Ликвидация без налоговой проверки

Содержание

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Важно!

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Важно!

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Причины назначения выездных налоговых проверок

Статья актуальна на 08.03.16

Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивная форма налогового контроля, результатом которой являются серьезные финансовые санкции в отношении проверяемой организации, часто влекущие за собой уголовно-правовые последствия для контролирующих ее лиц. В ряде случаев, избежать этого позволяет своевременная и грамотная ликвидация юридического лица. Однако, каверзность ситуации заключается в том, что в этом случае, налоговый орган может инициировать ВНП уже непосредственно в связи с проведением ликвидации.
«Как без проверки уйти от проверки», когда, кому и как это можно сделать, где точки риска налогового контроля – этой проблематике и посвящен данный материал.
Не секрет, что фирмы создаются с одной целью – пустить через них денежный поток и приделать к нему краник для извлечения прибыли, стараясь максимально аккумулировать ее в личных резервуарах. Свои краники также приделывают всевозможные органы, бюджеты, фонды, дополнительно оснащающие этот своеобразный денежный трубопровод различными контрольными приборами, чтобы, внимательно отслеживая их отчетные показатели, обеспечить максимально возможный забор для своих целей.
Изначальное попадание денег в систему (тендеры, контракты, кредитные линии, целевое финансирование, банковские гарантии), обеспечивают уполномоченные «Иваны Ивановичи», принимающие решения и подписывающие необходимые документы. Для этого управляющие трубопроводом лица должны обеспечить их долей, как правило, в процентном соотношении. Причем сделать это они должны обязательно так, чтобы средства для «Иван Ивановичей» не попали в поле зрения прочих уполномоченных органов, т.к. действующим законодательством существующий алгоритм распределения денег, не предусмотрен.
Чем дольше существует тот или иной трубопровод, тем большим количеством краников он обрастает и тем ниже, соответственно, в нем становится давление. Чтобы он совсем не иссяк, управляющие им лица пускают его по все более витиеватым маршрутам, ведь если «Иван Иванович» не получит свое, он перекроет входной вентиль, и система иссякнет. Уполномоченные органы, в свою очередь, ставят на трубы все большее количество измерительных приборов и, в случае чрезмерно низких, по их мнению, показателей, присылают специалистов, которые забирают все, что смогут найти.
Целенаправленное сжатие общего объема денежной массы, гуляющего по стране, при том, что желающих его потреблять отнюдь не становится меньше, приводит к борьбе за источники коррупции среди уполномоченных органов и расцветату делового каннибализма среди субъектов предпринимательской деятельности, т.е. пожиранию и «слива» друг друга в надежде за счет чужих ресурсов компенсировать свои потери.
Столь суровый деловой климат, который вроде должен был свести на нет малый и средний бизнес привел к обратному эффекту — стремительной эволюции его участников. В жестких условиях, умение оперировать юридическими лицами – вставлять, менять, а, главное, своевременно изымать их из потока, чтобы тот не поглотил вместе со своим личным имуществом, стало ключевым фактором юридической безопасности бизнеса в налоговом аспекте.
Ведь как говорил известный герой Ильфа и Петрова Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей: «Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы.»

📌 Реклама Отключить

Выездная налоговая проверка: группы риска

В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пока существует юридическое лицо, оно обязано представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Вся отчетность, предоставляемая налогоплательщиками в Федеральную Налоговую Службу, автоматически проверяется при помощи специального программного обеспечения. В первую очередь, на полноту, своевременность, корректность заполнения, отсутствие арифметических ошибок.

  1. В отношении любой представленной декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка, т.е. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах без какого-либо уведомления налогоплательщика. При возникновении сомнений в достоверности данных отчетности, могут быть применены санкции или назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка. Поэтому всего одна «кривая» сделка, «засветившаяся» в отчетности, может привести к обрушению всей конструкции.
  2. По каждому налогоплательщику рассчитывается величина его налоговой нагрузки, т.е. соотношение оборотов по текущей деятельности и сумм уплаченных налогов. В случае чрезмерно низких показателей, организации предлагается пересмотреть свои коммерческие отношения в сторону повышения рентабельности, увеличения доли налоговых платежей.
    Для оценки самостоятельных рисков налогоплательщика, ФНС России выпустило приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». На убытки и на чрезмерную долю вычетов по налогу на добавленную стоимость у фискалов обычно проявляется тяжелая форма аллергии, в связи с чем они предпочитают, как можно скорее избавится от источников раздражения.
    Более подробно с понятием налоговой нагрузки можно ознакомиться в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722″О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»
  3. С помощью системы автоматизированного учета и контроля АСК НДС-2, дополнительно проверяется обоснованность данных, включенных в декларации по НДС – в автоматическом режиме сопоставляются показатели, представленные покупателями и продавцами и, в случае расхождения, требуют внести соответствующие корректировки. Если к налогоплательщику возникает слишком много вопросов в следствие результатов работы этой системы, это также может послужить критерием назначения выездной налоговой проверки.
  4. В отдельных регионах дополнительно могут, проверить пропорцию соотношения фонда оплаты труда и выручки организации, размеры выплачиваемой заработной платы и т.п. В случае, если директор, например, получает 1 МРОТ, а организация активно ведет коммерческую деятельность, пригласить его «на ковер», предлагая либо согласится платить заработную плату в «полном объеме» либо провести в отношении него контрольные мероприятия.
    Ведь действительно, средства на выплату «серой» заработной платы должны откуда-то браться на предприятии. Любопытство проверяющих может привести в том числе к выездной налоговой проверке.

Главная задача Федеральной Налоговой службы состоит в наполнении бюджета, т.е в достижении необходимых отчетных показателей – прежде всего повышению сумм и процентного соотношения собранных налогов и понижению налоговых задолженностей по отношению к прошлым периодам.
Каждый налогоплательщик, имеющий в лицевом счете задолженность перед бюджетом, ухудшает отчетные показатели.
Поэтому по отдельным предприятиям при назначении мероприятий налогового контроля, налоговики не только смотрят на то, что предприятие ведет высокорискованную деятельность с точки зрения соблюдения налогового законодательства, но и на то, чтобы оно имело возможность в дальнейшем погасить обнаруженную недоимку. Поэтому некоторым налогоплательщикам вместо карательных санкций, предлагают «уйти с миром», то есть поменять регион постановки на налоговый учет. Фискалы любят «жирного» налогоплательщика – того, кто может расплатиться по предъявленным санкциям. 📌 Реклама Отключить

Три года и ВНП

Несмотря на достаточное количество материалов, опубликованных тематическими изданиями, исчерпывающей информацией, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы, у ряда субъектов предпринимательской деятельности, до сих пор бытует мнение, что как только после момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя проходит три года, они попадают в план выездных налоговых проверок. Пока этот период не прошел, ВНП можно не опасаться.
На самом деле, три года — это максимальный период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, который установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Это лишь «удобный» период для инспекции, т.к. у нее есть больше шансов, что по совокупности выявленной налоговой недоимки она потянет на уголовно-правовые последствия, наличие которых резко повышает шансы ее взыскать.
Проверить могут и вновь зарегистрированную организацию после истечения первого налогового периода и наступлению сроков предоставления налоговой отчетности, а могут и вообще не проверять и в течение хоть десяти лет – все зависит от тех цифр, которые они включают в отчетность, от характера контрагентов, с которыми они заключают сделки.
Ресурсы инспекции ограничены – она не имеет необходимое количество специалистов, отделы выездных налоговых проверок постоянно перегружены работой при том, что с них строго спрашивают за сроки. Поэтому, просто так, «для кучи», никто не будет бить по организации таким мощным оружием, как выездная налоговая проверка.
Это мини-война, экспансия ресурсов налогоплательщика в результате которой инспекции мало получить лицевой счет с отрицательным миллионным бюджетным сальдо – в этом случае она только проиграет. Ей обязательно нужно эти цифры не только нарисовать, но и взыскать, тогда это будет считаться для нее полной победой.
Задача любого налогоплательщика, соответственно – не подставится, вовремя отойти или совсем уйти.
📌 Реклама Отключить

Когда пора закрываться

Срок, когда пора ликвидировать юридическое лицо, чтобы избежать ВНП, может наступить и через квартал после создания, например, если в нем проведена какая-то операция и через полгода, и через год.
Чем больше фирма «хулиганит», по своей вине или по вине ее контрагентов – тем короче должна быть ее жизнь. Если в регионе начинаются кошмары, лучше в нем не оставаться.
Держаться за юридическое лицо без веских на то причин, при том, что пока величина уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 рублей, а срок регистрации его вместе с открытием расчетного счета не превысит одной недели, представляется неблагоразумным.
Ведь «поздно», это не уже тогда, когда получено на руки решение о проведении выездной налоговой проверки и даже не тогда, когда это решение только набирается на подпись, «поздно» это уже тогда, когда инспектора начинают собирать детальную информацию по проверяемому субъекту, осуществляя предпроверочный анализ, который может начаться за три-четыре месяца до официального оформления решения о назначении ВНП.
Как правило, большинство юридических лиц, не имеющих на своем балансе активов, долгосрочных контрактов, дорогостоящих лицензий и т.п. держат по полтора-два года, иногда чуть больше.
Если на балансе имеются «тяжелые» активы, долгосрочные контракты, прочие обязательства, бизнес обычно дробят, работая через группы компаний, каждое юридическое лицо в которой, в зависимости от своей роли, имеет определенный срок жизни.
Российский менталитет таков, что он не хочет в должной мере финансировать организацию коммерческого потока, предпочитая получать информацию по «сарафанному радио» и попадая, в связи с этим на многие миллионы, десятки, а то и сотни миллионов штрафов.
Если деловой партнер заплатил за ликвидацию сто тысяч рублей, бизнесмен никогда не заплатит миллион, даже если этот миллион сэкономит ему пятьдесят миллионов.
Недельные хлопоты по переоформлению контрактов, переводу активов, регистрации юридических лиц кажутся ему чрезмерными.
А потом, когда в течение нескольких месяцев бухгалтера коробками носит документы в инспекцию, а копировальную технику требуется заправлять каждые два-три дня, расчетным счетом становится пользоваться опасно, приходит озарение, что та неделя могла сэкономить уйму времени и не только.
Своевременность — ключевое понятие в жизнедеятельности юридического лица.
📌 Реклама Отключить

Ликвидация юридического лица без долгов

Единственный легитимный способ закрытия фирмы без долгов, предусмотренный действующим законодательством – официальная ликвидация фирмы по решению ее участников.
Необходимые условия для ликвидации – отсутствие долгов и не отвеченных вопросов со стороны уполномоченных органов.
Существует поверье, что при ликвидации юридического лица обязательно назначается ВНП.
Однако, при ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Универсального мерила здесь нет – могут назначить, а могут и не назначить. Если фирма не вела чрезмерно активной коммерческой деятельности, не относится к группе риска, то можно осуществлять процедуру ликвидации, без каких-либо подготовительных мероприятий.
Если организация находится где-то около группы риска ВНП, то проверка, возможно будет.
Но, несмотря на идентичность названий, «стандартная» выездная налоговая проверка и выездная налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица – это разные мероприятия.
При проведении «обычной» ВНП, на момент ее официального начала, инспектора уже знают о нарушениях налогоплательщика, т.к. информация собрана в результате предпроверочного анализа.
При проведении ВНП, связанного с ликвидацией юридического лица, предпроверочный анализ не проводится и готовой информации о нарушениях у них нет. Пройти такую проверку с формальными начислениями кратно легче, чем полноценную ВНП.
Если юридическое лицо относится к группе риска, то, конечно, заявление о ликвидации, зарегистрированное в установленном порядке, будет красной тряпкой, на которую бросятся инспектора. Станут ли они растягивать сроки проверки, будут ли компенсировать нехватку и недостаток информации – в любом случае, рисковать здесь не стоит.
Перед ликвидацией, ее нужно плавно вывести их этой самой группы.
Делается это следующим образом – договора постепенно переводятся на другие юридические лица, обороты начинают падать вплоть до нуля.
Расчеты постепенно прекращаются, в организацию заводится технический директор, желательно с юридическим образованием (не номинал!) – то есть с целью управления, а именно ликвидации.
В какой-то промежуток, в течение этих мероприятий, организация, возможно, меняет регион постановки на налоговый учет.
После этого, в зависимости от портфолио фирмы, отношений с налоговиками, она либо сразу заводится в процедуру добровольной ликвидации, либо какое-то время сдает нулевую отчетность, вплоть до трехлетнего периода.
Главное – плавность, отсутствие резких движений, постепенность и последовательность. Это самый дорогой, однако самый эффективный (и единственный легитимный) способ ликвидации юридического лица без долгов.
📌 Реклама Отключить

Ликвидация юридического лица с долгами

Если у организации имеется кредиторская задолженность, то остается только банкротство – единственный легитимный способ ликвидации фирмы с долгами.
Срок проведения процедуры банкротства составляет от 9-10 месяцев и дольше.
Налоговики любят банкротить по собственной инициативе, но не любят проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации. Поэтому данный способ позволяет ликвидировать юридическое лицо практически всегда без ВНП.
Сложность в другом. Если задолженность организации не бумажная, а реальная, то провести банкротство без последствий для контролирующих предприятие лиц, скорее всего, не удастся. Еще пять лет назад ликвидация через банкротство отлично работала.
Три года назад она просто работала. Год назад процедура «почти работала».
Сегодня шанс закрыть свою фирму, имеющую в пуле не бумажную, а реальную кредиторскую задолженность, размер которой начинается от семи нулей и выше, со списанием всех долгов, без привлечения к ответственности контролирующих лиц, равен примерно 40/60.
Где 60% — негативный исход в виде привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Если в портфеле кредиторской задолженности имеются «агрессивные кредиторы» — банки, уполномоченные органы, то шанс падет примерно 20/80, где 80 % — негативный исход.
Любая процедура банкротства, даже та, которая проводится «лояльным» арбитражным управляющим, карманы которого туго набиты деньгами собственников ликвидируемого юридического лица, подразумевает конфликт трех групп интересов – должника, кредиторов и арбитражного управляющего. Первый заинтересован в списании всех обязательств, вторые во взыскании, в том числе за счет личного имущества контролирующих должника лиц, третий в том, чтобы получить свое вознаграждение и избежать привлечения к ответственности.
Сделки банкрота, совершенные им в трехлетний период, предшествующий дате подаче соответствующего заявления, могут быть оспорены с возвратом выведенного имущества в конкурсную массу. В любой процедуре долги не могут быть списаны «в никуда» — кто-то все равно должен будет оплатить банкет. Либо это должник, либо кредиторы, либо арбитражный управляющий.
Да, конечно, институт только развивается, сплошь и рядом еще проскакивают процедуры вообще без подачи заявления на привлечение к субсидиарной ответственности арбитражным управляющим, но происходит это лишь потому, что кредиторы должника не знают своих прав в деле о банкротстве и (или) не умеют ими пользоваться.
Использовать процедуру банкротства по собственной инициативе можно в двух случаях — либо если обязанность подать заявление на банкротство уже наступила (ст. 9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), либо тщательно подготовив организацию.
Отдать свое предприятие — свою подноготную, незнакомым людям в надежде, что они пойдут на халатное исполнение действующего законодательства для того, чтобы списать чужие долги, по меньшей мере, наивно.
А тем людям, которые видят в банкротстве «дули» и «фиги», показываемые кредиторам, так и другим, кто рисует для них «дули» и «фиги» можно посочувствовать — ведь жизнь, как бумеранг и «грузя» очередного «лоха» возможностью показать всем дулю за несколько десятков или сотен тысяч рублей есть шанс в недалеком будущем увидеть свою фамилию в исполнительном листе с требованием погасить убытки, причиненные кредитору в деле о банкротстве.
📌 Реклама Отключить

Альтернативная ликвидация юридического лица

Альтернативная ликвидация — это комплекс действий с юридическим лицом, направленных в конечном итоге на его исключение из ЕГРЮЛ «обходными путями» и снятию ответственности с уполномоченных лиц.
Альтернативная ликвидация позиционируется авторами многочисленных предложений «Жать!» «Звонить!» «Заказывать!» (дословно взято из текстовок рекламных объявлений «Яндекс-Директа» по запросу «ликвидация фирмы») как «наиболее надежный способ ликвидации юридического лица без налоговой проверки».
Создатели рекламных материалов «юридических» сайтов предлагают через улыбающихся выбеленными зубами англосаксонских физиономий «закрыть свою фирму через продажу» или «закрыть свою фирму через реорганизацию».
Учитывая массовость предложений, необходимо сказать два слова об указанных «юридических» способах «ликвидации».
Примерно до июня 2016 года в стране широко практиковались реорганизации юридических лиц присоединением «в группе» (ст. 57 ГК РФ), т.е. процедуры, в результате которых к одной организации-правопреемнику присоединялось 3-5-7-10 и более компаний, таким образом прекращая свою деятельность.
И, надо сказать, в 8 случаев из 10 им это удавалось, даже несмотря на след в виде правопреемника, о котором все старались больше не вспоминать. Главное, что компании исключались без ВНП. Конечно, кое-какие реорганизации блокировались и отменялись заинтересованными лицами, но, в целом, процесс проходил удачно.
2016 год внес существенные коррективы, вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изданием приказа ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ «о проверке юридических лиц». После того, как приказ был озвучен и разжеван на всевозможных совещаниях, начался «крестовый поход» против всех организаций, которые налоговики посчитали «однодневками».
В ЕГРЮЛ появились графы о недостоверности сведений, налоговые органы получили право приостанавливать любое регистрационное действие до 30 дней для получения пояснений. Учитывая, что правопреемниками в 95% реорганизаций были именно однодневки, использование которых обеспечивало дешевизну процедур, процесс встал. И ЕГРЮЛ пополнился десятками тысяч организаций со статусом «находится в стадии реорганизации».
Из «альтернативной ликвидации» сегодня еще можно переписать компанию на физических лиц, в том числе нерезидентов РФ.
Можно переоформить свое юридическое лицо на управляющую компанию и офшор.
Что это даст? Снимет ответственность за дальнейшую сдачу отчетности.
При закрытом расчетном счете, возможно, регистрирующий орган через 12-14 месяцев ликвидирует юридическое лицо, как недействующее.
А, возможно, уже в ближайшее время внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что реквизиты данного юридического лица, отраженные в ЕГРЮЛ недостоверны. Стоит ли «пачкать» свой бизнес?
Стоит добавить, что с выездной налоговой проверкой данный способ никак не связан — захотят проверить, проверят и с новым «директором» и «участником». А, в случае обнаружения существенных нарушений — привлекут действительно ответственных за них лиц.
📌 Реклама Отключить

Грамотная и своевременная ликвидация «лечит» юридическое лицо от возможных мероприятий налогового контроля. Полуграмотная или несвоевременная только покалечит.

юрист Фищук Александр Алексеевич
Источник: Праворуб

Обновление: 9 августа 2017 г.

Налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки при ликвидации организации, включая ООО. Рассмотрим сроки, порядок и особенности ее проведения на примере добровольной ликвидации этого юридического лица, когда такая проверка наиболее вероятна.

Добровольная ликвидация ООО и уведомление инспекции ФНС

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает участников ООО, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом регистрирующий орган (соответствующую инспекцию ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц) сведений о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» конкретизирует, что письменное уведомление о ликвидации направляется в регистрирующий орган в срок три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Уведомление о ликвидации подается по форме № Р15001.

Получив от ООО уведомление с приложением решения (протокола), ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Этот факт может стать основанием для назначения в отношении ООО выездной налоговой проверки при ликвидации.

Проведение её регулируется нормами ч. 1 НК РФ, а также многочисленными ведомственными актами ФНС, в частности утвержденными Приказом ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ Методическими указаниями для налоговых органов, Письмом ФНС РФ от 21.12.2007 N ШС-6-02/998@ и др.

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Формулировка п. 11 ст. 89 НК РФ о проведении налоговой проверки при ликвидации юрлица такова, что обязанность ИФНС проводить ее не установлена. Там говорится лишь об этой возможности.

То есть ИФНС не обязана назначать налоговую проверку после получения уведомления формы Р15001 от ООО.

На практике налоговики эту возможность используют практически всегда, особенно если ликвидируемое ООО имеет большие финансовые обороты или за ним числится задолженность по налогам.

У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос: «Как закрыть ООО без налоговой проверки?»

В законодательстве ответа на него нет. Решение вопроса о необходимости проверки отдано на усмотрение органа ФНС, и тут могут присутствовать субъективные моменты.

Такая проверка нужна для того, чтобы убедиться, что у ликвидируемого ООО отсутствуют долги перед кредиторами и государством. Поэтому вероятность проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица, которое было законопослушным налогоплательщиком и своевременно подавало необходимую отчетность, меньше, чем у тех организаций, которые были не слишком дисциплинированны в этом отношении.

Аналогично и с кредиторами, сведения о задолженности перед которыми налоговики могут почерпнуть из ликвидационного баланса, представляемого в ИФНС: их интересы налоговики тоже в некоторой степени защищают, проводя проверку.

Сроки выездной налоговой проверки при ликвидации ООО

П. 11 ст. 89 НК РФ говорит о сроках такой проверки следующее:

  • она осуществляется независимо от того, когда и по какому поводу была проведена предыдущая;
  • проверяемый период не может быть более трех предшествующих календарных лет.

Следовательно, тут не применяется правило о запрете осуществления двух и более выездных проверок в календарном году, установленное в абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ. И она возможна вне зависимости от числа проверок этого налогоплательщика на протяжении текущего календарного года.

Обычно в рамках налоговой проверки при закрытии ООО устанавливаются правильность и своевременность исчисления и уплаты всех налогов за три предшествующих ликвидации календарных года.

Обновление: 2 августа 2017 г.

Собственники предприятия заинтересованы в ускорении процесса ликвидации, что возможно при проведении данной процедуры без проверок. При прекращении деятельности организации в случае отсутствия со стороны фискальных органов претензий к данной организации и в некоторых других случаях возможна официальная ликвидация ООО без проверки.

Без проведения проверки ликвидация предприятия возможна в случаях, когда ликвидация предприятия осуществляется с:

  • привлечением посредника-юриста;
  • привлечением специализирующихся на данных услугах компаний.

Без проверок возможно закрытие предприятия в случае наличия у него нулевого баланса или отсутствия задолженности и обязательств, наличия правильно заполненных документов для ликвидации.

Существуют следующие варианты ликвидации предприятия без проведения налоговых проверок:

  • провести реорганизацию предприятия путем слияния, преобразования или присоединения;
  • смена региона осуществления деятельности предприятия (переоформление);
  • банкротство предприятия на добровольной основе;
  • продажа предприятия;
  • передача другому владельцу;
  • прекращение деятельности ООО через офшорные зоны.

Как закрыть ООО без проверки

Осуществление ликвидации компании без проведения проверок возможно в следующих случаях:

  • организация имеет нулевой баланс;
  • отсутствие кредиторской и дебиторской задолженности;
  • отсутствие обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
  • отсутствие ошибок в бухгалтерском учете;
  • наличие документов, подтверждающих своевременное представление отчетов в налоговые органы;
  • отсутствие движения денежных средств по счетам предприятия.

Если деятельность ликвидируемого предприятия не осуществлялась в течение длительного времени (не менее 3 лет), то также имеется возможность ликвидации ООО без проведения налоговых проверок.

В данном случае у ликвидируемого предприятия должны отсутствовать:

  • наемные сотрудники;
  • операции по счетам в банках;
  • начисление и выплата сумм по оплате труда.

Общие рекомендации по ликвидации предприятия без проверок следующие:

  • воспользоваться услугами компании, специализирующейся на предоставлении данных услуг;
  • подготовка всех документов без ошибок.

В целях снижения риска проведения проверки налоговыми органами и выявления и устранения ошибок бухгалтерского и налогового учета при ликвидации ООО можно провести внешний и внутренний аудит. Внешний аудит проводится сотрудниками предприятия (например бухгалтерией предприятия). Внешний аудит предприятия проводится независимыми аудиторскими компаниями. На основании выводов и недочетов, выявленных в ходе внешнего аудита и представленных в заключении, предприятие может устранить выявленные ошибки (произвести корректировку отчетов, доплату налогов).

Альтернативные способы ликвидации

У продажи как альтернативного способа ликвидации предприятия имеются как недостатки, так и достоинства. К достоинствам данного метода можно отнести получение денежной суммы за проданный бизнес и короткие сроки. Среди недостатков данного метода отмечены документальное оформление купли-продажи организации и неудаление сведений о данной организации из ЕГРЮЛ. Если у проданного предприятия были долги и обязательства, то новое руководство может быть привлечено к субсидиарной ответственности.

В случае продажи ООО в целях ликвидации предприятие продолжает осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность, но ответственность возлагается на новых собственников. Как только в учредительные документы вносится информация об изменении состава собственников, прежние владельцы уже перестают нести ответственность за результаты хозяйствования данного предприятия.

Одним из альтернативных способов ликвидации предприятия без проведения налоговых проверок считается реорганизация. Под реорганизацией понимаются присоединение, слияние предприятия.

В этом случае вся ответственность переходит к компании, с которой происходит присоединение или слияние. При реорганизации компания прекращает свое существование.

Среди достоинств такого метода ликвидации:

  • сведения исключаются из ЕГРЮЛ;
  • документов оформляется меньше, чем при продаже компании.

Но если в процессе реорганизации к предприятию кредиторами будут предъявлены требования, то этот процесс будет остановлен, что является недостатком данного метода.

К недостаткам можно отнести долгий срок процесса реорганизации и высокую степень риска субсидиарной ответственности.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что самостоятельно можно ликвидировать фирму без проверок только в случае нулевого баланса, отсутствия долгов.

В ходе осуществления предпринимательской деятельности таким субъектом хозяйствования, как общество с ограниченной ответственностью по ряду различных обстоятельств может возникнуть необходимость в проведении процедуры ликвидации общества. Гражданский кодекс предусматривает возможность добровольной и принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Причинами добровольной ликвидации общества могут быть:

  • решение учредителей;
  • истечение срока, на который создавалось общества;
  • достижение цели создания общества;

Принудительно ликвидация проводится по решению суда в случаях:

  • грубого нарушения законодательства, допущенных в процессе регистрации общества, устранить которые невозможно;
  • неоднократного или грубого нарушения требований действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Однако, какова бы ни была причина прекращения деятельности общества, налоговое законодательство России в обязательном порядке предусматривает проведение налоговой проверки, как одного из этапов процедуры ликвидации (ст. 89 НК).

Как закрыть организацию без проверок

Налоговый кодекс предусматривает обязанность учредителей общества уведомить регистрирующие органы о принятии решения о ликвидации с помощью установленных законом форм:

  • форма N P15001 (уведомление о ликвидации);
  • форма N PH0005 (уведомление о назначении ликвидкомиссии);

После чего уполномоченными органами в реестр вноситься запись, свидетельствующая о начале процедуры ликвидации общества.

Налоговая проверка в процедуре ликвидации проводится после составления промежуточного ликвидационного баланса, который подлежит предоставлению в налоговую инспекцию. Целью его составления является определение круга кредиторов и действительного финансового положения общества на текущий момент времени.

На основании данных из предоставленного ликвидируемым предприятием промежуточного баланса налоговым органом принимается решение проводить или нет выездную проверку предприятия (ст. 89 НК).

Произвести ликвидацию без осуществления проверки можно лишь в том случае если на протяжении длительного времени предприятием не осуществлялась хозяйственная деятельность. Нулевой баланс и отсутствие движений по расчетным счетам общества также не вызовут интереса налоговых органов. Во всех остальных случаях проведения проверки избежать не удастся.

Что облегчит проведение проверок

Налоговая проверка является наиболее болезненным этапом во всей процедуре ликвидации и последствия ее проведения подчас могут существенно ударить по карману предприятия. Однако существуют способы, позволяющие пройти этот этап с минимальными нервными и финансовыми затратами.

Основная цель проведения налоговой проверки – выявить нарушения действующего законодательства, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, которые были допущены в ходе его хозяйственной деятельности предприятия, а также определить занижения базы налогообложения.

Если предпринять меры по выявлению и ликвидации этих ошибок до прибытия налоговой, значительно снизиться риск начисления штрафных санкций. К таким предварительным мерам относятся:

  • внутренний аудит;
  • внешний аудит;

Целью проведения как внутреннего, так и внешнего аудита будет своевременное выявление и устранение нарушений законодательства и ошибок в документах бухгалтерского и налогового учета, а также налоговой и финансовой отчетности.

Внутренний аудит. Поручить его проведение руководитель предприятия может бухгалтерскому отделу. Однако внутреннего контроля не всегда бывает достаточно, поскольку может иметь место личная заинтересованность сотрудников бухгалтерии.

Внешний аудит. Проводиться независимой аудиторской компанией. Результатом его проведения является отчет, содержащий выявленные в ходе проверки недостатки и ошибки, допущенные бухгалтерской службой. Материалы отчета дадут возможность бухгалтеру своевременно исправить все возможные недочеты, сформировать корректирующую отчетность и самостоятельно произвести необходимые доплаты в случае выявления недоимок по налогам, что позволит избежать конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

В каких случаях налоговая не проводит проверку

  • Юридическое лицо не осуществляло хозяйственную деятельность на протяжении последних трех лет: отсутствуют наемные работники, не начислялась и не выплачивалась заработная плата, не производились банковские операции и т. д.
  • Предприятие имеет нулевой баланс, что также свидетельствует об отсутствии хозяйственной деятельности.
  • Предприятием своевременно и в полном объеме предоставлялась налоговая отчетность. По результатам камеральных проверок отчетность никогда не вызывала сомнений у уполномоченных работников контролирующих органов в полноте и достоверности.
  • Предприятие не имеет задолженности перед бюджетом и целевыми фондами, а также отсутствуют должники у предприятия. То есть фактически отсутствует дебиторская и кредиторская задолженность.
  • В составе учредителей общества состоит только один участник, что полностью исключает распределение долей в уставном капитале и материальных активов предприятия.

Деятельность организации

Деятельность фирмы при осуществлении ликвидации должна быть нацелена в первую очередь на:

  • приведение в порядок бухгалтерской отчетности и документов первичного бухгалтерского учета;
  • уплату все существующих задолженностей (кредиторских обязательств, налогов и сборов, штрафов и финсанкций);
  • работе с дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • расчет с сотрудниками предприятия;

Документация

Для завершения процедуры ликвидации законодательство о государственной регистрации (ст. 21 ФЗ № 129) предусматривает предоставление в налоговую инспекцию следующей документации:

  • заявление о проведении гос. регистрации в связи с ликвидацией (форма Р16001);
  • ликвидационный баланс;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий подачу в органы территориального пенсионного фонда сведений предусмотренных законодательством о персонифицированном учете.

Этот перечень документов является исчерпывающим и требовать предоставления каких-либо еще документов налоговая инспекция не вправе.

Процедура ликвидация общества будет завершена после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена соответствующая запись. С этого момента юридическое лицо будет считаться прекратившим свою деятельность, о чем регистрирующий орган произведет публикацию в официальном издании «Вестник государственной регистрации».

Альтернативные методы реорганизации ООО

Альтернативной ликвидацией субъекта хозяйствования можно считать процесс формального прекращения деятельности. То есть фактически фирма останется существовать, однако, учредители и администрация к процессу его существования отношения уже иметь не будут. Альтернативные методы ликвидации являются полностью законным и дают возможность избежать налоговой проверки. Существует несколько таких альтернативных методов.

Этот метод представляет собой формальную ликвидацию, поскольку юридическое существование организации продолжается. Заключается он в передаче за вознаграждение в полном объеме долей в уставном фонде предприятия.

Одновременно, как правило, происходит смена директора и главного бухгалтера предприятия. То есть фактически эта процедура представляет собой переход предприятия новым владельцам.

Смена учредителей или генерального директора

Этот способ является наиболее простым среди всех альтернативных способов ликвидации, кроме того, он не потребует существенных финансовых затрат. Фактически этот метод также представляет собой продажу юридического лица третьи лицам. Он имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • короткие сроки проведения всей процедуры – не более 15 дней;
  • относительную дешевизну процедуры перерегистрации;
  • бывшие собственники и администрация организации не будут нести ответственность за текущую деятельность.

Минусами этого метода являются:

  • юридически действие фирмы не прекращается, то есть информация о предыдущих периодах действия продолжает существовать и в любой момент может быть использована с целью привлечения к ответственности ее должностных лиц;
  • предстоит собрать внушительный пакет документов для нотариального удостоверения перехода доли в уставном фонде.
  • высокий размер государственных пошлин и нотариальных сборов.

Перевод ООО в другой регион

Суть этого метода заключается в смене юридического адреса и фактического месторасположения организации в результате чего она снимается с учета в налоговой инспекции с последующей постановкой на учет в другом регионе.

В этом случае предыдущая налоговая утрачивает право выставлять начислять штрафные санкции и проводить налоговые проверки результатов предыдущей деятельности. поскольку изменяется территориальная подведомственность.

Этот вариант интересен, как правило, предприятиям, имеющим налоговую и кредиторскую задолженности.

Слияние компаний

Эта процедура представляет собой ликвидацию юридических лиц с переходом прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу, причем Налоговый кодекс предполагает переход в полном объеме к предприятию правопреемнику налоговых обязательств юридических лиц, которые ликвидируются.

Этот процесс можно охарактеризовать несколькими этапами:

  • уведомление кредиторов фирмы о готовящемся процессе реорганизации;
  • обязательная публикация (не менее двух раз) в официальном печатном органе «Вестнике государственной регистрации»;
  • получение от налоговой инспекции свидетельства о прекращении деятельности реорганизованных организаций;
  • получение свидетельства, подтверждающего регистрацию нового предприятия – правопреемника;

Из вышесказанного видно, что альтернативные способы ликвидации не дают гарантий полной безопасности и абсолютной возможности избежать ответственности бывшим руководителям предприятия, как показывает практика случаи привлечения к субсидиарной ответственности на сегодня не редкость.

В качестве совета можем порекомендовать:

  • Вести законную хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства, чтобы не иметь необходимости прибегать к альтернативным методам ликвидации.
  • Обращаться для проведения процедуры ликвидации к специалистам, имеющим достаточный опыт в данной сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *