Кто контролирует торговлю?

ГРУППЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТ. ОТДЕЛОВ ТЕРРИТ. УПР. по г. МОСКВЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — ВОСТОЧНОГО АДМ. ОКРУГАСЕМЕНОВСКАЯ М. УЛ. д.15 кор.4 Категории: ТОРГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ (Государственные учреждения, Торговля)
ГРУППЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТ. ОТДЕЛОВ ТЕРРИТ. УПР. по г. МОСКВЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — ЗАПАДНОГО АДМ. ОКРУГАФИЛЕВСКАЯ Б. УЛ. д.33 Категории: ТОРГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ (Государственные учреждения, Торговля)
ГРУППЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТ. ОТДЕЛОВ ТЕРРИТ. УПР. по г. МОСКВЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — СЕВЕРНОГО АДМ. ОКРУГАМАКАРОВА АДМИРАЛА УЛ. д.10 Категории: ТОРГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ (Государственные учреждения, Торговля)
ГРУППЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТ. ОТДЕЛОВ ТЕРРИТ. УПР. по г. МОСКВЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМ. ОКРУГАМИРА ПРОСП. д.18 Категории: ТОРГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ (Государственные учреждения, Торговля)
ГРУППЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТ. ОТДЕЛОВ ТЕРРИТ. УПР. по г. МОСКВЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМ. ОКРУГАКУРЧАТОВА АКАДЕМИКА УЛ. д.17 Категории: ТОРГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ (Государственные учреждения, Торговля)
ГРУППЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТ. ОТДЕЛОВ ТЕРРИТ. УПР. по г. МОСКВЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА — ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМ. ОКРУГАВОЛГОГРАДСКИЙ ПРОСП. д.113 кор.5 Категории: ТОРГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ (Государственные учреждения, Торговля)

Торговые инспекции в Москве Торговая инспекция — это служба по защите прав потребителей и благополучию человека. Торговая инспекция находится в подчинении Министерства здравоохранения. Почти в каждом регионе имеется управление Роспотребнадзора. А в крупных мегаполисах работает даже по несколько таких отделений. Проверки, которые проводят торговые инспекции, бывают плановые и внеплановые, повторные. Плановые проверки проводят по планам, которые утверждены руководителем регионального управления. В плане указывают: наименование фирмы; ИФО предпринимателя; дата и сроки проведения; наименование органа, который проводит проверку. Внеплановые проверки: проводят, если истёк срок, который предоставляли фирме чтобы устранить ранее выявленные нарушения; если получены сведения о том, что нарушаются права потребителей. Решение о внеплановой проверке принимает только руководитель или его заместитель регионального управления. В решение обязательно должны быть указаны причины проверки. Повторные проверки. Если, при проверки ревизоры выявили у Вас какие то нарушения и вынесли предписания их устранить, они могут прийти повторно без предупреждения и проверить, насколько полно исполнено предписание. Торговые инспекторы могут проверить любую фирму или предпринимателя, которые торгуют товарами, предназначенными для населения. Территориальные фирмы сами выбирают, куда им идти с проверкой. Частым поводом для проверки является жалоба на продавца. А такими «покупателями» могут быть и не только простые граждане. На нашем сайте в разделе «Торговые инспекции» Вы найдёте адреса и контактные телефоны отделов торговых инспекций.

Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

Понятие контроля торговли. Деятельность Министерства Торговли РФ

Торговля является основным средством товародвижения. Стоит отметить тот факт, что в настоящее время данный вид деятельности осуществляется в основном частным сектором. Как следствие Российская Федерация утвердило ряд правил по обмену товарами и услугами в целях удержания своего влияния на развитие торговли на прежнем уровне

В нашей стране существует Министерство Торговли РФ. Именно оно обладает необходимыми компетенциями для регулирования торговой деятельности. Приоритетной задачей данного федерального органа является снабжение населения товарами массового потребления таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения его основных потребностей на всей территории Российской Федерации. Это также включает в себя защиту интересов потребителей с помощью создания единых требований к торговле.

Таким образом, деятельность Министерства Торговли заключается в том, чтобы не допускать продажу некачественной и фальсифицированной продукции, произведенной как на территории России, так и за рубежом; определить требования к технологии производства и к розничной торговле на национальном рынке; назначать проведение оптовых ярмарок по торговле товарами массового потребления; проводить мероприятия по качественному контролю продукции.

К контролю торговли в Российской Федерации относятся мероприятия по проверке товаров на их соответствие нормам, которые утверждены законом (согласно ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»). Данные мероприятия осуществляются с применением экспертного и исследовательского методов, в результате которых выносится результат, включающий в себя обнаруженные нарушения. Следующим этапом является назначение мер по исправлению выявленных несоответствий.

Деятельность Государственной Торговой Инспекции РФ

Непосредственным надзором за тем, чтобы объекты контроля соблюдали правила торговли (о ценообразовании, безопасности товаров и их качестве) уполномочена осуществлять Государственная торговая инспекция при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Помимо задач, вышеизложенных, в обязанности данного государственного орган входит предотвращение поступления товаров, которые не отвечают данным правилам по тем или иным причинам.

К объектам, торговую деятельность которых Госторгинспекция должна контролировать, относят все учреждения в независимости от того, какой формой собственности они являются, а также все физические лица, которые занимаются производством или сбытом, то есть продавцы или изготовители.

Несколько слов о самой организации. В структуру Госторгинспекции входят Департамент и его территориальные управления, а главным инспектором является глава Департамента.

Полномочиями Департамента являются организация и контроль работы управлений; проверка документации предприятий торговли и выдача предписаний либо о снятии с производства или приостановке производства товаров, либо об обязанности выплатить штраф.

Компетенцией территориальных инспекций является непосредственное проведение проверок, задачами которых являются проверить:

  • соблюдение норм по ведению торговой деятельност;
  • качество продукции;
  • использование по назначению оборудования, необходимого для производства;

Затем территориальные инспекции обязаны принять необходимые меры по исправлению выявленных нарушений, исполнение которых обязательно для предприятий, продавцов или изготовителей товаров и обеспечить широкую огласку результатов. Также территориальные инспекции занимаются рассмотрением писем с жалобами о качестве товаров и о замеченных нарушениях в функционировании торговых учреждений.

Существуют иные права, которыми наделена Госторгинспекция являются:

  • сбор образцы для проверки качества производимой и сбываемой продукции;
  • выдача заключений по требованию покупателя или продавца о качестве проверенной продукции;
  • беспрепятственный доступ на предъявленные к проверке организации, которые осуществляют торговую или промышленную деятельность;
  • проверка наличия сертификатов на реализацию определенного товара и любых других документов на их соответствие установленным правилам.

Федеральные законы, регулирующие торговлю

В 2009 году появился основной источник регулирования торговой деятельности. Он получил название федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговои? деятельности в России?скои? Федерации». Не смотря на вступление данного закона в силу, базовые принципы организации функционирования торговых предприятий не подверглись изменениям. В данном законе утверждается, что деятельность в сфере торговли регулируется Гражданским кодексом РФ, законом от 1992 года «О защите прав потребителей», другими законами и нормативными актами как федеральными, так и разработанными государственными органами субъектов Российской Федерации. Но до 2009 года имело место принятие различное множество нормативных актов, которые так или иначе касались вопроса о регламентировании торговой деятельности. Причиной принятие данный актов было отсутствие необходимого закона, который бы включал в себя полную и комплексную информацию о регулировании отношений в сфере предпринимательства.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что ФЗ-№381 заключает в себе нормы, которые необходимо выполнять при появлении в предпринимательстве двух типов отношений: которые касаются организации деятельности и которые связаны с ее осуществлением. Несмотря на схожесть вышеперечисленных видов отношений в сфере торговли, разница между ними состоит в том, что организация торговой деятельности подразумевает действия по подготовке к её осуществлению (например покупка необходимого оборудования, планирование, получение лицензии и так далее), в то время как осуществление торговой деятельности – это непосредственно операции по координированию действий персонала; покупка или продажа товаров, услуг, сайтов или труда квалифицированных работников; уплата налогов и премий в страховые организации и прочее.

Среди числа федеральных законов, которые регламентируют деятельность по организации деятельности в сфере предпринимательства, можно выделить закон «О государственнои? регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи?», Налоговый кодекс в двух частях от 1998 и 2000 года, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Трудовой кодекс от 2001 года и другие.

К федеральным законам, которые связаны с осуществлением торговой деятельности, можно отнести в первую очередь закон «О техническом регулировании» от 2008 года. В дальнейшем принимались законы о техническом регулировании конкретных товаров, таких как лекарства, алкоголь, табак, соковая и молочная продукция.

В настоящее время также выделяют третью общую группу законов, которые относятся к обоим видам отношений в торговле, и к организации, и к её осуществлению. Базовым документом, который регулирует данный смешанный вид отношений является указ президента «О свободе торговли» и закон «О защите прав потребителей» от 1992 года со всеми положениями, которые он в себя включает.

Проверки исполнения закона о торговле осуществляются Федеральной антимонопольной службой. Последний мониторинг был проведен перед 2010 годом и показал, что из 10 000 договоров о поставке товаров и услуг в 7 000 были выявлены нарушения в связи с несоответствием договоров нормам, установленным в законе. Это в основном связано с тем, что договора до вступления в 2010 году нового закона на протяжении действия этих договоров никогда не менялись, а исключительно пролонгировались. Более того, ФАС обнаружил ошибки и в проектах договоров, что говорит о том, что предприниматели осознанно не стремятся осуществлять торговую деятельность легальным образом, в соответствии с существующими нормами и законами.

Санкции до настоящего времени не отличались строгостью, и компании, которые сознательно нарушали правила о ценовых ограничениях на производимые ими или сбываемые товары, зачастую получали от ФАС только рекомендации. Но в ближайшем будущем нарушения будут стоить предприятиям торговли в лучшем случае от 100 до 500 тысяч и в худшем до одного процента от ежемесячного товарооборота, в то время как сейчас ФАС использует штрафы в соответствии с законом «О защите конкуренции».

В большинстве случаев нарушения связаны с задержками уплаты денежных средств поставщикам (таких случаев насчитывается около 1 500). Кроме того, предприятия включают в договора расходы на проведение коммуникационной политики, издержки на доставку и замену бракованных изделий.

Статистика торговли

В данном разделе будут представлены графики, описывающие различные статистические показатели торговли РФ.

График № 1: «Внешняя торговля услугами РФ за период (2000-2012)»:

График №2: Доля продаж российских компаний через интернет в 2011 год.

Клюжин С.Д.

Мы — профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *