Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены Приказом ФНС. Это:
- Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год;
- Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- Наличие лицензии на право осуществлять определенные виды деятельности.
Финансово-экономические показатели
Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду. Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.
Крупнейшим налогоплательщикам могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.
📌 Реклама Отключить
Критерии финансовых показателей различны для организаций федерального и регионального статуса.
Организации федерального уровня
Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:
- суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
- суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
- активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).
Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев. Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий (п. 2-3 Критериев): 📌 Реклама Отключить
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
- среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
- доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
Организации регионального уровня
Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.
Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:
- суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен быть от 2 до 20 млрд руб. включительно;
- среднесписочная численность работников – более 50 человек;
- активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа).
Важно: если организация использует специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим налогоплательщикам она не относится. 📌 Реклама Отключить
Взаимозависимость
Данный критерий применяется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности крупнейшего налогоплательщика (отнесенного к таковым по финансово-экономическим показателям).
В этом случае, налогоплательщик будет также причислен к крупнейшим, что и взаимозависимая с ним организация.
Лицензирование
В особую категорию выделены организации, которые относятся к федеральным крупнейшим налогоплательщикам вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или других показателей.
Это организации, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности:
- Кредитные организации;
- Организации по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, осуществляющие посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- Организации, осуществляющие деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам 2020 года
Можно смело утверждать, что крупнейшие налогоплательщики функционируют по своим отдельным правилам, которые прописаны в налоговом законодательстве. И, конечно, спрос и контроль за ними больше, чем с обычных ИП и ООО. Рассмотрим, где проходит водораздел.
Чем руководствоваться
Действующим законодательством критерии крупнейших налогоплательщиков в 2020 году очерчены довольно чётко. Для этого надо обратить взор на приказ ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308. Именно он определяет круг компаний, которые подлежат налоговому администрированию не ИФНС или МИФНС, а на федеральном и региональном уровнях.
Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2016 года № ММВ-7-2/582.
Виды
Основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам таковы:
- Экономические показатели деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности.
- Признаки взаимозависимости и влияния фирмы на финансовые итоги деятельности взаимозависимых лиц.
- Есть специальное разрешение (лицензии) на право вести определённый вид деятельности.
- Проведение налогового мониторинга.
Для отнесения к крупнейшим берут показатели деятельности за любой год из предшествующих 3-х лет. При этом последний отчетный год во внимание не принимают. Этот статус сохраняется в течение 2-х лет, которые идут за годом, в котором компания перестала соответствовать установленным критериям.
Содержание первого критерия
Администрировать компанию будет непосредственно ФНС, если один из показателей за отчетный год имеет следующее значение:
- общий объем начислений федеральных налогов согласно отчетности – от 1 млрд рублей;
- для организаций связи или транспорта – от 300 млн рублей;
- общий размер доходов согласно годовой форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) – от 20 млрд рублей;
- активы – от 20 млрд рублей.
Почти то же самое касается предприятий «оборонки» (хотя бы один из критериев):
- сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 млн рублей в год;
- выручка по экспортным поставкам стратегической продукции – от 20% общей суммы выручки;
- среднесписочная численность персонала – свыше 100 человек;
- доля государства – от 50%.
Надзор со стороны ФНС будет и за организациями из перечня стратегических предприятий, у которых один показателей имеет значение:
- сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 000 000 млн рублей в год;
- выручка по аналогичным сделкам – от 20% общего размера выручки;
- среднесписочная численность персонала – от 100 человек;
- доля государства – от 50%.
Кредитное учреждение, страховая/перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ при наличии:
- лицензии на банковские операции;
- лицензии на страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
- лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и/или лицензию на ведение реестра;
- лицензию на пенсионное обеспечение и страхование.
Если компания подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:
- представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
- соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
- соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
- соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.
На уровне Управлений ФНС администрирование будет при одновременном соблюдении следующих условий:
- Общий объем доходов согласно годовому отчету о прибылях и убытках (коды 2110, 2310, 2320, 2340) – от 2 до 20 млрд рублей включительно.
- Среднесписочная численность персонала – от 50 человек.
- Активы – от 100 млн до 20 млрд рублей включительно либо общий объем начислений федеральных налогов и сборов согласно отчетности – от 75 млн до 1 млрд рублей.
Спецрежимники по закону не могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам.
Содержание второго критерия
В отношении взаимозависимости налоговики руководствуются правилами статьи 105.1 НК РФ. Это когда отношения с юрлицами могут оказывать влияние на условия или экономические итоги основного вида деятельности компании с показатели, которые соответствуют категории крупнейших плательщиков.
Также см. «Критерии малых предприятий на 2020 год: таблица».
Особые ситуации
- НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд рублей.
- При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
- Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
- Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.
Самое важное про крупнейших налогоплательщиков в 2020 году
Организацию отнесут к крупнейшим налогоплательщикам в следующих случаях (Критерии ФНС).
- Годовой доход от 10 млрд руб. Налоговые органы суммируют четыре строки отчета о финансовых результатах: 2110, 2310, 2320 и 2340.
- Взаимозависимость с крупнейшим налогоплательщиком.
- Организация подала заявление о проведении налогового мониторинга.
- По решению ФНС.
Крупнейших налогоплательщиков ставят на учет без каких-либо заявлений. Из межрайонной или межрегиональной ИФНС придет уведомление с новым КПП (5-я и 6-я цифры – 50).
Всю налоговую отчетность, кроме расчета по страховым взносам, 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, крупнейшие налогоплательщики сдают в межрегиональную или межрайонную ИФНС (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика
ФНС России разработаны критерии для определения, является ли организация крупнейшей или нет (Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@, далее – Критерии). До недавнего времени их было всего два:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год, которые берутся из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- признаки взаимозависимости.
Но 19 сентября 2014 года вступил в силу приказ ФНС России, которым расширяется вышеуказанный перечень (Приказ ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ММВ-7-2/483, далее – Приказ). Теперь во второй критерий добавили признаки влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. А также ввели новый критерий – наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
Показатели финансово-экономической деятельности
Показатели финансово-экономической деятельности для отнесения налогоплательщика к крупнейшему берутся за любой из трех, предшествующих текущему отчетному году, лет. Если организация в отчетном году перестала удовлетворять установленным критериям, то она сохраняет свой статус крупнейшей еще в течение двух лет (п. 2.4 Приказа).
Поскольку крупнейшие организации администрируются на федеральном и региональном уровне, то и показатели критериев будут разными.
Федеральный уровень
У тех организаций, которые попали в эту категорию, хотя бы один из показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год должен иметь следующие значения:
- суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Если организация работает в сфере оказания услуг связи, а также реализует или предоставляет в пользование технические средства, обеспечивающие оказание услуг связи, или же оказывает транспортные услуги, то объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
- суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
- активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).
ФОРМА
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Другие формы: http://www.garant.ru/doc/forms/
Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий (п. 2-3 Критериев):
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
- среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
- доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
Региональный уровень
С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании. Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год.
Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:
- суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;
- среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
- активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. (п. 2.3 Приказа).
Законодатели еще раз подчеркнули, что если организация применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим она не относится (п. 2.3 Приказа).
Взаимозависимость и лицензируемые виды деятельности
Критерий взаимозависимости применяется тогда, когда отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, признаваемой крупнейшей по финансово-экономическим показателям. Причем администрироваться налогоплательщик будет на том же уровне, что и взаимозависимая с ним организация (ч. 2 Критериев).
Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей. Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список. Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности (п. 2.2 Приказа).
КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ — российские организации, отвечающие критериям, установленным в приказе МНС от 10 августа 2001 г. № БГ-3-08/279. Отнесение налогоплательщиков к категории крупнейших производится на основании финансово-экономических показателей их деятельности. К крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном уровне, относятся российские организации — юридические лица, у которых хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за год имеет следующее значение:
— суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд р.;
— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) свыше 10 млрд р.;
— активы (сумма внеоборотных и оборотных активов формы № 1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) свыше 10 млрд р. К крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на окружном уровне, относятся российские организации — юридические лица, за исключением организаций, к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном уровне, у которых хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за год имеет следующее значение:
— суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности в пределах от 500 млн р. до 1 млрд р.;
— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) в пределах от 6 млрд р. до 10 млрд р.;
— активы (сумма внеоборотных и оборотных активов формы № 1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) в пределах от 7 млрд р. до 10 млрд р. К крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на региональном уровне, относятся российские организации — юридические лица, за исключением организаций, подлежащих налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном и окружном уровнях, у которых хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за год имеет следующее значение:
— суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 млн р. до 500 млн р.;
— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) в пределах от 1 млрд р. до 6 млрд р.;
— активы (сумма внеоборотных и оборотных активов формы № 1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) в пределах от 1 млрд р. до 7 млрд р. При этом, если у организации выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг и/или активы отвечают установленным критериям, суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности должен быть не менее 50 млн р. К крупнейшим налогоплательщикам — организациям по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном уровне, относятся российские организации — юридические лица, имеющие следующие финансово-экономические показатели за год:
— организации — производители алкогольной продукции — объем начислений акцизов свыше 200 млн р.;
— организации — производители этилового спирта — объем начислений акцизов свыше 150 млн р.;
— организации оптовой торговли алкогольной продукцией — объем реализации продукции свыше 200 тыс. дал безводного этилового спирта. Критерии отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам устанавливаются на один год приказом МНС.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.