Громова Елена Александровна минфин

В статье подробно рассказывается о Едином портале бюджетной системы — его целях и задачах, структуре, разделах, требованиях к формированию информации и размещении ее на ресурсе.

Елена Александровна ГРОМОВА, заместитель директора департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России

О необходимости обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость информации о финансовых результатах их деятельности, обес­печить возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета было сказано в Бюджетном послании Президента РФ на 2013–2015 годы и Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы (рисунок 1).

Создаваемый для реализации этих задач Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — ЕПБС (далее — Портал) был закреплен в виде элемента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в распоряжении Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами „Электронный бюджет“». Впоследствии положения о Портале были закреплены в Бюджетном кодексе (статья 241.2 «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации»).

В соответствии с установленными Бюджетным кодексом полномочиями Министерство финансов РФ определяет порядок создания и ведения Портала, а также состав и порядок размещения информации на нем, а Федеральное казначейство обеспечивает непосредственное создание и ведение Портала.

Работа по созданию Портал­а велась практически три года. В феврале 2013 года в сети интернет была опубликована тестовая версия Портала, которую за указанный период посетило 220 тысяч уникальных пользователей из более чем 15 стран мира, осуществивших порядка 2,7 миллиона просмотров страниц Портала. А с 1 июля 2015 года приказом Министерства финансов РФ Единый портал введен в промышленную эксплуатацию.

Вершина архитектуры

Единый портал разработан в соответствии с требованиями к технологической архитектуре, определенной в общей архитектуре системы «Электронный бюджет», одобренной правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В структуре Единого портала выделены открытая и закрытая части (рисунок 2). Открытая часть Портала предусматривается как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Закрытая часть портала состоит из «личных кабинетов», доступных пользователям, обладающим соответствующими полномочиями, и является единой точкой доступа пользователей к функциям подсистем системы «Электронный бюджет».

Единый портал бюджетной системы — вершина архитектуры «Электронного бюджета», аккумулирующая в себе всю информацию указанной информационной системы. Несмотря на то что в настоящее время он сформирован на основе данных, имеющихся в информационных системах Минфина России, Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы, в последующем в рамках поэтапного создания системы «Электронный бюджет» предусматривается дальнейшее развитие Единого портала бюджетной системы Российской Федерации. Он призван обес­печить детализацию размещаемой на Портале информации вплоть до первичных документов с возможность­ю их просмотра (с соблюдением требований защиты информации). Но уже сейчас для его наполнения используется 245 видов поступающей информации.

Цели и задачи

Основной целью разработки открытой части ЕПБС является создание инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества (рисунок 3).

С созданием Портала должны быть решены следующие задачи:

  • освещение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики в Российской Федерации, обоснование государственных расходов и обеспечение их взаимо­связи с достигнутыми количественными и качественными показателями результативности;
  • предоставление достоверной бюджетной информации в режиме реального времени, доступной для всех заинтересованных пользователей на всей территории России по всем публично-правовым образованиям Российской Федерации;
  • обеспечение представления открытых данных, структурированных и унифицированных в едином формате, максимально удобном и простом для анализа;
  • обеспечение возможности участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Естественно, указанные задачи будут решаться постепенно в рамках полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет».

Соответствие международным требованиям

Создание Портала также позволит осуществить выполнение международных требований к открытости и прозрачности бюджетной системы в бюджетно-налоговой сфере, сформулированных Международным бюджетным партнерством (Open Budget Index) и Международным валютным фондом (Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере) (р­исунок 4).

При разработке Портала был изучен опыт создания аналогичных аналитических информационных систем в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Австралии, Сингапуре (рисунок 5), а также опыт создания крупнейших интернет-ресурсов в России, таких как:

  • официальный сайт Российской Федерации в сети интерне­т для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru);
  • официальный сайт в сети интернет по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru);
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.gov.ru).

Визуализация информации

Дизайн и контент Единого портала разработаны для всех категорий пользователей и обеспечивают возможность его использования как обычными гражданами, так и экспертами в сфере финансов. На Портале используется четырехуровневая иерархическая структура представления информации, от «журнальной» технологии презентации новостей и основных блоков информации по бюджетной тематике в форме инфографики до интересных экспертному сообществу данных в форме таблиц, графиков, конструкторов и, конечно же, данных в машиночитаемом виде (открытых данных) (рисунок 6).

Для удобства и простоты использования Портала применяются механизмы «интеллектуального и логического» построения информации, обеспечивающие определение интересов пользователя по посещаемым страницам и регионам его местонахождения, а также отражение в структуре информации причинно-следственных связей и зависимостей.

Обеспечено информационное взаимодействие Портала с иными государственными информационными системами, в том числе с официальным сайтом по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru). С Портала также возможен выход в социальные сети (Facebook, Twitter и др.), реализована подписка на обновления по электронной почте и в формате RSS.

Разделы портала

В настоящее время на ЕПБС вся информация сгруппирована по следующим разделам: «Главная страница», «Бюджетная система», «Бюджет», «Регионы», «Госсектор», «Россия в мире», «Новости», «Данные и сервисы», а также информация о Портале.

В разделе «Бюджетная система» рассказывается о бюджетном устройстве Российской Федерации, приводится детализированный график бюджетного процесса, описание его участников, их бюджетных полномочий и основных характеристик деятельности. Рассказывается о принципах бюджетной системы, структуре и назначении бюджетной классификации.

В разделе «Бюджет» приведена структура и динамика доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов в разрезе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, консолидированных бюджетов в динамике за последние пять лет. Подробнее с бюджетными данными можно ознакомиться и в табличном виде. Вся цифровая информация представлена как в инфографике, так и в виде динамических таблиц с возможностью отбора и фильтрации данных.

В разделе «Бюджет» также приводится информация о федеральном бюджете в разрезе госпрограмм, о государственной поддержке юридических и физических лиц, о государственных услугах и инвестициях.

Отдельный блок информации посвящен государственному сектору Российской Федерации, его структуре. В этом разделе также содержатся данные о финансовом состоянии публично-правовых образований Российской Федерации, их активах и обязательствах (рисунок 7), основные показатели бюджетной отчетности, а также сравнительный анализ плановых и фактических показателей.

По быстрым ссылкам можно перейти в другие тематические разделы Портала, например на страницу финансового менеджмента, где приводится подробная информация о рейтинге органов исполнительной власти в сфере управления государственными финансами. На Портале также организованы опросы, анкеты, калькуляторы и иные инструменты оценки общественного мнения и востребованные потребителями сервисы.

Для экспертов создан специальный раздел «Данные и сервисы», в котором представлен конструктор данных, позволяющий самостоятельно осуществить выборку необходимых показателей из имеющегося массива, представить его в виде диаграмм, провести экспресс-анализ с применением различных математических и статистических методов. Также в разделе «Данные и сервисы» размещены и будут регулярно актуализироваться открытые бюджетные данные в машиночитаемом формате. В настоящее время размещено более 25 наборов открытых данных.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на Портале бюджетной системы размещается реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг). С Портала бюджетной системы начал осуществляться доступ в информационные системы для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий в целях реализации Федерального закона № 44‑ФЗ, а также запущена публикация информации об идентификационных кодах заказчиков и банков для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий.

С 1 января 2015 года в соответствии с Законом от 1 декабря 2014 года № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Портале бюджетной системы размещается реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 23 декабря 2014 года № 163н на ЕПБС публикуется реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Более того, сведения из реестра государственных заданий, реестра участников бюджетного процесса, как и сведения об идентификационных кодах заказчиков и банков для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, представлены на Едином портале также в форме АPI — так называемых специальных программных интерфейсов, благодаря которым указанные сведения могут использоваться иными информационными системами.

Требования к формированию информации

Формирование всей информации на Портале осуществляется при соблюдении следующих требований:

  • актуальность и достоверность показателей, с указанием на источник данных и дату актуализации (рисунок 8);
  • представление территориально-агрегированных показателей с использованием картографической основы и пространственных данных;
  • полнота показателей в части обеспечения открытости информации, не попадающей под ограничения доступа, определенные законом;
  • доступность показателей для всех пользователей без идентификации и регистрации;
  • сопоставимость показателей в целях обеспечения анализа динамики и структурных изменений (показатели исполнения бюджета — не менее чем за два предыдущих бюджетных года, прогнозные и плановые показатели — в рамках горизонта экономического прогнозирования и бюджетного планирования, но не менее чем на два последующих года);
  • обеспечение разъяснений к существенным изменениям структуры показателей и изменениям в классификации данных;
  • непротиворечивость показателей и согласованность с соответствующими данными из других источников.

Планы

В настоящее время Министерством финансов РФ разрабатывается регламент информационного наполнения Единого портала бюджетной системы, в соответствии с которым все субъекты РФ с 2016 года, а муниципальные образования с 2017 года будут самостоятельно размещать информацию на ЕПБС. Обеспечение размещения информации на Едином портале требует принятия соответствующих организационных мер со стороны субъектов РФ и муниципальных образований в части организации процедур подготовки и размещения информации. Естественно, данные, размещаемые на Едином портале должны отвечать все тем же принципам и правилам, которые сейчас соблюдаются при публикации информационного ресурса. Реализация данных норм позволит в полной мере обеспечить соблюдение предусмотренного в Бюджетном кодексе принципа открытости (проз­рачности).

Как Минфин наводит порядок в данных о населении и юрлицах

23.08.2018, Чт, 10:07, Мск , Текст: Антон Кураш

В России подготовлен проект закона о систематизации и гармонизации информации. Проект вызвал ряд дискуссий относительно сферы его регулирования и распределения полномочий Минфина и Минкомсвязи. Что планировали на самом деле разработчики, чем они руководствовались, какие цели преследуют, почему вопросы использования больших данных не до конца исследованы в госорганах и что тормозит развитие реестровой модели данных, CNews обсудил с директором департамента информационных технологий Министерства финансов Еленой Черняковой.

О новом проекте закона о систематизации и гармонизации информации

CNews: Какова была предыстория разработки проекта закона о систематизации и гармонизации информации? Чья это была инициатива, и какая роль отводится Минфину?

Елена Чернякова: Еще в 2013 году, во время работы над Электронным бюджетом, мы столкнулись с проблемами чистоты баз данных, использования общих справочников, юридической значимости информации. Это отсутствие единого реестра физических лиц, неудобство использования реестра адресов, различных всероссийских классификаторов, которые вроде есть, но практика применения их очень неоднородная. Те же классификаторы продукции, видов деятельности, единиц измерения предназначены для использования в информационных системах, в том числе для межведомственного взаимодействия, как это предписано постановлением Правительства № 677, но во многих случаях вместо этих классификаторов использовались локальные справочники, в которых одни и те же объекты классифицировались по-разному. Оказалось, что в рамках проекта Электронный бюджет, кроме кодов бюджетной классификации, установленных Минфином, мы не могли рассчитывать ни на какую более-менее систематизированную информацию.

CNews: Этот эксперимент вы сначала провели по системам бюджетного направления?

Елена Чернякова: Прежде всего, да, по нашей, скажем так, исконной теме – бюджетированию. Когда нам предстояло оцифровать финансово-хозяйственную деятельность, мы провели исследования данных в области закупок, оплаты труда, управления имуществом и убедились, что информационный ландшафт оставляет желать лучшего. Мы сформировали межведомственную рабочую группу, в течение 2014–2015 годов проводился целый ряд тематических встреч, был составлен план мероприятий. Результатом этой работы стало решение Правительства о продолжении работы по систематизации информации. На тот момент акцент у нас был на создание Электронного бюджета, поэтому к вопросу систематизации удалось вернуться ближе к 2017 году, когда Минфин уже был определен уполномоченным координирующим органом по этой теме для всех федеральных органов власти.

CNews: Эти полномочия не ограничиваются только кругом бюджетно-финансовых правоотношений?

Елена Чернякова: Нет. Полномочия касаются систематизации информации во всех сферах. В положении о Министерстве финансов закреплены нормы о том, что Минфин России осуществляет межведомственную координацию деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Аналогичная норма предусмотрена в Постановлении Правительства № 677. Именно поэтому Минфину было поручено разработать соответствующий проект закона.

CNews: Получается что эксперты, которые считают, что Минфин вторгается на чужую территорию, не до конца знакомы с действующим законодательством?

Елена Чернякова: Не могу комментировать…

Вместе с тем идея формирования такой сферы регулирования, как систематизация и кодирование информации, возникла давно. Сейчас формулировки в законопроекте немного изменились – «систематизация и гармонизация информации». И сегодняшний проект закона – это логическое продолжение той работы. Причем, в рамках своей деятельности, создавая систему Электронный бюджет и прочие ключевые информационные ресурсы, мы уже стараемся следовать правилам, сформулированными в законопроекте. Вот, например, информация в реестре участников бюджетного процесса формируется исключительно на основе информации из других баз данных, в основном ЕГРЮЛ. Единственное, что мы добавляем в этот ресурс самостоятельно – бюджетные полномочия, которые впервые закрепляются именно в этом реестре.

CNews: То есть, вы сейчас уже стараетесь оптимизировать порядок использования данных и наполняете свои информационные ресурсы производными данными не из поданных заявителем материалов, а из других государственных источников, где эти сведения содержатся?

Елена Чернякова: Да, и когда мы перешли на эту схему, оказалось, что более половины участников бюджетного процесса имели неактуальные данные в ЕГРЮЛ. Когда мы объявили, что с определенного момента переведем лицевые счета бюджетополучателей на данные ЕГРЮЛ, оказалось, что там неактуальные сведения о главных бухгалтерах, руководителях, учредителях и юридических адресах. Почти четыре месяца мы упорядочивали эту ситуацию с Налоговой и Федеральным казначейством – в режиме постоянных видеоконференций с ФОИВами. И вот уже на протяжении четырех лет мы используем информацию, а также изменяем ее только по сведениям в ЕГРЮЛ.

Елена Чернякова: Когда мы перешли на эту схему, оказалось, что более половины участников бюджетного процесса имели неактуальные данные в ЕГРЮЛ

CNews: Как вы поступаете, когда возникают разногласия между данными заявителя и реестром?

Елена Чернякова: По закону ЕГРЮЛ – это первоисточник сведений о юридическом лице. В случае, если у организации сменился руководитель, и она обратилась в Казначейство для смены карточки образца подписей, а в ЕГРЮЛЕе эта информация не актуализирована, то заявителю придется сначала обратиться в Налоговую инспекцию, внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, и только после того, как в Казначейство поступит информация из ЕГРЮЛ, будет оформлена новая карточка образца подписей. Иными словами, данные для карточки подписей Казначейство возьмет не из заявления юридического лица, а из электронных данных ЕГРЮЛ.

CNews: Эта мера, в том числе, повысит качество государственных баз данных?

Елена Чернякова: Безусловно. Мы придерживаемся категорической позиции, что нельзя проводить сверку. В этой сверке можно утонуть. Нужно выстроить правила. И проект закона у нас как раз об этом: нужно определить юридически значимые ресурсы, в которых впервые регистрируются те или иные субъекты, их права, объекты. Если мы говорим о физическом лице, это Реестр записи актов гражданского состояния, а в будущем, реестр сведений о населении, данные о юридическом лице – это ЕГРЮЛ и так далее. Только в этих ресурсах должны появляться данные о человеке, организации и т.д. И если в других ресурсах необходимо данные изменить, сначала необходимо внести изменения в базовый ресурс.

CNews: В рамках подготовки проекта закона, с учетом определенных за вами полномочий вы проводили работу по оценке состава и качества государственных информационных ресурсов?

Елена Чернякова: Эту работу мы начали проводить еще в 2014–2015 годах. У нас уже сложилось понимание, как ранжировать основные и производные информационные ресурсы. Минкомсвязь рассматривает технико-экономическое обоснование создания информационных ресурсов, а мы – финансово-экономическое, и конечно, знаем, как формируются ресурсы. Так, например, мы давали заключения в рамках работы над проектами законов о единой системе социального обеспечения, о единой системе здравоохранения. По ним коллеги вместе с нами вносили определенные изменения в законопроекты, для того, чтобы обеспечить преемственность и однократность ввода информации.

CNews: Оценке подвергались как федеральные, так и регионально-муниципальные информационные ресурсы?

Елена Чернякова: Региональные и муниципальные в меньшем объеме.

CNews: Что будет наиболее сложным в систематизации информации?

Елена Чернякова: Наиболее сложным будет изменение процессов ведения ресурсов. Это будет определенный перелом сознания, ведь проще сейчас взять, с клавиатуры поправить информацию, чем обратиться к базовому ресурсу или сказать заявителю, что ему сначала надо внести изменения в базовом реестре. Это, скорее всего, потребует перенастройки программного обеспечения и соответственно бюджетных ассигнований. Но мы в Минфине практически все доработки проводим в рамках текущих задач, существующего финансирования.

CNews: Есть ли примеры, когда после изменения процедуры произошло улучшение информационного обмена?

Елена Чернякова: Вопрос не только в информационном обмене. Основная цель – повысить качество, чистоту, актуальность данных в информационных ресурсах. С 1 октября заработает Единый реестр записи актов гражданского состояния, в рамках формирования которого устанавливаются жесткие рамки по формированию и использованию информации ЗАГСов в зависимости от назначения. Задача реестра – непосредственное формирование записи об акте гражданского состояния человека, а не сбор и сверка этих данных. Ранее запись составлялась в каждом субъекте, в муниципальном образовании. Информационный обмен также осуществлялся непосредственно с каждым субъектом Российской Федерации. С 1 октября 2018 года форматы будут едиными, базы будут формироваться по единым справочникам по всей стране, ресурс станет экстерриториальным.

Елена Чернякова: Наиболее сложным будет изменение процессов ведения ресурсов. Это будет определенный перелом сознания

То же самое в закупках. Несмотря на то, что вся информация о закупках прозрачна и опубликована, сделать какой-то сравнительный анализ сегодня – по каким ценам закупается молоко, сопоставить эти цены – невозможно, потому что каждый пишет «молоко» так, как ему нравится. И только каталог товаров для закупок позволит решить проблему. Сегодня уже сформирована часть позиций в каталоге, в том числе по лекарственным препаратам, это позволит систематизировать море информации о закупках и воспользоваться ЕИС как богатым информационным ресурсом. В том числе с точки зрения аналитики. Я уже не говорю о пользе такого подхода для контроля за целевым, эффективным использованием бюджетных средств.

CNews: Насколько технически реализуем этот проект? Какие будут средства использоваться для интеграции систем? Это будет СМЭВ?

Елена Чернякова: Мы возлагаем огромные надежды на действующую инфраструктуру Электронного правительства. Есть система межведомственного взаимодействия, система нормативно-справочной информации, которые обязательно нужно применять. Почему-то сейчас некоторые эксперты стали высказывать замечания, что будет создано еще одно НСИ, в то время как у Минкомсвязи уже есть одно. В проекте закона такого нет. Мы планируем, что именно система НСИ станет ключевой с точки зрения ведения единых справочников, реестра информационных ресурсов. Но, к сожалению, сегодня информация в системе НСИ не всегда актуальна. Я, возможно, скажу нехорошую вещь, но даже наши справочники бюджетной классификации обновляются там не так часто, как изменяется (дополняется) бюджетная классификация.

CNews: У вас самих нет обязательств по этому поводу?

Елена Чернякова: Понимаете, если необходимый для работы ресурс не участвует в ваших бизнес-процессах, то, как правило, его всегда забывают обновить, доработать. Как говорится, если никто не дергает, то ничего и не делается. Почему ЕГРЮЛ не обновлялся нашими бюджетополучателями? Потому что никто у них не спрашивал «а что у тебя там в ЕГРЮЛ?». Если заявитель приносил новую справку, ее принимали, и все. Зачем вносить изменения в ЕГРЮЛ, если справку в другом ведомстве приняли. Когда нет постоянно выстроенных процессов использования и обращения к ресурсу, он и не развивается.

С 1 января 2019 года бухгалтерский, бюджетный учет отдельных учреждений будет вести Казначейство. Если сегодня все первичные учетные документы заполняются от руки, то завтра это станет невозможным. Нельзя будет оформить доверенность на получение товарно-материальных ценностей, не взяв сведения из контракта о контрагентах, нельзя будет заполнить накладную на получение, минуя эту доверенность. Раньше было так, что накладная отдельно, контракт отдельно. В накладной можно было указать данные, отличающиеся от контракта. Сейчас система этого не позволит.

Создание реестра населения

CNews: Как обстоят сейчас дела с цифровизацией исходных данных, архивных документов?

Елена Чернякова: Вы затрагиваете правильную тему. Мы поставили перед собой задачу, что все записи актов гражданского состояния с 1926 года по сегодняшний день, все записи актов, составленные до вступления в силу реестра, должны быть оцифрованы. На эту задачу мы отвели три года, сейчас ЗАГСы проводят работу по оцифровке. Предварительно мы изучили вместе с Минюстом все инструкции: как было предписано регистрировать записи с 1926 года, во время войны, после войны, в эпоху Советского Союза, в 90-е годы. Правила менялись, но мы нашли одинаковые реквизиты, одинаковые требования, структурировали их, создали единые справочники. Оцифрованные записи станут основой для реестра населения.

В процессе этой работы законодательно были определены правила долгосрочного хранения электронных документов, с обеспечением их юридической значимости. К сожалению, это локальные нормы, только для документов органов ЗАГС. Аналогичные правила необходимо распространить на все виды электронных документов. Но это уже сфера компетенции иных органов власти. Надеемся, что в рамках реализации программы «Цифровая экономика» указанные вопросы будут урегулированы, тем более что механизмы уже определены.

Елена Чернякова: Когда нет постоянно выстроенных процессов использования и обращения к ресурсу, он и не развивается

Ресурс о населении должен заработать с 2021 года, когда будут оцифрованы записи актов гражданского состояния. Есть распространенное ошибочное мнение, что в реестр населения планируется включать все сведения о человеке, имеющиеся в информационных ресурсах различных органов. Ничего подобного. Там будут базовые сведения о человеке – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения. А дальше будут идентификаторы сведений о человеке в других информационных ресурсах – номер СНИЛС, номер медицинского страхового полиса, номер водительского удостоверения.

CNews: Из других государственных баз данных…

Елена Чернякова: Только идентификаторы этих данных. Сами данные будут храниться в тех базах, где они и хранились.

CNews: Насколько можно быть уверенными, что эта система действительно заработает, какие можно строить прогнозы по этому поводу?

Елена Чернякова: Органы государственной власти работают на основе нормативно-правовых документов, которые регламентируют их работу. Порядок формирования и ведения любого государственного информационного ресурса либо установлен законом, либо, как минимум, нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации. И первое, что нужно сделать, это привести в соответствие нормативно-правовые акты. То есть, в нормативно-правовом акте о порядке ведения ресурсов должно быть предусмотрено, что информация о человеке должна поставляться из реестра сведений о населении, информация о юрлице – из ЕГРЮЛ. Если вы работаете с объектом культурного наследия, то вы, сначала обратитесь к реестру прав ЕГРН. В ЕГРН в свою очередь, информация о субъекте права появится на основе сведений ЕГРЮЛ.

CNews: Единый реестр ЗАГСа начнет функционировать с 1 октября, переноса срока не будет?

Елена Чернякова: Не планируется.

CNews: Что это принесет нового?

Елена Чернякова: Теперь в приоритете будет электронная запись. По-другому зарегистрировать акт нельзя. Вы знаете, что сегодня теоретически можно зарегистрировать брак в любом ЗАГСе. И если в вашем паспорте нет отметки о заключении брака, ваш брак зарегистрируют, даже если предыдущий, заключенный в другом ЗАГСе, еще не расторгнут. А если вам понадобится повторное свидетельство о рождении, например, если вы проживаете в Москве, а родились во Владивостоке, то ждать его нужно не менее месяца, либо ехать во Владивосток. В будущем, зарегистрировать акт, получить справку или повторное свидетельство можно будет в любом органе ЗАГС, вне зависимости от места проживания практически в режиме онлайн.

CNews: Реестр населения и единый реестр ЗАГСов – это, по сути, будет одно и то же?

Елена Чернякова: Не одно и то же. В реестре записи актов гражданского состояния подлежащим является запись акта – женился Иванов на Петровой, родился Сидоров. В реестре населения будет «Сидоров родился, женился, развелся, у него родился ребенок и т.п.». То есть, подлежащим станет человек.

CNews: То есть, реестр населения будет производным от реестра ЗАГСов?

Елена Чернякова: Совершенно верно.

Полномочия в сфере оптимизации, систематизации, гармонизации данных

CNews: Сейчас идут разговоры о том, что Пенсионный фонд должно поглотить другое ведомство. Насколько это необходимо? Какая стратегическая цель у этого преобразования?

Елена Чернякова: Я в таком контексте о преобразовании ПФР, честно говоря, не слышала.

CNews: Потребуется дополнительное финансирование для создания Реестра информационных ресурсов, который будет вести Минфин?

Елена Чернякова: Мы стараемся выполнять функции, перераспределяя нагрузку внутри министерства. Ведение этого информационного ресурса не должно потребовать существенного изменения в наших процедурах. Возможно, мы создадим отдел, который этим займется. Но не более того.

CNews: В стране планируется создание Национальной системы управления данными. Как новый проект закона будет синхронизироваться с этой инициативой?

Елена Чернякова: Конечно, мы будем стараться увязывать эти две инициативы, при этом система управления данными шире, чем вопрос систематизации и гармонизации информации. Проект закона посвящен систематизации и гармонизации определенных ресурсов. Но это не значит, что не нужно работать с большими данными, проектировать системы искусственного интеллекта для работы с неструктурированным массивом данных. В конце концов, есть достаточно примеров в социальных сетях, событий, которые можно анализировать для макропрогнозов. По отношению к систематизации и гармонизации информации это более широкая задача.

CNews: Как вы прокомментируете заявления о том, что Минфин будет дублировать полномочия Минсвязи?

Елена Чернякова: Не понимаю, на чем основаны такие утверждения. Полномочия по систематизации информации и так у Минфина. Это в положении о Минфине закреплено. Проведение гармонизации информации полностью укладывается в рамки существующих полномочий Минкомсвязи. Проект закона написан с учетом действующих полномочий и никаким образом не предусматривает их перераспределения.

CNews: Примерно такое же у вас, наверное, мнение по поводу тезиса о том, что закон будет регулировать не только государственные данные, но и информацию частных компаний.

Елена Чернякова: Вопросы регулирования формирования и ведения частных информационных ресурсов пока открыты. Планируется дополнительно их обсудить в процессе работы над законопроектом, в том числе в рамках консультаций с представителями бизнеса.

Елена Чернякова: Проект закона о систематизации и гармонизации написан с учетом действующих полномочий и никаким образом не предусматривает их перераспределения

CNews: Есть у вас планы по оптимизации каких-то административных процессов в связи с новыми подходами обработки информации?

Елена Чернякова: Есть примеры упрощения процедур взаимодействия бизнеса и государства. Например, законодательством о государственных услугах введены прямые запреты требовать с физических и юридических лиц информацию, имеющуюся в информационных ресурсах органов государственной власти. Сейчас рассматривается инициатива Налоговой службы об исключении требования отчетности у малого бизнеса, если уже имеются данные по каждому контрольно-кассовому чеку.

CNews: Вот еще пример. Зачем при оформлении налогового вычета Налоговая служба требует от заявителя справку 2-НДФЛ, когда компания-работодатель эти справки уже предоставляла в инспекцию?

Елена Чернякова: Я думаю, это вопрос времени. Налоговая служба очень активно ведет реинжиниринг процессов, чтобы убрать подобное дублирование запросов

СNews: Будет ли Минфин предлагать реинжиниринг процессов административных процедур, не входящих в прямую зону ответственности ведомства?

Елена Чернякова: Здесь уже не столько систематизация, сколько оптимизация информационных ресурсов, вопросы взаимодействия ведомств, зрелости бизнес-процессов. Все-таки давайте помнить, что у Минфина полномочия по систематизации.

Но, поскольку все эти процессы так или иначе реализуются в информационных системах ведомств, мы всегда рекомендуем, как оптимально выстроить информационные потоки в рамках рассмотрения финансово-экономических обоснований.

CNews: Какой вы видите работу Совета по систематизации и гармонизации, который упомянут в проекте закона?

Елена Чернякова: В первую очередь – дискуссионная площадка. Нам очень важно договориться и найти общий язык с государственными органами и бизнесом. Работающая профильная комиссия или совет – это удобная площадка для того, чтобы всем двигаться в одном направлении. И каждый должен понять свою роль, место, в этом общем большом деле.

Алтайская чиновница, осужденная за взятку в виде коньяка и шоколадки, возглавила департамент Минфина РФ

Бывший вице-премьер республики Алтай Светлана Гашкина, уволенная с госслужбы после обвинительного приговора за взятку, возглавила Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ
Минфин РФ

Бывший вице-премьер республики Алтай Светлана Гашкина, уволенная с госслужбы после обвинительного приговора за взятку, возглавила Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ, выяснили журналисты сайта «Новости горного Алтая». Как сообщается, назначение произошло еще в апреле. Сайт Минфина эту информацию подтверждает.

Светлана Гашкина — доктор экономических наук, заслуженный экономист России. На Алтае она руководила управлением Казначейства и региональным министерством финансов, в правительстве Александра Бердникова являлась вице-премьером.

В 2011 году она дала взятку заместителю начальника местного СИЗО Вячеславу Куриленко в виде бутылки коньяка и шоколадки за организацию незаконной встречи с арестованным племянником. Суд, как указывает «Тайга.инфо», признал Гашкину виновной в даче взятки и приговорил ее к выплате штрафа в размере 250 тысяч рублей. После пересмотра дела сумма была уменьшена почти в 10 раз — до 27 тысяч рублей.

Племянник главы Минфина, Евгений Мецкер, возглавлял предприятие «Мясная лавка» и являлся фигурантом уголовного дела о хищении денежных средств, выделенных из бюджета на развитие предпринимательства. Позднее он был приговорен к трем годам колонии за мошенничество с бюджетными деньгами, которые он потратил на личные нужды и кооператив.

Выход Светланы Гашкиной в отставку ознаменовался вручением ей памятной медали парламента республики Алтай «за безупречную службу в республике Алтай», а также присвоением званий «Почетный гражданин» практически во всех муниципальных образованиях района.

Как сообщается на сайте Минфина РФ, после завершения судебного разбирательства Гашкина возглавляла ООО «Системные решения», являлась заместителем гендиректора по финансам в ФГБУ «Российское энергетическое агентство» и возглавляла Центр по обеспечению деятельности Казначейства России. Светлана Гашкина является государственным советником РФ 3 класса, Отличником финансовой работы и Заслуженным экономистом РФ.

Отметим, закон о государственной гражданской службе РФ не предусматривает ограничений на прием на работу лиц, имеющих судимости за преступления коррупционной направленности. На госслужбу не могут быть приняты только лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *