Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Актуально на: 20 июля 2020 г.

О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.

Что такое стандарты бухучета

Стандарт бухгалтерского учета – это документ, который устанавливает минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • стандарты учета, установленные самой организацией.

При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) – совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учета.

Законодательная база

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) регламентируются Федеральным законом о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11 и обязательны к применению на территории Российской Федерации.

В состав РСБУ входят План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, Положение по ведению бухучета и отчетности, а также 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие различные особенности учета.

Ведение учета и валюта отчетности

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Таким образом, по РСБУ бухгалтерский учет ведется и отчетность составляется только в рублях.

Отчетный период

В РСБУ отчетный год всегда совпадает с календарным годом, оканчивающимся 31 декабря (исключение предусмотрено для вновь созданных организаций).

Формы отчетности по РСБУ

РСБУ включают в себя следующие формы отчетности:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о финансовых результатах;

  • приложения к формам, предусмотренные законодательством:

  • отчет об изменениях капитала;

  • отчет о движении денежных средств;

  • аудиторское заключение, подтверждающее правильность ведения бухучета (для компаний с обязательным аудитом);

  • пояснения.

Конечные пользователи информации, полученной из отчетности, составленной по РСБУ

Информация, полученная из отчетности, составленной по РСБУ, необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.).

Данная информация также используется налоговыми органами для:

  • фискальных целей;

  • установления правильности ведения учета;

  • исчисления налогов и сборов.

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Стандарты подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Стандарты бухгалтерского учета

Стандарты бухгалтерского учета это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) могут называться Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Такие названия давал Минфин этому типу документов.

Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, Стандарт по основным средствам, Стандарт по нематериальным активам, Стандарт по доходам и т.д.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст. 3) определяет:

«Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.»

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относит стандарты к документам в области регулирования бухгалтерского учета. Так, указывается, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (ч. 1 ст. 21 Закона 402-ФЗ):

1) федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — федеральные стандарты);

2) отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — отраслевые стандарты);

3) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

4) рекомендации в области бухгалтерского учета;

5) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению (если иное не установлено этими стандартами).

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Федеральные стандарты

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают (ч. 3 ст. 21 Закона 402-ФЗ):

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности (ч. 4 ст. 21 Закона 402-ФЗ).

Примеры федеральных стандартов бухгалтерского учета

Номер Название Приказ
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н
ФСБУ 5/2019 Запасы Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н
ПБУ 6/01 Учет основных средств Приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н

Отраслевые стандарты

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Примеры отраслевых стандартов:

«Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации» (утвержден Банком России 04.09.2015 N 491-П)

«Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования некредитными финансовыми организациями» (утвержден Банком России 05.10.2015 N 496-П)

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Примеры рекомендаций в области бухгалтерского учета:

Рекомендация Р-115/2020-КПР «Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни» (Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.06.2020)

Рекомендация Р-114/2020-КпР «Отчетность в электронном виде» (Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 24.04.2020)

Стандарты экономического субъекта

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 N 83н.

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Связаные темы

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) — одно из названий российского стандарта бухгалтерского учета.

Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено иными стандартами. Федеральные стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом (Минфином России). В пределах своей компетенции Минфин России утверждает также отраслевые стандарты.

Федеральные стандарты устанавливают:

— определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия их принятия и списания в бухгалтерском учете;

— допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

— порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;

— требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов;

— план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

— состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

— условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

— состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

— упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.


Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Рекомендации в области бухгалтерского учета призваны обеспечить правильное применение федеральных и отраслевых стандартов. Рекомендации разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета).

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены устанавливаются субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются всеми его подразделениями, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Организации, имеющие дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Реформирование бухгалтерского учета и становление системы его нормативного регулирования – длительный процесс. Организация активной деятельности специалистов, профессионалов в области нормативного регулирования финансов позволит обеспечить российским предприятиям правовую свободу в осуществлении предпринимательской деятельности.

1.4. Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета

В российской экономике деятельность экономических субъектов регламентируется ГК. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обеспеченное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуют признаки:

— имущественная обособленность

— самостоятельная имущественная ответственность

— самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени

— организационное единство

В ст. 50 ГК РФ юридические лица классифицируются по целям осуществления деятельности:

— коммерческие организации, которые в основном нацелены на извлечение прибыли

— некоммерческие организации, которые такой цели не преследуют и полученную прибыль не распределяют.

К коммерческим относятся:

— хозяйствующие товарищества

— общества

— производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия

К некоммерческим:

— потребительские кооперативы

— общественные и религиозные объединения

— благотворительные фонды

В целом существуют три основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности: ИЧП, товарищество, корпорация. Бухгалтеры рассматривают каждую форму в качестве экономической единицы, отдельно от владельцев.

Тип предприятия Участники Цель деятель ности Вид капитала Трактовка для целей учета Баланс
Индивидуальное частное предприятие ИЧП Индивидуальные предприниматели Коммер Ческая Капитал владельца Предприятие отделено от владельца. Учет ведется в соответствии с налоговым законодательством Капитал представлен как капитал владельца
Партнерство ООО Индивидуальные предприниматели; граждане и юридические лица Коммерческая Складочный капитал Предприятие трактуется как отдельная хозяйственная единица. Капитал представлен как капитал партнеров
Корпорация Граждане и юридические лица Коммер ческая Уставный капитал Ведение учета и отчетности в соответствии с учетными стандартами и законодательством Капитал представлен как капитал и нераспределенная прибыль

На крупных и средних предприятиях ведение бухгалтерского учета может быть централизованным и децентрализованным. Организационная структура бухгалтерии предполагает три основные вида: функциональная, линейная и линейно-функциональная.

При функциональной организации бухгалтерия создается по участкам учетной работы: материальный отдел, расчетно-кассовый, расчетный отдел по оплате труда или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности (группа приема и регистрации первичных документов, отдел сводного учета). Функциональная организация используется для централизованного учета в центральной бухгалтерии.

Линейная организация применяется при централизованном и децентрализованном учете. При централизованном учете линейная организация предполагает создание структурных подразделений бухгалтерии для обработки данных отдельных производственных и управленческих подразделений. При децентрализованном учете сбор, обработка и формирование бухгалтерских данных осуществляется в структурных подразделениях, а сводный учет ведет центральная бухгалтерия.

При линейно-функциональной схеме учет организуется в разрезе структурных и управленческих подразделений (по линейному принципу), а внутри бухгалтерских служб выделяются функциональные подслужбы по участкам в процессе обработки данных и составления отчетности.

Федеральные стандарты — это нормы и правила, регулирующие профессиональную деятельность арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разрабатываемые Национальным объединением и утверждаемые в установленном законом порядке регулирующим органом — Минэкономразвития.

Участие в подготовке нормативных актов

После их утверждения федеральные стандарты имеют силу закона. Все предыдущие правовые акты после утверждения стандартов в отношении норм и правил, регулирующих деятельность арбитражных управляющих, теряют силу.

За СРО арбитражных управляющих закреплено право участвовать в разработке и подготовке этих нормативных документов. ПАУ ЦФО, со своей стороны, постоянно ведет работу по выработке стандартов, регулирующих деятельность арбитражных управляющих, принимая активное участие в этом процессе.

28 февраля 2003 г. ПАУ ЦФО и еще 15 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих добровольно объединились и учредили Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В настоящее время Союз объединяет в своем составе 26 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которые объединяют более 4700 членов. Всего в России 43 саморегулируемые организации арбитражных управляющих, объединяющие около 7000 членов.

Согласно ст. 26.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в составе которого более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, вправе приобрести статус национального объединения СРО.

3 июля 2009 г. Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих получил статус национального объединения саморегулируемых организаций.

ПАУ ЦФО еще на стадии создания Российского союза, на протяжении всей его деятельности является одним из активных его членов и принимает участие во всех мероприятиях союза, обсуждении разрабатываемых федеральных стандартов, проектов нормативных документов, регулирующих деятельность арбитражных управляющих, подготовке предложений и обращений в органы различных ветвей власти, касающихся нашей области и смежных областей. Ни одна инициатива или предложение для обсуждения, выдвигаемые Российским союзом, не остаются без внимания со стороны ПАУ ЦФО. С 2003 г. Александр Вячеславович Волжанин бессменно является членом коллегиального органа управления союзом, на сегодня — членом правления Российского союза СРО, председателем комитета по финансовому оздоровлению и несостоятельности унитарных предприятий.

Каковы цели деятельности Национального объединения СРО в соответствии с Законом о банкротстве? Прежде всего, это формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам осуществляемой ими деятельности.

Приобретение статуса национального объединения вместе с достаточно широкими правами наложило на Российский союз арбитражных управляющих ряд обязанностей. Так, в соответствии с п. 9 ст. 26.1 Национальное объединение вправе: 1) разрабатывать единую программу подготовки арбитражных управляющих; 2) в соответствии с п. 10 этой же статьи обязано: устанавливать перечень обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядок ведения такого реестра; устанавливать порядок и периодичность сбора, обработки и хранения саморегулируемыми организациями информации о деятельности своих членов.

И наконец, п. 11 гласит, что национальное объединение разрабатывает федеральные стандарты в части: порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов (Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2010 N 148); подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов (Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 N 56); анализа финансового состояния должника (Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 N 367); подготовки отчетов арбитражного управляющего (Постановление Правительства от 22.05.2003 N 299 и Приказ Минюста от 14.08.2003 N 195); проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов — арбитражных управляющих (Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 N 366).

В настоящее время все эти вопросы регулируются различными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, Российский союз разрабатывает и другие типовые правила и рекомендации в рамках своих полномочий, а также принимает активное участие и в нормотворчестве в части, касающейся деятельности арбитражных управляющих и СРО.

Почему это так важно для нас? После утверждения Минэкономразвития разработанных Российским союзом федеральных стандартов нормативные правовые акты по закону, как я уже говорила, теряют силу и вступают в действие федеральные стандарты.

В рамках взятого государством и правительством курса совершенствования механизмов саморегулирования деятельности арбитражных управляющих и вообще профессиональных сообществ часть регулирующих полномочий переходит к Национальному объединению. Это касается в первую очередь разработки федеральных стандартов. И поэтому нам как СРО АУ представляется очень важным принимать деятельное участие в подготовке принятия этих стандартов, касающихся как профессиональной деятельности каждого арбитражного управляющего, так и работы нашей СРО в целом.

Вопросы, регулируемые федеральными стандартами, как мы видим, в нашей текущей повседневной работе касаются каждого арбитражного управляющего, каждой СРО АУ. Наше участие в разработке и обсуждении федеральных стандартов вызвано, прежде всего, тем, что нам не все равно, какими нормами и правилами надо будет руководствоваться, осуществляя профессиональную деятельность.

Как появляются стандарты?

Как это происходит на практике? Как появляются стандарты? Часть проектов федеральных стандартов Российский союз разрабатывает самостоятельно, для этого создаются рабочие группы, комитеты и комиссии.

Различные инициативные группы (вузовские, общественные объединения и организации, СРО) направляют в союз и представляют для обсуждения собственные проекты федеральных стандартов. С различными инициативами выходят и представители органов законодательной и исполнительной власти (Минэкономразвития, Росреестр).

Далее начинается обсуждение, все эти проекты рассылаются по СРО, членам Российского союза СРО АУ с просьбой представить свои замечания и предложения по данным обсуждаемым документам.

Проектов очень много. При обсуждении они проходят несколько этапов. В этом процессе мы получаем от арбитражных управляющих очень ценные замечания, которые обрабатываем и передаем в Российский союз СРО АУ.

После обсуждения с уточнением всех замечаний и предложений федеральные стандарты утверждаются на общем собрании Российского союза — большинством (3/4) голосов.

После утверждения Минэкономразвития федеральные стандарты вступают в силу.

Соблюдение федерального стандарта на этой стадии обязательно для применения всеми СРО, всеми арбитражными управляющими.

На сегодняшний день пока принят только один стандарт. Он закреплен в Приказе Минэкономразвития России от 12.03.2011 N 102 «Об утверждении Федерального стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Требования саморегулируемой организации арбитражных управляющих к арбитражному управляющему по исполнению им обязанности заключить договор обязательного страхования ответственности».

Что регламентирует этот Федеральный стандарт?

Здесь уточнены требования к страхованию ответственности арбитражных управляющих. Федеральный стандарт воспроизводит основные требования к договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», Стандарт дополняет их некоторыми деталями, условиями, которые должны содержать такие договоры. В том числе условием об обязанности выплат страхового возмещения и при досрочном расторжении договора, а также рядом условий о предоставлении информации, в частности, о предоставлении страховщику арбитражным управляющим информации о существенных изменениях в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора.

Федеральным стандартом установлена также обязанность арбитражных управляющих заключать дополнительный договор со страховщиком, обеспечивающий соблюдение требования о соответствии размера страховой суммы установленным минимальным размерам, если в период действия договора произошло ее уменьшение в связи с осуществлением выплаты страхового возмещения.

После принятия данного Стандарта мы внесли соответствующие изменения в наши внутренние документы, выработали отдельное положение об аккредитации страховых организаций, требования к договору страхования, аннулировали действующую аккредитацию страховых компаний, аккредитовали страховые компании на новых условиях, перезаключили договоры страхования.

Какие проекты федеральных стандартов будут приняты на общем собрании Российского союза СРО АУ в ближайшее время?

Федеральный стандарт «Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений». Этот стандарт был разработан в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства».

В гл. 9 «Особенности банкротства отдельных категорий должников» вводится отдельный параграф N 7, полностью посвященный еще одной отдельной категории должников, а именно застройщиков, привлекавших денежные средства для жилищного строительства на долевой основе.

В различных регионах нашей страны в настоящее время идет активное обсуждение данного Закона. Так, 16 сентября ФРС Тюменской области проводила совещание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, посвященное вопросам особенностей банкротства организаций-застройщиков.

По Закону теперь требуется ведение Реестра требований о передаче жилых помещений. Ведение этого реестра регламентируется федеральным стандартом, принимаемым Национальным объединением. Ведение реестра обязательно и для тех процедур, которые введены до вступления в действие этого Федерального закона.

Стандарт был рассмотрен различными СРО, в процессе работы были получены и внесены необходимые замечания, в том числе замечания правового управления Минэкономразвития.

Стандарт предусматривает ведение реестра требований о передаче нежилых помещений в натуральной форме, устанавливает порядок ведения такого реестра.

На наш взгляд, стандарт вполне применимый. В целом мы его одобрили.

Вопросы вызвали лишь некоторые поправки Минэкономразвития, согласно которым, например, из стандарта исключен реестродержатель. Как пояснили представители правового управления Минэкономразвития, реестродержателя привлекать можно, но этот вопрос не входит в сферу регулирования данного федерального стандарта, поэтому реестродержатель исключен из данного стандарта, а право привлекать реестродержателя у арбитражного управляющего сохраняется в силу закона.

Следующий стандарт касается правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего.

В целом данный стандарт соответствует действующему законодательству и сложившейся практике проведения стажировок в ПАУ ЦФО. Практически повторяет действующие у нас на сегодня Правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего.

Замечания, которые мы давали в связи с разработкой данного стандарта, касались предоставления СРО права самостоятельно устанавливать дополнительные требования к кандидатурам помощников арбитражного управляющего.

Также мы предложили несколько снизить требования к руководителю стажировки. Так, стаж работы руководителя стажировки в качестве арбитражного управляющего предложено снизить с 5 лет до 3-х и количество завершенных процедур — с 5 до 2-х.

Предлагается совершать стажировку на платной основе. Возникает вопрос: кто кому и за что платит?

Если эта фраза будет присутствовать в федеральном стандарте, возникнут вопросы с условиями оплаты. В настоящее время, как известно, мы осуществляем стажировку на безвозмездной основе.

При обсуждении этого стандарта с коллегами из других СРО АУ выяснились некоторые интересные детали.

Например, некоторые СРО заложили в свои правила такие требования к кандидатам, что для последних не обязательно представление справок об отсутствии судимости и об отсутствии дисквалификации, их принимают без свидетельства о сдаче теоретического экзамена и даже без высшего образования. Эти «требования», вернее их отсутствие, и предлагается включить в федеральный стандарт. Мы против такого подхода, нет смысла стажировать человека, если впоследствии выяснится, что он не сможет или не будет работать арбитражным управляющим.

Следующий проект федерального стандарта — Перечень обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих и порядок ведения саморегулируемой организацией такого реестра.

С вступлением в силу статей Федерального закона N 296-ФЗ основным документом, подтверждающим членство арбитражного управляющего в СРО, является реестр АУ, который ведет СРО. Сведения из него размещаются и регулярно обновляются на сайте ПАУ ЦФО.

Порядок ведения такого реестра регламентируется Приказом Минэкономразвития от 23.04.2010 N 148 «Об утверждении порядка ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, формы выписки из данного реестра и порядка обеспечения свободного доступа к таким сведениям заинтересованных в их получении лиц».

В предлагаемом проекте федерального стандарта «Перечень обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих и порядок ведения саморегулируемой организацией такого реестра» имеется некоторая, на наш взгляд, избыточная и ненужная информация. Например, информация о наличии задолженности по членским взносам.

Это касается и обязательной работы с бумажными носителями, которая только усложняет работу арбитражных управляющих с документами. После принятия данного стандарта на общем собрании, по-видимому, будут внесены соответствующие изменения в Приказ N 148.

В процессе обсуждения

Следующая группа стандартов вызывает много вопросов, в настоящее время обсуждается членами арбитражного сообщества.

Это федеральный стандарт по финансовому анализу, проводимому арбитражными управляющими в рамках процедур банкротства, федеральный стандарт деятельности арбитражного управляющего по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и уведомлению о них.

Существуют две различные концепции в этом вопросе, из которых побеждает первая.

Первая концепция. На сегодняшний день действует Постановление Правительства N 367. Его нужно немного улучшить, доработать в части предоставления арбитражному управляющему права самому выбирать объем исследования, касающегося деятельности должника на хозяйственных рынках, маркетинговой и инвестиционной деятельности. Мы хотим, чтобы новый стандарт включал в себя обязательную часть расчетных коэффициентов.

Кроме того, требуется дополнить данный стандарт методикой исследования финансового состояния должника, применяющего упрощенную систему налогообложения.

В этом вопросе существует и другая позиция. Эту позицию отстаивает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Как всегда, иностранцы не владеют нашими реалиями, поэтому их предложения очень расплывчаты. Есть лишь общие принципы. Как арбитражные управляющие будут работать на практике, руководствуясь общими принципами, непонятно.

В настоящее время создана рабочая группа при Российском союзе СРО АУ, я в этой группе представляю ПАУ ЦФО. Моими коллегами по этой работе стали представители различных СРО АУ, представители вузов и т.д. Работа в этом направлении продолжается.

Следующий стандарт — федеральный стандарт организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих. Этот документ также вызвал большие споры в арбитражном сообществе.

По закону мы как саморегулируемая организация обязаны организовывать повышение квалификации своих членов. На сегодняшний день также существуют две концепции в этом вопросе. Одна из них лоббируется вузовской общественностью. Концепция предполагает взять за основу схему повышения квалификации аудиторов. Она предполагает обязательное повышение квалификации в течение определенного срока, аккредитованные вузы, утвержденные программы, определенное количество часов и т.д. Это, повторяю, первая концепция.

Вторая концепция, которой придерживается и ПАУ ЦФО, состоит в том, что, если мы являемся саморегулируемой организацией, этот вопрос нужно решать в самой СРО, арбитражный управляющий волен сам выбирать курсы повышения квалификации, предоставляя в СРО документы об обучении.

Последний стандарт, о котором я хочу рассказать, — это стандарт, регулирующий требования к осуществлению саморегулируемой организацией арбитражных управляющих контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации установленных требований.

Этот стандарт, на наш взгляд, наименее проработанный.

На какие моменты хотелось бы обратить внимание? Что касается вопроса по рассмотрению жалоб, здесь этот процесс регулируется Постановлением N 366. Механизм отработан, сроки установлены.

Наибольшие вопросы вызывает предлагаемый механизм текущего контроля за деятельностью арбитражных управляющих, который заменяет собой плановые проверки.

Предлагается осуществлять контроль на основании анализа отчетов, но та форма отчетов арбитражных управляющих, которая сейчас существует, не дает возможности осуществить требуемый анализ, форму отчетов также нужно менять.

На наш взгляд, в стандарте необходимо прописать механизм проведения этого текущего контроля, как это сделано для проведения проверок по жалобам и обращениям.

И.С.Фокина

Заместитель директора

ПАУ ЦФО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *