Договор фрахтования транспортного

Грузоперевозки – неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Успех международной сделки, стоимость и безопасность доставки зависят от способа доставки, выбора перевозчика, условий транспортировки. Одна из важных задач – разобраться в тонкостях фрахта. Для этого необходимо понять значения термина, принципы расчета ставок, узнать условия договора фрахтования.

Что такое фрахт?

Простыми словами, термин фрахт означает плату за доставку. Ее выплачивает фрахтователь либо отправитель груза судовладельцу. Она устанавливается условиями договора или положениями закона. Размер фрахта при отсутствии договоренности сторон формируется с учетом ставок, которые применяются в месте погрузки. Предметом договора является сдача судна в аренду, но не транспортировка груза.

Другие значения слова:

  1. Доставка на зафрахтованном судне. Стороны договариваются об условиях транспортировки, оценивают состояние груза;
  2. Договор на транспортировку с описанием груза, указанием обязанностей грузоперевозчика, суммы платы.

Если фактический объем отправляемого груза превышает указанный в договоре, сумма фрахта будет выше. Если груза окажется меньше, судовладелец вправе потребовать компенсации упущенной выгоды. В ситуации, когда установленный договором фрахт оплачивается независимо от объема груза, применяется термин люмпсум.

От чего зависит стоимость фрахта?

Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:

  • Протяженность маршрута. Чем дальше находится пункт отгрузки, тем дороже доставка;
  • Безопасность маршрута. Если судну приходится пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки возрастет;
  • Маршрут через Босфорский либо Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина;
  • Необходимость проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • Перевозка опасных грузов.

На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.

Как рассчитывается ставка фрахта?

Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.

Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:

  • BAF – за топливо. Корректируется каждый месяц с учетом колебания мировых цен;
  • ТНС – компенсация портовых расходов. Выплачивается в терминалах портов за погрузку, разгрузку, обработку;
  • DOCS – плата за оформление документов в портах отправления и прибытия.

Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.

Условия погрузки фрахта

Они предусматривают обязанность оплачивать погрузочно-разгрузочные работы отправителем или получателем груза. Условия могут быть следующие:

  • Free Out (FO) – перевозка без выгрузки. Во фрахт данный вид работ не входит;
  • Free In – доставка без погрузки. Оплата погрузки товара в порту выгрузки не включена в стоимость фрахта;
  • Liner Out (LO) – условие доставки, когда обработка груза, контейнера и их выгрузка включены в стоимость;
  • Liner In (LI) – условие перевозки, когда выгрузка, погрузка входят в ставку перевозки.

Условия погрузки прописываются в договоре поставки, транспортной документации, которая устанавливает обязанность сторон по оплате этапов фрахта.

Стоимость зависит от условий погрузки фрахта.

Морской фрахт

Морской фрахт осуществляется на основании договора, где прописывается порядок найма судна, обязанности фрахтователя и фрахтовщика, определяются условия оплаты доставки. В международных грузоперевозках есть разная практика распределения расходов и ответственности между грузоотправителем и получателем. Договор фрахтования бывает двух типов:

  1. Бэрбоут-чартер. Судовладелец предоставляет фрахтователю судно без экипажа.
  2. Тайм-чартер. Предполагает передачу судна вместе с экипажем на конкретный период.

Какие документы нужны

Морская перевозка, погрузочно-разгрузочные работы сопровождаются специальными документами, которые необходимы как владельцу, перевозчику груза, так и таможне:

  • Коносамент. В нем прописывается право собственности на доставляемый груз. Документ позволяет перепродавать товар еще на пути следования с внесением всех записей о сделках;
  • Штурманская расписка. Подтверждает передачу товара грузоперевозчику;
  • Морская накладная. Удостоверяет наличие договора, которым определена обязанность перевозчика доставить груз в порт получения;
  • Упаковочный лист. Содержит данные всех перевозимых товаров и товарных мест.

В пакет документов также входит доковая расписка. Она подтверждает, что груз прибыл в порт для дальнейшей транспортировки по морю.

Морская перевозка востребована благодаря ряду преимуществ:

  • Доступность. Транспортировка судном позволяет привозить товары крупными партиями и экономить средства;
  • Безопасность. Доставка морем позволяет перевозить грузы в целости и сохранности.

Предприниматели могут доставлять морем грузы самых разных типов: негабарит, опасные, ценные, хрупкие.

При морских перевозках обычно используются контейнеры – универсальные для всех наземных типов транспорта. Их легко можно перегружать на ж/д состав, автотранспорт для дальнейшей наземной отправки из порта.

Доставка морем имеет свои риски и особенности:

  • Срыв сроков доставки в связи с погодными условиями. Из-за непогоды судна могут потерять время в пути следования, пережидать ненастье в порту отправки;
  • Невозможность доставки от двери к двери. Для этого заказчику необходимо выбирать мультимодальную перевозку и доплачивать за перевалочные работы, доставку по суше;
  • Невозможность срочной доставки. Для экстренных случаев предпочтительно авиасообщение.

Несмотря на минусы, морской фрахт пользуется большим спросом у участников ВЭД благодаря доступности и возможности доставлять крупные партии грузов.

Авиафрахт

К основным документам при авиаперевозке относятся:

  • Авиагрузовая накладная. Подтверждает заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком, принятие груза, содержит условия доставки;
  • Грузовой манифест. Составляется на все накладные, в нем указаны данные о товаре на конкретном рейсе;
  • Инвойс. Включает наименование товара, его количество, описание, стоимость;
  • Упаковочный лист. Также включает наименование товаров с указанием веса нетто, брутто, габаритов.

Пакет документов может включать паспорт безопасности, удостоверяющий безопасность отправления для доставки воздухом.

Преимущества авиафрахта:

  • Высокая скорость доставки. Позволяет транспортировать срочные и скоропортящиеся грузы за 1 день;
  • Безопасность. При перевозке грузы фиксируются специальными креплениями;
  • Возможность доставлять в любые города, в которых есть аэропорты.

Недостатки:

  • Дороговизна. Доставка самолетом гораздо дороже, чем морем или автомобильным транспортом;
  • Ограниченная грузоподъемность. Самолеты не могут вместить большое количество грузов и негабаритные отправления;
  • Невозможность перевозки жидких, взрывоопасных, сыпучих материалов.

Скорость и экономия средств определяют выбор способа грузоперевозки. Если заказчику важно доставить товар за 1–2 дня, предпочтителен авиафрахт. В приоритете экономия средств – в этом случае выручит морская доставка, но в ущерб скорости перевозки.

Стоимость и сроки доставки 20 футового контейнера из Китая Одним из неоспоримых преимуществ морских контейнерных перевозок является их невысокая стоимость и универсальность Ставки за таможенные сборы в 2020 в удобной таблице Для удобства пользователей сайта были составлены таблицы, облегчающие восприятие информации. В 2020 году продолжают действовать утвержденные ранее ставки.

ФРАХТ (нем. Fracht; англ. freight) -1) плата за перевозку груза или пассажиров водным путем либо за использование судов в течение определенного времени, а т.ж., в зависимости от условий договора, плата за погрузку, выгрузку и укладку груза. Чаще плательщиком выступает фрахтователь, т.е. лицо, заключившее договор о перевозке с владельцем транспортных средств (фрахтовщиком). Как правило, Ф. оплачивается по завершении перевозки. Порядок оплаты и размера Ф. устанавливается фрахтовым договором. Расчеты по Ф. производят по количеству груза, принятого на борт. При перевозке малоценного груза большими партиями Ф. может рассчитываться по количеству груза, указанному в коносаменте. Фрахтователь дополнительно платит за каждый порт, куда судно заходит для погрузки и выгрузки, указанный в фрахтовом договоре. Без согласования с фрахтователем нельзя использовать судно для промежуточных перевозок, даже если такие перевозки осуществляются в попутном балластном направлении. Возможен Ф. на условиях лумпсум (в этом случае рассчитывается общая сумма платы за перевозку). Время и место оплаты могут быть определены: при сдаче груза к перевозке в пункте отправления, по прибытии в порт назначения, во время или после окончания выгрузки, после сдачи груда грузополучателю и проверки его массы. В мировой практике принят индекс Ф., разработанный для сопоставления танкерных ставок Ф. не в зависимости от размеров судов и их маршрутов, а от стоимости стандартного судна; 2) груз, перевозимый по фрахту и сама перевозка груза.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

Фрахтование – это наем или аренда судов для выполнения определенной работы, например, буксировки объектов, транспортировки грузов, пассажирских перевозок. Фрахтование в обязательном порядке подразумевает оплату – фрахт, размер которого устанавливается соглашением между сторонами – фрахтовщиком и фрахтователем.

Наем подразумевает, что судно передается без экипажа. Аренда означает передачу судна вместе с экипажем.

Виды фрахтования

К понятию фрахтования относятся две основные его разновидности:

1. Рейсовое.

2. На срок.

Отличие договора перевозки от договора фрахтования заключается в том, что фрахтовщик не несет ответственность за груз фрахтователя.

Рейсовое фрахтование СМТ (Билибино, Певек, Чукотка, Черский)

Главные особенности рейсового фрахтования:

  • Судно фрахтуется для определенной работы.
  • Для этой конкретной работы можно оценить объем и трудоемкость.
  • Вознаграждение фрахтователя фрахтовщику определяется объемом и трудоемкостью выполняемой работы.
  • Все расходы по выполнению этой определенной работы ложатся на судовладельца.

Единственным исключением из последнего пункта являются расходы по погрузке и выгрузке грузов.

Выделяют несколько подвидов рейсового фрахтования – на один рейс, на круговой, на фиксированное число рейсов.

Одностороннее и двустороннее фрахтование удобно, когда необходимо заполнить балластные переходы. Фрахтование на определенное число последовательных рейсов применяется, если какой-либо груз требуется доставить несколькими рейсами.

Фрахтование на время

Основные признаки фрахтования на время:

  • Суда предоставляются для целей фрахтователя на определенный срок.
  • Вознаграждение судовладельца исчисляется повременно.
  • Расходы на эксплуатацию и обслуживания судов в основном ложатся на фрахтователя.

На судовладельца, однако, могут быть переложены некоторые постоянные расходы (при условии, что их не взял на себя арендатор).

Основные подвиды фрахтования на время – тайм-чартер, бербоут-чартер, димайз-чартер.

Timecharter

Фрахтование по договору тайм-чартера подразумевает, что судовладелец за определенную плату (арендную плату) предоставляет судно вместе с экипажем и берет на себя постоянные издержки – оплату услуг экипажа, страхование и т.д. На вторую сторону возлагаются переменные издержки, т.е. непосредственно связанные с перевозкой груза – затраты на топливо, портовые сборы и пр.

Bare boat Charter

По договору бербоут-чартера фрахтователь на определенный срок получает от судовладельца на условиях платы (фрахта) судно без экипажа и не оснащенное для транспортировки грузов, перевозки пассажиров или иных целей фрахтователя. В течение всего периода бэрбоута фрахтователь считается временным собственником судна, имеет право снарядить судно своим экипажем, сменить флаг судна, заключать договоры бербоут-чартера с третьими лицами (суббербоут-чартер) на весь срок бэрбоута или его часть.

Одной из разновидностей Bare boat Charter считается бербоут с получением фрахтователем прав собственности на судно. Главное отличие данного вида фрахтования от аренды заключается в том, что арендная плата увеличивается и в течение периода бербоута компенсирует судовладельцу стоимость судна. При этом само судно считается собственностью фрахтователя с момента заключения договора бербоут-чартера – при условии, что фрахтователь выплатит всю оговоренную сумму. Фактически речь идет о комбинированной сделке, договор которой сочетает элементы договора фрахтования и договора купли-продажи.

Demise Charter

Димайз-чартер – фрахтование, при котором фрахтователь получает максимум прав по управлению и эксплуатации судна. Кроме того, фрахтователь-арендатор несет все расходы, включая оплату услуг экипажа, страхование и т.п. В отличие от тайм-чартера, когда работодателем экипажа остается судовладелец, при димайз-чартере члены экипажа считаются служащими фрахтователя в течение всего срока чартера.

Остались вопросы? Получите консультацию специалистов U.M.C.A.

Как прямой фрахтователь ледоколов для перевозки грузов по СМП, компания обладает максимумом информации по вопросам, связанным с особенностями фрахтования судов в РФ. Обращайтесь, и мы разъясним юридические тонкости, поможем оформить сопроводительные документы и предложим экспедиционные услуги, связанные с доставкой грузов в порты Севморпути.

Опубликовано13 марта 2017 в 17:24

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вы должны знать, что статья 787 ГК РФ дает определение договора фрахтования:
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Договор перевозки регулируется ст.785 ГК РФ:
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Т.о. фрахт подразумевает перевозку не только груза, но и людей, в отличие от договора перевозки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *