Федеральная налоговая полиция

Налоговая милиция Украины — это специальные подразделения, которые занимаются борьбой с налоговыми правонарушениями.

Налоговая милиция состоит из подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе органов Государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

С целью усиления противодействия преступности и улучшение криминогенной ситуации в сфере налогообложения, ограничения объемов теневой экономики и расширения круга плательщиков налогов подразделениями налоговой милиции последовательно осуществляются комплексные организационно-правовые и практические меры относительно предотвращения и разоблачения масштабных, замаскированных преступлений и схем уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах и обеспечение поступлений средств в бюджет за счет теневого оборота.

Основные задачи налоговой милиции установлены Разделом ХІІІ2 Налогового кодекса Украины (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Задача налоговой милиции

Налоговая милиция в соответствии с возложенными на нее задачами:

1. Принимает, регистрирует и проверяет заявления, сообщения и другую информацию об уголовных и других правонарушениях.

2. Проводит оперативно-розыскную деятельность, а также досудебное расследование, принимает меры по возмещению нанесенных государству убытков.

3. Осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения и бюджетной сфере.

4. Принимает меры по выявлению и расследованию преступлений, связанных с отмыванием, легализацией, разворовыванием средств и другими незаконными финансовыми операциями.

5. Передает соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции.

6. Обеспечивает безопасность деятельности органов государственной налоговой службы и их работников, а также защиту работников от противоправных посягательств, связанных с выполнением ими служебных обязанностей.

7. Осуществляет мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции в органах ГНС и выявления фактов коррупции, а также устранение последствий коррупционных правонарушений.

8. Составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях.

9. Собирает, анализирует, обобщает информацию о нарушениях в сфере налогообложения и бюджетной сфере, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.

Налоговую милицию возглавляет первый заместитель Председателя Государственной налоговой службы Украины — начальник налоговой милиции.

Налоговую милицию территориальных органов государственной налоговой службы в АР Крым, областях, мм. Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции — первые заместители председателей соответствующего уровня государственной налоговой службы.

Налоговой милиции предоставлено большинство из тех прав, которые имеет Министерство внутренних дел. Также согласно Налогового кодекса Украины, должностные лица налоговой милиции имеют право проводить проверки налогоплательщиков, во время которых получать у них копии документов (заверенные подписью и скрепленные печатью (при наличии)), что свидетельствуют о нарушении требований налогового законодательства; получать безвозмездно необходимые сведения для ведения Единого реестра налоговых накладных, Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков от налогоплательщиков, а также получать информацию:

— от Национального банка Украины и его учреждений — о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных из них налогов и сборов (обязательных платежей);

— от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию субъектов, а также выдавать лицензии на осуществление видов хозяйственной деятельности — о выдаче свидетельств, удостоверяющих государственную регистрацию, и лицензий;

— от органов внутренних дел — о гражданах, прибывших на проживание в соответствующий населенный пункт или выбывших из него;

— от отделов государственной регистрации актов гражданского состояния — о физических лицах, которые умерли.

Должностным лицам налоговой милиции также предоставленные права, предусмотренные ст. 11 Закона Украины «О милиции»:

1. Получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые в делах о преступлениях, находящихся в производстве милиции. Получение от банков информации, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

2. Вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

3. Изымать у граждан и служебных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки, уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению.

4. Требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции. Проводить проверки по таким фактам, требовать проведения инвентаризаций и ревизий финансово-хозяйственной деятельности.

5. Пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом.

6. Пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, принадлежащих гражданам, — с их согласия.

7. Пользоваться бесплатно средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершения преступлений и лиц, их совершивших, свидетелей, потерпевших, розыска преступников, которые сбежали, лиц, пропавших без вести.

8. Хранить, носить и применять специальные средства и оружие. За невыполнение или ненадлежащее выполнение сотрудниками

органы налоговой милиции своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Убытки, причиненные неправомерными действиями должностных лиц органов налоговой милиции, подлежат возмещению за счет средств государственного бюджета.

На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, которые имеют соответствующее образование и способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на налоговую милицию.

Итак, система органов Государственной налоговой службы Украины, в составе которой работают сотрудники налоговой милиции, занимает одно из ведущих мест в системе государственных органов, и играет важную роль во внедрении действенной комплексной системы мер борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Не только эффективность

Соловьев допускает, что совместные налоговые проверки более эффективны еще и потому, что в присутствии полицейских у проверяющих и налогоплательщиков меньше возможностей «договориться» — во время таких проверок происходит только поиск нарушений.

«Действительно, совместные проверки налоговой и полиции дают синергетический эффект — их права объединяются, и благодаря этому они могут гораздо глубже и тщательнее проверить бизнес», — говорит Роман Терехин, управляющий партнер бюро «Деловой фарватер», которое специализируется на защите бизнеса при налоговых проверках. Когда у проверяющих больше прав, то появляется и гораздо больше возможностей для выявления правонарушений и доначисления налогов, объясняет Терехин.

Но есть и обратная сторона: при совместных проверках возрастает не только эффективность, но и агрессивность. «Чем больше силы мы даем проверяющим, тем больше риска, что эта сила будет использована не только во благо, но и во вред», — отмечает Терехин. В отличие от налоговиков, которые говорят с бизнесом на понятном языке и изучают бухгалтерские документы, полиция — орган, который «отвечает» за «закошмаривание» бизнеса, этот метод до сих пор жив и применяется, «бывают злоупотребления», сожалеет он. По его словам, во время выездных налоговых проверок полицейские часто запрашивают документы — не в интересах самой проверки, а в рамках своих оперативно-разыскных мероприятий, позже эти документы в эту выездную проверку могут даже не попасть. «И как их потом будут использовать, мы заранее не знаем», — сетует Терехин.

Едва ли результаты совместных налоговых инспекций говорят о более глубоких и компетентных проверках, скорее, наоборот, это показатель того, что вряд ли целесообразно привлекать силовые органы к проверкам, в которых требуются специалисты, а не угрозы, считает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Реальные налоговые доначисления могут осуществить только компетентные сотрудники ФНС, а никак не полицейские, говорит он. Но в присутствии полицейских предприниматели чаще готовы согласиться с доначислениями, чтобы не создавать угрозу последующих, более жестких проверок, отмечает Назаров. «Мне кажется, при внешней видимости позитивного результата в целом для экономики и инвестиционного климата такие совместные проверки являются, скорее всего, отрицательным фактором», — полагает собеседник РБК.

Лучше сами

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно, свидетельствуют данные Финансового университета. В 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41331 (16%), в 2014 году — в 7123 из 35758 (20%), в 2015 году — в 6460 из 30663 (21%). Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских, подтверждает пресс-служба ФНС. Служба не ставит цели все проверки проводить совместно с органами МВД, это нецелесообразно, сказано в ответе ФНС на запрос РБК. Существенное количество проверок с суммой доначислений выше среднего проводится налоговыми органами самостоятельно, отмечают налоговики.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов. Налоговики просят участия полиции, в частности, когда нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля (выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений), содействие сотрудникам ФНС, если их деятельности препятствуют или требуется защита их жизни и здоровья при проверках, следует из разъяснений пресс-службы ФНС.

Налоговики привлекают к проверкам полицейских, когда видят явные признаки налоговых преступлений, когда информацию о нарушениях получают из правоохранительных органов, но чаще всего — «когда им страшно», а в остальных случаях предпочитают действовать самостоятельно, объясняет Соловьев. «Есть же разные налогоплательщики — кто-то может и на порог не пустить. То есть это некая силовая составляющая», — говорит ученый. Полицию зовут, когда компания саботирует взаимодействие — не дает документы, сотрудники не являются на допросы, а полиция в отличие от налоговиков может проводить обследования, вызывать людей для дачи объяснений, приходить к ним домой, чтобы вручить повестки, согласен Терехин. Но полиция, по его словам, и сама может включаться в любые выездные проверки — в частности, если имеет какую-то информацию о налогоплательщике.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока, отмечают исследователи, уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11% случаев. Методы, которыми пользуются налоговики, не позволяют документировать налоговые преступления — налоговики не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение — все, что для документирования преступлений использует полиция, объясняет Соловьев. При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения уголовных дел по налогам, согласно которому Следственный комитет получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий, констатируют исследователи. В течение 2015 года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи — с 3102 до 4568.

«Это же не потому произошло, что налоговики стали слать больше материалов в Следственный комитет. Следственный комитет сработал лучше, потому что стал получать дополнительные материалы из полиции», — рассуждает Соловьев. По этой же причине существенно увеличились и объемы платежей в бюджет: общая сумма возмещенного ущерба при доследственных проверках и расследованиях налоговых преступлений в 2015 году составила 14,9 млрд руб. Рост — на 86%.

Итальянский рецепт

Основываясь на всех этих показателях, ученые приходят к выводу о необходимости «значительного укрепления государственной системы противодействия налоговой преступности». Идеальным вариантом они считают введение «единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений». Это можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа (финансовой полиции), полагают исследователи.

В качестве удачного примера ученые приводят Финансовую гвардию в Италии (Guardia di Finanza). Согласно ее годовому отчету, в 2015 году сумма выявленных сокрытых налогов превысила €1 млрд. В пересчете на рубли это примерно 84,7 млрд — против 14,9 млрд руб. в целом по России, отмечают они. То есть гораздо меньшими человеческими ресурсами с вдвое меньшего количества налогоплательщиков устанавливается ущерб больше в 5,7 раза, подсчитали ученые.

Назад в будущее

В России специальный орган по борьбе с налоговой преступностью уже был — Налоговая полиция. Она была создана в 1992 году и ликвидирована в 2003-м. Официальных объяснений необходимости ликвидации не было, но решению предшествовал конфликт ведомства с «Газпромом», который налоговые полицейские обвинили в уклонении от уплаты налогов на «десятки миллиардов рублей».

Показатели Налоговой полиции по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось по 40–50 тыс. дел, напоминает Соловьев. При этом, как и сейчас, существовал институт освобождения от уголовной ответственности при уплате сокрытых налогов — и поступления в бюджет были огромными, отмечает собеседник РБК.

Он подтвердил, что ученые обсуждают возможность предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений. Но, по его словам, это не будет предложено «как императив» — лишь как возможность. «Но если абсолютно объективно, не отстаивая позиции государственников или, наоборот, либеральную, предпринимательскую, если мы хотим, чтобы эффективно выявлялись налоговые преступления, нужно собрать все государственные полномочия в единый цикл, от выявления до пресечения и расследования, чтобы это делалось «на одном дыхании», — аргументирует Соловьев. Таким было устройство Налоговой полиции, напоминает он, но речи о возврате именно того института с его «пугающей репутацией» не идет. В отличие от 1990-х годов сейчас гораздо больше возможностей набрать в единый орган действительно грамотных специалистов, объясняет Соловьев.

Налоговая полиция по большому счету не исчезла, обращает внимание Терехин: после ряда трансформаций в МВД сохранились специализированные оперативно-разыскные части, занимающиеся именно налоговыми преступлениями. Если речь пойдет об объединении этих подразделений с ФНС, то нужно учитывать, что и у тех и у других еще множество иных задач, помимо противодействия налоговым преступлениям, напоминает эксперт. Если слить это все в единое ведомство, получится, скорее всего, очень неповоротливый гигант — очередное сверхсиловое ведомство, которое создается больше под руководителя, чем под задачу, считает Терехин. Если же выделить специальные функции из ФНС и МВД, то «борозда», которая сейчас проложена между ФНС и МВД, по сути, проляжет внутри ФНС — например, между соседними отделами камеральных и выездных налоговых проверок, предсказывает собеседник РБК.

Простого решения в этом вопросе нет, считает Терехин, структурно лучше ничего не менять, а лучше бороться за эффективность взаимодействия ФНС и МВД и за более четкие формулировки их прав и обязанностей. К примеру, сейчас полиция при проведении ОРД по налоговым преступлениям использует те же методы, что и при расследовании убийств, указывает эксперт, хотя понятно, что подходы к «беловоротничковой» преступности должны быть совсем другими.

Ранее передать расследование всех экономических преступлений одному правоохранительному органу по примеру Италии предлагало само предпринимательское сообщество. Предложение содержалось в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину за 2015 год, в его подготовке участвовали ведущие деловые организации. Создание единого органа помогло бы изменить ситуацию с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, поскольку «2015 год характеризовался самым сильным за последние годы давлением уголовного закона на бизнес», рассудило бизнес-сообщество.

Но статистика совместных налоговых проверок, изученная Финансовым университетом, — лишнее свидетельство того, что к этой идее нужно относиться осторожнее, считает Назаров (был автором главы доклада Титова, в которой содержалось предложение о едином органе). Есть риск, что такое единое ведомство окажется скорее силовым, чем аналитическим, поясняет он. Если добавить силовой аспект в нынешнюю достаточно сбалансированную налоговую политику, то есть опасность возврата в 1990-е, когда налоговое ведомство воспринималось как жесткий фискально-силовой орган, чьи действия часто приводили к необъективным результатам по доначислениям, в результате чего многие компании просто перестали существовать, напоминает сопредседатель «Деловой России».

Никаких действий для реализации идеи создания единого органа по борьбе с экономическими преступлениями не предпринималось, сказал РБК источник, близкий к Титову. Ученые свою идею с чиновниками не обсуждали, уточнил участник исследования Финансового университета. В ФНС об участии ведомства в подобных обсуждениях сообщили, что вопрос не входит в компетенции ведомства.

Каковы функции органов налоговой полиции?

Прежде всего, надо сказать о том, что органы налоговой полиции являются правоохранитель­ными органами и на них возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных пре­дусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст. 118 УПК РФ).

Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявле­нию, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах, являющихся преступ­лениями или административными правонарушениями (ч. 1 ст. 36 НК РФ). Как видим, с органами налоговой полиции приходится сталкиваться, только если речь идет о достаточно серьезных на­рушениях налогового законодательства, за которые предусмотрена административная или даже уголовная ответственность.

Какие структуры относятся к органам налоговой полиции?

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государствен­ного комитета Российской Федерации.

2. Органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, горо­дам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отде­лы) — территориальные органы.

3. Органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также меж­районные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции — местные ор­ганы налоговой полиции.

Права органов налоговой полиции

Органы налоговой полиции применительно к гражданам (физическим лицам) имеют право:

1. Проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дозна­ние и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, (п. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», ст. 13 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Что относится к оперативно-розыскным мероприятиям?

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся такие методы, как опрос граждан, наблю­дение, прослушивание телефонных разговоров и т. п.

2. Приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреж­дениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислени­ем и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает на­чальник органа налоговой полиции или его заместитель.

3. Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные поме­щения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплатель­щиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.

4. В соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в ка­честве предупредительной меры письменные предостережения гражданам с требованиями устра­нения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязатель­ных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки.

5. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административ­ного правонарушения.

6. Вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федера­ции, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции фе­деральных органов налоговой полиции.

7. Составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

8. Налагать административный арест на имущество физических лиц с последующей реализа­цией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения свое­временного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соот­ветствующий бюджет.

9. Осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесен­ных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции, проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы.

10. Хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в случаях, уста­новленных законом.

Какую ответственность несут граждане за невыполнение требований органов налого­вой полиции?

Граждане несут ответственность за следующие нарушения:

1. Воспрепятствование органам налоговой полиции в случае проникновения их в помеще­ния, используемые налогоплательщиками для предпринимательской деятельности.

2. Непредставление органам налоговой полиции по их требованию документов, удостове­ряющих личность.

3. Отказ явиться в органы налоговой полиции для дачи объяснений по вопросам нарушения налогового законодательства.

4. Невыполнение письменных предостережений органов налоговой полиции об устранениях налоговых нарушений.

Виновные в этих нарушениях несут административную ответственность в виде штрафа в раз­мере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.

Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем (п. 20 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налого­вой полиции»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *