Критерии достаточной переработки товара

Targo

В последнее время законодательство об определении страны происхождения товара претерпело некоторые изменения. Об этом рассказывает юрист-эксперт таможенного холдинга «Группа Тарго» Николай Зарубин.

Прежде всего, данные изменения связаны с созданием Таможенного союза стран ЕврАзЭС и принятием в связи с этим Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров (далее — Соглашение).

В связи со вступлением Российской Федерации в Таможенный союз изменились нормативные документы, в которых были установлены критерии достаточной переработки товаров, которыми необходимо руководствоваться участникам ВЭД и таможенным органам при определении страны происхождения товаров.

Комплекс нормативных документов, содержащих правила определения страны происхождения товаров, делит все товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, на 3 группы:

1) Товары, происходящие из стран, не являющихся членами СНГ;

2) Товары, происходящие из стран — членов СНГ;

3) Товары, происходящие из стран, относящихся к развивающимся и наименее развитым странам.

На территории Таможенного союза в отношении товаров, происходящих из стран, не являющихся членами СНГ и не относящихся к развивающимся и наименее развитым странам, применяются правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением. В соответствии с данным соглашением, все товары, полностью произведенные в конкретной стране (добытые, выращенные, выловленные и т. д.) считаются товарами этой страны.

Однако, в силу коммерческой и производственной целесообразности товары, полученные в одной стране, могут быть перемещены в другую страну с целью их переработки. В этом случае для определения страны происхождения товаров Соглашением установлены критерии достаточной переработки, при соблюдении которых товар считается происходящим из данной страны.

Соглашением предусмотрены следующие критерии достаточной переработки для определения страны происхождения товара:

1) Изменение классификационного кода ТН ВЭД ТС товаров на уровне любого из первых четырех знаков;

2) Выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где эти операции были совершены;

3) Изменение стоимости товаров, когда стоимость использованных материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции.

Данные критерии должны применяться в порядке, определенном Комиссией Таможенного союза, то есть, Комиссия Таможенного союза должна определить как перечень соответствующих технологических операций, так и размер упомянутых адвалорных долей.

Однако на настоящий момент отсутствует информация о принятии Комиссией Таможенного союза соответствующих решений. Также необходимо упомянуть о вступлении в силу Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009г. (далее — Соглашение СНГ).

Дата вступления в силу данного документа зависела от выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для реализации его положений. В соответствии с письмом ФТС России № 05-89/36193, для Российской Федерации данное соглашение вступило в силу с 23.07.2011 г.

Ранее вопросы определения происхождения товаров в СНГ регулировались Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000г. «О правилах страны происхождения товаров». В связи со вступлением в силу Соглашения СНГ указанное Решение не подлежит применению, и участникам внешнеэкономической деятельности необходимо руководствоваться правилами, установленными Соглашением СНГ.

Позитивным моментом для участников ВЭД является то, что критерии достаточной переработки товаров не отличаются от тех, которые были утверждены Решением от 30.11.2000г.

К таким критериям Соглашение СНГ относит:

1) Изменение товарной позиции по ТН ВЭД ТС на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшее в результате переработки товаров;

2) Выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой были совершены такие операции;

3) Правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Очевидно, что критерии достаточной переработки в двух вышеописанных случаях совпадают. В отношении же товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран (далее — развивающиеся страны), критерии достаточной переработки отличаются от вышеописанных.

В соответствии с Соглашением «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» от 12.12.2008г. для данных стран установлены следующие критерии достаточной переработки:

1) Товар подвергся переработке в одной или нескольких развивающихся странах, при этом стоимость использованных в процессе переработки товаров, происходящих из стран, не относящихся к развивающимся странам, не превышает 50 процентов стоимости товара;

2) Товар был произведен в одной или нескольких развивающихся странах и подвергся переработке в другой развивающейся стране либо странах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении критериев достаточной переработки законодатель устанавливает 3 группы критериев, две из которых схожи друг с другом, а третья устанавливает более мягкие критерии именно в отношении развивающихся стран, что обусловлено оказанием им помощи более развитыми членами мирового сообщества.

На взгляд автора, достоинства нормативных документов Таможенного союза, которые определяют критерии достаточной переработки товаров, заключаются в том, что данные критерии существенно не отличаются от ранее действовавших и позволяют участникам ВЭД ориентироваться в них, опираясь на свой прошлый опыт осуществления внешнеэкономической деятельности.

Однако для того, чтобы система нормативно-правовых актов приобрела законченный вид, законодателю, а именно Комиссии Таможенного союза необходимо утвердить перечень производственных и технологических операций и порядок применения правила адвалорной доли в качестве критериев достаточной переработки товара в странах, которые не входят в СНГ и не относятся к развивающимся.

По мнению автора, чем быстрее такие документы будут утверждены, тем быстрее будет внесена ясность в вопросы определения страны происхождения товаров в Таможенном союзе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *