Финансовые организации

Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации. Выделение новых видов кредитно-финансовых организаций представляет собой важную закономерность развития финансово-кредитной системы. Они отражают процесс охвата кредитными отношениями разнообразных сфер предпринимательской деятельности, усложнение рынка ссудных капиталов, вовлечения широких слоев населения в орбиту деятельности кредитных организаций. В экономике небанковские организации наряду с банками играют важную роль в передаче средств от кредиторов к заемщикам. Финансовые нововведения (инновации) позволили небанковским организациям активнее конкурировать с банками за счет предоставления клиентам, в том числе и банковских услуг.

Важнейшими финансовыми посредниками в экономике по-прежнему выступают коммерческие банки. Но в последние годы их доля в общей стоимости активов всех финансовых посредников сокращается. Среди финансовых посредников активно развиваются в международной практике ссудо-сберегательные общества (ассоциации), страховые компании, пенсионные фонды, финансовые компании, инвестиционные фонды, кредитные союзы, взаимные фонды и др.

Среди важнейших функций финансовых посредников можно отметить, что они:

1) приводят активы и долговые обязательства в соответствии с запросами потребителей;

2) уменьшают риск путем диверсификации, вложению средств в различные предприятия. Если риск практически непредсказуем для отдельного лица, но часто бывает, предсказуем для группы лиц. Осуществляется равномерное распределение риска, а с помощью диверсификации они защищены от неожиданных потерь из-за банкротства фирм;

3) сокращают издержки обращения. Финансовые посредники могут снизить издержки обращения путем специализации на определенных видах финансовых операций, сэкономить на оплате деятельности дилеров, брокеров, экспертов, проведении более грамотных, полных консультаций, касающихся предполагаемых операций.

В международной практике сложилось несколько видов финансовых компаний: инвестиционные финансовые компании; торговые финансовые компании; компании потребительского кредита; компании по работе в сфере бизнеса.

Инвестиционные финансовые компании, работающие с ценными бумагами. В известной мере из деятельность переплетается с инвестиционными фондами (компаниями). Их задача: мобилизовать денежные средства с целью последующего их инвестирования в ценные бумаги других контрагентов. Такие финансовые компании содействуют формированию и функционированию рынка ценных бумаг.

Выполняя эти задачи, финансовые компании осуществляют следующие виды деятельности: посредническая и коммерческая деятельность по ценным бумагам; маркетинг рынка ценных бумаг и инвестиций; размещение денежных средств в ценные бумаги; предоставление консультационных услуг в области операций с ценными бумагами; осуществление выпуска ценных бумаг в установленном законом порядке; производство ноу-хау в области финансовых операций, иные финансовые операции и услуги, не запрещенные действующим законодательством, отвечающие целям и задачам общества. Финансовые компании уменьшают риск путем диверсификации своих операций. Вложения средств в акции нескольких компании позволяет улучшить финансовое положение и вероятность банкротства снижается.

Торговые финансовые компании кредитуют продажу товаров в оптовой и розничной торговле. Широкая сеть финансовых компаний создана в США, Англии, Германии, Японии и др. Развитие финансовых компаний возможно при широкой насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, трудностями в их реализации, активной конкуренции между производителями. Торговые финансовые компании предоставляют клиентам кредиты с рассрочкой платежа на покупку товаров у определенного розничного продавца или производителя.

Финансовые компании служат важным инструментов проталкивания товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных предприятий в условиях снижения спроса на их продукцию. Некоторые финансовые компании (дочерние, независимые) организуются крупными корпорациями с целью обеспечения продажи своего продукта. Компании также обслуживают систему коммерческого кредита, предоставляемого промышленными компаниями друг другу при отгрузке товаров. Финансовые компании по кредитованию продаж в рассрочку потребительских товаров длительного пользования могут покупать обязательства потребителей у различных торговцев и дилеров со скидкой.

Компании потребительского кредита специализируются обычно на предоставлении кредитов индивидуальным заемщикам. Компании занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования, например, таких как автомобили, телевизоры, холодильники, мебель, приобретение и ремонт дома, аренда помещений, уплата небольших долгов, для развития малого бизнеса и т.п. Обычно такие компании предоставляют кредиты тем, кто не может получить их по тем или иным причинам в банке. Потребитель, или заемщик, в случае невозможности возврата потребительской ссуды лишается приобретенного имущества, которое переходит в собственность финансовой компании. Такой вид финансовых компаний активно начал развиваться, особенно после Второй мировой войны.

Компании по работе в сфере бизнеса представляют фирмам специфические услуги. Так, они дают кредиты и скупают обязательства (векселя, другие платежные обязательства) с дисконтом, осуществляют факторинговые операции. Кроме факторинга, подобные финансовые компании занимаются лизингом оборудования и другого имущества, которое они сами приобретают, а затем сдают в аренду (лизинг).

Финансовые компании могут создаваться в различных организационно-правовых формах: акционерных, кооперативных обществ; частных компаний, дочерних компаний банков, предприятий, холдингов.

Финансовые компании привлекают средства путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций, либо получают кредиты в банках. Получая ресурсы, они могут их использовать для предоставления кредитов на потребительские и коммерческие нужды, для приобретения ценных бумаг. Компании располагают также денежными и материальными взносами учредителей, доходами от своих операций. Финансовые компании работают с теми же экономическими агентами: физическими и юридическими лицами, что и банки.

Финансовые компании осуществляют ряд функций банков: депозитные операции, кредитование, операции с ценными бумагами, но не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к банковским организациям по ряду критериев:

– величине уставного фонда;

– перечню возможных операций;

– уровню государственного регулирования деятельности;

– требованиям соблюдения нормативов ликвидности и устойчивости;

– порядку резервирования средств на счета центральных банков и др.

В Республике Беларусь идет процесс становления небанковских организаций. Наиболее заметно развиваются страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании. Однако это не относиться к развитию финансовых компаний. На замедление процесса становления финансовых компаний в Республике Беларусь влияет ряд обстоятельств:

1. Не создана достаточная законодательная и нормативная база. Это касается разработки положений о видах финансовых компаний, их функций, взаимодействия с банками, государственного регулирования их деятельности.

2. Неполностью сформирован рынок ценных бумаг, особенно рынок корпоративных ценных бумаг, что не позволяет финансовым компаниям принять должное участие в их развитии.

3. Серьезной проблемы не возникает и с реализацией потребительских товаров и услуг. Рынок потребительских кредитов обслуживают в основном банки и торговые организации.

4. Процесс мобилизации свободных денежных ресурсов сосредоточен в основном в банковской системе государства, которая успешно обслуживает денежный оборот в стране.

Однако финансовые компании являются непременным и важным атрибутом рыночной экономики и по мере вхождения в нее будут играть все более значительную роль.

Ломбарды

Ломбард – юридическое лицо, специализированная коммерческая организация, осуществляющая хранение вещей; выдающая кредиты (займы) под залог имущества; при необходимости проводящая торговые операции по продаже заложенного имущества на комиссионных началах. Эти услуги оказываются главным образом физическим лицам.

Организация ломбардов может быть представлена в форме акционерных обществ, частных организаций, государственных коммунальных предприятий и др. Лицензирование ломбардной деятельности осуществляется в большинстве стран мира.

В условиях нестабильности экономики, экономических кризисов коммерческие банки ориентируются, прежде всего, на оказание услуг, финансовой помощи субъектам хозяйствования. Обычно ужесточаются условия банковского потребительского кредитования населения, резко возрастают проценты за кредит. Ломбарды могут стать хорошей альтернативой банкам для расширения своей деятельности в обслуживании физических лиц.

Различные группы граждан не всегда готовы и имеют возможность быстрого, небольшого по сумме получения кредита в банке. Выдавая краткосрочные кредиты, ломбарды удовлетворяют потребности различных слоев населения, уменьшая тем самым социальную направленность в обществе, способствуя повышению платежеспособного спроса на товары и услуги. Кредит ломбардов может использоваться: для погашения сезонных колебаний в доходах; разрыва в средствах от заработной платы к заработной плате; немедленного приобретения той или иной вещи, в том числе и дорогостоящей и др.

Таким образом, клиентами ломбарда могут быть низко и средне оплачиваемые граждане, а также лица с достаточно стабильным, высоким уровнем доходов.

Спецификой ломбардного потребительского кредита является предварительное осуществление залоговой операции, так как кредит выдается под залог вещей заемщика. Ломбард вправе принимать в залог только движимое имущество, принадлежащее заемщику, предназначенное для личного потребления, не изъятое из оборота и не ограниченное в нем. В качестве залога могут приниматься: антиквариат, бытовая техника, оргтехника, изделия из кожи и меха, столовое серебро, электроника, теле-, видео-, аудиоаппаратура, музыкальные инструменты, ювелирные изделия и украшения из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней, автотехника и др. крупногабаритные вещи: автомобили, бытовая техника, мебель принимаются специализированными ломбардами при возможности их хранения. Наиболее распространенный залог – это ювелирные изделия, изделия из драгоценных металлов, камней, их легко хранить, сохраняют свою ценность длительный промежуток времени.

В качестве залога в ломбард принимаются как новые вещи, так и бывшие в употреблении, пользующиеся спросом товары народного потребления, отвечающие требованиям санитарии. Сложно-технические товары принимаются в исправном рабочем состоянии. Не принимаются в ломбард: вещи, розничная распродажа которых запрещена (ограничена) законом (яды, оружие, вещи с повышенным содержанием радионуклидов и др.); продукты питания, имущество, включенное в перечень объектов по причине их исторической, культурной ценности, обеспечения государственной безопасности.

Имущество, сдаваемое в ломбард, оценивается по соглашению сторон с участием товароведа-оценщика. Оценку изделий из драгоценных металлов, камней осуществляют товароведы, сдавшие технический минимум по опробованию ювелирных изделий и лома, знающие действующие стандарты, технические условия на ювелирные изделия.

Хранение вещи в ломбарде удостоверяется выдачей ломбардом именной сохранной квитанции. Это бланк строгой отчетности, который выдается лицу, передающему вещь на хранение, 1-ый экземпляр остается в ломбарде. Сохранная квитанция должна содержать обязательные реквизиты: реквизиты ломбарда, паспортные данные поклажедателя; наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать; сумму оценки сданной на хранение вещи; срок и технологические условия хранения вещи; вознаграждение за хранение и порядок его уплаты; возможности реализации вещи в случае ее невостребования.

Ломбард несет ответственность за сохранность сданных на хранение вещей: должны быть созданы оптимальные условия для хранения, исключающие вредные воздействия. На ломбард возложена обязанность страховать вещи в пользу заемщика и за свой счет, он не вправе пользоваться предметами заклада.

Ломбардный кредит – это краткосрочный, оговаривающий твердую сумму и срок действия кредит, который обеспечивается закладом, имеющего хождение на рынке и поэтому легко реализуемого движимого имущества. Залог не меняет право собственности, но переходит на временное хранение в ломбард, ограничивает права заемщика на его использование.

В соответствии с фундаментальными принципами системы кредитования кредит ломбардов является возвратным, срочным и полностью обеспеченным. Залог, находящийся в ломбарде, служит повышенной гарантией обеспечения кредита и его возврата. Целевое направление кредита не устанавливается.

Заключение договора кредита (займа) между ломбардом и заемщиком оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Один экземпляр выдается заемщику, второй остается в ломбарде. Залоговый билет по существу включает и кредитный, и залоговый договоры.

Периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи.

Залоговый билет подтверждает выдачу кредита и передачу в залог имущества. Это бланк строгой отчетности, в котором указываются: реквизиты ломбарда; паспортные данные заемщика; описание вещи-заклада; сумма ее оценки; сумма кредита, его срок; дата возврата; процентная ставка по кредиту; возможность и порядок досрочного погашения займа; действия ломбарда в случае невозврата кредита заемщиком.

При получении кредита необходимо предъявление паспорта и предмета залога. Сумма кредита обычно составляет от 50 до 80 % от стоимости залога, что дает возможность ломбарду избежать риска невозврата кредита и дает шанс при необходимости продать залог.

Стоимость ломбардного кредита для заемщика складывается из процента и комиссионных платежей. Ломбард, как правило, ориентирован на получение прибыли от получения процентов за кредит (до 9 % доходов), а не от продажи невостребованных вещей. В деятельности ломбардов используется дневная процентная ставка (в среднем от 0,8 до 1,0 процента в день). В отличие от банковского процента по годовой ставке процент ломбардов намного выше. На практике некоторые ломбарды устанавливают месячную процентную ставку (например, автоломбарды). У отдельных ломбардов есть дисконтная программа для постоянных клиентов, для них могут устанавливаться более низкие процентные ставки за пользование кредитом.

Значение ломбардной процентной ставки зависит от ряда факторов:

– условий приобретения ломбардами заемных средств (ресурсов);

– величины обязательных платежей и отчислений (налогов, страховых платежей и т.п.);

– размера оплаты труда управленческого персонала и работников ломбарда; выплаты дивидендов;

– объема эксплуатационных расходов;

– срока и размера предоставляемого кредита;

– вида залогового имущества;

– темпов инфляции;

– ставки рефинансирования центрального банка и процентов за кредит коммерческих банков и др.

Одностороннее изменение ставки обычно не производится, если в договоре ставки указана однозначно и нет оговорки, в каких случаях она подлежит пересчету в сторону увеличения. Если клиент возвращает кредит досрочно, то процент уплачивает за весь срок, определенный при выдаче кредита.

Ломбардный кредит и кредит, выдаваемый ломбардами не совсем одно и то же. Ломбардный кредит могут выдавать центральный и коммерческие банки. Между ними общее – залоговый характер кредита, в качестве особенного выступают предметы залога, оценка залога, процентная ставка, организация кредитования и др.

Сравнительная характеристика особенностей кредитов ломбардов и банковского кредитования

Критерии Ломбард Коммерческий банк
Статус в кредитной системе государства Точно не определен Составная часть кредитной системы
Заемщик Физические лица Физические и юридические лица
Сроки кредитования Несколько дней, месяцев, до года Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные кредиты
Сумма кредита Минимальная сумма не ограничена, максимальная зависит от суммы залога Минимальная и максимальная сумма ограничены
Залог Имущество граждан, предназначенное для личного потребления Имущество заемщика движимое и недвижимое, ценные бумаги, гарантии, имущественные права
Цели кредитования Не устанавливаются, не контролируются Указание цели получения кредита обязательно
Процентная ставка Дневная процентная ставка, значительно превышает банковскую ставку Устанавливается годовая процентная ставка
Процедура оформления кредитной сделки Минимум документов и времени для оформления Объемное оформление документов, продолжительное до нескольких дней заключение сделки
Платежеспособность и доходная база клиента Не выясняется Определяется кредитоспособность заемщика различными методами
Источники погашения кредита Личные доходы заемщика, выручка от распродажи залога Любые средства заемщика, в наличной и безналичной форме, при необходимости реализация залога

В случаях, если кредитополучатель не может в срок вернуть долг, ломбард обычно идет навстречу своим клиентам. Можно оплатить только проценты по кредиту, реализация залога может быть отложена и клиент получит дополнительное время, обычно месяц, два, чтобы выкупить его. Рассматривается вопрос о возможности продления договора, только после этого реализуется залог.

Вещь может быть продана, выставлена на аукцион или реализована другим образом. В аукционе может участвовать заемщик и купить свою вещь обратно. В случае, если выставленная на продажу вещь была продана за цену, превышающую сумму всех обязательств, то ломбард может выплатить заемщику разницу между суммой обязательств и суммой, вырученной от продажи. Если после продажи вырученной суммы будет недостаточно для удовлетворения требований к заемщику, то даже в этом случае долг перед ломбардом считается погашенным.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить достоинства и недостатки ломбардного кредитования.

Достоинства:

– смягчение социальной напряженности в обществе, выдача кредитов тем, кто по тем или иным причинам не может получить их в банке, но остро нуждается в средствах, формируется социальная защита населения;

– возможность получения кредитов на маленькую сумму и короткий срок;

– предельно упрощенная во времени и документальному оформлению процедура получения кредита;

– предоставление кредита независимо от его цели и платежеспособности заемщика;

– широкий спектр закладываемого имущества;

– обеспечение сохранности вещи заклада, включая страхование их в пользу заемщика, ломбарды несут ответственность за утрату, повреждение заложенных вещей;

– отсутствие необходимости формировать резервы на возможность потери по ссудам аналогично банкам. Это объясняется структурой залогового имущества ломбардов, в которой значительный удельный вес приходится на высоколиквидный залог.

Недостатки:

– высокие процентные ставки за пользование кредитом;

– низкая оценка закладываемого имущества;

– невозможность долгосрочного кредитования;

– возможность участия в ломбардном бизнесе недобросовестных участников рынка;

– риск невыкупа заклада;

– недостаточный сервис.

Однако следует отметить, что ломбардное кредитование, другие услуги ломбардов стали неотъемлемой частью кредитных систем любого государства.

Для реализации потенциала ломбарда в области кредитной деятельности было бы целесообразно:

– принятие законодательных и нормативных актов, закрепляющих их правовой статус как небанковских кредитно-финансовых организаций;

– более объективная оценка стоимости залога;

– существенно расширять клиентскую базу ломбардов, размещая их не только в крупных городах;

– оптимизация затрат ломбардов и, как результат, снижение процентных ставок за кредит.

Некредитные финансовые организации (НФО) – выделенный Банком России тип финансовых организаций, включающий следующих участников финансового рынка:

— профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
— специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
— акционерных инвестиционных фондов;
— клиринговую деятельность;
— деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
— деятельность организатора торговли;
— деятельность центрального депозитария;
— репозитарную деятельность;
— деятельность субъектов страхового дела;
— негосударственных пенсионных фондов;
— микрофинансовых организаций;
— кредитных потребительских кооперативов;
— жилищных накопительных кооперативов;
— бюро кредитных историй;
— актуарную деятельность;
— кредитных рейтинговых агентств;
— сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
— ломбардов.

3 марта 2014 года, после расформирования ФСФР, контроль и надзор за деятельностью НФО был передан Банку России.

Сейчас Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

В Институте современного банковского дела представлено самое актуальное обучение для НФО, с участием лекторов из Банка России, которое является обязательным:

ПОД/ФТ

Некредитные финансовые организации являются субъектами исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны в целях ПОД/ФТ разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; обеспечивать соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев; проводить обучение сотрудников компании; проводить и обеспечивать учет вводного и дополнительного инструктажей сотрудников; знакомить с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ; проводить обучение в форме повышения уровня знаний.

АНО ДПО «ИСБД» является официальным партнером Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) и имеет разрешение на проведение специального обучения для должностных лиц НФО.

Обучение в некредитных финансовых организациях проводится в следующих формах (Согласно указанию Банка России от 05.12.2014 № 3471-У и Приказу Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203-П):
— вводный (первичный) инструктаж;
— целевой (внеплановый) инструктаж;
— повышение квалификации (плановый инструктаж).

Целевые инструктажи в целях ПОД/Ф для некредитной финансовой организации проводятся на территории Институте современного банковского дела ежемесячно, а также на постоянной основе в формате выездных корпоративных мероприятий и индивидуальных консультаций.

Расписание по ПОД/ФТ

Переход НФО на новый план счетов и отраслевые стандарты

С 2015 года начался сложный процесс поэтапного перехода НФО на единый план счетов (ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ), утвержденные Банком России.

Методологической базой для ЕПС НФО послужил банковский план счетов, а для ОСБУ — международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В соответствии с Положением №486 от 02.09.2015 года «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» перевод всех некредитных финансовых организаций на новый план счетов планируется осуществить до 1 января 2019 года. Кроме того, планами ЦБ РФ предусмотрено, что с 2018 года бухгалтерская (финансовая) и надзорно-статистическая отчетность НФО будет сдаваться в формате XBRL.

АНО ДПО «ИСБД» совместно с Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) поможет Вам детально проработать методологию и без ошибок перейти на ЕПС с учетом актуального положения дел в организации.

После окончания обучения всем участникам предоставляется подробный методический материал.

Расписание по переходу на ЕПС и ОСБУ

Внутренний контроль и аудит для НФО

Банк России разработал проект Концепции организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций. По проекту НФО будет обязана иметь систему внутреннего контроля и аудита.
АНО ДПО «Институт современного банковского дела» приглашает сотрудников финансовых организаций на семинар, в ходе которого можно познакомиться с лучшими практиками реализации, документирования и оценки системы внутреннего контроля, научится понимать требования внешних аудиторов и регулятора в этой области.

Расписание для СВК и СВА

А также АНО ДПО приглашает присоединиться к сопутствующим мероприятиям по Закону США — FATCA, учетной политике, Положению Банка России от 31.01.17 № 577-П, крупным сделкам, новому нормативу ликвидности для НФО, резервам под обесценение финансовых активов, анализу хозяйственной деятельности и кредитоспособности субъектов малого бизнеса, обеспечению непрерывности деятельности некредитных финансовых организаций (№ 28-МР), изменениям в депозитарной деятельности, экономической и информационной безопасности и др.
Более полную информацию уточняйте у Вашего персонального менеджера.

Расписание для НФО

Финансовая организация: понятие, классификация

Одним из основных вопросов в рамках исследований, посвященных финансовому рынку, является определение понятия «финансовая организация».

Понятие финансовой организации приведено в ст. 180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Под финансовыми организациями в рамках данного закона понимаются:

  • 1) кредитные организации;
  • 2) страховые организации;
  • 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • 4) негосударственные пенсионные фонды;
  • 5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • 6) клиринговые организации;
  • 7) организаторы торговли;
  • 8) кредитные потребительские кооперативы;
  • 9) микрофинансовые организации.

Подход Закона о банкротстве — не единственно возможный. Так, в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) выделяется два типа организаций: кредитные организации и некредитные финансовые организации. К некредитным финансовым организациям в соответствии со ст. 76.1 Закона о Банке России относятся лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • 3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • 4) акционерных инвестиционных фондов;
  • 5) клиринговую деятельность;
  • 6) деятельность но осуществлению функций центрального контрагента;
  • 7) деятельность организатора торговли;
  • 8) деятельность центрального депозитария;
  • 9) деятельность субъектов страхового дела;
  • 10) негосударственных пенсионных фондов;
  • 11) микрофинансовых организаци й;
  • 12) кредитных потребительских кооперативов;
  • 13) жилищных накопительных кооперативов;
  • 14) бюро кредитных историй;
  • 15) актуарную деятельность;
  • 16) кредитных рейтинговых агентств;
  • 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  • 18) ломбардов.

Среди лиц, перечисленных в Законе о Банке России, — только часть (хотя и большая) относится к организациям, часть указанных лиц (например, актуарии, страховые брокеры как субъекты страхового дела) — к организациям не относятся. Несмотря на такие противоречия, Закон о Банке России более точно учел те изменения на финансовом рынке, которые произошли за последние десятилетия (Закон о банкротстве был принят в 2002 г., изменения в части состава финансовых организаций вносились последний раз в 2013 г.; Закон о Банке России был серьезно переработан в связи с созданием в 2013 г. так называемого «единого регулятора» финансовых рынков и в последующем дополнялся в этой части). Но даже в той формулировке, которая дана в сг. 76.1 Закона о Банке России, не учитывается еще один класс субъектов, связанных с финансовым рынком, а именно тех участников национальной платежной системы, которые не относятся к кредитным организациям, в частности операторов платежных систем (сг. 15 Закона о НПС), операторов услуг платежной инфраструктуры (ст. 16 Закона о НПС).

С нашей точки зрения, в настоящее время сложилось несколько групп субъектов, функционирующих в рамках финансового рынка, или субъектов финансового рынка:

  • 1) кредитные организации, включающие в себя банки и небанковские кредитные организации;
  • 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая кредитные организации) — брокеры; дилеры; форекс-дилеры; организации, осуществляющие депозитарную деятельность; управляющие, осуществляющие управление ценными бумагами (доверительные управляющие); регистраторы;
  • 3) субъекты рынка коллективных инвестиций, на котором работают негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, осуществляющие управление как активами негосударственных пенсионных фондов, так и различных инвестиционных фондов; акционерные инвестиционные фонды; специализированные депозитарии;
  • 4) субъекты страхового дела, включая страховщиков, перестраховщиков, общества взаимного страхования, страховых брокеров;
  • 5) институты микрофинансирования, которые представлены такими видами организаций, как: микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы; ломбарды;
  • 6) участники национальной платежной системы, в рамках которой работают операторы по переводу денежных средств (в основном кредитные организации), операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры;
  • 7) организации инфраструктуры финансового рынка, к которым относятся организаторы торговли, центральный депозитарий, репозитарий, клиринговые организации, центральный контрагент;
  • 8) вспомогательные организации и лица, к которым относятся бюро кредитных историй, актуарии, кредитные рейтинговые агентства.

Предложенная классификация ориентирована на сложившееся в Российской Федерации регулирование финансового рынка. При этом каждый институт в системе регулирования занимает свою нишу, однако социально- экономические функции некоторых институтов пересекаются. Некоторые виды институтов представлены в ряде секторов. Так, к примеру, кредитные организации могут активно работать на рынке ценных бумаг, выступать в качестве центрального контрагента или центрального депозитария. С другой стороны, законодатель ввел запреты на совмещение отдельных видов деятельности: например, категорически запрещено совмещать банковскую деятельность и страховую деятельность. Более подробно классификационная характеристика приведена в табл. 2.1.

Общее число финансовых организаций, работающих на финансовом рынке, достаточно велико, хотя и неуклонно снижается в последние годы (табл. 2.2).

Существуют и иные подходы к классификации институтов финансового рынка. Так, например, в экономической науке классификация институтов финансового рынка строится на функциональной основе. В частности, В. В. Иванов предлагает участников финансового рынка разделить на торговых и финансовых посредников. При этом к торговым посредникам финансового рынка относятся те организации, которые специализируются исключительно на посреднических сделках, связанных с куплей-продажей и передачей финансовых инструментов от их продавцов к покупателям. Эти институты обслуживают операции с существующими инструментами и тем самым способствуют перемещению свободных денежных средств между контрагентами. Наиболее типичным примером такого рода торгового посредника является инвестиционный банк. Финансовые посредники, согласно подходу В. В. Иванова, это те институты финансового рынка, которые либо сами приобретают денежные средства путем эмиссии собственных обязательств, либо инвестируют денежные средства путем приобретения финансовых инструментов (требований к эмитенту). Одновременно В. В. Иванов предлагает выделять биржи и иные учреждения финансовой инфраструктуры.

Таблица 2.1

Субъекты финансового рынка и их основные функции

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

Кредитные организации

Закон о банках

  • 1. Трансформация накоплений в кредит.
  • 2. Организация платежной системы

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

  • 1. Брокер:
  • 1.1) prime-брокер;
  • 1.2) товарный брокер;
  • 1.3) клиентский брокер

Статья 3 Закона о РЦБ;

Положение Банка России от 27 июля 2015 г. № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» (п. 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3)

Социальная функция брокера состоит в предоставлении возможности физическим и юридическим лицам торговать ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и товарами на бирже (организованных торгах). Брокер является посредником, который исполняет поручения клиентов на организованных торгах, а также предоставляет им «опосредованный» доступ к организованным и неорганизованным торгам путем эксплуатации необходимой инфраструктуры.

Брокерская деятельность может быть ограничена только деятельностью по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар (товарный брокер).

Также брокерская деятельность может быть ограничена видами совершаемых операций. Клиентский брокер в отличие от prime-брокера не имеет права использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения prime- брокера

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

2. Дилер (лицо, осуществляющее дилерскую деятельность)

Статья 4 Закона о РЦБ

Социальная функция дилера на рынке ценных бумаг состоит в том, что он сам выступает стороной сделок купли- продажи ценных бумаг и совершает их от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг но ценам

3. Форекс-дилер

Статья 4.1 Закона о РЦБ

Функция форекс-дилера состоит в предоставлении физическим лицам, нс являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществлять торговлю на рынке Форекс путем заключения от своего имени и за свой счет, не на организованных торгах сделок (производных), базисным активом которых является валюта или валютная пара и требования к которым установлены законодательством

4. Управляющий, осуществляющий управление ценными бумагами (Доверительный управляющий)

Статья 5 Закона о РЦБ

Функция деятельности но управлению ценными бумагами состоит в том, что специальная лицензированная компания осуществляет доверительное управление активами клиента (ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами) путем совершения сделок на фондовом рынке в целях получения максимальной прибыли или сбережения средств

5. Депозитарий

Статья 7 Закона о РЦБ

Функция депозитарной деятельности состоит в оказании услуг но учету прав на ценные бумаги, учету перехода прав на ценные бумаги и (или) по хранению ценных бумаг и сертификатов ценных бумаг

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

6. Регистратор (реестродержатель) — лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

Статья 8 Закона о РЦБ

Функция деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг состоит в ведении реестра цепных бумаг, в том числе и акций акционерных обществ, в части сбора, фиксации, обработки, хранения данных, составляющих реестр владельцев, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг

Субъекты страхового дела

  • 1. Страховые организации (страховщики).
  • 2. Общества взаимного страхования.
  • 3. Страховые брокеры

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4.1)

Субъекты страхового дела осуществляют деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также деятельность страховых брокеров.

Социальная функция страхования состоит в защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков

Субъекты коллективных инвестиций

1. Управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (п. 6 ст. 3, п. 3 ст. 11);

Федеральный закон от 24 июля 2002 г.

№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (п. 4 ст. 3, п. 4.1 ст. 3, п. 4.2 ст. 3, п. 4.3 ст. 3)

Управляющая компания осуществляет профессиональную деятельность на рынке коллективных инвестиций путем управления имуществом (активами) паевого фонда, акционерного инвестиционного фонда либо управления пенсионными накоплениями и (или) пенсионными резервами негосударственного пенсионного фонда в части совершения любых юридических и фактических действий с указанным имуществом в интересах владельцев инвестиционных паев, акционеров акционерного инвестиционного фонда или застрахованных лиц

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

2. Специализированные депозитарии акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (п. 1 ст. 44);

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»

(п. 5 ст. 3)

У специализированного депозитария имеются две основные функции:

  • • функция контроля за процессом инвестирования средств участников рынка коллективных инвестиций страховщиков в части порядка размещения собственных средств и резервов;
  • • функция но учету и хранению имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, или имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд

3. Акционерные инвестиционные фонды

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (п. 1 ст. 2)

Функция акционерного инвестиционного фонда это аккумулирования имущества и денежных средств путем образования юридического лица в форме акционерного инвестиционного фонда, для последующей деятельности по инвестированию соответствующих средств в ценные бумаги и иные объекты

4. Негосударственные пенсионные фонды

Федеральный закон от 7 мая 1998 г.

№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (п. 1 ст. 2)

Социальная функция негосударственных пенсионных фондов состоит в осуществлении добровольного пенсионного обеспечения или обязательного пенсионного страхования, в том числе организация управления пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений, назначение и выплата срочных пенсий, формирование выплатных резервов и т.д.

Субъекты микрофинансовой деятельности

1. Микрофинансовые организации

Федеральный закон от 2 июля 2010 г.

№ 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (подп. 1 п. 1 ст. 2)

Социальная функция микрофинансовой деятельности состоит в том, что юридические лица, включенные в реестр микрофинансовых организаций и требования к деятельности которых существенно ниже, чем требования к деятель-

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

ности кредитных организаций или иных специализиро- ваных участников финансовых отношений, обеспечивают финансовую доступность на всей территории Российской Федерации путем предоставления микрозаймов (займов до зарабатной платы), в том числе в отдаленных регионах, где нет иных финансовых институтов

2. Кредитные потребительские кооперативы

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (п. 1 ст. 3)

Социальная функция кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

  • 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
  • 2) размещения указанных в п. 1 денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей

3. Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (п. 1 ст. 2)

Социальная функция жилищного накопительного кооператива состоит в удовлетворении потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

4. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (абз. 3 ст. 1)

Социальная функция сельскохозяйственного кооператива состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами (членами кооператива)

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

5. Ломбарды

Федеральный закон от 19 июля 2007 г.

№ 196-ФЗ «О ломбардах» (п. 1, 1.1 ст. 2)

Социальная функция ломбарда заключается в предоставлении краткосрочных займов гражданам и хранении вещей (обеспечение финансовой доступности)

Участники национальной платежной системы

  • 1. Операторы по переводу денежных средств.
  • 2. Операторы платежной системы.
  • 3. Операторы платежной инфраструктуры

Закон о НПС

Организация и осуществление переводов денежных средств

Инфраструктурные организации финансового рынка

1. Клиринговые организации

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (п. 3, 4, 5 ст. 2)

Деятельность клиринговой организации заключается в определении подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств

2. Центральный контрагент

Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности» (и. 5 ст. 4)

Деятельность центрального контрагента заключается в том, что указанное лицо является одной из сторон всех договоров на организованных торгах, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул

3. Центральный депозитарий

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» (ст. 23)

Социальная функция центрального депозитария заключается в том, что только данный субъект, стату с которого присваивается только одному лицу, осуществляет учет прав на торгуемые ценные бумаги. Также в центральном депо-

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

«Социальные» функции

зитарии открывают свои счета иностранные центральные депозитарии (в том числе ClearStream) с целью организации обращения ценных бумаг за рубежом

4. Организатор торговли (биржа и торговая система)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 5, п. 7 ст. 5)

Функция организатора торговли заключается в проведении организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы

5. Репозитарий

Закон о РЦБ (гл. 3.2) (нормы главы вступили в силу с 30 июня 2016 г.)

Деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров

Бюро кредитных историй

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (п. 6 ст. 3)

Социальная функция бюро кредитных историй заключается в осуществлении деятельности по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов, что является значимым фактором устойчивости финансовой системы

Актуарии

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (п. 1 ст. 2)

Социальная функция актуарной деятельности состоит в прогнозировании и анализе и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками пенсионной, страховой и иных видов деятельности на финансовом рынке

Вид субъектов финансового рынка

Основное нормативно-правовое регулирование

» Социальные» функции

Кредитные рейтинговые агентства

Федеральный закон от 13 июля 2015 г.

№ 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (п. 1, 2 ст. 2)

Социальная функция кредитного рейтингового агентства состоит в осуществлении рейтинговой деятельности в части подготовки, присвоения, подтверждения, пересмотра, отзыва кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам на основе анализа информации в соответствии с методологией и сопровождается распространением информации о присвоенных кредитных рейтингах и прогнозах по кредитным рейтингам любым способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц

Общее число финансовых организаций1

Финансовые

организации

На

На

На

На

Кредитные организации

Из них банки

Субъекты страхового рынка

Страховые организации

Общества взаимного страхования

Страховые брокеры

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Брокеры

Дилеры

Форекс-дилеры

Учет не вели

Учет не вели

Учет не вели

Доверительные управляющие

Депозитарии

Регистраторы

Инфраструктурные

организации

Клиринговые организации

Биржи

Фондовые — 4; товарные — 31;

организаторы торговли — 3

Центральный контрагент

Субъекты рынка коллективных инвестиций

Негосударственные пенсионные фонды

Финансовые

организации

На

На

На

На

Акционерные инвестиционные фонды

Управляющие компании

Специализированные

депозитарии

Субъекты микрофинан- сировапия и кооперативы

Микрофинансовые организации

СРО микрофинаисовых организаций

Кредитные потребительские кооперативы

СРО кредитных потребительских кооперативов

Ломбарды

Учет не вели

Жилищные накопительные кооперативы

Сельскохозяйственные

КПК

Учет не вели

Учет не вели

Рейтинговые агентства

Строго говоря, к финансовым организациям необходимо отнести и ряд институтов развития, которые, нс имея соответствующей лицензии, тем не менее активно функционируют на соответствующем типе рынка. Так, например, Внешэкономбанк, или Банк развития, будучи по статусу государственной корпорацией, не обладает лицензией на осуществление банковских операций, однако достаточно заметен на рынке инфраструктурных проектов. Он осуществляет ряд банковских операций непосредственно на основе Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития». Его «дочерняя» организация, АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), действуя на основе норм закона «О банке развития», а также ряда нормативных правовых актов Правительства РФ, в частности Постановления от 22 ноября 2011 г. № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политиче-

ских рисков», осуществляет деятельность страховщика в сфере страхования предпринимательских рисков при экспорте. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций, которая также является дочерней структурой Внешэкономбанка, консолидирует ресурсы, в том числе внешние, направляемые для инвестиционных проектов. Вместе с тем данные организации имеют самостоятельную правовую базу, надзор за их деятельностью в общем порядке не осуществляется. Следует отметить, что в обычном порядке данные организации не могут быть ликвидированы: так, для ликвидации Внешэкономбанка необходимо принятие специального федерального закона (п. 1 ст. 19 Федерального закона «О банке развития»), а требования законодательства о банкротстве на процедуры ликвидации Внешэкономбанка не распространяются (п. 2 ст. 19 Федерального закона «О банке развития»). Поэтому данные институты не будут рассматриваться в рамках настоящего исследования.

Объединяет все вышеперечисленные финансовые организации, как уже было отмечено, их активная роль в качестве субъектов финансового рынка. Но кроме финансовых организаций на рынке широко представлены и иные участники. Круг участников финансового рынка шире: к ним должны быть отнесены эмитенты, выпускающие ценные бумаги для привлечения средств в капитал или в виде займа; инвесторы, осуществляющие вложения в ценные бумаги; кредиторы, которые держат остатки на счетах (вкладах) в банках; страхователи; лица, осуществляющие пенсионные накопления, и т.д. С определенной долей условности можно сказать, что водораздел между данными участниками финансового рынка и субъектами финансового рынка — это водораздел между пользователями и поставщиками услуг. Понятно, что эта граница весьма подвижна: поставщик услуг в одних отношениях может стать пользователем услуг в других отношениях. Банк является поставщиком банковских услуг и часто услуг профессионального участника рынка ценных бумаг. Однако при страховании предпринимательских рисков он становится пользователем услуг страховщика. В системе переводов денежных средств он пользуется услугами оператора платежной системы и созданных им операционного и платежно-клирингового центров. И этот список взаимопереплетений достаточно большой.

Отличие пользователя от поставщика услуг состоит также и в том, что последний занимается своей деятельностью на профессиональной основе. Иными словами, участие на финансовом рынке для поставщика услуг является видом предпринимательской деятельности, от которой он в основном получает доход. Пользователь же обращается к профессиональному участнику финансового рынка для удовлетворения тех потребностей, которые он сам в силу административных, экономических или технологических ограничений не может самостоятельно получить. Данный подход характерен и для авторов, специально занимающихся проблематикой правового регулирования финансовых услуг. Так, Н. Г. Семилютина указывала на то, что важнейший признак финансовый услуги в том, что они оказываются профессиональными участниками: «финансовые услуги (…) услуги, оказываемые, как правило, специализированными организациями (профессиональными участниками) и направленные на обеспечение инвесторам возможности осуществить размещение свободных денежных средств, используя различные правовые формы (например, заключая договор банковского вклада или приобретая ценные бумаги), а реципиентам инвестиций — соответственно получить размещаемые инвестором денежные средства на условиях возвратности, срочности, платности» .

В любом случае современный финансовый рынок России — достаточно сложное образование, на котором работает значительное число организаций, в обилии услуг которых (а следовательно — в качестве предлагаемых услуг) подчас нелегко разобраться и специалисту. И если услуги между поставщиками и потребителями услуг могут регулироваться методами, характерными для гражданско-правового регулирования, то обеспечение целостности этого рынка, устойчивости его функционирования требует иных методов, характерных для сферы публично-правового регулирования, а точнее — финансово-правового регулирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *