Муниципальное транспортное предприятие относится

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Закон №161-ФЗ;

  • Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

  • Закон № 223-ФЗ.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

  • «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

  • «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

  • «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

  • иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

  • управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

  • членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения;

  • на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

  • контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Деятельность МУП «Пассажирские перевозки»

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Предприятие было основано в 1940 году, как пассажирское автотранспортное предприятие, предназначенное для организации перевозок как на городских, пригородных и междугородних маршрутах. Юридический адрес: г. Черемхово, ул. Красношахтерская,91.

До 2002 года сеть междугородних маршрутов охватывала г. Иркутск, Ангарск, Усолье — Сибирское, Аларский, Заларинский, Черемховский районы области. парк подвижный состав эксплуатационный

В связи с возрастающей потребностью увеличения пассажирских перевозок и расширения сети пригородных и междугородных маршрутов, пополнялся парк подвижного состава автобусами как отечественного производства (Львовского и Павловского заводов) так и Венгерского марки Икарус 250.

По состоянию на 1 июля 2002 года ПАТП имело 200 единиц подвижного состава. На линию выходило 160-180 автобусов. Помимо междугородных и пригородных перевозок, ПАТП обслуживало по договорам 20 организаций и предприятий города.

На сегодняшний день парк подвижного состава резко сократился. На линию выходит ежедневно 50 автобусов. Подвижной состав устарел, значительно снизился пассажиропоток.

С 2002 года ПАТП переименовано в МУП «ГПАХ»

В 2006 году — МУП «Пассажирские перевозки».

Предприятие обслуживает 9 городских, 4 пригородных и 7 междугородных маршрутов. Общая протяженность маршрутов составляет более 600 километров и заказные перевозки пассажиров.

Несмотря на то, что 20 % автобусов прошли свой срок амортизации, коэффициент выпуска парка поддерживается на уровне 0,615.

Численность водительского состава составляет 32 водителя, в том числе со стажем работы до 10 лет — 5 водителей, свыше 10 лет — 27 водителей.

Автохозяйство работает ежедневно с 5 часов утра до 22.30 часов вечера, этим самым гарантировано обеспечение поездок населения города.

В 1994 году на пассажирском автохозяйстве вновь возрождена профессия кондукторов.

Главные задачи коллектива совершенствовать и удовлетворять спрос населения на услуги пассажирского транспорта.

Работа по обеспечению безопасной эксплуатации транспорта проводится в соответствии с требованиями Федерального закона » О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года и других нормативных актов.

Прием на работу водителей осуществляется при наличии водительского удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования, соответствия квалификации и опыта работы. Лица, принимаемые на работу в качестве водителя, а также переведенные на новый тип транспортного средства или иной маршрут перевозок пассажиров допускаются к управлению транспортными средствами после прохождения стажировки.

Для повышения профессионального мастерства и дисциплинированности, водители в обязательном порядке проходят соответствующие инструктажи и ежегодные занятия со сдачей зачетов по соответствующим учебным планам, повышающим уровень безопасной эксплуатации автотранспортных средств. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров организован медицинский осмотр водителей перед выпуском на линию. Режим труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Контроль за соответствием технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог осуществляет служба эксплуатации. Техническое обслуживание и ремонт автобусов производится ремонтными рабочими с участием водительского состава по заранее составленному графику, разработанному технической службой с учетом нормативных пробегов в соответствии с правилами технической эксплуатации автобусов.

Контроль за техническим состоянием подвижного состава перед выездом на линию и при возвращении на место стоянки осуществляется механиками контрольно — пропускного пункта круглосуточно.

1. Отрасль, ТЭП и его бизнес

Сведения о предприятии

Муниципальное унитарное предприятие г.Черемхово «МУП «Пассажирские перевозки» осуществляет пассажирские перевозки по Иркутской области.

Юридический адрес: г.Черемхово, ул. Красношахтерская,91.

Основное направление деятельности МУП «Пассажирские перевозки» это предоставление комплекса перевозочных услуг.

Предприятие обслуживает всего 20 маршрутов, в том числе:

Ш 9 — городских

Ш 4 — пригородных

Ш 7 — междугородных

Предприятие МУП «Пассажирские перевозки» планирует приобрести 10 пассажирских автомобилей ПАЗ 3205, стоимостью 420 тыс. рублей за единицу подвижного состава для осуществления пассажироперевозок и для предоставления услуг различным предприятиям. Всего на подвижной состав планируется потратить 5 млн. рублей. Будут набираться водители со стажем работы, ремонтные рабочие. Вложение инвестиций планируется произвести в начальный период. Основные направления пассажироперевозок: Иркутск, Черемховский район.

Пассажирские перевозки автомобильным транспортом на нашем рынке понятие не новое.

Большое количество транспортно-экспедиционных компаний предоставляют подобные услуги, но зачастую качество этих услуг оставляет желать лучшего, начиная от состояния парка подвижного состава и заканчивая профессионализмом водителей и экспедиторов.

Качество предоставляемых услуг будет на порядок выше, чем у конкурентов.

Во-первых, доставка пассажиров будет осуществляться точно в срок, оговоренный с заказчиком.

Во — вторых, высокая скорость реагирования на заказ; выделение автомобиля в день получения заявки.

Основным доходом предприятия является прибыль, полученная от перевозки пассажиров автотранспортом. Стратегией предприятия является поэтапное завоевание рынка услуг по пассажирским перевозкам за счет представления большого количества дополнительных услуг, которые будут предоставляться клиентам, а также высокий профессионализм водителей.

Источниками финансирования инвестиционного проекта будут являться собственные средства предприятия 300 тыс. рублей и краткосрочный кредит в банке в необходимом размере.

Организационно-правовая форма коммерческой деятельности — юридическое лицо. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Для повышения спроса на предоставляемые услуги в конце второго года была проведена рекламная акция, благодаря которой увеличилось число клиентов.

Показатели

Значение

Номинальная ставка процента по депозитным вкладам в банке в начальный момент времени, % годовых

Риск проекта по сравнению вложения денег в банк, %

Номинальная ставка процента за пользование кредитом по данному проекту, % годовых

Темп инфляции за первый год, %

Инвестиционный цикл, лет

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для автотранспортных предприятий может применяться в том случае, если организации для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, используют не более 20 автомобилей.

2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности МУП «Пассажирские перевозки» г. Черемхово

Анализ хозяйственной деятельности предприятия — это комплексное изучение предприятия, его структурных подразделений с целью оценки результатов и затрат производства, выявления резервов и возможности нормализации внутрипроизводственных процессов.

Анализ парка подвижного состава

По данным в 2005 году предприятие имело в эксплуатации 74 единиц подвижного состава, из которых:

· Автобусы малой вместимости (21-28) — 10 ед.

· Автобусы средней вместимости (33-45) — 43 ед.

· Автобусы большой вместимости (48- 52) — 21 ед.

· Легковые — 1 ед.

· Грузовые — 7 ед.

В 2006 году 64 единиц подвижного состава

· Автобусы малой вместимости (21-28) — 10ед.

· Автобусы средней вместимости (33-45) — 33ед.

· Автобусы большой вместимости (48-52) — 21 ед.

· Легковые — 1 ед.

· Грузовые — 4 ед.

В 2007 году 54 единиц подвижного состава

· Автобусы малой вместимости (21-28) — 25 ед.

· Автобусы средней вместимости (33-45) — 20 ед.

· Автобусы большой вместимости (48-52) — 9ед.

· Легковые — 1 ед.

· Грузовые — 4 ед.

Основную часть парка составляют автобусы малой вместимости марки ПАЗ. Показатели таблицы 2 и 4 за период с 2005 года по 2007 год изменились, общее количество подвижного состава сократилось на 20 единиц.

Анализируя структуру подвижного состава за 3 года можно сказать, что существенного обновления автобусного парка не происходило. Подвижной состав предприятия требует обновления и увеличения количества автобусов, для того чтобы в полной мере качественно и эффективно обслуживать население.

Таблица 2 Состав парка автомобилей

Марка а/м

Наличие 01.01.05

Наличие 01.01.06

Наличие 01.01.07

Автобусы:

ПАЗ 3205

ПАЗ 672

КАВЗ 3270

ЛАЗ 695 Н

ЛАЗ 699 Р

СКАНИЯ

ИКАРУС

DAEWOOBF 105 A

ASIA AM 937

ХУНДАЙ AERO QUEEN

ХУНДАЙ FERO CITY

РАФ 22038-02

ВСЕГО:

3. Анализ технико-экономических показателей

Экономический анализ деятельности предприятий автомобильного транспорта является неотъемлемой частью системы управления производством на транспорте.

Из данных технико-экономические показатели за период 2005-2007 г.г. возросли.

Увеличилась численность водителей на 2% за счет увеличения автомобиле-часов работы, но численность вспомогательных рабочих снизилась из-за низкой заработной платы, что свидетельствует о недостаточном техническом обслуживании подвижного состава.

Затраты на топливо, эксплуатационные материалы, шины, запасные части увеличились за счет изменения цен. С учетом инфляции цен увеличилась заработная плата работающих на предприятии. Средняя заработная плата работающего по сравнению с 2005 г. увеличилась на 96%.

Рост доходов предприятия объясняется повышением тарифов на автомобильные перевозки и объемов перевозок пассажиров.

Анализируя показатели, можно сделать вывод об убыточности работы предприятия. В результате перевозочной деятельности, предприятие не покрывает все виды расходов, превышение расходов над доходами говорит о том, что оно не рентабельно.

Таблица 3. Технико-экономические показатели

Статьи затрат

Ед.измерения

1.численность рабочих и служащих, всего

чел.

в том числе:

Руководители

Служащие

Водители

вспомогательные рабочие

2. фонд оплаты труда на предприятии

т. руб.

2800,0

3000,0

3248,0

3. средняя заработная плата работающего

руб.

4. отчисления на социальные нужды

т. руб.

247,8

358,9

468,8

5. затраты на топливо

2985,0

3275,0

3565,0

6. затраты на эксплуатационные материалы

750,0

850,0

1000,0

7.затраты на восстановление износа и ремонт шин

700,0

790,0

900,0

8. затраты на запасные части, в том числе ТО и ТР

286,1

357,0

472,2

9. амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава

10. амортизационные отчисления на восстановление производственно- технической базы

31,0

35,2

40,0

11.доходы от эксплуатации

7400,0

7500,0

7760,1

12.налог на пользователей автодорог

740,0

750,0

776,0

13. затраты на эксплуатацию, всего

7419,6

8324,0

9022,6

14.результат деятельности предприятия

-19,6

-824,0

-1262,0

Показатели доходов и затрат предприятия.

После анализа технико-экономических показателей, следует обратить внимание на изменение технико-эксплуатационных показателей.

4. Анализ технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава

Фактическое значение пассажирооборота за предыдущие 3 года превысило в среднем на 1-2 %. Причина увеличения пассажирооборота связана со значительным увеличением стоимости билетов на железнодорожном транспорте.

Среднее время в наряде уменьшилось на 1%, что можно объяснить изменением числа автобусов, частыми техническими неисправностями перед выездом на линию.

Коэффициент использования пассажировместимости (коэффициент наполнения) показывает наполнение автобусов всего на половину, т.е. 55%-60%. Фактическое значение превысило на 1-2%, это зависит от нестабильности пассажиропотока по маршрутам, сезонных колебаний, в летний период значение пассажиропотока выше, чем в зимний.

Показатели средней и общей вместимости , аналогично отличаются на 1-2% по уже перечисленным выше причинам.

Фактический показатель коэффициента использования пробега увеличился на 0,2-0,3%. Изменение его связано с увеличением пробега с пассажирами и общего пробега, вероятно за счет сокращения нулевых пробегов, сокращение заездов в АТП из-за технических неисправностей.

Фактическое значение коэффициента выпуска автобусов на линию больше в среднем на 1-2%. Он показывает выход автобусов на линию 50-60% от общего числа. Неполный выпуск подвижного состава на линию влияет на план перевозки пассажиров. Однако этот показатель за 2007 год выше, чем предыдущие годы. Соответственно фактические показатели автомобиле-дней работы и автомобиле-дней в хозяйстве снизились на 0,5-0,6% .

Таблица 4 — Технико-эксплуатационные показатели

Коэффициенты: использование пробега (В); выпуска автобуса на линию (Lв); использование пассажировместимости (Yн):

Общий пробег (L общ), с пассажирами (Lпасс)

Средняя дальность поездки пассажира (Iср); Среднесуточный пробег одного автобуса(Iсс)

Пассажирооборот (Р), объем перевозок (Q).

Общая вместимость автобуса (qобщ); средняя вместимость автобуса (q ср)

В общем, анализируя технико-эксплуатационные показатели подвижного состава, можно сказать, что отклонение показателей за 3 года составляет 0,5-3%, что незначительно. Основная причина не очень хорошее состояние подвижного состава. Вероятно, причина в нерациональном использовании автобусов на маршрутах. Это работа службы эксплуатации; невыполнение норм технического обслуживания и ремонта. Но следует отметить, что автобусы выходят на линию точно по установленному расписанию, что показывает показатель регулярности движения, который изменялся за период 2005-2007 г.г. в пределах 98%-99,5% .

Запланированные показатели за 2007 год отличаются от фактических. Показатели автомобиле дней в работе по плану ниже фактических на 0,2%. Изношенность подвижного состава не позволяет точно запланировать организацию перевозок. Объем перевозок пассажиров по плану ниже фактического, что связано с нестабильной экономической обстановкой в сельской местности, сезонного пассажиропотока. Однако плановые показатели общей вместимости выше фактической на 0,3%, так же выше и коэффициент использования пассажировместимости. Неполный выпуск автобусов на линию показывает коэффициент выпуска, он ниже планового на 6%. Соответственно фактическое количество рейсов ниже плановых, сокращение общего пробега и пробега с пассажирами. Плановая регулярность выше фактической на 0,5% по выше сказанным причинам. На рисунках наглядно показаны отклонения фактических показателей от плановых за 2007 год.

Анализ материалов обследования позволяет выявить данные, характеризующие перевозку пассажиров по действующей схеме маршрутов. Сопоставление сведений позволяет не только проводить корректировки отдельных маршрутов, но и разрабатывать научно обоснованные схемы маршрутов и расписания движения автобусов по ним.

На основе проведенного анализа можно сделать выводы по совершенствованию работы предприятия.

Выводы и предложения по совершенствованию работы предприятия

В сегодняшних условиях тенденции и перспективы развития любых предприятий определяет рынок.

Основным критерием существования и развития предприятия является рентабельность его деятельности и получение прибыли. На сегодняшний день предприятие обязано эксплуатировать свой подвижной состав на пригородных маршрутах, полностью убыточных, получая дотацию от Черемховского района, не всегда в полном объеме и с большими задержками. Вследствие этого руководство предприятия сегодня должно само отыскивать пути продажи своих услуг на рынке с целью любыми способами окупить свое существование. На предприятии ведется разработка и исследование мероприятий по внедрению новых междугородных маршрутов

Для привлечения пассажиров, АТП должно иметь конкурентно способные цены на услуги и соответствующий уровень обслуживания населения. Для этого необходимо иметь достаточное количество комфортабельного подвижного состава, дисциплинированных и культурных водителей. Но из-за сложившейся экономической ситуации, предприятие не в состоянии самостоятельно обеспечить нормальное условие перевозки.

В настоящее время перспективы развития пассажирских перевозок на предприятии нет. С каждым годом все больше поглощают междугородную и пригородную маршрутную сеть частные предприниматели. Маршрутные автомобили-такси перевозят пассажиров по направлениям Черемхово-Бахтай, Черемхово — Аларский з/с, Черемхово — Голуметь, Черемхово — Хандагай, Черемхово — Новостройка, Черемхово — Онот, Черемхово — Тальники, многие частные предприниматели работают незаконно, без документов, разрешающих перевозочную деятельность пассажиров. Конкуренты предприятия забирают большую часть платежеспособных пассажиров, оставляя льготных и пользующихся правом бесплатного проезда.

Плачевное состояние подвижного состава автоколонны, о чем было сказано выше, недофинансирование эксплуатационной деятельности говорит о серьезности существующих проблем.

Исходя из отчетных данных предприятия, низкий плановый коэффициент выпуска автомобилей на линию связан с тем, что парк сильно изношен. Объем перевозок, прибыль и реализация услуг предприятия снизились за счет увеличения количества частных маршрутных такси. Также предприятие планирует убытки от перевозочной деятельности, это связано с сезонностью перевозок.

Считаю необходимым в период наибольшей активности пассажиров выпускать на линию большее количество автобусов, большей вместимости из имеющегося парка машин.

Список литературы

1. Аксенов И.Я. Единая транспортная система. — М.: Высшая школа, 1991.

2. Афанасьев Л.Л., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. — М.: Транспорт, 1983.

3. Большаков А.М. и др. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективности работы автобусов.- М.: Транспорт, 1981.

4. Володин Е.П., Громов Н.Н. Организация и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом. — М.: Транспорт, 1982.

5. Громов Н.Н. и др. Единая транспортная система. — М.: Транспорт, 1987.

6. Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов.- М.: Горячая линия — Телеком, 2004.

7. Миротин Л.Б. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте. Учебник для вузов.- М.: Изд-во «Брандес», 1997.

8. Краткий автомобильный справочник. — М.: Транспорт.

9. Система качества подготовки специалистов. Оформление курсовых и дипломных проектов.- СТП ИрГТУ

10. Транспортная логистика: Учебник для вузов / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.А. Гудков и др. Под ред. Л.Б.Миротина.-М.: Экзамен, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *