Консолидированный налогоплательщик

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций «А» и «Б». По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 — 70).

КГН создается не менее чем на пять налоговых периода по налогу на прибыль.

Ответственный участник КГН

Участники КГН назначают ответственного участника, который в специальном порядке исчисляет, уплачивает налог на прибыль, а также представляет по нему декларацию, в которую включает сведения по всей КГН.

Ответственный участник КГН ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы. Консолидированная налоговая база КГН определяется нарастающим итогом как арифметическая сумма доходов всех участников группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Другие налоги участники КГН платят сами.

Условия объединения в КГН

Объединиться в КГН можно только при одновременном соблюдении четырех условий:

  1. одна из организаций будущей КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, и доля ее участия в каждой из них — минимум 90%;

  2. в совокупности все организации будущей КГН уплатили за предшествующий год не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (без учета «таможенных» налогов);

  3. за этот же год доходы всех организаций по данным бухгалтерской отчетности составили не менее 100 млрд руб.;

  4. совокупная балансовая стоимость активов этих организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года — не менее 300 млрд руб.

Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям:

  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;

  • не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

  • размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.

Кроме того налоговым кодексом РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:

  • резиденты особых экономических зон;

  • организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;

  • банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);

  • участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;

  • плательщики налога на игорный бизнес;

  • клиринговые организации.

Таким образом, не могут стать участниками КГН, в частности: упрощенцы, вмененщики, образовательные и медицинские организации, применяющие нулевую ставку налога на прибыль, а также любая организация, размер чистых активов которой не превышает ее уставного капитала.

Бухгалтерский учет в КГН

В бухгалтерском учете расчеты с участниками консолидированной группы ведутся на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Информация об остатках по счету 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков» раскрывается в бухгалтерском балансе с учетом ее существенности по группам статей «Дебиторская задолженность» разд. II «Оборотные активы» или «Кредиторская задолженность» разд. V «Краткосрочные обязательства», а также в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Учет налога на прибыль

Каждый участник КГН должен вести бухгалтерский учет, формировать в бухгалтерском учете и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о налоге на прибыль в соответствии с правилами, установленными ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Временные и постоянные разницы определяются участниками КГН исходя из их доходов и расходов, включаемых в консолидированную налоговую базу КГН согласно нормам НК РФ для КГН.

Для рядовых участников группы это означает замену счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-прибыль, на счет 78 (поскольку расчеты по налогу на прибыль они не ведут).

Приведем примеры проводок, которые могут возникнуть у участников КГН:

Дебет 99 Кредит 78

Отражено постоянное налоговое обязательство

Дебет 78 Кредит 99

Отражен постоянный налоговый актив

Дебет 09 Кредит 78

Начислен отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 09

Списан отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 77

Начислено отложенное налоговое обязательство

Дебет 77 Кредит 78

Списано отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль формируется участниками (включая ответственного участника) также на счете 78:

Дебет 99 Кредит 78

Начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 78 Кредит 99

Начислен условный доход по налогу на прибыль

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником в бюджет, отражается в учете ответственного участника следующей проводкой:

Дебет 78 Кредит 68

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником

Если же будет получен убыток всей консолидированной группой налогоплательщиков, то в отношении убытка должен создаваться ОНА:

Дебет 09 Кредит 78

Признан убыток КГН в целом

Преимущества КГН

Снижается сумма налога на прибыль и объём налогового контроля:

  • Участники КГН суммируют прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них — то есть консолидируют налоговую базу;

  • Сделки, заключенные между организациями КГН, не являются предметом контроля за трансфертным образованием. Исключение: сделки, предмет которых — добытое полезное ископаемое — объект налогообложения НДПИ с применением процентной ставки.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в России института консолидации налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, поскольку направлено на оптимизацию налогообложения прибыли, а также упрощение налогового администрирования.

Недостатки КГН

Вместе с этим следует отметить и отрицательные моменты, например, очень жесткие условия вступления в группу, которые обеспечивают возможность воспользоваться преференциями только ограниченному кругу крупнейших налогоплательщиков.

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Главное условие – участие одной организации в складочном (уставном) капитале других.

Понятие условий создания КГН

Консолидированная группа налогоплательщиков – форма объединения организаций в налоговой сфере, ведущая к их взаимозависимости. Данная группа может быть создана только при условии, что одна компания участвует в солидарно-уставном капитале сторонней организации.

Основной целью создания такой группы является уплата налога на прибыль от финансового результата всех участников группы. В статье рассмотрим условия создания консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия создания КГН предполагают ряд положений, которые должны предусмотреть будущие участники группы. Сделки между КГН не признаются контролируемыми по статье 105 НК РФ.

Среди участников производится назначение ответственного, исполняющего общие обязательства по уплате налога на прибыль.

КГН имеет ряд преимуществ для налогоплательщиков, в частности:

  • уменьшается конечная сумма налога на прибыль и тщательность налогового контроля;
  • сумма прибыли всех участников суммируют, как суммируются и убытки, что позволяет создать конечную консолидируемую налоговую базу;
  • сделки в ранках объединения не подлежат налоговому контролю.

Основным условием создания КГН является подписание договора, соответствующего требованиям статьи 25.1 НК РФ. Договор обязателен к регистрации в налоговых органах. Налоговая выбирается исходя из месторасположения главного участника группы – крупнейшей компании.

Договор разрабатывается коллективно и содержит следующие обязательные пункты:

  • предмет договора и перечень участников;
  • реквизиты всех участников будущей КГН;
  • полномочия, права и обязанности участников и ответственного участника;
  • сроки и механизм исполнения обязательств, которые закреплены в дополнение к законодательным (например, сроки предоставления участниками налоговых отчетов);
  • срок, в течение которого КГН будет действовать (в годах и не менее двух лет, либо бессрочная деятельность);
  • критерии создания налоговой базы по прибыли – неизменный пункт договора на период его действия;
  • способы осуществления налоговых авансовых платежей.

Параметры договора регулируются законодательными актами Налогового и Гражданского кодексов. Договор, содержащий незаконные положения, может быть обжалован любым участником группы в суде.

Условия для организации для создания КГН

К организациям, участвующим в КГН, предъявляется ряд требования согласно главе 25 НК РФ. Среди основных можно выделить:

  • обязательное участие в складочном капитале с долей, не менее 90%;
  • условие участия в капитале должно соблюдаться весь срок работы КГН;
  • если организации являются акционерными обществами, то при определении доли участия учитываются только голосующие акции;
  • организации могут быть только российскими, то есть зарегистрированной в Налоговой инспекции РФ.

Таким образом, только наличие перечисленных условияй дает организациям право создавать консолидированные группы для уплаты налогов.

Помимо вышеперечисленных, необходимо соблюдать условие о том, что организация, вступающая в консолидируемую группу не должна быть в процессе ликвидации или реорганизации юридического лица. То есть против нее не должно быть действующих дел о банкротстве.

Условия для участников для создания КГН

Любая из организаций для создания КГН должна соответствовать ряду строгих требований:

  • сумма совокупных налогов, включающая в себя НДС, акцизы, налог на прибыль и добычу полезных ископаемых, за один год составляет более 10 млрд. рублей;
  • величина совокупных активов должна составлять более 300 млрд. рублей по бухгалтерского годовой отчетности;
  • совокупная стоимость активов компании должна превышать величину уставного капитала;

Компания может подтвердить данные факты предоставлением выписки из ЕГРЮЛ и справкой, выдаваемой участником КГН. Условия подтверждаются каждым участником КГН с учетом требований к отчетности российских организаций.

Договор и его условия могут быть изменены. Изменения регистрируются особым соглашением, которое ответственный участник предоставляет в налоговую инспекцию. Соглашение содержит документы, которые подтверждают выполнений условия статьи 25.2 НК РФ.

Министерство финансов РФ указывает, что соблюдение требований к совокупной сумме налогов, которые уплачены в бюджет, а также о общем объеме выручки и доходов, общей величины чистых активов организации, может быть проверено только на момент регистрации начального договора КГН.

Организации, которые не могут стать участниками КГН

Законодательство накладывает ряд запретов для вступления в консолидированную группу. Так, не могут быть участниками следующие организации:

  • банки, за исключение таких случаев, когда консолидированная группа создается только банками;
  • организации, со специальными налоговыми режимами;
  • страховые компании, за исключением таких случаев, когда КГН создается только страховыми организациями;
  • пенсионные фонды негосударственной формой, за исключением тех случаев, когда остальные участники также являются НПФ;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональной основе;
  • участники иных консолидированных групп.

Помимо вышеперечисленного, не могут вступать в КГН те, кто не уплачивает налог на прибыль и ведет медицинскую и образовательную деятельность. Данные организации имеют нулевую ставку по налогу на прибыль.

Клиринговые компании и микрофинансовые организации имеют сложный механизм уплаты налогов, поэтому не могут вступать в ряды КГН. Сложную налоговую систему имеют и организации, находящиеся в условиях особых экономических зон.

Таким образом, список организаций достаточно широк. Стоит отметить, что даже компании из этого списка могут в некоторых случаях создать КГН, если это будет установлено законодательными нормами.

Суммы налога исчисляются исходя из ставок региона, где находится компания. Ответственный участник выписывает платежное поручение по каждой сумме платежа. При этом средства для уплаты налогов перечисляются главной налогоплательщику от остальным консолидированных компаний.

Если ответственный участник выполняет свои обязанности не должным образом, то он приобретает права регрессивных требований в порядке, предусмотренном гражданским и налоговым законодательством.

Налоговую декларацию предоставляет ответственный участник. Несмотря на то, что в уставном капитале каждый участник имеет свою определенную долю, штрафы, пени и неустойки делятся равномерно между всеми консолидаторами.

Налоговый орган имеет право взыскать налог на прибыль за счет имущества консолидируемых компаний при недостаточности средств на всех счетах участниках КГН. При этом последовательность взыскания задолженности по налогам определяется непосредственно налоговыми органами. Законодательно эта процедура не закреплена.

Срок создания КГН

Сроки создания КГН составляют не менее пяти налоговых периодов, установленных законодательством для оплаты налога на прибыль. Сроки не должны быть меньше 2 лет, а за период может браться как квартал, таки целый год. Законодательство подразумевает и бессрочное создание КГН.

Если организация собирается выйти из группы ранее указанных сроков, то перенос убытков этого участника может быть осуществлен на неопределенных срок.

Сегодня законодательство накладывает определенные запреты на создание КГН по срокам.

Так, группы, зарегистрированные с 2014 по 2015 гг. смогут действовать только с 2018 года. Если договор зарегистрирован с 2015 по 2018 год, то он недействителен. По этой причине, консолидация у групп 2014-2015 годов начнет действовать только в 2018 году, то есть с 2018 года они смогут платить коллективный налог на прибыль.

Данные правила установлены ст. 3 ФЗ № 325. Правила действуют и для групп, созданных ранее 2014 года.

Таким образом, консолидированные группы создаются для удобства плательщиков налога на прибыль. Они позволяют снизить налоговую нагрузку и избежать заполнения множества деклараций.

Участники КГН должны следить за меняющимся законодательством, чтобы не пропустить срок вступления договоров КГН в действие.

Автор публикации

В мае 2011 г. Совет по МСФО выпустил три новых стандарта: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашения о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях», которые вступят в силу в 2013 г. Однако поскольку они должны применяться ретроспективно, планировать их внедрение следует уже сейчас.

Наиболее вероятно, что данные изменения окажут влияние на компании:

• имеющие значительную, но не мажоритарную (т. е. менее 50 %) долю участия в других компаниях;

• имеющие потенциальные права голоса в компаниях — объектах инвестиций, например предоставляемые опционами на акции или конвертируемыми долговыми инструментами;

• представляющие собой компании, управляющие инвестициями, активами или фондами;

• использующие компании специального назначения (называемые в новых стандартах «структурированными компаниями»);

• учитывающие совместно контролируемые компании по методу пропорциональной консолидации;

• осуществляющие деятельность в строительстве, биотехнологии и добывающих отраслях, в которых характерно осуществление совместных проектов, которые могут представлять собой соглашения о совместной деятельности.

Причины выпуска новых стандартов по консолидации

и соглашениям о совместной деятельности

Финансовый кризис ускорил выпуск нового стандарта по консолидации. В этот период усилилась критика требований действующих стандартов в случаях, когда компании не консолидировали другие компании, являющиеся объектами их инвестиций и, по всей видимости, контролировавшиеся ими, или предоставляли финансирование компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, в отношении которых они ранее никогда не раскрывали информации о каких-либо связях или обязательствах. Кризис привел к ускорению реализации ранее существовавших планов об изменении требований о том, как руководство компании — составителя отчетности определяет, какие компании должны быть консолидированы в ее финансовой отчетности.

Новый стандарт по раскрытию информации должен обеспечить более высокую прозрачность финансовой отчетности. Например, даже если установлено, что некоторая компания не контролирует другую, руководство все же должно раскрыть информацию, рассматривавшуюся им при принятии данного решения. В результате этого процесс выработки суждений становится более прозрачным.

Целью нового стандарта по соглашениям о совместной деятельности является лучшее отражение содержания этих соглашений, а не концентрация исключительно на их юридической форме. Стандарт также преследует цель повысить последовательность учета совместной деятельности, что достигается посредством исключения одного из способов учета, разрешенных согласно действующей редакции МСФО.

Основные положения новых стандартов

Консолидированная финансовая отчетность

Основные характеристики нового стандарта по консолидации следующие:

• Новая модель контроля применяется в отношении всех компаний, включая те, которые ранее считались «компаниями специального назначения».

• Инвестор контролирует объект инвестиций, если он подвергается риску убытков либо имеет права на переменные финансовые результаты деятельности, обусловленные его участием в объекте инвестиций, и обладает возможностью влиять на данные результаты вследствие своих полномочий в отношении объекта инвестиций.

• Инвестор обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций, если у него имеются существующие права, предоставляющие ему возможность в настоящее время управлять деятельностью объекта инвестиций, которая существенным образом влияет на финансовые результаты объекта инвестиций (такая деятельность обозначается термином «соответствующая деятельность»).

• Понимание цели и структуры объекта инвестиций является критически важным для оценки наличия контроля.

• Инвестор может обладать полномочиями на управление в отношении компании — объекта инвестиций, даже если он не владеет большинством прав голоса в такой компании.

• Инвестор может обладать полномочиями на управление в отношении определенных активов объекта инвестиций, которые рассматриваются в качестве отдельной «условной компании» («изолированной ячейки» в компании).

• Инвестор консолидирует компании, находящиеся под его контролем, в финансовой отчетности группы данного инвестора (процедуры консолидации не изменяются).

Концепции соответствующей деятельности, полномочий на управление и финансовых результатов рассматриваются более подробно на схеме 1.

В настоящее время Совет по МСФО рассматривает возможность введения исключения из требований о консолидации для инвестиций, контролируемых инвестиционными компаниями. Это исключение помогло бы разрешить вопрос, относящийся к требованиям о консолидации согласно МСФО, который многие компании сферы управления активами и частным капиталом считают значительной проблемой (как в контексте МСФО (IFRS) 10, так и в контексте предшествовавшего ему МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»). Согласно предложениям инвестиционная компания (соответствующая определению этой категории компаний в стандарте) должна будет оценивать свои инвестиции в другие компании по справедливой стоимости. Ожидается, что эти изменения принципов консолидации, относящиеся к инвестиционным компаниям, будут внесены в МСФО (IFRS) 10 раньше, чем применение стандарта станет обязательным. Это позволит инвестиционным компаниям избежать потенциальной необходимости изменять учетную политику в отношении контролируемых ими объектов инвестиций дважды.

Схема 1. Анализ наличия контроля

Соглашения о совместной деятельности

Ниже представлены основные характеристики нового стандарта по соглашениям о совместной деятельности:

• Соглашение о совместной деятельности — это договорное соглашение о деятельности, над которой две или более сторон обладают совместным контролем.

• Соглашения о совместной деятельности классифицируются в рамках одного из двух типов: совместные операции или совместные предприятия.

• Характер и содержание договорных прав и обязанностей, возникающих в связи с соглашением, рассматриваются при его классификации в качестве совместных операций или совместного предприятия; при классификации соглашения его юридическая форма или структура не является наиболее важным фактором.

• Для классификации в качестве совместного предприятия соглашение о совместной деятельности должно быть структурировано посредством создания отдельной компании, такой как партнерство или корпорация. Отдельная компания определяется как отдельно идентифицируемая финансовая структура, в том числе отдельное юридическое лицо или иная компания, признаваемая согласно законодательству, вне зависимости от того, является ли такая компания юридически обособленной или нет.

• Совместные предприятия (соответствующие новому определению этого термина) должны учитываться по методу долевого участия (пропорциональная консолидация как альтернативный метод учета совместных предприятий более не допускается); новые стандарты не изменяют порядок учета по методу долевого участия.

Что касается совместных операций, то участник совместных операций (вновь введенный термин) признает свои активы, обязательства, выручку, расходы и свои относительные доли в совместных активах, обязательствах, выручке и расходах.

На схеме 2 показано, как концепции из нового стандарта по соглашениям о совместной деятельности соотносятся с действующими требованиями в МСФО с позиций участников совместных операций и совместных предприятий.

Схема 2. Сходные концепции, разные термины

Уровень суждений, необходимых при классификации соглашения о совместной деятельности в качестве совместных операций или совместного предприятия, обуславливает опасность принятия до анализа последствий нового стандарта решения о добровольном переходе на метод долевого участия в рамках применения МСФО (IAS) 31. Чтобы избежать повторного изменения учетной политики, руководству компаний следует тщательно проанализировать классификацию согласно МСФО (IFRS) 11 перед принятием такого решения.

Раскрытие информации об участии в других компаниях

Основные характеристики нового стандарта по раскрытию информации следующие:

• Он включает все требования к раскрытию информации, относящиеся к участию компании в других компаниях (дочерних компаниях, соглашениях о совместной деятельности, ассоциированных и структурированных компаниях).

• Он требует более детального раскрытия информации о характере, рисках и финансовых последствиях отношений компании с другими компаниями.

• Также раскрывается информация о существенных суждениях и допущениях, принятых инвестором (а также об изменениях в таких суждениях и допущениях).

Как новые стандарты повлияют на ваш бизнес?

Последствия применения новых стандартов будут зависеть от структуры компании, отрасли, а также особенностей заключенных договоров и соглашений. Некоторые из наиболее значительных финансовых и операционных последствий представлены ниже.

Шаг 1. Сбор информации

Может потребоваться разработка или изменение процессов и систем по сбору информации, которая будет использоваться для внедрения новых стандартов, вынесения суждений на постоянной основе и соответствия новым требованиям к раскрытию информации.

Примеры информации, которую, возможно, потребуется собирать, анализировать и отслеживать, включают в себя:

• условия договоров, контрактов и структурированных соглашений;

• доли участия с правом голоса, принадлежащие другим акционерам, включая взаимоотношения между этими сторонами (на постоянной основе);

• результаты голосований на прошлых собраниях акционеров;

• условия пакетов вознаграждений и их сопоставление с рыночными условиями.

При изменении метода учета доли участия в другой компании вследствие принятия новых стандартов (например, когда впервые консолидируется ранее не консолидировавшаяся дочерняя компания) руководство также может столкнуться с необходимостью сбора информации о справедливой стоимости приобретенных активов и принятых обязательств. Для анализа этой информации может потребоваться помощь третьих лиц, например профессиональных оценщиков.

Шаг 2. Вынесение важнейших суждений

Принятие рассматриваемых в настоящей статье стандартов потребует времени, усилий и применения значительного объема суждений ввиду отсутствия «четких границ». Многие из этих суждений потребуют комплексного понимания бизнеса компании, осуществляемых ею видов деятельности, юридических прав и обязательств. Сотрудники бухгалтерской службы не должны выносить данные суждения без консультаций с руководством компании, персоналом, ответственным за операционную деятельность, и юристами компании. Руководству компании необходимо принимать непосредственное участие в процессе внедрения новых стандартов и принятии решений в сферах, требующих применения суждений. Комитеты по аудиту должны отслеживать участие руководства, анализировать принятые руководством важнейшие решения, оспаривая их при необходимости.

Крайне важно определить следующее:

• обладает ли инвестор контролем, если ему не принадлежит большинство прав голоса в компании — объекте инвестиций («контроль де-факто»);

• обеспечивают ли потенциальные права голоса полномочия на управление в отношении объекта инвестиций;

• являются ли права инвестора исключительно правами, обеспечивающими только защиту интересов;

• является ли сторона принципалом или агентом;

• может ли компания указать другой компании действовать от своего имени (в качестве «агента де-факто»);

• контролируются ли структурированные компании;

• являются ли активы и обязательства изолированными (т. е. имеются ли в компании изолированные от других активов и обязательств «обособленные ячейки»);

• изменяется ли контроль (или совместный контроль) на основе изменения фактов и обстоятельств;

• является ли компания участником более чем одного соглашения о совместной деятельности;

• классифицируется ли соглашение о совместной деятельности в качестве совместных операций или в качестве совместного предприятия.

Шаг 3. Оценка и планирование последствий внедрения

Кроме персонала, занятого подготовкой финансовой отчетности, проанализировать потенциальные последствия применения рассматриваемых новых стандартов также будет необходимо и комитетам по аудиту и по вознаграждениям. Этот вопрос должен быть также включен в программу общего анализа хозяйственной деятельности компании.

Понимание того, каким образом изменятся основные финансовые показатели после применения нового стандарта, является чрезвычайно важным. Например, совокупные активы и совокупные обязательства могут увеличиться либо уменьшиться, равно как и совокупная выручка с совокупными затратами. Как следствие, новые стандарты могут оказать влияние на основные показатели деятельности, используемые для следующих целей:

• Подготовка отчетов о показателях деятельности компании (или ее части), как внутренних, так и внешних.

• Обмен информацией с аналитиками и акционерами.

• Обеспечение соответствия договорных обязательств (ковенант) по займам.

• Установление целевых показателей при выплате премий или определение условий наделения правами на выплаты, основанные на акциях.

Внедрение новых стандартов может оказать влияние и на соблюдение требований регулирующих органов. Например, регулирующие органы могут требовать соблюдения определенных соотношений между заемным и собственным капиталом. Компании, обязанные представлять отчетность о системах внутреннего контроля, будут должны включить в соответствующие отчеты все компании, которые были консолидированы впервые.

Несмотря на то что применение рассматриваемых стандартов в большинстве юрисдикций вряд ли приведет к изменению сумм налога на прибыль, подлежащих уплате, они могут оказать значительное влияние на учет налога на прибыль для целей финансовой отчетности. В частности, могут потребоваться идентификация и регулярный анализ дополнительных отложенных налоговых активов и обязательств.

Персонал, ответственный за организацию слияний и поглощений, а также структурирование новых соглашений или компаний (как, например, в рамках фонда или структурированных компаний), должен получить необходимые знания о новых стандартах, чтобы в ходе переговоров понимать и учитывать последствия для учета тех или иных соглашений. Если в прошлом соглашения структурировались так, что это позволяло достичь определенного способа учета, следует проанализировать, будут ли получены те же результаты при применении новых стандартов.

Дальнейшие действия

Несмотря на то что рассмотренные в этой статье новые стандарты вступают в силу только с 1 января 2013 г., руководство компаний должно раскрывать информацию о последствиях принятия новых МСФО еще до их вступления в силу. Анализ, проведенный заранее, поможет избежать нежелательных сюрпризов и облегчит переход на новые стандарты (см. врезку ниже «Пять вопросов, на которые необходимо ответить руководству компаний»).

Чтобы обеспечить успешное внедрение новых стандартов, руководство компании и прочие структуры, наделенные руководящими полномочиями (например, Комитет по аудиту), должны отслеживать как ход внедрения новых стандартов, так и важнейшие решения, принимаемые в ходе этого процесса.

Пять вопросов, на которые необходимо ответить руководству компаний:

1. Как вы определяете компании и соглашения, на которые может оказать влияние новый стандарт?

2. Какие процессы вы применяете для сбора информации для первоначальной оценки контроля и могут ли эти процессы поддерживаться в будущем для обеспечения «оценки на постоянной основе»?

3. Какие аспекты анализа контроля, совместного контроля, а также классификации соглашений о совместной деятельности будут в наибольшей степени основываться на суждениях?

4. Кто в рамках компании участвует в данном процессе? Осознают ли отдел слияний и поглощений, юридический и налоговый отделы вашей компании потенциальные последствия введения новых стандартов?

5. Имеются ли у вас в настоящее время соглашения, структурированные таким образом, чтобы достичь определенного результата для целей учета (например, консолидировать или не консолидировать объект инвестиций), и высока ли вероятность того, что новый стандарт повлияет на данные соглашения, вследствие чего потребуется пересмотр их условий?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *