Использование такси в личных целях

Форум Такси

Заинтересовался данной темой, так как регистрирую сейчас свой автомобиль под ТАКСИ, как самозанятый Ипшник.
Написал в 3 инстанции официальные запросы 30 апреля 2019 года. В результате самый внятный ответ получил от МАДИ, остальные писали вырезки из закона о такси без ответа на мой вопрос человеческим языком.
Итак вопрос я написал следующий:
———-
Тема: Пользование собственным автомобилем с разрешением на таксомоторную деятельность в личных целях
Текст:
Я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. У меня есть в собственности автомобиль желтого цвета.
На данный автомобиль я планирую получить «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» чтобы работать через агрегатора Яндекс Такси.
Для работы на автомобиль будет установлен оранжевый фонарь на крышу и цветографическая шахматная разметка на борта автомобиля.
Так как это единственный автомобиль в семье, то во вне рабочее время будет необходимость пользоваться им по собственным нуждам (поездки в магазин, к друзьям и т.п. с семьей или одному).
Что необходимо сделать, чтобы пользоваться собственным автомобилем в личных нуждах без оформления на эти поездки путевого листа и без нарушения закона? Достаточно ли снять с крыши фонарь? Или нужно демонтировать и фонарь и разметку с бортов автомобиля? Или если оформлено Разрешение такси на автомобиль, то для личных поездок он становится непригоден? Но это ведь разрешение, а не обязанность.
Ответ прошу предоставить в электронном виде на указанный электронный адрес, а так же в бумажном виде с живой печатью письмом на почтовый адрес:…мой адрес…
————
Вчера, 16 мая 2019 года получил ответ от МАДИ:
————
Ваше обращение от 30.04.2019 по вопросу использования транспортного средства на которое получено разрешение по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в личных целях, поступившее в Московскую административную дорожную инспекцию через официальный сервер Правительства Москвы, рассмотрено.
По результатам рассмотрения сообщаю следующее.
Федеральным законом от 21.042011 № 69—ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение), выдаваемого уполномоченным органом соответствующего
субъекта Российской Федерации. Заявитель, при получении разрешения, своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для осуществления таксомоторной деятельности, требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно требованиям Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Таким образом, получив разрешение, перевозчик тем самым определяет функциональное назначение автомобиля как транспортного средства, используемого исключительно для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и принимает на себя обязанности по соблюдению норм законодательства Российской Федерации в сфере таксомоторных перевозок.
Использование транспортного средства на которое получено разрешение в личных целях законом не предусмотрено. Оформление путевого листа обязательно.
Кроме того, сообщаю, что Федеральным законом от 02.05.2006 № 59—ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» проставление печати организации на ответ гражданину не предусмотрено.
————
Таким образом вердикт:
==========
Использование транспортного средства на которое получено разрешение в личных целях законом не предусмотрено. Оформление путевого листа обязательно.
==========
Данный вывод можно попробовать оспорить в суде, создав очень полезный прецедент, но только после вынесения решения с постановлением на дороге. А так как я пока не зарегистрировал свой автомобиль и не начал работать в качестве ТАКСИ такой возможности не предоставлялось, надеюсь и не предоставится? уж больно это долго и тяжело будет 🙂
Оригинал ответа МАДИ прикладываю:

МАДИ про путевые без фио.pdf (861.02 КБ) 93 скачивания

Штрафы для ИП-таксиста использующего личный транспорт в РФ

Штрафы для ИП-таксиста использующего личный транспорт. Очень актуальный вопрос в наши дни на который, в результате недоработанного закона о такси 69-ФЗ, однозначного ответа нет, чем и начали пользоваться с недавних пор контролирующие органы.

Журнал «Московский таксист» предлагает Вашему вниманию новую постоянную рубрику — «Юридический вопрос». В данной рубрике профессиональные юристы грамотно и понятно расскажут о насущных проблемах законодательства в сфере такси.

В данной статье предлагаем сконцентрироваться на проблеме, с которой знакомы многие индивидуальные предприниматели (далее — ИП), то есть лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере такси.

В соответствии с пунктом 16 статьи 9 69-ФЗ, существуют некоторые обязательные требования к автомобилю такси:

1. Легковое такси должно иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

2. Легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации (в Москве — желтый цвет).

3. Легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета.

4. Легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.

Вполне понятные требования. Важно понимать, что в той же статье 9, 69-ФЗ содержится положение, согласно которому разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа выдаётся исполнительным органом только тогда, когда транспортное средство, на которое выдаётся разрешение, соответствует требованиям, установленным 69-ФЗ, то есть, в том числе, требованиям, перечисленным выше. Получается, что если на автомобиле отсутствуют цветографическая схема, оранжевый колпак, или автомобиль не желтый (для Москвы), то разрешение выдано не будет.

С этим все понятно, есть требования, хорошо. Теперь поговорим именно об индивидуальных предпринимателях.

Законом не предусматривается разделение имущества гражданина как индивидуального предпринимателя и как физического лица.

Согласно статье 24 Гражданского Кодекса РФ, гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Дело в том, что ИП в гражданском праве рассматривается именно как физическое лицо, имеющее некоторые признаки юридического лица, но юридическим лицом не являющееся.

Другими словами, собственность ИП принадлежит ему одновременно как ИП и как обычному человеку.

И если ИП покупает себе квартиру, то у него всегда есть риск её потерять (за долги, например), тогда как в ООО учредители отвечают лишь вложенным в дело имуществом, не рискуя личным имуществом.

Вот теперь мы подходим к сути дела. Рассматриваться будут 2 проблемы.

Проблема первая — «Передвижение ИП-таксиста, на личном автотранспорте, по своим делам,без опознавательных знаков таксии путевого листа»

ИП получает разрешение на осуществление деятельности легкового такси на автомобиль, находящийся у него в частной собственности. Он занимается перевозкой пассажиров и багажа на данном автомобиле, то есть автомобиль — средство производства. Затем, например, он решает поехать с женой на дачу, в магазин, театр и т.д., то есть хочет использовать свой автомобиль не в качестве средства производства, а как просто свою собственность, как имущество физического лица. Он убирает оранжевый опознавательный фонарь, снимает все наклейки (шашечки), убирает в багажник таксометр. Сотрудник ДПС (МАДИ, ГИБДД) останавливает автомобиль и выясняет, что на данный автомобиль имеется разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но он не соответствует требованиям (нет схемы, нет фонаря).

Инспектор рассматривает данную ситуацию как административное правонарушение и, руководствуясь пунктом 3 статьи 11.14.1 КоАП РФ, назначает штраф в размере 10,000 рублей, так как ИП в административном праве рассматривается (приравнивается) как должностное лицо. Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 9 69-ФЗ, орган составивший протокол, уведомляет о правонарушении Департамент Транспорта города Москвы, который, в свою очередь, выдаёт предписание об устранении выявленных нарушений. Если нарушения не будут устранены, то разрешение может быть аннулировано через суд.

Возникает вопрос: а правомерно ли все это? Попробуем разобраться.

Что такое легковое такси? В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», легковое такси — транспортное средство категории «М1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Из этого следует, что, формально, легковым такси мы можем называть автомобиль, который используется для перевозок пассажиров и багажа в конкретный момент, а не вообще.

То есть автомобиль является такси, пока не закрыт путевой лист, а потом это уже просто автомобиль.

Конечно, вывод сомнительный, но речь идёт о юридической неточности, допущенной в законодательстве, так что наша трактовка ничем не хуже трактовки выше обозначенного инспектора.

Таким образом, когда автомобиль не имеет на кузове опознавательных знаков такси, когда водителю не выписывался путевой лист и он не выпускался на линию (работу) механиком и врачом (соответствующие отметки оных обязаны быть в путевом листе при выходе на линию), когда водитель не занимается сейчас извозом (инспектору можно предъявить последний путевой лист), никто не может обвинить ИП в нарушении статьи 11.14.1 КоАП РФ.

Проблема вторая — «Выписывание штрафов на автомобиль, стоящий на стоянке или припаркованный в людном месте без опознавательных знаков такси, по факту фото/видео фиксации сотрудниками контролирующих органов».

Другая рассматриваемая нами ситуация: у вокзала стоят автомобили. Уполномоченный орган посылает людей, которые фотографируют все эти автомобили вместе с номерами. Далее смотрят по базе, на какие из этих автомобилей есть разрешения на осуществление деятельности такси. И, если в базе числится разрешение на этот автомобиль, но нет опознавательных знаков, о которых выше говорилось несколько раз, назначается штраф по вышеупомянутой статье.

Вопрос: «Какое право имеют органы штрафовать лиц, когда не было доказано, что машина ожидает пассажира и, как следствие, занимается деятельностью такси?».

Может быть ИП, которому принадлежит автомобиль, решил встретить свою бабушку из другого города?
Ответ: «Никакого права штрафовать не имеют!».

Во-первых, занимается ли автомобиль в данный момент извозом, ещё доказать нужно. Вопрос о презумпции невиновности в административном праве до сих пор не разрешён, но мы смеем надеяться, что отсутствие однозначного ответа позволяет говорить о неких началах существования данной презумпции.

Во-вторых, вновь встаёт вопрос о том, должен ли автомобиль, принадлежащий ИП, всегда иметь оранжевый колпак и т.д. Ведь получается, что, в таком случае, собственность ИП становится исключительно средством производства.

Выходит, что пользоваться им как физическому лицу становится невозможно. Не нарушает ли это право собственности ИП?

Однозначный ответ на этот вопрос дать может только Конституционный Суд РФ, но, исходя из логики Гражданского кодекса, право собственности, конечно, нарушается, потому, что 69-ФЗ, по сути, навязывает физическому лицу внешний вид его собственности, а также создает ограничения в праве свободного использования по своему усмотрению.

В заключение хотелось бы сказать, что законодательство в сфере регулирования деятельности такси является, мягко говоря, непродуманным и несовершенным. Есть множество коллизий, разрешить которые можно только путём обращения в Конституционный Суд.

Сегодня мы разобрали одну из таких ситуаций, связанную с правом собственности ИП на автомобиль. Боритесь за свои права!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *