Единый социальный налог

ЕСН

Единый социальный налог (взнос) — налог, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (фонды) — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Плательщиками единого социального налога (далее — ЕСН) в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Объекты налогообложения

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являются:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;

Льготы по налогу

От уплаты налога освобождаются:

  • Организации всех форм с сумм выплат инвалидам I, II или III группы, но не выше 100000 руб. на каждого.
  • Физические лица, являющиеся инвалидами I,II или III группы по доходам от их предпринимательской деятельности не выше 100000 руб. в течение налогового периода.

Следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат не выше 100000 руб. на каждое физическое лицо в течение налогового периода, кроме взносов на обязательное пенсионное страхование:

  • общественные организации инвалидов с численностью инвалидов не менее 80 %;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов обществ. организаций инвалидов и с численностью * инвалидов не менее 50 %, а долей зарплаты инвалидов — не менее 25 %;
  • учреждения для социальных целей (образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, спортивных, научных и т. д.), а также для оказания помощи инвалидам.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых.

Распределение

Ставки налогов и их распределение определяются статьей 241 НК РФ.

Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.

Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации — 14 %
  • Федеральный бюджет — 6 % (20 %−14 %, согласно статье 243 ч. 2 НК РФ)
  • ФСС — 2,9 %
  • Фонды обязательного медицинского страхования — 3,1 %

Итого: 26 %

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.

Ссылки

  • Налоговый кодекс РФ — часть 1 с последними изменениями
  • Налоговый кодекс РФ — часть 2 с последними изменениями

Единый социальный налог (именуемый в дальнейшем ЕСН) введен в действие главой 24 НК РФ.

Налогоплательщиками налога, в соответствии со статьей 235 НК РФ, признаются:

«1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию».

Объектом налогообложения для бюджетных учреждений признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения для бюджетных учреждений, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Данный пункт распространяется только на расходы бюджетных учреждений, которые очень строго связаны с операциями облагаемыми налогом на прибыль, то же верно и для отчислений в Пенсионный фонд.

Налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 НК РФ с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 НК РФ.

Не подлежат налогообложению в соответствии со статьей 238 НК РФ:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

· возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

· бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

· оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

· оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

· увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

· возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

· трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

· выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате бюджетными учреждениями расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению:

— суточные в пределах норм,

— фактически произведенные и документально подтвержденные расходы:

— на проезд до места назначения и обратно,

— сборы за услуги аэропортов,

— комиссионные сборы,

— расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок,

— на провоз багажа,

— расходы по найму жилого помещения,

— расходы на оплату услуг связи,

— сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта,

— сборы за выдачу (получение) виз,

— расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание бюджетных учреждений на то что, кроме суточных, их специфические нормы для целей уплаты данного налога не применяются (например не облагаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно).

Организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, сумму суточных свыше норм, установленных Правительством Российской Федерации, должны включать в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

· физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

· членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

· кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе.

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями — в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

6) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

7) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

8) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

9) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.

10) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

От уплаты единого социального налога освобождаются (льготируются) в соответствии с положениями статьи 239 НК РФ:

«1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;».

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки налога установлены статьей 241 НК РФ:

«1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по налоговым ставкам, установленным пунктом 6 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000 рублей 20,0 процента 2,9 процента 1,1 процента 2,0 процента 26,0 процента
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 56 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей 8 1200 рублей + 1,0 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей 3 080 рублей + 0,6 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей 5 600 рублей + 0,5 процента
с суммы, превышающей 280 000 рублей
72 800рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 81 280 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей 11 320 рублей 5 000 рублей 7 200 рублей 104 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет, и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит:

— уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период,

— зачету в счет предстоящих платежей по налогу,

— возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 17 марта 2005 года №40н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налгу и рекомендаций по ее заполнению».

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики обязаны представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 января 2006 года №19н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения».

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты, и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Некоторые категории бюджетных учреждений имеют льготы по уплате ЕСН в соответствии со статьей 245 НК РФ.

От уплаты налога освобождаются:

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны;

2. Федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие;

3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области:

— внутренних дел,

— миграции,

— исполнения наказаний,

— фельдъегерской связи,

— таможенного дела,

— контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4. Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

5. Военные суды;

6. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;

7. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых:

— военнослужащими,

— лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,

— Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

— сотрудниками уголовно-исполнительной системы,

— таможенной системы Российской Федерации,

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Внимание! ЕСН отменён 1 января 2010 года и заменен страховыми взносами. См. актуальную информацию о страховых взносах.

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков

Ставки ЕСН для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Ставки ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков
(организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков — организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий):

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

8 120 руб. +1,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

81 280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

11 320 руб.

5000 руб.

7 200 руб.

104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

15,8 %

1,9 %

1,1 %

1,2 %

20,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

44 240 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 320 руб. +0,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

3 360 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

56 000 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

69 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

8 200 руб.

5000 руб.

5 200 руб.

88 000 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны:

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей:

Налоговая база нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 руб.

7,3 %

0,8 %

1,9 %

10,0 %

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

20 240 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

2 240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 320 руб. + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

28 000 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000руб.

29 080 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

3 840 руб.

6 600 руб.

39 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой:

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны):

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 75 000 руб.

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 75 001 руб. до 600 000 руб.

15 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

2 175 руб. + 1 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

825 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

1 500 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

19 500 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 75 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 475 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

7 425 руб.

3 975 руб.

4 125 руб.

72 000 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Каждый налогоплательщик должен знать, что такое единый социальный налог, ведь от его выплат зависит будущая пенсия.

Что такое ЕСН

ЕСН — это основной термин в сфере налогообложения определяющий сумму будущей пенсии и прочих социальных льгот. Благодаря этому налогу любой работник, который его выплачивает, может быть уверен, что получит медицинскую помощь в государственных больницах бесплатно.

Законодательное регулирование

Нормативное подкрепление ЕСН оформлено на нескольких уровнях, вот они:

  1. Обязательное наличие налогов в социальных сферах прописано в Конституции Российской Федерации. Данный акт является ключевым, ведь на первой ступени в иерархии правовых актов.
  2. Еще на первом уровне находятся все виды кодексов.
  3. Законы, принятые на федеральном уровне, также можно отнести к нормативам первого уровня. ЕСН был введен 01.01.2011 согласно Федеральному законодательству № 118 от 5.05.2000 года. В данном виде налоговые отчисления социального типа существовали девять лет. А начиная с 01.01.2010 года, налог принял привычную форму.

Кого можно считать плательщиком

Начислять и выплачивать данный вид налога обязаны все лица, осуществляющие отчисления в виде заработной платы своим, официально принятым на работу, сотрудникам, к примеру, ИП, крупные компании и предприятия, бюджетные организации и т.д.

Объект налогообложения

В Налоговом Кодексе РФ прописаны несколько объектов налогообложения по ЕСН, которые необходимо знать каждому налогоплательщику, чтобы их выплачивать. А точнее эти выплаты предусмотрены в заключаемом между соискателем и работодателем в юридически заверенном трудовом соглашении и договоре про дополнительные вознаграждения, которые приписаны физ. лицам.

В пункте под номером 3 статье 236 НК РФ, четко прописано, что объектами платежа не будут признаваться и иметь отношение действительные выплаты, которые никоим образом не уменьшают размер налоговой базы. Именно, в связи с этим возврат по ним не происходит, и выплачивать их нет необходимости.

Различия между страховым взносом и ЕСН

Как правило, стандартное страховое отчисление равно 30%, выплачиваться оно в данном размере должно обязательно независимо от используемого метода налогообложения на предприятии.

Все основные различия между этими двумя выплатами можно поделить на приятные и неприятные для граждан (см. таблицу 1).

Благоприятные моменты

Неприятные моменты

Четкое определение и ведение базы взносов.

Сравнительно небольшие штрафные санкции при неуплате.

Отмена заморозки счета.

Налогоплательщики, выплачивающие пенсии гражданам с инвалидностью или перечисляющие деньги в другие похожие благотворительные организации не будут избавлены от страховых выплат, но для них предусмотрен специальный пониженный тариф.

В ситуации, когда финансовая помощь сотруднику будет более 4000 рублей, сумма будет облагаться страховым вычетом.

Разовое совершение материальной помощи не заносится в общую базу для начисления страховых отчислений, это происходит только в той ситуации, когда помощь была совершена в первый год младенца.

Сроки непредоставления всех расчетных бумаг будут считаться по календарным дням.

Страховое отчисление будет считаться неоплаченным в случае, если в поручении был написан неверный код банковской карты.

Бумаги, подтверждающие выплаты, необходимо бережно хранить 7 лет.

Все проверки осуществляются работниками ФСС и ПФР.

Подробнее о ЕСН на видео:

Общая налоговая ставка ЕСН

Предусмотрен общий размер ставки, который подходит почти для всех граждан. Обычно на коммерческом предприятии как главный налогоплательщик выступает директор, который переводит отчисления за всех подчиненных.

В ставку на ЕСН (общая цифра была приведена выше) на начало текущего 2019 год включаются:

  • Оплата базовой медицинской страховки – 5.1%
  • Отчисления для погашения пособия о временной недееспособности, а также пособие по уходу за малышом – 2.9%
  • Выплата в ПФ РФ составляет 22% от зарплаты физического лица

Пока сумма отчисления ЕСН не поменялась в сравнении с 2018 годом, но рост ставки прогнозируется увеличить, об этом чуть ниже. Также нужно брать во внимание страховой забор в случае травмирования сотрудника. Его необходимо отчислять не в ФНС, а в ФСС. Сумма такого перевода будет зависеть от рода деятельности организации.

Как правильно подсчитать сумму ЕСН

Как была сказано выше, ставки на начало 2019 год остались прежними. Максимально допустимый размер базы со взносами может быть:

  1. В ПФ – 876 тыс. рублей, сумма может быть меньше, если данный показатель достиг своего лимита.
  2. Страховые отчисления – 755 тыс. рублей. По достижению лимита ставка приравнивается к нулю.
  3. Если сумма фонда, в который будет начисляться ПФР превышает допустимый лимит, то тариф понижается на 1%.

Наглядный пример расчета

Чтобы рассчитать ЕСН, представим данную ситуацию: организация «Земля» отсчитала за один отчетный период прибыль в 1 150 тыс. рублей. Нужно высчитать показатель ЕСН и сумму за страховку.

Чтобы определить эти значения, нужно выполнить такие расчеты:

В конечном итоге мы получаем общий размер ЕСН, который подлежит к выплате, он составляет: 20 822 + 210 520 + 58 650 = 289 992 руб.

Чтобы не проводить большие математические операции вручную, можно воспользоваться одним из онлайн калькуляторов. Чтобы его найти, нужно ввести соответствующий поисковый запрос, затем ввести все данные по представленному выше примеру и получить результат.

По закону каждый индивидуальный предприниматель может не погашать весь список страховых отчислений. Лично за себя они отчисляют исключительно определенную сумму. В недалеком прошлом чтобы высчитать сколько нужно заплатить, нужно было четко знать размер МРОТ. Но теперь данный страховой сбор имеет конкретную сумму.

Выплаты для ИП на текущее время:

  • Обязательная медицинская страховка – 6 884 рублей
  • Взнос в ПФ – 29 354 рублей

Такие суммы установлены для всех ИП, годовой доход которых не выше 300 тысяч рублей. Если предприниматель превысил этот лимит, он обязан отчислять дополнительный 1% с суммы, которая превысила 300 тысяч рублей.

Для примера, если ИП имеет годовой доход в 500 тысяч рублей, то дополнительно нужно будет выплатить (500 тыс. – 300 тыс.) * 0,01 = 2 000 рублей.

Категории ИП, для которых отменены льготы

На 2019 год всего несколько групп ИП не теряют льготы:

  1. ИП на «упрощенке», практикующий льготируемую деятельность, доходность которого составляет меньше 70%. Но с одним ограничением, что годовой ИП не более 78 миллионов рублей.
  2. Аптечные компании и ИП, имеющие соответствующую лицензию на открытие и ведение фармацевтического бизнеса, на ЕНВД.
  3. ИП, применяющие патентную систему налогообложения по отношению к выплатам ЗП и других вознаграждений для своих сотрудников.

Вычитается ли у сотрудников ЕСН с заработной платы

Ответ на данный вопрос будет следующим – выплачивают ЕСН исключительно работодатели, а из заработной платы работника вычитают только НДФЛ 13%.

Поэтому если вы нашли новое рабочее место и вам предложили хороший оклад, не стоит переживать, что половина зарплаты будет уходить мимо.

Изменения в 2019 году

Нынешняя модель экономики не может подстроиться под текущее состояние рынка и ситуацию в общем, поэтому требуются некоторые изменения, способствующие факторам роста. Как раз для достижения этого роста система взимания единого социального налога будет пересмотрена и частично изменена с текущего года.

Данное нововведение в группе с другими мерами поможет предотвратить такое явление, как застой в экономике. Представители Минэкономразвития утверждают, что если сейчас не принять меры и не пересмотреть систему взимания ЕСН, то нового кризиса не избежать.

Само собой, налоговые ставки в текущем 2019 году будут изменены и ЕСН не исключение. Нельзя сказать однозначно, к каким последствиям приведет такое решение, остается только ждать, чтобы увидеть, в какую сторону изменится функционирование экономической системы через год. Обновленные ставки уже представлены на сайте ФНС и находятся в свободном доступе.

Российские власти напоминают, что изменения налоговой ставки вступят в силу только по окончании выборов, так что нет смысла преждевременно надеяться на значительное уменьшение текущих размеров страховых выплат.

Стоит отметить, что компенсировать такие утраты будут за счет увеличения НДС, а это в свою очередь влияет на цены товаров и услуг.

ЕСН при упрощенной и общей системе обложения

Если предприятие сосредоточено на УСН – оно освобождается только от страховых компенсаций пострадавшим сотрудникам. При переходе предприятия на общую систему налогообложения ЕСН взимается в общепринятом порядке.

Видео расчеты налога при упрощенке:

Вот вы и узнали, что такое единый социальный налог, а также все тонкости по его расчету и уплате. Надеемся, полученные знания помогут Вам в будущем.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *