Единоличный исполнительный орган управляющая компания

ДОГОВОР о передаче полномочий единоличного исполнительного органа.Образец, типовая форма

ДОГОВОР о передаче полномочий единоличного исполнительного органа. Образец, типовая форма

ДОГОВОР № ___

о передаче полномочий единоличного исполнительного органа
ООО «…….»
Управляющему — ООО «…………….»
г. Тюмень «____» _____________ 20__ г.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «…………….», именуемое в дальнейшем “Общество”, в лице …………………………, действующего на основании Устава и в соответствии с решением Общего собрания участников Общества (протокол № __ от «___» _____________ 20__ г.) с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью “………………………”, именуемое в дальнейшем “Управляющий”, в лице ………………………………………, действующего на основании Устава и в соответствии с решением Совета директоров Управляющего (Протокол № __ от «___» ___________ 20__ г.), с другой стороны, договорились о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1.Настоящий Договор устанавливает объем передаваемых полномочий единоличного исполнительного органа Общества Управляющему, а также регулирует взаимоотношения сторон в связи с передачей Обществом Управляющему полномочий (прав и обязанностей) единоличного исполнительного органа (директора) Общества.
1.2.В соответствии с настоящим Договором Общество передает, а Управляющий принимает на себя осуществление полномочий (прав и обязанностей) единоличного исполнительного органа Общества, определенных в соответствии с настоящим Договором, Уставом Общества и решениями Общих собраний Общества. Моментом передачи полномочий (прав и обязанностей) является момент подписания настоящего договора.
2.Порядок исполнения обязательств
2.1.Управляющий действует от имени Общества на основании Устава Общества в соответствии с настоящим договором и решениями Общего собрания акционеров Общества.
2.2.Полномочия Управляющего определяются Уставом Общества и настоящим договором. Управляющий осуществляет переданные ему полномочия единоличного исполнительного органа Общества через свои органы управления и должностных лиц.
2.3.При осуществлении полномочий единоличного исполнительного органа Общества в отношениях с Обществом (внутренние отношения), единоличный исполнительный орган Управляющего действует от имени Управляющего без доверенности. Остальные органы управления и должностные лица Управляющего действуют от имени Управляющего на основании доверенности, выдаваемой единоличным исполнительным органом Управляющего.
2.4.При осуществлении полномочий единоличного исполнительного органа Общества в отношениях с третьими лицами (внешние отношения), единоличный исполнительный орган Управляющего действует от имени Общества без доверенности. Должностные лица и работники Общества действуют от имени Общества на основании доверенностей, выдаваемых единоличным исполнительным органом Управляющего.
2.5. Органы управления, должностные лица и работники Управляющего действуют от имени Общества на основании доверенностей, выдаваемых единоличным исполнительным органом Управляющего.

2.6.Передача дел Общества Управляющему осуществляется на основании акта приема-передачи. Перед подписанием акта приема-передачи дел стороны производят сверку дел, активов и пассивов Общества и подписывают соответствующие акты сверки.
3. Права и обязанности Общества
3.1.Общество, в лице своих высших органов, имеет право:
-контролировать деятельность Управляющего в части осуществления функций единоличного исполнительного органа Общества;
— получать в установленном действующим законодательством РФ и Уставом Общества порядке информацию и отчетную документацию, относящуюся к деятельности Управляющего как единоличного исполнительного органа Общества;
— осуществлять в установленном порядке полномочия не переданные Управляющему;
— требовать от Управляющего надлежащего исполнения полномочий единоличного исполнительного органа Общества в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим договором;
— осуществлять иные права, предоставленные ему настоящим Договором и Уставом Общества;
3.2. Общество обязуется:
— своевременно рассматривать и принимать, в пределах своей компетенции, решения по вопросам, связанным с деятельностью Управляющего как единоличного исполнительного органа Общества;
— надлежащим образом исполнять предусмотренные уставом Общества и настоящим договором полномочия;
— в необходимых случаях уведомить соответствующие органы и организации о заключении настоящего договора и передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества Управляющему, а также выполнить в этой связи все необходимые действия;
— содействовать Управляющему в решении производственных и социальных вопросов, реализации решений Общего собрания акционеров Общества.
4. Права и обязанности Управляющего
4.1.Управляющий, как исполнительный орган Общества, осуществляет руководство текущей деятельностью Общества.
4.2.Управляющий в лице своих органов и должностных лиц в соответствии с компетенцией установленной Уставом, в порядке, в объемах и на условиях предусмотренной настоящим договором:
— представляет интересы Общества в отношениях с государственными и муниципальными органами, должностными лицами, физическими и юридическими лицами, на основании настоящего договора;
— осуществляет право подписи от имени Общества;
— от имени Общества оспаривает в суде, арбитражном и третейском судах в установленном законом порядке действия (бездействие) органов государственного управления, должностных лиц, юридических лиц и граждан, нарушающие охраняемые законом права и интересы Общества;
— распоряжается с учетом ограничений, предусмотренных Договором и Уставом общества, имуществом, денежными средствами и иными активами Общества (в том числе средствами фондов Общества), приобретенными (полученными) после подписания настоящего договора в порядке, установленном законодательством РФ, Уставом Общества, внутренними документами Общества и решениями Общего собрания акционеров Общества. Статус имущества, денежных средств и иных активов, находящихся на балансе Общества до подписания настоящего договора, а также статус денежных средств поступающих по договорам заключенным Обществом до подписания настоящего договора, порядок и условия распоряжения ими определяются Общим собранием акционеров Общества;
заключает и расторгает от имени Общества договоры, в том числе трудовые, совершает сделки, за исключением сделок, решение о заключении которых в соответствии с действующим законодательством и Уставом общества принимается Общим собранием акционеров.
— выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;
— открывает в банках расчетный и иные счета;
— разрабатывает положения о филиалах и представительствах Общества, созданных по решению Общего собрания акционеров Общества, назначает руководителей филиалов, представительств Общества, выдает им доверенности, осуществляет общее руководство деятельностью филиалов и представительств Общества, утверждает сметы на их содержание;
— от имени Общества принимает и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания, привлекает к материальной ответственности;
— определяет структуру и компетенцию подразделений Общества, утверждает штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты, обеспечивает их выполнение;
— определяет размер заработной платы работников Общества, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
— издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников Общества;
— определяет учетную политику Общества;
— подготавливает планы использования фондов Общества;
— осуществляет использование средств фондов, их учет и текущий контроль;
— отчитывается перед Общим собранием акционеров Общества об исполнении смет и бюджетов, об использовании и остатках средств фондов Общества;
— осуществляет подготовку для проведения Общих собраний акционеров Общества, подготавливает проекты внутренних документов Общества;
— совершает иные действия, необходимые для достижения целей Общества, за исключением тех, которые относятся к компетенции Общего собрания акционеров Общества в соответствии с Уставом Общества, либо совершение которых ограничено настоящим договором.
4.3. Управляющий, осуществляя функции единоличного исполнительного органа Общества, обязан:
— обеспечивать эффективное управление имуществом, хозяйственной деятельностью и делами Общества, в том числе, обеспечивать извлечение Обществом прибыли, стабильное финансовое положение, экономическое и производственное развитие Общества
— обеспечивать соблюдение в процессе осуществления Обществом хозяйственной деятельности требований действующего законодательства
— подчиняться решениям Совета директоров и Общего собрания акционеров Общества, принятых в пределах их компетенции
— обеспечивать (в пределах прав, предоставляемых настоящим Договором) исполнение решений, принятых Советом директоров и Общим собранием акционеров Общества в соответствии с их компетенцией
— осуществлять формирование и контроль за исполнением бюджетов, хозяйственных смет и планов использования фондов Общества в соответствии с уставом Общества
— на основе субподрядного договора привлекать Общество к выполнению заказов клиентов Управляющего в части оказания услуг осуществляемых Обществом;

— осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение конфиденциальности информации.
— исполняет решения, принятые Общим собранием акционеров Общества в пределах своей компетенции, представляет для утверждения Общему собранию акционеров Общества годовые бухгалтерские отчеты — балансы, проекты программ и планов развития Общества;
4.4. Полномочия единоличного исполнительного органа Общества, не переданные Управляющему, осуществляются Общим Собранием акционеров Общества в лице уполномоченного им акционера в соответствии с Уставом Общества и решениями Общего Собрания акционеров Общества.
4.5. Управляющий в части осуществления функций единоличного исполнительного органа Общества подотчетен Общему собранию акционеров Общества.
4.6. Общее собрание акционеров Общества, а также акционеры Общества не вправе вмешиваться в деятельность Управляющего, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ, Учредительным договором и Уставом Общества.
4.7.Действия (решения) Управляющего, совершенные с превышением его компетенции, являются недействительными.
5. Ответственность сторон
5.1.Управляющий несет ответственность в соответствии со ст. 71 Федерального Закона “Об акционерных обществах», Уставом Общества, настоящим Договором.
5.2.Управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен
действовать в интересах Общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно.
5.3. Управляющий несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием) в соответствии с действующим законодательством. Не подлежит возмещению ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного и хозяйственного риска.
5.4.При определении оснований и размера ответственности Управляющего принимаются во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
5.5. Общество в соответствии с действующим законодательством РФ несет ответственность перед Управляющим за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору.
5.6.Управляющий не несет ответственности за последствия совершенных ей во исполнение решений Общего собрания акционеров Общества действий в отношении Общества в случае, если данные действия повлекли за собой причинение убытков Обществу.
6. Основания освобождения от ответственности
6.1.Стороны освобождаются от ответственности за частичное и полное невыполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключении настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которая сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
6.2.При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.
6.3. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна по наступлении и прекращении обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств, немедленно известить об этом другую сторону.
6.4.Сторона, которой обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств по настоящему Договору, имеет право отказаться от дальнейшего исполнения своих обязательств лишь при согласии другой стороны и в случае, если обстоятельства непреодолимой силы будут продолжаться более трех месяцев. В этом случае ни одна из сторон по Договору не имеет право на возмещение убытков.
7. Срок действия Договора и основания расторжения Договора
7.1. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок и вступает в действие с момента его подписания. Любая из сторон вправе в любое время прекратить действие настоящего Договора, направив другой стороне уведомление о его прекращении. Уведомление о прекращении действия договора должно быть направлено другой стороне не менее чем за 3 месяца до момента прекращения договора. В случае прекращения настоящего Договора стороны производят сверку дел, активов и пассивов Общества и подписывают соответствующие акты сверки. Передача дел от Управляющего Обществу осуществляется на основании акта приема-передачи.
7.2. Изменение условий Договора может быть осуществлено в любое время по согласованию сторон. Дополнения и изменения являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
8. Порядок разрешения споров
8.1.Возможные споры, касающиеся взаимоотношений сторон, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются путем взаимных договоренностей. При невозможности достичь урегулирования споров — вопрос передается на разрешение в арбитражный суд Тюменской области.
9. Иные условия
9.1. Настоящий Договор составлен и подписан в двух экземплярах: один экземпляр хранится в делах Общества, другой находится у Управляющего.
Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.
9.2. При ведении переписки по вопросам, относящимся к исполнению настоящего Договора, стороны могут использовать факсимильное воспроизведение подписи и печати с помощью средств механического или иного копирования.
9.3. Отношения, не урегулированные настоящим Договором, регламентируются действующим законодательством и Уставом Общества.
Реквизиты сторон:
Общество:

Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации — передача полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Законодательство предоставляет возможность передать полномочия единоличного исполнительного органа общества другой организации (управляющей организации). Такая передача полномочий производится договором, который так и именуется Договор на передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

В результате такого договора генеральным директором одной организации будет не физическое лицо, а другая организация. Представлять управляемую организацию будет генеральный директор управляющей организации. Генеральный директор управляющей организации может выдавать доверенность своим заместителям, которые и осуществляют фактическое управление управляемым обществом.

Управляющая организация (компания) — организация, которая принимает на себя полномочия единоличного исполнительного органа общества другой организации (управляемой организации). Управляющая организация получает вознаграждение за услуги по управлению, на основании заключенного сторонами договора на управление.

Управляемая организация (управляемое общество) — организация, которая передает полномочия единоличного исполнительного органа общества другой организации (управляющей организации). Управляющая организация несет расходы за услуги по управлению, на основании заключенного сторонами договора на управление.

Для акционерных обществ передача полномочий единоличного исполнительного органа предусмотрена частью 1 статьи 69 федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»:

«По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.»

Для обществ с ограниченной ответственностью передача полномочий единоличного исполнительного органа предусмотрена статьей 42 федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

«1. Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

2. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.

3. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.»

Предмет договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа может формулироваться следующим образом:

«По настоящему Договору Управляющая организация принимает на себя обязанности по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа Общества, а Общество обязуется выплатить Управляющей организации вознаграждение в размере, порядке и на условиях, установленных настоящим Договором».

Если в договоре стороны решили более подробно расписать услуги по управлению, то следует отметить, что управленческая деятельность заключается в планировании, организации и контроле. Соответственно, в предмете договора или в приложении, описывающем состав услуг по управлению, может быть указано примерно следующее — планирование, организация и контроль бюджетного процесса, маркетинговой деятельности и т.д.

Пример из арбитражной практики

Налоговый орган исключил из расходов управляющей компании часть стоимости услуг по управлению, ссылаясь на то, что услуги, оказываемые управляющей компанией дублируются с услугами, оказанными управляемому обществу иными исполнителями. Судебный орган вынес решение в пользу налогоплательщика, указав, что управляющей компанией были оказаны услуги по организации и контролю деятельности управляемого общества в сфере бухгалтерского учета и отчетности, экономики и финансов, которые не являются консалтинговыми услугами (то есть нет никакого дублирования).

Постановление ФАС Московского округа от 13.06.2012 по делу N А40-105356/11-20-436

Оформление правоотношений управляемой организацией с внешними лицами осуществляется следующим образом — договоры и иные документы подписывает генеральный директор управляющей организации. При этом в преамбуле договора указываются его полномочия и основания исполнения им полномочий единоличного исполнительного органа. На договоре ставится печаль управляемой организации.

Пример

Управляемая компания (ООО «Дочернее»). Управляющая компания ООО «Управляющая», ее руководитель – генеральный директор Иванов И.И.

В договоре, к примеру, в преамбуле может использоваться такая речевая конструкция: «ООО «Дочернее», именуемое далее Продавец, в лице директора управляющей компании ООО » Управляющая » Иванова И.И., действующего на основании устава ООО » Управляющая » и договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Дочернее» ООО » Управляющая » от… (числа) N…».

Налогообложение договора на управление

Для управляющей компании, вознаграждение по договору признается доходом.

Для управляемой организации, уплачиваемое вознаграждение признается прочим расходом, как расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Цена договора на управление

Стороны вправе установить договором порядок определения цены договора на управление. Основные применяемые на практике варианты:

— Фиксированная сумма (может определяться как полная себестоимость расходов управляющей компании, увеличенная на норму рентабельности);

— Фиксированная сумма плюс переменная часть. Переменная часть может определяться как бонус за достигнутые результаты.

— Компенсация фактических расходов плюс переменная часть.

Пример из арбитражной практики

Стоимость услуг по управлению обществом, оказываемых Управляющей компанией, складывалось из величин: компенсации расходов и эффективности управления (указанные величины определены Приложением к договору).

Налоговый орган считал, что такой порядок формирования стоимости экономически не оправдан и требовал исключить такие расходы у управляемого общества.

Решение в пользу налогоплательщика — Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2008 по делу N А57-12940/06

Определением ВАС РФ от 04.07.2008 N 8166/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Управляемое общество и управляемая организация признаются взаимозависимыми лицами. Так, взаимозависимыми лицами признаются — организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

В то же время, само по себе признание их взаимозависимыми, не влечет отрицательных последствий. Такие последствия могут возникнуть только в том случае, если сделки между что управляемым обществом и управляемой организацией будут контролируемыми.

Если управляемое и управляемая организации российские, то сделки между ними контролируемые только если сумма доходов (расходов) по договорам на управление и иных сделок между ними превышает за календарный год 1 млрд. рублей (2012 год – 3 млрд., 2013 – 2 млрд.). Этот порог достаточно высок, что позволяет во многих случаях избежать контролируемости сделок.

В случае, если все таки, сделки между управляемым обществом и управляемой организацией контролируемые, то основным негативным последствием является возможность налогового органа исчислить налоговые обязательства исходя из рыночных цен сделок, если цены между ними существенно отличаются от рыночных. Также устанавливается обязанность организаций представить уведомления о контролируемых сделках (не позднее 20 мая следующего года) (ст. 105.16 НК).

Если сделка по управлению является контролируемой, то НК РФ предусматривает методы определения доходов, применяя которые определяется цена для целей налогообложения. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (кроме случая, указанного в п. 2 ст. 105.10 НК РФ). Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.7 НК РФ).

По услугам на управление редко удается найти информацию о сделках, совершенных на сопоставимых условиях. При отсутствии такой информации может применяться затратный метод. На это прямо указывает пп. 3 п. 2 ст. 105.11 НК РФ — затратный метод может применяться, в частности, при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации.

Документальное оформление договора на управление

В подтверждение расходов на управление составляется акт оказанных услуг. На практике, налоговый орган не редко требует, чтобы в актах была детальная расшифровка содержания оказанных услуг по управлению. Нередко, в случае, когда в акте указывается только общая формулировка типа «Управляющая компания оказала услуги по управлению за 1-й квартал ___ года», налоговые органы не признают такие расходы (как документально неподтвержденные). В то же время, по этому вопросу, суды в основном на стороне налогоплательщиков.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 26.12.2008 N КА-А40/12250-08 по делу N А40-18689/08-75-55 отмечено:

«Соглашением стоимость услуг определена в расчете на период, в течение которого персонал выполнял работы для заявителя — квартал, в связи с чем отсутствие в актах этапов работ и расценок на каждый вид услуг не может расцениваться как нарушение требований законодательства».

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2011 по делу N А78-5740/2010 отмечено:

«Отклонен довод налоговой инспекции о том, что представленные обществом акты выполнения услуг и счета-фактуры не раскрывают содержание оказанных услуг в связи с отсутствием в них подробного описания содержания и детализации оказанных услуг указав, что управленческие услуги не имеют единицы измерения, количественного объема и цены единицы измерения».

Такие же выводы в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.09.2010 по делу N А55-40076/2009, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2011 по делу N А67-5355/2010.

Следует отметить, что помимо акта оказанных услуг рекомендуется составлять Отчет управляющей компании, в котором раскрывается содержание оказанных услуг – трудозатраты, результаты, рекомендации, планы и т.д.

Нередко возникают споры с налоговым органом по вопросу реальности услуг на управление. Так, в соответствии со сложившейся арбитражной практикой, если договор существует только на бумаге, реальных услуг не оказывается, а договор это только средство перевести средства в управляющую компанию, то для управляемого общества такие затраты по договору не признаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

В случае таких споров, отчет управляющей компании является дополнительным доказательством реальности оказанных услуг (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2010 N Ф03-293/2010 по делу N А73-5196/2009 (Определение ВАС РФ от 20.05.2010 N ВАС-5721/10), Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2010 по делу N А55-40076/2009, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.2011 по делу N А53-1945/2011).

Управляющая организация. Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему).

Полномочия руководителя хозяйственного общества могут осуществляться как физическим лицом, являющимся его руководителем (директором, генеральным директором, президентом и др.), так быть переданы по договору осуществление полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО) управляющей организации (управляющему). Соответствующая возможность установлена статьей 42 закона об обществах с ограниченной ответственностью (Закон об ООО) и пунктом 1 статьи 69 закона об акционерных обществах (Закон об АО).

При этом в качестве управляющей организации может выступать – коммерческая организация любой организационно-правовой формы. В качестве же управляющего может выступать лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя.

Полномочия принятия решения о передаче полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему) относятся к компетенции общего собрания. Кроме того, для акционерных обществ установлено специальное требование, заключающееся в возможности рассмотрения вопроса о передаче полномочий ЕИО управляющей компании (управляющему) только в случае, если такое предложение сделано (СД). Полномочия общего собрания акционеров (ОСА) в части возможности передачи полномочий ЕИО управляющей организации не могут быть переданы СД. Сведения о передаче полномочий управляющей организации подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

К преимуществам передачи полномочий ЕИО управляющей организации относят:

— Повышение эффективности деятельности хозяйственного общества вследствие профессионализации ее текущего управления;

— Уменьшение управленческих расходов.

— Возможность отнесения расходов на оплату услуг управляющей организации к затратам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

В случае использования управляющей организации в целях организации управления в группе компаний (холдинге) перечисленные преимущества расширяются следующими дополнительными возможностями:

— Обеспечения оперативного контроля и текущего управления деятельностью дочерних (подконтрольных) обществ при помощи непосредственного административного воздействия.

— Уменьшения управленческих расходов для группы компаний (холдинга) в целом.

— Увеличение влияния основного общества на руководителей (менеджеров) дочерних (подконтрольных) обществ, являющихся работниками управляющей организации.

В то же время, было бы несправедливым говорить, что передача полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему) является исключительно выгодной и лишенной недостатков. К отрицательным сторонам привлечения управляющей организации могут быть отнесены:

— Бюрократизация управления, проявляющаяся в усложнении процедур согласования и принятия управленческих решений.

— Ужесточение налогового контроля за финансовыми операциями, осуществляемыми внутри группы компаний (холдинга).

— Возможность привлечения к административной и уголовной ответственности единоличного исполнительного органа управляющей организации за правонарушения, связанные с деятельностью управляемого общества.

— Необходимость получения согласия антимонопольной службы для передачи полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему).

— Признание управляющей организации (управляющего) и управляемого общества группой лиц и соответствующие такому признанию последствия в виде антимонопольного контроля.

Очевидно, что наиболее острой из перечисленных проблем является проблема возникновения дополнительных налоговых рисков. В настоящее время является достаточно распространенной позиция налоговых органов, согласно которой передача полномочий руководителя организации управляющей организации с большой долей вероятности может быть отнесена к так называемой «схеме» сокрытия доходов от налогообложения. В целях минимизации возникающих налоговых рисков можно рекомендовать тщательно продумывать следующие основные моменты, вызывающими повышенное внимание налоговых органов:

1. Необходимость привлечения управляющей организации (управляющего) должна быть экономически обоснованной и целесообразной.

2. Предоставляемые управляющей организацией функции не должны дублироваться функциями, выполняемыми штатными работниками управляемой организации.

3. Размер сумм оплаты услуг управляющей организации должен быть экономически обоснован и максимально детализирован.

4. Необходимость разработки и надлежащего соблюдения правил документооборота между управляющей и управляемой организаций.

Процедура передачи полномочий ЕИО управляющей организации условно может быть представлена в виде следующих стадий:

1. Стадия отбора (выбор или создание соответствующей управляющей организации).

2. Согласование управляющей организации (управляющего) с антимонопольными органами в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона «О защите конкуренции».

3. Разработка условий договора с управляющей организацией и утверждение его СД в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 65 Закона об АО.

4. Принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации ОСА. Как отмечалось выше, такое решение может быть принято ОСА исключительно по предложению СД (абзац 3 пункта 1 статьи 69 Закона об АО)

5. Назначение (избрание) конкретной управляющей организации в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 48 Закона об АО. В отличии от положений, определяющих полномочия по передаче управления в обществе управляющей организации, принятие непосредственного решения о выборе конкретной управляющей организации может быть отнесено как к полномочиям ОСА, так и к полномочиям СД.

6. Одобрение сделки с заинтересованностью (гл. XI Закона об АО) соответствующим компетентным органом (СД или ОСА).

7. Подписание договора с управляющей организацией в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 69 Закона об АО.

В соответствии с заключаемым договором управляющая организация оказывает управляемой организации услуги, которые условно можно разделить на две группы. Первую группу образуют услуги, связанные с выполнением организационно-управленческих полномочий ЕИО. В соответствии с ними управляющая организация:

— без доверенности действует от имени общества;

— заключает от имени общества сделки;

— подписывает иные документы общества;

— осуществляет полномочия работодателя по отношению к работникам общества;

— выдает доверенности на осуществление тех или иных действий от имени управляемого общества;

— выполняет другие организационно-управленческие полномочия.

Вторая группа образуется из дополнительных управленческих и сервисных услуг. К ним могут быть отнесены услуги по:

— планированию;

— финансовому контролю;

— инвестиционному развитию;

— инновациям;

— кадровому менеджменту;

— правовому обеспечению;

— управлению активами;

— бухгалтерскому, налоговому учету;

-маркетингу;

— другие дополнительные управленческие и сервисные услуги.

Передача полномочий ЕИО управляющей организации.

Федеральные законы – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривают возможность передать функции единоличного исполнительного органа (Президента, директора, генерального директора и т.п.) управляющей организации или управляющему в статусе ИП.

Согласно статье 42 ФЗ «Об ООО» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия ЕИО, осуществляет и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего. Договор с управляющим подписывается от имени Общества, лицом председательствующим на общем собрании участников, утвердившим условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников, либо председателем Совета директоров, если решение таких вопросов отнесено к его компетенции.

В абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» указано, что по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Сразу отмечу, что в силу пп.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: — юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

В некоторых случаях осуществление функций исполнительного органа, согласно статье 28 этого же закона может быть отнесено к сделке с правами в отношении коммерческих организаций, которые осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Возникают ситуации, например договор с управляющей организацией подходит к концу, требуется ли в таком случае повторное предварительное согласие ФАС России на пролонгацию такого договора?

ФАС России в своих разъяснениях исходит из следующего, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, совершается с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии предусмотренных условий).

Истечение срока действия договора осуществления функций управляющей организации лишает соответствующее лицо (управляющую организацию) возможности осуществления полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, права в отношении которого передаются, и требует для осуществления указанных полномочий продления договора (заключения нового), что при наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

Стоит отметить, что в п.3. ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств.

Данные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановление ФАС России от 11.12.2017 по делу N 4-19.8-1726/00-18-17

Так же возникают ситуации, когда истцы в своих заявлениях просят суды взыскать с ответчиков расходы на представителей – управляющих организаций, которым переданы функции ЕИО.

Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.06.2010 N 18170/09, действия управляющей организации в качестве органа юридического лица являются действиями самого юридического лица. Полномочия управляющей компании в данном случае определяются нормами законодательства и договором о передаче полномочий исполнительного органа.

По смыслу п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» расходы организации, связанные с выплатой вознаграждения представителю, работающему по трудовому договору в той организации, интересы которой представлял в суде, не относятся к судебным расходам, распределяемым в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Управляющая организация, выполняя функции единоличного исполнительного органа истца, не может считаться представителем стороны по делу на основании договора оказания услуг, поскольку действия управляющей организации, направленные на представление интересов истца при рассмотрении настоящего дела, следует считать действиями самого истца.

К этому выводу пришел Верховный суд РФ в Определении от 20.06.2016 N 308-КГ16-5919 по делу N А32-23158/2014.

В последнее время, также возникает ситуация, когда налоговый орган отказывал в регистрации изменений связанных с передачей функции ЕИО управляющей организации по причине расхождения адрес управляющей организации и управляемого общества, ссылаясь на статью 54 ГК РФ.

При этом в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Налоговые органы, толкуя закон по-своему, полагают, что при передаче полномочий ЕИО местонахождение юридического лица меняется на местонахождение его управляющего, таким образом, одновременно со сменой исполнительного органа требуется менять и адрес (место нахождения) юридического лица.

Но, как отмечено в п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» «переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях, а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица».

По мнению ФНС России, изложенному в Письме от 18.08.2010 N МН-37-6/9263, также отсутствуют правовые основания для внесения изменений в части адреса (места нахождения) юридического лица в ЕГРЮЛ при передаче полномочий постоянно действующего исполнительного органа юридического лица управляющему в случае, если адрес (место нахождения) юридического лица отличается от адреса (места нахождения) управляющего.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Представление документов для регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Статья 23 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, среди которых отсутствует отказ по причине несовпадения места нахождения управляющей организации и местонахождения самого общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *