Кто должен проходить предрейсовый осмотр

Содержание

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры — это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Тема 11: Должны ли офисные водители проходить медицинское обследование?

В разделе «Консультации» Вы можете задать любой вопрос по административно-хозяйственной деятельности, направив его на электронный адрес: ahp@proffadmin.ru и получить консультацию экспертов Ассоциации «Объединения АХП».

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ:

Захарова

Екатерина

Анатольевна

Кулаченкова

Алена

Игоревна

Пахмутов

Александр

Сергеевич

Поплавская

Татьяна

Юсифовна

Егменова

Наталия

Алексеевна

Масленникова

Татьяна

Юрьевна

ТЕМА №11

Вопрос задает административный директор одного из лидеров мирового рынка коммерческой и жилой недвижимости:

«Скажите, пожалуйста, офисные водители должны проходить регулярное медицинское обследование? Я в своей предыдущей практике сталкивалась с тем, что требование обязательного медицинского обследования касается в основном профессиональных водителей (общественный транспорт). Как-то до этого вопросов с медосмотром не возникало-сейчас, похоже, вопрос этот будет подниматься.

Вы не подскажете, есть ли какие-то законодательные нормы или требования? Где можно почитать? У нас в компании всего 4 машины. Насколько могут быть оправданы затраты на медосмотр и получение справок?»

На вопрос отвечает Кулаченкова Алена Игоревна, Член Правления Ассоциации «Объединение АХП», Директор по административным вопросам ООО ИКБ «СОВКОМБАНК».

1. Федеральным законом Российской Федерации от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статью 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дополнили пунктом 4 следующего содержания: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

-обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

-обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

-обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

-организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (Абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ».

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. (Пункт дополнительно включен с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ).

2. Каким категориям водителей необходимо проводить предрейсовый медосмотр?

Согласно требований Федерального закона 196-ФЗ от 10.12.1995 года водители ЛЮБЫХ транспортных средств (в т.ч. грузовых и легковых), находящихся на балансе юридических лиц или ИП обязаны проходить предрейсовый медосмотр (ПМО) перед выходом на линию. При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет.

3. Возможно ли нанять медсестру с сертификатом на право проведения предрейсовых медосмотров?

Согласно требований Федерального Закона 128-ФЗ от 08.08.2001 года вся медицинская деятельность, включая проведение предрейсовых медосмотров (ПМО) является лицензируемой, поэтому, организуя и проводя ПМО Вы становитесь медицинской организацией. Если хотите организовывать и проводить ПМО, наняв в штат медсестру — получайте лицензию!

Ведение предпринимательской деятельности без лицензии, в соответствии с Законом 195-ФЗ от 30.12.2001 (КоАП), Глава 14, Статья 14.1, является правонарушением и влечет наложение штрафа.

4. Кто проверяет наличие предрейсовых медосмотров водителей?

При наличии транспорта в организации проверить, как проводятся медосмотры, может любой внутренний и внешний (чаще, государственный) аудит. Наиболее часто наличие договора на проведение предрейсовых медосмотров требуется при проверке «трудовой» и «транспортной» инспекции.

5. Какие документы, относительно предрейсовых медосмотров, может запросить проверяющий орган?

Чаще всего, одного договора и копии лицензии недостаточно. Необходимо также предъявить журналы предрейсовых медосмотров и акты выполненных работ, подписанные с 2-х сторон, как подтверждение ведущейся деятельности. Наличие только договора и копии лицензии означает, что договор Вы заключили, но фактическая деятельность по нему не ведется.

6. Кто обязан проводить послерейсовые медосмотры (кому проводятся послерейсовые осмотры)?

С 30 марта 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 437-ФЗ от 28.12.2013 года в соответствии с которым (Статья 1, п.3) послерейсовые медосмотры «проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

7. Как не проходить предрейсовые медосмотры (как избежать проведения предрейсовых осмотров)?

Единственный способ — избавиться от транспорта. Сделать это можно:

1) продав транспорт и заключив договор на перевозки с транспортной организацией;

2)сдав транспорт в аренду «без экипажа» своим же водителям.

При этом, в соответствии с законодательством РФ, сотрудник считается водителем с того момента, как он начинает исполнять поручения руководства, связанные с управлением транспортным средством.

8. Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования) (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Обновление: 6 декабря 2019 г.

В обязанности работодателя входит проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров для сотрудников, чья работа связана с движением транспорта (ст. 212, 213 ТК РФ). Кроме того, водители транспортных средств должны проходить обязательные предрейсовые и обязательные послерейсовые медицинские осмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). В нашей консультации мы расскажем о предрейсовых медосмотрах водителей.

Цель проведения предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся перед началом рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Как часто проводятся предрейсовые медицинские осмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медицинские осмотры водители могут проходить в медицинских учреждениях, с которыми работодатель заключает договор на обслуживание (п. 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Кроме того, работодатель вправе ввести в штат должности медицинских работников и создать подразделение (медицинский кабинет, медицинскую часть и т.д.), оказывающее медицинскую помощь работникам организации (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Кто оплачивает предрейсовые осмотры

Предрейсовые медосмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Такие расходы работодатель вправе учесть при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Что будет, если работник не прошел предрейсовый медицинский осмотр

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) водителя, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (ст. 76 ТК РФ).

Стоит отметить, что согласно ТК в общем случае период отстранения от работы работодатель не должен оплачивать работнику (ст. 76 ТК РФ). Но, по мнению Роструда, если водитель не был допущен до работы из-за того, что предрейсовый медосмотр выявил у него проблемы со здоровьем, отстранения от работы нужно оплатить.

Что ждет работодателя, если он все же допустит к работе водителя, не прошедшего предрейсовый медосмотр

Если работодатель допустит к работе такого водителя, работодателю грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для организаций — от 110000 руб. до 130000 руб.
  • для должностных лиц организации (для ИП-работодателей) — от 15000 до 25000 руб.;

Предрейсовые осмотры должны проходить не только водители

Такие осмотры должны проходить не только работники, числящиеся в качестве водителей, но и работники некоторых других должностей. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *