Контрольно ревизионное управление минфина

Контрольно-ревизионное управление является структурным подразделением Счетной палаты Республики Башкортостан.

Контрольные полномочия управления распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Республике Башкортостан, на внебюджетные фонды Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и организационно-правовых форм, если они получают, перечисляют, используют средства из бюджета Республики Башкортостан или используют республиканскую собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством Республики Башкортостан или органами государственной власти РБ налоговые и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств бюджета Республики Башкортостан, использованием республиканской собственности и управлением ею, а также в части предоставленных законодательством Башкортостана или органами государственной власти РБ государственных гарантий, налоговых и иных льгот и преимуществ.

Одной из основных задач контрольно-ревизионного управления является осуществление контроля за полнотой и своевременностью возмещения ущерба в бюджет республики, нанесенного в результате нецелевого и неэффективного использования государственных средств министерствами, ведомствами и иными организациями и учреждениями. По итогам контрольных мероприятий в адрес Министерства финансов РБ, распорядителей средств республиканского бюджета, иных участников бюджетного процесса, глав муниципальных образований республики и руководителей Советов муниципальных образований направляются представления и информационные сообщения.

Счетной палатой используются все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению негативных последствий финансовых нарушений, возврату средств, использованных не по целевому назначению.

В состав управления входят три отдела: текущего, оперативного и регионального контроля.

Основные задачи отделов контрольно-ревизионного управления:

1. осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре ;

2. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального управления и реализацию возложенных на территориальное управление функций;

3. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

4. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. обеспечивает мобилизационную подготовку территориального управления;

6. организует профессиональную подготовку работников территориального управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

7. представляет в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора аналитическую информацию по результатам контрольных мероприятий и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, а также планы контрольной работы территориального управления и отчеты о деятельности территориального управления;

8. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности территориального управления информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

9. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального управления;

10. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд территориального управления;

11. участвует в формировании и ведении единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

12. оказывает методологическую помощь контрольным и финансовым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

13. осуществляет по поручениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с поставленными задачами была разработана и утверждена структура Управления, включающая 5 отделов:

1.Организационно-аналитический отдел;

2.Отдел ревизии организаций соцсферы и госсаппарата;

3.Отдел контроля за использованием бюджетных средств в организациях оборонного комплекса и правоохранительных органов;

4.Отдел контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых отраслям экономики, и ревизий хозяйствующих субъектов;

5.Отдел учета, отчетности и хозяйственно-правового обеспечения.

Фактически задача Управления значительно шире круга, предусмотренного бюджетным законодательством, и в части неправомерного расходования средств бюджетов, других финансовых нарушений, причиненного ущерба зачастую перекликается с задачами текущего контроля, который осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов и вытекает из нарушения в основном гражданского, трудового права.

И все-таки одной из первоочередных задач Управления является возмещение причиненного государству ущерба. Только за 1 полугодие 2010 г. в результате применения всех форм восстановления средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, возмещено 16624 тыс. руб., из них добровольно возмещено 16544 тыс. руб. Правоохранительным органам передано 18 материалов ревизий, из них 2 материала (на сумму 29486 тыс. руб.) передано по инициативе Управления.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

В последнее 20 лет всё больше ощущается необходимость разработки общей концепции финансового контроля, охватывающий одновременно государственный финансовый контроль (ГФК), аудит, а также внутренний, муниципальный и общественный финансовый контроль.

Первым шагом в этом направлении стало, как известно, создание в 1990 г. государственной налоговой системы. В настоящее время это довольно мощная служба финансового контроля с числом работников свыше 80 тысяч человек, призванная обеспечить действенный контроль за полнотой и своевременностью перечисления налога в бюджет всеми юридическими и физическими лицами. Этой службе Верховным Советом республики предоставлены широкие правовения, несвоевременное их перечисление, неудовлетворительное ведение бухгалтерского учета и т.д.

Однако создание налоговой службы не исчерпывает всех проблем укрепления финансовой дисциплины. Необходим не только контроль за полнотой поступления в бюджет доходов, но и тщательная проверка эффективности использования бюджетных средств, а также собственных финансовых ресурсов на каждом предприятии и в организации. В связи с этим только в текущем году были образованы Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации и Контрольное Управление при Президенте России.

Помимо этих органов в стране продолжают действовать ведомственный финансовый контроль и контрольно-ревизионные службы Министерства финансов России (КРУ).

Таким образом, уже сейчас создано достаточное число контролирующих органов. Однако, если между Контрольным Управлением при Президенте и КРУ Министерства финансов установлены тесные контакты и их работа координируется составлением совместного плана проверок, то между другими контрольными органами никакой координации не осуществляется и каждый работает по своим планам. Хуже того, никто не оказывает помощи и содействия в работе ведомственного контрольного аппарата, который в некоторых министерствах, госкомитетах и объединениях практически ликвидирован или преобразован в другие службы.

В этих условиях основная тяжесть осуществления государственного финансового контроля легла на Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Только в детективных романах и фильмах следователи сами анализируют финансовые документы, проводят проверки и доводят дело до суда. В жизни все по-другому. Пока не будет проведена ревизия или проверка финансово-хозяйственной деятельности специалистами-ревизорами никакое дело об экономическом преступлении до суда доведено быть не может. Поэтому, если мы хотим бороться с организованной экономической преступностью, надо укреплять не только подразделения правоохранительных органов, но и государственный контрольно-ревизионный аппарат, укреплять его численно, организационно, упорядочить систему оплаты труда.

Поэтому ни в коем случае нельзя допустить развала государственного финансового контроля, и прежде всего, следует повысить роль Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации и его органов на местах. Естественно, что исходя из современных задач, следует пересмотреть положение об этом органе и сосредоточить основное его внимание на проведении ревизий и проверок сохранности денежных средств и материальных ценностей, законности и эффективности использования бюджетных средств по всем направлениям и видам расходов, в том числе в иностранной валюте. Необходимо создать в составе этих органов специальные отделы для проведения ревизий и проверок по просьбам следственных и судебных органов.

Наряду с укреплением государственного финансового контроля развитие рыночных отношений, прежде всего акционерных форм собственности, вызывает необходимость создания хозрасчетных органов финансового контроля (аудита). Создание в республике сети аудиторских фирм позволит внедрить подлинно экономические принципы финансового контроля, основанные на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторами и проверяемыми ими акционерными фирмами.

В настоящее время, в России, аудиторские фирмы организованы практически во всех крупных городах. Уже имеется свыше тысячи аудиторских фирм. Причем некоторые из них, такие как «Минаудит», «Росаудит», «Мосаудит» и другие, работают весьма успешно. В Москве и Санкт-Петербурге под видом совместных предприятий открыли свои филиалы и активно внедряются на аудиторском рынке крупнейшие аудиторские фирмы Великобритании, США, Германии и других стран.

Проводится определенная работа по подготовке аудиторов. Здесь активную роль играют крупнейшие высшие экономические учебные заведения; организованы курсы в Уфе, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и многих других городах республики.

Аудиторские фирмы как наши, так и зарубежные, оказывают акционерным обществам консультации управленческого характера, услуги по исчислению налогов, учетной деятельности (подготовка финансовой отчетности по заказам), практическому счетоводству (ведение регистров и журналов).

Дальнейшее становление и развитие аудита сдерживается из-за отсутствия Закона об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Между тем, в проекте Закона, разработанном Минфином России совместно с другими республиканскими ведомствами еще в начале 1992 г., предусмотрен целый ряд жизненно важных положений, необходимых для цивилизованного становления аудита в республике, таких как «Общие условия создания аудиторской службы», «Порядок проведения аудита», «Права и ответственность аудиторов» и др.

Принятие Закона позволит приступить к разработке других законодательных актов и положений, таких как Закон об этике аудитора, необходимых стандартов, тарифов на аудиторские услуги, порядка выдачи лицензий. Принятие закона позволит нашему аудиту выйти и на международную арену, наладить, уже официально, связи с ассоциациями аудиторов и ревизоров других стран, более активно использовать в наших условиях зарубежный опыт, наработки теории и практики внешнего и внутреннего аудита.

Помимо решения сопутствующих задач, напрашивается и другое расширение финансового контроля – за нефинансовой деятельностью проверяемых. В ней тоже есть важные стороны, нуждающиеся, с народно-хозяйственных позиций, в контролировании. При аудите – это различные нефинансовые показатели, такие, как производство важнейший видов продукции в натуральном выражении, количество занятых и т. д. А при проверке органами ГФК больницы или системы скорой помощи города – показатели качества медицинского обслуживания (время его ожидания, результативность и др.). Создавать для нефинансового контроля специальные структуры (помимо аудиторских фирм, органов ГФК и тд.) врядли целесообразно. Логично в перспективе именно на них возложить такой контроль.

Поэтому существует – и в дальнейшем будет всё больше набирать обороты – тенденция расширения финансового контроля до информационного, в рамках которого контролировалась бы вся существенная информация (за исключением действительно конфиденциальной т т.п.), порождаемая в проверяемой организации и необходимая для принятия решений её контрагентом на различных уровнях народного хозяйства. Но основная роль в информационном контроле в обозримой перспективе будет принадлежать финансовому контролю.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.

Бюджетная система Российской Федерации – многоуровневая структура.

Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов, третий уровень – местные бюджеты. На всех уровнях самостоятельно и независимо друг от друга разрабатываются и утверждаются законы о бюджете и об исполнении бюджета на текущий финансовый год. Каждый из этих уровней состоит из представителей законодательной и исполнительной власти, получателей бюджетных средств и контролирующих органов, которые являются участниками бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой систему действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и других организаций по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов в доходной и расходной части, а также по контролю за их исполнением. На всех трех уровнях предусматривается независимый контроль.

В настоящие время приоритетной нормой права, регламентирующей деятельность Управления по осуществлению контролирующих функций, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Пункт 3 Статьи 157 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что полномочия органов государственного финансового контроля определяются настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти. Статья 265 БК РФ делит этот контроль на предварительный, текущий и последующий.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета, то есть в то время, когда финансово-хозяйственная операция уже совершилась и нашла своё отражение в бухгалтерском учете учреждения.

Статья 268 БК РФ закрепляет за Министерством финансов Российской Федерации осуществление внутреннего контроля за использованием средств главными распорядителями (министерства, ведомства, субъекты Федерации и закрытые территориальные образования), распорядителями (территориальные органы министерств и ведомств, исполнительные органы власти субъекта Федерации) и получателями бюджетных средств (бюджетные учреждения, организации и предприятия).

Одним из нормативных актов, предусмотренным Статьей 157 БК РФ, является постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2003 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской федерации».

Согласно этому постановлению, являясь территориальным органом Министерства финансов Российской Федерации, КРУ соответственно является участником бюджетного процесса, обладая при этом определенными правами и обязанностями.

В контроле за исполнением федерального бюджета существует ещё много нерешённых вопросов. Главная причина – несовершенство законодательной базы. До сих пор нет федерального закона, определяющего правовые основы контроля. Нормативно-правовая база действующих органов контроля за исполнением федерального бюджета неоднородна и противоречива. Постановления Правительства РФ и приказы Министерства финансов РФ оказываются на практике порой более значимыми, чем Бюджетный кодекс РФ или Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации». Следствием является отсутствие правовых и методологических основ осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

В настоящее время главным условием улучшения контроля за исполнением федерального бюджета является задача укрепить и сделать более чёткой и однозначной правовую базу органов государственного финансового контроля. Значительных доработок требует Бюджетный кодекс РФ.

В частности, рзд. IX Бюджетного кодекса РФ «Государственный и муниципальный финансовый контроль», целесообразно представить в новой редакции, в которой необходимо дать как чёткое определение внешнего, внутреннего и ведомственного контроля, так определить соответствующие им органы государственного финансового контроля, осуществляющие указанные виды контроля.

В частности, правовыми основами внешнего финансового контроля должны являться: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации», внутреннего – Бюджетный кодекс РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативные акты Минфина РФ, ведомственного – регламенты, уставы деятельности структурных подразделений, органов внутреннего финансового контроля.

Следует отдельно определить задачи внутреннего контроля: разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составление бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, а также подготовку и организацию, осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

В статьях, устанавливающих методы финансового контроля, следует указать координацию деятельности по нормативно-правовому и методологическому обеспечению контроля за исполнением федерального бюджета между Счётной палатой РФ и Правительством РФ. Также должны найти отражение понятие проведения ревизий и проверок.

Систему органов финансового контроля следует определить: органами внешнего финансового контроля является Счётная палата РФ и средства на её содержания предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Органами внутреннего финансового контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное Казначейство.

В статье, отражающей проведение финансового контроля законодательными (представительными) органами государственной власти, следует отразить понятие текущего и последующего контроля за исполнением бюджетов законодательных (представительных) органов государственной власти.

Статья, отражающая финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внешнего финансового контроля, должна быть детализирована. То есть содержать: область контроля (контроль за исполнением федерального бюджета), контроль по времени осуществления контрольных действий (текущий и последующий), а также форму осуществления внешнего финансового контроля: проверка своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета по объёмам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и результативности использования средств федерального бюджета, проверка бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета, контроль за осуществлением ведомственного и финансового контроля в структурных подразделениях органов внутреннего финансового контроля. При этом следует учесть необходимость предоставления органов государственного внешнего контроля органами исполнительной власти любой необходимой информации, включая сведения, содержащие государственную и иную законом тайну, в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Статья, отражающая финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внутреннего финансового контроля, также должна быть детализирована. Она должна содержать область контроля (контроль за порядком исполнения федерального бюджета, контроль за использованием средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также контроль за ведением бюджетного учёта и бюджетной отчётности), контроль за временем осуществлением контрольных действий (текущий и последующий).

В статье, отражающей ведомственный контроль, должны быть указаны полномочия, компетенция и область контроля органов ведомственного контроля, то есть главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Кроме того, нужно ввести в Бюджетный кодекс РФ понятие «бюджетный контроль», а не использовать в его отношении «финансовый контроль», который не позволяет законодательно отразить специфику его проявления и чётко разграничить без пересечения и дублирования полномочия и компетенцию органов в сфере контроля за исполнением бюджета, в том числе федерального.

Необходимо ввести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, в Положение о Минфине РФ, отражающие полномочия данного органа в лице его отраслевых департамента в части текущего контроля за составлением и ведением сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

Кроме того, в целях повышения результативности и эффективности мер, принимаемых по итогам проведённых Счётной палаты проверок по исполнению федерального бюджета, целесообразно повысить статус и расширить полномочия счётной палаты, внеся следующие изменения в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации»:

Предоставление ей права бесспорного, безакцептного списания средств со счетов, нарушителей бюджетной дисциплины и направления указанных средств в федеральный бюджет, в тех случаях, когда представления и предписания не выполняются, а предусмотренные законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платёжных и расчётных операций нарушителей могут быть преждевременными.

Усиление ответственности должностных лиц органов государственной власти РФ и правоохранительных органов РФ за полное и качественное исполнение обращений, представлений и предписаний Счётной палаты РФ.

Установить Счётную палату РФ как «высший» орган государственного финансового контроля с особым статусом и закрепить её как орган «внешнего» контроля по отношению к собственно органам исполнительной власти, согласно международной терминологии.

В связи с этим необходимо внести соответствующую статью Регламента Счётной палаты РФ дополнений, обязывающие инспекторов Счётной палаты РФ, в ходе контрольных мероприятий, отражать ущерб при использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности, от непоступления налогов и других платежей в федеральный бюджет, с учётом действующего законодательства и судебной практики всесторонне отражать (в актах проверок) содержание ущерба и достоверно рассчитывать размер причинённого ущерба.

Положения о независимости Счётной палаты РФ, её членов, подчинённости их только Конституции РФ и Федеральному закону о Счётной палате, следует закрепить в Конституции РФ, а также уточнить и конкретизировать путём внесения соответствующих дополнений и изменений в действующий федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации».

Следует отметить, что в целях решения перечисленных проблем целесообразно, в первую очередь, сформировать и усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу по обеспечению координации деятельности органов, осуществляющих государственные контрольные функции. На этой основе принять решение оптимизации организационно-штатных структур контрольных инстанций, унификаций полномочий контрольно-надзорных органов в сфере контроля за исполнением федерального бюджета и совершенствовании методического обеспечения. Внесение изменений в российское законодательство (в Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон «О Счётной палате РФ» и другие акты) в части уточнения общих принципов финансового контроля за исполнением федерального бюджетов облегчит их правоприменение. Вышеуказанные правовые акты позволят исключить многочисленные юридические коллизии, возникающие между различными нормативными актами, а также внутри самих актов, создаваемых при отсутствии единых правил и принципов.

Бюджетный контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективной оценки экономической эффективности использования бюджетных средств, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Бюджетный контроль является одной из форм финансового контроля, направленной на выявление случаев нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, под которой понимается установленный бюджетным законодательством порядок образования, распределения и использования бюджетных денежных средств РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Формы бюджетного контроля:

1) предварительный контроль. Проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно—финансовым вопросам;

2) текущий контроль. Осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;

3) последующий контроль. Проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетный контроль как часть государственного финансового контроля осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; на региональном уровне осуществляется контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и региональных внебюджетных фондов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов.

Правовые основы бюджетного контроля установлены гл. 26 БК РФ. Правовое положение органов, осуществляющих бюджетный контроль, определяется нормативными правовыми актами, определяющими статус и полномочия этих органов: на федеральном уровне – федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – законами субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль может осуществляться как представительными (законодательными) органами, так и исполнительными органами соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления.

Целями бюджетного контроля являются: укрепление законности в бюджетной сфере; рациональное использование бюджетных средств; устранение препятствий оптимальному функционированию бюджетной системы; совершенствование бюджетной системы.

Органы бюджетного контроля

Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.

На федеральном уровне таким органом является Счетная палата РФ, созданная в соответствии с положениями Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4–ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», на региональном уровне – представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольно—счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством соответствующего субъекта. Органами местного самоуправления создаются муниципальные органы контроля в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных правовых актах соответствующих органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Федеральная служба финансово—бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора и Федеральное казначейство действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово—бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) и Положением о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).

Контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ создаются в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ (законы и кодексы субъекта РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц исполнительных органов власти), а контрольные органы местного самоуправления – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств являются органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств бюджета, которые осуществляют внутриведомственный финансовый контроль. Названный контроль проводится в подведомственных учреждениях и организациях контрольно—ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов власти. Контрольные функции названными органами осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего уровня, определяющими порядок работы указанных органов.

Полномочия органов бюджетного контроля

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 265 БК РФ).

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня (ст. 266 БК РФ).

Счетная палата РФ вправе также проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольные органы, созданные представительным (законодательным) органом субъекта РФ, а также финансовые органы субъекта РФ либо иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета данного субъекта РФ.

В соответствии со ст. 267 БК РФ федеральное казначейство осуществляет контроль за:

1) соблюдением лимитов бюджетных обязательств, распределенных между распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

2) соблюдением лимитов кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

3) соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации;

4) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств

(ст. 268 БК РФ).

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с бюджетными средствами соответствующих бюджетов (ст. 270 БК РФ).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях координации и организации совместной работы по обеспечению предварительного, текущего и последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации — начальника Главного управления федерального казначейства Т.Г.Нестеренко и руководителя Департамента государственного финансового контроля и аудита А.В.Крикунова.

Министр
М.М.ЗАДОРНОВ

УТВЕРЖДЕН
Приказом Минфина РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 «О федеральном казначействе», Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864, и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации», во исполнение подпункта «е» пункта 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20 августа 1998 г. N 156 «Об усилении государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета», в целях координации и организации совместной работы по обеспечению предварительного, текущего и последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета устанавливается следующий порядок взаимодействия управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее — управления федерального казначейства) и контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее — контрольно-ревизионные управления) по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок, направленный на:

а) повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

б) обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;

в) совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

г) реализацию мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Контрольные функции территориальных органов федерального казначейства осуществляются на стадии предварительного и текущего контроля при финансировании расходов организаций — получателей средств федерального бюджета (далее — бюджетополучатели) с лицевых счетов, открываемых им в территориальных органах федерального казначейства, и последующий контроль в процессе исполнения федерального бюджета.

Территориальные органы федерального казначейства при осуществлении предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета ежегодно охватывают проверками 100% организаций, финансируемых из федерального бюджета через лицевые счета органов федерального казначейства.

Предварительный контроль осуществляется территориальными органами федерального казначейства на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

Текущий контроль осуществляется территориальными органами федерального казначейства на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Последующий контроль по целевому использованию средств федерального бюджета осуществляется территориальными органами федерального казначейства в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на соответствующий год, заданиями и указаниями Министерства финансов Российской Федерации, по инициативе территориальных органов федерального казначейства и во взаимодействии с другими органами государственного финансового контроля по особому плану.

1.2. Контрольные функции контрольно-ревизионных управлений осуществляются на стадии последующего контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств и их сохранностью. При этом проверками охватываются, начиная с 1999 года, не менее 50% организаций, получающих в различных формах средства федерального бюджета, либо не менее 50% сумм финансирования из федерального бюджета. По итогам квартала и года результаты проверок оформляются в виде сводной справки статистических данных о проведенной контрольно-ревизионной работе (по мере компьютеризации учета результатов контрольно-ревизионной работы).

1.3. Взаимодействие управлений федерального казначейства и контрольно-ревизионных управлений включает в себя информационный обмен, сотрудничество при планировании и организации контрольной работы, реализацию материалов ревизий и проверок.

2. Информационный обмен

2.1. Управления федерального казначейства ежегодно до 20 января предоставляют контрольно-ревизионным управлениям по состоянию на начало каждого года информацию о наличии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, а также об организациях всех форм собственности и подчиненности, получивших в течение прошедшего года средства из федерального бюджета на выполнение различных программ, проектов и мероприятий. В течение года указанная информация уточняется путем периодического (ежеквартального) информирования об изменении перечня бюджетополучателей.

2.2. Управления федерального казначейства на основании запросов контрольно-ревизионных управлений в течение 5 рабочих дней предоставляют данные по объему финансирования по перечню бюджетополучателей, подлежащих проверке.

2.3. Контрольно-ревизионные управления в течение 10 дней после окончания каждого месяца информируют управления федерального казначейства о результатах ревизий и проверок расходования средств федерального бюджета

2.4. Образцы форм, применяемых при обмене информацией между управлениями федерального казначейства и контрольно-ревизионными управлениями, устанавливаются настоящим Порядком. Иная информация может предоставляться по согласованию сторон в интересах улучшения качества контрольной работы.

При необходимости проводится оперативный обмен копиями писем, разъяснений и других документов Главного управления федерального казначейства и Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции управлений федерального казначейства и контрольно-ревизионных управлений в части обеспечения последующего контроля за расходованием средств федерального бюджета.

3. Сотрудничество при планировании и координации контрольной работы

3.1. Управления федерального казначейства и контрольно-ревизионные управления при разработке годовых и квартальных планов контрольной работы руководствуются Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на соответствующий год.

3.2. Управления федерального казначейства и контрольно-ревизионные управления в течение года (ежеквартально) уточняют квартальные планы контрольной работы и при необходимости включают в указанные планы совместные проверки бюджетополучателей, проверки по указаниям Министерства финансов Российской Федерации, а также по обращениям других органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.3. Результаты совместно проведенных ревизий и проверок оформляются актом ревизии (проверки) за подписями проверяющих специалистов. Реализация данных проверок осуществляется в установленном порядке.

3.4. Управления федерального казначейства в ходе осуществления текущего и предварительного контроля за соответствием бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и платежных документов сметам расходов бюджетополучателей при необходимости вносят предложения в контрольно-ревизионные управления о проведении внеплановых ревизий (проверок) конкретных бюджетополучателей. Контрольно-ревизионные управления в 5-дневный срок рассматривают поступившие предложения и информируют управления федерального казначейства о возможности проведения внеплановых ревизий (проверок).

4. Порядок реализации материалов ревизий и проверок

4.1. Контрольно-ревизионные управления по результатам проверок направляют для принятия соответствующих мер в управления федерального казначейства представления о взыскании в доход федерального бюджета (уменьшении финансирования) средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению по форме согласно приложению N 1 и сведения для начисления штрафных санкций, предъявляемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.

По запросам управлений федерального казначейства контрольно-ревизионные управления в 3-дневный срок представляют акты ревизий (проверок), содержащие следующие данные:

а) полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежности и наименования вышестоящей организации;

б) реквизиты организации, с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) период и сроки проведения проверки;

г) коды бюджетной классификации, по которым осуществлялось финансирование расходов из федерального бюджета;

д) перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные;

е) выводы о нецелевом использовании средств федерального бюджета по статьям бюджетной классификации Российской Федерации, суммы нецелевого использования средств федерального бюджета, а также нарушенных нормативных актах;

ж) сведения для начисления штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств, в том числе, количество дней нецелевого использования средств федерального бюджета, сумма нецелевого использования бюджетных средств.

В случаях возражений со стороны проверяемой организации по фактам выявленных нарушений и отсутствии возможности формирования аргументированного заключения проверяющими, контрольно-ревизионные управления обязаны получить заключение в соответствующих департаментах Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 августа 1998 г. N 156.

4.2. Передача материалов, предусмотренных в абзаце первом пункта 4.1 настоящего Порядка, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями в управления федерального казначейства в 2-недельный срок после подписания акта ревизии (проверки) и урегулирования всех имеющихся разногласий по акту.

4.3. После получения представлений от контрольно-ревизионных управлений управления федерального казначейства в 2-недельный срок со дня получения рассматривают их и информируют контрольно-ревизионные управления о принятых к исполнению по форме согласно приложению N 3.

4.4. Представления контрольно-ревизионных управлений, не принятые к исполнению управлениями федерального казначейства, возвращаются с указанием причин возврата по форме согласно приложению N 4.

4.5. Управления федерального казначейства в течение 5 рабочих дней с момента принятия от контрольно-ревизионных управлений к исполнению представлений обязаны направить в Главное управление федерального казначейства — уведомление с предложением по уменьшению текущего финансирования бюджетополучателей, не имеющих внебюджетных источников финансирования, по форме согласно приложению N 5 либо в государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации — предписания на взыскание средств в доход федерального бюджета с бюджетополучателей, имеющих внебюджетные источники доходов, по форме согласно приложению N 6.

4.6. Контрольно-ревизионные управления обеспечивают участие своего представителя в судебных заседаниях в качестве третьего лица со стороны ответчика в случаях обжалования в судебном порядке действий управлений федерального казначейства, предпринятых им по материалам проверок контрольно-ревизионного аппарата.

4.7. Управления федерального казначейства ежемесячно, в срок до 10 числа каждого месяца, информируют контрольно-ревизионные управления о реализации принятых к исполнению представлений по материалам ревизий и проверок по форме согласно приложению N 7.

Приложение N 1
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

Оформляется на бланке контрольно-ревизионного управления Минфина России в субъекте Российской Федерации Руководителю Управления федерального казначейства по ______________________ Представление » «____________199 г. N __________________ В соответствии с Положением о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 888, и во исполнение подпункта «б» пункта 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20 августа 1998 г. N 156 «Об усилении государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета», в целях реализации материалов ревизии (проверки) _________________________________________________________________, (наименование организации) __________________________________________________________________ (код главы и ведомственная принадлежность) средства федерального бюджета, использованные не по целевому назначению в сумме ___________________ рублей, установленные актом ревизии (проверки) от ________________, предлагаю взыскать в доход федерального бюджета (уменьшить финансирование) по следующим подразделениям бюджетной классификации Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 1н: /сумма/ Раздел _____________ _______________________ Подраздел _____________ _______________________ Код экономической классификации _____________ _______________________ Целевая статья _____________ _______________________ Вид расходов _____________ _______________________ Юридический адрес: __________________________________________ (полное наименование организации) ИНН __________________________________________________________ (идентификационный номер налогоплательщика) Расчетный счет организации ___________________________________ (реквизиты всех имеющихся банковских счетов) Руководитель Контрольно-ревизионного управления Подпись

Приложение N 2
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

Подразделения бюджетной классификации Дата начала отвлечения средств Дата окончания отвлечения средств Сумма отвлеченных средств (рублей)
раздел подраздел код целевая статья вид расходов
1 2 3 4 5 6 7 8
Х Х Х Х Х Х Х Всего:
Руководитель Контрольно-ревизионного управления /подпись/

Приложение N 3
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

N п/п Полное наименование проверенной организации Ведомственная принадлежность. Полное наименование вышестоящей организации Дата представления Сумма нецелевого использования (в руб.) Примечание
1 2 3 4 5 6
Все <*> <**>

<*> — проставляется общее количество принятых материалов

<**> — проставляется общая сумма нецелевого использования по всем направляемым материалам

Дата _________ Фамилия и инициалы руководителя Контрольно-ревизионного управления
(подпись)

Приложение N 4
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

N п/п Полное наименование проверенной организации Ведомственная принадлежность. Полное наименование вышестоящей организации Дата представления Сумма нецелевого использования (в руб.) Причины возврата материалов
1 2 3 4 7 8
Все го <*> <**>

<*> — проставляется общее количество возвращаемых материалов

<**> — проставляется общая сумма нецелевого использования по всем возвращаемым материалам

Дата _________ Фамилия и инициалы руководителя Управления федерального казначейства
(подпись)

Приложение N 5
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

Уведомление об изменении финансирования __________________________________________________________________ (организация) __________________________________________________________________ (коды, наименование министерства, ведомства) Управление федерального казначейства по __________________________ уведомляет, что на основании проверки (ревизии) от «___» _______ 199 _ г. средства, использованные не по целевому назначению __________________________________________________________________ (полное наименование организации) подлежат зачету в счет финансирования по следующим подразделениям бюджетной классификации Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 1н: раздел ____________ подраздел __________ код экономической классификации _____________________ уменьшить ассигнования по целевой статье ____________ вид расходов __________ руб ____________ Руководитель Управления федерального казначейства по ____________________________ ______________(подпись) Главный бухгалтер Управления федерального казначейства ______________(подпись) Место печати Дата Оформляется на бланке управления федерального казначейства

Приложение N 6
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

Начальнику Государственной налоговой инспекции по _______________________ копия: _____________________________ (наименование организаций, допустивших нарушения) для контроля _______________________ (наименование соответствующего управления федерального казначейства) N __________ «___»__________ 1998 г. Представление Выдано на основании акта проверки ___________________________________ (наименование проверяющего органа) от «___» __________199_ г. ______________________________________ (наименование проверенной организации) На основании Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 «О федеральном казначействе» (п.3), Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 (п.п.12 и 13), прошу в 3-х дневный срок взыскать с __________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование организации) средства федерального бюджета, использованные не по целевому назначению, в размере ___________ рублей (_____________________) в (сумма прописью) в доход федерального бюджета на счет 40102810100000990002, код бюджетной классификации 2011000 (в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 1н), а также штрафные санкции за нецелевое использование средств федерального бюджета в размере ____________________ рублей (________________________________________________________________) (сумма прописью) на счет 40102810100000990002, код бюджетной классификации 2070300 (в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 1н). Юридический адрес _______________________________________________, (полное наименование организации) Расчетный счет организации N _______ в ___________________________ _________________________________________________________________, (наименование кредитной организации и ее реквизиты) ИНН ______________________________________________________________ (идентификационный номер налогоплательщика) В случае недостаточности или отсутствия средств на указанном счете, средства могут быть списаны по мере их поступления на счет, а также с других счетов, включая депозитные, открытых организации в кредитных организациях Российской Федерации. Руководитель управления федерального казначейства по _________________ (подпись)

Приложение N 7
к Порядку, утвержденному приказом
Министерства финансов РФ
от 28 декабря 1998 г. N 265

N п/п N представления КРУ (дата) Полное наименование проверенной организации Ведомственная принадлежность. Полное наименование вышестоящей организации Дата и N предписания и (или) уведомления на уменьшение текущего финансирования Предъявлено к взысканию и (или) уменьшению (в руб.) Дата и N документа подтверждающего факт взыскания Сумма (фактически взысканных средств и (или) уменьшенных плановых назначений (в руб.)
нецел. использ. штрафн. санкц.
нецел. использ. штрафн. санкц.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дата _________ Фамилия и инициалы руководителя Управления федерального казначейства
(подпись)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *