Интернет и авторское право

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы — всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Каждый день в сети интернет появляются оригинальные публикации

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Объекты авторских прав

Объектами авторского права в интернете являются:

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Музыка является одним из объектов авторского права

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

Не могут являться объектами авторского права следующие материалы:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель — это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения либо соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике возникают ситуации, когда автор должен доказать авторство на свой рекламный слоган.
Наряду с общими способами защиты гражданских прав, закреплёнными в ст. 12 ГК РФ, защита рекламного слогана может осуществляться специальными способами.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright — Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Если публикация совершена вами на официальном ресурсе, то, как правило, у каждого произведения есть номер публикации

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Присутствие логотипа по ходу всего просмотра означает авторское право и ограничивает использование материала

Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

  • через модерирование и администрирование;
  • через встроенные системы защиты.

Любой сайт контролируется администратором и практически любой — модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

Встроенная антипиратская система — это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

  • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
  • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
  • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
  • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
  • канал блокируется.

Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

Официальный способ защиты авторских прав

Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

На любом свидетельстве об авторских правах должна стоять печать удостоверяющего органа

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Если автор обнаружил свой материал на чужом ресурсе, меры можно принимать немедленно.

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

Незаконное использование материалов чревато ограничением доступа к сайту

Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений — к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

Как подать заявление в суд

Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец — юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо — в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные — это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

Исковое заявление без материальных требований можно составить самостоятельно

Изощряться по поводу суммы, указанной в требованиях, бесполезно. Дело в том, что уже устоялись суммы, которых обычно добиваются. И если не привлечён адвокат, суд определит размер компенсации согласно стереотипам. Например, за однократное незаконное использование одной фотографии назначают компенсацию 30000 рублей.

К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

Судебная практика

Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.

Jirsak / .com

О некоторых особенностях использования объектов авторского права, в том числе в Интернете, специфике охраны программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта, а также о нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности рассказал преподаватель Российской школы частного права, ведущий юрист по интеллектуальной собственности «РОСНАНО», член рабочей группы по подготовке проекта части 4 Гражданского кодекса, к. ю. н. Виталий Калятин на состоявшемся семинаре компании «Гарант».

Некоторые особенности использования объектов авторского права

Прежде всего эксперт отметил, что объекты авторских прав (ст. 1259 ГК РФ) должны иметь творческий характер для того, чтобы охраняться законом. Авторами результатов интеллектуальной деятельности в нашей стране могут быть только физлица. Так, согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Например, если ребенок создал какой-либо рисунок или написал стихотворение, то он тоже будет считаться автором произведений по закону, а критерии «качества» работы в этой области не применимы.

Стоит отметить, что в отношении нормы, закрепленной п. 1 ст. 1228 ГК РФ не обошлось без исключений. Согласно п. 3 ст. 1256 ГК РФ при предоставлении на территории России охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Необходимо учитывать, что есть страны, в которых автором с тем или иным правовым статусом может признаваться и юрлицо (в частности, Великобритания и США). Кроме того, и в российском законодательстве есть узконаправленная оговорка на этот счет. Для целей применения по аналогии правил части 4 ГК РФ юрлица могут считаться авторами произведений, если речь идет об авторских правах юрлиц, возникших до 3 августа 1993 года, то есть до начала действия ныне утратившего силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». Авторские права таких лиц прекращаются по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, – со дня создания произведения (ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Отдельно Виталий Калятин осветил вопросы регулирования совместных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2-3 ст. 1229 ГК РФ), отметив, что такое совместное правообладание строится аналогично принципам совместной собственности. Он обозначил, что существуют две модели построения взаимоотношений совместных правообладателей – корпоративная и договорная. В рамках первой модели вопросы о порядке принятия решений в отношении совместной интеллектуальной собственности регулируются посредством корпоративных механизмов, но выбирать этот вариант управления совместными правами следует, если речь идет о длительных правоотношениях (например, по выпуску фильма). Именно в таких случаях целесообразно создавать отдельное юрлицо для распределения прав и обязанностей по управлению интеллектуальной собственностью согласно корпоративному праву. Вторая модель, которая в отличие от первой пока не отработана на практике, предполагает заключение соглашения между правообладателями. В таком соглашении следует фиксировать, в частности:

  • распределение долей;
  • порядок управления собственностью, распоряжения правами;
  • порядок принятия решений;
  • порядок изменения состава правообладателей.

Обладает ли каждый из соавторов не зависимым от других авторов исключительным правом? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Соавторство» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Договор между правообладателями о совместном управлении интеллектуальной собственностью может быть заключен и в отношении объекта, который появится в будущем (решение Суда по интеллектуальным правам от 5 июня 2017 г. по делу № СИП-785/2016). Эксперт отметил, что если речь идет, например, о коллективном творчестве по заказу, то заключение договора между соавторами удобно и для самих авторов, и для заказчика. Заключение такого договора поможет снизить риски возникновения конфликтов между соавторами, упростить администрирование правоотношений по поводу результата (или результатов) интеллектуальной деятельности, устранить возможность появления новых соавторов.

Согласно п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. В доктрине, однако, по словам Виталия Калятина, высказываются мнения о допустимости передачи личных неимущественных прав. Эксперт назвал три возможных варианта разрешения проблемы оборотоспособности личных неимущественных прав:

  • правообладатели баз данных или программного обеспечении (ПО) могут изменять такие объекты по своему усмотрению (без дополнительного согласования с автором), исходя из особого понятия переработки (модификации) таких объектов (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Речь может идти о любых изменениях, кроме адаптации. Под адаптацией при этом понимается согласно указанному подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Нельзя допускать также изменения объектов до степени их трансформации в уже новые результаты интеллектуальной деятельности;
  • самоограничение права согласно п. 3 ст. 1266 ГК РФ – имеется в виду, что в случаях, если автор делает заявление о предоставлении всем лицам возможности использовать свое произведение (п. 5 ст. 1233 ГК РФ) или заключает договор открытой лицензии (п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ), он вправе дать согласие на внесение при необходимости в будущем изменений (исправление ошибок и пр.) в свое произведение, при условии, что не будет нарушена целостность восприятия произведения и (или) искажен авторский замысел;
  • заранее согласованные действия – такой механизм прямо не предусмотрен гражданским законодательством, но вытекает из нормы о праве на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), согласно которой не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений. Указанный механизм предполагает подписание с автором заранее (например, при заключении договора авторского заказа) соглашения о возможности изменения каким-либо образом его произведения в будущем. Однако необходимо в таком соглашении фиксировать конкретные способы изменения произведения, иначе будет ограничена правоспособность автора. Например, при заказе фотоснимков можно заранее договориться о возможности изменения фотографий заказчиком на черно-белый формат.

Говоря о личных неимущественных правах, эксперт подчеркнул также, что в некоторых странах ими могут обладать юрлица, например, в Японии и Южной Корее это прямо закреплено в законодательстве. В России, по его мнению, можно говорить о фактическом признании таких прав за юрлицами, например, если при производстве фонограмм на них указывается наименование организации.

Виталий Калятин также обратил внимание на проблему хранения результатов интеллектуальной деятельности. Так, существует спорное, с его точки зрения, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 308-ЭС14-1400, в котором Суд решил, что хранение компьютерной программы как особого объекта авторского права в памяти компьютера само по себе при отсутствии доказательств правомерности хранения также является способом неправомерного использования программы для ЭВМ как произведения. Виталий Калятин считает, что хранение не может рассматриваться в качестве отдельного способа использования объекта, поскольку любой другой способ предполагает одновременно и его хранение. Он отметил, что сейчас в ВС РФ готовится проект постановления Пленума, в котором планируется исправить такое положение и установить, что хранение не должно рассматриваться как отдельный способ использования объектов интеллектуальной собственности.

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания. Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

Охрана программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения, но при этом выведены из такой категории объектов (п. 1-2 ст. 1259 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя. При этом важно понимать, что если в отношении этих объектов была осуществлена регистрация, то должны быть зарегистрированы и договоры об отчуждении соответствующего исключительного права.

Программы для ЭВМ не могут рассматриваться в качестве изобретений (п. 5 ст. 1350 ГК РФ). Однако, как отметил Виталий Калятин, они могут быть частью технического решения, способного к патентной правовой охране. Он рассказал о том, что в зарубежной практике наличие вычислительного устройства в системе дает хорошие шансы на получение патента. В России же получение патентов на такие технические решения носит пока единичный характер. По мнению эксперта, легче всего запатентовать такое решение в рамках правил Европейского союза (в частности, по сравнению с английской и американской моделями патентования).

Виталий Калятин рассказал, что одной из особенностей исключительных прав на программы для ЭВМ является то, что нормы о прокате не применяются к программам, кроме случая, когда такая программа является основным объектом проката. Это значит, что если заключается договор проката автомобиля, то не требуется получения согласия правообладателя на прокат ПО, которое установлено в автомобиле. Однако, если речь идет о прокате компьютеров в интернет-кафе, то очевидно, что целью проката является предоставление арендатору в пользование программ, установленных на компьютерах, поэтому в таком случае необходимо получить согласие правообладателя программ на прокат (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»).

Стоит подчеркнуть, что в России охраняются только электронные базы данных, как это следует из их понятия (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Однако, например, в Европейском союзе могут охраняться любые базы данных (библиотечные, базы данных генетического материала и пр.), на что обратил внимание Виталий Калятин. Он отметил также, что при рассмотрении вопросов о признании материала базой данных, потребовавшей значительных материальных затрат на свое создание (п. 1 ст. 1334 ГК РФ), суды основываются на том, что нельзя считать за расходы на создание базы данных затраты компании, которые не были связаны непосредственно с созданием базы, а касаются основной деятельности лица. Например, не рассматриваются в качестве расходов на создание базы данных расходы телефонных компаний на хранение номеров, поскольку эти компании в любом случае вынуждены хранить эти данные. Расходы авиакомпаний на размещение табло с информацией о рейсах также не расцениваются как расходы на создание отдельной базы данных.

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Целью правовой охраны такой продукции является стимулирование творческой деятельности. Так как речь идет о стимулировании творчества человека, создающего соответствующие программы по контролю за искусственным интеллектом, то предоставлять авторскую правовую охрану искусственному интеллекту, по мнению эксперта, не нужно.

О некоторых нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности

Виталий Калятин дал конкретные рекомендации по составлению договоров в сфере интеллектуальной собственности. Так, не следует:

  • писать, что исключительное право на объект «возникает» (сразу) у заказчика (иного лица, например, работодателя). Такая формулировка является неверной, поскольку согласно п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Поэтому стоит указывать в договорах, что право сразу «передается» (а не «возникает») после создания объекта заказчику или работодателю, что будет грамотно с точки зрения закона;
  • указывать, что исключительное право на объект передается лицу с какими-либо исключениями. Исключительное право – это единое право; отчуждение права в принципе означает, что оно продается в полном объеме, и иных вариантов отчуждения быть не может. В случаях, когда существует необходимость сохранения за первоначальным правообладателем тех или иных правомочий, можно сначала заключить договор об отчуждении права, а затем уже по лицензионному договору предоставить первоначальному правообладателю необходимые права;
  • использовать понятие «эксклюзивные права» в договорах, так как такой термин российскому законодательству не известен.

Кроме того эксперт посоветовал:

  • четко разграничивать в договорах цены в отношении передаваемого материального носителя и исключительных прав на объект, поскольку ценность последних значительно выше;
  • указывать четко в лицензионных договорах все необходимые способы использования объекта;
  • заключать с работниками-авторами служебных произведений помимо трудового договора дополнительные соглашения о вознаграждении за произведения, созданные вне рамок выполнения установленных для работника трудовых обязанностей;
  • по возможности фиксировать в трудовом договоре запрет для работника на публикации по теме исследования, выполняемого в рамках трудовых обязанностей;
  • включать положения о передаче прав на служебные произведения или изобретения (полезные модели, промышленные образцы) работодателю не только в трудовые договоры с непосредственными авторами таких объектов (журналистами, инженерами), но и с руководящими сотрудниками – руководство, как правило, может быть вовлечено непосредственно в процесс создания указанных объектов. Так, это может помочь избежать конфликтных ситуаций, например, при использовании текстов речей бывших гендиректоров и т. д.

***

Таким образом, очевидно, что в рамках регулирования правоотношений, складывающихся в сфере интеллектуальной собственности, остается пространство для реализации творческого потенциала не только авторов произведений, изобретений и т. д., но и юристов. Так, не закреплены в ГК РФ такие правовые механизмы, как «заранее согласованные действия» или инициативное ограничение правообладателем объекта интеллектуальной собственности применимого к такому объекту права, однако это не мешает реализации таких юридических решений на практике.

При разработке договоров в сфере интеллектуальной собственности специалистам следует четко придерживаться грамотной юридической терминологии, чтобы избежать нежелательных последствий, в том числе в суде. Важно обращать внимание на детальную проработку условий договоров, в том числе и трудовых с соответствующими работниками. Так, правила перехода исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, особенно в отношении служебных объектов, стоит всегда фиксировать, несмотря на условно «автоматическую» их принадлежность работодателям.

5. Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 // СЗ РФ, 1996. № 1. Ст. 16.

6. Осипова С. В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних // Нотариус, 2009. № 8.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ, 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

9. По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой: постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. № 13-П. // Российская газета, 2010. № 130.

Актуальные проблемы защиты авторского права в сети Internet

Алисова Е. В.

Алисова Екатерина Васильевна / Alisova Ekaterina Vasilievna — студент-магистр, кафедра гражданского права, факультет юриспруденции, Московский финансовый промышленный университет «Синергия», г. Москва

Аннотация: защита авторских прав определяется как совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Актуальность проблемы защиты авторских прав состоит в том, что не все возможности защиты авторских прав, заложенные в законодательстве Российской Федерации, применяются на практике, особенно это касается защиты авторского права в сети Internet. Кроме того, законодательство Российской Федерации и вовсе не предусматривает ответственность за нарушение авторского права во всемирной паутине под названием Internet. Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить актуальные на сегодняшний день проблемы реализации законодательства РФ на практике по вопросам, связанных с защитой авторского права в сети Internet и постараться принять меры по данному вопросу, который с каждым днем становится все шире.

Ключевые слова: актуальные проблемы защиты авторского права, интеллектуальная собственность, нелегальный контент, интернет, правообладатель.

Глава 1. Понятие Internet

Прежде чем разбирать вопрос правового положения сети Internet необходимо понять, что же это такое и что из себя, представляет Internet.

Что такое Internet? Наиболее простое понятие примерно звучит так: «Internet — это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации». Проще говоря, несколько компьютеров, соединенных оптиковолоконным кабелем, для обмена информацией. При этом совершенно разных сетей, от локальных, связывающих несколько домашних или рабочих компьютеров, до глобальных, при помощи которых, мы можем поддерживать связь между целыми городами и даже странами1.

1 Общая характеристика Интернета как особой информационно-телекоммуникационной сети. Ковалева Н. Н 2008 г.

. URL: http://www.alleng.ru/d/jur/jur164.htm_10.04.2016 г.

Internet будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества.

Информация, передаваемая через Internet, представляет из себя сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, которые в нем происходят.

Таким образом, Internet как информационно-телекоммуникационная сеть — это средство передачи сведений об окружающем мире в форме, позволяющей провести их машинную обработку, т.е. расшифровку. Почему мы говорим об Internet, как об информации, которая подлежит машинной обработке? Потому что Internet представляет собой двоичную систему, т.е. коды, которые несут определенную информацию. Машинное устройство, в сегодняшнем случае — это компьютеры или гаджеты (мобильные устройства, планшеты и т.д.), способны расшифровывать коды и преподносить информацию в том виде, в каком мы привыкли видеть.

«Клиентом» (пользователем) Internet на сегодняшний день может стать любой желающий при наличии компьютера (что в современном мире перестало быть роскошью, скорее обыденность) со встроенной сетевой картой или модемом (что также не является роскошью), либо любой модный гаджет (это может быть телефон или планшет, без которых в наше время уже не может прожить ни один пользователь).

Фактически на сегодняшний день в сети Internet доступна любая функция и любая информация. Мы можем отследить не только информацию об окружающем мире, но и воспользоваться различными услугами. Например, мы можем оплатить счет в банке, забронировать билеты на поезд или самолет, или вовсе получить образование (дистанционное обучение, которое позволяет находиться в любой точке мира и изучать дисциплины посредством сети Internet) и даже получить консультацию юриста посредством переписки через различные программы, такие как ICQ, Skype, mail агент, а также при помощи переписки через электронную почту и т.д.

Изначально Internet был создан Министерством обороны США в 1969 году и использовался для военных закупок. Но так как сеть Internet не является единым целым и не имеет владельца, глобальность проекта начала возрастать и растет до сих пор. Internet доступен каждому, и не важно в каком месте мы находимся, сеть вышла из под контроля, стирая все границы.

Таким образом, мы видим, что небольшой проект американских властей перерос в нечто большее, не поддающиеся контролю. В стремительно развивающееся самостоятельное явление, которое не могло не затронуть правовой аспект жизни общества.

Глава 2. Основные проблемы развития сети Internet, требующие законодательного урегулирования

На сегодняшний день ни в одной стране нет кодифицированного законодательства, которое регулировала бы правовые отношения в сети Internet. Существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети.

Во-вторых, почти в любом федеральном законе РФ, а также в Гражданском кодексе РФ (Далее — ГК РФ) есть упоминание о публикации информации в сети Internet, но нет регулирования правовых отношений в самой сети Internet. Если говорить о регулировании вопроса сети Internet.

В-третьих, также практически отсутствует регулирование отношений в сети Internet на международном (межгосударственном) уровне1.

Internet, как глобальное информационное пространство, которое не признает государственных границ, является не только самым эффективным средством доступа к информационным ресурсам накопленных человечеством, но и становится средством

распространения массой информации. Таким образом, с использованием сети Internet связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновение в системы управления, нарушения авторских прав, что, несомненно, требует внимания к вопросам информационной защиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день, сеть Internet существенно опережает совершенствование нормативных правовых актов, необходимые для урегулирования возникающих споров. Таким образом, правовые проблемы в сети Internet становятся все более актуальными.

Основные проблемы развития сети Internet, требующие законодательного регулирования в России, практически ничем не отличаются от мировых. К ним относятся:

1) Свободное подключение к сети Internet и обмен информацией

2) Защита персональных данных

3) Электронный документооборот

4) Подключение государственных органов к сети Internet и обеспечение граждан информацией о деятельности государственных органов

5) Предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию межнациональной, расовой и иной розни

6) Электронная коммерция

7) Информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к чужой информации, взлом серверов и сетей

8) Охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности1.

Действующее законодательство Российской Федерации показывает, что развитие

сети Internet образует обширную нормативную базу. Дать правильное толкование применения законодательства достаточно тяжело, потому что при разработке законов не предусматривается обширность, возможности и глобальный рост проблемы. Для судов данная область правоотношений является совершенно новой.

Глобальный рост сети Internet создает значительные проблемы в определении того, какие правоприменительные органы должны рассматривать споры связанные с проблемами в сети Internet и какое право подлежит применению.

Наиболее актуальными проблемами, являются, проблемы соблюдения авторских и смежных прав в условия распространения информации в сети Internet.

Глава 3. Основные проблемы защиты авторских прав в сети Internet

Сфера правоотношений в сети Internet во многом пересекается со сферой регулирования авторского права. Размещение объектов, охраняемых авторским правом в сети Internet, не меняет положений об их охране. Но Internet предоставляет широкие возможности для бесконтрольного использования и распространения таких объектов.

На сегодняшний день ни одно из государств не имеет полного кодифицированного нормативно-правового акта, регулирующие правоотношения в сети Internet. Вследствие чего, урегулирование споров вытекающие из сети Internet практически невозможно.

Предполагается, что все пользователи сети, размещающие любую информацию, которая является зарегистрированным объектом исключительного права, обязаны получать письменное согласие у официальных владельцев на публикование, использование и воспроизведение информации. К сожалению, это происходит не всегда.

В сети Internet находится огромное количество книг, статей и журналов, фотографии, размещенные без согласия автора или не содержащие ссылки на него, а зачастую и вовсе под чужим авторством, аудио и видео произведения. В большинстве случаев, владельцы сайтов просто копируют информацию с

различных источников, размещенных в сети Internet, в результате чего, меняют имя автор, а иногда и вовсе теряют.

Сеть Internet и компьютерные технологии позволяют загружать и легко изменять литературные произведения, изменять наименования аудио или видео материалов, а также без труда распространять объекты интеллектуальной собственности по сети.

«Антипиратский закон» от 1 мая 2015 г. предусматривает ограничение доступа сайтов в сети Internet за нарушение авторского права. Проблема в том, что сеть Internet многогранна и есть множество способов неоднократно нарушать авторское право, путем создания новый сайтов и площадок для использования и воспроизведения объектов интеллектуальной собственности1.

Наглядным примером является всем известная социальная сеть «Вконтакте», где любой желающий может неоднократно зарегистрироваться под разными именами и неоднократно загружать, использовать и воспроизводить объекты авторского права.

Основные способы нарушения авторского права в сети Internet ничем не отличаются от обычных, к ним также относятся: незаконное копирование, незаконное распространение произведения и плагиат.

Отдельные виды нарушений авторских прав в сети Internet:

1) Интернет-пиратство в аудиовизуальной сфере — нелегальное распространение телепередач, фильмов и иных видеоматериалов путем копирования через сеть Internet. Основная опасность такого рода нарушения заключается в том, что видеоматериал может появиться в сети Internet намного раньше официального выхода ролика или публикации.

2) Интернет-пиратство музыкальных произведений — незаконное распространение музыкальных произведений в сети Internet. Обмен музыкальными произведениями в сети Internet принял глобальные масштабы. На сегодняшний день в сети очень много различных файлообменнников и социальных сетей, где можно без труда скопировать и распространить объект авторского права.

3) Интернет-пиратство в сфере программного обеспечения — незаконное копирование и распространение программных продуктов в сети Internet. Оно также включает в себя снятие разнообразных программных защит. Данная проблема является достаточно серьезной и глобальной, потому что копирование подобных программ может привести к заражению компьютеров вирусами, а также к взломам различных систем и даже на государственном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пытаясь защитить свои авторские права, мы сталкиваемся с рядом проблем. Их можно разделить на три вида: образовательные, правовые и технологические.

Во-первых, широко распространён миф о том, что все, что находится в сети Internet, авторским правом не защищается. Действительно, в сети Internet любое произведение без труда можно украсть и распространить, поскольку сеть Internet предполагает свободное копирование информации без дополнительных соглашений и юридических действий. В этой ситуации единственным препятствием является институт авторского права.

Есть три основных подхода решения данных проблем, а именно:

1) Охрана авторских и смежных прав в сети Internet нецелесообразна;

2) Охрана авторских и смежных прав в сети Internet традиционными правовыми способами невозможна. В связи с этим необходимо создать новый правовой аппарат для решения проблемы. Но говоря о новом аппарате, мы сталкиваемся с рядом дополнительных проблем. К ним можно отнести проблемы законодательства в данной сфере (т. е. законодатель не предусматривает регулирование дополнительных аппаратов регулирования охраны авторских и смежных прав), проблемы образования

1 Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».

(т. е. при создании любого аппарата регулирования отношений, нам нужно понимать, что осуществление охраны прав производят дипломированные специалисты в данной сфере. В случае с охраной интеллектуальной собственности, в Российской Федерации не предусмотрены отдельные специалисты в данной области, что опять возвращает нас к пробелу в законодательстве) и т.д.;

3) Охрана авторских и смежных прав в сети Internet традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. На сегодняшний день, разброс регулирования охраны интеллектуальной собственности по правовым актам недопустима, так как носит глобальный характер. А это значит, что охрана интеллектуальной собственности требует единого правового акта для урегулирования споров в данной сфере.

Если мы обратимся к части 4 ГК РФ, а именно ст. 1259 (Объекты авторских прав), то там сказано, что «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения»1.

Информация в сети Internet часто является произведением, а значит должно защищаться авторским правом.

Также в части третьей этой же статьи говорится, что «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме»

Исходя из этого, следующим условием для охраны авторских прав, является закрепление объектов интеллектуальной собственности, в какой либо материальной форме. Публикуя произведения в сети Internet, мы закрепляем их на носителе, ведь Internet является системой хранения данных.

Исходя из положений ст. 1259 ГК РФ, видно, что произведения, публикуемые в сети Internet, охраняются авторским правом, хоть это и не указано в прямой форме. То есть законодатель предусматривает рост и глобальность данного вопроса. На сегодняшний день, анализируя данный вопрос, мы снова возвращаемся к пробелам и проблемам, о которых говорили выше, связанные с ростом возможностей новых технологий.

Изначально основной задачей научно-технического прогресса во все времена было облегчить нашу жизнь. Создавались вычислительные машины, которые без труда могли выполнять сложнейшие задачи, облегчить работу с документацией и т.д.

С изменением времени менялись и потребности, как и возможности. Появление сети Internet должно было упростить обмен информацией между вычислительными машинами и объединить их работу.

Достаточно быстро возросла возможность подключения к компьютерам с помощью сети Internet, находящимися в разных городах и странах. Это сподвигло правительство США к созданию первой глобальной сети «APRANET», объединяющей несколько университетов и компаний выполняющие государственный заказ.

Сеть сейчас — это сотни миллионов пользователей. Эта сеть привыкла развиваться самостоятельно, регулируя основные вопросы своими силами. По

5 Гражданский Кодекс Российской Федерации от 10.02.2016 г.

данным статистики на 2015 год, число пользователей сети интернет в России больше 88 миллионов человек1.

Загнать сеть Internet в рамки достаточно сложно, ведь с самого начала никто и не думал, что сеть возрастет до таких размеров.

Невозможно регулировать саму сеть Internet, но можно то, что происходит внутри.

На сегодняшний день защита авторских и смежных прав в сети Internet крайне необходима. Каждый день, в огромных количествах, происходит незаконное копирование и использование результатов интеллектуальной деятельности.

Проведем аналогию с США. «Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху» предусматривает уголовную ответственность за нарушение авторского права в сети «Интернет».

За распространение пиратских копий фильмов, сделанных до официальной премьеры, нарушителю также грозит уголовное наказание по Закону о защите авторского права в области частного воспроизведения. А за распространение копий защищенной авторским правом информации предусматривается лишь взыскание недополученной выгоды2.

Уголовная ответственность за нарушение авторского права предусмотрена для того, чтобы не возникало спорных ситуаций. Закон США всегда стремиться к урегулированию спорных вопросов. Чем жестче рамки, тем меньше нарушений.

Приводя пример законодательства США, можно сделать вывод, что в Российском законодательстве не хватает более жестких рамок для урегулирования спорных вопросов при нарушении прав на интеллектуальную собственность. Чем жестче наказание, тем меньше повторения подобных ситуаций.

Если говорить о гражданском законодательстве, то часть 4 ГК РФ, регламентирует защиту интеллектуальной собственности. В ст. 1250, 1252 ГК РФ предусмотрена защита интеллектуальных и исключительных прав. Но понятие защиты интеллектуальных прав в сети Internet достаточно завуалировано и мы не можем применять данные статьи в полной мере к проблеме защиты прав в сети Internet.

Рассмотрим пример. 4 декабря 2015 г. Московским городским судом было принято решение по исковым заявлениям ООО Издательство «Эксмо», ЗАО «СБА Продакшн» к Dreamtorrent Corp. (Дримторрент Корп.), Hetzner Online AG (Хецнер Онлайн АГ). Третье лицо — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Иск о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, размещенные на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://rutracker.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании того, что истец имел исключительную лицензию на использование произведений, в том числе в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», а также истец смог доказать, что данный сайт и провайдер принадлежит ответчику, суд удовлетворил исковые требования частично, ссылаясь на ст. 1250, 1252 ГК РФ3.

В практике практически все юристы сталкиваются с ситуацией, что доказать принадлежность сайтов ответчику или истцу не предоставляется возможным, на основании того, что как правило сайты не регистрируются в интернете на конкретное лицо. То есть владельцем сайта может быть любое физическое или юридическое лицо, где над созданием сайта работает целая команда, соответственно каждый из них имеет права, например дизайнер, разработчик, PR специалист и т.д. Любое лицо, является всего лишь пользователем, а соответственно доказать причастность к всемирной паутине достаточно тяжело или вовсе невозможно.

1 Статистика интернета. ТопольВеб. . URL: http://topolweb.ru/blog/statistics-2015/.10.04.2016 г.

2 «Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху» (DMCA) 1998 г.

3 Решение Московского городского суда по делу № 3-726/2015 от 04.12.2015 г.

На примере решения Московского городского суда, мы можем посмотреть, как проводилась параллель применения ГК РФ к сети Internet, но это не дает нам полного понимания, как же защитить интеллектуальную собственность в сети Internet.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что защиту не только авторского права, но и интеллектуальной собственности в целом, нужно выносить отдельным пунктом в ГК РФ, собрать все воедино, чтобы специалисты в этой области и даже судьи могли понимать, что нужно применять к данной проблеме для разрешения споров связанных с защитой интеллектуальной собственности в сети Internet, а так же чтобы понимать, какая же ответственность предусмотрена за нарушения.

Как же могут выглядеть такие поправки на практике? Если говорить о ГК РФ, то примерно это может выглядеть так: ст. 1259.1 ГК РФ «Защита авторских прав в сети «Интернет».

1. Защита авторского права осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса;

4) об изъятии материального носителя или блокировке сайта;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю авторского права.

2. Размещение объектов авторского права в сети «интернет», копирование, использование в целях извлечения выгоды, а так же передачи в эфир с помощью сети «интернет» осуществляется с разрешения правообладателя.

3. В случае незаконного размещение объектов авторского права, копирование, использование, передача в эфир в сети «интернет», обратившийся правообладатель за защитой своих прав, вправе требовать компенсацию в размере от десяти тысяч до одного миллиона рублей.

4. Контент нарушивший авторское право в сети «интернет» подлежит блокировке без права восстановления.

Если говорить об уголовной ответственности, то примерно это может выглядеть так: ст. 146.1 УК РФ «Нарушение авторских прав в сети «Интернет»».

1. Присвоение авторства (плагиат) в сети «интернет», если это деяние причинило крупный ущерб автору, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Размещение объектов авторского права в сети «интернет», копирование, использование в целях извлечения выгоды, а так же передачи в эфир с помощью сети «интернет» без разрешения правообладателя — наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех лет.

3. За незаконное размещение объектов авторского права, копирование, использование, передача в эфир в сети «интернет» — наказывается принудительными

работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со

штрафом в размере до шестисот тысяч рублей.

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 10.02.206 г.

2. «Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху» (DMCA) 1998 г.

3. Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».

4. Решение Московского городского суда по делу № 3-726/2015 от 04.12.2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Субъекты и объекты авторского права. 2011 г. . URL:

обращения: 10.04.2016).

Концепция «контролируемых иностранных компаний» (КИК)

Молькова Т. О.

Молькова Таисия Олеговна /Molkova Taisiya Olegovna — студент, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, г. Ярославль

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с применением одной из «концепций деофшоризации» — правил о контролируемых иностранных компаниях, сделаны предложения по их устранению.

Ключевые слова: деофшоризация, контролируемая иностранная компания, лицо, контролирующее иностранную компанию, налоговое резидентство.

В 2014 году была разработана государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», одним из мероприятий которой была выделена «деофшоризация» национальной экономики. Вслед за данной программой, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который содержит в себе три основных концепции «деофшоризации». Рассмотрим одну из них — концепцию «контролируемых иностранных компаний» (КИК) или «сойш1^ foreign companies» (CFC). В соответствии с ней, для физических лиц — налоговых резидентов и российских компаний вводится обязанность уведомлять российские налоговые органы о своих контролируемых иностранных компаниях.

П. 1 ст. 25.15 НК РФ определяет, что контролируемой иностранной компанией, если иное не предусмотрено п. 7, является:

1. иностранная организация;

2. не являющаяся налоговым резидентом Российской Федерации;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *