии, агентского договора и т.п.), кроме сумм вознаграждения посредника, которое, как правило, является выручкой, т.е. основным доходом;
  • полученные заемные средства (кредиты, займы) и т.п.

Подробнее о неучитываемых доходах и вопросах, с ними связанных, читайте в статье «Перечень доходов, не учитываемых при установлении базы по прибыли согласо ст. 251 НК РФ».

Также в выручку не включаются внереализационные доходы. Это побочные доходы, сопутствующие основному виду деятельности. Их перечень содержится в ст. 250 НК РФ. В то же время при классификации доходов в учете необходимо иметь в виду вид и специфику бизнеса. Например, доход от сдачи имущества в аренду может являться как внереализационным доходом (п. 4 ст. 250 НК РФ), так и выручкой от реализации (если сдача в аренду — непосредственный бизнес компании).

Подробнее о внереализационных доходах читайте в материале «Как учитывать внереализационные доходы при расчете налога на прибыль?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налогообложение

УЧЕТ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Н. М. ДЕМЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Новосибирский государственный университет экономики и управления

Бюджетные учреждения с начала действия налоговой системы в России выступали налогоплательщиками по основным налогам, но с учетом особенностей, которые предусматривались в законодательстве о налогах и сборах. Рассмотрим практические вопросы исчисления и учета основных налогов в современный период, учитывая изменения в правовом регулировании бюджетных учреждений и в порядке их финансирования из соответствующих бюджетов.

Сфера деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений не ограничена законодательством (в отличие от других двух форм учреждений). Они создаются для выполнения услуг и работ в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах деятельности. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ для выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять платные услуги для организаций и физических лиц как сверх утвержденного государственного (муниципального) задания, а также в пределах задания в тех случаях, если это предусмотрено федеральными законами. При этом важно заметить, что бюджетные учреждения вправе оказывать платные услуги лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, при условии,

что такая деятельность указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Известно, что постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N° 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» утверждены новые правила оказания платных услуг образовательными учреждениями, которые действуют с начала 2014 г. Порядок предоставления платных медицинских услуг определен в постановлении Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», который действует с января 2013 г. Формирование перечня платных услуг, их стоимости, порядок заключения договоров с физическими лицами и организациями должны осуществляться с учетом требований названных постановлений Правительства РФ.

Для бюджетных учреждений обязательным является открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства, на которых ведется учет движения субсидий и поступлений по платным услугам. Бюджетные учреждения не имеют права:

— хранить средства, полученные от предоставления платных услуг, на счетах в коммерческих банках;

— совершать операции с ценными бумагами.

Практически все бюджетные учреждения потенциально могут являться плательщиками таких налогов, как:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— налог на прибыль организаций;

— налог на имущество организаций;

— транспортный налог;

— земельный налог.

Кроме того, они могут уплачивать государственную пошлину при совершении юридически значимых действий, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено их освобождения от уплаты в составе предусмотренных льгот по государственной пошлине.

Бюджетные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности по оказанию услуг общественного питания, если такая деятельность является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и услуги общественного питания оказываются непосредственно этими учреждениями.

С января 2011 г. утратила силу ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», но в 2012 г. была введена ст. 331.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», в которой определены особенности налогового учета на период до 01.07.2012, т. е. когда бюджетные учреждения должны были перейти на финансирование в форме субсидий. Следовательно, в настоящее время на бюджетные учреждения распространяются общие правила по учету доходов и расходов для целей налогообложения.

По налогу на добавленную стоимость с января 2012 г. согласно ст. 146 НК РФ не признаются объектами налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями (как и автономными) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетные учреждения могут также освободить себя от обязанностей плательщика НДС по облагаемым операциям в соответствии с положениями ст. 145 НК РФ, учитывая, что доходы от прочих видов деятельности, облагаемых НДС, как правило, невелики. Для освобождения необходимо,

чтобы облагаемые доходы за три последовательных месяца не превышали 2 млн руб.

Основные платные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и так далее не облагаются НДС в соответствии с перечнем ст. 149 НК РФ. Этот перечень является закрытым и обязательным для всех налогоплательщиков. В соответствии со ст. 149 НК РФ в бюджетных учреждениях здравоохранения не облагаются такие услуги, как:

— услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

— услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

— услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

— услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

— услуги патолого-анатомические;

— услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В бюджетных учреждениях сферы образования не подлежат налогообложению услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Подлежат налогообложению НДС в бюджетных организациях такие операции, как реализация услуг и продукции собственного производства, покупной продукции, если не предусмотрено их освобождение по ст. 149 НК РФ, а также доходы от аренды движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия учредителя. Доходы от арен-

ды такого имущества подлежат налогообложению НДС. В сумму арендной платы, как правило, не должны включаться возмещаемые арендатором расходы потребленных коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг целесообразно определять в отдельном договоре, тем более что эти поступления у арендодателя — бюджетного учреждения не облагаются НДС, так как учреждение не является поставщиком услуг и не выполняет роли налогового агента. Стоимость возмещаемых коммунальных услуг в таком случае предъявляется арендатору без выделения в документах НДС.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность включения коммунальных услуг в общую сумму арендной платы, но в этом случае стоимость коммунальных услуг в договоре не должна выделяться, арендная плата определяется в фиксированной сумме (ст. 614 ГК РФ). Такой метод является невыгодным как для арендатора, так и для арендодателя, так как стоимость потребляемых услуг не является постоянной, возможны существенные колебания как по натуральным показателям, потребленным арендатором услуг, так и в связи с изменением регулируемых тарифов на услуги в течение срока аренды.

Кроме того, неоправданно будет завышена сумма НДС, выделяемая в счетах-фактурах при предъявлении их арендатору. Поэтому на практике учреждения заключают отдельные договоры с арендаторами на возмещение коммунальных услуг.

При наличии облагаемых операций по НДС бюджетные учреждения имеют право на налоговый вычет, но при условии наличия раздельного бухгалтерского учета облагаемых и необлагаемых оборотов в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Бюджетные учреждения — налогоплательщики НДС обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 (ред. от 24.10.2013) № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Здесь важно учесть, что в книге покупок отражается НДС, принимаемый к вычету по счетам-фактурам, выставленным поставщиками услуг, только в части, которая относится к облагаемым операциям по НДС.

Учет операций по начислению и уплате НДС осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского уче-

та, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Рассмотрим условный пример учета операций за налоговый период (квартал).

Пример. Бюджетное учреждение имеет доходы от сдачи в аренду помещения, получает возмещение по коммунальным услугам, ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных со сдачей в аренду помещений. Лицевой счет бюджетного учреждения открыт в территориальном органе Федерального казначейства.

Исходные данные: арендная плата за квартал предъявлена арендатору по счету-фактуре (либо по универсальному передаточному документу) в сумме 82 600 руб., в том числе НДС по ставке 18 % — 12 600руб. Стоимость потребленных коммунальных услуг арендатором согласно показаниям счетчиков и по расчетам определена в сумме 23 000 руб. (с учетом НДС) за квартал. Поставщики коммунальных услуг предъявили бюджетному учреждению за квартал счета-фактуры (универсальный передаточный документ) на сумму 177 000руб., в том числе НДС — 27 000руб.

В рассмотренном примере учреждение имеет право на налоговый вычет по НДС, который следует определять в соответствии с расчетом (методом), предусмотренным в учреждении. В главе 21 НК РФ нет никаких указаний по методу распределения «входного НДС» между облагаемыми и необлагаемыми доходами. В бюджетных учреждениях определение пропорции по доходам невозможно, так как основные доходы-субсидии не признаются выручкой (реализацией), не облагаются НДС и не могут участвовать в расчете пропорции. Предположим, что учреждение распределяет «входной НДС» по коммунальным услугам по удельному весу площади, сдаваемой в аренду, который составляет 10 %. Пропорцию рекомендуется определять за налоговый период (квартал).

В бухгалтерском учете учреждения операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по НДС должны быть отражены следующим образом (табл. 1).

Налог на прибыль организаций в бюджетных учреждениях исчисляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. Бюджетные субсидии, предоставляемые учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием госу-

Таблица 1

Бухгалтерские операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по налогу на добавленную стоимость

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Д-т К-т

Предъявлена арендатору арендная плата с НДС 2 205 21 560 2 401 10 120 82 600

Исчислен НДС по аренде 2 401 10 120 2 303 04 730 12 600

Учтены коммунальные услуги в части деятельности по выполнению государственного задания 4 401 20 223 4 302 23 730 127 000

Предъявлены коммунальные услуги арендатору (учтены доходы) 2 205 31 560 2 401 10 130 23 000

Учтен НДС от поставщика услуг 4 210 01 560 4 302 23 730 27 000

Исчислен по расчету вычет по НДС 2 303 04 830 4 210 01 660 2 700

НДС по коммунальным услугам учтен в расходах по основной деятельности 4 401 20 223 4 210 01 660 24 300

Перечислен НДС в бюджет по срокам 2 303 04 830 2 201 11 660 9 900

Арендатором уплачена арендная плата 2 201 11 550 2 205 21 660 82 600

От арендатора поступила компенсация за коммунальные услуги 2 201 11 550 2 205 23 660 23 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), имеют целевой характер и в соответствии со ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу.

Важно заметить, что в ст. 251 НК указано, что учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают суммы арендной платы как налогооблагаемые доходы, а расходы, связанные с содержанием имущества, предоставленного в аренду, учитываются в расходах для исчисления налога на прибыль организаций. Это обусловлено еще и тем, что такие расходы не финансируются из бюджета согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, в которой указано, что в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется.

С 2011 г. учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, может применяться нулевая ставка по налогу, но при соблюдении условий, установленных в ст. 284.1 НК РФ.

Главное, чтобы образовательная и медицинская деятельность соответствовала перечню, установленному в постановлении Правительства РФ от 10.11.2012 № 917 «О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 442» (далее — Постановление № 917).

В Постановление № 917 видами образовательной деятельности считается реализация:

— основной образовательной программы дошкольного образования;

— аккредитованных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры), послевузовского профессионального образования;

— реализация дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки, осуществляемых образовательными учреждениями.

Перечень медицинских услуг очень обширный и включает почти 130 видов услуг. Образовательные и медицинские бюджетные учреждения вправе применять нулевую ставку НДС в соответствии с НК РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл 25 НК РФ;

3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;

4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае, если будет не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий в течение налогового периода, то учреждение теряет право на нулевую ставку и обязано исчислить налог на прибыль организаций по ставке 20 % с обязательным начислением и уплатой пени.

По окончании налогового периода учреждения обязаны представлять в налоговый орган следующие сведения:

— об удельном весе доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

— о численности работников в штате организации;

— о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Если эти данные не будут представлены в установленный срок в налоговые органы, то налог на прибыль организаций также должен быть исчислен по обычной ставке и с начислением пени.

Очень важно помнить, что если учреждения, применявшие нулевую налоговую ставку, а потом перешедшие на применение налоговой ставки 20 %, в том числе в связи с несоблюдением перечисленных выше условий, вправе повторно перейти на

применение нулевой ставки по налогу в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 0 %.

Доходы от сдачи в аренду имущества учитываются на балансовом сч. 2 401 10 120 «Доходы от собственности», а возмещаемые коммунальные услуги — на сч. 2 401 10 130. Расходы, связанные с получением указанных доходов, учитываются по кодам КОСГУ на счете 2 401 20 000. По итогам отчетных периодов (квартал, полугодие и 9 мес.) и за год определяются сумма налогооблагаемой прибыли и налог на прибыль организаций в установленном порядке.

По налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу особенность заключается в том, что плательщиком этих налогов является учредитель учреждения, сумма исчисленных налогов учитывается в прочих расходах, их уплата производится за счет субсидии. Исчисление налогов производится в соответствии с гл. 28, 30 и 31 НК РФ.

В бухгалтерском учете исчисленные налоги отражаются на основе налоговых деклараций, а их перечисление в бюджет — на основе заявок на кассовый расход при соблюдении правил, изложенных в приказе Казначейства России от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений».

Исчисленные и уплаченные налоги в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками (цифры условные) (табл. 2).

Итак, для бюджетных учреждений важно правомерно определять объекты налогообложения, осуществлять раздельный учет активов, обязательств, финансовых результатов в соответствии с источниками их формирования, т. е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности, приносящей доход. Именно по раздельному учету на практике

Таблица 2

Бухгалтерские проводки, отражающие исчисленные и уплаченные налоги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Д-т К-т

Исчислен налог на прибыль организаций 2401 10 130 2 303 03 730 46 000

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет 2 303 03 830 2 201 11 660 46 000

Исчислен налог на имущество организаций 2 401 20 290 2 303 12 730 8 000

Уплачен налог на имущество организаций 2 303 12 830 2 201 11 660 8 000

Исчислен земельный налог 2 401 20 290 2 303 13 730 6 000

Перечислен земельный налог в бюджет 2 303 13 830 2 201 11 660 6 000

Исчислен транспортный налог 2 401 20 290 2 303 05 730 4 000

Уплачен в бюджет транспортный налог 2 303 05 830 2 201 11 660 4 000

часто возникают проблемные вопросы в ситуациях, когда, например, сложно рассчитать, выделить коммунальные услуги, подлежащие предъявлению арендатору небольшой части недвижимого объекта и др. Эти ситуации заслуживают отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Информационный банк «Путеводитель по налогам». Практическое пособие по НДС // СПС Консультант Плюс.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской

Федерации от 3 июня 2011 г. № 442: постановление Правительства РФ от 10.11.2012 № 1151.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

9. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений: приказ Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

10. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.

13. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»

Генри Форд

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Особенности налогообложения в бюджетных учреждениях

8 июня 2010 10.00-15.30 Выступление К.ю.н., аттестованного аудитора и консультанта по налогам и сборам, члена Учебно-методического совета НП «Палата налоговых консультантов», аттестованного преподавателя Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России, автора ряда публикаций и учебно-методических пособий Ольги Анатольевны БОНДАРЕНКО на тему «Особенности налогообложения в бюджетных учреждениях».

Запись семинара

Для того, чтобы подать заявку на доступ к записи семинара с участием лектора, отправьте письмо в свободной форме на электронную почту anons-vos@garant.ru.
Стоимость данной услуги составляет 2000 рублей (НДС не облагается).

Программа Всероссийского спутникового онлайн-семинара 08.06.10 г.

1. Новое о налоговом администрировании:

  • Самое важное о концепции отбора налогоплательщиков на внеочередные налоговые проверк.
  • Уточнены нюансы допмероприятий налогового контроля.
  • Место и роль судебной практики в повседневной деятельности организации.
  • Анализ изменений действующего законодательства с 01.01.10.
  • Новые аргументы в защиту налогоплательщиков на стадии проверок.

2. Налог на добавленную стоимость:

  • Анализ изменений действующего законодательств в 2010 году. Рассмотрение сложных ситуаций, которые могут возникнуть на практике при применении новых норм. Новое в порядке заполнения счетов-фактур. Внимание – новая декларация.
  • Особенности выставления счетов-фактур на предварительную оплату в адрес бюджетного учреждения. НДС с бюджетных субсидий. Учет НДС по имуществу, приобретенного на бюджетные субсидии. Обзор разъяснений налоговых органов. Обзор типовых ошибок, допускаемых при формировании налоговой базы по НДС. Анализ судебной практики. Рекомендации по формированию учетной политики.

3. Налог на прибыль организаций:

  • Анализ изменений действующего законодательств в 2010 году.
  • Рассмотрение сложных ситуаций, которые могут возникнуть на практике при применении новых норм.

4. Особенности классификации и учета доходов от некоммерческой и коммерческой видов деятельности:

  • Необлагаемые доходы. Классификация и особенности учета расходов в бюджетных учреждениях.
  • Обзор типовых ошибок, допускаемых при формировании налоговой базы. Сложные вопросы исчисления.
  • Анализ судебной практики. Рекомендации по формированию учетной политики.

5. Спорные вопросы исчисления налогов:

  • При проведении представительских встреч.
  • Командировках сотрудников и выполнении работ лицами, работающими по гражданско-правовым договорам вне места нахождении организации.
  • Рекламных мероприятий.
  • При проведении семинаров, конференций, съездов (в т.ч. выдача призов, предоставление льгот, подарков, материальной помощи).

6. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Земельный налог.

  • Анализ изменений действующего законодательств в 2010 году.
  • Обзор спорных ситуаций при формировании налоговых баз бюджетными и некоммерческими организациями.
  • Анализ судебной практики.

7. Особенности обложения выплат в пользу работников бюджетных учреждениях.

Новое о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

  • Анализ нововведений.
  • Рассмотрение сложных ситуаций, которые могут возникнуть на практике при применении новых норм, в том числе и тех, которые не в полной мере урегулированы законодательно. Что делать с «переходящими» отпускными выплатами и больничными?
  • Обзор разъяснительных писем контролирующих органов.

8. Новое о персонифицированном учете в ПФ РФ.

9. Новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет. Анализ изменений в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размера пособий по временной нетрудоспособности.

  • Анализ нововведений
  • Обзор и рекомендации по спорным ситуациям.

10. Ответы на вопросы участников Всероссийского спутникового онлайн-семинара.

Фоторепортаж со Всероссийского спутникового онлайн-семинара 08.06.2010 г.

В рамках Всероссийского спутникового онлайн-семинара 8 июня 2010 года состоялось выступление К.ю.н., аттестованного аудитора и консультанта по налогам и сборам, члена Учебно-методического совета НП «Палата налоговых консультантов», аттестованного преподавателя Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России, автора ряда публикаций и учебно-методических пособий Ольги Анатольевны БОНДАРЕНКО на тему «Особенности налогообложения в бюджетных учреждениях».

К.ю.н., аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, член Учебно-методического совета НП «Палата налоговых консультантов», аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России, автор ряда публикаций и учебно-методических пособий Ольга Анатольевна БОНДАРЕНКО. Лекция на тему «Особенности налогообложения в бюджетных учреждениях».

Выступление лектора вызвало огромный интерес собравшихся.

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 29
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Несоответствие отдельных требований налогового законодательства действующим в бюджетных учреждениях принципам бухгалтерского учета и использования средств вызывает определенные трудности при налогообложении коммерческой деятельности учреждений и, в частности, организации в соответствии с требованиями ст. 321.1 НК РФ налогового учета. Надеемся, данная статья поможет снять часть вопросов.
Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных бухгалтерского и налогового учета. Напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль определен календарный (финансовый) год. Поскольку бюджетные учреждения в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ освобождены от уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, отчетными периодами для исчисления налога на прибыль для них согласно ст. 285 НК РФ считаются I квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Организация налогового учета в бюджетном учреждении имеет некоторые особенности по сравнению с коммерческими организациями.
Так, учитывая, что основная сфера деятельности бюджетных учреждений финансируется за счет бюджетных ассигнований, не подлежит в соответствии со ст. 321.1 НК РФ налогообложению и в бюджетном учете обособлена путем применения кодов источника финансирования (код 1), отражать осуществляемые учреждением в данной сфере финансово-хозяйственные операции в налоговом учете не следует. Внебюджетная деятельность учреждений может как подлежать налогообложению, так быть освобожденной от него, что обусловливает ведение налогового учета только в рамках внебюджетной деятельности.
В связи с тем что в плане счетов бюджетного учета отсутствует аналог счета «Расходы будущих периодов», при организации налогового учета бюджетные учреждения не могут отражать на нем в рамках бухгалтерского учета расходы, произведенные в текущем периоде, но подлежащие отнесению на уменьшение облагаемой базы в следующих периодах. В результате данные учреждения не имеют возможности в указанном случае не вести налоговый учет, заменяя его бухгалтерским.
В отличие от коммерческих учреждений переоценка активов бюджетных учреждений объявляется государственными органами, поэтому в соответствии со ст. 257 НК РФ организация налогового учета амортизации, например, основных средств в связи с несовпадением их стоимости для целей бухгалтерского и налогового учета является для них обязательной.
Кроме того, некоторые доходы и расходы признаются для целей налогообложения прибыли в сроки, не совпадающие с признанием их для целей бюджетного учета. Поэтому кроме постоянных налоговых отклонений, которые единовременно и однозначно включаются (исключаются) в облагаемую базу по налогу на прибыль, учреждения в ряде случаев сталкиваются с временными разницами, не подлежащими отнесению на уменьшение (увеличение) указанной налоговой базы только в текущем отчетном (налоговом) периоде и могут быть отнесены туда в следующих периодах.
Проанализируем возможные отклонения доходов и расходов, связанных с внебюджетной деятельностью бюджетного учреждения, отражаемых в его бюджетном учете, от показателей налогового учета.
В части доходов от внебюджетной деятельности (перечень основных таких доходов определен ст. 251 НК РФ ):
———————————
Следует учитывать, что отдельные указанные в данной статье доходы не отражаются как таковые не только в налоговом, но и бюджетном учете учреждения (а отдельные указанные в ст. 251 НК РФ доходы вообще не имеют места в бюджетных учреждениях), и поэтому нет необходимости введения налоговых регистров для учета отклонений таких доходов от показателей бюджетного учета. К данным доходам относятся:
авансы и предоплаты за оказываемые учреждением услуги (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ);
полученные учреждением залоги и задатки (пп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ);
имущество и средства организации-комитента (принципала) (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
а) постоянные налоговые отклонения по доходам:
в виде средств и имущества, полученных учреждением в рамках безвозмездной помощи (содействия) (пп. 6 и 7 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также иных целевых безвозмездных внебюджетных поступлений, в том числе образовательным организациям, организациям РОСТО и т.п. (пп. 11, 14, 22 и 23 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом согласно требованиям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствие в учреждении раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого внебюджетного финансирования, приводит к включению таких доходов в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Также в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ являются внереализационными доходами для целей налогообложения прибыли и полученные учреждением внебюджетные целевые средства и имущество, использованные не по целевому назначению;
в виде стоимости имущества, полученного учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом в налоговом учете подлежат отражению отклонения от показателей бюджетного учета только в части стоимости указанного имущества, полученного от коммерческих организаций (ГУПов) или из бюджетов другого уровня. Стоимость имущества, полученного по решению вышестоящего органа в рамках одной ведомственной подчиненности, как правило, относится к «бюджетному» имуществу и отражается в бюджетном учете учреждения не как доходы, а как средства во внутриведомственных расчетах и поэтому не приводит к формированию отклонений данных налогового учета от показателей доходов бюджетного учета;
в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими организациями в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) от страховых организаций за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий (пп. 30 п. 1 ст. 251 НК РФ);
в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором (пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие доходы могут появиться в бюджетном учете учреждения, если в период сдачи в аренду сторонней организации какого-либо закрепленного за ним имущества последняя произвела его реконструкцию, модернизацию или иные работы, приводящие к увеличению его балансовой стоимости, но не возмещаемые арендодателем (балансодержателем). В этом случае при передаче по окончании договора аренды реконструированного имущества бюджетному учреждению вместе с неотделимыми улучшениями в его бюджетном учете и возникают указанные не подлежащие налогообложению доходы;
в виде сумм списанной кредиторской задолженности учреждения по налогам и сборам (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также сумм процентов, начисленных налоговыми и иными органами на суммы излишне уплаченных и несвоевременно возвращенных учреждению налогов и сборов (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ);
в виде стоимости материалов и иного имущества, полученных (воинскими частями) при демонтаже и разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);
в виде имущества, полученного специализированными учреждениями от операций с материальными ценностями государственных запасов специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов и направленных на содержание указанных запасов (пп. 20 п. 1 ст. 251 НК РФ);
в виде сумм списанной кредиторской задолженности учреждения по налогам и сборам (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также в виде сумм процентов, начисленных налоговыми и иными органами на суммы излишне уплаченных и несвоевременно возвращенных учреждению налогов и сборов (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ);
б) временные налоговые отклонения по доходам:
в виде доходов учреждения, полученных от приема-сдачи заказчикам отдельных этапов работ. Если прием-сдача платных работ и услуг учреждения осуществляется поэтапно, то с 1 января 2006 г. согласно п. 140 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, до окончания всех работ (услуг) по соответствующему договору выручка от сданных заказчикам этапов работ (услуг) подлежит отражению как доходы будущих периодов с последующим списанием сумм указанных доходов на доходы текущего периода при окончательной сдаче работ (услуг) по договору. В целях формирования облагаемой базы по налогу на прибыль суммы закрытых и оформленных актами этапов работ уже являются облагаемым доходом.
В части расходов от внебюджетной деятельности (перечень основных таких расходов определен ст. 270 НК РФ):
а) постоянные налоговые отклонения по расходам:
в виде расходов непроизводственного характера или недооформленных документально (ст. 252 НК РФ). Согласно требованиям указанной статьи все расходы учреждения для включения их в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль должны быть экономически обоснованными (т.е. направленными на получение дохода) и документально подтвержденными. Невыполнение одного из данных условий не позволяет отнести соответствующую сумму расхода на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль;
в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет и взимаемых уполномоченными на это государственными организациями (п. 2 ст. 270 НК РФ). При этом штрафы, пени и неустойки, начисленные негосударственными и коммерческими организациями за различные нарушения (например, условий хозяйственных договоров), являются внереализационными расходами и подлежат включению в расчет налоговой базы (кроме взыскиваемых коммунальными организациями налогов и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду);
в виде взносов на добровольное страхование (п. 6 ст. 270 НК РФ) и негосударственное пенсионное страхование (п. 7 ст. 270 НК РФ), кроме случаев добровольного страхования работников (ст. 255 НК РФ) и имущества (ст. 263 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся взносы на добровольное страхование гражданской ответственности по услугам учреждения;
в виде процентов, начисленных учреждению сверх сумм, признаваемых в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ (п. 8 ст. 270 НК РФ). При этом учреждение может отказаться от определения лимита затрат в виде процентов по долговым обязательствам в сопоставимых ценах и определять этот лимит только исходя из установленных НК РФ коэффициентов, что должно быть регламентировано в его учетной политике;
в виде стоимости безвозмездно переданного внебюджетного имущества (работ, услуг) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ);
в виде стоимости внебюджетного имущества, переданного учреждением в рамках целевого финансирования учреждениям другой ведомственной принадлежности, а также коммерческим организациям и лицам (п. 17 ст. 270 НК РФ);
б) временные налоговые отклонения по расходам:
в виде части амортизации, начисленной на стоимость амортизируемого внебюджетного имущества учреждения. Причинами возникновения отклонений показателей налогового учета учреждения от бюджетного в этом случае могут быть следующие:
до 1 января 2002 г. налоговая база по налогу на прибыль для бюджетных учреждений определялась в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы», согласно которой вместо амортизации основных средств и нематериальных активов в бюджетном учете начислялся их износ, а стоимость списывалась на уменьшение налоговой базы по данному налогу единовременно в момент пуска данных активов в эксплуатацию. С вступлением в силу гл. 25 НК РФ ранее начисленные на указанные активы суммы износа были признаны их амортизацией, которая уже не подлежала повторному списанию на уменьшение налоговой базы, так как была ранее списана при приобретении данного имущества;
начиная с 1 января 2002 г. отраженные в бюджетном учете суммы увеличения (уменьшения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов учреждения в процессе их переоценок не подлежат отнесению на уменьшение облагаемой базы учреждения по налогу на прибыль, что приводит к возникновению необходимости организации налогового учета таких отклонений (ст. 257 НК РФ);
в отличие от требований бюджетного учета, согласно которым с 1 января 2005 г. амортизация основных средств начисляется исходя из максимального срока их полезного использования (Письмо Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721), в целях налогообложения прибыли учреждение вправе самостоятельно устанавливать сроки полезного использования данных активов в пределах, установленных для соответствующей амортизационной группы ст. 258 НК РФ. Следовательно, сроки полезного использования амортизируемого имущества для целей налогового учета могут быть ниже установленных для бюджетного учета, в результате чего возникает необходимость учета формируемых в результате этого отклонений. По мнению автора, в целях снижения трудоемкости ведения учета целесообразно устанавливать сроки полезного использования для целей бюджетного и налогового учета по возможности одинаковыми.
Таким образом, стоимость приобретенных учреждением основных средств и нематериальных активов, как правило, списывается в более короткие сроки в налоговом учете.
Аналогично амортизации основных средств и нематериальных активов разный порядок списания затрат может быть принят и в части списания материальных запасов (например, для целей налогового учета — по средней, а для целей бюджетного учета — по фактической себестоимости). В целях оптимизации учета указанная проблема, как правило, решается путем принятия для бюджетного и налогового учета идентичных принципов списания соответствующих затрат;
в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунального и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, определенный ст. 275.1 НК РФ.
Учреждения могут указать в учетной политике, что убытки обслуживающих производств и хозяйств являются не временным, а постоянным отклонением затрат, принимаемых для целей налогообложения прибыли, от затрат для целей бюджетного учета, и на этом основании сразу исключать данные затраты из расчета налоговой базы;
в виде разницы в оценке объемов незавершенного производства для целей бюджетного учета и налогообложения. Согласно требованиям ст. 318 НК РФ для целей налогообложения прибыли учреждения стоимость незавершенного производства определяется исходя только из прямых затрат. Для целей же бюджетного учета, особенно по работам и услугам, выполняемым в рамках государственного заказа, для обеспечения государственного контроля за расходованием средств заказчики, как правило, требуют организации пообъектного учета затрат исходя из всех расходов учреждения.
На практике у бюджетных учреждений

В ст. 251 НК РФ перечислены те доходы, которые налогом на прибыль не облагаются. Перечень является закрытым. Это говорит о том, что не подлежат налогообложению только те доходы, которые перечислены в этой статье.

Разберем некоторые из них.

Предоплата

В каком случае сумма полученного аванса за предстоящие поставки товаров не будет являться доходом? В том случае, если компания применяет метод начисления. Аванс войдет в число облагаемых доходов только в случае применения кассового метода признания доходов и расходов.

Задаток или залог

Сумма задатка или залога сама по себе выдается организации как бы в обеспечение исполнения условий договора. Получается, что при выполнении условий договора задаток будет возвращен. Но в таком случае необходимо сторонам составить соглашение о задатке. В противном случае налоговая инспекция не примет объяснения того, что эта сумма не аванс. И компании, которая применяет кассовый метод признания доходов и расходов, грозит начисление налога на прибыль. Особенностью залоговых отношений является то, что у какой бы из сторон не находился предмет залога, право собственности на него сохраняется за залогодателем. Именно на этом основана норма ст. 251 НК РФ, освобождающая сумму залога от налога на прибыль.

Вклад в уставный капитал

Это не доход. Не включаются в налоговую базу по прибыли суммы вкладов участников общества при его создании.

Кредит, заем

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль суммы полученных средств в рамках кредитного договора. Например, организация получила кредит. Это средства получены на возвратной основе. Организация обязана по договору их вернуть. Поэтому никак такие суммы не будут отражаться в доходах. Стоит обратить внимание на то, что если на суммы полученного кредита компания приобрела сырье и материалы, то такие расходы она вправе принимать к учету. Иными словами, расходы не будут зависеть от того, от куда были получены денежные средства.

Безвозмездно полученные средства (имущество)

Ст. 251 НК РФ кроме всего прочего еще устанавливает то, что организация вправе в некоторых случаях не принимать в качестве дохода безвозмездно полученные денежные средства (имущество). А именно:

– полученные от организации, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вкладов передающей стороны;

– полученные от организации, если уставный капитал передающей стороны более чем на 50% состоит из вкладов получающей компании;

– от физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада этого физического лица.

Обратите внимание – полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество не передается третьим лицам. Это правило не касается денежных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *