Контроль

48. Виды контроля Менеджерам приходится контролировать самые разные параметры и процессы: количество и качество производимой продукции, квалификацию персонала, затраты времени и финансовых средств, износ оборудования, своевременность и качество исполнения рабочих заданий и планов и т.п.При всем разнообразии контрольных процедур можно выделить три вида контроля, различающихся по времени (периоду) действия (рис. 48.1):

    1) предварительный;2) текущий;3) заключительный (итоговый).

Кроме того, в менеджменте часто выделяют общий, функциональный и выборочный контроль.Общим (тотальным) называют контроль деятельности всей организации в целом. Он обычно применяется в небольших компаниях, при небольших объемах производства, когда имеется возможность проконтролировать работу практически каждого работника. Несмотря на кажущуюся безупречность такого подхода к контролю, он далеко не всегда оправдывает себя. Во-первых, тотальный контроль является слишком затратным, а во-вторых — часто вызывает негативную реакцию или неверное понимание целей контроля со стороны персонала организации.Практики советуют…Руководитель, решивший контролировать все и вся, освобождает сотрудников от ответственности, а не повышает ее. Ведь они начинают думать, что все ошибки все равно будут обнаружены шефом и следует полагаться только на негоВересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля. // Элитариум: Центр дистанционного образования. 2005. Режим доступа: http://www.elitarium.ru..Н.Н. ВересовФункциональным называют контроль деятельности отдельной функции, отдельного подразделения, отдельного участка предприятия.Выборочным называют контроль, позволяющий сделать вывод о качестве продуктов, услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельных видов работ (отдельных сотрудников). Так, например, в крупносерийном и массовом производстве контролю подвергают только часть партии произведенной продукции — так называемую случайную выборку. Если качество изделий в выборке соответствует установленным требованиям, то и вся партия признается годной, в противном случае вся партия бракуется. К такой форме контроля менеджменту приходится прибегать для сокращения затрат на осуществление контрольных функций и повышения его рентабельности.В зависимости от субъекта контроля контроль разделяют на внутренний и внешний.Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации: собственниками, администрацией, назначенными сотрудниками. Такой контроль призван оценивать результативность и эффективность работы подразделений и компании в целом, эффективность расходования ресурсов, производительность труда и квалификацию персонала, выявлять слабые места и ошибочные решения и т.п.Внешний контроль осуществляется внешними, по отношению к организации, субъектами управления: государственными или независимыми контрольными органами, контрагентами компании (кредитными организациями, страховыми и т.п.) общественностью. Основная цель внешнего контроля — составить мнение ответственных органов о соответствии деятельности контролируемой организации законам, о ее финансовом положении и эффективности деятельности.Кроме того, контроль по форме может быть открытым, наглядным и неофициальным.Открытый контрольпредставляет собой такую систему оценивания и учета деятельности, которая закреплена в соответствующих регламентах: приказах, распоряжениях и положениях (например, положение о мониторинге трудовой дисциплины сотрудников предприятия).Особенностью наглядного контроля является удобство периодического ознакомления с его результатами. Как правило, результаты наглядного контроля различных процессов оформляются в виде диаграмм, гистограмм и учетно-плановых графиков (рис. 48.2).Скрытый контроль осуществляется без оповещения контролируемых лиц. Так, например, широко распространенной является методика «тайный покупатель» (mystery shopping) (иногда используется словосочетание «таинственный покупатель»). Этот способ контроля заключается в том, что контролирующее лицо под видом покупателя проверяет качество работы конкретных сотрудников (как правило, продавцов, менеджеров по работе с клиентами и т.п.) оказывающих услуги клиентам. Эта методика применяется, с одной стороны, для того, чтобы выявить нарушения в обслуживании, допускаемые персоналом компании, а с другой — для выявления и поощрения самых лучших и добросовестных работников. Другими словами, методика «тайный покупатель» позволяет сделать вывод о том, как в компании соблюдаются установленные стандарты.Несмотря на распространенность скрытого контроля, есть мнения, что он является не вполне этичным и малоэффективным методом. Видеолекция «Виды контроля»:

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 64

Принципы административного права — это основополагаю­щие идеи, установления, выражающие объективные закономер­ности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), опре­деляющие научно обоснованные направления реализации компе­тенции, задач и функций государственных управленческих ор­ганов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

Административное право строится на таких принципах, кото­рые свойственны:

1) организации государственного управления и местного са­моуправления (принципы так называемого «организацион­ного» административного права);

2) функционированию государственного управления и местного самоуправления (принципы государственной и муниципаль­ной службы);

3) процессу управления (управленческим процедурам), т.е. про­цессу совершения административных действий;

4) административно-юрисдикционному процессу;

5) судебному процессу по защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод граждан.

Конституционные принципы административного права:

1. Принцип законности. Этот принцип можно назвать также принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

3. Принцип единства системы государственной власти, раз­граничения предметов ведения между Российской Федераци­ей и субъектами Российской Федерации.Этот принцип иногда называют принципом федерализма. Административное право рег­ламентирует организацию государственной власти в РФ, устанав­ливает единую систему органов государственной власти, которые в свою очередь состоят из множества государственных должнос­тей. Государственная власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой госу­дарственный орган, а следовательно, никакой вид государствен­ной службы или никакие государственные служащие не могут претендовать на суверенное осуществление государственной влас­ти. Они исполняют лишь соответствующие функции государ­ственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отноше­ний, складывающихся преимущественно в системе исполнитель­ной ветви государственной власти (не следует забывать, что адми­нистративное право регулирует определенные отношения в систе­ме законодательной и судебной власти — так называемые внут­ренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).

5. Принцип обеспечения права граждан на участие в госу­дарственном управлении; принцип эффективного управления. Статья 32 (ч. 1) Конституции РФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое учас­тие обеспечивается реализацией гражданином своего права изби­рать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референду­ме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами государства в ч. 4 ст. 32 Конститу­ции РФ определяется государственная служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к государствен­ной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

6. Принцип равенства граждан перед законом.Этот прин­цип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и дол­жностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

7. Принцип гуманизма.Сущность принципа гуманизма зак­лючается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкос­новенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, дру­гому жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению или наказанию.

Организационно-функциональные принципы административного права:

1. Принцип подконтрольности и подотчетности государ­ственных органов и государственных служащих (принцип вер­тикальной подчиненности в системе управления).Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми акта­ми. Контрольно-надзорная деятельность — обязательный спут­ник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффек­тивность функционирования государственных органов, реализа­цию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные орга­ны должны также обеспечивать законность в деятельности государ­ственных служащих.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению.Согласно этому принципу еди­ными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственному уп­равлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к ус­тановлению стандартов управленческой деятельности и требова­ний к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

3. Принцип профессионализма и компетентности государ­ственных служащих при осуществлении государственного уп­равления. Административное право устанавливает правовые ос­новы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональ­ное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помо­щью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно про­возгласило в качестве государственных.

4. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. Административное право, регулируя процедуру го­сударственного управления, должно обеспечивать открытость ин­формации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления — важнейшая правовая ос­нова выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффектив­ности.

5. Принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); принцип ответ­ственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.Данный принцип призван стимулировать добросовестное и пра­вильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязатель­но должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами го­сударственного управления, должны отвечать требованиям целе­сообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности. Неком­петентные управленческие решения могут причинить ущерб об­щественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений следует придавать особо важное значение.

6. Принцип обязательного учета научных основ организа­ции государственного управления.Вданном случае речь идет о том, что административное право, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого про­цесса управления. Сюда относятся такие принципы, как диффе­ренциация и фиксирование управленческих функций и должност­ных полномочий; учет отраслевого начала (управление отрасля­ми народного хозяйства) и функционального начала в системе управления (реализация надведомственных функций, функций ме­жотраслевого характера, функций координации); территориаль­ный принцип управления (обеспечение управления на конкрет­ной территории страны, в крае, области, республике); соединение единоначалия и коллективности при осуществлении управленчес­кой деятельности.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в том, что временные периоды осуществления обеих управленческих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам проведения контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Стратегический контрольставит задачу оценки и регулирования деятельности организации с позиций выполнения ею долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой. Этот вид контроля наиболее сложен в силу большой зависимости стратегии организации от изменений в окружающей ее среде и некоторой абстрактности стратегических установок по развитию организации в целом.

Тактический контрольнацелен на анализ выполнения тактических планов организации, неразрывно связанных с ее стратегией. Он осуществляется как в целом по организации, так и по ее ключевым подсистемам. Периодичность тактического контроля совпадает с длиной периода, на который составляются планы тактического развития. Его осуществляют службы, создаваемые в составе структуры управления. Их главная задача — своевременное выявление отклонений от стандартов и целевых установок и проведение корректировочных мер. Наряду с этим в организациях широко используется метод самоконтроля, когда контрольные функции выполняют сами работники или группы.

Оперативный контрольвыполняется ежедневно по периодам, характерным для оперативного планирования. Он включает контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг и выполнения всех видов процессов в организации и подразделяется на три вида:

• предварительный — осуществляется до фактического начала работ по ключевым видам ресурсов, необходимых для нормального протекания процессов: человеческим, материальным и финансовым. Это контроль на входе процесса, который направлен на достижение максимального соответствия стандартам и нормам ресурсов, вводимым в процесс;

• текущий или производственный контроль — осуществляется по ходу выполнения всех этапов и процедур самого процесса, позволяет своевременно выявлять проблемы, устанавливать причины их возникновения, разрабатывать и внедрять предложения и решения и таким образом минимизировать или полностью ликвидировать наметившееся отклонение от стандартов;

• заключительный (последующий) — контроль качества продукциии услуг, полученных по завершении процесса, который производится путем сравнения полученных результатов с заданными. Он обеспечивает руководство необходимой информацией для планирования аналогичных процессов в будущем и разработки систем мотивации, направленных на повышение заинтересованности в улучшении ожидаемых результатов.

Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть достаточно простым и своевременным; иметь стратегическую направленность и ориентироваться на результаты. В современных условиях организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным. Ответственная роль данной функции раскрывается при рассмотрении ее как процесса, состоящего из нескольких этапов.

Установление стандартов, норм, плановых заданий Измерение показателей деятельности Сравнение стандартов, норм, планов с показателями Оценка результатов и корректировка действий или стандартов

Рис. Этапы процесса контроля

Эффективный контроль базируется на нескольких принципах:

1.стратегическая направленность – обеспечение достижения цели с помощью контроля.

2.ориентированность на результаты. Контроль должен способствовать ориентации на цели и их развитие.

3.своевременность – выбор временного интервала, возможность устранения.

4.гибкость контроля.

5.простота контроля – лучшее понимание целей.

6.принцип экономичности.

Мероприятия по повышению эффективности контроля:

1.устанавливать осмысленные стандарты работникам.

2.обсуждать с работниками желаемые результаты.

3.избегать чрезмерного контроля.

4.вознаграждать за достижение стандартов.

Мотивация— это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.

Мотивация — это органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом которого являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации.

Процесс мотивации включает: установление или оценку неудовлетворенных потребностей; формулировку целей и определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей. В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность (физиологическая или психологическая), удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действий. Этот процесс включает несколько этапов между осознанием человеком неудовлетворенных потребностей и их удовлетворением.

Мотивационный процесс:

нужда → побуждение → мотив → поиск путей → целенаправленное поведение → выполненный результат и оценка → поощрение или наказание → переоценка потребностей.

Мотивационный процесс целенаправленный и непрерывный.

Методы мотивации работников — это часть организационной культуры, их основное назначение — обеспечение максимального вовлечения людей, обладающих знаниями, в решение общих задач организации. В теории выделяют следующие главные методы мотивации:

• принуждение — основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа и т.д.;

• вознаграждение — в виде систем материального (заработная плата, премии, участие в прибылях и т.д.) и нематериального (награда, благодарность и т.п.) стимулирования хорошего труда;

• солидарность — развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного организационного климата.

Использование вознаграждения основано на положениях теории потребностей о том, что цели, стремления, ценности и поведение выступают как мотивы, называемые стимулами, или потребностями. Поэтому процесс мотивации рассматривается через призму стимулов, которые в значительной мере предопределяют поведение работников.

Все виды стимулов, используемых организациями, принято подразделять на две группы: материальные и нематериальные.

В первую группу относятся денежные стимулы в виде заработной платы, премий, надбавок, участия в капитале и прибылях, а также различные формы неденежных стимулов (например, предоставление льготных путевок на отдых и лечение, условия бытового обслуживания на предприятии, организация рабочих мест, санитарно-гигиенические условия и пр.).

ИГРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЮЖИНА» Название игры соответствует количеству участников – 13. После каждого тура выбывает один участник. Играют 13 человек. Первый ответивший на вопрос, переходит в следующий тур. По окончании 1 тура остается 12 игроков, 1 выбывает. 1­й тур «ЧТО ЭТО?» Вопросы: 1. Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.) 2. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.) 3. Распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.) 4. Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.) 5. Торговец предметами старины. (Антиквар.) 6. Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.) 7. Зарытые в землю ценности. (Клад.) 8. Взятые взаймы деньги. (Долг.) 9. Денежное выражение стоимости. (Цена.) 10. Официальная отметка на документе. (Виза.) 11. Должник по­другому. (Дебитор.) 12. Залог недвижимости. (Ипотека.) 2­й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ» Игрок, угадавший ответ, переходит в следующий тур. В конце 2­го тура останется лишь 11 участников. Загадки: 1. Возьми первую из нот И к ней добавь ты слово «ход». Получишь то, о чем мечтает Любой, кто бизнес начинает. (Доход.) 2. Тимофей носки вязал И на рынке их продал Дешевле, чем стоят нитки, Получил одни… (Убытки.) 3. Чтоб продукты потреблять, В платьях ярких щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, Надо все это… (Купить.) 4. Судно по морю плывет И тяжелый груз везет. Но стоит букву заменить, Там сможешь акции купить. (Биржа.) 5. Корень мой находится в «цене». В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем, Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.) 6. Догадайся без труда: Банка и без буквы «А» (Банк.) 7. К первому слову, где деньги хранишь, Слово второе добавь и получишь Третье слово, легкое для запоминанья – Бумажных денежек названье. (Банкнота.) 8. Угадай­ка, как зовется, Что за деньги продается. (Товар.) 9. Найди ты слово, наконец, Антоним слову «продавец». (Покупатель.) 10. Ни доллар, ни рубль, ни фунты, А как называлась немецкая валюта? (Марка.) 11. Так повелось с начала века Их очень много у человека. Охота и есть, и пить, отдыхать. Вам предстоит это слово узнать. (Потребности.) 3­й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ» Игрок, называющий пословицу на тему «Деньги», переходит в 4­й тур. Останется всего 10 человек. Варианты пословиц: Деньги не в деньгах, а в делах. Брат братом, сват сватом, а денежки не родня. Деньга деньгу достает. Деньги – навоз: сегодня нет, а завтра – воз. Деньги без глаз. Деньги не грибы, можно и зимой найти. Где денежкам счет – там добро не утечет. Кто не бережет копейки, рубля не стоит. Лишние деньги – лишняя забота. И др. 4­й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДСЧЕТЫ» Необходимо подсчитать в уме ответы на оглашаемые примеры. Кто быстрее решит – переходит в следующий тур. В конце остается 9 человек. Примеры: 16  3 = 111 – 21 = 23  40 = 777 + 333 = 1234 – 234 = 250 : 5 = 24 + 123 = 253 – 107 = 67 + 256 = 5­й тур «ОРУДИЯ ТРУДА» Отгадавший ответ – орудие труда – переходит в 6­й тур, остается 8 человек. Вопросы: 1. Рядом с дворником шагаю, 2. Деревянная река, Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата.) 3. У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. (Наперсток.) 5. Зубы есть, А хлеб не ест. Деревянный катерок, А над катером струится Деревянный дымок. (Рубанок.) 4. Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (Топор.) 6. Сам худ, А голова с пуд. (Пила.) 7. Зубы имеют, А зубной боли не знают. (Грабли.) (Молоток.) 8. Два конца, два кольца, Посередине – гвоздик. (Ножницы.) 6­й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ» Ведущий показывает по одной карточке с экономическими ребусами. Первый разгадавший игрок переходит в 7­й тур. В 7­м туре будут играть только 7 участников. Ребусы: РЕБУСЫ ПО ЭКОНОМИКЕ 7­й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ» Участникам за 1 минуту нужно написать наибольшее количество экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например «Р». Игрок, составивший меньшее число терминов, выбывает, только 6 человек переходят в 8­й тур. Пример: расчет, рынок, реализация, рекламация, рейтинг и др. 8­й тур «ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» Участникам даются карточки с 15 парами слов и словосочетаний из области экономики и бизнеса. Нужно в течение 30 секунд посмотреть их и отметить пары, состоящие из одинаковых слов или словосочетаний. Выбывает тот игрок, кто отметит меньшее число пар. В следующий тур переходят 5 игроков. 1. АО «ИТК Олдинг» – АО «ИПК Олдинг». 2. Компания «Малти­Миксер» – Компания «Малти­Миксер» +. 3. Уставный капитал – Уставный фонд. 4. Идеология «Паблик рилейшнз» – Идеология «Паблик рилейшнз» +. 5. Абсолютная олигополия – Абсолютная олигопсония. 6. Современный маркетинг – Современный менеджмент. 7. Техническая реконструкция – Технологическая реконструкция. 8. Лайонз клуб «Москва – Север» – Лайонз клуб «Москва – Север» +. 9. Беспроцентная ссуда – Беспроцентный кредит. 10. Консультативный бизнес – Консультативный бизнес +. 11. Сервисное обслуживание – Сервисное обслуживание +. 12. Станкомехпромтехбанк – Станкомехпромтехбанк +. 13. Ревонация – Рекламация. 14. Компьютеры фирмы ЭППЛ – Компьютеры центра ЭППЛ. 15. Эффективный мониторинг – Эффективный контролинг. 9­й тур «ОБЪЕДИНИ ОБЩИМ ТЕРМИНОМ» Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим. В 10­м туре будут играть только 4 игрока. 1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия. У них одна и та же валюта. (Крона.) 2. Товар, ввоз. (Импорт.) 3. Товар, информация, покупатель. (Реклама.) 4. Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.) 10­й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД» Каждому из 4 игроков выдается кроссворд, который они должны разгадать. Последний из группы выбывает из борьбы. Кроссворд: «ПИРАМИДА» Разгадав все слова, расположенные по горизонтали, и поднявшись к самой вершине пирамиды, вы сможете прочитать новый экономический термин, расположенный в центре пирамиды по вертикали (сверху вниз). Вопросы. 1. Метод оперативного контроля экономической деятельности. 2. Специфическое свойство, объективно присущее кредиту. 3. Передаточная подпись на ценной бумаге, векселе, чеке, удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу. 4. Документ о залоге должником недвижимого имущества (земли, строения), дающий кредитору права продажи заложенного имущества. 5. Ссуды в денежной форме, выданные на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. 6. Вид платежей в бюджет. 7. Документ, которым оформляются результаты работы или обследования предприятий, фирм и т. п. Ответы. 1. Регулирование. 2. Возвратность. 3. Индоссамент. 4. Закладная. 5. Кре­ диты. 6. Плата. 7. Акт. Слово, расположенное вертикально, – КАДАСТР. Кадастр – это: 1) реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности экономических объектов; 2) список лиц, подлежащих обложению подоходным налогом. 11­й тур «СОСТАВЬ ДИАГРАММУ» Представить в виде столбиковой диаграммы «Грузооборот железнодорожного транспорта за период 1997–1999 гг.», если указаны следующие данные: – в 1998 году грузооборот составил 126 млн тонн – в 1997 году – в 1999 году Ответ: 118, 3 135, 1 ГРУЗООБОРОТ Ж/Д ТРАНСПОРТА, млн т 1997 1998 1999 12­й тур «ЦЕПОЧКА СЛОВ» Два игрока по очереди произносят слова – экономические термины. Первый произносит экономический термин, следующий игрок должен назвать слово, которое будет начинаться с последней буквы первого слова. Получается цепочка. Называть только существительные в единственном числе. Победит в туре тот и тогда, когда у другого игрока больше нет вариантов в течение 15 секунд. Пример цепочки: ЭкономикА – АкциЯ – ЯрмаркА – АукциоН – НалоГ – т. д. Оставшийся участник становится победителем «Экономической дюжины».

В зависимости от времени проведения контроля различают формы предварительного, текущего и после­дующего контроля.

Предварительный контроль:

1) осуществляется до начала совер­шения хозяйственных операций, подвергающихся контролю;

2) на­правлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

Эта форма имеет предупре­ждающий характер.

Он проводится на первых трех стадиях процесса управления:

— постановки проблемы,

— определения цели,

— планирования ме­роприятий по ее достижению.

Главная цель предварительного контроля — пресекать незаконное и нерациональное использова­ние средств, любые посягательства на собственность для соверше­ния финансовых или хозяйственных операций.

Особенно эта форма контроля нужна:

— при оценке использова­ния материальных и финансовых ресурсов,

— при заключении дого­воров различного характера с юридическими и физическими ли­цами,

— при разработке схем и проектов оптимизации производства, маркетинга, налогооблагаемой базы организации.

Текущий контроль (является неотъемлемым компонентом опе­ративного управления):

1) проводится непосредственно в процес­се совершения хозяйственных операций;

2) направлен на:

— оператив­ное выявление и устранение недостатков,

— распространение поло­жительного опыта.

Главная особенность текущего контроля заключается в опера­тивном выявлении отклонений от норм законодательства и нор­мативов путем оперативного сопоставления с ними факта в мо­мент совершения финансово-хозяйственных операций.

Преиму­щество этой формы контроля заключается в возможности выявле­ния и устранения ошибок:

— в бухгалтерских проводках,

— в расчетах при начислении налогов,

— при нарушениях законодательных и нор­мативных актов и т.д.

Последующий контроль (контроль за определенный истек­ший период):

1) осуществляется после совершения хозяйствен­ных операций;

2) направлен на:

— установление достовер­ности отчетных данных,

— на выявление недостатков или положительного опыта.

Последующий контроль обеспечивает объективную оценку деятельности организации.

Основное назна­чение последующего контроля:

— выявление нарушений законода­тельства в истекшем периоде,

— установление правильности веде­ния бухгалтерского учета и формирования финансовой (бухгал­терской) отчетности,

— сохранности имущества,

— хозяйственной це­лесообразности и законности проведенных операций,

— выполнения предписаний органов управления.

Последующий контроль отличается углубленным и комплекс­ным изучением всех сторон деятельности объекта проверки и по­зволяет выявлять недостатки предварительного и текущего кон­троля.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют формы документального и фактического контроля.

Документальный контроль — это контроль за правильностью ведения учета, составления форм отчетности.

Он проводится по документальным данным, источниками которых являются пер­вичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетиче­ского и аналитического учета, планы и отчеты организации, хо­зяйственные договоры, учредительные документы и другие источ­ники информации.

Специфика этого вида контроля состоит в том, что источники могут быть:

— достоверными и недостоверны­ми,

— полными и неполными.

Все это отражается на выборе аудитором технических приемов проверки документации.

Фактический контроль представляет собой изучение фактиче­ского состояния проверяемых объектов на основе осмотра их в на­туре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.).

Методические приемы фактического контроля служат для установления:

— реального состояния контролируемых объектов,

— объема и качества выполняемых работ,

— действительного соверше­ния хозяйственных операций, отраженных в документах.

Эта работа осуществляется путем осмотра проверяемых объек­тов в натуре (путем проведения инвентаризации ос­новных средств и нематериальных активов, денежных средств, ценных бумаг, материально-технических ценностей, а также дос­товерности и объективности дебиторской и кредиторской задол­женности).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *