Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

Содержание

Инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее — инвентаризация) – обязательное требование законодательства для всех предприятий и организаций, на балансе которых стоят стационарные источники выброса загрязняющих веществ.

Необходимость проведения инвентаризации определена ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. Данная норма остается без изменений после 01.01.2019 г. и не зависит от категории НВОС!

Определение, содержащееся в ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, относит к стационарным источникам источники выброса, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. Таким образом, любой источник выброса загрязняющих веществ, осуществляющий деятельность на территории землеотвода предприятия или организации, может быть отнесен к стационарным.

Основные стационарные источники, наличие которых требует проведения инвентаризации:

  • дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
  • системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты покраски, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
  • места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
  • технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
  • неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
  • оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

При этом учитываются все стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов, систематизируются и документируются полученные результаты.

Обращаем внимание, что инвентаризация – это комплексная работа, которая включает в себя расчеты, инструментальные замеры выбросов загрязняющих веществ, составление отчетного документа, включающего большое количество табличных данных в установленной форме.

Основой для практического проведения инвентаризации является Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», вступивший в силу с 26.04.2019 г.

В настоящий момент требование о специальном утверждении или согласовании инвентаризации отсутствует (за исключением согласования руководителем предприятия или организации). Проверка соответствия данных, представленных в материалах инвентаризации, производится при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, данные инвентаризации, проведенной в установленном порядке, необходимы для актуализации сведений и постановки на учет объектов НВОС, а также для составления программы производственного экологического контроля (программы ПЭК).

Специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняют работы по инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в полном соответствии с последними требованиями законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Проектные работы могут быть выполнены для промышленных объектов любого уровня сложности.

Инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами охраны атмосферного воздуха;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество инвентаризаций источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно проведены инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для крупнейших предприятий страны;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу быстрее путем автоматизации процессов;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что приводит либо к перерасходу денежных средств заказчика на использование лаборатории, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • неверно выполненная инвентаризация является причиной неправильной постановки на учет объектов НВОС, а также ошибок в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и некорректному экоконтролю в рамках ПЭК;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • проектировщики требуют представить протоколы инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных;
  • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию источников выбросов загрязняющих веществ, определение систем вентиляции, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
  • при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу часть источников не учитывается, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий;
  • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (невозможно подобрать методику, нет результатов замеров на аналогичном объекте, отсутствует практика выбора загрязняющих веществ при балансовых методах расчета химических реагентов и т.д.);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

Приказ Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218
«Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья»

В соответствии с пунктом 14 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 10, ст. 1100), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 6, ст. 738, № 33, ст. 4088, № 34, ст. 4192, № 49, ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538, № 10, ст. 1094, № 14, ст. 1656), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья.

Министр

Ю. Трутнев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 августа 2010 г.

Регистрационный № 18104

Приложение
к приказу Минприроды России
от 25 июня 2010 г. № 218

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья

1. Общая пояснительная записка.

1.1. Основание для разработки проекта.

1.2. Исходные данные и условия для подготовки проектной документации:

лицензия на право пользования недрами;

задание на проектирование;

распорядительные документы о согласовании места расположения объекта (акт выбора площадки);

отчетная документация по результатам инженерных изысканий;

технические условия на внешнее инженерное обеспечение;

иные исходно-разрешительные документы.

1.3. Основные положения (технические и экономические решения) проекта.

2. Геологическое строение шахтного (карьерного) поля.

2.1. Общие сведения и природные условия.

2.2. Геологическая изученность шахтного (карьерного) поля.

2.3. Оценка сложности геологического строения шахтного (карьерного) поля.

2.4. Гидрогеологические условия.

2.5. Характеристика полезного ископаемого.

2.6. Попутные полезные ископаемые и полезные компоненты.

2.7. Отходы производства.

2.8. Горно-геологические условия эксплуатации.

2.9. Границы и запасы шахтного (карьерного) поля.

3. Технические решения.

А. Шахты (рудники).

1. Проектная мощность и режим работы шахты.

2. Выбор системы разработки.

3. Вскрытие шахтного поля.

3.1. Схема вскрытия.

3.2. Основные параметры горных выработок.

3.3. Технология проведения горных выработок.

4. Подготовка шахтного поля. Система разработки и календарные планы отработки.

4.1. Подготовка шахтного поля. Горно-подготовительные и нарезные работы.

4.2. Система разработки и календарные планы отработки. (Объемы и сроки работ, порядок ввода эксплуатационных объектов в разработку).

5. Рудничная вентиляция.

5.1. Выбор и обоснование схемы проветривания.

5.2. Расчет воздуха по показателям.

5.3. Выбор вентиляторов главного проветривания.

5.4. Расчет депрессии горных выработок.

6. Закладка выработанного пространства. Оставление пород в горных выработках.

7. Подземный транспорт. Доставка людей, грузов и материалов.

8. Осушение и водоотлив.

9. Техника безопасности при ведении горных работ.

10. Меры охраны объектов земной поверхности от вредного влияния горных работ.

11. Технологический комплекс на поверхности шахты (рудника).

12. Вспомогательные цехи. Ремонтно-складской комплекс.

Б. Карьеры (разрезы).

1. Проектная мощность и режим работы карьера.

2. Вскрытие и порядок отработки поля карьера.

2.1. Порядок отработки.

2.2. Вскрытие поля карьера.

3. Система разработки.

3.1. Общие сведения.

3.2. Выбор системы разработки.

3.3. Расчет основных параметров карьера (разреза). Элементы системы разработки.

3.4. Буровзрывные работы.

3.5. Оборудование, машины и механизмы для вскрышных и добычных работ.

3.6. Общая схема работ и календарный план разработки карьера. (Объемы и сроки работ, порядок ввода эксплуатационных объектов в разработку).

4. Гидромеханизация горных работ (при наличии).

4.1. Система разработки.

4.2. Трасса магистральных пульповодов.

4.3. Отвальное хозяйство.

4.4. Водоснабжение гидроустановок.

5. Отвальное хозяйство.

5.1. Общая характеристика отвальных работ.

5.2. Устойчивость отвалов.

5.3. Способ отвалообразования. Механизация отвальных работ.

5.4. Параметры отвалов.

5.5. Порядок отсыпки отвалов. Календарный план отвальных работ.

5.6. Отвальное оборудование.

6. Карьерный транспорт.

7. Техника безопасности при ведении открытых горных работ.

8. Осушение поля карьера (разреза).

9. Способы проветривания карьера (разреза).

10. Технологический комплекс на поверхности.

10.1. Прием и обработка полезного ископаемого.

10.2. Погрузочно-складской комплекс.

10.3. Ремонтно-складское хозяйство.

4. Качество полезного ископаемого.

4.1. Ожидаемое качество добываемого полезного ископаемого.

4.2. Требования потребителей к качеству товарной продукции.

4.3. Ожидаемое качество товарной продукции.

4.4. Контроль качества добываемой и отгружаемой продукции.

5. Организация и технические решения при ведении работ в опасных зонах.

6. Управление производством, предприятием. Организация и условия труда работников.

7. Архитектурно-строительные решения.

7.1. Исходные данные.

7.2. Архитектурные решения.

7.3. Конструктивные и объемно-планировочные решения.

8. Инженерно-техническое обеспечение. Сети и системы.

8.1. Система электроснабжения.

8.2. Система водоснабжения.

8.3. Система водоотведения и канализации.

8.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

8.5. Теплоснабжение и тепловые сети. Тепловой режим горного производства.

8.6. Пневматическое хозяйство.

8.7. Связь и сигнализация.

9. Генеральный план и внешний транспорт.

9.1. Краткая характеристика района и площадки строительства.

9.2. Генеральный план.

9.3. Внешний транспорт.

10. Организация строительства.

10.1. Характеристика района и условий строительства.

10.2. Основные параметры горных выработок, конструктивная характеристика зданий и сооружений.

10.3. Основные виды и объёмы работ.

10.4. Потребность в основных строительных конструкциях и материалах.

10.5. Способ осуществления строительства (подрядный, хозяйственный).

10.6. Строительный генеральный план.

10.7. Определение продолжительности строительства.

10.8. Календарный план строительства.

10.9. Потребность в кадрах строителей.

10.10. Организационно-технические мероприятия.

10.11. Методы производства работ на поверхности.

10.12. Производство работ в зимнее время.

10.13. Основные строительные машины и механизмы.

11. Охрана недр и окружающей среды.

11.1. Охрана и рациональное использование недр.

11.1.1. Обоснование границ горного отвода, охранных и санитарно-защитных зон;

11.1.2. Расчет потерь и разубоживания полезного ископаемого;

11.1.3. Мероприятия по обеспечению наиболее полного извлечения из недр запасов полезного ископаемого, попутных полезных ископаемых и попутных полезных компонентов;

11.1.4. Использование вскрышных и вмещающих пород, отходов горного производства;

11.1.5. Эксплуатационная разведка;

11.1.6. Геолого-маркшейдерское обеспечение предприятия. Документация.

11.2. Мероприятия по охране окружающей среды.

11.2.1 Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель;

11.2.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения;

11.2.3. Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения;

11.2.4. Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов производства;

11.2.5. Охрана растительного и животного мира;

11.2.6. Возможность возникновения аварийных ситуаций;

11.2.7. Экологический мониторинг;

11.2.8. Экологические затраты. Налоги и платежи;

11.2.9. Охрана окружающей среды на период строительства.

12. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

13. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

14. Сметная документация.

15. Экономическая оценка эффективности инвестиций.

16. Графические приложения и документация.

Проектная документация на разработку общераспространенных полезных ископаемых составляется по упрощенной структуре и не включает следующие разделы: 3А; 3Б9.

Разделы 2, 4, 8, 9, 10 проектной документации на разработку общераспространенных полезных ископаемых по решению пользователя недр могут не содержать подразделов.

II. Требования к структуре технических проектов на ликвидацию и консервацию горных выработок

1. Общие сведения.

1.1. Краткая характеристика ликвидируемого предприятия.

1.2. Основные причины, вызвавшие необходимость ликвидации (консервации) горного предприятия или объекта (выработки, скважины).

1.3. Сведения о земельном участке.

1.4. Финансово-экономические показатели деятельности организации.

2. Геологическое строение и горно-геологические условия ликвидируемого предприятия и сведения о запасах.

2.1. Границы горного и земельного отвода.

2.2. Краткая характеристика действующих горных предприятий, имеющих общую границу с ликвидируемым горным предприятием.

2.3. Сведения о запасах полезного ископаемого.

2.4. Характеристика основных изменений горно-геологических условий, произошедших после отработки запасов.

2.5. Решения по запасам полезного ископаемого, оставшимся неотработанными ликвидируемым (консервируемым) горным предприятием.

2.6. Обеспечение сохранности геолого-маркшейдерской документации.

3. Основные горнотехнические характеристики ликвидируемого (консервируемого) горного предприятия.

3.1. Характеристика горных работ.

3.2. Схема вскрытия и подготовки.

3.3. Система разработки.

3.4. Схема проветривания горных выработок.

3.5. Подземный транспорт.

3.6. Водоотлив.

3.7. Положение горных работ и состояние горных выработок.

3.8. Условия поддержания горных выработок (при необходимости).

4. Объекты поверхности ликвидируемого горного предприятия.

4.1. Технологический комплекс.

4.2. Административно-бытовые строения, погрузочно-складское и ремонтное хозяйство.

4.3. Объекты электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения.

4.4. Инженерные сети и коммуникации.

4.5. Природоохранные объекты.

4.5.1. Ликвидируемые (консервируемые) природоохранные объекты;

4.5.2. Сооружаемые природоохранные объекты (в случае, если по данным объектам не предусмотрен отдельный проектный документ).

4.6. Вспомогательные объекты, хвостохранилища, шламохранилища, гидротехнические сооружения.

5. Технические решения по ликвидации (консервации) подземных горных выработок шахты, демонтажу подземного оборудования.

5.1. Характеристика ликвидируемых горных выработок.

5.2. Обоснование выбора способа ликвидации (консервации).

5.3. Технические решения по поддержанию горных выработок и сооружений консервируемого горного предприятия.

5.4. Выбор способа и мероприятия по управлению режимом подземных вод.

5.5. Защита земной поверхности от геодинамических гидрогеологических и газодинамических осложнений.

6. Обеспечение безопасных условий при выполнении технических работ по ликвидации или консервации.

7. Сводные показатели по объемам и стоимости выполнения технических работ по ликвидации или консервации.

8. Разборка зданий и сооружений ликвидируемого (консервируемого) предприятия, демонтаж подземного и наземного оборудования на земной поверхности.

9. Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ.

9.1. Оценка потенциальных негативных экологических последствий ликвидации (консервации) предприятия.

9.2. Реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией (консервацией) горного предприятия (объекта) объектов социальной инфраструктуры.

9.3. Программа горно-экологического мониторинга процессов при осуществлении работ по ликвидации или консервации предприятия (объекта).

9.4. Рекультивация нарушенных земель.

9.5. Мероприятия по реабилитации объектов водной среды.

10. Обеспечение жизнедеятельности предприятия (объекта) в период его ликвидации.

11. Сводные показатели по техническим работам ликвидации горного предприятия.

12. Графические приложения и документация.

III. Требования к структуре проектной документации по первичной переработке минерального сырья (технологической схемы переработки)

1. Общая пояснительная записка.

1.1. Качественная характеристика минерального сырья, поступающего на первичную переработку, сведения о сырьевой базе и потребителях продуктов обогащения.

1.2. Проектная мощность предприятия по первичной переработке минерального сырья (обогащению).

1.3. Обоснование выбора технологической схемы обогащения и оборудования.

1.4. Качественные показатели продуктов обогащения, извлечение металлов, ценных минералов в готовую продукцию и их распределение по продуктам обогащения.

1.5. Информация о попутных компонентах и их обогатимости.

1.6. Показатели комплексности использования сырья, включая хвосты обогащения.

1.7. Мероприятия по использованию отходов обогащения полезных ископаемых, их размещение, складирование и сохранение.

2. Технологические решения.

2.1. Проектная мощность и режим работы обогатительной фабрики.

2.2. Технологическая схема с учетом комплексного использования минерального сырья и отходов с указанием технологических показателей и режимных параметров.

2.3. Основное оборудование. Схема цепи аппаратов.

2.4. Мероприятия по контролю соблюдения технологического режима обогащения.

2.5. Вспомогательные цехи и механизация вспомогательных работ.

2.6. Топливно-энергетический и материальный балансы обогатительной фабрики.

3. Управление производством, предприятием. Организация и охрана труда.

4. Архитектурно-строительные решения.

5. Инженерное оборудование. Сети и системы.

5.1. Водоснабжение и канализация.

5.2. Отопление.

5.3. Вентиляция производственных помещений.

5.4. Электроснабжение.

6. Генплан и транспорт.

7. Организация строительства.

8. Трудовые ресурсы. Численность и профессиональный состав по группам процессов.

9. Промышленная безопасность. Противоаварийные мероприятия и противопожарная защита.

10. Мероприятия по охране окружающей среды.

10.1 Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель.

10.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

10.3. Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения. Гидротехнические и очистные сооружения.

10.4. Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов производства.

10.5. Охрана растительного и животного мира.

10.6. Охрана окружающей среды на период строительства.

11. Сметная документация.

12. Графические приложения и документация.

IV. Требования к оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья

1. Проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья (далее — проектная документация) должна содержать все данные, позволяющие производить анализ проектных решений без личного участия авторов.

2. Объемы и детальность проработки отдельных разделов определяются авторами проектного документа в зависимости от сложности строения месторождений, количества эксплуатационных объектов и рассматриваемых вариантов их разработки, стадии проектирования.

3. Изменения, дополнения, корректировка проектной документации должны содержать только те разделы, которые подвергаются переработке в процессе разработки изменений. В изменении (дополнении, корректировке) к проектной документации допускается делать ссылки на неизмененные разделы технического проекта, либо помещать их в кратком изложении.

4. Титульный лист проектной документации содержит следующие сведения:

— наименование пользователя недр;

— наименование организации-исполнителя проектной документации;

— грифы согласования и утверждения;

— наименование проектной документации;

— название месторождения (участка);

— место и год составления проектной документации.

5. Если проектная документация состоит из двух и более частей (томов), то каждая часть (том) должна иметь свой титульный лист, соответствующий титульному листу первой части (тома) и содержащий сведения, относящиеся к данной части (тому).

6. Реферат должен содержать: сведения об объеме проектной документации, количество таблиц, приложений, частей проектной документации, использованных источников, перечень ключевых слов, текст реферата.

7. Страницы текста проектной документации и включенные в нее таблицы должны соответствовать формату листа А4. Для таблиц допускается формат A3.

8. Проектная документация должна быть выполнена любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

9. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки проектной документации, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики). Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

10. Страницы проектной документации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист проектной документации включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

11. Таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

12. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

13. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела.

14. Сведения об использованных источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте проектной документации и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

15. Приложение к проектной документации оформляют как продолжение проектного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельной части (тома).

16. Приложения должны иметь сквозную нумерацию страниц. При необходимости такое приложение может иметь «Содержание».

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — это обязательная процедура для ОНВОС 1, 2 ,3 ,4 категорий, т.е. для всех объектов негативного воздействия, которые имеют стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов это сложный документ, основу которого составляют расчеты выбросов ЗВ, анализ технологических процессов предприятия , определение количественных и качественных характеристик ИЗА, установление характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, обследование ГОУ. Поэтому проведение инвентаризации стационарных и передвижных источников выбросов лучше доверить профессионалам. У меня на сайте есть образец отчета по инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ — .

В ходе инвентаризации должно быть:

  • проведено обследование территории ОНВОС;
  • проведен анализ проектной документации ОНВОС; деятельности и используемых технологий производства; данных предыдущей инвентаризации выбросов; результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
  • определены сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (ИВ), и выявлены все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
  • систематизированы сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
  • изучены условия эксплуатации установок очистки газа (ГОУ);
  • устанавлены типы (организованный, неорганизованный), виды (точечный, линейный, площадной), наименование (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличии устья — вид и размеры устья источника);
  • определены координаты стационарных ИЗАВ;
  • определены показатели выбросов, в том числе установлены качественный и количественный состав выбросов с учетом всех ЗВ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определены показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса).

Поэтому, перед проведением инвентаризации необходимо издать приказ «О проведении инвентаризации источников выбросов на ****», в соответствии с которым будут назначены ответственные лица за предоставление достоверных данных, необходимых для проведения инвентаризации выбросов.

Раньше (до 2019 года) результаты инвентаризации использовались для разработки проекта нормативов допустимых выбросов (ПДВ).

Начиная с 2019 года результаты инвентаризации источников и выбросов ЗВ это основа:

  • расчетов нормативов допустимых выбросов (НДВ);
  • постановки на государственный учет объектов негативного воздейтвия на ОС;
  • разработки программы ПЭК;
  • получения КЭР — комплексного экологического разрешения;
  • оформления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • разработки плана мероприятий по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеоусловий (НМУ).

Лисичникова Людмила Задать вопрос Инвентаризация проводится с целью: выявления и учета всех источников загрязнения атмосферного воздуха (АВ) на предприятии, определения количественных и качественных показателей выбросов вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) в АВ.
Это очень важно!
Неправильно проведенная инвентаризация влечет подачу недостоверных сведений при постановке на учет объекта негативного воздействия на ОС или проведении актуализации сведений об ОНВОС. От полученной категории ОНВОС зависит и комплект документов, необходимый для соблюдения природоохранного законодательства в дальнейшем. Ваше предприятие разработало инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в амосферный воздух с учетом передвижных источников? Да, давно! 25% Нужна корректировка. 0% Нет штрафа, нет и инвентаризации. 75% Проголосовало: 4

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов в атмосферу

Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в атмосферу)
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ

Выводы:

  1. Как видите: проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ необходимо не только для стационарных, но и передвижных источников. Что такое стационарный и передвижной источник выброса мы говорили .
  2. После выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта у предприятия есть два года на проведение инвентаризации источников выбросов.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов регламентируется приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера», г. С-Пб, 2012 г.

Также вы должны ознакомиться с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» .

Данное пособие предназначено прежде всего для разработчиков томов ПДВ (НДВ).

За результат проведенной инвентаризации ответственность несет только предприятие, а не разработчики, так же как и за её корректировку.

По результатам инвентаризации предприятием должен быть издан приказ о назначении ответственных лиц с целью своевременной корректировки инвентаризации источников выбросов:

— в случае изменения технологического процесса, в результате которого произошло изменение выбросов ВЗВ в АВ ( появились новые источники или загрязняющие вещества), изменения в оснащении ГОУ, изменения объемов производства;

— в случае выявления неучтенных ранее источников и выбросов ВЗВ в АВ;

— в случае проведения реконструкции ГОУ, в результате чего произошли изменения по выбросам от ГОУ.

Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений ( см. выше.) Предприятие может решить провести новую инвентаризацию.

Подробнее о корректировке инвентаризации читаем .

Не забываем, что после инвентаризации (корректировки) необходима актуализация ОНВОС.

Инвентаризация на объектах ОНВОС вводимых в эксплуатацию проводится — в течении 2-ух лет после получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Поставить на учет ОНВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент — инвентаризация у объекта должна быть.

После проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Если в результате инвентаризации установлено, что суммарное количество выбросов ЗВ не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности — то ваш объект относится к 4 категории ОНВОС, следовательно расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ для объекта производить не нужно!

Если ваш объект НВОС относится к 3-ей категории, то расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ делается только для веществ 1, 2 класса опасности.

Если ваш объект НВОС относится к 2-ой категории, то расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ делается только для всех загрязняющих веществ.

Более подробно о критериях постановки на учет ОНВОС читаем .

Организации, занимающиеся инвентаризацией источников выброса загрязняющих веществ

Для проведения инвентаризации выбросов необходимо нанимать специализированную организацию, желательно чтобы в составе была аккредитованная лаборатория.

Стоимость инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух зависит от количества источников.

Инвентаризация источников выбросов- штраф

В КоАП РФ в настоящее время нет статьи за нарушение — отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и источников.

Поэтому, для применения возможна только статья 8.1 КоАП РФ, согласно которой мера наказания — предупреждение.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — образец

Настоящий отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО » ****» устанавливает количество источников и уровень загрязнения ими окружающей среды вокруг действующего предприятия в соответствии с требованиями Законов РФ и санитарными нормативами на территории жилой зоны. Инвентаризация проведена на основании следующих нормативных документов :

1. Закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», М, 2002.

2. Закон РФ от 2I.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», М, 2007.

3. Закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ » Об охране атмосферного воздуха», М, 1999.

4. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 » Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировке ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки.

5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, С-П, 2012.

6. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, С-П, 2015.

7. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), М, 1998.

8. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей), СПБ, 2015.

9. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т пара в час или менее 20 Гкал в час», М, 1999.

10. Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников промышленности строительных материалов, Новороссийск, 1989.

12. Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ (пыли) в атмосферу при складировании и перегрузке сыпучих материалов на предприятиях речного флотa, Белгород, 1992.

13. Приказ МПР РФ от 25.О7.2011г. № 650.

Общие сведения о хозяйствующем субъекте

Характеристика хозяйствующего субъекта как объекта негативного воздействия на атмосферный воздух

Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования

Выпуск продукции предприятие осуществляет в летний сезон- 45 дней в год в 1 смену. Асфальто-бетонный завод оборудован асфальто-смесительной установкой (АСУ) «Тельтомат-100». АСУ включает в себя технологические агрегаты: сушильный барабан, грохот, смесительную установку. Сушильный барабан сушит и нагревает до заданной температуры инертные материалы- песок и карбонатную пород

продолжение чуть позже…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *