И о главного бухгалтера

Содержание

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель организации обязан организовать бух­галтерский учет и создать необходимые условия для пра­вильного его ведения.

Руководитель организации должен обеспечить неукос­нительное выполнение всеми подразделениями и работни­ками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтер­ского учета, оформления и представления для учета доку­ментов и сведений.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

1. создать бухгалтерскую службу как структурное подраз­деление, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера;

2. передать на договорных началах ведение бухгалтерско­го учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалте­ру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

3. вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» или иными законодательными актами Рес­публики Беларусь.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осу­ществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера — бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бух­галтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее — главный бухгалтер).

Главный бухгалтер назначается на должность и осво­бождается от должности руководителем организации в со­ответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключи­тельных случаях — лицо, не имеющее высшего специаль­ного образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалте­ра не менее пяти лет.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерс­кую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бух­галтерским учетом в организации, подчиняется непосред­ственно руководителю организации.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

  1. постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  2. формирование учетной политики организации;
  3. составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пре­делах его компетенции обязательны для всех структур­ных подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кре­дитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительны­ми и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движени­ем имущества и выполнением обязательств.

Прием и сдача дел при назначении на должность и ос­вобождении от должности главного бухгалтера оформля­ются актом.

В случае возникновения разногласий между руководи­телем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций докумен­ты по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответствен­ности за последствия совершения таких операций.

Учётная политика организации

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации.

Под учетной политикой понимается совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией.

Учетная политика организации включает в себя:

  1. описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;
  2. план счетов бухгалтерского учета организации;
  3. применяемые организацией формы первичных докумен­тов и регистров бухгалтерского учета, если они отличают­ся от типовых;
  4. регламентацию движения первичных документов и ре­гистров в бухгалтерском учете организации (график до­кументооборота).

При формировании учетной политики организации не­обходимо исходить из:

· обособленности учета имущества и обязательств орга­низации от имущества и обязательств других юридичес­ких и физических лиц;

· непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной дея­тельности.

Учетная политика организации должна соответство­вать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обосно­ванными и оформленными соответствующим решением ру­ководителя организации.

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

  1. реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;
  2. изменения законодательства Республики Беларусь;
  3. изменения условий деятельности.

Тема 9. Основы построения бухгалтерского учёта в промышленности

Предъявляемые к бухгалтерскому учету требования зафиксированы в нормативных актах и являются обязательными к применению всеми экономическими субъектами. Рассмотрим главные из этих требований.

В каких документах перечислены требования к бухгалтерскому учету?

Перечень требований, которым должен отвечать бухгалтерский учет

Итоги

В каких документах перечислены требования к бухгалтерскому учету?

Требования к бухучету установлены законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухучета…». При этом положения этих нормативных актов, хотя и перекликаются по смыслу в части установления требований к бухучету, все же имеют некоторые нюансы.

Так, закон 402-ФЗ главой 2 под названием «Общие требования к бухгалтерскому учету» устанавливает:

  • перечень объектов бухучета;
  • перечень лиц, которые обязаны вести бухучет, освобождены от него или имеют возможность вести бухучет в упрощенном варианте;
  • принципы организации ведения бухучета (на кого можно возложить обязанности ведения учета, какой квалификацией должно обладать лицо, отвечающее за ведение бухучета);
  • общие требования к учетной политике;
  • правила составления первичной документации;
  • порядок составления и ведения регистров бухучета;
  • общие требования к проведению инвентаризации;
  • правила денежного измерения объектов бухучета;
  • общие требования к бухотчетности;
  • разъяснения понятий «отчетная дата», «отчетный период»;
  • особенности составления бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлиц;
  • правила представления обязательного экземпляра бухотчетности;
  • обязанность по ведению внутреннего контроля хозсубъектом.

О том, что изучает бухгалтерский учет, читайте в публикации «Что является предметом бухгалтерского учета?».

В свою очередь, к требованиям ведения бухучета приказ № 34н причисляет:

  • необходимость использования двойной записи с помощью счетов бухучета;
  • правила утверждения рабочего плана счетов;
  • порядок денежной оценки объектов бухучета;
  • требования к языку, который используется для документирования фактов хоздеятельности в РФ;
  • краткие требования к учетной политике;
  • необходимость раздельного учета текущих и капитальных затрат.

Приказ № 34н также приводит правила (которые напрямую требованиями к бухучету не называет, в отличие от закона № 402-ФЗ):

  • документирования хозопераций;
  • составления и ведения регистров бухучета;
  • оценки и инвентаризации активов и обязательств;
  • составления и сдачи бухотчетности.

Таким образом, в целом рассмотренные нормативные акты составляют полную картину современных предъявляемых к бухгалтерскому учету требования. Рассмотрим их подробнее.

Перечень требований, которым должен отвечать бухгалтерский учет

  1. Бухучет обязаны вести все лица, кроме тех, что перечислены в п. 2 ст. 6 закона 402-ФЗ (главным образом к освобожденным от бухучета лицам относятся ИП).
  2. Бухучет осуществляется непрерывно — с даты госрегистрации лица до даты его ликвидации.
  3. Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя компании, который в предусмотренных законом случаях (пп. 2–3 ст. 7 закона 402-ФЗ) может исполнять функцию по ведению бухучета самостоятельно. В иных случаях он обязан возложить ее на стороннее лицо или на сотрудника своей компании, обладающих соответствующей квалификацией и опытом работы.

Подробности — в статье «Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?».

  1. Бухучет имущества, обязательств и хозопераций осуществляется с использованием двойной записи с помощью счетов бухучета, включенных в рабочий план, который должен быть основан на плане счетов, утверждаемом Минфином РФ.
  2. Бухучет активов, обязательств и хозопераций осуществляется в рублях.
  3. Документирование фактов деятельности, ведение регистров бухучета и бухотчетности должно осуществляться на русском языке. Первичка, составленная на языках, отличных от русского, должна быть переведена на язык, используемый в РФ.
  4. Первичные документы должны содержать перечень реквизитов, приведенных в п. 1 ст. 9 закона 402-ФЗ. Документация может иметь как бумажный вид, так и электронный (при условии ее заверения электронной подписью).
  5. Задокументированные и зафиксированные в учете данные должны найти отражение в бухгалтерских регистрах, которые содержат перечень реквизитов, приведенный в п. 3 ст. 10 закона 402-ФЗ.
  6. Активы и обязательства хозсубъекта подлежат периодической инвентаризации, сроки и порядок проведения которой должен быть согласован с локальными, отраслевыми и федеральными нормативными актами.
  7. Организации формируют учетную политику, в соответствии с которой ведется бухучет. При этом должны быть соблюдены принципы:
  • имущественной независимости компании;
  • непрерывности ее хоздеятельности;
  • последовательности применения учетной политики;
  • временной определенности фактов хоздеятельности;
  • осмотрительности;
  • полноты;
  • приоритетного внимания к содержанию, а не к форме;
  • согласованности и рациональности.
  1. Текущие затраты в бухучете учитывают отдельно от затрат капитального и финансового характера.
  2. Бухотчетность должна достоверно отражать финансово-экономическое состояние субъекта на отчетную дату и представляется в рублях. Состав отчетности для различных ситуаций определяет ст. 14 закона 402-ФЗ.
  3. Отчетным периодом в бухучете в общем случае признается календарный год. Нюансы, отличные от этого правила, приведены в пп. 2–6 ст. 15, ст. 16, 17 закона 402-ФЗ.
  4. Если не установлено иное, хозсубъекты по завершении отчетного года обязаны сдавать экземпляр годовой бухотчетности в органы статистики.
  5. Субъекты обязаны организовать действенный внутренний финансовый контроль.

Итоги

Требования, которым должен отвечать современный бухгалтерский учет, направлены в первую очередь на повышение достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Их должны придерживаться все лица, обязанные вести бухучет.

О том, кому могут быть интересны данные бухгалтерского учета, читайте в статье «Пользователи информации бухгалтерского учета — кто это?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На сегодняшний день процедура передачи дел новому главному бухгалтеру при увольнении прежнего главного бухгалтера не отражена в действующем законодательстве.

Тем не менее, чтобы уменьшить возможные негативные последствия, организация должна организовать передачу дел от прежнего главного бухгалтера к новому главному бухгалтеру.

Процедура проведения передачи дел от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру происходит в несколько этапов.

При передаче дел от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру следует следовать следующему алгоритму:

Шаг 1. Ознакомление нового главного бухгалтера с должностной инструкцией
Шаг 2. Ознакомление нового главного бухгалтера с приказом о передаче дел
Шаг 3. Инвентаризация имущества и обязательств организации
Шаг 4. Проверка состояния учета и отчетности
Шаг 5. Приемка – передача документов от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру
Шаг 6. Получение пояснений от прежнего главного бухгалтера
Шаг 7. Составление и подписание акта приема-передачи дел

Шаг 1. Ознакомление нового главного бухгалтера с должностной инструкцией

Новому главному бухгалтеру необходимо четко представлять свои должностные обязанности, чтобы организовать свою работу и понять, на что обратить внимание при приеме дел от предыдущего главного бухгалтера.

Для этого новому главному бухгалтеру следует ознакомиться должностной инструкцией.

Шаг 2. Ознакомление нового главного бухгалтера с приказом о передаче дел

Передача дел осуществляется на основании приказа руководителя организации.

В приказе должны быть указаны Ф.И.О. лица, принимающего дела (нового главного бухгалтера), лица, передающего дела (прежний главный бухгалтер), и других лиц, участвующих в передаче дел (руководителя, аудитора, секретаря).

В приказе о передаче дел следует указать:

  • причину проведения приема-передачи дел (увольнение главного бухгалтера);

  • сроки проведения приема-передачи дел и период, за который проводится прием-передача дел. Если главный бухгалтер увольняется по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК РФ), то на расторжение трудового договора у работодателя есть две недели (ст.80 ТК РФ). В этом случае целесообразно установить срок, равным 2 недели;

  • лицо, ответственное за передачу дел (фамилия, имя, отчество увольняющегося главного бухгалтера) и за прием дел (фамилия, имя, отчество нового главного бухгалтера);

  • состав комиссии и председателя комиссии по передаче дел.

Комиссия создается, если передаче подлежит большой объем документов. В состав комиссии могут включаться сотрудники бухгалтерии организации, службы внутреннего контроля (аудита), службы безопасности и прочие сотрудники. При создании комиссии ответственность за организацию и проведение передачи дел возлагается на председателя комиссии;

  • сроки составления акта о приеме-передаче дел.

Шаг 3. Инвентаризация имущества и обязательств организации

Перед увольнением главбуха обычно проводят инвентаризацию имущества и обязательств: товаров, материалов, основных средств, кассы, расчетов с дебиторами и кредиторами. Результаты инвентаризации нужно приложить к акту приема-передачи дел.

Шаг 4. Проверка состояния учета и отчетности

Новый главный бухгалтер должен провести проверку состояния учета и отчетности.

Для этого в первую очередь необходимо проверить наличие документов.

Такими документами являются:

  • учредительные и регистрационные документы;

  • учетная политика;

  • первичные учетные документы (договоры с поставщиками покупателями и прочими контрагентами, акты, накладные и т.п.);

  • регистры бухгалтерского и налогового учета;

  • бухгалтерские справки;

  • бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность;

  • отчетность во внебюджетные фонды;

  • акты сверок с налоговыми органами, акты налоговых органов по проводимым проверкам;

  • инвентаризационные описи;

  • кассовые документы, выписки банков и платежные поручения;

  • кадровые документы, документы, подтверждающие задолженность по заработной плате и налоговые вычеты по НДФЛ;

  • должностные обязанности сотрудников бухгалтерии;

  • список лиц, имеющих право подписи на первичных документах;

  • другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского и налогового учета.

Передаваемые документы должны быть подшиты. При их отсутствии делается соответствующая запись в акте приема-передачи и составляется их опись.

После этого следует ознакомиться с учетной политикой по бухгалтерскому и налоговому учету за два предшествующих года и текущий период — период, который может охватить выездная проверка (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Затем важно оценить соответствие бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству (например, создание резервов, последовательность применения учетной политики, правильность формирования финансового результата и т.д.).

Также бухгалтерская отчетность проверяется на предмет соответствия ее показателей данным бухгалтерского учета.

Кроме этого проверяется правильность исчисления налогов и взносов, представления деклараций и расчетов.

Далее следует провести выборочную проверку первичных документов на предмет правильности и своевременности отражения данных первичных документов на счетах бухгалтерского учета и в налоговом учете.

Конечно, проверить все первичные документы новому главбуху из-за их большого количества просто нереально.

В этом случае проверить наличие первичных документов, правильность заполнения ее реквизитов и отражения на счетах бухгалтерского учета и в налоговом учете, можно выборочно.

Критерием выборочной проверки могут быть большие суммы, на которые проведены хозяйственные операции.

Также новому главному бухгалтеру целесообразно ознакомиться с аудиторскими заключениями, актами и решениями по результатам проведенных проверок. Это позволит составить представление о характерных ошибках прежнего главного бухгалтера, недочетах в его работе, которые выявляли проверяющие органы.

Шаг 5. Приемка – передача документов от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру

Главный бухгалтер должен получить следующие документы:

Учредительные и регистрационные документы

  • Устав, учредительный договор;

  • Выписка их ЕГРЮЛ;

  • Свидетельство о регистрации;

  • Свидетельство о постановке на учет в налоговый органах;

  • Свидетельство о постановке на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования;

Документы, связанные с организацией бухгалтерского учета

  • Учетная политика по бухгалтерскому учету;

  • Политика по налоговому учету;

  • План счетов бухгалтерского учета;

  • Должностные инструкции работников бухгалтерии;

Регистры бухгалтерского и налогового учета

  • Оборотно — сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета;

  • Регистры бухгалтерского и налогового учета по всем счетам;

Бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность

  • Бухгалтерская отчетность;

  • Декларации и расчеты по всем налогам;

  • Книги покупок и продаж;

  • Журнал учета полученных и выставленных счетов — фактур;

Документы по инвентаризации

  • Приказ о проведении инвентаризации;

  • Инвентаризационные описи (акты) и сличительные описи;

Документы, касающиеся взаимоотношений с налоговыми органами

  • Акты налоговых проверок;

  • Акты сверок с налоговыми органами;

Документы по учету основных средств

  • Приказ о создании комиссии по приемке основных средств;

  • Акты приемки – передачи основных средств по форме № ОС-1;

  • Инвентарные карточки по основным средствам по форме №ОС-6;

  • Акты на списание основных средств

Документы по учету товарно-материальных ценностей

  • Карточки учета материалов;

  • Приходные ордера по форме № М-4;

  • Требования — накладные по форме № М-11;

Документы по учету денежных средств

  • Кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера;

  • Платежные поручения;

  • Выписки банков по расчетным счетам;

  • Журнал кассира-операциониста и Z-отчеты;

Документы по учету труда и заработной платы

  • Трудовые договоры;

  • Приказа о приеме на работу, увольнении, премировании;

  • Штатное расписание;

  • Табели учета рабочего времени;

  • Расчетно-платежные ведомости;

Документы по расчетам с подотчетными лицами

  • Авансовые отчеты;

Документы по учету расчетов контрагентами

  • Договоры с поставщиками и покупателями;

  • Акты сверок с дебиторами и кредиторами;

  • Товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг

Прочие документы

  • Первичные документы по учету займов, финансовых вложений, нематериальных активов;

  • Бухгалтерские справки;

  • Путевые листы;

  • Бланки строгой отчетности;

  • Доверенности;

  • другие документы;

Шаг 6. Получение пояснений от прежнего главного бухгалтера

Пояснения могут касаться ведения бухгалтерского и налогового учета, порядка взаимодействия с другими отделами или подразделениями компании, а также с контрагентами, аудиторской компанией и налоговыми органами.

Шаг 7. Составление и подписание акта приема-передачи дел

Передача дел оформляется актом приема-передачи дел, в котором должны быть указаны все основные моменты, характеризующие состояние передаваемых дел на дату передачи и включено как можно больше информации, собранной и обработанной в ходе передачи дел.

Акт приема-передачи дел может быть составлен организацией в произвольной форме, поскольку нормативными документами прием-передача дел не регулируется.

В акте приема-передачи дел следует отразить:

  • Ф.И.О. лиц, сдающих и принимающих дела;

  • дату передачи дел;

  • период, за который осуществлена передача дел;

  • дату и номер приказа, на основании которого проведен прием-передача дел;

  • наименование и количество число переданных документов (дел, папок, подшивок);

  • серии и номера неиспользованных банковских чековых книжек, бланков строгой отчетности;

  • список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел;

  • все ошибки, нарушения, недочеты, недостатки, которые были обнаружены в процессе передачи дел, в оформлении первичных документов,

  • число переданных печатей, штампов и тому подобное.

  • последнее аудиторское заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • характеристику бухгалтерского и налогового учета.

Характеристика бухгалтерского и налогового учета может включать следующие разделы:

1) организация бухгалтерского учета.

В этом разделе проводится анализ Учетной политики.

Здесь может быть указана организационная структура бухгалтерской службы, укомплектованность бухгалтерии кадрами, распределение служебных обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, квалификация учетных работников.

Кроме того, в этом разделе отмечается уровень автоматизации бухгалтерского и налогового учета, использование программного обеспечения и справочно-правовых систем.

2) учет денежных средств.

В этом разделе указывается наличие кассира и договора о полной индивидуальной материальной ответственности, наличие ККТ и документов на нее и ее обслуживание, наличие контрольных лент и журнала кассира — операциониста, результаты инвентаризации наличных денежных средств, бланков строгой отчетности и чековых книжек, соблюдение условий хранения и учета наличных денежных средств и денежных документов.

Раздел также должен содержать перечень всех расчетных и других счетов, открытых в отделениях банков, суммы остатков по ним, сверенные с данными текущего учета и последними банковскими выписками;

3) учет основных средств и нематериальных активов.

В этом разделе отмечаются результаты проверки системы учета этих активов, состояние документирования операций их постановки на учет и выбытия, начисления по ним амортизации и другие моменты;

4) учет материально-производственных запасов (товаров, готовой продукции и материалов).

В этом разделе отмечаются результаты проверки учета материально-производственных запасов и соответствие данных учета фактическому наличию ценностей.

Для этого указываются результаты инвентаризации и дальнейшие действия по устранению выявленных расхождений (недостач или излишков).

Также отмечается наличие договоров о полной материальной ответственности складских работников;

6) состояние учета на других участках.

В этом разделе описывается порядок учета финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности, займов и кредитов, расчетов по дивидендам, резервного капитала, добавочного капитала и др. и отмечается соответствие или не соответствие порядка учета законодательству;

3) состояние учета расчетов с контрагентами, налоговыми органами, государственными внебюджетными фондами, работниками организации.

В этом разделе указываются сведения, характеризующие проверенные данные о суммах кредиторской и дебиторской задолженностей (в том числе, наличие просроченной и безнадежной задолженности, остатков подотчетных сумм, наличие актов сверок взаимных расчетов с дебиторами и кредиторами, результаты инвентаризации, наличие актов сверки с налоговыми органами)

Также в этом разделе оценивается качество претензионной работы, состояние расчетов с налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами.

По расчетам с работниками организации указываются сведения о наличии трудовых договоров, анализируются состояние персонифицированного учета и задолженность по оплате труда.

7) бухгалтерская (финансовая) отчетность;

В этом разделе указываются расхождения между данными бухгалтерской и налоговой отчетности с данными бухгалтерского и налогового учета и письменные объяснения прежнего главного бухгалтера о причинах расхождений;

8) хранение документов.

В этом разделе должен быть описан порядок оформления описей дел и сдачи дел в архив, соблюдения организацией правил сохранности дел, их хранения и уничтожения;

9) перечень первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, переданных по описи.

В этом разделе также указываются остатки по счетам на основании подписанной увольняющимся главным бухгалтером и руководителем оборотно-сальдовой ведомости.

Оборотно-сальдовая ведомость, подписанная прежним главным бухгалтером и руководителем, подтверждает входящие остатки на дату приема дел.

Акт приема-передачи дел составляется, как правило, в двух экземплярах, один из которых хранится в организации, а второй остается у прежнего главного бухгалтера.

Акт подписывается всеми сторонами, принимавшими участие в процедуре приема-передачи дел (то есть новым главным бухгалтером, принимающего дела, прежним главным бухгалтером, передающего дела, а также членами и председателем комиссии), и утверждается руководителем организации.

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *