Инвестиционный налоговый

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Каков порядок предоставления налогового кредита

Как заполнить заявление на налоговый кредит

Как составляется договор на налоговый кредит

Какова максимальная сумма налогового кредита

На какой срок предоставляется налоговый кредит

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Итоги

Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения

Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Получить налоговый кредит может организация, которая:

1. Платит:

  • налог на прибыль;
  • какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.

2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
  • внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
  • выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
  • выполняет оборонные заказы от государства;
  • инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
  • работает в качестве резидента зоны территориального развития.

Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):

  • власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
  • муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.

Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.

Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.

Каков порядок предоставления налогового кредита

Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:

1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.

2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).

Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).

Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.

Как заполнить заявление на налоговый кредит

В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:

1. Сведения о предмете запроса в ФНС.

В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».

В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.

В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.

В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.

В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.

2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).

Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.

Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5–12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.

Как составляется договор на налоговый кредит

Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):

1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).

2. Величину кредита, процентов.

Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.

3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.

4. Порядок погашения кредита, процентов.

5. Формы обеспечения по кредиту.

Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.

6. Ответственность сторон.

7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.

В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:

1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.

2. Об основаниях для предоставления кредита.

3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.

4. О порядке досрочного прекращения договора.

Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».

Какова максимальная сумма налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):

1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:

  • для НИОКР;
  • для инвестиций в энергоэффективность.

2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.

3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.

Сумма кредита может уменьшать налог:

  • не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
  • не более чем на 50% от исчисленного в течение года.

Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.

То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).

Пример

ГУП «НАНОМАШ» в 2016 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.

Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2017 году составили:

за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);

за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).

Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. − 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.

Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.

На какой срок предоставляется налоговый кредит

Налоговый кредит предоставляется на срок:

  • 1–5 лет — в общем случае;
  • 1–10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.

Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).

В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.

В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.

На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту

Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.

Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:

  • включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
  • определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.

Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.

Итоги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.

Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:

  • «На какой срок предоставляется налоговый кредит?»;
  • «Указываем налоговый период в платежном поручении — 2017».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ФИНАНСЫ

Инвестиционный налоговый кредит

Аннотация. Статья посвящена инвестиционному налоговому кредиту в Российской Федерации, порядку и условиям его предоставления, прекращению его действия, а также документам, необходимым для получения инвестиционного налогового кредита.

Ключевые слова: инвестиционный налоговый кредит; ставка рефинансирования; инновационная деятельность; договор об инвестиционном налоговом кредите; опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы; бизнес-план инвестиционного проекта.

А. В. Семеркина, студентка факультета налогов и налогообложения Финансового университета Н keks7777@maiL.ru

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные способы снижения налоговой нагрузки. Одним из таких способов является предоставление инвестиционного налогового кредита. Он дает возможность снижать платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в пределах суммы инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит призван помочь организации-налогоплательщику в осуществлении определенных видов инвестиционной деятельности. Он предполагает наиболее продолжительный (от года до пяти лет) срок уплаты налога по сравнению с другими формами налогообложения. Это связано с тем, что эффективность и прибыльность инвестиций зачастую зависят от срока их предоставления. Поэтому законодательством предусмотрен продолжительный период времени использования инвестиционного налогового кредита. При заключении договора организация имеет право самостоятельно выбирать, насколько и когда уменьшить свои налоговые платежи для достижения поставленных целей.

Во многих регионах России сегодня принимают законы, стимулирующие инвестиционную деятельность, способствующие привлечению инвестиций. Например, в Краснодарском крае нормативным документом является Закон Краснодарского края от

2 июля 2004 г. № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» . Инвесторы, реализующие проекты, одобренные администрацией Краснодарского края, могут претендовать на государственную поддержку в форме инвестиционного налогового кредита. Он предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, и инвестором.

В феврале 2013 г. стало известно, что компания «ТНК-ВР» первой из российских нефтяных компаний подписала соглашение с Федеральной налоговой службой России о предоставлении инвестиционного налогового кредита для реализации проектов повышения энергоэффективности на зрелых месторождениях Западной Сибири .

Соглашение между ФНС и «ТНК-Нягань» предусматривает предоставление налоговых льгот в размере 50 % суммы налога на прибыль с отсрочкой выплаты на 5 лет с января 2013 г. до конца 2017 г. Ставка кредита — 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ (на январь 2013 г. ставка составляла 8,25 %) . По предварительным расчетам, это позволит заемщику сэкономить более 100 млн руб. в год. Стоит подчеркнуть, что эти средства будут направлены на приобретение энергоэффективного оборудования. Кредитное соглашение между ФНС и «ТНК-Нягань» затрагивает только федеральную часть налогов, отчисления в региональный бюджет будут поступать в полном объеме.

В ст. 66 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дается определение инвестиционного налогового кредита как «изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предостав-

ляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов».

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

• если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению; организация выполняет государственный оборонный заказ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

• если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, реконструкцию, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, которое используется и предназначено для осуществления резидентами инвестиционных проектов в соответствии с указанным законом;

• если организация инвестирует в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, многоквартирных домов или относящихся к возобновляемым источникам энергии, к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;

• если организация проводит опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы,техническое перевооружение собственного производства, в том числе, если оно направлено на создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами или повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Размер инвестиционного налогового кредита в данных случаях составляет 100 процентов стоимости оборудования, приобретенного организацией,

и используемого исключительно для перечисленных целей .

Как было отмечено выше, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Но срок может быть увеличен до десяти лет по основанию включения этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме кредита . Порядок уменьшения налоговых платежей определяется в соответствии с заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организация заключила более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому договору. Увеличение накопленной суммы кредита производится в следующем порядке: сначала в отношении первого по сроку заключенного договора, а при достижении этой суммы размера, предусмотренного договором, организация может ее увеличить по следующему договору .

По инвестиционному налоговому кредиту имеются ограничения: суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, в каждом отчетном периоде не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по данному налогу, определенных по общим правилам. В то же время, сумма кредита, накопленная в течение налогового периода, не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащей уплате организацией за налоговый период. Если накопленная сумма кредита все же превысила предельные размеры уменьшения налога для отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Данные положения применяются, если другие условия не предусмотрены договором об инвестиционном налоговом кредите, который заключен с организацией, входящей в реестр резидентов зоны территориального развития.

Для организации, понесшей убытки по итогам налогового периода, излишне накопленная сумма

финансы

кредита этого налогового периода переносится на следующий и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Для получение инвестиционного налогового кредита его основания должны быть документально подтверждены организацией, желающей получить кредит. Он предоставляется по заявлению организации и оформляется договором установленной формы между организацией и соответствующим уполномоченным органом. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите утверждается Федеральной налоговой службой РФ (Приказ ФНС от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите»).

действие инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога или сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока

Организация подает заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита в уполномоченный орган. Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с Приказом ФНС России от 30 ноября 2010 г. № ММВ-7-8/666@ «Порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита организации принимается уполномоченным органом совместно с финансовыми органами, указанными в ст. 63 НК РФ, в течение 30 дней со дня получения заявления. Если организация имеет один или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите, ей не может быть отказано в заключении другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога или сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока. Также возможно досрочное прекращение по соглашению сторон или по решению суда .

Для получения инвестиционного налогового кредита организации необходимо помимо заявления представить документы, указанные в п. 5 ст. 64 НК РФ и в Приказе ФНС России от 28 сентября 2010 г.

N ММВ-7-8/469@ «Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» . Для всех организаций общим является пакет документов, подтверждающих основания для получения инвестиционного налогового кредита, однако, для каждого вида деятельности есть также дополнительные документы:

а) если организация проводит опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы,техническое перевооружение собственного производства, в том числе, если оно направлено на создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами или повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг:

• документы, подтверждающие факт приобретения, стоимость оборудования, приобретенного организацией и используемого исключительно для выполнения этих целей;

• бизнес-план инвестиционного проекта;

б) если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, создает новые или совершенствовует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов; если организация осуществляет инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, многоквартирных домов, или относящихся к возобновляемым источникам энергии, к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов; если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

• бизнес-план инвестиционного проекта;

в) если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению или если организация выполняет государственный оборонный заказ:

• справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта РФ, или справка о выполнении государственного оборонного заказа, выданная государственным органом власти, уполномоченным в области обеспечения выполнения государственного оборонного заказа соответственно.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть указаны:

• порядок уменьшения налоговых платежей;

• сумма кредита (с указанием налога, по которому организации предоставляется инвестиционный налоговый кредит);

• срок действия договора;

• начисляемые на сумму кредита проценты;

• порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

• документы об имуществе, являющимся предметом залога, либо поручительство (если кредит предоставляется под залог имущества, то заключается договор о залоге имущества в порядке, который предусмотрен ст. 73 НК РФ);

• ответственность сторон.

Также договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита должен содержать положения, указывающие на невозможность в течение срока его действия реализации или передачи во владение, пользование или распоряжение другими лицам оборудования или иного имущества, если его приобретение организацией являлось условием для предоставления данного кредита.

Проценты по инвестиционному налоговому кредиту должны быть установлены по ставке не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Существует одна особенность: если инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», то на сумму задолженности проценты не начисляются.

После заключения договора его копия предоставляется организацией в налоговый орган по месту учета в течение пяти дней с момента заключения договора.

В отношении налога на прибыль организаций и региональных налогов законами субъектов РФ, а в отношении местных налогов нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены другие ставки процентов на сумму кредита, условия, основания предоставления и сроки действия инвестиционного налогового кредита.

Если организация, заключившая договор об инвестиционном налоговом кредите, в течение срока его действия нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования

или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления кредита, данная организация в течение одного месяца с момента расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения договора.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит на основании выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению, а также организация, включенная в реестр резидентов зоны территориального развития, в случае нарушения своих обязательств, в связи с исполнением которых получен кредит, в течение срока, установленного договором, не позднее трех месяцев с момента расторжения договора должна погасить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в эти дни.

В заключение хотелось бы отметить, что инвестиционный налоговый кредит играет важную роль в реализации мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговую нагрузку инвестора и решить проблему получения заемного капитала с достаточно низкой процентной ставкой.

Литература

1. Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского Края. URL: http://www. investkuban.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный сайт компании ТНК-ВР. URL: http://Www.tnk-bp.ru

3. Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru/

4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая; М.: Эксмо, 2012.- 768 с.

5. Черник Д Г. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 367 с.

7. Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http:// www.nalog.ru

Научный руководитель Н. А. Горохова, канд. экон. наук, доцент

Налоговый кредит предоставляется на срок, который может длиться до 5 лет. В особых случаях его продолжительность может достигать и 10 лет. В материале описано, в чем суть налогового кредита, а также каковы условия и порядок его предоставления.

Что такое налоговый кредит

Порядок и условия предоставления налогового кредита

Условия договора налогового кредита

Прекращение действия налогового кредита

Итоги

Что такое налоговый кредит

Налоговый кредит по сути — это отсрочка уплаты определенного налога на некоторый срок. По его истечении организация должна внести в бюджет полную сумму налога и все причитающиеся проценты. Налоговый кредит предоставляется на срок не менее 1 года и не более 5 лет (п. 1 ст. 66 НК РФ). Допускается предоставление такого кредита и на 10 лет, но для этого налогоплательщик должен удовлетворять определенным критериям: входить в реестр резидентов зоны территориального развития.

Порядок и условия предоставления налогового кредита

Для того чтобы получить налоговый кредит, организация согласно п. 3.1. ст. 61 НК РФ сначала подает заявление в ИФНС по месту учета, а затем, после получения согласия на предоставление льготы, заключает договор с тем органом, который уполномочен на принятие решения.

Уполномоченный орган выбирается в зависимости от вида налогового платежа, а именно:

  • по федеральным налогам решение будет принимать ФНС;
  • по региональным или местным налогам — управления ФНС в регионах или местные налоговые инспекции;
  • по платежам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ,— орган исполнительной власти федерального уровня, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
  • по государственной пошлине — те органы, в полномочия которых входит совершение действий, за которые эта госпошлина уплачивается.

Налоговый кодекс в ст. 67 определяет условия, которым должны удовлетворять налогоплательщики, чтобы получить кредит. Отсрочка может быть предоставлена, если имеется в наличии хоть одно из нижеследующих оснований:

  • налогоплательщик осуществляет НИОКР или проводит мероприятия по техническому перевооружению своего производства — размер кредита может достигать 100% от стоимости купленного оборудования;
  • занимается внедрением новых технологий, инновациями — величина кредита устанавливается в соглашении сторон;
  • ему доверено исполнение особого заказа по социально-экономическому развитию региона — размер кредита определяется сторонами договора;
  • выполняет гособоронзаказ —сумма кредита устанавливается сторонами в соглашении;
  • инвестирует средства в особо эффективные энергетические объекты — величина кредита может достигать 100% от стоимости купленного оборудования;
  • включен в реестр резидентов зоны территориального развития — размер кредита может равняться 100% от стоимости купленного оборудования.

Уполномоченный орган начинает оформлять кредит только в том случае, если имеются документы, способные подтвердить право на получение этой льготы. Законодательством установлено, что решение о выдаче кредита или отказе в этой льготе должно быть принято в течение 30 дней с даты подачи заявления.

При осуществлении платежей в условиях налогового кредита следует учитывать такие особенности:

  • Кредитная сумма определяется по каждому соглашению отдельно, когда на момент очередного платежа у налогоплательщика действуют несколько кредитных договоров такого рода.
  • Текущие платежи в бюджет, по которым оформлен кредит, разрешено снижать не более чем на 50%.
  • При наличии убытков в некоем отчетном или налоговом периоде собравшуюся кредитную сумму следует перенести на следующий год. Она будет считаться накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде очередного налогового периода.

Оформляя договорные отношения, налогоплательщик должен внимательно ознакомиться со всеми условиями, выдвигаемыми другой стороной соглашения. Пропуск неточности в каком-либо пункте может обернуться в дальнейшем дополнительными платежами или нарушениями сроков.

Условия договора налогового кредита

В договоре налогового кредита должны найти отражение следующие положения:

  • наименование налога, по которому выдается кредит;
  • размер кредита;
  • каким образом и в каком размере будут уменьшаться платежи по данному налогу;
  • срок действия договора;
  • размер процентов по предоставляемому кредиту;
  • в каком порядке погашается тело кредита;
  • в каком порядке уплачиваются проценты;
  • каким путем обеспечиваются обязательства сторон;
  • ответственность сторон.

При предоставлении в качестве обеспечения имущества в залог в соответствии со ст. 73 НК РФ стороны должны заключить отдельный договор о залоге.

Для процентов установлены рамки, из которых выходить запрещено. Нижний порог установлен на уровне ½ ставки рефинансирования Центробанка РФ, верхний — на уровне ¾. В течение срока договора ставка может меняться, если это предусмотрено договором.

Проценты могут и вовсе отсутствовать, если налогоплательщик входит в реестр резидентов зоны территориального развития.

Если уполномоченный орган не входит в структуру ФНС, заключенный договор о налоговом кредите следует представить в налоговую инспекцию в течение 5 дней с момента заключения такого соглашения. Когда налоговики заключают договор сами, они же его и регистрируют.

Прекращение действия налогового кредита

Кредитный договор может прекратить действие по следующим причинам:

  • истек срок действия договора;
  • задолженность и соответствующие проценты погашены досрочно;
  • налогоплательщик нарушил условия кредитного договора.

Прекращение действия договора может быть инициировано сторонами как по взаимному согласию, так и по решению суда. Размер сумм, которые надо будет выплатить налогоплательщику в результате расторжения договора, зависит от причин такого расторжения.

Если налогоплательщик не выполнил обязательства по договору, ему дается 3 месяца на то, чтобы полностью погасить всю задолженность по налогу и процентам. Примечательно, что сумма процентов в таком случае подлежит пересчету: ее надо будет рассчитать по полной ставке ЦБ РФ за весь срок действия договора.

Может так случиться, что налогоплательщик нарушил условия кредитного договора, реализовав (передав во владение, пользование или распоряжение) оборудование или другой актив, для приобретения которого и предоставлялся налоговый кредит. Договор в таком случае расторгается, но к сумме задолженности и процентам, рассчитанным по ставке ЦБ РФ, добавляются пени за срок, прошедший с даты расторжения до даты внесения налога в бюджет. Данные суммы требуется внести в короткий срок, равняющийся одному месяцу с момента расторжения кредитного соглашения.

Налоговый кредит позволяет отсрочить уплату налогов и тем самым помогает налогоплательщику перенести нагрузку на более поздний период. Возможность отсрочить уплату налогов предоставляется на период от года до 5 лет, а при соблюдении особых требований — и до 10 лет. При этом соответствующий договор может заключаться только при строгом выполнении условий, определенных НК РФ. Нарушение обязательств по договору может повлечь его расторжение и начисление повышенных процентов за весь период действия соглашения. Кроме того, единожды нарушив соглашение с ФНС или ФТС, впоследствии на получение налогового кредита можно не рассчитывать.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Он представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Таким образом, в его основе лежат принципы срочности, платности и возвратности.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Его получатель вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В соответствии с НК РФ основаниями для получения такого кредита являются:

  • 1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно- конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • 2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
  • 4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;
  • 5) осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • 6) включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По основаниям, указанным в п. 1—5, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. По основаниям и. 2—4 — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не могут превышать 50% от соответствующих платежей по данному налогу, определенных по обычным правилам. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для данного отчетного периода, то разница между этой и предельно допустимой суммой переносится па следующий отчетный период.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) предприятия в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления предприятия и оформляется договором установленной формы.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей; сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит); срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.

Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Для его получения предприятие должно представить в соответствующий орган следующие документы:

  • • заявление налогоплательщика;
  • • бизнес-план инвестиционного проекта;
  • • данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
  • • расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;
  • • баланс и отчет о финансовых результатах за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;
  • • документы об имуществе, которое является предметом залога, или поручительство;
  • • справку налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;
  • • копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально либо органом, осуществившим регистрацию организации (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);
  • • расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.

При этом необходимо отметить, что одному налогоплательщику может быть предоставлено несколько инвестиционных налоговых кредитов, но при этом по каждому бизнес-плану может быть выдан только один кредит, хотя и по нескольким налогам одновременно.

Несмотря на привлекательность данного инструмента бюджетного финансирования, за прошедшее десятилетие он не получил должного развития в России. Поэтому и при составлении бизнес-плана, и при расчете экономической эффективности привлечения инвестиционного налогового кредита следует проанализировать целесообразность его использования по сравнению с альтернативными вариантами финансирования, а также оценить степень прозрачности бизнеса заемщика и соблюдения им требований законодательства РФ о налогах и сборах.

Как правило, инвестиционный налоговый кредит берут крупные предприятия. Например, данным инструментом воспользовалось ОАО «Балтийский судостроительный завод» в целях реализации программы модернизации производства. При этом общий объем инвестиций составил около 1 млрд руб., а сумма налогового кредита — 145 млн руб. сроком на семь лет.

В настоящее время для российских корпораций открылась возможность получения государственного финансирования из специальных фондов — резервного, Фонда национального благосостояния России (ФНБ) и др. Порядок формирования и использования средств подобных фондов устанавливается Правительством РФ. На получение средств из таких фондов могут претендовать проекты, реализация которых соответствует приоритетам социально-экономического развития России и невозможна без участия государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *