Как часто проходить медосмотр?

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Николаева Анна

Юрист Службы Помощи Призывникам в Санкт-Петербурге

158 923 просмотров Обновлено: 19.05.2020 Медкомиссия в военкомате — это обязательная процедура для определения годности призывника или допризывника к воинской службе. Обычно молодые люди проходят медицинское освидетельствование не менее двух раз: при постановке на учет и непосредственно во время призыва в армию.

Прохождение медкомиссии в военкомате — самый сложный этап призывных мероприятий. Поэтому в этой статье я раскрыла наиболее популярные вопросы о медицинском освидетельствовании: как пройти медкомиссию, какую категорию годности могут дать призывнику и можно ли ее изменить, а также сколько медкомиссий в военкомате и что будет, если их пропустить.

Как проходит медицинское освидетельствование призывников

Медицинское освидетельствование (медкомиссия) в военкомате представляет собой стандартный медицинский осмотр призывника и анализ его документов. Его проводят, чтобы определить категорию годности к военной службе.

Медицинская комиссия военкомата состоит из семи врачей: окулиста, стоматолога, терапевта, хирурга, невролога, психиатра и оториноларинголога. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, результаты освидетельствования и постановка категории годности будут незаконными.

Категория годности Описание
«А» Годен к военной службе в любых войсках, включая элитные (ВДВ, пограничные, морская пехота).
«Б» Годен к службе с небольшими ограничениями по выбору рода войск. Род войск обозначен цифрой (Б1, Б2, Б3, Б4).
«В» Ограниченно годен к службе. Молодой человек освобождается от службы в мирное время, отправляется в запас с соответствующей отметкой в военном билете.
«Г» Временно не годен. Предоставляется отсрочка по состоянию здоровья на срок 6 или 12 месяцев, предусматривается прохождение переосвидетельствования через указанный срок.
«Д» Не годится. Призывник полностью комиссуется без дополнительных условий. Выдается военный билет с указанием категории годности.

Как пройти медкомиссию в военкомате

  1. Придите в военкомат и сообщите о себе в стол явки (канцелярию).
  2. Когда личные дела направят к первому врачу, дождитесь вызова в кабинет.
  3. Расскажите врачу о своих заболеваниях и жалобах на здоровье. Покажите медицинские документы.
  4. Если у вас есть заболевание, получите направление на дополнительное обследование.
  5. Пройдите по такому же алгоритму остальных врачей.

Сколько длится медкомиссия в военкомате

Никто не может спрогнозировать, как долго продлится медосмотр в военкомате. Сам по себе осмотр и опрос призывника в одном кабинете (а их всего семь) длится 5-15 минут, но из-за длинных очередей общее время нахождения в военкомате затягивается. Поэтому на прохождение всех врачей можно потратить от 2 до 6 часов.

Наши клиенты не служат в армии Получите бесплатную консультацию по телефону: или закажите обратный звонок

Что проверяют врачи на медкомиссии в военкомате

Главная задача врачей военкомата — определить, годен ли парень к военной службе. При этом врачи не имеют права ставить диагнозы. Они только регистрируют болезнь: осматривают призывника, опрашивают и изучают его документы.

Врачи военкомата не занимаются постановкой диагноза и назначением лечения. Чтобы не оказаться в армии с непризывным заболеванием, важно самостоятельно подготовиться к медкомиссии и пройти обследования.

Единственное, что проверяют в военкомате на медицинском освидетельствовании: наличие диагноза, его стадию, симптоматику и пр. Если у призывника есть проблемы со здоровьем, то после медкомиссии в военкомате врачи направляют его на обследование для подтверждения или уточнения диагноза. Проводится такое обследование в независимых государственных медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах или диспансерах.

После завершения дополнительного обследования призывник должен принести врачу полностью заполненное направление с заключением врача и печатями медицинского учреждения (иногда медучреждение самостоятельно направляет этот акт в военный комиссариат). Указанный в направлении диагноз врач сверит с Расписанием болезней и на основании этого сравнения выставит предварительную категорию годности. Итоговая категория выставляется на призывной комиссии.

Проблемы при прохождении медицинского освидетельствования в военкомате

При прохождении медицинского освидетельствования призывники могут столкнуться с множеством ситуаций, которые способны повлиять на категорию годности. Причиной появления таких проблем могут быть не только действия или умысел сотрудников военкомата, но и собственная невнимательность призывника или плохая подготовка к призыву.

С какими проблемами можно столкнуться на медкомиссии и как их решить:

  • Врачи не принимают документы из частных клиник. Иногда сотрудники военкоматов отказываются верить документам, полученным от платных врачей (особенно не доверяют документам о стационарном лечении). В таком случае можно обратиться в поликлинику по месту жительства и заново пройти все исследования.
  • Врач игнорирует жалобы, отказывает в направлении на дополнительное обследование и сразу выставляет категорию «А» или «Б». Если у призывника нет медицинских документов, его могут признать годным к службе. Чтобы избежать призыва, можно обжаловать решение военкомата и параллельно с этим пройти необходимые обследования.
  • На медкомиссии отсутствует один или несколько врачей. В нашей практике были случаи, когда молодым людям утверждали категорию годности, несмотря на то, что медкомиссия проводилась в неполном составе. Самый простой способ решения такой проблемы — подать жалобу на имя главного врача. Если не поможет, можно обратиться в контрольно-надзорные органы или вышестоящий военный комиссариат.
  • Врач игнорирует диагноз и медицинские документы, направляет на обследование только по одной болезни или выдает направление на обследование по смежному заболеванию. В таком случае призывник вправе подать жалобу и потребовать направление на дополнительное обследование.

Оспаривание решения медицинской комиссии

Если призывник не согласен с категорией годности, он может оспорить её в вышестоящей инстанции. Для этого нужно составить и подать заявление в военный комиссариат субъекта РФ.

Когда сотрудники комиссариата рассмотрят заявление, молодой человек должен будет получить повестку с вызовом на очное контрольное медицинское освидетельствование. На нем военно-врачебная комиссия проверит диагноз и медицинские документы, а затем утвердит или отменит выставленную категорию годности.

Если вышестоящий военкомат утвердит ранее выставленную категорию годности, призывник может обжаловать и это решение. В этом случае призывник должен подать в суд исковое заявление и уведомить Следственный комитет и районный военный комиссариат о своем намерении.

Оспаривание решения в судебном порядке — сложный процесс. Обычно к нему прибегают в том случае, если призывник уже получил повестку на отправку. Посмотреть пошаговый алгоритм подачи жалобы на военкомат можно в статье «Как обжаловать решение призывной комиссии».

Сколько медкомиссий проходят в военкомате

Молодые люди проходят только одно медицинское освидетельствование во время призыва. По его результатам выставляется категория годности, после чего молодой человек получает военный билет, отсрочку или отправляется в армию. Для тех, кто не согласен с полученной категорией, может быть проведено контрольное медицинское освидетельствование.

В практике Службы Помощи Призывникам встречались случаи, когда призывникам выставлялась категория годности без проведения медицинского освидетельствования. Такие ситуации являются грубым нарушением, которое можно обжаловать в вышестоящем военкомате или суде.

Обратите внимание, медкомиссия в 16 лет и медкомиссия в 18 лет — разные процедуры. В первый раз молодые люди проходят врачей для постановки на воинский учет. А во второй раз — чтобы пройти призывные мероприятия.

Неявка в военкомат на медкомиссию

Неявка на медкомиссию в военкомат может привести к уголовному или административному наказанию. Однако есть ряд уважительных причин, по которым можно пропустить посещение врачей. К ним относятся:

  • тяжелое заболевание с временной потерей трудоспособности;
  • тяжелое заболевание или похороны близкого родственника (жена, дети, родители и прочее);
  • форс-мажорные обстоятельства.

При возникновении одной из этих причин призывник должен предупредить военкомат о неявке. Когда проблема исчезнет, нужно будет прийти в военный комиссариат и получить новую повестку.

Если причины неявки в военкомат покажутся сотрудникам военного комиссариата неубедительными, призывника ожидает уголовная или административная ответственность.

Однократный отказ от посещения военного комиссариата расценивается как административное нарушение. В этом случае молодой человек должен уплатить штраф за неявку в военкомат в размере от 100 до 500 рублей. Отказ от исполнения обязанностей по воинскому учету квалифицируется по статье 21.5 КоАП РФ. После уплаты штрафа молодой человек вновь получит повестку на призывные мероприятия.

Если призывник не пришел на медкомиссию по подписанной повестке и начал скрываться от сотрудников комиссариата, на него могут завести уголовное дело.

C уважением к Вам, Николаева Анна, юрист Службы Помощи Призывникам.

Помогаем призывникам получать военные билеты на законных основаниях: 8 (800) 333-53-63

Как и зачем проводится периодический медицинский осмотр работников?


Прохождение периодического медосмотра рекомендуется для выявления заболеваний, их своевременного лечения и предупреждения несчастных случаев. Все обследования можно пройти в частной клинике.
Узнать подробности…

Медицинский осмотр по приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н предусматривает прохождение следующих специалистов: ЛОР, терапевт, хирург и офтальмолог.
Узнать стоимость получения справки…

При заключении договора с частным медцентром на плановые осмотры сотрудников компания может сэкономить на расходах.
Узнать, что входит в профосмотр…

Экономьте время и деньги — прохождение плановых осмотров сотрудников в профильных медцентрах рядом с метро!

Стоит помнить: проведение регулярных осмотров сотрудников допускается в частных медцентрах, имеющих соответствующую лицензию.
Куда можно обратиться в Москве?

Периодический медицинский осмотр работников предприятия — требование приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Процедура необходима и самому работодателю, и тем, кто трудится на его предприятии. Такие осмотры позволяют контролировать здоровье работников и быть уверенным, что они могут выполнять свои должностные обязанности, не подвергая риску себя и окружающих.

Цели проведения обязательных медицинских осмотров работников

Существует несколько типов медосмотров работников:

Предварительные. Их цель — выяснить, позволяет ли состояние здоровья кандидата выполнять ту или иную работу. Для некоторых категорий работников такие осмотры обязательны. Например, предварительный медосмотр при поступлении на работу должны проходить:

  • люди, чья профессиональная деятельность связана с управлением сложными механизмами и устройствами (крановщики, электрики);
  • люди, которые трудятся в опасных условиях (промышленные альпинисты, моряки, работники нефтяной и газовой промышленности, работающие на Крайнем Севере);
  • люди, управляющие транспортными средствами (водители, пилоты);
  • работники пищевой промышленности;
  • работники детских и медицинских учреждений и другие.

Периодические. Проводятся для того, чтобы выявить на ранних сроках заболевания, которые могут быть опасны для окружающих или делают человека непригодным для выполнения определенного типа работ, отследить динамику изменения здоровья, а также для того, чтобы выявить возможные профессиональные заболевания и свести к минимуму вред, причиненный здоровью и самочувствию работника. Сотрудники в возрасте до 21 года должны проходить медосмотр ежегодно.

Внеочередные. Проводятся в особых случаях — по просьбе самих сотрудников, при выявлении профессиональных заболеваний во время последнего планового медосмотра, в случаях, если у кого-то в коллективе выявлено опасное инфекционное заболевание, а также по требованию Роспотребнадзора.

Требования к периодичности и порядку проведения медосмотров прописаны в Трудовом кодексе РФ (ст. 212, 213 и 266). А в статье 5.27.1 КоАП РФ установлено, что допуск к работе без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 15 000–25 000 рублей, на юридических лиц — 110 000–130 000 рублей.

Важно!
Во время проведения медицинского обследования за работником сохраняется его средний заработок.

Категории работников, обязанных проходить периодические медицинские осмотры

По инициативе руководства предприятия или самого коллектива проходить периодические медицинские осмотры могут люди любых профессий, но законодательство определяет лишь некоторые специальности, представители которых в обязательном порядке должны проходить регулярные медосмотры. К ним относятся:

  • люди, выполняющие верхолазные и высотные работы;
  • работники сферы общественного питания;
  • работники детских, образовательных и медицинских (а также профилактических) учреждений;
  • сотрудники санитарно-гигиенических учреждений (к которым, в частности, относятся салоны красоты, сауны, прачечные и пр.);
  • сотрудники фармацевтических предприятий;
  • клинеры;
  • работники, чья деятельность связана с системами водоснабжения;
  • работники птицеферм и животноводческих предприятий;
  • работники, занятые на опасном или вредном производстве;
  • сотрудники, не достигшие возраста 21 года.

Порядок проведения медосмотров работников предприятий

Организация медосмотра — это ответственность руководства предприятия, оно же и оплачивает это мероприятие. Вкратце схема организации медосмотра для работников предприятия выглядит так:

Шаг 1. Формирование списка контингента работников, которых следует направить на медосмотр. Список в срок до 10-ти дней необходимо направить в территориальный отдел Роспотребнадзора своего административного округа.

Шаг 2. Заключение договора на осмотр работников с медицинским центром. Согласование сроков проведения медосмотра.

Шаг 3. Подписание приказа о периодичности медицинского осмотра и очередности его прохождения. Сотрудников необходимо ознакомить с этим документом как минимум за 10 дней до начала медосмотра.

Шаг 4. Выдача направлений на медосмотр. Направления оформляются в организации в произвольном виде.

Шаг 5. Сбор подписанных и заверенных печатью заключений с результатами медосмотра. Заключение подписывается в двух экземплярах — один из них отдают работнику, другой остается в учреждении, проводившем медосмотр.

Шаг 6. Медицинский центр составляет заключительный акт. На это может потребоваться время, как правило — до 30-ти дней. Заверенный акт, подписанный медицинским учреждением и организацией, направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора по своему административному округу на согласование.

Работники обязаны явиться в медицинский центр, с которым был заключен договор, точно в указанный в направлении срок. С собой полагается иметь паспорт и собственно направление. Если сотрудник не явился, работодатель должен отстранить его от работы без начисления зарплаты до тех пор, пока осмотр не будет пройден. В случае если осмотр был пропущен по вине работодателя или же по причинам, которые не зависят ни от сотрудника, ни от работодателя, недопущение к выполнению обязанностей расценивается как простой и оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты работника.

Как правило, во время периодического медицинского осмотра работники посещают несколько специалистов и проходят различные инструментальные и лабораторные исследования. Конкретный список зависит от типов работ и вредных производственных факторов. Комиссию формирует медицинский центр, с которым был заключен договор на проведение медосмотра. В нее обязательно входит врач-профпатолог, а также другие специалисты.

Кстати
Плановый осмотр в некоторых случаях может проводиться не в медучреждении, а непосредственно на предприятии — в этом случае бригада специалистов выезжает в офис.

Расходы на прохождение профосмотров

Как уже было сказано, все расходы по организации обязательного планового медосмотра берет на себя работодатель: это требование статей 212 и 213 Трудового кодекса РФ. Стоимость медицинского осмотра одного работника колеблется от 1500 до 5000 рублей, в зависимости от состава медицинской комиссии, количества и типов лабораторных и инструментальных исследований. Чем больше работников, тем ниже цена, поскольку многие медучреждения предоставляют скидки крупным организациям. Государство компенсирует часть затрат организации на проведение медосмотров через Фонд социального страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *