Фанки бизнес

«Бизнес в стиле фанк» – это не учебник, хотя интересных примеров там предостаточно, но эта книга способна научить. Научить думать, думать нестандартно, не так-как-все, научить быть иным в мире, где все одинаковые. Быть другим и не бояться этого. Эта книга заряжает оптимизмом, подталкивает к поступкам, заставляет делать.

Кстати, книга сможет помочь сделать выбор тем, кто не может решиться – и есть два пути: просто бросить все или взять и сделать. Нордстрем и Риддерстрале утверждают, что браться за дело можно даже в случае, если ваши шансы на успех не велики, всегда можно найти своих клиентов. Это как книги – они тоже находят своих читателей (не верите? посмотрите, чем заполнены полки магазинов!).

Написана (переведена) книга очень хорошим языком, простым и ясным. Причем длинных предложений мало, громоздких конструкций практически нет. В этой книге не нужны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; короткие предложения звучат как лозунги – от этого Бизнес в стиле фанк похож на манифест для новых поколений. Многие предложения (а иногда и абзацы) просятся в цитатники.

В каждой книге можно найти что-то новое и интересное. Для меня, человека очень далекого от экономики, в этой книге нашлось очень многое. Выводы я для себя сделал, принял кое-что на заметку и скорректировал кое-какие планы… Если оценивать книгу по балльной системе, то я бы присвоил ей 11 из 10. Книга очень заводная. Читайте. Добро пожаловать в мир фанка!

Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале

Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта

TALENT MAKES CAPITAL DANCE

K. Nordström

J. Ridderstråle

Перевод с английского – Павел Павловский

Дизайн – Катарина Лапидот

Фото на обложке – Томас Энгстрем

Под редакцией Василия Дерманова

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2007

© BookHouse Publishing AB, 2000

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013

* * *

Об авторах

Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале

Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале включены в глобальный рейтинг деловых мыслителей Thinkers 50 ( thinkers50.com) и занимают девятое место в мировом рейтинге и первое в европейском.

Оба автора имеют степень Ph.D., полученную в Стокгольмской школе экономики. Они находятся в первых рядах нового поколения европейских бизнес-гуру. Их подход поистине глобален, а свежий взгляд на современную деловую жизнь делает их одними из наиболее уважаемых и успешных ораторов и лекторов.

Введение

Менеджмент для людей

Вещи стали индивидуальными. Свобода – новый всепроникающий вирус. Среди нас все больше и больше тех, кто скидывает с себя ментальные кандалы. Всем правит выбор. Европа, Азия и обе Америки отказались от старого стиля жизни. Традиционные институты уже не берут на себя ответственность за нашу судьбу. Отвечавшие за наше благоденствие – разрушены, из-за пренебрежения ими или по политическим причинам. Упадок этих институтов – факт жизни, и даже повышение налогов не сможет навести порядок.

Большая свобода равняется большей ответственности. Если вы не сделаете выбор, кто-то другой в каком-то другом месте сделает его за вас. И уж можете быть уверены: этого кого-то не особенно-то будет заботить ваше благополучие.

Мы одиноки

Новое Общество Благоденствия (а на данном этапе оно действительно больше напоминает общество, а не государство) сконструировано Ikea. Составные части этого общества подобны набору блоков детского конструктора, которые можно собирать самостоятельно, и как вы, возможно, заметили – инструкция по сборке не прилагается.

Чтобы выжить и преуспеть, вам стоит вооружиться самым убийственным из орудий – знанием.

«Бизнес в стиле фанк» – рассказ об одиночестве отстраненного мыслителя

«Бизнес в стиле фанк» – книга из серии «Помоги себе сам», но очень необычная. Вместо того чтобы говорить людям, о чем им думать, мы приглашаем их поразмыслить о материях, которые сейчас видоизменяют наши общества, предприятия, компании, профессиональную деятельность и, конечно, нашу частную жизнь. Чем собирать однократный урожай с одного поля, мы отправились на поиски моделей, приемлемых для разных областей знания и разных уровней анализа. Мы надеемся, что этот путеводитель по нашему времени поможет кому-то сделать более правильный выбор или по крайней мере понять, что отказ от выбора тоже своего рода выбор. Вы просто не можете избежать выбора. Итак, выбирайте мудро.

Некоторые читатели «Бизнеса в стиле фанк» были удивлены тем, что книга написана двумя шведскими профессорами. И кое-кто не прочитал нашу книгу именно поэтому! Однако есть немало резонов, почему она написана шведами. Швеция в целом и Стокгольм в частности – это самое современное место на всей планете. Швеция, возможно, продвинулась гораздо дальше по сравнению с другими частями западного мира в постижении того, что значит быть и ощущать, понимать и переживать свою современность. Основополагающая идея, которая вела Швецию последние несколько десятилетий, – это намерение разрушить постулаты прошлого: дерегулировать жизнь путем предоставления людям свободы знать, передвигаться и делать то, что они хотят, независимо от пола, класса и т. д.

Все это вело к усилению роли образования и свободы личности, но также и к утрате стабильности; молодым шведам приходится выживать и процветать в условиях чрезвычайной неопределенности. К счастью или к несчастью, но мы совсем не знакомы с идеей вечной преданности – стране, компании, мужу или жене, потому что мы никогда не испытывали этого. Швеция готовилась к нашим временам неопределенности даже тогда, когда не было представления о том, что им суждено быть неопределенными.

Фанк: обратная связь

«Бизнес в стиле фанк» переведена более чем на 25 языков – в три раза больше языков, чем проданных копий наших диссертаций.

Реакция на книгу была ошеломляюще позитивной, но в каждом месте – особенной. В странах Северной Европы и в Соединенных Штатах люди хотели узнать, как в смутные времена создать компанию, которая бы процветала, и каковы черты успешных лидеров. Дальше на юг и в странах, недавно индустриализованных, вопросы фокусировались на социальном уровне: будущее демократии, правительства и т. д.

Кое-кто в Скандинавии счел эту книгу «неолиберальной» (очевидно, уничижительный эпитет); в то же время комментаторы в Штатах обратили внимание на наше утверждение, что автор коммунистического манифеста Карл Маркс был прав. Некоторые даже отказались появиться на презентации книги в Нью-Йорке, потому что не хотели, чтобы их ассоциировали с коммунистами. Мы хотели бы поблагодарить их за то, что они воспользовались своей свободой выбора. Другой источник противоречий – то, что в центре мы поместили индивида. Представители англосаксонских культур воспринимают такую позицию с одобрением, остальные – с сомнением. Что происходит с обществом, когда им правят индивиды?

Комментарии и реакции были хорошие, но иногда посланников смешивают с посланием. В «Бизнесе в стиле фанк» мы описываем мир, как мы видим его, а не как хотели бы видеть, приглашая людей думать, а не говоря им, что думать.

Некоторые из описанных нами тенденций пугают. Бритоголовые шведские профессора тоже испытывают страх. Однако в общем и целом мы оптимисты. Возможности жить богаче, создавать компании, которые вдохновляют на то, чтобы в них работать, и общества, в которых большее число людей имеют шанс осуществить свои мечты, велики как никогда. Но чтобы избавиться от человеческой тени, именуемой бедность, мы должны понять, что такое хорошая жизнь на самом деле.

Мы иногда забываем о том, что большая свобода значит и большую ответственность за тех, кто рядом с нами. Как заметил Чарльз Хэнди, рынок – доминирующий институт нашего времени – не замена ответственности, а просто механизм для сортировки продуктивного и непродуктивного. Немало бестселлеров резко критикуют рыночный капитализм и глобальные бренды. Недавние антикапиталистические протесты показывают растущее недовольство институциональным устройством. Но они по большей мере упускают главное. Глобальный рыночный капитализм – не политическая идеология. Он не хорош и не плох, не истин и не ложен, он просто есть.

Рыночный капитализм – машина. А у машины нет души. Мы должны развить душевное сопровождение глобального капитализма, раз уж мы тут. Нам необходимо осознать, что развитие технологий неизбежно изменяет наши социальные институты и наши ценности. Если таких изменений нет, технологический прогресс не произведет финансовых, эмоциональных и гуманистических ценностей, нами ожидаемых. Деление на тех, кто имеет доступ к цифровым технологиям, и тех, кому они недоступны, не является следствием технологий как таковых; скорее, это результат нашей неспособности создать мир, где большинству была бы дана возможность развить свои таланты.

Случайно обнаружила интересный сайт Помощь бизнесу bishelp.ru
Там много чего есть, я даже периодически буду оттуда что-нибудь тырить. Сейчас решила оставить себе на память «Восемь принципов фанки-бизнеса» — квинтэссенция книги Кьелла А. Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк».
Слово fancy имеет два основных значения – фантазия и прихоть. В этом смысле понятие фанки – бизнес значит бизнес, построенный на прихоти и воображении клиента.
Прежде всего, следуя за авторами нашумевшей книги, стоит отметить, что в принципе сегодня развиваются исключительно компании и частные предприниматели, руководствующиеся фанки – принципами. О них и пойдет речь:
1. Уникальность. В условиях дикой рыночной экономики, господствующей в наши дни, становится все труднее сделать собственный бизнес не похожим на другие. Организации, продукты и услуги становятся все более и более единообразными. Выход из этой ситуации только один: нужно просто сделать что-то новое, что-то, чего мир еще не видел. Придумайте что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество.
2. Непрерывный поток идей. В наше время творческий подход к организации бизнеса означает создание условий, обеспечивающих не выпуск однообразных изделий, безостановочно сходящих с ленты конвейера, а непрерывный поток творческих идей. Потому что в наш век и знания имеют свой срок годности, как молоко. Если вы их вовремя не используете, они скиснут и станут бесполезными.
3. Скорость превыше всего. Как сказал глава Northern Telecom Давид Вайс, «в будущем будет два вида компаний — быстрые и мертвые». В Новой экономике скорость изменения — это все. Необходимость обновления — это то, что применимо к каждому подразделению компании, это касается всех и каждого, это касается любой сферы деятельности, это происходит в режиме нон-стоп.Новая реальность очень точно описана Кентом Фостером: «Товары, которые продолжают совершенствоваться, уже продаются на рынке, который только формируется, с помощью технологий, которые ежедневно меняются». Мир не собирается притормозить в своем развитии, чтобы дать нам с вами возможность оглядеться.
4. Таланты и время. Настала эпоха, — утверждают глашатаи фанки – бизнеса, в которой все решают талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и времени, на упаковке таланта и времени.
5. Босс мертв. Нет веры в руководителей, которые всегда правы и притворяются, что знают больше, чем их подчиненные. Управление персоналом посредством цифр осталось далеко в прошлом. Руководство, построенное на страхе, больше не работает. Если управление — это, прежде всего, люди, то искусство управления должно превратиться в искусство управления (но не манипулирования) людьми. Босс мертв. Бизнесу нужны ЖИВЫЕ лидеры.
6. Вопросы – двигатель прогресса. Приверженцы фанки – бизнеса считают, что в будущем появится все больше и больше вопросов, на которые будет все меньше и меньше стандартных ответов. Вопросы, а не ответы определяют сегодня будущее. Как однажды сказал Пабло Пикассо, «компьютеры бесполезны. Все, что они могут нам дать, — это ответы на наши вопросы». Напротив, если вы способны задавать нужные вопросы, вопросы уникальные, и способны задавать их быстрее, чем другие, успех вам гарантирован. Но через секунду вам уже придется подумать о новом вопросе. А затем о следующем…
7. Индивидуальные товары. В идеале, учитываю современную жесткую конкуренцию на рынке, предприятия и предприниматели должны предлагать продукцию, идеально отвечающую индивидуальным требованиям каждого клиента или изготовленную на заказ. Во всем мире микрорынки начинают преобладать над рынками массовыми. Следующим шагом, считают теоретики фанки – бизнеса, будет индивидуализированное производство, индивидуализированный маркетинг, индивидуализированные продукты, индивидуализированные цены, индивидуализированные часы работы, индивидуализированная реклама и так далее. Уже сейчас MTV создает разные программы и показывает разные рекламные ролики для разных регионов в Европе.
8. Клиент – часть компании. Еще один столп фанки — бизнеса – непосредственное привлечение клиентов к процессу создания продукции. Тут уместны опросы мнения клиентов перед запуском продукции в производство, обсуждение в фокус-группах дизайна и возможностей будущей продукции. Вплоть до непосредственного наблюдения за тем, как клиенты пользуются вашим товаром из пробной (экспериментальной) партии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *