Финансирование автономного учреждения

Содержание

Порядок составления государственного задания для автономных учреждений вызывает немало вопросов. Тем более что в правила его формирования внесены изменения. Разобраться в ситуации поможет наш материал.

Госзадание зависит от вида деятельности учреждения Для начала отметим, что рассматриваемая нами тема регулируется нормами Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и Бюджетного кодекса РФ. Так, в статье 4 Закона № 174-ФЗ сказано, что государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Кроме того, особо подчеркнуто, что автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Общий анализ статьи 4 Закона № 174-ФЗ позволяет выделить ряд принципиальных положений, определяющих гарантии для учреждения в связи с выполнением государственного задания. В их числе можно отметить следующие.
Во-первых, объем субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения уменьшается только при соответствующем изменении государственного задания.
Во-вторых, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом указанных в Законе № 174-ФЗ расходов автономного учреждения. Речь идет о расходах на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учреждению на эти цели. Так же учитываются расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.
Обратите внимание: законодатель оговорил, что если имеет место сдача в аренду (с согласия учредителя) недвижимого или особо ценного движимого имущества (закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем), то учредитель не выделяет средства на его содержание.
Кроме того, определено, что выполнение государственного задания финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета (федерального или бюджета субъекта РФ) и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.
Кто определяет порядок формирования? Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к нормам части 5 статьи 4 Закона № 174-ФЗ. Там установлено, что условия и порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
– Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
– местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В последнем случае речь уже будет идти о муниципальном задании.
В настоящее время на федеральном уровне действует Положение о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Положение). Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182 и действует с учетом последующих корректив, внесенных в Закон № 174-ФЗ.
На уровне российских регионов приняты отдельные положения, касающиеся автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в региональной собственности. В качестве примера можно назвать, в частности, Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения задания учредителя государственными автономными учреждениями Брянской области (утверждено постановлением администрации Брянской области от 6 декабря 2010 г. № 1243).
Предусмотрена выравнивающая субсидия Далее рассмотрим, каким образом формируется государственное задание в отношении федеральных автономных учреждений.
Прежде всего следует отметить, что постановлением № 182 предусмотрена важная гарантия интересов автономных учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. А именно: в течение трех лет с момента создания учреждения из федерального бюджета предоставляется субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного задания, сформированного учредителем в отношении этого учреждения. Но только в том случае, когда федеральное автономное учреждение было создано путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 182. >|Размер субсидии определяется как разность между объемами финансового обеспечения деятельности федерального бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением.|<
По сути, Положение в первую очередь адресовано федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции и полномочия учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. 📌 Реклама Отключить Требования к госзаданию В соответствии с пунктом 2 Положения о формировании государственного задания учредитель:
– устанавливает в государственном задании требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах;
– определяет порядок контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Требования к содержанию государственного задания определены пунктом 3 Положения. >|В содержание государственного задания для автономных учреждений были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.|<
Согласно этому пункту, государственное задание должно содержать:
– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Кроме того, в данном Положении оговорено, что государственное задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов). 📌 Реклама Отключить Учтите нюансы Пунктом 4 Положения определено, что госзадание устанавливается в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом федерального автономного учреждения. При необходимости оно может включать несколько разделов (по видам работ, услуг).
В соответствии с пунктом 5 Положения государственное задание устанавливается с учетом:
– предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей учреждения по оказанию услуг, либо предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих работах и возможностей по их выполнению;
– сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение;
– показателей выполнения федеральным автономным учреждением госзадания в отчетном финансовом году;
– объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до учредителя федерального автономного учреждения.
Учредитель вправе изменять государственное задание, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (п. 6 Положения). >|Учредитель утверждает государственное задание после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федерального автономного учреждения до начала финансового года (п. 7 Положения о формировании госзадания для автономных учреждений).|< 📌 Реклама Отключить На что выделяют субсидии Для выполнения государственного задания федеральному автономному учреждению выделяются (п. 8 Положения):
– субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
– субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Субсидии предоставляются на основании соглашения между учредителем и учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий (п. 10 Положения). Причем учредитель имеет право уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей. Этим же соглашением определяется периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и их размеры.
Обязанность по утверждению типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с госзаданием госуслуг (выполнением работ), возложена на Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182). В настоящее время действует типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423.
Важно запомнить Госзадание утверждается в соответствии с деятельностью автономного учреждения, прописанной в его уставе. Субсидии выделяются из соответствующего бюджета.

Что такое автономное учреждение?

В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (п. 1 ст. 2) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение (АУ) – это государственная (муниципальная) некоммерческая организация, являющаяся учреждением. Когда раньше говорилось о государственном или муниципальном учреждении, всегда имелось в виду бюджетное учреждение (БУ). Сегодня это может быть как БУ, так и АУ.

Это положение отражено в ГК РФ следующим образом: «Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением» (п. 2 ст. 120).

Важно, что на АУ распространяются практически все виды льгот, предусмотренные различными законами для бюджетных учреждений. При этом АУ лишено почти всех ограничений, которые сегодня сопровождают деятельность бюджетного учреждения.

С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» государственное или муниципальное учреждение может быть как бюджетным, так и автономным, так как это два типа одной организационно-правовой формы.

Обратите внимание!

В ряде региональных нормативно-правовых актов и целевых программ говорится только об одной форме: «бюджетное учреждение». Для распространения положений этих актов и программ на автономные учреждения в них необходимо внести изменения, а именно: указать, что нормативно-правовые акты распространяются не на «бюджетные учреждения», а на «государственные и муниципальные учреждения».

Чем отличаются автономные учреждения (АУ) от автономных некоммерческих организаций (АНО)?

Согласно Закону РФ «Об образовании», «Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций» (ст. 11.1). Российский закон «О некоммерческих организациях» (1996) был принят раньше Закона «Об автономных учреждениях». В нем говорится: «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг» (ст. 10).

Поэтому руководители ряда российских регионов, в частности, Тюменской области, не стали дожидаться принятия Федерального Закона «Об автономных учреждениях» и преобразовали ряд бюджетных учреждений (в частности, детские сады) в автономные некоммерческие организации (АНО). Их главное отличие от АУ в том, что они являются негосударственными (схема 1).

Схема 1

Деятельность АНО регулируется Законом «О некоммерческих организациях», а не Законом «Об автономных учреждениях». На автономные некоммерческие организации не распространяются льготы, действующие для автономных учреждений (которые могут быть только государственными или муниципальными).

Еще одно ключевое отличие в том, что по решению суда автономные некоммерческие организации могут быть признаны банкротом. Эта мера не распространяется на АУ (см. вопрос № 12).

Каким критериям должна соответствовать школа, чтобы стать АУ?

В каждом конкретном случае предложение о переходе школы в АУ принимается учредителем с согласия администрации школы. Администрация школы должна подготовить пакет документов, в том числе провести собрание трудового коллектива и получить его согласие на перевод в АУ. Сегодня эксперты рекомендуют учредителям несколько критериев, которыми следует руководствоваться для принятия этого ответственного решения.

Основными критериями для учредителя при создании автономных учреждений считаются:

– наличие у образовательного учреждения опыта по оказанию платных услуг населению;

– доля привлекаемых внебюджетных средств на уровне не ниже 10–15% от общего объема финансирования;

– наличие конкурентной среды;

– наличие проработанных планов стратегического развития, а также финансового плана.

Согласно действующей с 1 января 2008 г. редакции Бюджетного кодекса РФ учредитель бюджетных и автономных учреждений устанавливает им государственные (муниципальные) задания в соответствии с предусмотренной их уставами основной деятельностью. Финансовым обеспечением выполнения заданий являются бюджетные ассигнования (ст. 69.1, 69.2 БК РФ).

Эксперты подчеркивают, что не имеет смысла переводить бюджетное учреждение в автономное, если оно практически полностью финансируется в рамках бюджетных ассигнований на выполнение государственного (муниципального) задания. В этом случае учредитель вправе жестко контролировать расход бюджетных средств (в т.ч. в рамках сметного финансирования).

Большинство крупных школ сегодня имеют доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг. Эти ОУ могут получить выгоды от смены типа учреждения и должны рассматриваться первыми в списке кандидатов для перевода в АУ.

Эксперты рекомендуют учредителям ОУ руководствоваться данными рейтинга лучших школ, составленными в ходе реализации КПМО и региональных проектов поддержки образования. Образовательные учреждения – победители конкурса лучших школ в рамках КПМО уже имеют опыт реального хозяйствования (в том числе составления планов стратегического и финансового развития, проведения конкурсов, оказания дополнительных платных услуг, работы с попечительским советом). Это чрезвычайно важно в условиях самостоятельного распоряжения бюджетными и внебюджетными средствами, предоставляемыми законом автономному учреждению (см. вопрос № 11).

Можно ли при переходе в АУ сменить учредителя?

Обычно перевод бюджетного учреждения в автономное не предполагает смену учредителя. Новое АУ остается в ведении того же органа власти.

Учредитель автономного учреждения определяется в зависимости от того, на базе какого имущества оно создается. Учредителем федеральных автономных учреждений является Российская Федерация, региональных – субъект РФ, муниципальных – муниципальное образование. В случае со школами речь идет (за незначительными исключениями) об органах муниципальной власти.

Какие функции выполняет учредитель по отношению к АУ?

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредитель ответственен за:

  • утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

  • рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;

  • реорганизацию и ликвидацию автономного учреждения, изменение его типа;

  • утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

  • назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

  • назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий; заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

  • рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя АУ.

Обратите внимание!

В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» решение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать сведения об органе-учредителе АУ, наделяемом полномочиями для его создания и ответственном за проведение соответствующих мероприятий.

Можно ли насильно перевести школу в автономное учреждение?

Эти опасения были высказаны педагогами при первом знакомстве с проектом закона «Об автономных учреждениях». Возможность насильственного перевода бюджетного образовательного учреждения (а конкретно – школы) в статус автономного с дальнейшим снижением или лишением финансирования (а в худшем случае – даже закрытием), обсуждалась законодателями еще на стадии подготовки законопроекта в комитетах Государственной Думы РФ.

Чтобы поддержать свободное выражение инициативы педагогической общественности, в Закон «Об автономных учреждениях» была внесена принципиальная поправка: решение о создании автономного учреждения путем изменения типа уже существующего государственного или муниципального учреждения (в данном случае – смена статуса школы) принимается по инициативе либо с согласия самого государственного или муниципального учреждения (п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Иными словами, администрация школы может сама выйти к учредителю с предложением изменить тип учреждения с БУ на АУ, либо рассмотреть (принять или отвергнуть) соответствующее предложение учредителя.

И в том, и в другом случае администрация ОУ должна сначала всесторонне обсудить с педагогическим коллективом возможность перехода в АУ. Приняв положительное решение, администрация школы и бухгалтер должны подготовить и завизировать огромное количество бумаг.

В процессе многомесячной подготовки документов администрация примет окончательное решение: готова ли их школа к ответственному шагу смены статуса.

Советуем обратить внимание на высказанное на с. 27–30 данного номера газеты мнение директора гимназии № 40 г. Калининграда Татьяны Павловны Мишуровской, которая уверена, что даже для опытной школьной администрации из шести человек подготовка документов для перехода в АУ будет занимать несколько месяцев. Из этого ясно, что школа не может в одно прекрасное утро «проснуться» в новом для нее статусе автономного учреждения лишь потому, что ей этот статус «навязали» сверху.

Обратите внимание!

Порядок создания автономного учреждения прописан в ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях», в Постановлении Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 (для всех уровней власти – федерального, регионального и муниципального).

Что делать, если учредитель не согласен перевести школу в АУ?

Такие случаи в России уже есть. Ряд школ в российских регионах изъявили желание сменить форму с БУ на АУ, однако учредитель по разным причинам откладывает рассмотрение их заявок. В некоторых регионах (например, в Москве) руководители образования заявили, что пока не собираются менять статус БУ на АУ ни у одной школы города. Однако в других ситуациях отказа учредитель посчитал, что школа пока не готова функционировать в статусе АУ. Причины могут быть следующими:

– отсутствие в школе собственной бухгалтерии, которая необходима для полноценной работы автономного учреждения;

– небольшое количество учащихся и, следовательно, недостаточно высокое финансирование, которое не позволит школе вести активную самостоятельную финансовую деятельность;

– отсутствие в школе источников дополнительного внебюджетного финансирования;

– отсутствие в школе энергичной родительской общественности, в частности, активного управляющего совета, члены которого в дальнейшем могли бы войти в наблюдательный совет АУ.

Одно из главных сомнений учредителя, препятствующих переводу БУ в АУ, заключается в недостаточной подготовленности школы к самостоятельному хозяйствованию. Нужно помнить (см. вопрос № 12), что в случае взыскания кредиторами по суду часть долгов АУ повисает на учредителе. Это вынуждает его быть особенно осторожным.

Эксперты указывают на то, что некоторые из указанных ситуаций поправимы: у школы может не быть собственного бухгалтера, однако для деятельности АУ достаточно централизованной кустовой бухгалтерии с прозрачным учетом для каждого учреждения отдельно.

В школе может быть немного учеников, однако она может получать заказ от муниципалитета на дополнительные образовательные услуги. Все зависит от активной деятельности ее администрации и управляющего совета.

Однако если школе отказано в переходе в АУ, следует помнить, что решение об этом важном шаге принимает не только коллектив, но и учредитель. Может быть, стоит его переубедить?

Обратите внимание!

Решение о создании автономного учреждения принимается на основе предложения, подготовленного органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя. Форма такого предложения определена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 и является обязательной для всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Минэкономразвития России утверждены (приказом от 20.07.2007 № 261) Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. (Предложение должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях».)

Каковы полномочия наблюдательного совета АУ?

Наблюдательный совет АУ, собирающийся на свои заседания раз в квартал, не является управляющим органом (п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Наблюдательный совет АУ, в котором представлены интересы учредителя, осуществляет связь между АУ и его учредителем.

Большинство вопросов, входящих в компетенцию наблюдательного совета, носят совещательный или рекомендательный характер.

Наблюдательный совет по представлению руководителя АУ рассматривает годовую бухгалтерскую отчетность, проекты отчетов о деятельности АУ и использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Рассматриваются также предложения руководителя АУ о совершении крупных сделок, вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации (п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Наблюдательный совет постфактум утверждает отчетность автономного учреждения. По плану финансово-хозяйственной деятельности АУ наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю АУ (п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Решения наблюдательного совета обязательны для руководителя АУ, когда речь заходит о:

– совершении крупных сделок;

– cовершении сделок, в которых имеется заинтересованность;

– проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации (ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Все остальные вопросы деятельности АУ относятся к компетенции его руководителя.

Включение в наблюдательный совет представителей организаций-спонсоров, а также СМИ позволит повысить престиж АУ и привлечь дополнительные внебюджетные средства.

Должна ли школа, ставшая АУ, заново проходить процедуры лицензирования и аккредитации?

Согласно закону, изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения не является реорганизацией. В процессе перехода никто не должен увольняться, а затем писать новое заявление о приеме на работу.

После смены типа учреждения АУ продолжает свою деятельность на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, вплоть до окончания срока действия таких документов.

Это значительно облегчит процедуры перехода из БУ в АУ, так как лицензирование и аккредитация – длительный и трудоемкий процесс.

Обратите внимание!

Школе при переходе в АУ не требуется переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), и переоформления иных разрешительных документов (п. 12 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Может ли учредитель в процессе реорганизации изъять некоторое имущество школы?

Это опасение было высказано при обсуждении законопроекта «Об автономных учреждениях». Известны случаи, когда учредители пытались изъять из оперативного управления подведомственных учреждений часть имущества, мотивируя это тем, что имущество использовалось не по назначению или не использовалось вовсе.

Согласно закону, учредитель:

  • на основании перечня видов особо ценного движимого имущества АУ принимает решение об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому и об исключении из его состава закрепленных за автономным учреждением объектов, перестающих относиться к особо ценному движимому имуществу;

  • вносит в орган исполнительной власти, на который возложено управление имуществом, предложения о закреплении за автономным учреждением недвижимого имущества и об его изъятии.

Законодатели согласились, что нужно предотвратить изъятие имущества в процессе изменения типа учреждения. Поэтому в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» записано: «… при создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением, не допускается» (п. 11 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

10. Владеет ли АУ собственным имуществом?

Все имущество автономных учреждений в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» находится в государственной или муниципальной собственности и передается автономному учреждению (так же, как и бюджетному) в оперативное управление в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Имущество (в том числе денежные средства), передаваемое автономному учреждению при его создании, должно быть достаточным для осуществления предусмотренной его уставом деятельности.

Автономное учреждение не является собственником, однако имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом с учетом определенных в законе ограничений. В рамках этих ограничений оно может использовать имущество, находящееся у него в оперативном управлении, а учредитель (его органы) не полномочен подменять своими решениями и действиями решения и действия автономного учреждения.

Все имущество, находящееся в оперативном управлении автономного учреждения, делится на следующие категории:

  • недвижимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

  • особо ценное движимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

  • остальное имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление;

  • имущество, приобретенное автономным учреждением за счет привлеченных внебюджетных средств.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности, осуществляемой АУ, и от использования закрепленного за АУ имущества. Со своей стороны автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.

Обратите внимание!

Перечень всего имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения и передаваемого в оперативное управление АУ, отражается в приложениях к форме предложения о создании АУ (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325).

На основании Постановления Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 особо ценным движимым имуществом признается имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей; а также иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление основной деятельности АУ будет затруднено.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Остальным имуществом, в т.ч. недвижимым имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Это имущество не является его собственностью, однако права АУ по распоряжению им существенно расширены: «остальное имущество» можно, к примеру, сдать в аренду или продать без каких-либо согласований с учредителем. Бюджетные учреждения не имеют такой возможности.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

Может ли АУ свободно распоряжаться своими средствами?

Одна из самых привлекательных черт автономного учреждения – его свобода в распоряжении заработанными средствами. Для бюджетных учреждений границы этой свободы еще более сократились в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса.

С 1 августа 2008 года бюджетное учреждение больше не имеет права без согласования с учредителем расходовать средства, полученные из внебюджетных источников.

В предыдущей редакции Бюджетного кодекса полученные образовательным учреждением внебюджетные средства считались неналоговыми доходами бюджета. В действующей редакции (п. 5 ст. 41 БК РФ) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Таким образом, все привлекаемые бюджетным учреждением доходы из внебюджетных источников должны закладываться в бюджет уже на стадии его составления.

Автономное учреждение (в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ) лишено этих проблем: его доходы от использования имущества и оказания платных услуг поступают в распоряжение АУ и расходуются им по собственному усмотрению.

АУ может больше не беспокоиться по поводу остатков бюджетных средств на счетах, которые бюджетным учреждением (в соответствии с п. 4 ст. 242 БК РФ) не позднее чем через два последних рабочих дня текущего финансового года должны быть перечислены на единый счет бюджета. Средства на счетах АУ полностью остаются в его распоряжении.

Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ бюджетным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты. АУ имеет право получать кредиты.

Бюджетное учреждение не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Автономное учреждение этими правами обладает, если получено согласие его учредителя (п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Все это дает школе новые возможности для самостоятельного хозяйствования, проведения конкурсов, заключения договоров с социальными партнерами. Однако свобода распоряжения средствами имеет обратную сторону (схема 2).

Схема 2

Сравнение возможностей БУ и АУ

Какие права?

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Право распоряжения закрепленным имуществом

Не вправе распоряжаться (п. 1 ст. 298 ГК РФ)

Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АУ может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 3 Закона)

Права в отношении полученных доходов и приобретенного за счет таких доходов имущества

Эти доходы после уплаты налогов и сборов учитываются в смете доходов и расходов БУ и отражаются в доходах соответствующего бюджета

(п. 2 ст. 42 БК РФ).

Смета утверждается учредителем

Распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 3 Закона), в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала

Права по привлечению заемных средств

Не вправе получать кредиты

(п. 8 ст. 161 БК РФ)

Вправе привлекать, так как на АУ

не распространяются ограничения

БК РФ, установленные для БУ

Права по открытию банковских счетов

Федеральные БУ используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ (п. 7 ст. 161 БК РФ)

Вправе открывать счета в кредитных организациях (п. 2 ст. 2 Закона)

Может ли обанкротиться АУ?

При обсуждении Закона «Об автономных учреждениях» законодатели и общественность были обеспокоены решением этого вопроса. Действительно, если бюджетное учреждение несет ответственность за свои действия в пределах имеющихся у него денежных средств, то АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Есть вероятность того, что образовательное учреждение заключит рискованную сделку, не справится с обязательствами и кредиторы получат возможность изъять часть имущества АУ за долги. При этом по долгам может быть изъято имущество, без которого школа не сможет продолжить свою деятельность: здание, мебель, учебное оборудование.

Закон ограждает АУ от подобных ситуаций. Взыскание долгов АУ не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ автономное учреждение не подлежит банкротству: «Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом)».

Таким образом, АУ отвечает за долги своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и от взыскания, согласно ст. 120 ГК РФ.

Если же у АУ нет никакого имущества, кроме указанного выше, долг повисает: АУ продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура изъятия имущества за долги не проводится. В этом заключается различие между бюджетным и автономным учреждением: если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителя-собственника, то долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспеченными.

Таким образом, школа защищена от процедуры банкротства, но долги все же повисают на учредителе, который передал АУ имущество.

Это еще одна причина, по которой учредитель вынужден тщательно взвешивать решение о переводе каждого бюджетного учреждения в автономное (см. вопрос № 6).

Какие факторы снижают риски при переводе в АУ?

  1. Не предполагается одномоментный и всеобщий переход из бюджетных учреждений в автономные.

  2. Педагогический коллектив должен сам выразить заинтересованность в смене организационно-правовой формы своего ОУ.

  3. При отборе кандидатов в АУ учредителю следует использовать критерии конкурсного отбора.

  4. В заявке школы необходимо перечислить убедительные доказательства того, что ОУ после смены статуса будет работать эффективнее. Коллективом должны быть предъявлены программы использования дополнительных ресурсов.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность АУ

Сегодня в рамках реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» принято шесть постановлений Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» утверждена форма предложения о создании автономных учреждений. Установление единой формы сведений о государственных (муниципальных) учреждениях позволит объективно и обоснованно принимать решение об изменении их типа на автономное учреждение.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 приказом Минэкономразвития России от 20.06.2007 № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 № 354 в них внесены изменения.

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» установлены соответствующие правила определения видов особо ценного движимого имущества. Отсутствие такого порядка значительно затруднило бы осуществление основной деятельности автономного учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» принят порядок составления и принятия соответствующих отчетов.

Приняты также Постановления правительства, не касающиеся муниципальных образовательных учреждений.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Как известно, одной из форм некоммерческих организаций являются учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения. В свою очередь государственные или муниципальные учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными учреждениями.
Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации, следовательно, и автономные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
В данной статье рассмотрим основные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности автономными учреждениями, порядок использования полученной прибыли, а также порядок отражения операций при осуществлении предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете автономных учреждений.
То, что некоммерческие организации, к числу которых относятся и автономные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, следует из статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Напомним, что в силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.
Статьей 298 ГК РФ также установлено, что автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В настоящей статье речь пойдет о существующих и потенциальных возможностях насыщения автономных учреждений (далее АУ) денежными средствами или, как это принято называть, об источниках финансирования АУ. За счет каких участников хозяйственных отношений и через какие каналы учреждения могут обеспечить себя непрерывным притоком денежных средств? Что нужно учесть руководителю АУ при управлении денежными средствами в 2014 году?

Сущность финансирования АУ

Финансирование автономного учреждения — это процесс формирования денежных средств АУ для обеспечения баланса интересов текущей деятельности (простое воспроизводство) и развития материально-технической базы (расширенное воспроизводство).

В свете ранее озвученных аспектов системы финансового менеджмента можно выделить четыре основных функции финансирования.

Функция планирования в финансировании выражается в определении потребностей АУ в краткосрочных и долгосрочных источниках. Для той части автономных учреждений, которые еще не приступили к ведению внебюджетной деятельности, объемы и сроки финансирования определяет учредитель. Для тех же АУ, внебюджетная деятельность которых многократно (до 10-20 раз в денежном выражении) превышает основную, актуальна проблема самостоятельного поиска источников финансирования и их структурирования по срокам.

Организация финансирования призвана управлять составом и структурой активов и пассивов АУ. С помощью этой функции на основе данных баланса можно определить, какими источниками денежных средств, в каком объеме располагает АУ, на какие цели направляются эти средства, а также определить меры по поддержанию оптимальной структуры источников финансирования. Далее в статье мы предложим практический инструмент анализа источников и их использования.

Проблема учета в отношении финансирования АУ, по мнению автора, заключается в разработке формы управленческого баланса, адекватной задаче финансирования. Дело в том, что официальная форма баланса АУ выражает интересы бюджета, для которого АУ в большей степени является частью бюджетного процесса, чем самостоятельным субъектом.

Контроль применительно к финансированию проявляется в обеспечении финансовой устойчивости АУ. В последнее время государственные органы призывают автономные учреждения усилить внутренний контроль, чтобы избежать или как минимум сгладить нежелательные последствия в случае реализации рисков. Однако, на наш взгляд, существует такое опасение: риски потери финансовой устойчивости АУ возрастают с развитием ими внебюджетной деятельности. Автор обоснует свою позицию далее.

Из общепризнанных концепций финансового менеджмента в практическом финансировании используют в первую очередь временную ценность денег. Данная концепция позволяет оперировать разновременными суммами денежных средств, приводя их к единому моменту. Концепция стоимости капитала также может применяться в процессе финансирования АУ, но здесь вновь проявится проблема создания баланса «для себя», под свои потребности, с использованием счетов, отвечающих признаку собственного капитала.

Структура источников финансирования АУ

Структурирование источников финансирования позволяет установить потенциальных «поставщиков» денежных средств, а также определить оптимальный состав пассива с точки зрения соблюдения допустимой величины рисков.

Классификация источников финансирования АУ

По происхождению

собственные

заемные

По срокам

краткосрочные

долгосрочные

По участникам

государственные

корпоративные

частные

зарубежные

По происхождению источники финансирования делятся на собственные и привлеченные. У коммерческих организаций под собственными источниками подразумевают капитал. Для автономных учреждений такие источники могут состоять из следующих частей:

  • экономия при выполнении государственного (муниципального) задания;
  • прибыль от внебюджетной деятельности;
  • целевое финансирование;
  • субсидии на капитальные вложения;
  • гранты и пожертвования;
  • амортизация.

Состав заемных источников:

  • кредиты;
  • лизинг;
  • кредиторская задолженность.

По срокам источники финансирования делятся на краткосрочные и долгосрочные. При этом собственные средства считаются источниками без срока. Классификация же в данном случае применяется только к привлеченным средствам.

По участникам хозяйственной деятельности различают государственные, корпоративные, частные и зарубежные источники.

Особенности финансирования АУ в 2014 году

Если оценивать, какие проблемы могут возникнуть у автономных учреждений в 2014 году в области финансирования, следует, во-первых, определить потенциал АУ и, во-вторых, спрогнозировать макроэкономическую обстановку.

В настоящее время можно констатировать скорее успехи, чем неудачи АУ на поприще коммерческой деятельности. Многие из учреждений резко повысили доходы, почувствовали свою силу, открыли новые направления, реализовали проекты и получили от них денежную отдачу. А некоторые АУ даже воспользовались банковскими кредитами, закупили на них технику и оборудование и расширили свою деятельность.

Что же касается макроэкономического окружения, здесь проявляются признаки следующей фазы мирового финансового кризиса. И если у коммерческих организаций есть опыт работы в кризисных условиях, то автономные учреждения подобный опыт наработать не могли на том простом основании, что в 2008 году (когда бушевал кризис) АУ лишь начали делать первые шаги в новом статусе. Поэтому возможно, что с некоторыми вызовами 2014 года АУ столкнутся впервые.

Субсидии

Серьезные положительные изменения произошли в области государственного финансирования.

Во-первых, в БК РФ введена такая форма субсидий, как грант. Ее особенность заключается в том, что бюджетные ассигнования могут быть выделены и тем АУ, в отношении которых государственные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 78.1 БК РФ).

Во-вторых, наконец-то в БК РФ законодательно закреплено предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст. 78.2 БК РФ).

На фоне столь позитивных изменений следует также отметить, что государство намерено ввести элемент конкуренции при распределении бюджетных средств). В этом смысле автономные учреждения, которые активно ведут внебюджетную деятельность, имеют более высокие шансы на успех, поскольку конкурентная борьба им уже знакома не понаслышке.

Прибыль от внебюджетной деятельности

Каких-либо особенностей во внебюджетной деятельности АУ в 2014 году, скорее всего, ожидать не стоит, за исключением возрастания риска ведения коммерческой деятельности. Речь прежде всего идет о тех автономных учреждениях, у которых выручка от платных услуг превышает субсидии на выполнение госзадания в несколько раз. Резкое снижение доходов от внебюджетной деятельности может подточить финансовую устойчивость на первый взгляд весьма успешных АУ.

Банковские кредиты

На законодательном уровне автономным учреждениям разрешено привлекать банковские кредиты. На первых порах после принятия Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» были сомнения в том, насколько реализуемо данное право, учитывая правовой статус АУ (его невозможно подвергнуть процедуре банкротства) и весьма скудные возможности АУ в плане предоставления банку-кредитору залогового обеспечения. Однако, как показала практика, банки не ставят особых препятствий для получения автономными учреждениями кредитов.

Что следует учитывать при привлечении банковских кредитов в 2014 году? Во-первых, не забывать о двойственном эффекте финансового рычага, проявляющегося в том, что он генерирует не только прибыль при благоприятном сценарии, но и убытки, если кредитуемый проект не принес желаемого результата. Во-вторых, в условиях отсутствия каких-либо нормативов рисков АУ рекомендуется установить внутренние лимиты. Традиционно риски измеряются по отношению к капиталу, но можно их также соотносить с размером выручки. Готовых рецептов здесь нет, но в самом поверхностном приближении можно принять такой норматив: совокупная задолженность по полученным кредитам и займам не должна превышать месячную выручку от внебюджетной деятельности. В-третьих, стараться исключать из кредитных договоров плавающую процентную ставку и включать право АУ на досрочное погашение кредита, чтобы не обречь учреждение (в случае ухудшения ситуации) на кабальные условия.

Благотворительные взносы

По мнению автора, в 2014 году АУ целесообразно сосредоточить усилия именно на привлечении благотворительных взносов. Для этого имеются следующие основания.

Во-первых, в России сформировалась прослойка зажиточных граждан, которые хотели бы внести свой вклад в развитие социального сектора, но либо не знают, куда направить пожертвования, либо боятся, что деньги будут потрачены не в дело, либо у них просто «руки не доходят». Поэтому автономным учреждениям полезно выявить каналы, благодаря которым можно стать получателем таких благотворительных средств.

Во-вторых, благотворительные взносы косвенно защищают от рисков внебюджетной деятельности.

В-третьих, тем руководителям АУ, которые не желают «стоять с протянутой рукой» и которых вполне устраивает уровень доходов от коммерческой деятельности, можно посоветовать изучить этот вопрос хотя бы с теоретической точки зрения.

В-четвертых, не следует упускать из виду возможности, которые предоставляются Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Несмотря на то что автономные учреждения не имеют права быть собственниками целевого капитала, они вполне могут быть получателями доходов от доверительного управления средствами целевого капитала.

Оскудение источников финансирования как сигнал риска

Если источники финансирования иссякли, с высокой долей вероятности можно констатировать, что риски реализовались в своем худшем варианте. Обычно риск оборачивается своей благоприятной стороной на этапе роста (напомним, активная внебюджетная деятельность АУ совпала с фазой выхода экономики из кризиса), что реализуется в получении доходов в размере выше ожидаемых. Негативная сторона риска чаще проявляется в условиях неблагоприятного макроэкономического окружения и реже — в случае накопления отдельным хозяйствующим субъектом избыточных проблем.

Вряд ли у какого-либо АУ накоплены риски, грозящие потерей финансовой устойчивости в благоприятных внешних условиях. Но, как было отмечено выше, у АУ нет нормативов, которые бы их принудительно ограничивали или хотя бы рекомендовали им не превышать определенный размер рисков. Успехи на поприще внебюджетной деятельности приводят к снижению чувствительности к рискам, пренебрегать же последними в настоящее время опасно. А значит, здесь применим прежний рецепт — самоограничение рисков через систему внутренних лимитов.

Практический прием по организации финансирования

Теперь раскроем практический прием для анализа источников финансирования и их использования. Существует различное понимание происхождения имущества — конкретное и абстрактное. В бухгалтерском учете это противоречие решено с помощью принципа двойной записи, который обеспечивает равенство актива баланса (конкретное имущество) его пассиву (абстрактное понимание происхождения имущества).

Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим операцию получения банковского кредита на покупку оборудования. При поступлении кредита дебетуется счет денежных средств (получено имущество в виде денег) и кредитуется счет по учету долгов (показан источник в виде банковского кредита). Деньги в балансе будут отражены по активу, а задолженность банку — по пассиву. Произведем следующий шаг, направив деньги на покупку оборудования. В балансе деньги поменяются на основные средства, то есть один актив трансформируется в другой. При этом по-прежнему источником выступает банковский кредит, но если не знать первоначального происхождения денег, это не очевидно.

Примечание. Руководителям АУ рекомендуем следующее: продолжая активно развивать внебюджетную деятельность, не расходуйте всю заработанную прибыль, а частично ее резервируйте.

Кстати, примером такого двойного толкования имущества может служить дискуссия, развернувшаяся в свое время в связи с размещением некоммерческими организациями целевых средств на депозитах. Вопрос был поставлен следующим образом: является ли банковский вклад использованием или сохранением капитала? Так, в письмах от 17.11.2006 N 03-03-04/1/776, от 15.03.2005 N 03-03-01-04/4/22 Минфин считал, что размещение временно свободных денежных средств во вкладах относится к коммерческой инвестиционной деятельности. Однако в последующем (письма Минфина РФ от 28.03.2008 N 03-03-06/4/17, от 07.03.2008 N 03-03-06/4/13) позиция ведомства поменялась: поскольку при размещении на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений конечные цели их использования не могут быть определены, то указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.

Автор и сам испытывал затруднения с анализом баланса с точки зрения источников финансирования и их использования до тех пор, пока не узнал, что существует элегантный прием решить это противоречие. При данном приеме увеличение пассива и (или) уменьшение актива считается источником, а уменьшение пассива и (или) увеличение актива — использованием. Чем шире интервал наблюдения, тем достовернее картина, поскольку обозначается основная тенденция (на какие цели направляются пассивы) и сглаживаются промежуточные колебания (переброска средств внутри групп активов).

Пример 1

Вернемся к примеру с банковским кредитом на покупку оборудования. Допустим, что сумма кредита составляет 1 млн. руб. Примем для наглядности, что кредит был получен 31 января, а оплата за оборудование была произведена 5 февраля.

Отчет об источниках финансирования и их использовании за январь

Использование

Сумма, тыс. руб.

Источники

Сумма, тыс. руб.

Увеличение денежных средств

1 000

Увеличение банковских кредитов

1 000

Отчет об источниках финансирования и их использовании за февраль

Использование

Сумма, тыс. руб.

Источники

Сумма, тыс. руб.

Увеличение основных средств

1 000

Уменьшение денежных средств

1 000

Отчет об источниках финансирования и их использовании за январь-февраль

Использование

Сумма, тыс. руб.

Источники

Сумма, тыс. руб.

Увеличение основных средств

1 000

Увеличение банковских кредитов

1 000

А теперь продемонстрируем, как этот принцип работает в целом при анализе изменений баланса за какой-либо период.

Пример 2

По данным управленческого баланса требуется проанализировать, за счет каких источников развивалось АУ в отчетном периоде.

Статья баланса

На начало, тыс. руб.

На конец, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Основные средства

34 049

35 039

Запасы

4 295

3 994

Денежные средства

4 456

11 358

6 902

Дебиторская задолженность

2 721

10 419

7 698

Итого по активу

45 521

60 810

15 289

Амортизация

17 600

19 314

1 714

Кредиторская задолженность

3 343

2 595

Нераспределенная прибыль

24 578

38 901

14 323

Итого по пассиву

45 521

60 810

15 289

Составим отчет об источниках финансирования и их использовании:

Использование

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Источники

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Увеличение дебиторской задолженности

7 698

47%

Прибыль

14 323

88%

Увеличение денежных средств

6 902

42%

Амортизация

1 714

10%

Увеличение основных средств

6%

Уменьшение запасов

2%

Погашение кредиторской задолженности

5%

Итого

16 338

100%

Итого

16 338

100%

Какие выводы можно сделать из анализа отчета об источниках финансирования и их использовании? Низкий уровень запасов и высокая прибыль косвенно свидетельствуют о том, что это — баланс учреждения, оказывающего услуги. Если бы данный баланс представлял результаты работы за короткий промежуток времени (один — три месяца), можно было бы констатировать отличные показатели: высокие прибыль и ликвидность. Но доля прибыли в валюте баланса (94%) говорит о том, что данный баланс, скорее всего, составлен за более длительный период времени (один-два года). И в этом случае оценки будут несколько иные. Видно, что у учреждения нет решения, куда вложить заработанные средства — все они сосредоточены в краткосрочных активах. А между тем оборудование изнашивается, не обеспечивается даже простое воспроизводство (амортизация в 1,7 раза превышает прирост основных средств). Похоже, что данное автономное учреждение находится на перепутье…

Что можно рекомендовать руководителям АУ на поприще финансирования? Пожалуй, следующее:

1. Продолжая активно развивать внебюджетную деятельность, не расходовать всю заработанную прибыль, а частично ее резервировать.

2. «Вспахивать ниву» добровольных пожертвований.

3. При привлечении кредитов тщательно изучать условия кредитных договоров, предполагая, что их погашение может прийтись на неблагоприятный период работы.

4. Стойко переживать финансовые бури, осознавая, что за падением всегда наступает взлет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *