Кто подписывает ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс. Окончательные расчеты с учредителями

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Цель такого баланса — отразить информацию об активах, которые остались у компании после погашения долгов и получения дебиторской задолженности, но до расчетов с собственниками.

Имущество, оставшееся после удовлетворения их требований, передается собственникам компании (п. п. 5 и 7 ст. 63 ГК РФ).

Это распределение производится на основании ст. 58 Закона N 14-ФЗ. Она тоже устанавливает специальную очередность, а именно:

— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной ранее, но не выплаченной части прибыли (в балансе эта задолженность отражается по счету 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Дивиденды»);

— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Окончательный ликвидационный баланс представляется собственникам после завершения всех ликвидационных операций (реализации имущества, истребования дебиторской задолженности, погашения кредиторской задолженности).

В этом последнем балансе собственники видят объем и состав имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами и подлежащего распределению между собственниками.

Этот баланс им нужен для принятия решения о том, какое именно имущество кому будет передаваться (если на балансе есть не только деньги, но и неденежные активы тоже).

Утверждение ликвидационного баланса

Согласно ст. 22 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

В обществах с ограниченной ответственностью утверждение ликвидационного баланса относится к компетенции общего собрания участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении.

Бухгалтерская отчетность

Письмом ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 было обращено внимание на то, что организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана сдавать бухгалтерскую отчетность в общем порядке. Каких-то особых требований к форме и содержанию отчетности ликвидируемой организации не предъявляется, кроме заключительной бухгалтерской отчетности.

Статья 17 Закона о бухгалтерском учете обязывает составлять последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

При этом указано, что последняя отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Таким образом, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основе утвержденного ликвидационного баланса и сведений о фактах хозяйственной жизни за период с даты утверждения данного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица.

Подавать ликвидационный баланс в инспекцию не требуется (см. Письмо Минфина России от 04.03.2015 N 03-02-07/1/11378).

После продажи имущества и окончательного расчета с кредиторами ликвидационная комиссия составляет баланс, на основании которого принимается решение о распределении оставшегося имущества компании между собственниками.

Рассмотрим эту ситуацию на примерах.

Пример

ООО приняло решение о ликвидации.

Ликвидационный баланс на момент закрытия фирмы выглядит так:

Актив

Пассив

Наименование статьи баланса

Сумма (руб.)

Наименование статьи баланса

Сумма (руб.)

Основные средства

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

100 000

Запасы

60 000

Добавочный капитал (без переоценки)

70 000

НДС по приобретенным ценностям

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

(110 000)

Дебиторская задолженность

Заемные средства

Денежные средства и денежные эквиваленты

Баланс

60 000

Баланс

60 000

В бухгалтерском учете баланс будет закрыт следующими проводками:

Дебет 83 Кредит 80

— 70 000 руб. — добавочный капитал присоединен к уставному капиталу;

Дебет 80 Кредит 84

— 110 000 руб. — списан убыток;

Дебет 80 Кредит 75

— 60 000 руб. — имущество распределено между учредителями;

Дебет 75 Кредит 10

— 60 000 руб. — имущество получено учредителями.

Пример

В ООО два участника, доли каждого из которых в уставном капитале составляют 30% (юрлицо) и 70% (физлицо).

Размер уставного капитала — 100 000 руб.

Согласно ликвидационному балансу нераспределенная прибыль общества составляет 1 000 000 руб. Кредиторской задолженности нет, она погашена.

Итого пассивов — 1 100 000 руб. (100 000 + 1 000 000).

То есть все пассивы представлены собственным капиталом.

Активы — денежные средства на расчетном счете в сумме 1 100 000 руб.

При выплатах участникам ООО выступает налоговым агентом.

В этой ситуации бухгалтер ООО применит проводки:

Дебет 80 Кредит 75

— 100 000 руб. — списан уставный капитал;

Дебет 84 Кредит 75

— 1 000 000 руб. — распределена прибыль;

Дебет 75 Кредит 68

— 143 000 руб. (42 900 + 100 100) — удержаны налоги из доходов участников;

Дебет 68 Кредит 51

— 143 000 руб. — перечислены удержанные налоги;

Дебет 75 Кредит 51

— 957 000 руб. (1 100 000 — 143 000) — произведены выплаты участникам.

Остатки в балансе на дату ликвидации будут нулевыми.

Баланс. Сшивка. Нужно ли ставить печать?

Добрый день

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2012 г. № СА-4-7/13101 “Ответ на обращение”

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов, используется бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

При этом обращаем внимание, что вышеуказанный Приказ признан утратившим силу в соответствии с приказом Минфина России от 22 сентября 2010 года № 108н «О признании утратившими силу приказов министерства Финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н, от 31 декабря 2004 года № 135Н и отдельных положений приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 115Н».

Следовательно, целесообразно представлять ликвидационный баланс, используя бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В данном Приказе Минфина нет указаний о проставлении печати на сшивке.

Ноя думаю, что если Вам откажут в его принятии, то ВЫ не пойдете в суд доказывать правоту, потому что проще «шлепнуть синяк!)))

Промежуточный ликвидационный баланс в 2020 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2020 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк промежуточного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса

Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать:

1. Сведения о составе имущества организации

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить (при наличии) данные об имуществе:

  1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • марки;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года начала строительства;
    • фактически выполненного объема;
    • их балансовой стоимости.
  4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
    • наименований долгосрочных финансовых вложений;
    • их стоимости по активу баланса.
  5. Перечень нематериальных активов с указанием:
    • наименований нематериальных активов;
    • их стоимости по активу баланса.
  6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
    • производственных запасов;
    • животных на выращивании и откорме;
    • незавершенного производства;
    • расходов будущих периодов;
    • готовой продукции;
    • товаров;
    • НДС по приобретенным ценностям;
    • прочих запасов и затрат;
    • денежных средств;
    • расчетов;
    • прочих активов (в том числе указываются отгруженные товары).
  7. Расчеты с дебиторами:
    • за товары, работы и услуги;
    • по векселям полученным;
    • с дочерними организациями;
    • с бюджетом;
    • с персоналом;
    • по прочим операциям;
    • с прочими дебиторами.
  8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
  9. Краткосрочные финансовые вложения.
  10. Денежные средства:
    • касса;
    • расчетные счета;
    • валютные счета.

2. Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их рассмотрения

При заполнении перечня требований, предъявленных кредиторами указывается:

  • наименование кредитора (в порядке очередности);
  • сумма задолженности;
  • решение об удовлетворении.

В отдельной графе необходимо отразить результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

Примечание, вышеперечисленную информацию можно включить непосредственно в сам баланс, а можно оформить в виде приложения (скачать образец) составленного в произвольной форме (акт, протокол и т.д.).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться неоднократно.

После составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица принявшие решение о ликвидации. Для этого им требуется оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Как только промежуточный баланс будет утвержден, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Ниже представлен пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса:

Скачать образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *