Как снизить арендную плату за землю?

Юридическая помощь по спорам с администрацией

(351) 233-50-35

Как снизить арендную плату за землю?

В Челябинской области размер арендной платы для большинства земельных участков устанавливается в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» №1134 от 24 апреля 2008 года.

Примечание: Большая часть земельных участков относится именно к неразграниченной государственной собственности (а вовсе не к муниципальной собственности, как многие ошибочно полагают). Орган местного самоуправления, указанный в договоре аренды в качестве арендодателя, является лишь распорядителем таких земель.

В п.1 ст.1 вышеуказанного Закона размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (далее — арендная плата), определяется по формуле:
Ап = Скад x Сап / 100% x К1 x К2 x К3, где:
Ап — размер арендной платы;
Скад — кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
Сап — ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);
К1 — коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;
К2 — коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;
К3 — коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

Таким образом, на размер арендной платы реально влияют следующие показатели: кадастровая стоимость, ставка арендной платы и коэффициенты К1, К2 и К3.

Самым распространенным и излюбленным среди юристов является такой способ уменьшения арендной платы, как снижение кадастровой стоимости. Но сегодня мне бы хотелось рассмотреть другую возможность – изменение коэффициентов, которые применяются для расчетах арендной платы конкретного земельного участка.

Коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы.

Нетрудно понять, что изменить коэффициент К2 практически невозможно, так как он устанавливается по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района (Закон Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» № 1134 от 24.04.2008г.). Другими словами, если ваш земельный участок находиться в определенной зоне, коэффициент для которой прямо установлен, то переместить его в другую зону не получится.

По-другому обстоят дела с коэффициентом К1 и К3.
Рассмотрим сначала коэффициент К1 (коэффициент, учитывающий вид деятельности, осуществляемый на арендуемом земельном участке). В соответствии с вышеуказанным законом значения данного коэффициента могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в пределах от 0,1 до 20, с учетом вида деятельности, который осуществляет арендатор на арендуемом земельном участке. Для города Челябинска этот коэффициент установлен Решением Челябинской городской думы от 24.07.2008 №32/7.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям, который и осуществляет расчет арендной платы в каждом конкретном случае, как правило, применяет значение этого коэффициента на свое усмотрение, условно предполагая какой же вид деятельности может осуществлять арендатор на арендуемом земельном участке. Сложность состоит в том, что Комитет не имеет права запрашивать у арендатора, документы, свидетельствующие о том, какой вид деятельности он будет осуществлять, и устанавливает коэффициент практически наугад и, разумеется, применяет при расчете арендной платы более высокое значение коэффициента.

Пример:

В графе кадастрового паспорта Арендатора «разрешенное использование» указана «эксплуатация полуразрушенного нежилого здания». Комитет необоснованно считает, что Арендатор на таком земельном участке может осуществлять только деятельность по реконструкции объекта и применяет довольно высокое значение коэффициента К1 – деятельность в области строительства (1,053). Однако, Арендатор земельного участка строительство не ведет, таким образом, обоснованность применения указанного коэффициента вызывает серьезные вопросы. Предположим, Арендатор осуществляет деятельность по организации спортивной площадки или полосы препятствий, что вполне подпадает под деятельность в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, где коэффициент составляет — 0,839, или деятельность развлекательных и досуговых комплексов, где коэффициент значительно ниже – 0,396. Таким образом, на мой взгляд, арендатор в этой ситуации может претендовать на изменение значения такого коэффициента.

Рассмотрим теперь коэффициент К3.

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям также, не проверяя фактические обстоятельства, применяет более высокие значения коэффициента. Например, в соответствии п.11 ст.1 Закон Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» № 1134 от 24.04.2008г. для прочих категорий арендаторов применяется коэффициент К3, имеющий значение 1, однако, если предприниматель подпадает под категорию среднего и малого предпринимательства, то следует применять значение коэффициента в размере 0,9. С 01 августа 2016 года в открытом доступе начал функционировать интернет ресурс «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» (https://rmsp.nalog.ru/), что существенно облегчает задачу и Арендодателя и Арендатора в процессе доказывания того факта, является ли Арендатор субъектом малого или среднего предпринимательства.

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям сопротивляется таким изменениям, начинает тянуть время, требовать документы, которые не предусмотрены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 1 от 12 января 2015 года, чинить другие препятствия, однако, по моему мнению, есть пути выхода из сложившейся ситуации.

Как поступить?

Прежде всего, если вы не согласны с расчетом арендной платы, следует направить протокол разногласий в адрес Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям с указанием значений коэффициентов, которые вы требуете применить в расчете арендной платы за пользование земельным участком. Если орган власти вам и в этом случае ничего не отвечает, то данный спор следует передавать в суд.

На основании п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора) — в нашем случае, для администрации, — и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона (администрация) обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону (Вас) о принятии договора в Вашей редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении администрацией протокола разногласий либо неполучении Вами извещения о результатах рассмотрения протокола в указанный срок Вы вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. И тогда спорное условие о выборе коэффициента будет устанавливать суд (п. 1 ст. 446 ГК РФ).

Материал подготовила Окольнишникова Ольга

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы установлены следующие: земельный налог; арендная плата. Которые определяются исходя их кадастровой (рыночной) стоимости земли.

Земельный налог — ежегодные земельные платежи, взимаемые с собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Основными законодательными и нормативно-правовыми актами, на основании которых исчисляется и уплачивается земельный налог, являются Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативно-правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Земельный налог является местным налогом. Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с методиками, утверждаемыми Минэкономразвития России.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Рассчитать земельный налог можно по следующей формуле:

ЗН = НС ( %) x КСЗ,

где: ЗН – сумма земельного налога;

НС(%) – налоговая ставка;

КСЗ – кадастровая стоимость земли.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения. Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей Земельному Кодексу РФ.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

От кадастровой стоимости необходимо отличать рыночную стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р были утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, содержащие следующие принципы оценки рыночной стоимости земельных участков:

· Стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя в течение определенного времени;

· Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке;

· Рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта;

В случае, когда кадастровая стоимость земли не определена, то применяется нормативная цена земли для целей налогообложения и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору аренды обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — во внесении платежей за пользование этим имуществом. Земельный кодекс РФ относит арендную плату к существенным условиям договора аренды земельного участка.

В отношении земель, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением N582 от 16 июля 2009 года определило основные принципы формирования арендной платы

при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правилах определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ.

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

— (см. текст в предыдущей редакции)

принцип предсказуемости расчета размера аренды, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

— принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

— принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное.

Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее — федеральные органы исполнительной власти) одним из следующих способов:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

Изменение арендной платы за землю – вопрос, который волнует многих. Многие арендаторы сталкиваются с тем, что арендодатель в определённый момент решает повысить арендную плату на земельный участок или коммерческое помещение. При этом все часто задаются вопросом: законно ли это, можно ли без каких-либо веских причин изменить арендную плату? Чтобы ответить на этот вопрос нужно во всём тщательно разобраться.

Как добиться перерасчета арендной платы за землю?

Прежде чем приступить к борьбе за перерасчет арендной платы за землю, необходимо определиться с основаниями для такого перерасчета.

От чего зависит размер арендной платы?

На размер аренды влияет то, к какой категории земель относится земельный участок, вид разрешенного использования и то, как фактически используется земельный участок. Фактическое использование земельного участка влияет на его доходность. Кроме того, размер аренды может зависеть от кадастровой стоимости земельного участка, соответственно, если уменьшается кадастровая стоимость, то должна уменьшиться и арендная плата.

Не стоит забывать о человеческом факторе, когда в расчетах может быть допущена ошибка, в связи с применением неверного коэффициента.

Как получить перерасчет аренды земельного участка?

Определив, что у вас имеются все основания просить арендодателя произвести перерасчет аренды за землю, необходимо обратиться к арендодателю с указанной просьбой письменно под отметку на своем экземпляре письма-претензии.

  1. Письменное обращение необходимо зафиксировать, чтобы в дальнейшем, в случае обращения в суд, подтвердить, что арендатором принимались меры по разрешению возникшего спора в досудебном порядке. В договоре обычно стороны предусматривают срок ответа на претензию, например, 10 дней. Если такой срок не указан в договоре, то ответ на претензию должен быть дан в течение 30 календарных дней.
  2. Если арендодатель не отвечает на претензию или ответил отказом в перерасчете, тогда следует готовить и подавать в суд иск, заявляя требование, например, об обязании произвести перерасчет арендной платы по такому-то договору в отношении конкретного земельного участка.
  3. Истцу необходимо будет принять участие в судебном разбирательстве, обосновав свои требования. После принятия судом решения в Вашу пользу арендодатель обязан будет исполнить требования судебного акта добровольно или принудительно.
  4. Для принудительного исполнения решения суда арендатору необходимо будет обратиться с исполнительным листом в службу судебных приставов.

ВНИМАНИЕ: прежде чем обращаться в суд, внимательно изучите условия договора аренды земельного участка, иные документы и информацию, которые являются основанием для обращения в суд.

Порядок изменения арендной платы за землю

Согласно 424 статье Гражданского кодекса плата за арендованные земли или помещения вносится по условиям, установленным соответствующим договором. При этом тариф, ставку и расценки устанавливают или регулируют уполномоченные государственные органы или местные власти. Все споры по договору аренды с нашим адвокатом пройдут профессионально и в срок, главное своевременно начать работать по Вашей задаче.

Согласно Земельному кодексу (65 статья) за арендованную землю необходимо взимать арендную плату. Размер, условия и срок её внесения устанавливают региональные и местные органы власти или владельцы недвижимости (при аренде государственных/муниципальных или частных участков соответственно).

Согласно постановлению Пленума ВАС арендодатели имеют право потребовать арендную плату в размере, указанном в договоре на определённый период. До истечения срока действия контракта изменение арендной платы на землю запрещено законодательством. Чтобы установить размер арендной платы государственной/муниципальной земли используют кадастровую стоимость. Если до этого момента рыночную стоимость участка уже определяли, к ней приравнивается кадастровая оценка (согласно 66 ст. ЗК).

Максимальная плата за аренду земли, которая находится в частной собственности, ограничивается её кадастровой стоимостью и составляет определённую часть от этой цены, которая установлена законодательством. Размер платы за аренду земли/недвижимости может быть меньше или равен данному показателю – взимать деньги в большем размере, нежели установленная часть кадастровой стоимости, запрещено законодательством. Изменение арендной платы за землю возможно через оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, но об этом читайте по ссылке.

ВНИМАНИЕ: адвокат по земельным спорам в суде с соседями и третьими лицами дает советы в видео. Подпишитесь на наш канал YouTube и юридическая консультация по земельным вопросам в комментариях ролика станет для Вас бесплатной.

Помощь адвоката при изменении аренды земли в Екатеринбурге

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: если договор аренды земли или недвижимости заключён официально, арендатор обязан вносить установленную плату в указанный срок. В период действия контракта размер вносимой платы арендодателю изменять нельзя. После истечения срока действия договора стоимость аренды можно изменить, но только в законодательном порядке. Арендная плата не может быть больше отметки, установленной кадастровой стоимостью земельного участка или недвижимости.

Знать законы, свои права и обязанности очень важно, так как тогда арендодатель никогда не сможет вас обмануть. В случае возникновения трудностей по вопросу изменение арендной платы за землю мы всегда поможем Вам разобраться с проблемой – проконсультировав по любой ситуации.

Отзыв о работе нашего земельного юриста

Читайте еще о работе нашего земельного юриста:

Все про раздел земельного участка по ссылке

Давайте проведем перевод категории земель с нашей помощью

Мы всегда говорим о том, что существуют так называемые «неоптимизируемые налоги» (а именно, не связанные с доходами от предпринимательской деятельности, например налог на имущество, водный налог, НДС). К ним относится и земельный налог, о котором пойдет речь в данной статье. Не претендуя на изобретение способа оптимизации земельного налога как такового, мы все же хотим обсудить существующие в настоящее время законные варианты снижения налоговой базы, что неизбежно влечет и снижение суммы налога к уплате.

Для того, чтобы понять, каким образом можно «сэкономить» на земельном налоге, разберемся с порядком его расчета. На его величину влияют два показателя: кадастровая стоимость земли (п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ) и налоговая ставка. Причем размер налоговых ставок устанавливается на уровне муниципальных образований (1), а кадастровая стоимость земли — на уровне субъекта РФ (2), на территории которого она находится. Если идти дальше, то мы можем увидеть, что кадастровая стоимость зависит во многом от расположения земельного участка, категории земель и вида разрешенного использования (далее — ВРИ).

Итак, для того чтобы определить величину земельного налога к уплате, необходимо соотнести кадастровую стоимость участка и ставку налога, установленную муниципалитетом. При долгосрочном планировании это может быть полезным, например, при выборе территории осуществления деятельности (покупки земельного участка). Но, как показывает практика, собственники не задумываются о данном вопросе при покупке земли. Выбор основывается на цене, которую выставил покупатель, удобном местоположении и других характеристиках участка. Вопрос налогообложения возникает спустя некоторое время, в момент уплаты земельного налога. И тут уже появляется вполне резонное желание уменьшить его размер.

Для этого можно пойти двумя путями:

1. Изменить вид разрешенного использования (изменится и ставка, и налоговая база);

2. Снизить кадастровую стоимость земельного участка, доказав в суде ее завышенный размер (изменится налогооблагаемая база).

Так как большинство споров касается именно земель категории «населенных пунктов», то именно о них далее пойдет речь.

Чтобы избрать подходящий способ снижения, необходимо внимательно проанализировать «историю» вашего земельного участка (изменение кадастровой стоимости, вида разрешенного использования за последние несколько лет), соседние земельные участки (их ВРИ, стоимость и пр. характеристики). Если участок относится к категории «земли населенных пунктов» — изучить правила землепользования и застройки населенного пункта, на предмет допустимых ВРИ для вашего участка (3) и установленные для них ставки налога. Исходя из полученной информации можно оценить земельный участок на предмет возможности и целесообразности изменения ВРИ, сопоставив кадастровую стоимость и ставку налога. Если среди ВРИ для вашего земельного участка найдется оптимальный и подходящий, можно писать заявление в Росреестр и идти по пути изменения ВРИ.

Второй способ основан на норме п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ и может быть полезен в случае, если изменить ВРИ не представляется возможным и (или) целесообразным. Имеется в виду оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в Арбитражном суде. Эта процедура имеет смысл, если вы полагаете, что его рыночная стоимость значительно ниже кадастровой, и эти предположения могут быть подтверждены результатами независимой оценки.

Нельзя не отметить общую положительную для налогоплательщиков тенденцию в рассмотрении споровданной категории. Так, например, по делам, рассмотренным АС Свердловской области в сентябре 2012 года среднее снижение кадастровой стоимости составляет 4,5 раза. Но на положительный для налогоплательщиков исход спора влияет множество факторов (начиная от сложившейся в регионе судебной практики, заканчивая профессионализмом представителя в процессе).

В связи с тем, что земельный налог является одним из немногих источников пополнения местных бюджетов и власти неоднократно высказывали свою обеспокоенность по данному вопросу, видится, что сложившаяся практика не оставит равнодушными органы законодательной и исполнительной власти. А пока у несогласных одна дорога — в суд.

P.S. Все вышесказанное в равной степени относится и к размеру арендной платы (если земля находится не в собственности), так как в большинстве случаев размер арендной платы так же определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).

Сноски:

  1. В Екатеринбурге сейчас действуют ставки, установленные решением Екатеринбургского Городской Думы от 22 ноября 2005 года № 14/3 (в ред. решения Екатеринбургской Городской Думы от 08.11.2011 г. № 71/48).
  2. В Свердловской области кадастровая стоимость земель населенных пунктов утв. Постановлением Правительства Свердловской области № 695-пп от 07.06.2011 г. «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области».
  3. В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, земельный участок по градостроительному плану и правилам землепользования и застройки имеет основной, условно разрешенный и дополнительные ВРИ. http://www.audit-it.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *