Изменения в арбитражном процессе 2018

Новые кассационные и апелляционные суды. Адреса и подсудность.

Кассационные суды

Первый кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область.

Адрес: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д.74, +7 (8452) 98-27-06, +7 (8452) 98-29-95

Сайт: http://1kas.sudrf.ru

Второй кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Владимирская область, Ивановская область, Костромская область, Рязанская область,
Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область,
Москва.

Адрес: 123995, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.34, +7 (495) 609-55-80

Сайт: http://2kas.sudrf.ru

Третий кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО.

Адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.26, +7 (812) 620-01-35

Сайт: http://3kas.sudrf.ru

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь.

Адрес: 350020, г. Краснодар, ул. Морская, д.3, +7 (861) 992-78-67

Сайт: http://4kas.sudrf.ru

Пятый кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край.

Адрес: 357501, г. Пятигорск, ул. Октябрьская, д.15, +7 (8793) 38-90-40

Сайт: http://5kas.sudrf.ru

Шестой кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская область, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область.

Адрес: 443030, г. Самара, ул. Урицкого, д.19, +7 (846) 323-01-31

Сайт: http://6kas.sudrf.ru

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Пермский край, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО.

Адрес: 454000, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 161, +7 (351) 728-76-01

Сайт: http://7kas.sudrf.ru

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область.

Адрес: 650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д.12, пом.5, +7 (384-2) 36-90-26

Сайт: http://8kas.sudrf.ru

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Чукотский АО.

Адрес: 690090, г.Владивосток, ул. Светланская, д.54, +7 (423) 220-50-51

Сайт: http://9kas.sudrf.ru

Кассационный военный суд

Адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Гоголя, д. 8, +7 (383) 201-16-90, +7 (383) 218-51-97 (ф.)

Сайт: http://vkas.sudrf.ru

Апелляционные суды

Первый апелляционный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Новгородская область, Орловская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Адрес: 129090, г. Москва, ул. Верейская, д.29, стр.34, +7 (495) 609-55-64

Сайт: http://1ap.sudrf.ru

Второй апелляционный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Адрес: 191028,
г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д.9, литера А, +7 (812) 404-09-46, +7 (812) 404-09-47 (ф.)

Сайт: http://2ap.sudrf.ru

Третий апелляционный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край.

Адрес: 354000,
г. Сочи, ул. Советская, д.26 А, +7 (862) 264-17-86, +7 (862) 264-17-89 (ф.)

Сайт: http://3ap.sudrf.ru

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.

Адрес: 603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д.17, литера А, пом. П1, +7 (831) 416-64-46

Сайт: http://4ap.sudrf.ru

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

Территориальная подсудность:

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а, +7 (383) 319-89-10

Сайт: http://5ap.sudrf.ru

Апелляционный военный суд

Адрес: Московская область, г.о. Власиха, ул. Маршала Жукова; 4-е служебное здание, +7 (495) 440-94-29

Сайт: http://vap.sudrf.ru

Подробная информация об обжаловании собрана в следующих статьях:

  • Обжалование приговора
  • Апелляционная жалоба
  • Кассационная жалоба
  • Кассация на снижение срока наказания
  • Европейский Суд по Правам Человека
  • Основания для отмены и изменения приговоров в судах
  • Содержание приговора как основание для его отмены
  • Условно-досрочное освобождение (УДО)
  • Освобождение от наказания в связи с болезнью

Примерная схема прохождения дела в Суде (как в Суде Правосудия, так и в Общем Суде) включает четыре основные стадии.

1. Процессуальные действия в письменной форме.

В Суд поступает документ (заявление) истца или запрос института, учреждения, национального суда, где излагается основание иска. Исковое заявление регистрируется.

Секретарь Суда передает заявление ответчику, который в течение одного месяца может формулировать возражения.

Заявитель может ответить на возражения ответчика в форме документа.

Ответчик также может представить вторичные возражения. При этом ответчик может высказаться относительно подсудности данного вопроса. Предварительные его возражения закрепляются в отдельном документе.

По этому вопросу могут быть проведены специальные слушания. Генеральный адвокат дает свое заключение по данному делу.

По итогам этого суд принимает или отводит возражения о подсудности. Приняв решение о неподсудности дела, Суд отклоняет иск без дальнейшего рассмотрения.

2. Подготовительное изучение материалов.

Если принято решение о подсудности дела, то, ознакомившись с документами, председатель Суда передает их в одну из палат и назначает ответственного судью-докладчика.

Одновременно подключается к делу один из генеральных адвокатов.

Судья-докладчик составляет предварительный доклад.

На административном заседании Суд определяет, какие вопросы требуют подтверждения и какие необходимы доказательства. Решается вопрос о вызове свидетелей в суд. При этом свидетели считаются свидетелями Суда, а не сторон.

Опрос свидетелей производится в палате председательствующим судьей в присутствии сторон. Стороны и другие судьи, генеральный адвокат имеют право задавать вопросы. Свидетельские показания записываются и подписываются.

3. Устные слушания («день в суде» – «day in count»).

За несколько дней до слушания судья-докладчик предоставляет доклад, в котором излагаются факты дела и дается краткий обзор выдвинутых сторонами аргументов. Доклад передается сторонам для подготовки комментариев.

Во время слушания каждая сторона имеет право на краткий ответ. Судьи и Генеральный адвокат могут задавать вопросы.

Суд объявляет перерыв, и Генеральный адвокат составляет свое заключение. Когда слушания возобновляются, оно оглашается. Стороны не имеют права его комментировать.

На пленарном заседании суд принимает решение большинством голосов и председатель при этом не имеет права голосовать. В каждом голосовании должно участвовать нечетное количество судей. Если кто-то из судей не может из-за болезни участвовать в работе, для достижения нечетного числа самый младший из судей также не принимает участия в заседании.


4. Судебное решение.

Судьи по завершении рассмотрения дела должны принять единое решение. Оно никогда не выносится немедленно. Судьи обсуждают дело в закрытом режиме (без секретарей и переводчиков). Судья-докладчик составляет проект решения. Судьи по очереди, начиная с младшего, представляют свои выводы.

Если необходимо, проводится голосование. Решение фиксируется в официальном протоколе, скрепляется подписями судей. Судьи достигают консенсуса. Особые мнения судей не допускаются и не прилагаются, а тайна судебного совещания строго сохраняется.

Решение состоит из 3 частей:

1) констатации фактов и обзора аргументов сторон. Материал этой части основан на докладе судьи-докладчика;

2) обоснование решения;

Решение публикуется: резолютивная его часть — в «Официальном журнале», а полный текст вместе с заключением Генерального адвоката – в специальных сборниках судебных решений. При публикации может быть избран любой официальный язык государств-членов ЕС, но существует правило: судопроизводство и решение излагаются на «языке дела».

Подразумевается, что вынесенное решение будет исполнено. за неисполнение решения государством-членом или институтом Союза на него может быть наложен штраф.

Но в отношении воздействия на частное лицо или организацию собственного механизма реализации решений у Европейского Суда нет, и он полагается на механизмы государств-членов (истец может обратиться в национальный суд в соответствии с национальной процедурой и исполнение должно проводиться автоматически).

Решение Европейского Суда Правосудия имеет окончательный характер и не подлежит обжалованию.

Но есть процедуры, которые фактически выполняют функции обжалования:

Привлечение третьего лица. Лицо (в т.ч.государства и институтыСоюза), которое не было стороной суда, заявляет об ущемлении своих прав в течение двух месяцев после вынесения решения и на этой основе оспаривает решение суда. В этом случае процедура начинается с подачи заявления заинтересованным лицом (аналогично подаче обычного иска), сторона должна доказать, что ее интересы ущемлены и что она не имела возможности принять участие в первоначальном разбирательстве, в т.ч. по причине не информированности. В этом случае имеет место фактический пересмотр дела.

Пересмотр в связи с установлением новых фактов, которые могли бы оказать существенное влияние на судебное решение. Процессуальные действия в этом случае могут быть начаты не позже 3 месяцев с момента установления новых фактов и не позже 10 лет с момента принятия судебного решения. После подачи заявления заинтересованной стороной об установлении новых фактов, ранее не принятых во внимание, Суд принимает решение о том, являются ли новые факты достаточно существенными для возобновления рассмотрения дела. И в случае признания новых фактов существенными назначает пересмотр дела.

Толкование. Заявление может быть передано одной из сторон или институтом Союза и может касаться как содержания судебного решения, так и его обоснования. Толкование может по существу корректировать решение.

Преюдициальная процедура.

Если какой-либо национальный суд начинает процедуру, а потом обращается в Суд ЕС с просьбой о рассмотрении дела, то Суд ЕС оказывает помощь национальному суду и в соответствии с обычным порядком выносится судебное решение. Но национальный суд может принять решение о повторной передаче вопроса на рассмотрение с учетом нового аспекта или обратиться с просьбой о разъяснении первоначального решения.

Таким образом, используя эти процедуры, решения Суда Правосудия могут быть пересмотрены.

Решения Общего Суда при наличии законных оснований тем более могут быть обжалованы. апелляционной инстанцией по отношению к Общему Суду является Суд Правосудия. Апелляция по решениям Общего Суда может быть подана в ЕСП в течение 2 месяцев. Если суд Правосудия принимает апелляцию, то решение Общего Суда отменяется. В результате апелляционного пересмотра Суд Правосудия может или сам вынести решение, или вернуть дело в Общий Суд для вынесения окончательного решения.

Сам же Общий Суд обладает юрисдикцией для рассмотрения и определения дел или действий, возбужденных против решений специализированных судов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

реформа преобразовательский Столыпин

Введение

1. Россия накануне реформ

2. Преобразовательская деятельность Петра I

3. «Золотой век» царствования Екатерины II

4. Столыпин и Витте — выдающиеся преобразователи конца XIX начала XX века

5. «Лихие 90-е» и Гайдаровские реформы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Процесс реформирования всегда непрост. От результатов преобразований зависит очень многое. Они коренным образом могут изменить облик страны, ход дальнейшего развития и жизнь простых людей. Давно подмечено, что реальные результаты появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда вытекает вся трудность понимания этих реформ в период, когда они только развертываются и набирают обороты.

Реформаторство является неотъемлемым элементом функционирования современного общества. Это процесс реформирования различных областей жизнедеятельности общества с целью их совершенствования и кардинального изменения. Реформы для России — дело привычное. Россияне всех поколений во все времена испытывали на себе тяготы реформ и их последствия.

Кажущаяся простота и легкость проведения реформ оборачиваются необходимостью проведения глубоких государственных и экономических преобразований общества.

Россия богата реформаторами. Каждый раз очередной реформатор надеется, что именно он, именно сейчас сумеет сделать то, что до него не смог сделать никто. Люди сильной воли, они были уверенны в том, что именно на их долю пришлась «судьбоносная» задача переделки России. Каждый из реформаторов ставил перед собой благие цели : догнать Европу, достичь цивилизованных параметров экономической и социальной эффективности, создать устойчивое общество с высоким уровнем благосостояния, сделать Россию мощной мировой державой.

Рассмотрим судьбы и результаты самых выдающихся деятелей, начиная с Древней Руси и до настоящего времени.

1. Россия накануне реформ

В XVII веке Россия была самым крупным государством в Старом Свете. Население России было около 13 млн. человек. Россия была феодальной страной, где господствующим классом были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. К другому классу принадлежали крестьяне. Основная масса населения проживала на малоплодородных землях Нечерноземья.

Имея огромную территорию, Россия была отрезана от морских берегов, от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Ни имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи.

Нарастало экономическое и военное отставание России от европейских стран. Отсталость определялась не только неблагоприятными почвенно-климатическими условиями и отсутствием выхода к морским берегам, Россия была истощена монголо-татарским игом (система властвования монголо-татарских феодалов над русскими землями, имевшая целью регулярную эксплуатацию завоёванной страны путём различных поборов и грабительских набегов).Огромный ущерб экономике страны нанесла польско-шведская интервенция(действия, направленные на расчленение России и ликвидацию её государственной самостоятельности). Народам нашей страны пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. До Петра I отечественная промышленность была крайне слаба и испытывала острую потребность в оружии и снаряжении. Назревала необходимость преодолеть социально-экономическую отсталость по сравнению с западноевропейскими странами.

Предпосылки будущих преобразований прослеживались и раньше, но их ростки были очень слабы и смогли в полной мере проявиться лишь в результате деятельности Петра I.

2. Преобразовательская деятельность Петра I

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не 1/2 деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. Не будем заострять внимание на характеристике жизнедеятельности Петра I, а остановимся на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в истории России.

В Московском государстве XVI-XVII века существовали крупные промышленные предприятия — пушечный двор, печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове. В сельском хозяйстве был намечен путь освоения плодородных земель, возделывание технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 года поощрял выращивание льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Этот указ предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось овцеводство. В то же время усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города(на строительстве Петербурга работали 40 тысяч крестьян), мануфактуры, мосты, дороги.

Пётр постоянно предпринимал попытки узнать лучше те природные богатства, которыми обладала Россия. При нём было найдено много таких богатств: серебряные и другие руды, вызывавшие развитие горнозаводского промысла; селитра, торф, каменный уголь и т.д., так начала развиваться новые виды промышленно-торгового труда.

В промышленности произошла переориентация ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано 200 мануфактур, которые выпускали товары широкого потребления. Политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные. Поощрялась предпринимательская деятельность, организовывались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры в стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, шелкоткацкой, канатной, шляпной, красочной, лесопильной отраслях. Так же работают казенные государственные заводы, которые обслуживают тяжелую промышленность- металлургию, судоверфи и рудники. Возникновение литейной промышленности в Карелии, строительство Вышневолоцкого канала вывели Россию на одно из первых мест в металлургической промышленности.

Политика государства была направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции Запада путем введения очень высоких таможенных пошлин на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия (таможенный устав 1724 года).

Пётр всячески поощрял развитие промышленности. Он вызывал иностранцев-техников, ставил их в превосходное положение в России, давал массу льгот с одним условием: учить русских своему мастерству. Также тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями.

К концу царствования Петра I в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, Петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала. Россия поставляла на мировые рынки железо, полотно, юфть, поташ, пушнину, икру. Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности, в результате чего в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233.

В результате Петровской политики в экономической области за короткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависеть от импорта.

Реформаторские действия Петра I всколыхнули жизнь огромной страны. Петр стал силой, которая направила Россию по дальнейшему пути развития. Получив непростое «наследство» он смог превратить его в империю. Он не ограничивался пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали медленно развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой талант и энергию ускоренному развитию всех начал, подстегивая эти события.

3. «Золотой век» царствования Екатерины II

Екатерина II — 8-я императрица всероссийская. Период правления 28 июня (9 июля) 1762—6 (17 ноября) 1796.

Время правления Екатерины назвали «золотым веком» России. Страна при ней мощна «приросла» землями, городами, народами. Развивалась торговля и промышленность.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья и др. Население возросло с 23,2 млн. (в 1763 г.) до 37,4 млн. (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Стремясь к развитию экономики, Екатерина II сделала ставку на сословие промышленников. Увеличение торгово-промышленного сословия «заставило государство» приступить к реорганизации его структуры. Не последнюю роль в этом сыграло желание пополнить истощенную войну войной казну. Указом Екатерины II устанавливался особый гильдейский сбор- 1% с заявленного капитала(1 гильдия-купечество с капиталом 10 тысяч, 2 гильдия — купечество с капиталом от 500 рублей до 1 тысячи, 3-городские жители с капиталом до 500 рублей). При ней сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., то есть увеличилась более чем вчетверо.

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Вместе с тем, более, чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), возросло число парусно-полотняных мануфактур. К концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты. Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.

Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Манифест 1775 года «закрепил право» всем и каждому добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия. Отличительной чертой второй половины XVIII века явилось усиление экономической мощи купечества, что выражалось не столько в численности торговых людей, сколько в размерах их капиталов. Так, капиталы 93 московский коммерсантов, занимавшихся торговлей с заграницей, по данным Главного магистрата, оценивались в 1175,8 тысяч рублей. Купечество приняло деятельное участие в создании новых предприятий и новейших видов производства. Целый ряд металлургических заводов Южного Урала были возведены на капиталы наиболее богатых представителей купечества. Только один «купец-предприниматель» Сава Яковлев, получая с винных откупов ежегодную прибыль в 300-700 тысяч рублей построил с 1769-1778 год на Урале 4 доменных завода, а в Зауралье 4 кузнечных завода. Именно купечество, оставаясь реальной хозяйственной силой создало в XVIII веке крупную льняную промышленность, которая превратилась в базовую отрасль текстильной промышленности, составлявшую тогда основу Российской индустрии, работавшей на внутренний рынок.

Большое значение имело введение императрицей государственного регулирования цен на соль, которая являлась одним из наиболее жизненно важных в стране товаров. Сенат установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (16 кг) вместо 50 копеек и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Не вводя государственную монополию на торговлю солью, Екатерина рассчитывала на усиление конкуренции и улучшение качества товара.

При Екатерине II возросла роль России в мировой экономике. По новому тарифу 1767 года был полностью запрещен импорт тех товаров, которые производились или могли производиться внутри России. Пошлины от 100 до 200 % накладывались на предметы роскоши, вино, зерно, игрушки… Экспортные пошлины составляли 10-23 % стоимости вывозимых товаров.

Постепенность, последовательность, плановость — важнейшие черты преобразовательской деятельности Екатерины II. Каждый шаг должен быть всесторонне продуман, ведь, по мнению императрицы, «если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого».

Оценивая деятельность Екатерины II, необходимо заметить, что она была одним из самых удачливых русских реформаторов, а ее реформы носили прогрессивный характер.

4. Столыпин и Витте — выдающиеся преобразователи конца XIX-начала XX века

Каждое время для истории России было по- своему судьбоносным, однако отдельные периоды можно назвать определившими жизнь народа страны на долгие годы. Одним из таких этапов российской истории были вторая половина XIX века и начало ХХ. Это время реформ Столыпина и С.Ю. Витте.

Петр Аркадьевич Столыпин, последний крупный государственный деятель царской России, повлиявший на дальнейшую судьбу России. В разные годы он занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер министра.

Во главу своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономике. Он был убежден, что начинать необходимо с аграрной реформы. Главной задачей реформы было создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности. 6 марта 1907 года П.А. Столыпин выступил перед второй Государственной Думой с изложение правительственной программой реформ. Это был знаменитый «указ 9 ноября», который положил начало столыпинской аграрной реформе. Данный указ был направлен на ликвидацию общинных земель, которых на тот момент в России было почти 85 %. Воплощение своей реформы Столыпин видел в развитии мелкой земельной собственности, с выходом из общины, созданием хуторов, отрубов, а так же переселение крестьян в отдаленные регионы страны. 1,6 миллионов домовладельцев перешли жить на хутора. «Указ 9 ноября» трактовался как выбор между крестьянином бездельником и крестьянином хозяином в пользу последнего. «Способный трудолюбивый крестьянин — соль земли русской», и поэтому его надо поскорее освободить «от тисков» общины, передав ему землю в неотъемлемую собственность. К 1916 году почти 60 % бывшей общинной земли стало личной собственность крестьян. Урожайность с 1906-1915 год возросла на 15%. Производство главнейших видов зерновых на 28% превышало продукцию Аргентины, Канады и Америки вместе взятых. Одним из главных инструментов реформы Столыпина стал Крестьянский поземельный банк, основной целью которого была скупка земель у помещиков и перепродажа их крестьянам с предоставлением ссуды.

Под руководством Столыпина была составлена программа реформ, включавшая в себя переустройство местного самоуправления и суда, распространение земских учреждений на окраины страны, переход к всеобщему начальному образованию.

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете нынешней России. » — Говорил Столыпин. Недостаток времени и убийство Столыпина не позволили его идеям воплотиться в жизнь в полной мере, однако были сделаны важные шаги в направлении модернизации России. По мнению Столыпина : «Реформа это не финал, а только начало долгого пути, который неизбежно привел бы к существенному изменению экономического положения России в лучшую сторону».

Путь, начатый Столыпиным, продолжил Сергей Юльевич Витте.

В истории России он занимает важное место. На всех постах, которые занимал Витте ( глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета), проявлялся его реформаторский характер.

К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела вполне законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя «лекарством против бедности». Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.

По инициативе Витте осуществлены крупные экономические мероприятия: в 1894 году была введена винная монополия; сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и в 90-х годах было развёрнуто железнодорожное строительство; в 1897 году осуществлена денежная реформа, согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил Витте, была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.).

В условиях экономического подъема 90-х годов система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей. Авторитет С.Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой среди западных предпринимателей, привлек благосклонное внимание иностранной прессы.

Вся политика С.Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал «наилучшей формой правления» для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и «сохранить самодержавие».

Далее Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С.Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине.

Во внешней политике Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При участии Витте заключены оборонительный, союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. Витте, считая преждевременным военный конфликт, выступал за соглашение с Японией.

Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте была крайне противоречива, но несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение «великой России». И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

5. «Лихие 90-е» и Гайдаровские реформы

Распавшийся Советский Союз оставил сложное наследство России в виде экономического кризиса. Надвигалась угроза голода, прилавки были пусты, валюты для закупок продовольствия за границей не было, росло всеобщее социальное недовольство. Страна была на грани банкротства. Чтобы спасти страну от краха и добиться успеха, необходимо было определить цели преобразований и методы их достижений. Первоначальные шаги должны были быть сделаны в экономике. Авторами и исполнителями экономических преобразований стал коллектив реформаторов под руководством Е.Т. Гайдара. Гайдар — основатель и директор института экономической политики. Он был инициатором перехода от плановой экономики к рыночной. Для формирования новых рыночных отношений требовались годы, а в распоряжение реформаторов были месяцы, максимум полгода. Чрезвычайная ситуация в России, по мнению Гайдара, требовала срочных мер.

Первым мероприятием по проведению реформ стала либерализация экономики, включавшая в себя:

1. переход к свободным ценам и свободной торговле;

2. отмену монополии внешней торговли и открытие экономики;

3. введение свободного рыночного курса рубля.

2 января 1992 года почти все цены были «отпущены». Нынешнему поколению трудно представить, что все цены на продукцию предприятий (за исключением цен колхозного рынка) были государственными и утверждались специальным органом — Государственным комитетом по ценам. Человеку, привыкшему к рыночному поведению, невозможно понять, что предприятие не имело права начать выпуск продукции до того, пока не будет утверждена ее цена Госкомценом.

Решительным шагом стал опубликованный 29 января 1992 года указ «о свободе торговли». Предприятиям и гражданам было предоставлено право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. В городах и поселках стали возникать многочисленные рынки. Постепенно потребительский рынок стал насыщаться товарами. В свободной продаже появились товары, которые раньше советский человек вообще не мог купить ни за какие деньги. Это были не только предметы роскоши, но и новейшие лекарства. Появившиеся продукты питания ликвидировали реальную угрозу голода.

Однако последствия либерализации экономики были неоднозначными. С одной стороны, стремительно исчезал дефицит, с другой — стремительно росли цены. За год они выросли в 26 раз. Эти годы были тяжелыми для населения, но первые болезненные шаги уже были сделаны. Реформы Гайдара обеспечили экономический сдвиг, а именно: разрушение старой экономики. Несмотря на огромные издержки, реформаторам во главе с Гайдаром удалось достичь цели — за два года самая государственная в мире экономика на две трети стала частной. Была создана свободная рыночная экономика и условия для возрождения России. Медленно, но начался процесс перераспределения собственности в пользу собственников. Приватизацию, хоть она была и грабительской, удалось провести, сохранив при этом гражданский мир в стране. Конечно, сейчас мы понимаем, что цена спешно проведенных реформ оказалось огромной: обнищание миллионов граждан, разрушение половины экономического потенциала страны, ухудшение работы социальной сферы, вымирание населения. Но вместе с тем надо помнить, что в результате «гайдаровских» реформ в России появился широкий социальный слой собственников, которые стали опорой для проведения дальнейших рыночных преобразований. Экономика стала свободной. Без проведения болезненных экономических преобразований был бы не возможен и экономический подъем, начавшийся в конце 90-х годов. «Гайдаровские» реформы позволили сохранить страну и изменить ее облик. Сейчас Россия стала частью мировой экономики.

Заключение

Деятельность выдающихся реформаторов не была однозначной, у них было много сторонников и противников, много достижений и просчетов. Но в целом они были крупными государственными деятелями, видели больше и глубже других. И каждый верил в свои реформы, искал пути для расцвета своей родины. Они шли собственным путем, иногда имея мало попутчиков и надеялись, что это даст толчок к лучшей жизни России.

Российская историческая наука в последние годы активизировала усилия по изучению опыта российских реформ. Ученые пытаются осмыслить реформаторские преобразования в России. Большинство ученых сходятся во мнении, что реформирования есть закономерность, которая просматривается в истории каждой страны, в том числе и в России.

Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев обществ. И потенциал противодействия проявляется тем сильнее, чем неудачнее проходят реформы. Российские реформаторы понимали, что реформы таят в себе многие опасности, именно это понимание опасности останавливало некоторых реформаторов, заставляло их лавировать, отступать от курса реформ, а иногда приостанавливать или отказываться от них. Незавершенность многих российских реформ связана с тем, что главным реформаторам не хватало полномочий для завершения задуманного. Особенность российских реформ заключалась в том, что судьба реформаторов зависела от воли монарха или президента.

Уроки реформ в отечественной истории не утратили своего значения и могут быть полезны реформаторам сегодняшним и завтрашним. Главный урок — постепенность проведенной реформы. Фактически реформы растягиваются на десятилетия и даже столетия, поэтому постепенность — один из важных факторов способствующих успеху реформ. Опыт первых реформ, как и опыт многих последующих показывает, что только постепенность реформ, их своевременная корректировка в сочетании с твердой политической волей и стремлением довести реформаторские процессы до конца могут дать необходимый результат. Только последовательное и постепенное проведение реформ позволит России занять центральное место в мировом сообществе.

Список используемой литературы

1. Анисимов Е.В. «Время Петровских реформ», Ленинград, 1989 г.

2. Лутохин Д.А. Граф Сергей Юльевич Витте, как министр финансов. — Пг. 1915. —С. 33.

3. Тарле Е.В., Граф С.Ю. Витте Опыт характеристики внешней политики // Е.В. Тарле. Соч. Т. V. —М., 1958. — С. 564.

4. Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая», Издательство Панорама 1991.

5. И.де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. — М., Новое литературное обозрение, 2002. — 975 с.

25 декабря 2018

Итоги года для российского гражданского права и гражданского процесса, безусловно, позитивны.

Изменения в Гражданский кодекс РФ

В связи с фактическим окончанием реформы гражданского законодательства, продолжавшейся с 2012 по 2017 г. (в прошлом году был принят последний «лоскут» изменений, касающийся финансовых сделок), в 2018 г. в Гражданский кодекс РФ вносились в основном «точечные» изменения почти технического характера. Например, ст. 327 ГК (касающаяся исполнения в депозит нотариуса) дополнена п. 4, который устанавливает, что «к таким отношениям подлежат применению правила о договоре условного депонирования (эскроу), поскольку иное не предусмотрено законодательством о нотариате и нотариальной деятельности» (Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодека Российской Федерации», вступил в силу с 1 июня 2018 г).

Самым заметным изменением 2018 г. является корректировка правил ст. 222 ГК РФ о самовольных постройках (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступил в силу с момента опубликования 4 августа 2018 г.).

Во-первых, для случаев, когда самовольная постройка возведена без необходимых согласований или разрешений, а равно с нарушением обязательных норм и правил, законодатель особо уточнил, что требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила должны быть установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являться действующими на дату выявления самовольной постройки. Такой подход должен исключить возможность признания самовольной постройкой объекта по причинам установления впоследствии – после того, как объект будет построен, требований о получении каких-либо дополнительных согласований (разрешений) либо по причине последующего изменения градостроительных норм и правил.

Во-вторых, ст. 222 ГК РФ вводит понятие «добросовестного создателя самовольной постройки» для ситуации, когда объект создан с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, но собственник данного объекта «не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка». Касается это, прежде всего, ситуаций, когда права на спорный объект в установленном порядке отражены в ЕГРН. При наличии такой добросовестности лица объект самовольной постройкой не признается.

В-третьих, законодатель установил альтернативную санкцию признания объекта самовольной постройкой. До этого безальтернативным последствием признания объекта самовольной постройкой являлся снос, что очень ярко было продемонстрировано в «Ночь длинных ковшей» в Москве, когда одномоментно были снесены несколько тысяч строений. Власти при этом не разбирались, насколько существенны нарушения строительных норм и правил, допущенные при возведении таких объектов. Чтобы исключить подобный подход, закон предусматривает теперь возможность «приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями», а лицо, которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, становится собственником этого объекта.

И, наконец, законодатель четко ограничил возможность принятия решения о сносе самовольных построек органами местного самоуправления, которые «в любом случае не вправе принимать решение о сносе», если:

  • права на объект зарегистрированы в ЕГРН;
  • объект признан судом подлежащим «приведению в соответствие с установленными требованиями»;
  • ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;
  • в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ

В конце 2017 г. юридическая общественность была взбудоражена подготовленными Верховным Судом РФ предложениями по внесению существенных и очень спорных изменений в процессуальное законодательство, которые даже назывались отдельными юристами «процессуальной революцией». На фоне этих предполагаемых изменений российский гражданский процесс в 2018 г. изменился незначительно.

Весной 2018 г. законодатель, с подачи Верховного Суда РФ, боролся со злоупотреблениями лиц, связанных с отводами судей. Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» введено правило о том, что «в случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается». Ценность новеллы представляется сомнительной, поскольку для того, чтобы оценить, что повторное заявление об отводе подано «по тем же основаниям», это повторное заявление об отводе суду все равно придется рассмотреть. Вообще же необходимо отметить, что в отношении правил ГПК РФ о разрешении отводов главной проблемой является общее правило о том, что отвод разрешается тем же самым судьей, которому заявлен отвод. Сложно спорить, что «нельзя быть судьей в своем деле», но ВС РФ существующий подход, к сожалению, устраивает.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ) принимался в логической связи с изменениями в ст. 222 ГК РФ (о самовольной постройке). И, действительно, этим законом ч. 2 ст. 154 ГПК РФ дополнена правилом о том, что споры, связанные с самовольными постройками, разрешаются судом в срок до истечения месяца со дня поступления иска в суд (а не в течение двух месяцев, по общему правилу). До этого в течение месяца судом должны были разрешаться только дела о восстановлении на работе и о взыскании алиментов. Новелла носит в значительной степени декларативный характер, поскольку суды, как правило, не успевают рассматривать дела даже в двухмесячный срок. Московские суды общей юрисдикции могут рассматривать дело по первой инстанции от полугода до года.

Кроме того, установлено, что решение суда о сносе самовольной постройки может быть по просьбе истца обращено судом к немедленному исполнению, «если самовольная постройка существенно угрожает жизни и здоровью граждан и замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц» (ч. 2 ст. 212 ГПК РФ).

Однако Законом № 340-ФЗ в ГПК РФ внесены и изменения, не имеющие никакого отношения к спорам о самовольных постройках.

Так, в ГПК РФ «перенесено» правило ст. 308.3 ГК РФ об «астренте», судебной неустойке на случай неисполнения судебного акта. Статья 206 ГК РФ дополнена ч. 3, в силу которой «суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения».

Применительно к ГПК РФ также необходимо обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2018 г. № 35-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 208 ГПК РФ в связи с жалобами граждан Т.В. Ивановой, И.М. Митина и Е.В. Шкотова». КС РФ признал не соответствующей Конституции РФ ч. 1 ст. 208 ГПК РФ в той мере, в какой эта норма позволяла судам отказывать в индексации взысканных денежных сумм по причине отсутствия предусмотренного законом механизма такой индексации. КС РФ указал, что впредь до внесения изменений судам надлежит использовать в качестве критерия индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети «Интернет».

Изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Законом № 340-ФЗ идентичные изменения внесены и в АПК РФ. И для арбитражных судов срок рассмотрения споров, связанных с самовольными постройками, сокращен до одного месяца (ч. 1 ст. 152 АПК РФ), решение о сносе самовольной постройки также может быть, по просьбе истца, обращено судом к немедленному исполнению (ч. 3.1 ст. 182 АПК РФ).

Аналогично и в АПК РФ «перенесено» правило ст. 308.3 ГК РФ об «астренте», ст. 174 АПК РФ дополнена ч. 4.

Казалось бы, какая связь между АПК РФ и «специальными административными районами» на территориях Калининградской области и Приморского края? Однако Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»» изменения внесены в том числе в АПК РФ. Введено исключение из общего правила о рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения, постановления и иных процессуальных актов третейского суда. «В случаях, предусмотренных федеральным законом», такие заявления рассматриваются в срок, не превышающий 14 дней, без проведения судебного заседания. При этом сторона спора вправе представить возражения в отношении указанного заявления в течение 7 дней со дня его поступления в арбитражный суд (ч. 1.1 ст. 238 АПК РФ). Необходимо отметить, что в настоящее время ни Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», ни иное законодательство таких случаев не устанавливают.

Самые важные и спорные изменения российского процессуального законодательства в 2018 г. связаны, безусловно, с законопроектом, инициированным Верховным Судом РФ в 2017 г. Из-за радикальности и спорности новелл некоторыми юристами они даже назывались «процессуальной революцией». Соответствующий Федеральный закон со скромным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 28 ноября 2018 г. (Федеральный закон № 451-ФЗ).

Изменения вступят в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 г.

Закон исключает из российского законодательства термин «подведомственность», заменяя его на «компетенцию судов». Такой подход делает возможной передачу дел, относящихся к компетенции судов, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, без прекращения производства «по неподведомственности». При этом арбитражный суд передает дело не напрямую в соответствующий районный суд, а в суд субъекта РФ (ч. 4 ст. 39 АПК РФ в редакции Федерального закона № 451-ФЗ).

Представителем в арбитражном процессе в силу ч. 3 ст. 59 АПК РФ в редакции Федерального закона № 451-ФЗ сможет быть только лицо, «имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности» (кроме патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе). Документы представителя о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности предъявляются суду.

Представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, смогут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в редакции Федерального закона № 451-ФЗ). «Юридическая монополия» в суде общей юрисдикции не распространяется на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, профессиональные союзы, их организации, объединения, представляющие в суде интересы лиц, являющихся членами профессиональных союзов, по спорам, связанным с нарушением или оспариванием прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также на иных лиц, указанных в федеральном законе.

Из ч. 1 ст. 266 АПК РФ, которая предусматривает общее правило о порядке рассмотрения дел апелляционной инстанцией, удалено указание на «коллегиальный состав судей». Однако это изменение носит технический характер, поскольку общий принцип коллегиального рассмотрения дел апелляционным судом предусмотрен ч. 4 ст. 17 АПК РФ, а эта норма не изменилась. В итоге единолично будут рассматриваться апелляционные жалобы на решения по делам упрощенного производства (эта норма уже действует), а также (новелла) – апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, кроме банкротных.

Федеральный закон № 451-ФЗ сохраняет в АПК РФ «сверхполномочия» Председателя ВС РФ и его заместителей, которые вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ и вынести определение об отмене данного определения и передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В соответствии с правовой позицией КС РФ это возможно до истечения срока подачи кассационных жалоб на обжалуемый судебный акт (ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ). Аналогичные «сверхполномочия» предусмотрены в гражданском процессе ч. 3 ст. 390.7 ГПК РФ в редакции Федерального закона № 451-ФЗ.

Глава 41 ГПК РФ (в редакции Федерального закона № 451-ФЗ) дополнена «§ 1. Производство в кассационном суде общей юрисдикции», который отражает введение в структуру судов общей юрисдикции «сплошной» кассации, по образцу арбитражных судов. Установление для лиц, участвующих в деле, возможности непосредственно инициировать пересмотр судебных актов суда общей юрисдикции в кассационном порядке, является одним из самых важных и значительных положительных изменений российского гражданского процесса в 2018 г.

Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» предусмотрено создание девяти отдельных кассационных судов, которые будут находиться в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке.

Срок на подачу кассационной жалобы – три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления (ч. 1 ст. 376.1 ГПК РФ).

К счастью, при рассмотрении законопроекта Госдумой из него были исключены наиболее одиозные предложения, в частности:

  • не прошло предложение ВС РФ предоставить суду право оформлять «немотивированные» решения по большинству категорий дел;
  • исключено положение о праве апелляционного суда не оформлять мотивированное постановление (причем независимо от волеизъявления лиц, участвующих в деле) в случае, когда судебный акт оставлен без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения;
  • не вошел в финальную версию закона новый институт «поверенного», который представлял собой некоего «квалифицированного курьера»: мог бы давать объяснения суду (но только в присутствии «нормального» представителя), а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов;
  • отказался законодатель вводить предложенный ВС РФ общий запрет договорной подсудности (кроме дел с участием иностранных лиц). Мотивирован этот запрет был тем, что существующее право выбрать суд «практически по всем делам без какого-либо ограничения» приводит к «необоснованной нагрузке» на суды Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, хотя очевидно, что нагрузка на суды в этих регионах связана не с договорной подсудностью, а с объективным нахождением в Москве и Санкт-Петербурге большинства крупных фирм и государственных органов.

С учетом этого, если непринятие законопроекта ВС РФ было одним из положительных итогов прошлого года, его принятие в существующем виде без наиболее одиозных положений является безусловным положительным итогом российского законодательного процесса в 2018 г. Если добавить введение в структуру судов общей юрисдикции «сплошной» кассации по образцу арбитражных судов, итоги 2018 г. для российского гражданского права и гражданского процесса, безусловно, позитивны.

Источник: «Адвокатская газета»

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

коммерческие споры, корпоративные споры, споры по интеллектуальной собственности, споры по недвижимости, строительство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *