Государственный санитарный надзор

Содержание

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР — надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, осуществляемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

До проведения в 2004 г. реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществлялся государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, полномочия которой определялись Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.

В рамках проводимой административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство здравоохранения РФ, в ведении которого состояла государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, и образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому были переданы функции упраздненного Минздрава России по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Этим же указом Президента РФ был образован специализированный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Минздрава России.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (с изменениями на 23 мая 2006 г.), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе:

ГСЭН за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

выдает лицензии на осуществление:

деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

регистрирует:

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ;

лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством РФ;

организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ.

В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 31 декабря 2005 г.) должностные лица, осуществляющие ГСЭН, вправе:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих ГСЭН, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие ГСЭН, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Наряду с перечисленными полномочиями, главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право:

рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения;

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания;

при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

ввоза на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов.

Должностные лица, уполномоченные на осуществение ГСЭН, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2020 г.

Регистрационный N 58465

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

2. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 г.

А.Ю.Попова

Приложение

Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

I. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее — санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

1.2. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее — COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

II. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19

2.1. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают:

— мониторинг заболеваемости;

— лабораторный мониторинг (слежение за циркуляцией и распространением возбудителя);

— мониторинг напряженности иммунитета среди переболевших лиц, среди групп риска и среди всего населения;

— сбор и анализ полученной информации;

— эпидемиологическую диагностику;

— прогнозирование;

— оценку эффективности проводимых мероприятий

— гигиеническое воспитание населения.

2.2. В целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся:

постоянная и динамическая оценка масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости инфекции, в том числе с учетом тяжести течения заболеваний;

— выявление тенденций эпидемического процесса;

— выявление высокого уровня заболеваемости и риска инфицирования населения в субъектах Российской Федерации, населенных пунктах, организациях и в связи с деятельностью индивидуальных предпринимателей;

— изучение популяционного иммунитета у населения с учетом проявлений эпидемического процесса;

— выявление лиц, наиболее подверженных риску развития заболевания;

— выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости COVID-19;

— контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации;

— изучение и оценка результатов иммунизации населения (после ведения специфической профилактики);

— изучение эффективности средств специфической, неспецифической и экстренной профилактики, применяемой в эпидемических очагах COVID-19;

— прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

2.3. Гигиеническое воспитание населения как метод профилактики COVID-19 включает:

— представление населению подробной информации о COVID-19, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведение индивидуальной беседы с пациентом и другие;

— разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства;

разъяснение необходимости соблюдения социальной дистанции (1,5м — 2м от человека) в период подъема заболеваемости;

— доведение до организованных коллективов взрослых и детей правил организации деятельности в период подъема заболеваемости COVID-19.

2.4. Гигиеническое воспитание населения проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работниками медицинских организаций при методической поддержке специалистов органов и организаций, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

III. Лабораторная диагностика и регистрация случаев COVID-19

3.1. В целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов:

3.1.1. К приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

— лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с наличием симптомов инфекционного заболевания (или при появлении симптомов в течение периода медицинского наблюдения);

— лиц, контактировавших с больным COVID-19, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, в ходе медицинского наблюдения и при отсутствии клинических проявлений на 8-10 календарный день медицинского наблюдения со дня контакта с больным COVID-19;

— лиц с диагнозом «внебольничная пневмония»;

— работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19;

— лиц, при появлении респираторных симптомов, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях социального обслуживания, учреждениях уголовно-исполнительной системы.

3.1.2. К приоритету 2-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

— лиц старше 65-ти лет, обратившихся за медицинской помощью с респираторными симптомами;

— работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности (лабораторные исследования проводятся 1 раз в неделю до появления иммуноглобулина G (далее — IgG);

— работников стационарных организаций социального обслуживания населения, учреждений уголовно-исполнительной системы при вахтовом методе работы до начала работы в организации с целью предупреждения заноса COVID-19.

3.1.3. К приоритету 3-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении детей из организованных коллективов при возникновении 3-х и более случаев заболеваний, не исключающих COVID-19 (обследуются как при вспышечной заболеваемости).

3.2. Первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III-IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности.

Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I-II группы патогенности.

3.3. Научно-исследовательские работы с выделением возбудителя COVID-19 проводятся в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека II группы патогенности.

3.4. Лаборатории, проводящие исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, направляют результаты исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие биологический материал.

Информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций, на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы Роспотребнадзора с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия.

3.5. Медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65 (зарегистрировано Минюстом России 16.04.2014, регистрационный № 32001), направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.

Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального статистического наблюдения) проводится территориальными органами Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным медицинской организацией).

3.6. Подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).

3.7. Подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Лица, контактировавшие с больным COVID-19, находятся в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным. Отбор проб биологического материала у лиц, контактировавших с больным COVID-19, для исследования проводится работниками медицинских организаций на 8-10 календарный день медицинского наблюдения, а в случаях, если у указанного лица при медицинском наблюдении появилась клиника заболевания, сходного с COVID-19 — незамедлительно.

3.9. Материалами для лабораторных исследований на COVID-19 являются:

— респираторный материал для исследования методом полимеразной цепной реакции (мазок из носоглотки и ротоглотки и мокрота (при наличии) и/или эндотрахеальный аспират или бронхоальвеолярный лаваж);

— сыворотка крови для серологического исследования (при использовании иммуноферментного анализа);

— аутоптаты легких, трахеи и селезенки для посмертной диагностики.

3.10. Работники медицинских организаций, которые проводят отбор проб биологического материала, должны использовать средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

3.11. Работники медицинских организаций, выполняющие аэрозольные процедуры (аспирацию или открытое отсасывание образцов дыхательных путей, интубацию, сердечно-легочную реанимацию, бронхоскопию), используют:

— фильтрующие полумаски (одноразовый респиратор), обеспечивающие фильтрацию 99% твёрдых и жидких частиц или более высокий уровень защиты (пневмошлем);

— очки для защиты глаз или защитный экран;

— противочумный халат и перчатки, водонепроницаемый фартук при проведении процедур, при которых жидкость может попасть на халат или специальные защитные комплекты.

Число лиц, присутствующих в помещении, при заборе биологического материала, ограничивается до минимума, необходимого для сбора образцов.

Используемые при отборе проб материалы утилизируются как категория медицинских отходов класса В. Дезинфекция рабочих зон и обеззараживание возможных разливов крови или инфекционных жидкостей проводятся с применением препаратов с вирулицидным действием.

3.12. Решение о признании лабораторных исследований на COVID-19, проводимых в лабораториях медицинских организациях, окончательными (не требующими подтверждения в референс-лабораториях Роспотребнадзора), а также решение об изменении перечня лиц, обследуемых в лабораториях медицинских организаций, принимается территориальным органом Роспотребнадзора. Основанием для признания результатов исследований окончательными являются результаты анализа эффективности деятельности лабораторий — получение ими стабильно высоких уровней по верификации положительных (сомнительных) проб (85% и более в течение 10 календарных дней). Результаты, полученные в лабораториях, не отвечающих вышеобозначенным критериям, проходят подтверждающее тестирование в лабораториях Роспотребнадзора (доставляется 2-я проба биологического материала, отобранная одновременно с первой).

3.13. Федеральные бюджетные учреждения здравоохранения — центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации проводят выборочные уточнения результатов исследований проб на COVID-19, получаемых лабораториями, с учетом объемов и данных о результативности проводимых ими исследований.

3.14. Выборочные уточнения результатов лабораторных исследований на COVID-19 проводятся в случаях, если:

— удельный вес положительных результатов, полученных в конкретной лаборатории, выше среднего по субъекту Российской Федерации;

— удельный вес положительных результатов, полученных в конкретной лаборатории, ниже среднего по субъекту Российской Федерации при объемах выполненных исследований выше среднего по субъекту Российской Федерации;

— расход тест-систем выше среднего по субъекту Российской Федерации;

— 50% и более положительных результатов в течение рабочей смены.

Сбор всех данных по результатам тестирования на COVID-19 проводится федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.

3.15. В очагах COVID-19 с групповой заболеваемостью объем проводимых лабораторных исследований определяется территориальными органами Роспотребнадзора с учетом границ очага и эпидемиологических рисков по распространению инфекции.

3.16. При летальных исходах больных с подозрением на COVID-19, лабораторно подтвержденных случаев COVID-19 проводятся исследования образцов аутопсийных материалов, полученных при патолого-анатомическом вскрытии (образцы легких, трахеи, селезенки) на COVID-19.

IV. Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19

4.1. Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.2. Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:

— принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);

— выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;

— установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;

— разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции — максимальное ограничение контактов);

— проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);

— дезинфекцию;

— экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;

— профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.

4.3. Территориальные органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти в соответствии с предоставленной компетенцией организуют мероприятия по:

— уточнению перечня рейсов, прибывающих из неблагополучных регионов по COVID-19;

— уточнению схем оперативного реагирования;

— тепловизионному контролю пассажиров и экипажа;

— обеспечению опроса пассажиров путем анкетирования;

— обеспечению готовности медицинского пункта к отбору материала;

— обеспечению госпитализации больных в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию, для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара, при выявлении больных с клиникой инфекционного заболевания;

— обеспечению обсервации контактных по эпидемическим показаниям (при выявлении лица с подозрением на COVID-19, при отсутствии условий для изоляции в домашних условиях).

Лица, прибывшие из неблагополучных по COVID-19 регионов, изолируются в домашних условиях (при наличии условий) в течение 14 календарных дней со дня прибытия. Прибывшие лица могут быть изолированы на дому или помещены в изолятор (обсерватор) по эпидемическим показаниям, по решениям главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации и главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти.

За всеми прибывшими лицами медицинскими организациями осуществляется динамическое медицинское наблюдение. При появлении симптомов инфекционного заболевания (респираторный, кишечный, повышение температуры и другие) лиц, находящихся в изоляции, госпитализируют в соответствии с утвержденными критериями в инфекционный стационар с отбором проб биологического материала. При легких формах заболевания допускается нахождение в изоляции в домашних условиях (за исключением лиц, входящих в группу риска) при обеспечении отсутствия контакта с лицами, входящими в группы риска, указанными в пункте 4.5 санитарных правил.

Лица, контактировавшие с больным COVID-19, должны быть изолированы на срок 14 календарных дней с проведением лабораторного обследования согласно пункту 3.8 санитарных правил. Допускается изоляция указанных лиц в домашних условиях (при отсутствии эпидемиологических рисков для окружающих) с организацией динамического медицинского наблюдения;

4.4. Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:

— соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

— выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;

— организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

— обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;

— организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

— использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;

ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

4.5. К группам риска заболевания COVID-19 относятся:

— люди в возрасте 65 лет и старше;

— больные хроническими заболеваниями;

— работники медицинских организаций.

4.6. Среди лиц, указанных в пункте 4.5 санитарных правил, проводится систематическое информирование о возможных рисках заражения COVID-19, информационно-разъяснительная работа по вопросам эпидемиологии и профилактики COVID-19; систематическое обучение работников медицинских организаций по вопросам соблюдения требований биологической безопасности при оказании медицинской помощи больным COVID-19, внебольничными пневмониями, острыми респираторными вирусными инфекциями (далее — ОРВИ), при проведении медицинского наблюдения за лицами в режиме домашней изоляции и в обсерваторах.

4.7. Лицам, имеющим контакт с лицами, у которых подтверждены случаи COVID-19, а также лицам из групп риска может назначаться экстренная профилактика (профилактическое лечение) с применением рекомендованных для лечения и профилактики COVID-19 препаратов.

V. Противоэпидемические мероприятия, связанные с госпитализацией лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19, и профилактика внутрибольничного инфицирования

5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).

5.2. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара, с обеспечением соответствующих мер безопасности, включая запрет допуска лиц, не задействованных в обеспечении его работы, а также родственников пациентов.

5.3. Больные с внебольничной пневмонией должны направляться в медицинскую организацию, переведенную в режим функционирования инфекционного стационара (персонал работает в СИЗ постоянно в режиме соответствующей текущей дезинфекции) и имеющую необходимое материально-техническое оснащение для оказания специализированной и реанимационной помощи.

При отсутствии возможностей направления этих групп в отдельные медицинские организации, возможно проведение «зонирования» (разделения зон) для вышеуказанных категорий пациентов внутри стационара, разделенных этажностью или коридорами.

В медицинских организациях для оказания помощи вышеуказанным категориям больных выделяется «чистая» зона для персонала, вход в которую должен осуществляться через санитарный пропускник или быть огражден перекрытием, устойчивым к обработке дезинфекционным средствам. Перед входом в «грязную» зону рекомендуется разместить большое зеркало для контроля персоналом применения СИЗ.

На границе указанных зон выделяется помещение для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и обработки или последующей утилизации при использовании одноразовых комплектов).

Прием больных осуществляется непосредственно в палату.

5.4. Перевозка больных и лиц с подозрением на COVID-19 в стационар осуществляется на специально выделенном транспорте. Все перевозимые лица обеспечиваются медицинской маской. Сопровождающий персонал, включая водителей, должен использовать СИЗ, исключающие риски инфицирования. После доставки автотранспорт подвергается дезинфекции в специально оборудованном месте на территории медицинской организации, принимающей больных (подозрительных) COVID-19.

5.5. Работники медицинских организаций, оказывающие помощь больным COVID-19, в «грязной» зоне использует средства индивидуальной защиты -противочумный костюм или его аналоги (комбинезон, респиратор обеспечивающий фильтрацию 99% твёрдых и жидких частиц в сочетании с лицевым щитком, защитные очки, бахилы, перчатки), в «чистой» зоне работники медицинских организаций используют медицинские халаты и медицинские маски.

5.6. Оказание медицинской помощи организуется с выполнением максимально возможного числа процедур и использованием переносного оборудования (УЗИ, рентген, ЭКГ и другие) в палатах. Диагностические кабинеты с крупногабаритным оборудованием (КТ и другие), при невозможности выделения отдельных кабинетов, используют по графику с выделением отдельных часов для обследования лиц с подтвержденным диагнозом и подозрительных, высокого риска (пневмонии и другие) с проведением дезинфекции по типу заключительной после приема больных с подтвержденным диагнозом; в случае проведения экстренных исследований пациентам высокого риска вне графика в кабинете проводится дезинфекция.

В случае необходимости проведения больным (подозрительным) COVID-19 эндоскопических исследований к оборудованию применяются режимы высокой очистки и обеззараживания.

5.7. При выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лиц с подозрением на заболевание в непрофильных медицинских организациях проводятся:

— перевод больного COVID-19 в специализированную медицинскую организацию;

— установление лиц, контактировавших с больными COVID-19, среди работников медицинских организаций и больных, их изоляция в домашних условиях или госпитализация в том числе по эпидемиологическим показаниям, лабораторное обследование на COVID-19 и установление медицинского наблюдения на срок 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным, назначение средств экстренной профилактики (профилактического лечения);

— закрытие отделения на «прием», максимальная выписка пациентов из отделения, заключительная дезинфекция;

— в зависимости от эпидемиологических рисков закрытие стационара на «прием» с обсервацией больных и работников медицинских организаций.

5.8. Работники медицинских организаций, имеющие риски инфицирования (персонал скорой (неотложной) медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обследуются 1 раз в неделю на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции. При выявлении среди работников медицинских организаций лиц с положительными результатами на COVID-19, они изолируются или госпитализируются (по состоянию здоровья), в отношении лиц, контактировавших с больными COVID-19 проводятся противоэпидемические мероприятия.

Обследование на COVID-19 не проводится медицинским работникам, имеющим антитела IgG, выявленные при проведении скрининговых обследований.

5.9. При появлении симптомов респираторного заболевания работники медицинских организаций подлежат изоляции или госпитализации в медицинскую организацию инфекционного профиля (по состоянию здоровья) и обследованию.

5.10. При патологоанатомических исследованиях трупов людей с подтвержденным или вероятным диагнозом COVID-19 патологоанатом должен соблюдать требования, как при работе с возбудителями инфекционных болезней человека II группы патогенности.

VI. Организация и проведение дезинфекции в целях профилактики COVID-19

6.1. С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

6.2. Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.

6.3. Текущая дезинфекция в очаге (в присутствии больного) осуществляется в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.

Гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциально больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного.

Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).

6.4. Заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или «дымовым» способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.

Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или «дымовым» способом.

Лекция №1.

Тема 1. Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарное законодательство.

(Количество часов — 1)

I. Понятия санитарно-эпидемиологической службы. Структура системы и ее функции.

II. Основные направления и средства по обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Его виды и задачи.

IV. Cтруктура органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

V. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Ее фукции.

VI. Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство.

Цель — дать студентам первичные знания о санитарно-эпидемиологической службы и ее роли в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Задачи- научить студентов владеть знаниями об основных понятиях, категориях, предмете, задачах и основных законодательных актах санитарно-эпидемиологической службы.

Студент должен знать:

Основные понятия и их значения по теме лекции. Охарактеризовать санитарно-эпидемиологическую службу и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Их цель, задачи, категории, структуру, и функции. Санитарное законодательство.

Самостоятельная работы:

— составление краткого конспекта по теме лекции на основании рекомендуемых учебных пособий;

— ведение глоссария.

Введение

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

I. Понятия санитарно-эпидемиологической службы. Структура системы и ее функции.

Cанитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

Cреда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

Вредное воздействие на человека- воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

Благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

Безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

Ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

Инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);

Массовые неинфекционные заболевания (отравления) — заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

1.1. В систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят:

— Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России);

— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, районах и городах, на транспорте (водном и воздушном);

— научно-исследовательские учреждения;

— дезинфекционные станции;

— другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

1.2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации выполняет следующие основные функции:

1) подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

4) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации;

5) организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу и представляет по ее результатам заключения.

6) предоставляет органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественными объединениям, предприятиям, учреждения, организациям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;

7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

8) осуществляет методическое руководство работой по гигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропаганде гигиенических знаний;

9) проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания.

О положении о взаимодействии и разграничении функций Госкомсанэпидназдора России и Минприроды России, их органов и учреждений на местах, утв. Минприроды РФ 12.02.93 и Госкомсанэпиднадзором 16.02.93

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НАДЗОРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 01-20/24-19 N 02-02/65-472

ПИСЬМО

от 17 февраля 1993 года

Госкомсанэпиднадзором России и Минприроды России утверждено «Положение о взаимодействии и разграничении функций Госкомсанэпиднадзора России и Минприроды России, их органов и учреждений на местах».
Направляем указанное Положение для руководства и предлагаем на его основании разработать порядок взаимодействия местных органов госсанэпидслужбы и охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Первый заместитель Председателя
Госкомсанэпиднадзора России С.В.Семенов

Первый заместитель Министра экологии и природных ресурсов

Российской Федерации А.Ф.Порядин
Утверждаю Утверждаю
Председатель Министр охраны
Госкомсанэпиднадзора России окружающей среды и
Е.Н.Беляев природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян
16 февраля 1993 года 12 февраля 1993 года

Положение о взаимодействии и разграничении функций Госкомсанэпиднадзора России и Минприроды России, их органов и учреждений на местах

Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия и координации деятельности Госкомсанэпиднадзора России и Минприроды России и их территориальных органов и учреждений в области государственного контроля за охраной окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности населения.

Основные принципы

Исключительное право органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы России по установлению требований и норм, направленных на предупреждение вредного воздействия окружающей природной среды на состояние здоровья населения;
приоритет санитарного законодательства в области государственного управления и контроля окружающей природной среды в селитебных зонах, зонах рекреации, в местах водопользования и других местах обитания людей.
Исключительное право органов и учреждений Минприроды России по установлению требований и норм допустимого воздействия на окружающую природную среду, обеспечивающих ее охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
приоритет природоохранного законодательства в области государственного управления и контроля за охраной окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
Обеспечение единства требований при осуществлении государственного контроля за соблюдением санитарного и природоохранного законодательства.

Основные направления взаимодействия

Координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций по реализации государственной политики в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов с целью предотвращения влияния неблагоприятных факторов на здоровье человека.
Разработка и участие в реализации государственных целевых программ (федеральных, региональных, научно-технических) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности населения.
Организация и осуществление государственного экологического контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Организация и ведение мониторинга источников загрязнения окружающей природной среды и здоровья населения.
Взаимная информация о деятельности в соответствующих областях государственного экологического контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в т.ч. об установленных фактах сбросов (выбросов) и экстремально высоком загрязнении природной среды.
Разработка руководящих методических документов по вопросам экологической безопасности.
Ведение Регистра потенциально опасных химических и биологических веществ.
Совместное участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности населения.

Объекты и факторы среды, подлежащие контролю органов и учреждений Госкомсанэпиднадзора России и Минприроды России

Основные виды деятельности и функции Госкомсанэпиднадзора России и Минприроды России и их органов и учреждений на местах

+—————————————————————-+
¦NN ¦Госкомсанэпиднадзор России ¦ Минприроды России ¦
+—+———————————+—————————¦
¦ 1.¦Утверждение гигиенических ¦Утверждение экологических ¦
¦ ¦нормативов содержания вредных ¦нормативов содержания ¦
¦ ¦веществ в атмосферном воздухе ¦вредных веществ в ¦
¦ ¦(для территорий проживания и ¦атмосферном воздухе, воде ¦
¦ ¦отдыха населения), воде водных ¦водных объектов, почве ¦
¦ ¦объектов (в местах ¦ ¦
¦ ¦водопользования населения), ¦ ¦
¦ ¦питьевой воде, почве ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Утверждение нормативов ¦Утверждение нормативов ¦
¦ ¦допустимых уровней вредных ¦допустимых уровней вредных ¦
¦ ¦физических и иных воздействий, ¦физических и иных ¦
¦ ¦обеспечивающих сохранение ¦воздействий, обеспечивающих¦
¦ ¦здоровья и трудоспособности ¦охрану растительного и ¦
¦ ¦людей, благоприятную для жизни ¦животного мира ¦
¦ ¦окружающую природную среду ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Согласование нормативов ¦Утверждение нормативов ¦
¦ ¦предельно допустимых выбросов и ¦предельно допустимых ¦
¦ ¦сбросов химических веществ в ¦выбросов и сбросов ¦
¦ ¦окружающую природную среду ¦химических веществ в ¦
¦ ¦ ¦окружающую природную среду ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.¦Утверждение регламентов ¦Утверждение предельно ¦
¦ ¦применения средств защиты ¦допустимых норм применения ¦
¦ ¦растений, регуляторов роста, ¦минеральных удобрений, ¦
¦ ¦минеральных удобрений и других ¦средств защиты растений, ¦
¦ ¦агрохимикатов, обеспечивающих ¦регуляторов роста и других ¦
¦ ¦охрану здоровья человека ¦агрохимикатов, ¦
¦ ¦ ¦обеспечивающих охрану ¦
¦ ¦ ¦растительного и животного ¦
¦ ¦ ¦мира ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.¦Согласование разрешений на ¦Выдача разрешений на выброс¦
¦ ¦выброс и сброс вредных веществ и¦и сброс вредных веществ, ¦
¦ ¦захоронение бытовых и ¦захоронение отходов ¦
¦ ¦производственных отходов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.¦Согласование выбора участка ¦Согласование выбора участка¦
¦ ¦строительства предприятий, ¦строительства предприятий, ¦
¦ ¦сооружений и иных объектов в ¦сооружений и иных объектов ¦
¦ ¦части соблюдения санитарных ¦в части соблюдения ¦
¦ ¦правил и требований по ¦требований по охране ¦
¦ ¦обеспечению охраны здоровья ¦окружающей природной среды,¦
¦ ¦человека ¦рациональному использованию¦
¦ ¦ ¦и воспроизводству природных¦
¦ ¦ ¦ресурсов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7.¦Осуществление государственного ¦Осуществление ¦
¦ ¦контроля за выполнением ¦государственного контроля ¦
¦ ¦гигиенических и ¦за выполнением ¦
¦ ¦противоэпидемических ¦природоохранных ¦
¦ ¦мероприятий, планов, программ и ¦мероприятий, планов, ¦
¦ ¦т.д. ¦программ и т.д. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8.¦Осуществление гигиенической ¦Проведение инвентаризации и¦
¦ ¦оценки материалов инвентаризации¦государственный контроль за¦
¦ ¦источников выбросов и сбросов ¦источниками антропогенного ¦
¦ ¦вредных веществ в окружающую ¦загрязнения окружающей ¦
¦ ¦природную среду ¦природной среды ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9.¦Методическое руководство и ¦Методическое руководство и ¦
¦ ¦контроль за деятельностью ¦контроль за деятельностью ¦
¦ ¦ведомственных (производственных)¦ведомственных ¦
¦ ¦лабораторий в части слежения за ¦(производственных) ¦
¦ ¦соблюдением гигиенических ¦лабораторий в части ¦
¦ ¦нормативов в окружающей среде ¦слежения за соблюдением ¦
¦ ¦ ¦экологических нормативов ¦
¦ ¦ ¦выбросов и сбросов вредных ¦
¦ ¦ ¦веществ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Создание, обеспечение, ¦Ведение мониторинга ¦
¦ ¦функционирование и развитие мо- ¦источников антропогенного ¦
¦ ¦ниторинга «здоровье населения — ¦воздействия на окружающую ¦
¦ ¦окружающая среда» ¦природную среду, наземной ¦
¦ ¦ ¦флоры и фауны ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Проведение анализа, оценки и ¦Проведение оценки и ¦
¦ ¦прогнозирования состояния ¦прогнозирования состояния ¦
¦ ¦здоровья населения в связи с ¦окружающей природной среды,¦
¦ ¦влиянием факторов окружающей ¦ресурсного потенциала и ¦
¦ ¦природной среды ¦биосферных процессов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦12.¦Определение перечня городов и ¦Определение перечня городов¦
¦ ¦других населенных пунктов с ¦и других населенных пунктов¦
¦ ¦неблагополучной санитарно — ¦с неблагополучной ¦
¦ ¦гигиенической обстановкой ¦экологической обстановкой ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦13.¦Организация и проведение ¦Организация подготовки ¦
¦ ¦исследований по оценке влияния ¦соответствующих материалов ¦
¦ ¦загрязнения окружающей природной¦и проведения исследований ¦
¦ ¦среды на состояние здоровья ¦по оценке экологической ¦
¦ ¦населения и подготовка ¦обстановки территорий для ¦
¦ ¦заключений по отнесению ¦выявления зон чрезвычайной ¦
¦ ¦территорий к зоне чрезвычайной ¦экологической ситуации и ¦
¦ ¦экологической ситуации или ¦зон экологического бедствия¦
¦ ¦зоне экологического бедствия ¦в части изменения природной¦
¦ ¦ ¦среды и деградации ¦
¦ ¦ ¦естественных экосистем ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦14.¦Приостановление или полное ¦Приостановление или полное ¦
¦ ¦прекращение деятельности, ¦прекращение деятельности, ¦
¦ ¦размещения, проектирования, ¦размещения, проектирования,¦
¦ ¦строительства (финансирования), ¦строительства ¦
¦ ¦реконструкции, ввода в ¦(финансирования), ¦
¦ ¦эксплуатацию предприятий, ¦реконструкции, ввода в ¦
¦ ¦сооружений и иных объектов в ¦эксплуатацию предприятий, ¦
¦ ¦случае нарушения гигиенических ¦сооружений и иных объектов ¦
¦ ¦нормативов, санитарных норм и ¦в случае отсутствия ¦
¦ ¦правил, а также невыполнения ¦положительного заключения ¦
¦ ¦мероприятий, обеспечивающих ¦государственной ¦
¦ ¦охрану здоровья населения ¦экологической экспертизы, ¦
¦ ¦ ¦нарушения ¦
¦ ¦ ¦природоохранительных норм и¦
¦ ¦ ¦правил, невыполнения ¦
¦ ¦ ¦мероприятий по охране ¦
¦ ¦ ¦природы, рациональному ¦
¦ ¦ ¦использованию и ¦
¦ ¦ ¦воспроизводству природных ¦
¦ ¦ ¦ресурсов, оздоровлению ¦
¦ ¦ ¦окружающей природной среды ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦15.¦Привлечение в установленном ¦Привлечение в установленном¦
¦ ¦порядке виновных лиц к ¦порядке виновных лиц к ¦
¦ ¦административной ¦административной ответст- ¦
¦ ¦ответственности, направление ¦венности, направление ма- ¦
¦ ¦материалов о привлечении их к ¦териалов о привлечении их к¦
¦ ¦дисциплинарной, административной¦дисциплинарной, администра-¦
¦ ¦или уголовной ответственности в ¦тивной или уголовной ответ-¦
¦ ¦случае нарушения требований ¦ственности в случае наруше-¦
¦ ¦санитарного законодательства, ¦ния требований природоох- ¦
¦ ¦причинения (угроза или ¦ранного законодательства и ¦
¦ ¦причинение) вследствие этого ¦причинении вследствие этого¦
¦ ¦вреда здоровью человека ¦вреда растительному и ¦
¦ ¦ ¦животному миру ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦16.¦Обеспечение населения ¦Обеспечение населения ¦
¦ ¦информацией о соответствии среды¦информацией о выявленных ¦
¦ ¦обитания человека, качества ¦или предполагаемых ¦
¦ ¦питьевой и воды водных объектов ¦источниках выбросов и ¦
¦ ¦в местах водопользования ¦сбросов вредных веществ и ¦
¦ ¦гигиеническим требованиям, об ¦причинах загрязнения ¦
¦ ¦оценке возможности влияния ¦окружающей природной среды,¦
¦ ¦создавшейся ¦о ходе ликвидации аварии ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологической ¦(нарушения) и ее ¦
¦ ¦ситуации на состояние здоровья ¦последствий, а также ¦
¦ ¦населения, условия его ¦принятых органами ¦
¦ ¦проживания, а также о принятых ¦Минприроды России мерах ¦
¦ ¦органами и учреждениями ¦ ¦
¦ ¦санэпидслужбы России мерах ¦ ¦
+—————————————————————-+

Обмен информацией

Органы и учреждения Госсанэпидслужбы России и Минприроды России обмениваются информацией без взаимных расчетов.
Госкомсанэпиднадзор России представляет:
правила, инструкции, нормативные и другие документы по гигиене окружающей среды, утвержденные Госкомсанэпиднадзором России;
материалы к проекту ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды.
Минприроды России представляет:
правила, инструкции, нормативные и другие документы по охране окружающей среды, утвержденные Минприроды России;
проект ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды.
Органы и учреждения Госсанэпидслужбы России на местах представляют:
перечень ведущих факторов и источников (объектов) загрязнения окружающей природной среды, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека;
результаты анализа состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей природной среды.
Органы и учреждения Минприроды России на местах представляют:
перечень предприятий и организаций, оказывающих неблагоприятное влияние на окружающую природную среду.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Законом РФ об охране окружающей природной среды, нормативными и другими документами в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности населения.

Начальник Управления государственного
санитарно-эпидемиологического
надзора Госкомсанэпиднадзора России В.Н.Чибураев
Начальник Главного управления
организации и экологического
контроля и анализа
Минприроды России А.П.Львов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *