Какие средства массовой информации являются официальными источниками?

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия поставила точку в вопросе правового статуса интернет-сайтов. Как пишут чиновники, российское законодательство не дает определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»). Чиновники поясняют, что сайт — это некая совокупность информационных ресурсов.
Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет легального определения на уровне федерального законодательства.
Следовательно, в правовом смысле Интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст.2).
Понятие средства массовой информации определяется Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г.: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой.
Как пишут чиновники, если рассматривать интернет-сайт в контексте положений ст.24 «иные средства массовой информации» Закона РФ «О СМИ», то следует прийти к следующим выводам. Ч. 1 ст.24 Закона РФ «О СМИ» закрепляет что правила, установленные настоящим законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений» очевидно, что данная норма к Интернет-сайту не может быть применена, поскольку Интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений».
«Сообщения и изображения, составляющие содержание Интернет-сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору», — пишут специалисты службы.
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч.2 ст. 2, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
Таким образом, Интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а, следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основан на Законе РФ «О СМИ». А следовательно, владелец сайта не может быть привлечен к ответственности по ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации».
В тоже время, как заключают чиновники, закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

Общие положения закона

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  • СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  • Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.

Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

Глава 1. Общие положения: Свобода средств массовой информации, основные понятия в сфере СМИ, недопустимость таких явлений как цензура и злоупотребление свободой, порядок применения закона, государственная информационная система.

Читайте также: ФЗ 143 в последней редакции. Ссылка

Глава 2. Организация деятельности: учредитель, заявление о регистрации и порядок ее проведения, внесение изменений в запись о регистрации, уведомление, освобождение от регистрации, отказ, госпошлина, приостановление деятельности СМИ за нарушение законодательства о выборах, возникновение прав и обязанностей, статусы учредителя и редакции, уведомление государства о зарубежном финансировании, устав, статус издателя, договоры, информ-агентства.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона о референдуме в РФ

Глава 2.1. Исследование объема зрительской аудитории: основные принципы исследования, уполномоченные организации.

ФЗ о конституционном суде в Российской Федерации смотрите

Глава 3. Распространение массовой информации: порядок распространения, выход в эфир, лицензия на теле- и радиовещание, срок действия, переоформление и продление, требования к заявлению о предоставлении лицензии, отказ в предоставлении или переоформлении, лицензионный контроль, порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования, реестр СМИ, сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию, обязательные общедоступные теле- и радиоканалы, искусственные помехи, хранение материалов, обязательные сообщения, распространение рекламы, эротические издания.

Глава 4. Отношения СМИ с гражданами и организациями: право на получение информации, отказ и отсрочка в ее получении, запрос, обеспечение конфиденциальности, авторские произведения и письма, право на опровержение и порядок его реализации, основания для отказа в опровержении, право на ответ.

Глава 5. Права и обязанности журналиста: права, аккредитация, обязанности, скрытая запись, недопустимость злоупотребления положением, специальный статус.

Глава 6. Международное сотрудничество: межгосударственные договоры и соглашения, распространение информации из-за рубежа, иностранные корреспонденты.

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ: возложение ответственности и освобождение от нее, ответственность за ущемление свободы СМИ, за злоупотребление свободой и другие нарушения, порядок обжалования, возмещение причиненного вреда.

Закон в обиходе нередко называют федеральным законом о журналистской деятельности, ФЗ о СМИ и т. п., хотя федеральным данный акт не является.

Требования к рекламе

В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.

В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:

  • Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;
  • Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;
  • Статья 16 — в периодических печатных изданиях.

В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:

  • Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;
  • Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;
  • Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;
  • Включение в рекламу порнографических элементов;
  • Искажение информации иностранными словами и фразами;
  • Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;
  • Использование бранных выражений и оскорблений;
  • Пропагандирование товара через скрытую рекламу;
  • Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.

Цензура по ФЗ о СМИ

Цензура в общем смысле слова является системой государственного надзора за деятельностью СМИ, содержанием и распространением информации, печатной продукции, художественных, музыкальных и сценических произведений, кино и фото, интернет-сайтов, теле- и радиопередач с целью ограничения распространения идей и сведений, признанных нежелательными.

Согласно части 5 статьи 29 Конституции России, государство гарантирует своему народу свободу мысли, слова и массовой информации.

Цензура в России запрещена.

Так, из Конституции — основного правового закона Российской Федерации, — вытекают положения закона о СМИ, прописанные в статье третьей о недопустимости цензуры. Должностным лицам, государственным органам, организациям, учреждениям, общественным объединениям и др. запрещено:

  1. Требовать от редакции средства массовой информации согласовывать распространяемую информацию, сообщения и материалы;
  2. Налагать запрет на распространение СМИ каких-либо сведений;
  3. Создавать и финансировать организации, в число функций которых входит цензура массовой информации.

Однако те или иные цензурные рамки, которые связаны с ограничением демонстрации и призыва к насилию, возрастными ограничениями для материалов эротического характера и др., существуют во всех государствах.

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека, допустимо ограничение свободы прессы в интересах государственной безопасности и для сохранения общественного порядка. В России ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения — в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов N 3-ФКЗ (ст. 12) и N 1-ФКЗ (ст. 7).

Требования к печатной журналистике

В настоящем законе прописаны общие требования для всех СМИ, не зависящие от способа распространения информации. Отдельные требования к печатным изданиями прописаны в следующих статьях Главы III о распространении массовой информации:

Часть 4 статьи 25 о порядке распространения: продажа в розницу тиража периодических печатных изданий не должна быть ограничена, если это не предусмотрено настоящим Законом.

В части 1 статьи 27 о выходных данных прописан перечень сведений, которые должны указываться в каждом выпуске периодического печатного издания:

  • Наименование издания;
  • Учредитель СМИ;
  • Главный редактор;
  • Номер выпуска и дата выхода;
  • Индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • Тираж;
  • Сведения о цене;
  • Адреса редакции, издателя, типографии;
  • Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных ФЗ N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Статья 28 о тираже: тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие либо уничтожение всего тиража или его части возможно только по решению суда.

Статья 37 об эротических изданиях: розничная продажа продукции СМИ, которые специализируются на материалах эротического характера, разрешена только в специально отведенных для этого помещениях, согласованных с местной администрацией. Такая печатная продукция должна быть запечатана в прозрачную упаковку.

Также статья 12 закона гласит, что печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождены от регистрации.

Условия и порядок регистрации СМИ

Аспекты, касающиеся процедуры регистрации СМИ и сопутствующих ей, прописаны в статьях 8 — 15 главы II об организации деятельности средств массовой информации. Непосредственно порядок и условия процедуры прописаны в статьях 8 и 10 закона.

Редакция вправе осуществлять свою деятельность только после регистрации, если регистрируемое СМИ не входит в перечень освобожденных от данной процедуры (ст. 12). Интернет-СМИ могут регистрироваться в качестве сетевых изданий.

Регистрирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти или его территориальный филиал. Утверждается Правительством РФ (ст. 2). Таким органом на настоящий момент является Роскомнадзор.

Заявление и сопутствующие документы подаются очно, заказным письмом или в электронной форме. По закону, заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. После вынесения положительного решения, регистрирующий орган вносит сведения о СМИ в профильный реестр и в течение 5 дней после этого выдает или направляет заявителю выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Сведения из реестра СМИ являются открытыми и общедоступными, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в течение 5 рабочих дней.

В статье 10 закона прописан перечень сведений, которые обязательно необходимо указать в заявлении о регистрации СМИ:

  • Учредитель;
  • Наименование;
  • Язык;
  • Адрес редакции;
  • Форма, территория распространения массовой информации;
  • Предполагаемый профиль (тематика), периодичность публикаций, объем др.;
  • Адрес интернет-сайта;
  • Источники финансирования и иные сведения.

Список необходимых документов устанавливает Правительство РФ. Можно найти на сайте Роскомнадзора.

Предусмотрено ли наказание СМИ за нарушение закона?

Статья 4 закона о СМИ прописывает запрет на злоупотребление свободой СМИ. Недопустимы разглашение государственных и других охраняемых тайн, распространение экстремистских материалов, призывов к терроризму, насилию и жестокости, пропаганда порнографии, публикация материалов, содержащих нецензурную брань, реклама дистанционной розничной продажи алкоголя (введено в 2017), размещение сведений о способах изготовления и использования наркотических и психотропных средств, инструкций по самодельному изготовлению взрывчатых веществ, взрывных устройств и др.

Запрещено использование скрытых вставок и иных технических приемов, оказывающих влияние на подсознание людей или причиняющих вред их здоровью (НЛП, 25-й кадр и др.) Недопустимо упоминание религиозных и иных организаций и объединений, ликвидированных и включенных в перечень экстремистских, без указания на запрет их деятельности в России.

С 2013 года законом запрещено размещение в СМИ информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, и их родителях: в виде персональных данных, фото- и видеозаписей, сведений о месте работы, проживания и др. информации, позволяющей идентифицировать данных лиц.

Статья 50 закона прописывает, что публикация в СМИ материалов, добытых с помощью скрытой записи (фото, аудио или видео), возможна только если:

  • Они не противоречат конституционным правам и свободам;
  • Запись проводилась в целях защиты общественных интересов;
  • Приняты меры против случайной идентификации посторонних лиц;
  • Показ проводится по решению суда.

Статья 51 закона о СМИ гласит, что злоупотребление правами журналиста недопустимо. Запрещено использовать их в целях сокрытия или фальсификации общественно значимой информации, распространения «уток» (дезинформирующих сообщений), сбора сведений в целях заинтересованных лиц, не являющихся СМИ.

Право журналиста на распространение информации не должно применяться для опоро́чения граждан по признакам пола, возраста, профессии, расовой, национальной, языковой, политической или религиозной принадлежности и др.

Таким образом, в статье 59 об ответственности за злоупотребление свободой СМИ прописано, что нарушение положений вышеперечисленных статей влечет за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность отдельно по каждому из возможных нарушений подробно прописана в соответствующих законодательных актах (КоАП, УК РФ и др.)

Приведем несколько примеров грозящей за нарушение отдельных положений закона о СМИ ответственности:

  • За пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц размером от 100.000 до 1.000.000 рублей;
  • За разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц размером от 400.000 до 1.000.000 рублей;
  • За клевету: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год, либо обязательные работы продолжительностью до 240 ч. и т. д.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона о СМИ подразумевает выговор, увольнение или штраф.

Последние поправки

За прошедший 2017 год закон многократно претерпевал изменения. Последние датируются 25 ноября. Статья 6 о порядке применения закона была дополнена частями 3 и 4.

Суть изменений сводится к тому, что СМИ, зарегистрированные не в России и финансируемые из-за рубежа, могут быть признаны средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. В этом случае, к ним могут применяться требования Федерального закона 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На СМИ, признанные иностранными агентами, будут распространяться соответствующие права и требования: обязанность по предоставлению сведений о персональном составе руководства, расходовании денежных средств, заключении аудиторской проверки и др.

Государственная Дума РФ разработала эти нормы в ответ на требование минюста США к американскому филиалу Russia Today (российский международный многоязычный телеканал) зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

1 января 2018 года в силу вступило множество поправок, внесенных в закон в июле прошлого года. В конце статьи дана ссылка на скачивание закона о СМИ в последней редакции. Кратко о наиболее значимых изменениях:

  • Заявление на регистрацию средства массовой информации теперь можно подать в электронной форме, подписав документы квалифицированной электронной подписью. Направить пакет документов и заявление в Роскомнадзор можно посредством портала Госуслуги;
  • Срок регистрации СМИ увеличился от 1 месяца до 30 рабочих дней;
  • На роль свидетельства о регистрации пришла выписка из реестра зарегистрированных СМИ.

В ст. 11 закона о СМИ понятие «перерегистрация» получило более развернутую формулировку: «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации».

Были определены перечни изменений, о которых следует уведомлять Роскомнадзор, а также те из них, что необходимо вносить в виде правок в регистрационную запись. Внесение изменений производится в аналогичном для первичной регистрации порядке. Уведомление направляется в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента возникновения изменений.

Статья 27. Выходные данные. Из перечня обязательных сведений для выходных данных печатных изданий исключили время подписания в печать.

В июле 2017 года также претерпел поправки Налоговый кодекс РФ. Был изменен размер госпошлины за регистрацию и внесение изменений в регистрационную запись:

  • Для СМИ, распространяемых преимущественно по всей России или за ее пределами — 8000 рублей;
  • На территории одного субъекта или муниципального образования — 4000 рублей.

За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных печатных изданий в России госпошлина составит 8000 рублей.

В статье 7 и 19 закона о СМИ появились дополнительные ограничения к учредителю и главному редактору. Эти должности не могут занимать лица, отбывающие наказание или имеющие судимость за преступления, связанные с использованием СМИ или Интернет-сети, а также с осуществлением экстремистской деятельности.

Был уточнен порядок прекращения деятельности в судебном порядке при реорганизации или ликвидации юридического, а также при смерти физического лица, являющегося учредителем.

Появилось понятие «предупреждение» — ненормативный акт Роскомнадзора, имеющий профилактический характер.

В статье 54 закона о СМИ были прописаны основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного печатного издания на территории России.

Скачать последнюю редакцию закона

Настоящий закон является настольной книгой всех участников информационного сообщества, в первую очередь — редактора, который несет наибольшую ответственность за распространяемую его редакцией информацию.

Чтобы ознакомиться подробнее с отдельными положениями, предлагаем скачать Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2018 года.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Ответственность владельца сайта находится за рамками законодательно закрепленных полномочий, ограничений и обязанностей, в совокупности определяющих порядок использования принадлежащего им интернет-ресурса.

Что такое ответственность владельца сайта

Представляет собой гражданскую ответственность за противоправное доведение до всеобщего сведения размещенных на чужом сайте материалов. При этом (наше мнение), это противоречит основополагающим принципам интернета, как источника информации и главного механизма ее распространения.

Когда размещаете информацию, указывайте источник, а главное запомните следующую логику:

  1. ответственность за противоправные действия несет именно правонарушитель (в данном случае именно тот, кто оставлял комментарий);
  2. если его личность установить не удается, это с одной стороны не значит, что вина автоматически перекладывается на администратора или владельца сайта, но и не значит, что всё остается «как есть» и администратор ничего никому не должен;
  3. в случае признания судом, что информация порочит честь и достоинство истца, у администратора (владельца сайта) появляется обязанность удаления такой информации. Это не мера ответственности и не наказание, а законный способ защиты права и исполнения решения суда;
  4. если решение суда администратором не исполняется, тогда да, это уже влечет ответственность, в том числе и возможность в отношении него исков о возмещении вреда;
  5. владелец или администратор сайта не обязаны проверять достоверность размещенной в комментариях третьими лицами информации, и соответственно не обязаны ее удалять до тех пор, пока ее недостоверность не признана судом (исключение может носить информация экстремистского и прочего явно противоправного характера).
  6. все вышесказанное справедливо для интернет-ресурсов не зарегистрированных в качестве СМИ, для блоггеров с количеством посещений свыше 3 тыс. в день так же есть отдельные требования, здесь не учтенные.

Если хоте больше информации, то читайте все что указано ниже.

Что такое информация

Понятие информации является одним из ключевых в законе ФЗ-«149 от 27 июля 2006 года. По сравнению с ранее действовавшим Законом 1995 г., определявшим информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», новый Закон дает более лаконичное, но в то же время более широкое определение:

«сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Это позволило устранить вопросы, связанные с относимостью к понятию «информация» сведений о будущих явлениях и иных объектах, равно как вымышленных сведений, т.е. тех, которые заведомо не имеют места в реальной действительности, являясь плодом воображения их создателя.

Легальная дефиниция (представление) информации не делает различий между сведениями, данными и сообщениями, рассматривая все их как равные по правовому статусу виды информации. При этом в информатике принято разграничивать указанные категории. Так, сведения представляют собой информацию, рассматриваемую в содержательном аспекте, т.е. безотносительно к ее восприятию и использованию. В то же время сообщение представляет собой информацию, рассматриваемую в коммуникативном аспекте, т.е. как обмен сведениями, часть процесса общения между пользователями.

Для закона данные и информация одно и то же! Так как сам Закон иногда использует понятие данных в качестве синонима информации (см. ст. 10.2 Закона, в которой используется понятие «данные, позволяющие идентифицировать блогера»).

Форма представления

Форма представления информации также не влияет на определение данного понятия с юридической точки зрения. Наличие огромного количества носителей, форм выражения информации, число которых постоянно увеличивается, не позволяет дать их исчерпывающий перечень, что также учтено в рассматриваемом определении.

Что такое информационные технологии

Под информационными технологиями понимаются «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Аналогичное определение информационных технологий содержится и в п. 3.1.3 ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». Основная цель включения дефиниции «информационных технологий» в Закон заключается в «обслуживании» им названия Закона и положений ст. 1, прямо упоминающих данный термин, а также для конкретизации мер по государственному регулированию в сфере применения информационных технологий (ст. 12 Закона).

В целом дефиницию информационных технологий вряд ли можно считать удовлетворительной, поскольку очень сложно понять, как можно различить процесс и метод как ключевые признаки информационной технологии от способа осуществления таких процессов и методов. Неудивительно, что за рамками вышеуказанных целей практической ценности от использования данного термина в законодательстве на данный момент не находится.

Кто является обладателем информации

Закон вводит понятие «обладатель информации», под которым понимается «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам». Понятие «обладатель информации» не является новой юридической категорией. Указанное понятие ранее содержалось в ст. 139 ГК РФ (утратившей силу с введением в действие части четвертой ГК РФ), а также в ФЗ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», в соответствии с которым под обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, понимается лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Понятие «обладатель информации» пересекается, но не идентично понятию «правообладатель», содержащемуся в части четвертой ГК РФ, обозначающему лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (ст. 1229 ГК РФ).

  • С одной стороны, не каждая информация, признаваемая таковой Законом, представляет собой охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
  • С другой — понятие обладателя информации сформулировано настолько широко, что применительно к одной и той же информации может иметь место множественность ее обладателей, в то время как в случае с интеллектуальной собственностью наличие множественности лиц на стороне правообладателя является скорее исключением (см. п. п. 2, 3 ст. 1229 ГК РФ).

Что такое представление и распространение информации

Закон также дает определение понятий предоставления информации и распространения информации. В качестве критерия разграничения данных понятий служит круг лиц, вовлеченных в процесс получения или передачи информации. В случае предоставления информации это всегда определенный круг лиц, в то время как распространение информации предполагает неопределенный круг лиц на стороне получателя. Так, отправление информации по электронной почте предполагает наличие конкретного адресата, поэтому по общему правилу является предоставлением информации, за исключением случаев так называемой «веерной» рассылки.

Размещение информации на общедоступном веб-сайте должно рассматриваться в качестве распространения информации. Некоторые веб-сайты содержат требование регистрации, что может осложнять квалификацию характера действий, совершаемых с информацией, размещаемой на таких сайтах. Представляется, что решение должно зависеть от характера регистрации. Если она доступна любому желающему лицу, то размещение информации на таком веб-сайте будет распространением. Если же регистрация доступна лишь для лиц, обладающих определенным статусом, например, клиентов или партнеров компании, то в таком случае можно говорить о предоставлении информации.

Что такое сайт в сети интернет

До 2012 г. понятие веб-сайта (сайта в сети Интернет) не имело полноценной легальной дефиниции. В свое время Рабочая группа при координационном центре национального домена .RU сформулировала свое определение веб-сайта, в котором отражалась комплексная природа веб-сайта. Согласно ему интернет-сайт представляет собой информационный объект, характеризующийся определенным содержанием (контентом сайта) и программными средствами, обеспечивающими визуализацию такого содержания.

Также определение веб-сайта нередко включалось в законодательные акты, направленные на обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов. Так, в соответствии с ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» «официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления — сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления».

Кто такой владелец сайта

Под владельцем сайта в сети Интернет Закон понимает лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Владелец веб-сайта наряду с провайдером хостинга (см. п. 17 комментария к настоящей статье) являются одним из основных участников механизма блокировки веб-ресурса, на котором размещена противоправная информация.

Ключевым элементом дефиниции владельца сайта в сети Интернет является наличие у такого лица возможности самостоятельного решения вопросов управления веб-сайтом, в том числе определения правил размещения контента другими пользователями сети Интернет. Соответственно, для признания лица владельцем сайта не требуется, чтобы он сам размещал соответствующую информацию на нем.

Как правило, в качестве владельца сайта будет выступать администратор доменного имени, под которым понимается пользователь сети Интернет, на которого зарегистрировано доменное имя в реестре координатора, осуществляющего управление доменами .RU и .РФ доменного имени (в настоящее время — некоммерческая организация «Координационный центр национального домена сети Интернет»). Именно администратор домена определяет, как будет использоваться домен, а также кто будет осуществлять техническую поддержку домена. Администратор домена владеет паролем (и может его изменять) для доступа к информации о домене.

Идентифицировать администратора доменного имени можно посредством whois-сервиса — автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени в установленном правилами регистрации доменных имен объеме, посредством ввода в поисковую строку сервиса соответствующего доменного имени или IP-адреса.

Касательно цензуры в интернете

Цензура запрещена (ст. 29 Конституции РФ), но это не означает недопустимость любого ограничения свободы массовой информации. Наряду с цензурой запрещается и недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»), включая использование СМИ (в том числе электронного) для распространения:

  • уголовно наказуемого контента;
  • материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;
  • материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих нецензурную брань;
  • рецептов и мест приобретения наркотиков и их аналогов и т.д.

Требования закона для новостного сайта

Владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, размещенных на официальном сайте государственного органа в сети «Интернет» или распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

  1. не допускать использование программы для электронных вычислительных машин, сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет» (далее — новостной агрегатор), в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
  2. проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания, указанного в части 9 настоящей статьи;
  3. не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации;
  4. не допускать распространение новостной информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
  5. не допускать распространение новостной информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
  6. соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
  7. соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
  8. соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
  9. разместить на новостном агрегаторе адреса электронной почты для направления им юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица);
  10. хранить в течение шести месяцев распространенную ими новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках ее распространения;
  11. обеспечить доступ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, к информации, указанной в пункте 10 настоящей части, посредством системы взаимодействия указанного федерального органа исполнительной власти с владельцем новостного агрегатора, порядок функционирования которой устанавливается указанным федеральным органом исполнительной власти;
  12. установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет» программ для электронных вычислительных машин.

Авторские права на сайт

Объекты интеллектуальной собственности — это самостоятельные объекты охраняемых прав, независимо от места их размещения — на одежде, на предметах, в интернет, относящихся или не относящихся к реквизитам съемки, на строениях и сооружениях, на транспортных средствах, в социальных сетях и т.п.

На сайте этими объектами могут являться:

  • логотип,
  • картинки,
  • контент (текст),
  • программы обеспечивающие его работу.

В совокупности сайт представляет собой компоновку различных объектов подобранных и расстановленных определенным образом, сам сайт можно позиционировать как составное произведение. И как составное произведение оно находится под защитой действующего законодательства как объект авторского права (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

Владельцу сайта как автору составного произведения принадлежат права на произведенный подбор и расположение информационных элементов (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Соответственно, владельцы сайтов, исходя из положений норм ст. 1260, 1288 и 1296 ГК РФ, имеют исключительные права на контент в части:

  • размещения информации;
  • использования контента;
  • запрещения использования его третьими лицами без разрешения.

Между тем, несмотря на то что информационные элементы сайта в совокупности являются объектом исключительных прав владельца и охраняются законодательством об авторстве, составные части (фото, статьи, рисунки и т. п.) представляют собой объекты отдельных авторских прав, получающих самостоятельную защиту. Это означает, что авторские права на сайт и контент сайта — разные вещи, поэтому владельцу сайта необходимо получать разрешение правообладателей соответствующих элементов на их использование.

Как получить права на контент сайта?

Согласно п. 1 ст. 1262 ГК РФ, владельцы баз данных и программ для ЭВМ могут произвести регистрацию своего продукта, но делать это не обязаны. Между тем вопрос защиты авторских прав (как на сайт, так и на его контент) стоит весьма остро, поэтому авторство размещаемых материалов целесообразно все-таки оформить посредством заключения договоров с авторами. При этом в договоре можно оговорить специально, за кем сохраняется авторское право — за заказчиком или исполнителем. Если в договоре рассматриваемый вопрос не рассматривается, то авторские права на контент сохраняются за автором.

В договоре на покупку контента стоит осветить следующие вопросы:

  1. Ответственность продавца за плагиат.
  2. Тип приобретаемых авторских прав (исключительные или неисключительные).
  3. Порядок соблюдения авторских прав и разрешения возможных споров.
  4. Варианты использования контента (воспроизведение, переработка, перевод и т. д.).
  5. Сведения о том, продавался ли ранее заявленный контент. Если да, то нужно также указать, кому именно.
  6. Наличие ограничений на продажу.
  7. Размер и порядок выплаты вознаграждения.
  8. Необходимость ссылки на первоисточник.
  9. Соблюдение конфиденциальности.

Что такое копия заблокированного сайта

Данные факты можно использовать в суде, для доказывания плагиата не только на текст, но и на весь сайт.

При принятии мотивированного решения принимаются во внимание следующие критерии сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта:

  • общие признаки внешнего сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта (шаблон, цветовая гамма, расположение элементов);
  • сходство доменных имен копии заблокированного сайта и заблокированного сайта;
  • сходство наименований копии заблокированного сайта и заблокированного сайта;
  • совпадение размещенной на копии заблокированного сайта и заблокированном сайте информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (полностью или в части);
  • совпадение учетных записей (аккаунтов) пользователей копии заблокированного сайта и заблокированного сайта, необходимых для их аутентификации и предоставления доступа к их личным данным и настройкам;
  • признаки технического взаимодействия копии заблокированного сайта и заблокированного сайта, в том числе автоматическая переадресация пользователей с заблокированного сайта, синхронизация индекса положений копии заблокированного сайта и заблокированного сайта в поисковой выдаче, использование одной системы управления, резервирование имен на сетевом адресе;
  • совпадение контактных данных администраторов копии заблокированного сайта и заблокированного сайта;
  • иные признаки сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта.

Правовые аспекты разработки сайта (мнение)

В Российской Федерации на сегодняшний момент сфера разработки сайтов очень слабо урегулирована законодательно, в отличие, например, от Европы и США. К большому сожалению, разного рода прецеденты закрытия сайтов уже имеются.

Есть несколько самых основных аспектов, на которые следует обратить особое внимание в тот момент, когда осуществляется создание сайтов компании:

  • Обязательно соблюдены должны быть законодательно все ограничения и нормы. Как пример, запрет на выполнение размещения на сайте разного рода призывов к насилию.
  • На фотографии, текстовые материалы, на все изображения, что будут размещены на сайте при его продвижении, должны быть соблюдены авторские права.
  • Права посетителей сайта должны быть защищены. Как пример, следует явно предупреждать о том, что осуществляется сбор персонифицированной и статистической информации обо всех посетителях сайта.
  • Права владельцев сайта также должны быть защищены. Должен быть в обязательном порядке подготовлен текст «Обо всех правах использования материалов сайта». Кроме всего, должны быть зарегистрированы торговые марки, от разработчиков должна быть обеспечена передача прав. Если вам нужна в этом вопросе консультация, то следует обратиться в юридическую компанию к квалифицированному юристу.

Наиболее критическое значение соблюдения всех норм юриспруденции в момент создания и дальнейшего продвижения информационного портала или же интернет-магазина. Как пример, если вы через созданный вами интернет-магазин пожелаете продавать книги, то юристу не просто нужно заключить договора со всеми соответствующими издательствами, а и в том удостовериться на сто процентов, что передали авторы издательствам все права на распространение через интернет ими написанных произведений.

Самая распространенная практика на сегодняшний день — передает разработчик сайта по специально заключенному договору все права на результат выполненной работы (фотографии, стилевой макет, специальный программный код), которая была создана в рамках заказанного проекта.

В нашей стране нет регулировки ответственности работников за все действия в сети интернет. К ответственности проблематично привлечь сотрудников, которые ущерб нанесли компании только в силу проведения некорректной работы с сайтом, при разглашении в соцсети или же на форуме конфиденциальной информации.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Судебная блокировка сайта Ответственность владельца сайта находится за рамками законодательно закрепленных полномочий, ограничений и обязанностей, в совокуп… 819 11-3-2018 Правила поведения детей в интернете… Ответственность владельца сайта находится за рамками законодательно закрепленных полномочий, ограничений и обязанностей, в совокупности опре… 819 4-14-2018 Что нельзя публиковать, размещать или ответствен… Ответственность владельца сайта находится за рамками законодательно закрепленных полномочий, ограничений и обязанностей, в совокупности опре… 819 7-29-2019 Адрес и место жительства являются персональными … Ответственность владельца сайта находится за рамками законодательно закрепленных полномочий, ограничений и обязанностей, в совокупности опре… 819 3-26-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *