Классификация групп

1. Группы, на которые ориентируются люди в своих интересах, симпатиях и антипатиях называются:
а) референтными;
б) формальными;
в) условными.

2. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это:
а) ассоциация;
б) коллектив;
в) корпорация.

3. Автором стратометрической концепции групповой активности является:
а) Б.Д. Парыгин;
б) А.Петровский;
в) Л.И.Уманский.

4. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности — это:
а) развитие;
б) образование;
в) социализация.

5. Функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемая от каждого, занимающего данную позицию — это:
а) статус;
б) социальная роль;
в) позиция.

6. Коммуникация — это:
а) обмен информацией между общающимися индивидами;
б) организация взаимодействия между общающимися индивидами;
в) процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

7. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:
а) жесты, мимику, пантомимику;
б) качество голоса, его диапазон, тональность;
в) организация пространства и времени общения.

8. Один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя — это:
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) рефлексия.

9. В качестве больших социальных групп не рассматривают:
а) этносы;
б) социальные классы;
в) контактные группы.

10. Эффект возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей — это:
а) социальная фасилитация;
б) социальная ингибиция;
в) социальная фрустрация.

12. В чьих экспериментах впервые была продемонстрирована модель конформности в 1951 году:
а) Г. Мида;
б) С. Аша;
в) Т. Ньюкома.

13. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать:
а) о сплоченности группы;
б) о совместимости группы;
в) оба варианта верны

14. Согласно «теории черт» лидером является:
а) человек с более высоким уровнем активности, участия,
влияния в решении данной задачи, чем у других членов группы;
б) человек, который обладает определенным набором личностных качеств;
в) человек, управляющий процессом организации межличностных отношений в группе.

15. Какие из перечисленных ниже понятий не являются стадиями социализации:
а) дотрудовая стадия;
б) послетрудовая социализация;
в) стадия поздней социализации.

16. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются:
а) факторами социализации;
б) группами социализации;
в) институтами социализации.

18. Автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности:
а) В.А. Ядов;
б) Д.Н. Узнадзе;
в) Н. Мясищев.

19. Формула конфликта выглядит так: «конфликт = конфликтная ситуация +…»:
а) индивид;
б) инцидент;
в) субъект.

20. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это:
а) стресс;
б) фрустрация;
в) паника.

21. Заражение, внушение, подражание — это:
а) способы регуляции;
б) способы воздействия;
в) способы исследования.

22. Фокус-группа, семантический дифференциал, социометрия – это методы:
а) исследования;
б) воздействия;
в) изучения.

23. Физическое и вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, это:
а) злость;
б) зависть;
в) агрессия.

24. Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами, называется:
а) карьеризм;
б) альтруизм;
в) эгоизм.

25. Феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение, назван:
а) феноменом Фолля;
б) феноменом Ла Пьера;
в) феноменом Олпорта.

26. Феномен «сдвига риска» проявляется в случаях, когда:
а) решение принимается коллективно;
б) ранее предложенные задания решались субъективно легко;
в) происходит соревнование между индивидами.

29. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования:
а) интеракции;
б) аттракции;
в) перцепция.

30. Один из подходов к определению места социальной психологии в системе наук, согласно которому социальная психология располагается на «границах» между «родительскими» дисциплинами – социологией и психологией, называется:
а) корреляционным подходом;
б) интегративным подходом;
в) интрадисциплинарным подходом;
г) репрезентативным подходом;
д) интердисциплинарным подходом.

32. К первым социально-психическим теориям относятся все ниже перечисленные, за исключением:
а) теории психологии народов;
б) теории психологии масс;
в) теории эволюционного развития психики;
г) концепция подражания Г. Тарда;
д) теории инстинктов социального поведения.

33. Общение как взаимодействие представляет собой одну из следующих сторон деятельности:
а) коммуникативную;
б) интерактивную;
в) перцептивную;
г) все ответы верны

34. Отделение социальной психологии от других наук датируется годом выхода в свет книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Определите год утверждения социальной психологии в самостоятельную науку:
а)1897;
б) 1908;
в) 1931.
35. В западной социальной психологии выделяют следующие основные функции аттитюда- установки, за исключением:
а) приспособления;
б) защиты;
в) знания.
г) ответственности;
д) выражения;

36. Синонимом понятия «конформизм» является термин:
а) приспособленчество;
б) подчиненность;
в) зависимость.

37. Суггестор — это человек, который осуществляет:
а) передачу информации;
б) внушение;
в) подвергает внушению.

38. Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной:
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной.

39. Модель коммуникативного процесса по Г. Лассуэлу включает все нижеследующие элементы, за исключением:
а) кто передает сообщение — коммуникатор;
б) что передается — сообщение;
в) как осуществляется передача — канал;
г) кому направлено сообщение — аудитория;
д) с каким эффектом — с каким эффектом;
е) каким образом воспринимается сообщение — эмоции.

40. Невербальная коммуникация включает в себя все нижеследующие системы, за исключением:
а) визуального контакта;
б) организации пространства и времени;
в) пара- и экстралингвистической;
г) оптико-кинетических;
д) эффектов восприятия.

41. Специальная область «пространственной психологии», занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, называется:
а) хронотроп;
б) паралингвистика;
в) кинесика;
г) проксемика.

42. Один из подходов к описанию взаимодействия в процессе общения – трансактный анализ – был разработан ученым:
а) Я. Щепаньским;
б) Э. Берном;
в) Э. Холлом.

43 Интерактивная сторона общения разрабатывалась ученым:
а) Я. Щепаньским;
б) Д. А. Леонтьевым;
в) З. Фрейдом
г) К. Хорни;
д) А. Маслоу

44. Невербальная коммуникация включает в себя:
а) мимику;
б) жесты;
в) диапазон голоса;
г) все ответы верны.

45. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:
а) идентификацией;
б) эмпатией;
в) рефлексией;
г) экстраверсией.

46. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется:
а) рефлексией;
б) эмпатией;
в) идентификацией.

47. Приписывание некоторой причины поступку человека или наблюдаемому действию называется:
а) социальной перцепцией;
б) каузальной атрибуцией;
в) интеракцией.

48. Существуют различные классификации «малых групп». Исключением являются:
а) первичные и вторичные;
б) формальные и неформальные;
в) группы членства и референтные;
г) публика и аудитория.

49. Выделяют все ниже перечисленные направления в исследовании малых групп, за исключением:
а) социально-психологического;
б) социометрического;
в) социологического;
г) школы «групповой динамики»;

50. Понятия «групповая динамика», «теория поля» ввел ученый:
а) Э. Берн;
б) Э. Мэйо;
в) К. Левин.

51. К теориям происхождения лидерства не относится:
а) теория черт;
б) харизматическая теория;
в) ситуационная теория лидерства;
г) феноменологическая теория лидерства;
д) системная теория лидерства.

52. Совокупность определенных психологических качеств, личностных черт, благодаря которым человек становится лидером, называется (дословный перевод – «благодать»):
а) популярностью;
б) либидо;
в) харизмой.

54. Уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо, называется:
а) креативность;
б) идентификация;
в) научение.

55. Понятие идентификация было введено:
а) З. Фрейдом;
б) А. Маслоу;
в) Э. Берном;
г) В. Штерном.

56. Формальные группы — это
а) которые имеют официально заданную извне структуру;
б) в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности;
в) объединенные по какому-либо общему признаку.

57. Референтная группа — это:
а) группы, на которые люди ориентируются в своих интересах;
б) высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности;
в) Группы случайные, в которых люди объединены общими эмоциями и переживаниями.

59. Пространственно-временные средства — это:
а) визуальные;
б) кинесика;
в) проксемика;
г) паралингвистика.

60. Качество голоса, его диапазон, тональность – это
а) визуальные;
б) кинесика;
в) проксемика;
г) паралингвистика.

3.3 Групповые процессы

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения. О них мы тоже будем говорить подробно.

Система групповых ожиданий — принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. Однако нелегко найти в литературе его четкое определение. Воспользуемся размышлениями Т. Шибутани над этой проблемой: «…Люди редко бывают изолированы и редко действуют как независимые агенты. …Даже если человек физически находится один, он часто принимает в расчет то, какой, вероятно, будет реакция других людей, если они узнают, что он делает… Человеческое поведение организуется в ответ на экспектации, которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации».

Чем, по сути, являются экспектации по поводу ожиданий других: атрибуциями конкретных членов группы, с помощью которых они снимают для себя ситуацию неопределенности, или некоторыми обобщениями, имеющими отношение к реальным мнениям других участников группы? Исследования показывают, что имеющиеся у человека представления о том, чего от него ждут другие члены группы, часто соответствуют действительности. И объясняется это тем, что в основе групповых ожиданий и тех представлений, которые есть — по поводу них у отдельных членов группы, лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы — это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы. О нормах, нормативности и ее влиянии на статус человека в группе — разговор впереди. Сейчас подчеркнем лишь тот факт, что все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с духом и с буквой группового закона — социальных норм. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность: «веду себя как все, считаю как все». Это же при определенных обстоятельствах ведет к групповому застою, создает трудности на пути развития группы. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов. И еще один важный момент, связанный с нормами. В большинстве своем они регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически.

Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций. Санкции — это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы. Они носят индивидуально-групповой характер, во многом зависят от того, что в данной группе и социальном пространстве, в которое она вписана, считается поощрением, а что обидно, неприятно. В целом нормативным членам группы оказывается больше поддержки, уважения, принятия. Адресуемая им информация более доброжелательна. К ним чаще обращаются, им больше улыбаются. Ненормативность наказывается лишением поддержки, неподтверждением, отказом в сочувствии и сорадовании, лишением права на значимую групповую информацию и т.д.

Статус личности в группе — это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая — формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет — психологическая сила руководителя, а статус — социальная). Другая причина — применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус — характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений. И не более того. Понятие приросло к методике, его содержание существенно сузилось.

Не хотелось бы терять данное понятие, так как без него, понятого адекватно, трудно полноценно охарактеризовать человека как члена группы. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных структурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).

Опираясь на взгляды Г. М. Андреевой, мы приводим следующее определение статуса.

Это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие её другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в система: групповых, отношений.

Каждый человек раскрывается в группе через определенные присущие ему свойства и особенности, которые он смог задействовать в осуществление данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного члена группы и далее — свое собственное поведение в отношении его. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе.

Групповая роль — понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека — носителя определенного статуса. То есть роль — воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. Каждая из них, так или иначе, влияет на людей, которые являются их членами. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп.

Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы, В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. Возникающее при этом различение своей и чужой группы выступает главной, чисто психологической характеристикой группы — это так называемое «мы-чувство». «Мы-чувство» выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, то есть социальной идентичности.

«Группа, — отмечают известные американские психологи М. Шериф и К. Шериф, — представляет социальный союз со свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов” К этим свойствам относятся, во-первых, структура или организация — «силовое” измерение, определяющее эффективность деятельности членов группы, и, во-вторых, система норм, регулирующих поведение членов группы в достижении цели, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам,— оценочное измерение, зависящее оттого, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе и что трактуется как отклонение. Группы могут быть «частью больших организаций”, и обыкновенно они являются таковыми.

ГЛОССАРИЙ

№п/п Новые понятия
1 2 3
1

Большая социальная группа

количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).
2

Группа

некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности
3

Малая группа

немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
4

Масса

совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами.
5

Общественное мнение

постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития.
6

Общественное настроение

эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.
7

Общественное сознание

духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей.
8

Обычаи

как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений.
9

Публика

большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ
10

Этническая группа, или этнос (от греч. étnos – племя, народ)

исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.-347 с.

2. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: «Прогресс”, 1999. – 314 с.

3. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. — Вопросы психологии, 1999. – 256 с.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 2004.-205с.

5. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 2003.- 412 с.

8. Робер М. — А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 2003.- 451 с.

9. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 2002. – 481 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отношение каждого

члена группы к

целям и ценностям группы

Межличностные отношения, опосредованные

целями и ценностями группы

Межличностные

отношения, не

опосредованные целями и

ценностями группы (эмоциональные)

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.- С.65

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991.-С.72

Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-С.45

Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: «Прогресс”, 1979.-С.25

Информация о работе «Специфика понимания группы в социальной прихологии» Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 47409
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 1

Похожие работы

84166 0 0

… , что «личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования». Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы: …

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

Референтная (от лат. referentis – сообщающий), или эталонная группа – группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен – на нормы ему известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению референтной группе.

Социально положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнило социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В такой общности индивид деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает осуществляться по эталонам эрзацкультуры.

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения), асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.) и антисоциальные – преступные группы.

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т.п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и т. п.).

В тюрьмах, в армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть основывается на грубой физической силе – наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям – создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально положительных неформальных группах лидерами становятся глубоко уважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа – они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определены порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

Принцип действия экспертной власти основан на знании персонала, что менеджер обладает такой профессиональной компетентностью, что без подчинения ему работники не смогут на должном уровне удовлетворять свои основные потребности. Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Эталонная власть, или власть примера, наблюдается в случае, когда причиной подчинения является признание лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо найти своих последователей, а не наоборот. Основным рычагом воздействия на персонал при данной форме власти является так называемаяхаризма, т.е. преклонение перед личностью руководителя и безоговорочная вера в его возможности. Власть, основанная на принуждении, характеризуется верой исполнителя в то, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или может доставить какие-то другие неприятности. Власть, основанная на вознаграждении, базируется на вере персонала, что менеджер имеет возможность способствовать удовлетворению их основных потребностей. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 171, 173. – (Гриф УМО).

Неоднозначность понятия малой группы породила различные основания для классификации: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Социальные психологи наиболее часто выделяют следующие классификации:

Деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули (1864-1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей.

Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Известный социальный психолог Ш. Бюлер подразделяет группы на естественные и искусственные в зависимости от действия двух факторов: естественных потребностей и рациональной точки зрения. В качестве примера естественной группы указывается семья – наиболее ярко выраженная организация, основанная на естественных факторах. Классическим примером искусственной группы является современное предприятие или фабрика – организация, построенная на рациональных основах.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880-1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. По его мнению, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы позиции се членов, они предписаны групповыми нормами, распределены роли всех членов группы, система подчинения руководству.

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, учебная группа, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо выделил «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже.

Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой. Данная классификация малых групп не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур является полезной для развития представлений о природе групп.

Третья классификация малых групп различает группы членства и референтные группы. В начале 40-х г. XX в. американский социальный психолог Г. Хаймен впервые использовал термин «референтной группы». Понятие «референтная группа» (от англ. refer – относиться) в социальной психологии, социологии и психологии означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную и др.) группу, к которой данный индивид относит себя сознательно.

Референтная группа – группа, типичная для определенной социокультурной системы, выступающая этагоном для индивидов.

В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, куда индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем американский психолог и социолог Г. Келли (1905-1966), разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм.

В отечественной социальной психологии А. В. Петровский определил референтную группу как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид.

Деление на группы членства и референтные группы открывает перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков. Например, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свой авторитет для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А. В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом:

  • • диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;
  • • ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
  • • корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
  • • коллектив – взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.

Таким образом, подведем итог классификации малых групп (рис. 5), наиболее часто используемых в социальной психологии.

Рис. 5. Классификация малых групп

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Реальные группы – это действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые образуются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

Формальные (официальные) группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, студенческая группа). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Неформальные (неофициальные) группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Слаборазвитыми являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Высокоразвитые малые группы представляют собой социально-психологические общности, в которых налажены деловые и личные взаимоотношения, четко распределены обязанности, есть признанные лидеры и т.п. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Корпорация (от новолат. corporatio – объединение) – юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (т.е. самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Коллектив характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении.

Референтная группа – любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *