Контроль ФНС и росфинмониторинга над агентскими схемами

ВТБ📌 Реклама

При оценке соответствия вознаграждения агента рыночному уровню вы можете ориентироваться на открытые источники информации (интернет, данные информационных агентств и т.п.), а также информацию, публикуемую Росстатом и ФНС по уровню рентабельности для вашего вида деятельности.

Для согласования условия о вознаграждении агента необходимо определить:

— размер вознаграждения либо способ его определения (если у сторон нет возможности установить размер вознаграждение в момент заключения договора);

— включается ли в вознаграждение НДС (если агент не является плательщиком НДС, например, в связи с применением УСН, рекомендуем отразить это в договоре).

Стороны вправе согласовать размер вознаграждения за совершение всех порученных агенту действий, либо установить его за каждое совершенное агентом действие (например, подбор исполнителя, проведение переговоров, заключение договора и т.п.). Также законодательство позволяет установить размер вознаграждения, уплачиваемого за определенный период времени, либо в зависимости от суммы понесенных агентом расходов. Порядок расчетом стороны также определяют в договоре, при этом допустимы авансовые платежи агенту. 📌 Реклама Отключить

Если агент удерживает свое вознаграждение из денег, полученных от принципала авансом, то в течение пяти календарных дней со дня получения оплаты он должен выставить принципалу авансовый счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли вознаграждение агент признает в доходах на дату утверждения отчета принципалом (п. 3 ст. 271 НК РФ, Письмо Минфина от 05.06.2008 N 03-03-06/1/347). При применении УСН — на дату получения оплаты от принципала (в том числе авансом), либо зачета иных сумм, полученных в рамках агентского договора в счет агентского вознаграждения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина от 27.06.2017 N 03-11-06/2/40301).

📌 Реклама Отключить

Расходы агента

Поскольку агент при исполнении поручения действует за счет принципала, то расходы, которые несет агент в связи с исполнением договора, возмещаются принципалом.

В договоре стороны согласовывают какие именно расходы агента возмещаются принципалом, их предельный размер (при необходимости), а также доказательства, которыми должны подтверждаться эти расходы (копии первичных документов и т.п.). В случае согласования конкретного перечня расходы агента, не входящие в него, могут быть признаны принципалом необоснованными и не подлежащими возмещению.

Если условие о возмещении принципалом расходов агента не согласовано, то принципал обязан будет возместить все расходы агента, понесенные им в связи с исполнением агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Для этого агент должен будет представить принципалу доказательства расходов и их связь с исполнением поручения принципала (п. 2 ст. 1008 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

В случае спора о размере понесенных посредником затрат, суд вправе ориентироваться на их рыночный уровень (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А56-61951/2010, оставлено в силе Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-61951/2010, Определением ВАС РФ от 30.10.2012 N ВАС-13665/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

При расчете налога на прибыль суммы, полученные от принципала на возмещение расходов и понесенные расходы, возмещаемые принципалом, агент не учитывает (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). Аналогично и агент, применяющий УСН, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывает только агентское вознаграждение (п. 1, 1.1 ст. 346.15, п.1 ст.346.16 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

При этом агент не принимает к вычету НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для принципала. Однако он регистрирует:

— счета-фактуры, полученные от продавцов (исполнителей), — в части 2 журнала учета счетов-фактур за квартал, когда они составлены,

— счета-фактуры, перевыставленные принципалу, — в части 1 журнала учета счетов-фактур за квартал их составления.

Налогоплательщики НДС сведения о таких операциях должны отражать в декларации по НДС на основании данных журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (декларация представляется в налоговый орган в электронной форме). Организации и индивидуальные предприниматели (не являющиеся плательщиками НДС) должны представлять в налоговый орган журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме.

📌 Реклама Отключить

Принципал при приобретении товаров, работ, услуг через агента принимает к вычету НДС на основании счета-фактуры, перевыставленного агентом.

Поскольку данные налоговых деклараций передаются в налоговый орган и формируют систему АСК НДС-2, то контроль налоговых органов за соответствием информации, указанной в счетах-фактурах и декларациях продавцами (исполнителями), посредниками и принципалами, автоматизирован.

Отметим, что на практике необходимость перевыставления счетов-фактур вызывает вопросы у бухгалтеров, которые не ранее сталкивались с аналогичной задачей и не обладают необходимой компетенцией. В связи с этим высок риск ошибок, и, следовательно, можно ожидать направления налоговым органом требований о предоставлении пояснений по налоговым декларациям по НДС (как агенту, так и принципалу, и непосредственным исполнителям).

Срок договора

Срок действия договора стороны согласовывают и отражают в договоре 📌 Реклама Отключить

Если агентский договор заключен без определения срока окончания его действия, он может быть расторгнут в любое время в случае отказа одной из сторон (в том числе принципала) от его исполнения (ст.1010 ГК РФ). При этом суды подтверждают, что условие договора о его действии до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств определением срока в смысле ст.190 ГК РФ не является (например, Апелляционное определение Омского областного суда от 12.02.2014 по делу N 33-661/2014), поэтому любая сторона договора вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения в силу ст. 1010 ГК РФ. То есть возможность одностороннего отказа от исполнения договора (прекращения договора) не поставлена в зависимость от состояния взаиморасчетов сторон агентского договора.

📌 Реклама Отключить

Статьей 1010 ГК РФ не предусмотрено условие о минимальном сроке уведомления об отказе от исполнения агентского договора, срок действия которого не определен.

В судебной практике сложился подход, согласно которому договор считается расторгнутым с момента, когда сторона, наделенная в силу закона правом на односторонний отказ от договора, доведет свое решение в надлежащей форме до контрагента по договору, то есть с момента получения другой стороной уведомления об отказе от исполнения договора (о расторжении договора в одностороннем порядке).

Таким образом, агентский договор является расторгнутым, в частности с момента получения агентом уведомления принципала об отказе от исполнения договора и расторжении договора.

Контроль Росфинмониторинга

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами (и в частности банки), обязаны идентифицировать выгодоприобретателя в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). 📌 Реклама Отключить

Выгодоприобретателем признается лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (причем указанный перечень договоров не является исчерпывающим).

Программа идентификации выгодоприобретателей определяется в правилах внутреннего контроля кредитной организации с учетом обязательных требований, предусмотренных нормативными актами. В частности, такая программа должна включать в себя:

— установление в отношении выгодоприобретателя сведений, определенных ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, и проверку достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента (например, для организаций это наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес);

📌 Реклама Отключить

— проверку наличия или отсутствия в отношении выгодоприобретателя сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

— обновление сведений, полученных в результате идентификации выгодоприобретателей.

В соответствии с п. 1.1 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) кредитная организация при проведении идентификации оценивает степень (уровень) риска клиента в соответствии с Положением Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

📌 Реклама Отключить

Информацию о выгодоприобретателях банки обязаны обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

В свою очередь, клиенты обязаны предоставлять кредитным организациям информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях.

Кроме идентификации клиентов и выгодоприобретателей, банк обязан документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (то есть в Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым клиентами (ст.6, пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

В общем случае агентский договор не является сделкой, подлежащей обязательному контролю (в отличие, например, от посреднических услуг по продаже недвижимости — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 N 09АП-19292/2011 по делу N А40-44761/11-139-348). Следовательно, банк обязан будет предоставлять в Росфинмониторинг информацию о сделке:

— если агентский договор в конкретном случае является сделкой, подлежащей обязательному контролю;

— если агент действует от имени принципала и заключает сделку, подлежащую обязательному контролю;

— если соответствующие сведения запрошены Росфинмониторингом в отношении конкретного клиента.

Отметим, что банк не вправе информировать клиента о предоставлении такой информации в уполномоченный орган.

📌 Реклама Отключить

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направлять в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

В частности, это может быть:

— запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

— несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

— выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ;

📌 Реклама Отключить

— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Дополнительно ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям обращать внимание на транзитные операции (Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»), в числе признаков которых регулятор называет:

— списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;

— деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;

📌 Реклама Отключить

— с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета (менее или близко к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента — «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР).

Отметим, что эти признаки, скорее всего, будут иметь место при осуществлении агентской деятельности, а значит движение средств по расчетному счету агента будет предметом пристального контроля со стороны банка. Также под подозрение в «легализации (отмывании) доходов» вполне могут попасть и принципал, и контрагенты агента.

📌 Реклама Отключить

В Методических рекомендациях от 21.07.2017 N 18-МР регулятор также рекомендует принимать во внимание другие признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих подозрительные операции:

— со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);

— остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;

— со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие).

📌 Реклама Отключить

Эти признаки также не редки при осуществлении посреднической деятельности.

Если операции клиента вызвали у банка подозрение, Банк России рекомендует кредитным организациям:

— запрашивать у клиента документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему;

— обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

— направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам.

В случае непредставления запрошенных документов (либо возникновения сомнений в их достоверности) регулятор рекомендует банкам отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету. В том числе приостанавливать дистанционное обслуживание подозрительных клиентов, использующих клиент-банк и аналогичные технологии («Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утв. Банком России 16.02.2018 N 5-МР).

📌 Реклама Отключить

В случае принятия банком решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, он обязан направить сведения обо всех случаях отказа от проведения операций в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения). Кроме того, банк вправе расторгнуть договор банковского счета (также направив информацию в уполномоченный орган в срок не позднее следующего рабочего дня). И такие действия банка не являются основанием для возникновения у него перед клиентом гражданско-правовой ответственности за нарушение условий соответствующих договоров.

Несмотря на то, что в «Методических рекомендациях о подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента» (утв. Банком России 10.11.2017 N 29-МР) ЦБ РФ рекомендует анализировать признаки, указывающие на наличие риска в отношении конкретной операции, в комплексе (в частности вид осуществляемой клиентом деятельности не рекомендуется принимать во внимание как единственный фактор, влияющий на оценку риска клиента, без проведения комплексного анализа операций, совершаемых таким клиентом), на практике случаев необоснованной блокировки расчетных счетов банками очень много. А добиться исключения компании из «черного списка» пока сложно.

📌 Реклама Отключить

С 30 марта оспорить отказ в денежной операции или открытии счета в банке должно стать проще в связи с вступлением в силу норм Федерального закона от 29.12.2017 N 470-ФЗ, внесшего дополнения непосредственно в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Компания может предоставить в банк документы и/или сведения о том, что у банка не было оснований для отказа провести операцию, банк должен рассмотреть их и не позднее 10 рабочих дней с даты их представления сообщить клиенту, устранены ли основания отказа. Если основания устранены, банк уведомляет об этом Росфинмониторинг не позже рабочего дня, следующего за датой устранения.

Если тем не менее банк сообщил клиенту о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции (или об отказе от заключения договора банковского счета), исходя из документов и/или сведений, представленных компанией, клиент вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ. Требования к заявлению, направляемому в межведомственную комиссию, порядок и сроки рассмотрения комиссией заявления, документов и/или сведений, представленных клиентом банка, а также порядок сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и банку утверждены Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У (действует с 21.04.2018). 📌 Реклама Отключить

Отметим, что перечень информации и документов, которые компания должна представить на комиссию вместе с заявлением, очень широк. Так Банк России хочет получить информацию о:

— производственных, складских и иных помещениях;

— применяемой системе налогообложения, использовании налоговых льгот, величине налоговых платежей за предшествующий год и текущий;

— операциях за предшествующий год и по месяц подачи заявления, в том числе планируемые ежемесячные обороты, кредитовый и дебетовый обороты с указанием количества контрагентов;

— трех крупнейших контрагентах по зачислению денежных средств и списанию денежных средств с банковского счета, и копии договоров.

В состав комиссии входят два представителя Росфинмониторинга и четыре представителя Банка России. Она запрашивает у банка мотивированное обоснование принятого решения, а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение.

📌 Реклама Отключить

По результатам рассмотрения комиссия принимает решение:

— об отсутствии оснований, в соответствии с которыми банком было принято решение об отказе,

— либо об отсутствии оснований для пересмотра решения банка.

Комиссия должна рассмотреть заявление за 20 рабочих дней со дня обращения и не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения сообщить о нем заявителю.

В таком порядке комиссия должна осуществлять рассмотрение обращений заявителей, получивших от банка отказ от проведения операции (или отказ от заключения договора банковского счета) как после 30 марта 2018 года, так и до этой даты.

Таким образом, даже вполне легальная посредническая сделка может неожиданно для компании стать причиной серьезных проблем, среди которых прежде всего отметим кассовый разрыв в случае «блокировки» счета банком до выяснения всех обстоятельств сделки.

📌 Реклама Отключить

«Налоговые схемы» ФНС

«Агентская схема» включена ФНС России в «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Она связана с формальным привлечением агентов или иных посредников, когда фактически функции, переданные принципалом посреднику, выполняет сам принципал. А функция агента сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения.

Об «агентской схеме», но уже несколько в другом ключе, ведомство напомнило и в Письме от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@, которым направлены «Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (подготовлены ФНС совместно со Следственным комитетом РФ).

📌 Реклама Отключить

ФНС акцентирует внимание налоговых и следственных органов на возможности подмены налогоплательщиками фактических гражданско-правовых отношений другими (фиктивными) с целью занижения налогооблагаемой базы, в связи с чем контролерам необходимо анализировать условия договора (с точки зрения норм как гражданского, так и налогового права), выявляя сделку, которая имела место в действительности, исходя из фактических обстоятельств.

По мнению ведомства, на практике чаще всего встречается подмена договора купли-продажи, который в зависимости от обстоятельств преподносится как договор комиссии. При проверке налоговый орган должен начислить комитенту (в связи с разрывом во времени реализации) и посреднику налог, штрафы и пени. Сумму вознаграждения, которое такой комитент выплатил посреднику, налоговый орган из расходов исключит, в вычетах по НДС с этой суммы откажет.

📌 Реклама Отключить В ходе проверки контролеры затребуют отчет комиссионера (агента), а также будут обращать внимание на дату перечисления денежных средств, изменение цены по условиям договора, условие об оплате товара не позднее определенного срока, условие о перечислении оплаты за товар частями независимо от его реализации. Так если будет установлено перечисление денежных средств до реализации товара, это признак того, что договор исполняется за счет комиссионера (принципала), а это противоречит правовой природе посреднических отношений.

Наличие в договоре условия об оплате товара не позднее определенного срока также противоречит понятию посреднической сделки. Принимая на себя обязанность оплатить товар не позднее определенной даты, комиссионер соглашается нести риск невозможности дальнейшей продажи товара, что соответствует договорам купли-продажи, а не договорам комиссии (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии»).

📌 Реклама Отключить

ФНС отмечает, что используемые схемы редко применяются в чистом виде, чаще всего на практике встречается пересечение нескольких схем, что само по себе говорит о спланированных действиях налогоплательщика (напомним, что доказанность умысла чревата как минимум повышенным в два раза размером штрафов — ст.122 НК РФ).

Как пример одной из смежных схем ведомство рассматривает в «Методических рекомендациях» создание разветвленной структуры бизнеса с привлечением аффилированных организаций, отношения с которыми реальный налогоплательщик оформляет агентскими договорами. Это схема, смежная со схемой дробления бизнеса, при этом она включает в себя элементы привлечения фирм-однодневок, подмену гражданско-правовых договоров и т.д. При этом ее целью как правило является не снижение налоговой нагрузки путем оптимизации выбранной системы налогообложения, а увод реальных доходов от налогообложения.

📌 Реклама Отключить

Для установления умышленности в действиях налогоплательщика контролеры будут:

— доказывать фиктивность посреднического договора (анализируя договор и иные документы, допрашивая работников, вовлеченных в его исполнение, устанавливая ресурсную базу с учетом сведений ГИБДД, Ростехнадзора, Росрееста и иных регистрирующих органов о собственниках транспортных средств, объектах недвижимого имущества, специализированной техники);

— выявлять схему обналичивания денежных средств (допрашивая физических лиц, обналичивающих денежные средства, которые могут быть установлены в том числе по результатам оперативно-розыскных мероприятий);

— устанавливать аффилированность комитента (принципала) и посредника (например, доказывая наличие единого центра подготовки и сдачи налоговой отчетности, что может подтверждаться привязкой IP-адреса к месту фактического нахождения компьютера, с которого осуществляется отправка отчетности или работа с банк-клиентом по расчетным счетам, а также допрашивая бухгалтеров комитента/принципала и посредника);

📌 Реклама Отключить

— устанавливать фактических поставщиков, выяснять осведомленность покупателя о реальном поставщике (что будет доказывать его осведомленность о фиктивности отношений с комитентом/принципалом).

Отметим, что это не весь арсенал методов работы контролирующих органов. Кроме того, значительная часть работы проверяющих автоматизирована и выполняется еще на стадии предпроверочного анализа.

Таким образом использование посреднических договоров исключительно с целью налоговой «оптимизации» (например, привлечение посредника на УСН с объектом налогообложения «доходы» со ставкой 6% и перевод на него существенной части дохода) в настоящее время является высоко рискованным способом. Учитывая нормы п.1 и пп.1 п.2 ст.54.1 НК РФ налоговый орган откажет принципалу в признании таких расходов в уменьшение налоговой базы, а также доначислит налоги, штрафы (в зависимости от доказанности умысла — 20% или 40%, ст.122 НК РФ) и пени. А посреднику рассчитает налоги по общему режиму — если сможет доказать взаимозависимость (или подконтрольность) и умысел (также с начислением штрафов и пени).

📌 Реклама Отключить Чтобы минимизировать риски, деятельность агента должна иметь реальный характер. Оптимально, когда посредник и принципал — совершенно самостоятельные бизнес-структуры. Если же вы используете «домашних» посредников (входящих в вашу бизнес-систему), их выделение в самостоятельные бизнес-единицы должно иметь экономическое и организационное обоснование, а не только оформляться юридически. При этом любая доказанная подконтрольность будет трактоваться контролерами в пользу наличия умысла и ухода от налогообложения.

Резюме

Агентский договор остается законной формой оформления отношений с вашими контрагентами и может использоваться в хозяйственной деятельности.

Однако нужно помнить, что такие сделки автоматически попадают под пристальный контроль ФНС РФ, а также вашего банка (и Росфинмониторинга). Как следствие такого «отношения» ожидаемы запросы от контролеров о предоставлении информации и документов по посредническим сделкам. Поэтому:

📌 Реклама Отключить

— документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и самого агентского договора (если в нем эти требования установлены);

— цель заключения посреднического договора должна иметь экономическое обоснование (желательно документально зафиксированное), а не только налоговую экономию.

ЦБ выпустил положение № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В частности, согласно данному документу, с понедельника, 28 декабря, при совершении операций по купле-продаже валюты банки будут обязаны проводить полную идентификацию клиентов. Процедура упрощенной идентификации больше не используется.

«Банк России издал положение № 499-П в соответствии с требованиями федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» взамен утрачивающего силу с 27 декабря текущего года положения № 262-П. Новый нормативный акт не содержит положений, допускающих проведение упрощенной идентификации при осуществлении операций, связанных с обменом валюты», — прокомментировали Банки.ру в пресс-службе ЦБ.

При идентификации клиента фиксируется следующая информация: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), контактная информация (при наличии).

В банковских кругах пояснили, что для большинства клиентов процедура купли-продажи валюты не изменится. «Но у клиентов с повышенной степенью риска кредитная организация вправе также запросить сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, сведения о финансовом положении и деловой репутации», — пояснил Банки.ру представитель одной из кредитных организаций.

К приоритетным направлениям политики государства относится обеспечение национальной безопасности и защита национальных интересов России в финансовой сфере. В связи с этим проблема повышения эффективности государственного контроля в сфере экономики и финансов представляет особое значение. Финансовые отношения существуют в сфере не только легальной, но и теневой экономики. Задачи обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации, общественной безопасности во многом связывают с устранением негативного воздействия денежных средств, полученных преступным путем. Таким образом, возникает необходимость осуществления специального вида контроля — финансового мониторинга, связанного с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вопрос о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля в настоящее время является дискуссионным. Финансовое законодательство предусматривает «контроль» и «надзор», не выделяя наряду с данными понятиями в качестве самостоятельной финансово-правовой категории «финансовый мониторинг», в том числе относительно компетенции органов государственной власти, процесса осуществления финансового мониторинга.

По мнению М. М. Прошунина, финансовый мониторинг, являющийся по содержанию контрольной деятельностью, следует рассматривать как вид и как часть финансового контроля в зависимости от объема мер, осуществляемых в рамках финансового мониторинга. Он определяет финансовый мониторинг как сформировавшуюся совокупность урегулированных, прежде всего финансово-правовыми нормами, общественных отношений в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В свою очередь, финансовый мониторинг как правовое явление, охватывающее общественные отношения в рамках предмета правового регулирования финансового права, только начинает «выкристаллизовываться», находясь в начальной стадии своего развития.

М. М. Прошунин выделяет особенности осуществления финансового мониторинга в зависимости от его вида.

В рамках финансового мониторинга как самостоятельного вида государственного финансового контроля Росфинмониторинг осуществляет: постановку на учет организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы; сбор и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом; направление данной информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что данные операции связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма; а также координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в данной сфере, в том числе надзорных органов, которые проводят проверку соблюдения агентами финансового мониторинга законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках внутрикорпоративного финансового контроля (внутрихозяйственного финансового мониторинга) агенты финансового мониторинга осуществляют комплекс мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и исключение вовлеченности данного субъекта финансового мониторинга в легализацию преступных доходов или финансирование терроризма.

Национальная система противодействия отмыванию преступных доходов создана и действует в России с 1 февраля 2002 г. С января 2003 г. действие указанной системы было распространено и на противодействие финансированию терроризма. Основанием к этому явились разработка и принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля и обязательный контроль.

Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер но контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом па основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.

Внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ отличает организацию и осуществление внутреннего контроля.

Организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства но идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны выявлять операции, подлежащие обязательному контролю (на основе законодательно установленных критериев), и подозрительные операции (согласно дополнительным признакам) и информировать о них уполномоченный орган, который, в свою очередь, должен при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о связи таких операций с легализацией преступных доходов, передавать соответствующую информацию в правоохранительные органы.

Уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), полномочия которой определены соответствующим Положением.

Субъектами, представляющими информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, являются:

  • • кредитные организации;
  • • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • • страховые организации и лизинговые компании;
  • • организации федеральной почтовой связи;
  • • ломбарды;
  • • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • • организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
  • • адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
  • • операторы по приему платежей;
  • • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • • кредитные потребительские кооперативы;
  • • микрофинансовые организации.

Статья б Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ определяет перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

  • 1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
  • 1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку па предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

  • 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  • 3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

  • См.: Прошунин М. М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 10. С. 24.
  • Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу : утв. Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу». Более подробно о полномочиях Росфинмониторинга см. в параграфе 5.3 настоящего учебника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *